Как сделать проект для начальной школы по окружающему миру реки нашего края фото проекта

Обновлено: 07.07.2024

Предмет исследования: “Водоёмы нашего края” (окружающий мир).

Тип проекта: информационный, творческий, краткосрочный.

    Повышение мотивации к обучению.
  • Разработка и написание проекта “Водоёмы нашего края”.
  • Формирование экологической грамотности.
  • Формирование бережного отношения к водоёмам нашего края.
  • Повышение самооценки учащихся.
  • Приобщение родителей к совместной деятельности.
  • Презентация проекта.
  • Какую воду мы пьём?
  • В какой воде купаемся?
  • Какое значение имеет вода в жизни человека и всего живого?
  • Почему надо охранять водоёмы от загрязнения?

Проект рассчитан на 4 учебные недели.

Участники проекта: учащиеся 4 “Б” класса МОУ СОШ №4 г. Нижний Ломов.

  • Значение воды для человека и других живых организмов.
  • Водные ресурсы Пензенской области.
  • Растительный мир пресных водоёмов.
  • Животный мир пресных водоёмов.
  • Экологическое состояние водоёмов нашего края.
  • Загадки, пословицы, рассказы о воде.
  • Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
  • Обучение приёмам исследовательской работы с книгами, использование материалов промышленных предприятий и служб города, сети Интернет в целях получения новых знаний.
  • Приобретение коммуникативных навыков.
  • Развитие речи и обогащение лексики.
  • Активное участие родителей в школьной жизни ребёнка.
  • Повышение профессиональной компетенции учителя.

1. Введение в тему.

Учитель: Мы снова вместе. Начинаем урок Мир вокруг нас.

- Отгадайте загадку и вы узнаете тему урока.

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик - в роднике,
А широкий - в море. (Река)

- Внимание на экран. Каким вы видите океан? (Cлайды)

- Какой видите реку?

- Какая вода нам нужна?

Воды на земле одновременно и много и мало. Её много в морях и океанах, но морская вода - солёная и не пригодна для питья, использования в производстве и сельском хозяйстве.

Пресной воды существенно меньше, и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Ограниченные запасы пресной воды ещё больше сокращаются из-за их загрязнения.

И эта проблема не может не волновать нас – главных потребителей пресной, питьевой, чистой воды.

Из газеты “Маяк. Куранты” от 27.10.09. мы узнали, что в нашей области работает программа “Чистая вода”, а из другой статьи от 7.09.09, что специалисты ЖКХ чистили и углубляли русло реки Ломовка. У нас возникли вопросы:

- Какую воду мы пьём?

- В какой воде мы купаемся?

- Почему русло реки Ломовка затянуто илом?

- Чем и как мы можем помочь сохранить воду чистой?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы решили исследовать их и разработать информационный проект “Водоёмы нашего края”.

И сегодня мы защищаем свой проект. Форма защиты – отчёт.

- Географы (представляются) расскажут о значении воды в жизни человека и всего живого, о водных ресурсах Пензенской области.

- Ботаники познакомят с растительным миром пресных водоёмов.

- Зоологи доложат об исследовании животного мира пресных водоёмов.

- Экологи исследовали экологическое состояние пресных водоёмов и расскажут о своих методах работы.

- А литераторы напомнят о том, что проблема чистой воды волнует и их - людей искусства.

- Ребята, у вас на столах Информационные карты с заданиями.

По ходу отчётов каждой группы заполняйте их.

Водоёмы – это _____________________________________

Водоёмы бывают __________________________________

Естественные водоёмы: _____________________________

Искусственные водоёмы: ____________________________

Рек в области ______________________________________

Самая большая река _________________________________

Сура – приток ______________________________________

Мокша – приток ____________________________________

Хопёр – приток _____________________________________

Ломовка – приток ___________________________________

Питание рек _______________________________________________________

- Заполните таблицу (слайд):

Плавают на поверхности ______________________________

Прикрепляются ко дну ________________________________

Плавают в толще воды ________________________________

Загрязняют водоёмы __________________________________

Охрана водоёмов _____________________________________

В Красной книге ______________________________________

Слово географам. (Отчёт географов. Водоёмы нашего края)

  • Значение воды.
  • Водные ресурсы.
  • Река Сура и её притоки.
  • Река Мокша и её притоки.
  • Река Хопёр и её притоки.
  • Родники.

Ученик: Значение водоёмов в природе очень велико: это и купание, и полив, и питьё, а также работа предприятий, а уж о том, что вода является домом для рыб, известно всем. Остановимся на каждом пункте.

• Купание (слайд). Мест для купания в нашей области достаточно, хотя в некоторых районах их состояние оставляет желать лучшего. Возьмём для сравнения города Пензу и Нижний Ломов. Итак, что мы видим? В Пензе есть оборудованные пляжи и зоны отдыха. Это пляж в районе Барковки, Арбековский пруд, зона отдыха в посёлке Ахуны. А вот в моём городе Нижний Ломов таких пляжей практически нет.

• Питьё (слайд). Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела.

Вода необходима нашему организму для удаления вредных веществ. Если массу тела: 3*2, можно определить, сколько воды в твоём теле. Масса моего тела 48 кг, делю на 3=16 кг и умножаю на 2=32 кг, а это значит, что наше тело состоит на 2/3 из воды.

Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. В сутки человеку требуется более 2 л воды.

Вода к нам в квартиру поступает из водоёмов, пройдя предварительную обработку на очистных сооружениях. Воду пьют и звери, и птицы, в ней нуждается все живые организмы.

• Полив (слайд). На территории Пензенской области выращивается много сельскохозяйственных культур, которые требуют полива. На эти нужды идёт вода, не прошедшая фильтрацию.

• Работа предприятий (слайд). Работа любого предприятия связана с расходом воды. Вода “добывает” электрический ток, работая на электростанциях. Вода необходима на таких предприятиях как баня, бассейн, автомойка, без воды не замесить тесто, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства – ничего не сделать без воды. А в нашем городе все такие предприятия работают.

• Дом для рыб (слайд). В нашем крае много водоёмов, где водится большое количество рыбы. Есть виды рыб, что разводят в искусственных водоёмах, а есть те, что размножаются в естественных условиях.

• Вода – транспортные магистрали (слайд). Вода не только “поит”, но и ещё обеспечивает перевозку грузов, пассажиров по водным путям.

Обобщение. Значение воды (слайд).

Водные ресурсы Пензенской области.

Ученик: Мы собрали информацию о водоёмах Пензенской области. Все водоёмы по происхождению мы разделили на две группы (слайд):

Территория нашего края представляет возвышенную равнину, расчленённую долинами рек и речушек. На территории Пензенской области насчитывается 2746 рек и ручьёв, в том числе 302 реки протяжённостью свыше 10 км, 240 озёр естественного происхождения.

Обобщение по Информационной карте (пункт 1).

Отчёт ботаников. Растительный мир водоёмов нашего края.

Учитель: Ярким, нарядным, притягательным выглядит водоём в тёплое время года. Тихий плеск воды, обилие цветов с синими, фиолетовыми, розовыми, жёлтыми головками цветов не перестают привлекать наш взор, восхищать своей красотой. Слово ботаникам.

Ученик: Мы исследовали растительный мир водоёмов нашего края методом наблюдения, методом опроса, методом сбора информации из детских энциклопедий “Я познаю мир”, “Всё обо всём” и атласа - определителя “От земли до неба”. В результате работы мы разделили все растения на 4 группы, в зависимости от того, где они растут (слайд):

Первая группа (слайд). Рогоз, камыш, стрелолист, тростник, осока прикрепляются своими корнями ко дну водоёма, а стебли и листья этих растений поднимаются над водой. Эти растения встречаются по берегам водоёмов. Их высота достигает до 1 метра. Люди их часто путают. Внимательно рассмотрите рисунок, и вы запомните различия. У камыша и тростника соцветия - метёлки, а у рогоза - коричневый “палец”.

Ко 2-й группе (слайд) мы отнесли кубышку (жёлтая лилия), кувшинку (белая лилия), рдест плавающий и рдест курчавый. Корни этих растений тоже на дне, а их широкие листья и цветы плавают на поверхности водоёма. Эти растения украшают реки, пруды и озёра. Кубышка встречается чаще, чем кувшинка. Оба растения нуждаются в охране и занесены в Красную книгу Пензенской области.

В пруду или озере можно увидеть торчащий из воды невзрачный колосок, а рядом овальные плавающие листья. Это рдест плавающий. Большая его часть скрыта под водой.

Третья группа (слайд). В водоёмах живёт растение, которое свободно плавает в толще воды, т.к. у него нет корней. Это роголистник. Его листья по форме напоминают рог, отсюда и название.

А в толще воды плавают мельчайшие зелёные водоросли. Разглядеть их можно только в микроскопе. Иногда их бывает так много, что вода кажется зелёной.

К 4-й группе (слайд) мы отнесли ряску - крошечное растеньице, плавающее на поверхности воды. Этих растений нередко бывает так много, что они полностью затягивают водоём.

Пробы воды на цветность из реки Ломовка в районе Красного моста показывает, что в реке есть зелёные водоросли, т.к. вода - зелёного цвета, а глубина 0,5-1,5 метров. Это подтверждает и статья корреспондента Е.Саляева “… Посмотрите на русло реки. Почему-то после очистки и углубления русла оно стало мелким и чуть ли не сплошь заросло водорослями” (слайд-фото).

Хотелось бы видеть нашу речку полноводной с обилием кувшинок и кубышек.

Велика роль растений в водоёме. Растения выделяют в воду кислород необходимый для дыхания организмов, служат пищей животным, подводные заросли служат убежищем для животных.

Обобщение по Информационной карте (пункт 2):

- Какие растения можно встретить по берегам реки Ломовка?

- Назовите растение с плавающими на поверхности воды листьями и жёлтыми цветами, оно занесено в Красную книгу?

- Растение, имеющее листья-стрелы с широкими наконечниками?

- Растение, которое часто путают с камышом, с мягким коричневым наконечником?

- По наличию кубышек и кувшинок в водоёме можно определить глубину водоёма: кувшинке доступна глубина - до 2 м, а кубышке - до 3,5 м.

К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре -
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе раз - это брасс,
Одной, другой - это кроль.
Все, как один, плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

Отчёт зоологов. Животные водоёмов.

Учитель: Богат и разнообразен животный мир водоёмов нашего края. Свой отчёт продолжают зоологи.

Ученик: Я начну свой отчёт с загадок о жителях водоёмов:

Ползает наоборот,
Задом наперёд,
Всё под водой
Хватает клешнёй (Рак)

У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыба)

Рыбы (слайды) - постоянные обитатели водной среды. В процессе исторического развития, у рыб вырабатывались различные приспособления к условиям жизни в водоёмах. У рыб обтекаемая форма тела, кожа покрыта чешуёй, имеются плавники. Дышат жабрами. Изгибая туловище и хвост, рыба движется вперёд. Рыбы видят близкие предметы, различают звуки.

В процессе исследования узнала, что рыбы, живущие в пресной воде, приспособились жить одни в стоячей воде (караси, карпы), другие - в проточной воде (щука, окунь).

Игра. Найди и исправь ошибки в тексте (слайд).

Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие жёлтые кувшинки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это ряска. По поверхности воды стремительно бегают жуки-плавунцы. А по водным растениям медленно ползают двустворчатые моллюски-прудовики и катушки

Отчёт экологов. Экологическое состояние водоёмов.

Учитель: Люди часто нарушают экологическое равновесие, что вредит всему живому. Наши экологи исследовали этот вопрос, им слово.

Ученик: Первое впечатление о состоянии наших водоёмов сложилось, когда мы читали статьи в газете “Маяк. Куранты”: “Чистая вода дошла не до всех”, “А стоки так и текут”, “Где купаться хочется – там нельзя…”.

И мы решили узнать: Какую воду мы пьём? В какой воде купаемся? Мы нашли ответы:

По данным Госкомэкологии области качество воды в пунктах наблюдения на основных реках области соответствует 3-ему классу (умеренно загрязнённые). В таких реках как Сура, Пенза, Труев, Ломовка, Мокша, в Сурском водохранилище, особенно ниже расположенных на них городов и населённых пунктах, периодически регистрируются превышения предельно допустимых норм органических загрязняющих веществ, азота аммонийного, нефтепродуктов, фенолов, железа, марганца, ряда тяжёлых металлов.

Основной причиной такой ситуации является, во-первых, отсутствие очистных сооружений ливневой канализации городов; во-вторых, высокий процент износа действующих очистных сооружений. Так из 87 °С области работают не более 15.

Ученик (слайд): Водоснабжение города Нижний Ломов происходит из родников. Мы попытались узнать, в каком состоянии находятся родники. И вот что выяснили.

Питание родников происходит, в основном, за счёт атмосферных осадков. Химический состав этих вод зависит от состава и степени загрязнения того слоя земли, через который фильтруются атмосферные воды, а также от состава вод расположенных вблизи водоёмов.

Вода в 74% обследованных родников соответствует установленным для питьевой воды нормам. Чаще всего в родниковой воде обнаруживаются превышение по нитратам, фенолам, железу, марганцу, свинцу. 72% родников содержат ионы серебра.

Ученик: Мы предлагаем:

Выпустить листовку-обращение к жителям микрорайона с просьбой объединить усилия для решения актуальной экологической проблемы.

3) Распространить памятки-закладки о правилах поведения на водоёмах среди учащихся школы.

  • Не бросай мусор в воду.
  • Не оставляй мусор на берегу.
  • Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоёмах.

Учитель: С возникновением человеческого общества появился мощный фактор воздействия на живую природу. Создание крупных городов и водохранилищ, развитие промышленности оказывает губительное воздействие на окружающую среду.

Наше потребительское отношение к природе и неразумное вмешательство в неё может привести общество к экологическому кризису, важнейшее проявление которого – онкологические заболевания, заболевания дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта. А здоровье не могут заменить никакие блага цивилизации.

- Ребята! Вы отлично поработали. В отчётах прозвучали ответы на интересующие вас вопросы:

- Какое значение имеют водоёмы для человека и всего живого?

- Зачем нужно знать растительный и животный мир водоёма?

- Почему надо охранять водоёмы от загрязнения?

- Что и как можем сделать мы для того, чтобы вода в водоёмах была чистой?

Продуктом вашей проектной деятельности стала книга “Водоёмы нашего края” (Показ книги: книга распечатана на цветном принтере, выполнена в твёрдом переплёте. Свёрстана по материалам научных групп, имеет несколько частей, куда включены тексты, рисунки, фотографии, карты, таблицы, рассказы о воде, пословицы и поговорки).

- Каково её назначение?

1. Информировать учащихся и родителей о жизни водоёмов нашего края.

2. Принять участие в районном конкурсе “Зеркало природы”.

Вклеить информационную карту в рабочую тетрадь и по её плану составить рассказ о водоёмах нашего края, дополнив своими наблюдениями.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Творческий проект на тему “ Реки и озера ”. Презентация на заданную тему содержит 21 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Творческий проект на тему “Реки и озера” Выполнила студентка 2 курса географического факультета МГУ Кирюхина Александра

Часть 1. Реки Река — постоянный водоток с естественным течением по руслу от истока вниз до устья и питающийся за счёт поверхностного и подземного стока с его бассейна. Потамология – наука, которая занимается изучением строения речных сетей, стока рек, морфометрией речных бассейнов и так далее.

Часть 1. Реки. факты На реки приходится 1,8 тыс. км3 пресной воды из общего объема воды в реках (2 тыс. км3) Период обновления воды в реке во многом зависит от морфологических и территориальных особенностей. Классификация рек по площади водосбора (км2) (F – площадь водосбора): Большие - F > 50 000 Средние - 2 000

Часть 1. реки. факты Типы рек по условиям движения водного потока: Горные Полугорные Равнинные Типизация рек по источникам питания: C дождевым питанием C снеговым питанием C ледниковым питанием C подземным питанием

Часть 1. реки Водосбор реки – часть земной поверхности и толщи почво-грунтов, откуда данная река получает свое питание Бассейн реки – часть земной поверхности, ограниченная водоразделом Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, море Исток – место начала реки (ледник, родник, болото, озеро)

Часть 1. реки. строение Типы речных систем дендрическая, прямоугольная, центростремительная Морфодинамические типы речных русел Прямолинейные, меандрирующие (извилистые), разветвленные на рукава

Часть 1. реки. строение Долина реки – понижение земной поверхности, в котором находится водоток и характерные формы рельефа Происхождение речных долин: тектонические, ледниковые, эрозионные Русло реки – наиболее пониженная часть долины, занятая водным потоком Пойма реки – пониженная часть долины, периодически затапливаемая Терраса – часть долины не затапливаемая никогда Коренной берег – часть долины, по которой проходит водораздел

Часть 2. озера Озеро – природный водоем с замедленным водообменом Лимнология — наука о физических, химических и биологических аспектах озёр и других пресных водоёмов, в том числе и водохранилищ Озерность некоторых стран, % - Финляндия – 9,4, Швеция – 8,6, Россия – 2,1 Типизация озер по размеру очень большие - F > 1000 км2 большие - 100

Часть 2. озера Происхождение озер и озерных котловин Тектонические (Онежское, Ильмень, Верхнее) вулканические (озера Италии) метеоритные ледниковые карстовые (озера Урала)

Часть 2. Озера Происхождение озер и озерных котловин : суффозионные (возникают на участках выноса мелких частиц грунта) термокарстовые (существуют в районах мерзлоты) речные (старицы) морские (лиманы, лагуны) эоловые (образуются в понижениях между песчаными дюнами) органогенные (водоемы на заболоченных территориях)

Часть 2. Озера Также озера можно разделить по типу водообмена: Сточные и бессточные Сточные – поступающая в них вода расходуется на образование речного стока. Пример: Байкал. Бессточные – поступающая в озера вода расходуется на испарение, фильтрацию и не образует стока.

Проект

Содержательная работа с детьми началась с выделения и анализа имеющегося опыта по эколого-краеведческому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста. Четко определены этапы и условия реализации проекта. Главным условием на всех этапах работы было четкое определение субъектных позиций всех участников проекта – педагогов, детей и родителей.

Проект носит творческо – информационно - исследовательский характер, рассчитан на 2 недели.

Данный проект при его последовательной реализации решает важные задачи. Но главный результат проекта – триединая взаимосвязь участников и использованный воспитывающий и развивающий потенциал их совместной деятельности.

Паспорт проекта

Вид проекта : творческо-информационно- исследовательский

Продолжительность проекта : краткосрочный

Участники проекта : дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги.

Сроки реализации : 2 недели (4-15 июня)

«Мир окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Актуальность.

Экологическое направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность.

Чаще всего экологическое направление включает в себя изучение растительного и животного мира родного края. А мы свой проект посвятили исследованию и изучению с детьми, педагогами и родителями рек Иша и Чойка, географического положения, флоры и фауны, хозяйственного использования человеком.

Проект направлен на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте.

Ведь, дети живут в селе, где протекают две реки: Иша и Чойка. Недалеко от детского сада протекает река, и некоторые семьи воспитанников каждый день проходят по мосту через нее. (Приложение №1)

А что дети знают о реке? Кроме названия, ничего. Дети, побывав на реке, порой ничего не замечают, даже красоты реки. Они не могут назвать виды рыб в наших реках. Дети не задумываются о том, как наша жизнь связана с жизнью реки: отсутствие представлений о значении воды, об основных источниках загрязнения воды, последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
Таким образом, нами была обоснована необходимость организации и проведения системы мероприятий, способствующих проявлению интереса к рекам нашего села, воспитанию любви к родному селу, желанию беречь

красоту и чистоту рек.
Мы сделали вывод: не имея достаточного количества знаний, не владея достаточной информацией о реках в родном селе - трудно сформировать бережное отношение к малой Родине. У каждого человека есть Родина – место, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным.

Тысяча названий на карте. Это язык земли, это память истории. Есть на карте нашей Республики Алтай и голубые ленточки рек Иша и Чойка.

(Приложение №2)

Как и многие населенные пункты, наше село заложено первыми поселенцами в удобном месте, где целых две реки. И это неспроста. Ведь места, где чаще всего были разбиты древние поселения, находились рядом с каким-либо водоемом. Для жизни каждого человека нужна чистая вода: для питья и приготовления пищи, как место для водопоя скота, сочные травы тоже растут около реки, в реке ловили рыбу, а это была значительная часть питания человека.

Иша и Чойка – реки нашей малой Родины. Но у них есть свои серьезные проблемы – водная жилка наших рек становится все уже, берега зарастают осокой. Реки мелеют. Уровень воды в них падает, в реках стало очень мало рыбы, а некоторые виды рыб исчезли совсем (гальян)

Любовь к природе – великое чувство. Она помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. А чтобы человек научился этому, надо прививать эту любовь с раннего детства. Детям свойственны доброта и любознательность, но им не хватает опыта, знаний.

Самый важный период этого понимания – это детский сад, когда закладываются основы наук, на базе которых в сознании человека выстраивается научная картина мира. От этого в дальнейшем будут зависеть характер взглядов и убеждений человека, его миропонимание и поступки. Вот почему воспитателю отводится ответственная роль - стать проводником нового мышления - экологического.

Этой единой целью проект поможет объединить не только детей и воспитателей, но и привлечь не менее заинтересованную сторону в качественном воспитании подрастающего поколения – родителей, а старшее поколение может поделиться своими воспоминаниями. Если каждый житель села Чоя, с детских лет будет интересоваться и знать историю своего села, представления о реках, которые протекают в родном селе , то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьет интерес к истории своей малой Родины и любовь к ней.

Мы убеждены в том, что, только взаимодействуя с семьей, мы сможем привлечь внимание к экологическим проблемам, воспитанию патриотических чувств к малой родине.

Если воздействовать на чувства ребенка с помощью практической, экологически – ориентированной творческой и продуктивной деятельностью, то это будет способствовать проявлению интереса детей к рекам нашего села, воспитанию любви к родному селу, желанию беречь красоту и чистоту рек.

Все вышесказанное позволило сформировать цель проекта и его задачи.

Блок-схема: альтернативный процесс: Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с реками нашего села, формирование у детей познавательного интереса к природе родного края, предпосылок экологического сознания


В основе проекта представлены концептуальные идеи:

обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребенка, специфически детскими видами и способами деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками;

целостное развитие ребенка, т.е. единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуализации;

системность знаний, т.е. возможность освоения детьми элементарных систем знаний о явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы.

Таким образом, воспитание и экологической культуры дошкольников является одним из важных направлений дошкольного образования.

Новизна технологии эколого - краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста, заключается в организации совместной проектно-игровой и продуктивной деятельности ребенка и взрослого на основе субъект - субъектных отношений.

· принцип культуросообразности . Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке;

· интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, интеграция условий реализации содержания образования: а) технологии по патриотическому воспитанию; б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников; в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы; г) предметно - пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы; - результат: а) интеллектуальные, личностные, физические качества; б) универсальные предпосылки учебной деятельности; в) формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей; сознания, построенного на приоритете национально - государственных ценностей;

· принцип наглядности предполагает не просто иллюстрацию изучаемого предмета или явления, а использования целого комплекса средств, приемов и методов, которые обеспечивают формирование более четкого и ясного восприятия сообщаемых знаний. Большая роль при использовании наглядного метода принадлежит словесным комментариям;

· принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка;

· принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.

Предполагаемые результаты проекта:


Методика обследования. (Приложение № 3)

На первом этапе реализации проекта было проведено обследование детей (Рисунок №1)

Обследование детей проводилось в старшей группе, 20 детей. Были использованы методы обследования: игровые, репродуктивные, тестовые. Индивидуальные и подгрупповые беседы с использованием иллюстраций, анализ продуктивной деятельности, наблюдение за свободной деятельностью.

В результате обследования получены следующие результаты:

Высокий уровень - 0%

Средний уровень - 70%, 14 детей у этих детей имеется необходимый объём знаний о некоторых рыбах, которые живут в наших реках, растениях.

Низкий уровень -30%, 6 детей назвали один из видов рыбы, не знают правила бережного отношения к рекам.

Полученные результаты позволяют нам сделать вывод, что у многих детей сформирована слабая база знаний о реках нашего села, которую необходимо дополнить.

Рис.1 Результаты анкетирования детей на первом этапе реализации проекта.


Так же на начальном этапе было проведено анкетирование родителей воспитанников (Рисунок 2). В результате обработки информации были получены следующие результаты, показывающие уровень заинтересованности родителей в опытно - исследовательской деятельности детей.

Высокий –15%, (3 семьи),

средний-50%(10 семей),

низкий- 35 % (7 семей).

Рис.(2) Результаты анкетирования родителей на первом этапе.


Реализация проекта пройдет в три этапа:

2. Творческо-деятельностный этап

3. Итоговый этап

Подготовительный этап.

Формы организации детских видов деятельности, направленных на реализацию проекта на данном этапе



Организация образовательной деятельности детей

Образовательная деятельность в режимные моменты

Взаимодействие с родителями

· чтение художественной литературы.

· чтение художественной литературы:

· Поход- экскурсия на реку Чойка

(Фото -приложение №4)

· анкетирование родителей по теме проекта;

· поиск информации по теме проекта;

Детям и родителям понравилась идея проекта, они сразу включились в работу: собирали информацию по теме, приносили книги, свои рисунки. Дети с удовольствием представляли собранную информацию в группе, внимательно слушали друг друга. Вся собранная информация вызывала восторг детей и желание поделиться новыми знаниями. Мы использовали полученные материалы в образовательной деятельности и режимных моментах.

Творческо-деятельностный этап

Формы организации детских видов деятельности, направленных на реализацию проекта на данном этапе





Организация образовательной деятельности детей

Образовательная деятельность в режимные моменты

Взаимодействие с родителями

Участие в сборе интересной информации по теме проекта.

Придумывание рассказов о реке

Организация выставок для родителей творческих работ детей по лепке, рисованию, аппликации;

На данном этапе большой эмоциональный отклик у детей вызвало

использование образа реки в творческой деятельности ( Приложение №5) Особенно им понравились поделки рыб (Приложение № 6). У детей повысился уровень знаний и интерес к рекам нашего села.


Много знаменитых рек в России,
Но куда б ни бросила судьба,
Снятся мне берёзы и осины,
Снится мне речушка Сердоба.

Пусть она не каждому известна,
Поросли осокой берега.
Но её застенчивая песня,
Как ничья другая мне близка.

Соловьиные с ней слышу трели,
Шёпот трав весенних и берёз.
С Сердобой знаком я с колыбели,
Под её напевы я возрос.

И пускай давно промчалось детство,
Рек немало в жизни я встречал.
От неё мне никуда не деться:
Сердоба – навеки мой причал.
Михаил Бахарев

1. Актуальность темы.
Река моего детства…

Какая она? У каждого своя, у нас река Сердоба. Это не только река нашего детства, но и детства наших родителей! Так же как и мы, они с нетерпением ждали встречи с ласковой и тёплой водой Сердобы, ждали наступления лета, чтобы все дни напролет пропадать на речке: загорать, лежа на пляже с белым чистым песком; сидеть, не вылезая из воды, или неотрывно, целыми часами глядеть на удочку в ожидании щедрого улова. А уж если кто с блесной, то обязательно жди ухи из щуки.

Сердоба наша красивая, извилистая речка, по обоим берегам её выстроились плакучие красавицы -ивы, ветви которых почти касаются воды, а осенью они горят как жар, отражаясь в темной красавице Сердобе!
Зимой она покрывается тёплым покровом из белого снега - отдыхает, лишь только изредка можно увидеть следы лесных обитателей на нём.
Весной многочисленные ручейки, дающие жизнь нашей Сердобе, наполняют ее живительной влагой, и выходит из берегов наша речка, шумит по всей округе. А какой манящий запах цветущей черемухи переполняет воздух в окрестностях речки. Мы очень любим в это время сидеть на берегу, любоваться нашей красавицей. А она бежит, бежит, догоняя более зрелую нашу знаменитость - Хопёр, опоясав наш городок красавицей лентой.
Практически по центру города Сердобска протекает река Сердоба. Для многих сердобчан, в том числе и ребят нашего класса, берега Сердобы летом являются любимым местом отдыха. Но, к большому сожалению, во многих местах реки купаться запрещено из-за её загрязнённости. Источниками загрязнения стали промышленные предприятия, дорога, сброс бытовых отходов. В результате предварительного анализа проблемы установлено, что основными источниками загрязнения являются:

Автомобильный мост, построенный через реку ;

Владельцы частных автомобилей, моющие свои машины в реке;

Отдыхающие, оставляющие мусор на берегу.

Многие жители и руководители предприятий относятся к Сердобе пренебрежительно, как к сточной канаве, и не задумываются о том, что они сами делают её такой.

Для решения проблемы необходимо постоянно и целенаправленно вести работу не только по очистке берега реки, но и просветительскую работу, направленную на повышение её статуса, воспитанию уважения к Сердобе и окружающей среде в целом.

2. Цели и задачи проекта.

Цель: узнать о реке Сердобе и её роли в жизни сердобчан.

Выяснить: почему происходит загрязнение рек.

Представить результаты исследования.

Собрать материал о реке Сердобе.

Повысить ответственность у детей за сохранность окружающей среды.

Привлечь внимание общественности к экологической проблеме реки.

Воспитывать любовь к малой родине.

Объект исследования: река Сердоба

Гипотеза: Могут ли учащиеся начальной школы привлечь внимание к природоохранной деятельности в городе.

Методы работы над проектом:

сбор информации из книг, журналов, газет, Интернета;

акция по уборке берега реки.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ .

Легенды о возникновении реки Сердобы

Рассказ деда Макара:

Было это в далёкое от нас время. Жили в здешних местах пришлые
люди, бежавшие от угнетения московских бояр. И была у одного из них дочка красы неписаной – краше месяца ясного. Звали её Сердобой. Это значит, как бы сердечной, сердобольной. Одним словом, была она благодушна и добра. Как-то увидел Сердобу пророк Илья и взгляда от красоты человеческой не мог оторвать.
- Это что ещё такое? – возмутился громовержец. – Не может быть, чтобы на земле красота была лучше небесной.
Сказал так и разгневался на Сердобу. И чтобы погубить её красоту, стал пророк отводить тучи от здешних мест. Небо от жары раскалилось до бела, нестерпимо жгло яркое солнце. Затихли в лесах птицы, засохли листья и молодые побеги на деревьях, земля покрылась глубокими трещинами. Лес горел в ту пору, как камыш густой. И не было спасенья ни людям, ни зверям.
Тогда Сердоба и принесла себя в жертву людям и земле-матушке. Взошла она на крутую гору Сазанью и ударилась о землю. И там, где пролегла на земле коса девичья, змейкой между деревьев полилась река полноводная. Потекли воды шумные на запад, к тихому Дону, напоили вокруг землю жаждущую. Зашумели снова леса листвою зелёною, загомонили птицы всякие… Говорят, это они гимн Сердобе распевают.

Статистические исследования (Приложение 1)

Среди учащихся нашего класса и их родителей был проведён опрос.

Задавались следующие вопросы:

- Как часто Вы посещаете реку Сердобу?

- С какой целью Вы посещаете реку Сердобу?

- Довольны ли Вы состоянием реки Сердобы?

- Можете ли Вы оказать посильную помощь в очистке берегов реки Сердобы?

Мы получили следующие результаты:

Из 56 опрошенных

- часто посещают реку Сердобу – 34 человека

- иногда – 12 человек

- никогда – 10 человек

- отдых, купание – 27 человек

- рыбалка – 19 человек

Довольны состоянием реки Сердобы- 7 человек

- не довольны состоянием реки – 49 человек

Могут оказать посильную помощь в очистке берегов реки Сердобы – 38 человек
- не могут оказать посильную помощь – 12 человек
- затруднились ответить – 16 человек

Географические исследования (Приложение 2)

Из литературы мы узнали:
Сердоба́ — средняя река в Пензенской и Саратовской областях России, левый приток Хопра (бассейн Дона).

Длина реки — 160 км, площадь бассейна — 4 040 км². Исток на Приволжской возвышенности. Русло реки умеренно извилистое. Левый берег пологий, правый — крутой, высокий. В долине реки много лиственных и хвойных лесов. Питание реки смешанное. Весеннее половодье характеризуется резким непродолжительным подъемом уровня, который начинается за несколько дней до вскрытия. Разрушение ледового покрова сопровождается кратковременным ледоходом (3-5 дней). Сроки начала весеннего ледохода колеблются в пределах третьей декады марта — начале апреля. Подъем уровня происходит интенсивно, средняя продолжительность подъема 5-6 дней. Максимальный уровень наблюдается в первой декаде апреля.

Летне-осенняя межень наступает в конце мая — начале июня и редко нарушается дождевыми паводками. Минимальные меженные уровни отмечены в июле-августе. В периоде с октября по ноябрь уровни незначительно повышаются за счет осенних дождей.

Первые ледовые образования наблюдаются в конце октября — начале ноября, средняя дата появления ледовых образований — 7 ноября. Ледостав устанавливается в конце ноября — начале декабря. Продолжительность периода с устойчивым ледовым покровом колеблется от 114 до 160 дней. Толщина льда составляет 75 см. Основная масса годового стока проходит весной в период с марта по май. Справа в Сердобу впадают реки Колемасс, Шингал и Камзолка, слева – Саполга, Песчанка, Абодим, Бакурка, Альшанка, Еланка и Байка. Помимо основных притоков воды Сердобы пополняют ручьи нескольких безымянных оврагов (преимущественно в верхнем течении), в пойме реки также расположено большое количество озёр и стариц. Истоки
Сердобы находятся к западу от мордовского села Новое Назимкино Малосердобинского района Пензенской области. Оттуда река течёт через Новое Дёмкино, Дружаевку, Липовку, Огарёвку и Малую Сердобу, после чего в Екатериновском районе Саратовской области протекает через Жулевский, Шашкино, Комаровку, Бакуры, Корсакову Поляну, Михайловку, Бутурлинку и Боровую Полянщину, за которой возвращается в Пензенскую область. В своём нижнем течении пересекает далее Салтыково Сердобского района, Сердобск, Подгоренки, Сазанье, Рощино, Карповку, Александро-Ростовку, Новонадеждино и Куракино, на севере которого впадает в Хопёр.

Экологические исследования

Во время экскурсии на реку Сердобу мы смогли выявить характер растительности, обитателей реки и ее берегов. Среди растений встречаются: рогоз, ива, осока, чистотел, крапива, ряска, щавель канадский, одуванчик, кубышка. Из водорослей: спирогира, нитчатые водоросли, вольвокс. Следует отметить, что берега реки сильно заросшие, не везде есть возможность близко подойти к воде. Да и сама река сильно засорена ветками, поваленными деревьями, корягами. Обитателями Сердобы являются: слизни, тритоны, водомерки, лягушки, личинки комаров.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам своих исследований, можно сделать вывод, что глобального загрязнения в нашей реке нет. Но в последние годы наша речка, как и многие другие такие же речки, становятся все мельче и мельче. Мы считаем, что причин здесь очень много. Хозяйственная деятельность человека наносит большой ущерб реке. Захламление русла Сердобы мусором, кустарниками, повальными деревьями. Это лишь несколько причин, но малые речки мы должны сохранить, т.к. от них зависит жизнь больших рек.

- Очищать русло реки и впредь больше не захламлять его.

- Охранять лес от пожаров.

- Сажать лес там, где он был вырублен.

- Не допускать случаев помывки автомобилей в реке.

Мы очень хотим, чтобы наша река Сердоба всегда была полноводной, красивой, чтобы в ней было много рыбы, и чтобы она постоянно пополняла Хопёр . Мы призываем всех принять участие в решении этой проблемы. Если мы будем всегда вместе в любом деле, то наша планета будет прекрасной!

Мы призываем всех:

Не оставляйте мусор в местах отдыха!

Не разрешайте взрослым мыть машины на берегу реки!

Не сбрасывайте химические вещества в реку!

Спасём Сердобу – реку нашего детства и потомки нам скажут спасибо!

Давайте заботиться о природе: ведь это наше будущее!

1.Как часто вы посещаете нашу реку?___________________________________

2.С какой целью вы посещаете нашу реку?______________________________

3.Довольны ли вы состоянием реки?___________________________________

4.Можете ли оказать посильную помощь в очистке берегов?_______________

Как часто вы посещаете нашу реку?


С какой целью вы посещаете нашу реку?


Довольны ли вы состоянием реки?
Можете ли оказать посильную помощь в очистке берегов?

Сердоба с высоты птичьего полёта
Ледоход на реке Сердоба


Сердоба в мае


Приложение 3



Берега реки завалены мусором



Поработали на славу!

Список использованной литературы и интернет ресурсов

Полубояров М.С. Драгунские горы. Историко-публицистическое повествование. – Саратов. СГАП, 2000.

Читайте также: