Как сделать детский сад лучше

Обновлено: 04.07.2024

Родители и воспитатели рассказывают о том, что бы они внедрили в современную систему дошкольного образования, будь они чиновниками.

Каждый сентябрь тысячи родителей по всей России ведут в детский сад детей. И многие неизменно год от года сталкиваются с тем, что ребенок не хочет есть детсадовскую еду, скучает на занятиях, просится домой. У такого поведения детей может быть несколько причин, но ясно одно: если бы дошкольная система была более открытой для всех ее членов — для детей и воспитателей, малыши бы с большим удовольствием стремились в сад.

Больше времени детям на свободную игру

Свободная игра и вообще игра в дошкольном возрасте очень важна для эмоционального развития дошкольника. В играх дети учатся общаться, управлять своим страхом, гневом. Это намного важнее, чем в 3 года читать по кубикам Зайцева или познавать основы математики.

Меньше бумажной волокиты и бюрократии

Заполняя ежедневные маршруты на каждого ребенка, бумаги по планированию, рабочую программу и так далее, воспитатели вынуждены тратить рабочие часы не на общение с детьми, а на бюрократическую волокиту.

Они работают за компьютером, и детьми заниматься некогда.

Больше времени воспитателям на образование и самообразование

Сейчас у воспитателей детских садов почти нет возможности пройти обучение на интересующих их профессиональных курсах. Нет свободного времени, да и кто отпустит с работы в будний день?

Если же педагог все же вырвется на учебу, оплачивать ее придется из своего кармана.

После курсов повышения квалификации воспитателя не ждет прибавка к зарплате. Так что учатся самые мотивированные, ресурсные люди.

И нередко такие воспитатели покидают государственный детские сады в пользу частных.

Там и зарплата выше, и их достижения ценят больше.

Больше времени на свежем воздухе

Воспитатели (разумеется, не все, но таких достаточно!), ссылаясь на плохую погоду, предпочитают оставлять детей в группе и не выводить на улицу.

Здорово было бы, если бы российские детские сады ориентировались на наших северных соседей.

В скандинавских странах малыши гуляют на улице по несколько часов после завтрака и после обеда. Гуляют в любую погоду, за исключением шторма, потому что взрослые убеждены: свежий воздух укрепляет здоровье детей.

А одеться можно и потеплее.

На случай дождя уже давно придуманы непромокаемые комбинезоны, надевая которые дети могут смело плескаться в лужах и валяться в снегу.

Здоровое питание

Питание в детских садах — головная боль родителей. Хотя все соответствует нормам СанПиНа, в рационе детей содержится большое количество хлебобулочных изделий, манная каша и другие продукты, в составе которых есть быстрые углеводы.

Вторая проблема — количество сахара в детсадовских блюдах. Если чай — то с сахаром, компот и кисель — с сахаром. Подслащивают даже борщ (для вкуса).

Так что если дома вы не даете ребенку сладостей, то будьте уверены, он получит их сверх меры в детском саду.

Третья проблема — у семей аллергиков нет возможности заказать своим детям отдельное питание.

Еще хуже то, что еду из дома ребенок-аллергик также принести не может. Остается подавать документы в специализированный детский сад, где будет подходящее питание, и ждать там места вместо того, чтобы ходить в садик рядом с домом, просто со своим контейнером еды.

Остается пожелать и воспитателям, и родителям сил. Сил собраться и менять свой мир самим, потому что больше это никому не нужно.

2.Работа с детьми:
- Проведение экскурсий в школу.
- Посещение школьного музея, библиотеки.
- Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы.
- Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах.
- Совместная подготовка и участие в выставках рисунков и поделок.
- Проведение встреч и бесед с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы).
- Проведение совместных праздников (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивных соревнований дошкольников и первоклассников.
- Совместное участие в театрализованной деятельности.
- Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.
Нельзя не оставить без внимания, что тесное сотрудничество ведет к успешной адаптации детей в школе. Педагоги должны всячески способствовать тому, чтобы детский сад остался в памяти дошколят как островок детства, а школа приобрела яркие и желанные черты.


Каждый родитель, принимая решение отдать ребенка в детский сад, надеется на то, что там будет комфортно и безопасно. Родители тщательно изучают дошкольные учреждения, чтобы не ошибиться и сделать правильный выбор. Но как узнать подходит ли конкретный детский сад вашему ребенку?

В конце материала - практический чек-лист по выбору детского сада

"Эмоциональная среда современного детского сада должна закладывать в детях прежде всего позитивное отношение к себе. Ребенок должен понимать и чувствовать, что он в этом мире главный, важный и ему всегда рады."

  • ребенок почувствовал, что он сам способен творить и это ценится окружающими;
  • дать уверенность ребенку, что он сам может влиять на ход событий и его всегда поддержат;
  • показать, что мир вокруг безопасный и интересный, и не нужно постоянно ждать негатива в свой адрес.

"Эмоциональная среда современного детского сада должна закладывать в детях прежде всего позитивное отношение к себе. Ребенок должен понимать и чувствовать, что он в этом мире главный, важный и ему всегда рады."

  • ребенок почувствовал, что он сам способен творить и это ценится окружающими;
  • дать уверенность ребенку, что он сам может влиять на ход событий и его всегда поддержат;
  • показать, что мир вокруг безопасный и интересный, и не нужно постоянно ждать негатива в свой адрес.


Самостоятельность и инициативность

Первая составляющая, связанная с инициативностью, - полноценное развитие игры. Развивать свободную игру, не заданную взрослым человеком можно одинаково хорошо и в саду, и дома. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя автором игры. За инициативностью стоит воображение. Для развития воображения надо поддерживать естественное любопытство. В хорошем детском саду воображение развивают игрушки: это не готовые, мастерски связанные крючком пельмешки, а всевозможные кубики, цилиндрики, камушки, палочки, – всё, что может превращаться во что угодно, так называемый, полифункциональный материал.


Хороший педагог знает, как помочь ребенку, который стесняется говорить. Как вариант, можно сесть рядом, предложить на ушко все рассказать ребенку, чтобы потом озвучить сказанное вслух, или, например, проговорить вместе. Так малыш понимает: то, что он думает настолько важно, что вся группа должна про это знать! При таком подходе постепенно придет уверенность, что эмоции и дела ребенка ценны. Помните, что доверие формируется в мелочах: важно заглядывать в глаза, слушать внимательно, присаживаться на один уровень с детьми.

Фото предоставлено пресс-службой

Фото предоставлено пресс-службой

Кажется, что открыть частный детский сад легко — нужно просто скооперироваться с кем-то, найти помещение, дать рекламу, нанять администратора и педагогов, поставить кровати и столы, купить игрушки — и дело в шляпе. Возможно, так оно и есть, особенно если вы относитесь к детскому саду не как к осмысленной инвестиции, а как к эксперименту в области дополнительного дохода. Но все обстоит совершенно иначе, если вы относитесь к детскому саду как к делу всей своей жизни.

Как выстраивать долгосрочный бизнес в образовательной сфере

Детский сад стоит рассматривать как проект с длительным горизонтом планирования и возврата инвестиций. Тем, кто рассчитывает на быстрые деньги, в этом бизнесе делать нечего. Главная функция детского сада — подготовка детей к начальной школе. Начальная школа — подготовка к средней. Средняя — к старшей. А старшая — к университету. Получается, что российские и международные университеты — косвенные заказчики детских садов и должны существенно влиять на формирование их программы. Все, что вы предлагаете родителям и детям, должно быть самым актуальным и передовым, но в то же время опробованным и хорошо себя зарекомендовавшим. На практике это означает одно — нужно быть готовым корректировать программу: 10–20% сетки занятий будут видоизменяться. Не потому, что что-то не так работает, а потому, что надо смотреть на 15 лет вперед, быть в курсе технологических изменений, следить за тем, какие требования к выпускникам школ предъявляются сейчас, и оперативно проецировать их на младшую группу детского сада. VR-технологии, например, одно из направлений ожидаемого прорыва.

Фото предоставлено пресс-службой

Фото предоставлено пресс-службой

Главное — уметь торговаться

Как понять, что проект успешный

Если ваш проект успешен, то через год после запуска к вам начинают подтягиваться другие бизнесы, девелоперы проявляют интерес и выстраиваются в очередь. Только в тот момент, когда ваш бизнес становится действительно сильным, вы начинаете торговаться по-настоящему и ничего не переплачиваете ни людям, ни сервисам. Мы считаем, что объект работает хорошо, когда на третий-четвертый месяц он операционно неубыточен. Иногда процесс затягивается до 6 месяцев, но если после этого срока вы не выходите в устойчивый плюс, а через полтора года вам не возвращаются инвестиции, то, значит, что-то идет не так.

Читайте также: