Как сделать филиалом школу

Обновлено: 07.07.2024

В последнее время в системе образования процесс реорганизации занимает едва ли не ведущее место, уступающий лишь внедрению новых федеральных государственных образовательных стандартов. Реорганизация затронула все типы образовательных организаций: от дошкольных до высшего образования.

Принимать решение о реорганизации образовательной организации имеют право как федеральные органы, так и местные органы, путем издания постановления (иного нормативного акта). В соответствии с законами Российской Федерации принять решение о реорганизации могут следующие государственные органы.

  • Для федеральных образовательных организаций — Правительством РФ (п.1 ст.6 273-ФЗ).
  • Для образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта — исполнительный орган субъекта РФ (п.1 ст.8 273-ФЗ).
  • Для местных образовательных организаций — муниципальным представительным органом (п.1 ст.9 273-ФЗ).

Особенностью реорганизации образовательной организации является то, что в итоге вновь созданная организация должна быть некоммерческая и образовательная. Постановление в обязательном порядке должно учитывать данное правило. В противном случае реорганизовать образовательную организацию будет невозможно.

Реорганизация — это прекращение деятельности или изменение правового статуса юридического лица, влекущее за собой правопреемство. Вопросы реорганизации юридических лиц рассматриваются в Гражданском кодексе РФ (статья 57). В пункте 1 данной статьи выделены следующие виды реорганизации:

  • слияние — это объединение двух и более юридических лиц, в результате которого образуется новое юридическое лицо, а объединившиеся юридические лица прекращают свое существование;
  • присоединение — это прекращение существования одного или нескольких юридических лиц с полным правопреемством другого существующего юридического лица;
  • разделение — это прекращение существования юридического лица с полным правопреемством двух и более юридических лиц, которые создаются в результате разделения;
  • выделение — создание нового юридического лица или юридических лиц, являющихся частичными правопреемниками реорганизуемого юридического лица, без прекращения деятельности последнего;
  • преобразование — изменение организационно-правовой формы юридического лица (в соответствии с действующим федеральным законодательством преобразование государственных и муниципальных учреждений не допускается).

В системе образования часто встречается реорганизация путём присоединения, реже — слияние. Принципиальное отличие, что при присоединении новое юридическое лицо не образуется, следовательно, при данном виде реорганизации можно избежать проблемных ситуаций, которые чаще всего возникают при этих процессах: открытие/закрытие лицевых счетов в органах казначейства, проблема с своевременной выплатой заработной платы работникам, назначение руководителя образовательной организации и т. д.

В связи с тем, что в ходе реорганизации образовательной организации затрагиваются интересы всех участников образовательного процесса (педагогических работников, учащихся (воспитанников), их законных представителей), то каким образом учитываются их интересы (и учитываются ли)?

Кто уполномочен осуществлять такую оценку? Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта РФ, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ.

Однако подходы к созданию такой комиссии могут быть различными — регион может занять позицию централизации принимаемых решений, т. е. предусмотреть формирование единой комиссии, порядок создания которой будет предусматривать учёт позиции региональных органов власти, и которая будет работать по единым правилам и критериям для всех муниципалитетов региона. Регион может занять и противоположную позицию, предусмотрев формирование комиссии с привлечением муниципалитетов, а также учесть особенности различных муниципальных образований при определении порядка проведения комиссией оценки.

Таким образом, перед принятием решения о реорганизации орган, выполняющий функции и полномочия Учредителя государственной (муниципальной) образовательной организации должен создать комиссию по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации и получить её экспертное заключение. Порядок формирования комиссии относится к полномочиям региональных органов власти. Таким образом, орган исполнительной власти может, но не обязан, включить в состав комиссии представителей родительской общественности, хотя обязательной нормы об этом в 273-ФЗ нет. Например, в Москве при реорганизации образовательных организаций учитывалось мнение управляющих советов. Таким образом, демократичность данного процесса напрямую зависит от принятого решения уполномоченных органов исполнительной власти, но при этом следует помнить, что если реорганизуемая организация находится в сельской местности, то необходимо получить и мотивированно рассмотреть мнение жителей соответствующего сельского поселения.

При этом надо иметь в виду, что факт реорганизации никак не влияет на права обучающихся реорганизуемых образовательных организаций, они сохраняют право на продолжение обучения в образовательной организации, возникшей в результате реорганизации.

Права работников образовательной организации при реорганизации.

Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ) (статья 75) никаких обязанностей по отношению к работникам организации при проведении реорганизации (уведомление, перевод и т. п.) не установлено, поэтому нужно руководствоваться иными нормами Трудового кодекса.

Прежде всего следует разобраться, в каких случаях работодатель обязан уведомлять работников о реорганизации, а в каких такой обязанности законодательством не установлено. Можно выделить два случая, когда работодатель обязан это сделать:

  • планируется сокращение численности или штата работников;
  • изменяются условия трудового договора.

А вот нужно ли уведомлять работников в случаях, когда реорганизация никак не отражается на трудовых отношениях с работниками? Если нужно, то когда?

Трудовым кодексом ст. 75 и п. 6 ч. 1 ст. 77 работнику предоставлено право отказаться от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации, либо её реорганизацией, с изменением типа государственного или муниципального учреждения. Поэтому уведомить работников об изменении правового положения организации все же нужно.

Чтобы в дальнейшем избежать судебных споров, рекомендуем довести данную информацию до работников в наглядной форме путем размещения на доске объявлений учреждения или в каждом подразделении (кабинете). Сделать это нужно сразу после внесения записи о реорганизации в единый государственный реестр.

Если в результате реорганизации изменились условия трудового договора, в том числе если работник, например, переведён на другую должность или в другое структурное подразделение, заключается дополнительное соглашение к трудовому договору. Запись о переводе также вносится в трудовую книжку после записи о реорганизации.

Если работник отказался работать в связи с произошедшей реорганизацией, в трудовую книжку вносится запись об увольнении по п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Очень часто возникают вопросы у работников образовательных организаций, которые связаны с пересмотром штатного расписания и его оптимизацией. Рассмотрим некоторые возможные ситуации.

Ситуация 1. Правомерно ли увольнение по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, если в штатное расписание включена должность, обязанности по которой совпадают с обязанностями по сокращенной должности?

Существует судебная практика, согласно которой увольнение в данной ситуации является неправомерным.

Вывод основан на том, что если в процессе сокращения штата в штатное расписание вводится новая должность (должности), обязанности по которой аналогичны обязанностям по исключаемой должности, то у работодателя отсутствуют основания для увольнения работника по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, поскольку фактического сокращения штата не происходит.

В то же время анализ судебных постановлений апелляционной и кассационной инстанции показывает, что нижестоящие суды иногда выносят решения в пользу работодателя, ссылаясь на то, что предусмотренная действующим законодательством процедура увольнения работодателем не нарушена.

В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, когда сокращаются должности заместителя руководителя образовательной организации по учебно-воспитательной работе, а вводится должность заместитель директора по контролю качества образования.

Ситуация 2. Правомерно ли увольнение по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, если в штатное расписание включена должность, предусматривающая исполнение дополнительных обязанностей по сравнению с обязанностями по сокращенной должности?

Существует судебная практика, согласно которой увольнение в данной ситуации является неправомерным.

Вывод основан на том, что если у работодателя сохраняется потребность в работе определенного рода или объема и возникает необходимость расширения должностных обязанностей, то имеет место не сокращение численности или штата, а изменение определенных сторонами условий трудового договора. Основания для увольнения по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ отсутствуют.

В то же время анализ судебных постановлений апелляционной и кассационной инстанций показывает, что нижестоящие суды иногда выносят решения в пользу работодателей, ссылаясь на то, что увольнение работника произведено на законных основаниях.

В качестве примера можно привести сокращение должности заместителя руководителя образовательной организации по административно-хозяйственной работе, но при этом в штат организации вводится должность заместителя руководителя по финансово-экономической деятельности.

Ситуация 3. Правомерно ли увольнение в связи с сокращением численности или штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), если работодатель для исполнения обязанностей уволенного работника заключил гражданско-правовой договор?

Есть судебное постановление, которым увольнение в данной ситуации признано правомерным.

Вывод основан на следующем. Принятие решения о сокращении численности или штата работников является правом работодателя, который обязан соблюдать установленный порядок увольнения, но не должен обосновывать исключение из штатного расписания какой-либо должности. Заключение гражданско-правового договора для выполнения обязанностей уволенного работника не свидетельствует о фиктивности сокращения.

В то же время анализ судебного постановления апелляционной инстанции показывает, что нижестоящий суд принял решение в пользу работника, ссылаясь на то, что у работодателя не имелось оснований для увольнения по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Важно! Если судом будут установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что в соответствии с договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются нормы трудового права (ст. 11 ТК РФ). Следовательно, отношения, возникшие по гражданско-правовому договору, могут быть признаны судом трудовыми, а сокращение мнимым.

В качестве примера можно привести очень распространённое в последнее время в образовательных организациях явление передачи выполнения определённых задач на аутсорсинг (ликвидация собственной бухгалтерии, сокращение технического персонала и передача его функционала клининговым компаниям и т. д.).

Если в процессе реорганизации работник был сокращен, основанием увольнения будет п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

В последний день работы с работником производится полный расчет, в том числе выплачивается компенсация за все неиспользованные отпуска.

Если работник увольняется по сокращению численности или штата, ему выплачивают выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также сохраняют средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ст. 178 ТК РФ).

При этом если трудовой договор расторгается ранее двухмесячного срока, работнику выплачивается дополнительная компенсация в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

В случае расторжения трудового договора с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером в связи со сменой собственника имущества организации новый собственник обязан выплатить указанным работникам компенсацию в размере не ниже их трехкратного среднего месячного заработка (ст. 181 ТК РФ).

Подборка наиболее важных документов по запросу Создание филиала образовательной организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Создание филиала образовательной организации

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Проблемы правового регулирования практической подготовки обучающихся в образовательных организациях высшего образования
(Кирилловых А.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 2) Ранее на рассмотрении ГД ФС РФ находился внесенный Правительством РФ проект федерального закона N 19750-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части создания и деятельности базовых подразделений образовательных организаций)", которым предусматривалась возможность создания образовательными организациями кафедр и иных структурных подразделений, в том числе филиалов, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся при реализации отдельных частей образовательных программ (учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик и иных компонентов) (далее - базовые подразделения). При этом согласно законопроекту в отношении филиалов, являющихся базовыми подразделениями, процедура лицензирования не предусматривалась, информация о них в приложении к лицензии не указывалась.

Нормативные акты: Создание филиала образовательной организации

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 30.12.2021)
"Об образовании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) 8. Создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, или муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта Российской Федерации или территории муниципального образования осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по месту нахождения создаваемого филиала.

Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)
"О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) 7. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные объединения инвалидов, организуют проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки. Образовательные организации вправе создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту.

Необходимо ли проводить сход граждан (образовательное учреждение в сельской местности) для того, чтобы сделать школу филиалом другой организации.

Здесь подойдёт реорганизация в форме присоединения — ст. 57 ГК РФ.

Затем внести внести в Устав изменения, внести в него сведения о филиалах и подать в ФНС заявление установленной формы. На все эти действия законом предусмотрены определённые сроки.

Нет, это вопрос, относящийся к компетенции учредителей.

По делу о совершении преступления руководителей одной из общественных организаций инвалидов в помещении данной организации был проведен обыск. В качестве понятых были приглашены секретарь данной организации Забъялов и присутствующий в офисе член данной организации Пырин являющийся инвалидом по зрению. Правильно ли поступил следовательно

Добрый день. У меня случилась словесная перепалка с соседкой в следствии чего она прижала меня автомобилем к воротам и я стукнула по капоту кулаком при падении. Вызвали полицию обе стороны. Пришёл отказ в возбуждении уголовного дела в виду отсутствия состава преступления. Через 1.5 месяца мне пришло письмо о досудебном разбирательстве, что у неё вмятина на капоте и должна ей выплатить компенсацию. Я промолчала. Она подала иск в суд. Приложила туда сделанную ей экспертизу о нанесенном ущербе автомобилю и фото с видеорегистратора одно где я замахиваюсь, другое где момент удара. Видео не предоставляет, потому что понятно, что там будет видно, что она наехала на меня. Но экспертиза же не доказывает, что именно я нанесла эту вмятину. я же незнаю где она шаталась эти 1,5 месяца. и являются ли сделанные выгодные ей фото с видеорегистратора доказательством? Каковы шансы у неё на выйгрыш данного дела, если я утверждаю, что она на меня наехала и я ударила автомобиль при падении.

Чаще всего люди начинают задумываться о том, чтобы открыть частную школу, когда у них самих появляются дети и они стремятся создать для них лучшую образовательную среду. Но одного желания недостаточно. Для начала определитесь, в каком качестве вы видите себя в этом бизнесе: учредителя, директора, идеолога, формирующего концепцию учебного заведения, контролирующего учебный процесс и занимающегося оперативным управлением.

Учредителем частной школы может стать любой человек, обладающий необходимыми средствами и желанием создать бизнес в этой области. Лучше, если он будет погружен в специфику образовательного процесса хотя бы для того, чтобы принимать грамотные кадровые решения.

А вот к профессиональным качествам директора законы рынка диктуют достаточно жесткие требования: как минимум нужен опыт работы в сфере образования.

Также необходимо быть хорошим управленцем, знать основы методологии и психологии, разбираться в бухгалтерии и юридических вопросах и, конечно же, любить детей и иметь много сил и энергии. Потому что это тот бизнес, который будет забирать много времени и почти все ваше внимание.

Мой путь к этому бизнесу был длинный. У меня три высших образования: я юрист, управленец и методист. В 2008 году моя семья переехала жить за город, и следом у нас родились дети-погодки. В этот момент я поняла, что мое дело жизни должно быть где-то под боком. А вскоре мне предложили взять в оперативное управление здание детского сада в коттеджном поселке в двух километрах от моего дома.

Я долго не раздумывала: это был как раз тот бизнес-проект, который я ждала. Много лет я работала в сфере образования, у меня было много опыта и масса идей, которые я хотела воплотить в жизнь.

15 топ-менеджеров , которые вывели свои компании на лидирующие позиции в рейтинге ESG.

Сегмент частного школьного образования

В нашей стране традиционно большая доля государственного школьного образования, на частные школы приходится около 2% рынка, согласно исследованию НИУ ВШЭ, проведенному в 2019 году. После кризиса пандемии сложно сказать, как именно изменился сегмент частного школьного образования.

С одной стороны, какие-то частные школы закрылись по экономическим причинам, но открылись и новые. На своем опыте мы видим, что для многих родителей остро встал вопрос о поиске качественного образования для детей после карантина 2020 года, и они готовы за это качество платить.

В России частное образование — это огромный простор для реализации, рынок практически еще только формируется. При этом, конечно же, идет жесткая борьба за клиентов. Задумавшись о том, чтобы открыть свою школу, необходимо понимать, на какие запросы родителей вы отвечаете, почему должны выбрать именно вас.

Для меня при открытии лицея выбор был однозначным: гуманистический подход, широкий набор педагогических инструментов, развернутая система оценивания, учет возрастных и личностных характеристик ученика.

Как найти свою нишу

Когда дело касается такого бизнес-проекта, как школа, искать свою нишу, как при открытии коммерческого предприятия, нельзя. Вы должны понять, что близко и интересно именно вам, и двигаться в этом направлении.

Какие-то школы делают упор на индивидуальный план развития ребенка, другие — на языки или два аттестата, третьи — на формирование личности и альтернативные методики преподавания (например, вальдорфскую или Монтессори). Все это может быть скомбинировано в рамках одной школы.

Главное — найти ту систему, с которой вы внутренне согласны. Если вы считаете, что образование должно быть авторитарным, то не стоит пытаться заниматься демократическим образованием.

Ожидания родителей в 2021 году

Мы опросили родителей наших учеников, чтобы узнать, что они ждут от школы в 2021 году. Выяснилось, что в современном и очень нестабильном мире школа должна быть для родителей и детей оплотом, надежной пристанью. Мы должны создавать ту стабильную атмосферу, которая позволит родителям и детям снизить и без того высокий уровень стресса.

От частных школ ждут прежде всего индивидуального подхода, открытой и уважительной атмосферы. Обучение становится творческим процессом, который не принуждает, а вовлекает детей. Также важно, что в частных школах, как правило, более современная инфраструктура: само здание, спортивные площадки, оборудование кабинетов и т.д.

Школа за городом: плюсы и минусы

Наш лицей находится в Московской области, на Киевском шоссе. И когда мы стали изучать свои маркетинговые возможности, то с удивлением увидели, что к нам возят детей и с Минского шоссе, и из других уголков Подмосковья. Запрос на качественное образование в Подмосковье есть, а предложений не так уж и много.

Конечно, здесь меньше плотность населения. Но тенденция двух последних лет показала, что люди все больше стремятся уехать из города и жить в загородных домах, и вопрос качественного школьного образования в Подмосковье очень актуален.

У нас школа небольшая, вместимость здания — не более 120 детей. Года через два мы планируем расшириться, и тогда мощность составит 200 человек. Но уже сейчас мы видим, что спрос довольно высокий, уже в июне у нас были сформированы классы на сентябрь, свободных мест просто нет.

Особенности законодательства

Статус некоммерческой организации накладывает определенные ограничения, которые необходимо учитывать и неукоснительно соблюдать, а именно доход от деятельности должен быть направлен на развитие школы, его нельзя куда-то вложить или открыть другой бизнес. Учредитель школы может получать прибыль только в виде заработной платы за работу в школе.

Для открытия частной школы необходимы также лицензия и аккредитация. Лицензию выдает Рособрнадзор, и она бессрочная, но подразумевает периодические проверки. Чтобы больше узнать об этом, можно изучить:

Аккредитация — это подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), и такие школы могут проводить аттестации, выдавать аттестаты государственного образца. Школа может работать и без аккредитации, но тогда выдавать аттестаты она не сможет.

Помещение

Требования к самому помещению школы прописаны в законодательстве, и они довольно высокие. Помните, что для получения лицензии вам будет необходимо предъявить заключения Роспотребнадзора и МЧС, и тут важно полностью соответствовать критериям. В моем случае здание, в котором мы открыли школу, уже было построено с учетом требований для детского образовательного учреждения — это значительно облегчило старт.

Найти помещение с хорошими условиями аренды или приобретения довольно непросто. Есть несколько путей. Например, в Москве существует практика, когда государство выставляет на торги аренду помещений строго для образовательных учреждений. При этом обычно это здание без мебели и оборудования, и, скорее всего, оно будет требовать ремонта. Стартовая стоимость таких в этом случае примерно 1000 рублей за кв.м в год. При площади в 1000 кв.м — это 1 млн рублей в год.

Часто застройщики строят большие и красивые школы для новых районов. Аренда таких зданий обойдется от 500 тыс. рублей в месяц за здание площадью 2000 кв.м.

На чем нельзя экономить

Главной составной частью расходов школы является ФОТ (фонд оплаты труда) — это примерно 70-80%. В основном штат сотрудников — это педагоги, которые согласно ТК ФР должны получать 56 календарных дней ежегодного оплачиваемого отпуска.

И как раз на них экономить ни в коем случае нельзя, ведь педагогический состав — это лицо школы. Именно они являются визитной карточкой образовательного учреждения, и важно, чтобы они любили свою работу, являлись ее амбассадорами.

Где можно заработать

Главное, на чем зарабатывает частная школа, — это собственный образовательный проект. Есть доход не от основной образовательной деятельности. Например, доход от кружков и секций, от летних лагерей, от групп по уходу и присмотру, от родительских школ.

Список может быть очень длинным. Мне кажется, это очень большое поле для фантазии учредителя и директора по развитию. Что же касается процентного соотношения доходов от дополнительных видов деятельности и от основной образовательной деятельности, то можно говорить и о соотношении 50 на 50.

Статей дохода для частной школы неограниченное количество. Сейчас в моде изучение иностранных языков, поэтому невозможно представить платный детский сад без английского языка с пеленок. Отчасти это маркетинговый ход, но с ним надо считаться, чтобы быть конкурентоспособными.

Главное — помнить, что абсолютно весь доход, полученный школой, необходимо правильно оформить и использовать исключительно для развития этого проекта. Важно, чтобы у вас был профессиональный бухгалтер, который будет учитывать в своей работе все требования законодательства.


Добрый день, процедура реорганизации путем присоединения подразумевает, что присоединяемое лицо прекращает свою деятельность, все права и обязанности от присоединившегося переходят к присоединившему. Соответственно, будет одно юридическое лицо у которого появятся обязательства присоединенной школы. Местом нахождения юридического лица - может быть только один адрес. В Вашем случае, после процедуры реорганизации, присоединяющая школа открывает филиал по месту нахождения присоединенной школы.

Спасибо, Ольга! Я в принципе так и считала, что необходимо присоединить одну школу к другой, а затем открывать филиал. Значит, правильной будет эта процедура. А как Вы считаете, можно ли открыть не филиал, а обособленное подразделение школы?


Обособленное подразделение - любое территориально обособленное от организации подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места (п. 2 ст. 11 НК РФ). Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.05.05 № А33-6795/04-С4-Ф02-1820/05-С1 судьи подчеркнули, что признание обособленного подразделения организации возможно при наличии:

территориальной его обособленности;
наличия стационарных рабочих мест (созданных на срок не менее 1 месяца), оборудованных вне места регистрации организации;
ведения деятельности через это подразделение.

Таким образом, возможность создания обособленного подразделения реальна.

А как быть с директором присоединенной школы? Обязательно ли в филиале руководитель? или директор основной школы может руководить один?

Читайте также: