Как написать сценарий к сценке в школе

Обновлено: 06.07.2024

Школьные праздники – одно из радостных и запоминающихся событий, как для самих учащихся, так и для их родителей. Учителя всегда хотят, чтобы детям они запомнились на всю жизнь.

Составление сценария любого праздника дело хлопотное и трудоемкое. Поэтому подходить к его разработке нужно заранее, чтобы было время продумать детали и в конечном итоге написать интересный и увлекательный сценарий школьного торжества. Хотя в последнее время это сделать все сложнее и сложнее. Кажется, что ни детей, ни их родителей уже ничем не удивишь.

Попробуем дать некоторые рекомендации по подготовке к школьному празднику:

- Прежде всего, постарайтесь отойти от шаблонов и стандартных приемов проведения мероприятий (чтение стихов, выступление директора, учителей и т.п.) Подключите живое общение с залом, что всегда способствует оживлению любого мероприятия.

- При составлении праздничной программы, следует точно определиться, для какой возрастной группы будет разрабатываться сценарий: младший школьник, подросток, выпускник школы, так как интересы у всех разные и требования тоже.

Например, ученик начальной школы не может долго усидеть на месте, слушая, что ему рассказывают. Поэтому в сценарии праздников для начальной школы следует включать сценки с участием мультгероев, загадки, конкурсы, игры, где младшие школьники смогут активно проявить себя.

Для учащихся средних и старших классов упор стоит сделать на то, чем живут и увлекаются дети: фрагменты фильмов, эстрадные номера, телепередачи, компьютерные игры, музыкальные композиции. Используйте в сценариях праздников для среднего звена и старшеклассников сказки на новый лад, спортивные состязания и конкурсы. Дети сами с удовольствием примут участие в подготовке, и у вас получится дружный коллектив сценаристов и режиссеров.

- По ходу всего праздника должна прослеживаться тематическая идея-замысел, которая увлечет зрителя и заинтригует, а также упорядочит все номера представления.

- Определитесь с ведущими праздничной программы, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого исполнителя.

Лучше, если в начальной школе ведущим будет сам учитель или старшеклассник, однако, в среднем и старшем звене – однозначно сами учащиеся. Это стимулирует их творческие способности и настраивает на успех.

- В сценарии должна быть четкая структура: экспозиция или начало, которое должно увлечь зрителя, завязка – активное действие, кульминация – развязка.

- Не забывайте о репетициях, они уберут все заминки и пустоты предстоящего праздничного вечера.

Всем понятно, что брать идеи из головы достаточно сложно, и очень хорошо, что на сегодняшний день в сети Интернет есть множество образовательных сайтов, где можно позаимствовать или взять за основу какой-либо шаблон школьного праздника.

Подключив свою фантазию и потратив немного времени, вы сможете создать собственный сценарий школьного праздника, дополнив оригинальными идеями и наработками. Не исключено, что творческий процесс так увлечет вас, что школьное мероприятие, созданное вами, будет отличаться не только оригинальностью, но и вызовет восторг у зрителей.

Смело присылайте сценарий школьного праздника нам, чтобы получить свидетельство о публикации бесплатно, а также поделиться опытом с коллегами.

Если подросток имеет развитую фантазию и хочет зарабатывать на создании сценариев, то ему нужно сначала научиться их писать. Мы расскажем о том, какие шаги нужно пройти тинейджеру, чтобы добиться желаемого. А также поведаем, как научить его писать сценарии.

Технические аспекты создания сценария

Начать подростку нужно с оформления сценария. Он должен быть составлен в соответствии с требованиями киноиндустрии. Чтобы сценарий у тинейджера приняли в работу.

Титульный лист


У сценария в обязательном порядке должен быть титульный лист. На него должно быть нанесено наименование произведения. А также имя подростка.

В дальнейшем на титульный лист нужно будет написать различные номера телефонов. По ним режиссер сможет связаться с тинейджером. А также с его менеджером.

Шрифт рекомендуется применять Courier. Его размер должен быть 12. Используя подобный шрифт, сценарий подростка будет смотреться более красиво, читабельно и профессионально. Поскольку он будет похож на тот, который используется в печатной машинке.

Как указывать информацию о месте действия и персонажах?

Описывать каждую сцену тинейджеру необходимо подробно. Для каждой из них нужно создавать вступление. В нем нужно рассказывать, что происходит в определенной сцене. А также в какое время суток и где.

Имена героев произведения тоже нужно оформлять правильно. Их необходимо писать прямо в тексте. Буквы у имен должны быть прописными. Их необходимо указывать сверху над тем, что сказал герой. Либо, имя можно разместить сбоку от определенной фразы.

Для разных видов сценария подойдет свой собственный формат


Объясните подростку, что сценарии для кино и театральных постановок значительно отличаются друг от друга. По форме. Соответственно, тинейджер должен изучить особенности каждого из форматов. И создавать сценарий для определенного вида искусства в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Как писать текст сценария?

Начать написание сценария нужно с создания главной части произведения. Основы определенного сюжета. Тинейджер должен продумать в голове, о чем будет его произведение.

Подросток может написать небольшой короткий тезис. Он станет первым предложением. Вокруг этих слов подростку и предстоит развивать сюжет своего произведения.

Подросток должен продумать концепцию истории

Желательно сделать полноценный ее набросок. На нем тинейджеру нужно изобразить основные моменты произведения:

  1. Какое событие за чем будет идти.
  2. Какие главные события будут происходить.
  3. Какие персонажи и с кем будут общаться.
  4. Что они будут делать.

И так далее. Если у тинейджера будет создана полноценная схема развития сюжета, то проблем во время написания сценария он испытывать не будет. Произведение будет звучать лаконично. Все события будут взаимосвязаны. И сценарий гарантированно понравится продюсерам.

Подросток должен добавить в историю деталей


На следующем этапе тинейджеру в обязательном порядке нужно добавить в свое произведение детали. Он должен развить интригу. Насытить ее с помощью дополнительной информации. Так, чтобы произведение развилось.

Очень важно насытить произведение с помощью различных фактов, описаний окружающей обстановки и так далее. Во время этого процесса подросток поймет, что писать дальше. Каким образом развивать сюжет и интригу. Чтобы она привела к той или иной концовке.

Чтобы легче представлять себе, как развивать интригу, подросток может придумать несколько вариантов окончания произведения. А затем изобразить схематически. Для того, чтобы улучшить взаимодействие с персонажами.

После того, как произведение будет разбавлено деталями, тинейджеру необходимо будет расставить все по порядку и избавиться от лишних деталей

После того, как подросток создаст основную часть сценария, его нужно вычитать. Убрать те места, которые плохо звучат. И являются не очень интересными.

Тинейджеру нужно обратить внимание на описания. Избавиться от тех из них, которые слишком перегружены. Также, подростку нужно переписать долгие отступления. В тексте должна остаться только суть. Чтобы зрители не устали от ознакомления с сюжетом.

Если подростку что-то не нравится, он должен это убирать. Так, чтобы его текст был максимально чистым. И чтобы в нем было минимум воды.

Подросток должен сравнить свой сценарий с другими произведениями авторов


Предположим, подросток создает сценарий для фильма. После того, как он допишет произведение, должен ознакомиться с какой-либо кинокартиной. В том же жанре, в котором создает сценарий он.

Во время просмотра произведения подросток должен в обязательном порядке проводить параллели. Сравнивать то, что написал он. С тем, что видит на экране. Если какие-то моменты в его сценарии окажутся лишними, то их нужно будет убрать. Если чего-либо будет не хватать, то это, соответственно, нужно будет добавить.

Подростку нужно создать простой для восприятия сценарий

Если сюжет в сценарии слишком сложный, то его нужно сделать более простым. Подросток должен провести анализ диалогов. А также сцен.

Они не должны быть какими-то нетривиальными. Достаточно, чтобы сцена просто была интересной. И чтобы происходящее на экране завораживало взгляд. Добиться этого можно и с помощью простых сцен. А сложные диалоги некоторые из телезрителей могут не понять. Поскольку сейчас в кинематографе ценится простота.

Персонажи в фильме должны вести себя реалистично

Особое внимание нужно уделить тому, как они разговаривают. Диалоги должны быть максимально реалистичными. В противном случае, они не будут нравиться зрителям. И разрушат общую стилистику фильма.

Как подростку увлечь зрителя своим сценарием?

Сцены нужно описывать максимально детально


Это нужно для того, чтобы режиссер смог передать задумку подростка. Указывать нужно все:

  • Утром, днем или вечером это происходило.
  • Кто из героев участвовал в сценке.
  • Где происходили события.

Подобные детали в сценарии очень важны.

Подростку нужно описывать то, что происходит, максимально коротко

В сценарии важно указывать только лишь тезисы того, что происходит. На основе них режиссер уже сможет развить определенную мысль. И показать ее самым лучшим образом.

Во время создания сценария подростку совершенно необязательно указывать самые мельчайшие детали. Важно указать только основные из них.

Подростку нужно прорабатывать диалоги

От правильности построенного диалога зависит очень многое. Если придумать его правильно, то персонаж раскроется и станет очень интересным. Если нет, то его мотивация будет непонятна зрителям. И персонаж станет неинтересным.

Писать хорошие, качественные диалоги - довольно непросто. Для этого нужно много учиться и регулярно практиковаться. В частности, подростку нужно подслушивать диалоги людей в реальной жизни. И стараться записывать их.

Это нужно для того, чтобы подросток смог воссоздать максимально реалистичные диалоги. И чтобы они были сильно приближены к жизни. Соответственно, чтобы зрители больше им верили.

Окончание работы над сценарием

Подростку нужно в последний раз отредактировать сценарий


Подростку нужно дать почитать последнюю версию сценария своим родственникам и друзьям

Важно, чтобы люди из "фокус-группы" были максимально разными. Чтобы они отличались друг от друга по вкусам. А также имели абсолютно разные представления об искусстве.

Это необходимо для того, чтобы сформировать полное представление о качестве сюжета. О том, каким он является. Интересным или нет.

Подростку нужно вносить правки столько раз, сколько нужно

Скорее всего, близкие люди укажут на некоторые недочеты в сценарии. Если подросток будет согласен с ними, то пусть внесет правки. Делать это нужно столько раз, сколько необходимо. Главное - довести сценарий до совершенства.

Умение писать сценарии приходит с опытом. Чтобы научиться делать это качественно, подростку нужно поступить в университет на сценариста или режиссера. Но и высшего образования будет недостаточно.

Тинейджеру необходимо будет писать сценарии регулярно. И только на десятый-пятнадцатый раз у него получится что-нибудь интересное. До этой попытки ожидать от подростка качественного сценария не стоит.

Итак, секрет первый: узнайте, чего хотят дети

Приходилось ли вам слышать сетования учителей, что современные дети стали апатичными и безынициативными? Что их невозможно оторвать от компьютеров и гаджетов? Что подростки часами просиживают перед экранами мониторов или телевизоров? Такие учителя жалуются, что все их попытки провести классный час или тематический вечер заканчиваются неудачей. Даже если школьники остаются после уроков, они с трудом высиживают положенное время и не проявляют интереса к тому, о чем рассказывает классный руководитель или другой педагог.

Почему это происходит? Да потому, что дети не принимали участия на самом начальном этапе подготовки мероприятия – тогда, когда выбиралась тема, содержание и форма его проведения. Ученые-педагоги настаивают на том, что в процессе целеполагания обязательно должны быть задействованы школьники. Это значит, что учителям и классным руководителям следует чутко прислушиваться к тому, что интересует их подопечных. Можно провести анкетирование или устную беседу, в процессе которой обсудить план работы на год или четверть. Тогда легче будет увлечь, зажечь детей. Они почувствуют свою значимость и сами предложат сотни тем для школьных мероприятий.

Далее дело пойдет быстрее: после определения конкретной темы будет проще представить конечный результат и осознать, как его реализовать на практике.

Секрет второй: создайте ситуацию причастности для большинства школьников

Кстати, процесс подготовки считается даже более важным с точки зрения воспитания, чем само мероприятие. Именно в этот период осуществляется развитие личности, ее самореализация и самоусовершенствование. А праздник – это лишь краткий итог того, чего достиг коллектив единомышленников, пока шла подготовка к концерту, брейн-рингу или тематической дискотеке.

Что касается ситуации причастности, то психологи давно установили такой факт: каждый человек чувствует потребность быть причастным к тому, что происходит в его коллективе. И если учитель на уроке или классный руководитель во время классного часа не смогли привлечь к общей деятельности кого-то из учеников, те сами создают себе ситуацию причастности. И она не всегда бывает позитивной. Попробуйте вспомнить, бывали ли у вас случаи, когда кто-то из школьников нарушал дисциплину и фактически срывал урок? На самом деле ребенку просто хотелось обратить на себя внимание. Но он не знал, как это сделать.

Секрет третий: не бойтесь делегировать полномочия

А если в школе проходит конкурс стенных газет, то педагог и ватман купит, и дочку-студентку попросит красиво написать название, а супруга – подобрать и разместить материал на листе бумаги. Давайте зададим вопрос: кто развивался в процессе подготовки к конкурсу газет? Правильно! Семья педагога! А цель конкурса была какая? Развивать школьников! И если учитель не умеет делегировать полномочия, то его ученики никогда не научатся оформлять стенгазеты или писать сценарии праздников.

Вывод один: нужно доверять детям, давать им посильные задания. Возможно, первые пробы будут неудачными. Но навыки приобретаются только в процессе активной деятельности. И если речь идет именно про написание сценария, то можно объединить учеников в несколько групп, каждая из которых предложит свой вариант проведения всего праздника или отдельной его части.

Секрет четвертый: родители как со-участники воспитательного процесса

Родители должны стать активными помощниками учителя в процессе подготовки классных мероприятий. Они лучше знают своих детей, поэтому могут подсказать оригинальную идею для классного праздника. А определение идеи и темы – это уже половина успеха.

Нужно ли говорить о том, что непосредственное участие родителей поможет сдружить, сплотить коллектив? В конечном итоге, это и есть основная цель воспитательной работы в классе и школе.

Секрет пятый: не забудьте подвести итоги и похвалить детей

Написать хороший, оригинальный сценарий и провести мероприятие – это всего лишь полдела. После праздника необходимо проанализировать все позитивные и негативные (если такие были) моменты. И обязательно похвалить детей. Известные педагоги-теоретики говорят о том, что в процессе воспитания очень важно создавать ситуации успеха для всех, кто принимает участие в мероприятии.

Бывают случаи, что кого-нибудь из детей даже похвалить не за что. Но в том и проявляется талант истинного учителя, что он всегда может найти положительные моменты и качества личности, чтобы на их основе построить дальнейшую траекторию развития ребенка.

В заключение: шпаргалка по написанию сценария

Мы предложили вам лишь краткие рекомендации по написанию сценария. Эти советы имеют общий характер, но они могут помочь приобрести собственный опыт в подготовке мероприятия, которое запомнится школьникам надолго. Сценарий, кстати, можно добавить в свое педагогическое портфолио .

Ольга Крутенко, кандидат педагогических наук .

Также рекомендуем прочитать

Портфолио учителя

Каждые пять лет учителя всей страны должны проходить аттестацию. Таким образом они подтверждают соответствие занимаемой должности, повышают категорию (первая или высшая) и получают право преподавать следующие пять лет. До новой аттестации.

Научная работа в школе

Нужна ли научная работа в школе? В чем она должна заключаться? Могут ли обучающиеся заниматься научной деятельностью? Проводить научные эксперименты? Делать открытия? Эти вопросы очень часто возникают у многих, кто в силу своей работы связан со школой: у учителей, работников дополнительного образования, молодых ученых, ведущих в школах спецкурсы.

Как научить ребенка заниматься наукой

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

методист МБУДО Детско-юношеский центр

Данные методические рекомендации предназначены педагогам дополнительного образования, методистам, педагогам – организаторам, учителям общеобразовательных учреждений для организации и проведения внеурочных воспитательных мероприятий.

Сценарий мероприятия – самый распространенный вид прикладной методической продукции. Сценарий – конспективная, подробная запись мероприятия: праздника, отчетного концерта, любого дела. Поэтому владение технологией написания сценариев имеет важное значение.

Подготовка массового мероприятия требует творческого подхода, гибкого мышления педагога, постоянного поиска нестандартных решений.

При подготовке массовых мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности участников. Например, для младших школьников характерными особенностями являются стремление познавать мир в игре, быстрая утомляемость, неумение долго концентрировать внимание, повышенная эмоциональная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками. Это должно определять и формы работы.

Подготовка и проведение любого массового мероприятия включают несколько этапов.

1. Подготовительный этап :

- определение темы мероприятия, его названия и целевого назначения;

- составление программы массового мероприятия;

- формирование аудитории (предварительные беседы, обзоры, опросы и т.д.);

- реклама массового мероприятия.

2. Основной этап:

- написание сценария массового мероприятия;

- проведение массового мероприятия.

3. Заключительный этап:

- оценка эффективности массового мероприятия.

При разработке и составлении сценария рекомендуется использовать следующую структуру.

1. Титульный лист :

- полное наименование учреждения (например: МБУДО ДЮЦ);

- форма и название мероприятия;

- Ф.И.О. автора полностью, должность;

- город, год написания.

Титульный лист оформляется на одной стороне листа формата А 4. Шрифт – 14, междустрочный интервал – 1,5 см, поля – 1,5-2 см.

2. Пояснительная записка.

Пример: данная методическая разработка предназначена для проведения массового мероприятия с театрализованным представлением и конкурсной программой.

Дата и место проведения.

Организаторы (кто проводит мероприятие).

Цель мероприятия : (например: укрепление семейных отношений, воспитание патриотических чувств и т.д.).

Нужно помнить, что существуют определенные требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленной цели:

1. Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, оно должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных установок.

2. Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования. Идеальный вариант, когда все приглашенные могут принять участие в мероприятии.

4. При проведении мероприятия нельзя ориентироваться на заниженный или завышенный уровень развития. Мы знаем, что когда что-то слишком просто – это неинтересно, когда очень сложно – тоже неинтересно.

5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Дети младшего школьного возраста и подростки нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Поэтому очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, метафоры, эпитеты, но и иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы.

Задачи мероприятия:

1. Обучающие: (например: расширение кругозора обучающихся);

2 . Развивающие: (например: развитие толерантности, логического мышления, творческого воображения, ловкости и находчивости);

3. Воспитательные: (например: воспитание взаимоуважения, взаимовыручки, смекалки).

Методы и формы реализации задач : в процессе подготовки и проведения мероприятия использовались разные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Применялись индивидуальная и коллективная формы работы с обучающимися с использованием технических средств обучения.

Рекомендуемый возраст : (например: команда детей младшего школьного возраста и команда пап).

Форма проведения мероприятия: (например: театрализованное представление, праздничная программа, викторина, познавательная игра, соревнование, конкурс и т. д.).

Музыкальное сопровождение: (перечислить все музыкальные произведения)

Наглядное оформление: (например: презентация с названием и указанием автора, плакаты, украшение помещения и т. д.)

Дидактический, раздаточный материал: (название, количество).

Технические средства обучения : п еречисляем оборудование, необходимое для проведения массового мероприятия: медиапроектор, экран, столы, стулья, музыкальный центр, фонограмма музыки и т. д. При необходимости указываем количество.

Декорации. Реквизит. Атрибуты.

Методические советы по проведению.

В произвольной форме указываем, какие необходимо провести предварительные организационные мероприятия: раздать роли (кому), в какой периодичности проводить репетиции (и нужны ли они вообще), как собрать зрителей, кто должен быть ведущим, когда лучше проводить мероприятие т.д.

3. Ход (структура) мероприятия.

Полный текст ведущих и действующих лиц.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

1-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО (текст оформляется курсивом)

4. Литература.

Оформляется в алфавитном порядке согласно ГОСТу.

К сценарию возможны приложения: развернутый план, конспект, схемы, фото, отзывы, анализ, творческие работы детей, дидактический и раздаточный материалы с вопросами и заданиями и т. д.

Запомните! Успех любого торжества заключается в глубокой и кропотливой работе над его подготовкой. И в основе любой программы лежит именно сценарий. Поэтому с него и следует начать.

1. Заголовок

3. Наполнение содержанием

Например, к 8 Марта на концерте ведущие могут спорить, кто главнее мужчины или женщины, и в финале прийти к решению, что они дополняют друг друга; на флэш-мобе к 1 сентября танцы могут быть про школьные предметы или отображать взросление малышей на школьной скамье в хронологическом порядке. Главное, чтобы сюжет развивался логично и интересно для зрителя, и заканчивался развязкой с озвучиванием определенных выводов.

4. Из каких частей состоит сценарий?

Если на руках форма и сюжет – то вы прошли два самых сложных этапа. Осталось только додумать слова ведущих и вставить номера, конкурсы и прочее.

Важным моментом является указание времени, за которое пройдет то или иное выступление. То есть в начале мы указываем 15-30 минут на сбор гостей, за тем вступление (фанфары и слова ведущих) – до 5 минут. Дальше кусочки действий с их хронологией, с учетом смены декораций, объявления номеров, антрактов и так далее. Лучшим чередованием, при выставлении последовательности выступающих, считается лирика с юмором, вокальные номера с хореографическими.

Более массовые, эффектные выступления, розыгрыши призов, награждение грамотами и т.п. приберегите на финал. Не забывайте раскрывать и поддерживать свой сюжет на протяжении всего сценария. Учитывайте время на переодевание участников, если они задействованы в нескольких номерах.

Совет. Подготовьте для себя 2-3 игры с залом, которые не включены с общий ход праздника, и используйте их при возникновении форс-мажорных ситуаций (не успели подготовиться, задержался в уборной, барахлит аппаратура).

Существует такая разновидность сценария, как сценарный план. Это сокращенный вид, без слов ведущих – только перечень номеров. Он хорошо подойдет для звукооператора, чтобы тот не отвлекался, вчитываясь в текст, но видел, что за чем идет. Удобно вывесить такой план в помещении с артистами, которые смогут сами следить за ходом торжества.

Дерзайте творить что-то новое и интересное, поменьше копируйте из интернета, пусть он лишь подбрасывает идеи. Ведь сила вашего сценария в уникальности!

Бабенко Анна Алексеевна

Готовые сценарии праздников и мероприятий смотрите в соответствующем разделе «Сценарии«.

Читайте также: