Как русский костюм повлиял на мировую моду кратко

Обновлено: 05.07.2024

Русский стиль в одежде стал известен во всем мире, благодаря французскому кутюрье Полю Пуаре. В 1910 году он посетил Россию и был настолько поражен ее культурой, а в особенности традиционными нарядами, что год спустя создал коллекцию в славянском стиле:

платья с золотым шитьем,

длинные приталенные пальто с объемным цветочным рисунком,

узоры на посадских платках и шалях,

меховая оторочка нарядов,

пушистые шапки из ценного меха.

Все это настолько понравились французской публике, что на целое десятилетие это направление заняло лидирующие позиции в мире моды. Да и в дальнейшем к этому направлению обращались самые именитые дизайнеры.

боярские пышные юбки,

жилетки из овчины,

пальто с набивным рисунком, имитирующим растительный орнамент,

белое вязаное платье-матрешка.

Национальное убранство России прочно вошло в мировую культуру, многие его элементы стали классикой стиля европейских столиц. Особым успехом пользовались вечерние головные наряды, выполненные в виде кокошника. Не обошел вниманием эту тему и знаменитый Пьер Карден, регулярно приглашающий российских мастеров и модельеров, работающих в традиционном национальном стиле, в свои проекты. Современные дизайнеры при создании своих авторских коллекций широко используют элементы жостовской росписи, гжеля, меховые шапки-ушанки и даже валенки.

Русская народная одежда

Русский стиль в одежде существовал, разумеется, задолго до того, как его прославили законодатели моды. Не утратил он актуальности и сегодня, фольклорные, этнические мотивы прочно вошли в повседневную жизнь, все так же популярны хохломские узоры, посадские шали, платки с тканым набивным рисунком. Шерстяные, хлопковые, а позднее и шелковые платки на Руси носили женщины всех сословий. То есть, платок был непременным атрибутом народного костюма.

stil-1.jpg

Русская народная одежда отличается не только красотой и практичностью, но еще и легкостью кроя. Она не стесняет движений, хорошо пропускает воздух, очень практична и долговечна (праздничные наряды передавались из поколения в поколение), в ней все продумано, но весь этот рационализм сочетается с эстетичностью. Она подчеркивает красоту и стройность фигуры, но при этом скромна и целомудренна. Она идет людям всех возрастов и самых разных комплекций, поэтому присутствует даже в современном гардеробе. Длинный сарафан, рубашка, зимний кафтан, платок – это все исконная русская народная одежда.

В традиционном народном костюме широко использовалась тонкая ручная работа. Вышивка, затейливые узоры украшали сарафаны, поневы, рубахи. В сарафане отразились представления народа о красоте, женственности, семейных ценностях. Эти представления сложились в глубокой древности и свято хранились на протяжении столетий, особенно бережно чтили обычаи деревенские жители. После указа Петра, обязавшего все сословия, кроме крестьянского, носить европейское платье, даже простые горожане последовали этому указу. И только в деревне продолжали придерживаться прежнего образца.

stil-2.jpg

Глубинные знания

Основой любого народного костюма была длинная рубаха прямого кроя. Обычно ее шили из домотканого полотна, считалось, что такое полотно само по себе обладает мощной защитной силой. Рубаху Предки носили с незапамятных времен. Чистая белая рубашка символизировала чистую совесть. По поверьям свою сорочку нельзя было продавать – продашь заодно и счастье. В материнские и отцовские рубашки заворачивали новорожденных, из них шили сорочки для подросших детей.

Женский наряд был многослойным. У каждого слоя было свое предназначение. Вышивка, как на женских, так и на мужских рубахах размещалась на рукавах, подоле, по плечам, иногда у горловины. Ее использовали в качестве оберега. Повседневная одежда отличалась от праздничной. Праздничный наряд напоминал царское облачение. Его символика была не случайна, она отражала представления Предков о Вселенной, о связи Земли и Небес. Эти космогонические представления отражались во всем. Чего стоили одни только головные уборы. Ставшие одним из национальных символов России кокошники украшались речным жемчугом, золотым шитьем, затейливыми кружевами, парчой. Общий силуэт выражал величавость, многозначительность, торжественность.

Все вышесказанное говорит об особом мироощущении народа, свято чтящего свои традиции, бережно сохраняющего бесценный опыт, накопленный предыдущими поколениями, их представления о смысле жизни и о красоте.



Коллекция A la Russe дизайнера Анастасии Романцoвой


В тот момент далекая, недосягаемая и непонятная Россия немного приоткрылась и явила миру удивительный и загадочный образ славянской красавицы, в котором были и широта русской души и тоска по утерянной Родине.

Конечно, с парижской модой русские аристократки были знакомы еще задолго до эмиграции. Например, в свое время большой популярностью среди состоятельных дам Петербурга и Москвы пользовался известный французский дизайнер Чарльз Фредерик Ворт. У этого создателя Haute couture русские женщины из обеспеченных семей часто и с удовольствием заказывали платья, видя в его творениях образец моды и вкуса. Теперь же им самим пришлось выступать в роли законодателей мод.

Яркие сочные цвета, великолепные женственные фасоны, роскошные головные уборы, преподнесённые вкупе с благородной красотой русских эмигранток, никого не оставили равнодушным. Эти образы положили начало повальному увлечению русским стилем. Именно русские аристократки подняли на новый — престижный — уровень саму роль модели — изначально воспринимаемую в Европе как невзрачную и даже сомнительную.


Парижские кутюрье ценили утонченных русских дворянок и с большим удовольствием приглашали их участвовать в новых показах. Они работали в каждом модном доме Парижа. У Коко Шанель, к примеру, трудилось около 20 эмигранток. Эти девушки выгодно отличались от основной массы парижских моделей, которые чаще всего были актрисами или танцовщицами — то есть представителями низких малообразованных слоев. Русские красавицы — напротив — были знатного происхождения, прекрасно воспитаны, образованны, интеллигентны, знали по нескольку языков, включая французский, обладали безупречными манерами и художественным восприятием, и, конечно, были хороши собой. В этой нише им просто не было равных.


Княжна Натали Палей из рода Романовых.

До того как в Париже появились русские эмигрантки дворянского происхождения Чарльз Фредерик Ворт, Мадлен Вионне, Поль Пуаре и другие известные модельеры обычно проводили показы лишь для нескольких богатых клиенток. Остальные люди узнавали о новых веяниях моды из иллюстраций популярных журналов. Но после Первой мировой войны ситуация в корне изменилась.


Людмила Федосеева, Париж, 1937

Эмигрантки из России зачастую остро нуждались в средствах к существованию, поэтому охотно соглашались на роль манекенщиц, демонстрировали одежду на модных показах и светских раутах. Обладающие шармом и умением преподнести себя они вскоре стали не просто лицами брендов, но и образцом для подражания, эталоном изящества, красоты и вкуса. Именно благодаря русским дворянкам, модные парижские дома начали получать огромные доходы.


Тея Бобрикова, Париж, 1928


Ирина и Феликс Юсуповы.

Первые вещи IrFe шились в маленьком ателье на Rue Obligado, а среди сотрудников были многие друзья Юсуповых по несчастью — княжны Оболенские, княгиня Елена Трубецкая, князь Никита Романов и другие русские аристократы.



Ещё одним известным эмигрантским модным домом была вышивальная студия великой княгини Марии Павловны (младшей) — Kitmir. В отличие от Юсуповых успех ей дался нелёгкой ценой. На остатки средств, вырученных от продажи за бесценок фамильных бриллиантов, бывшая принцесса купила машинку для вышивания и стала посещать прилагаемые к ней курсы наравне с дочерями из бедных рабочих семей Парижа. Она была самой лучшей ученицей, её работы отличались от всех остальных тонким художественным вкусом. На первые же вырученные от рукоделия деньги княгиня сняла помещение. Там она трудилась и денно, и нощно, часто засыпая на полу от усталости. Открытию дела помогло случайное знакомство с Коко Шанель. Мадемуазель Коко быстро оценила изящество, красоту и тонкость мастерства Марии Павловны. Так началось их взаимовыгодное сотрудничество. Получив заказы от Шанель, княгиня наняла в помощницы несколько русских эмигранток, а через некоторое время в её студии трудилось уже пятьдесят вышивальщиц.


Карлу Лагерфельду, вот уже 33 года занимающему пост креативного директора в модном доме Chanel, тоже передалось увлечение русским стилем. Семь лет назад на сцене Малого театра Москвы прошел великолепный светский показ его коллекции — /10 Paris — Moscou. Прекрасным украшением вечера стали каракулевые и соболиные меха, русские этнические узоры, царская парча и позолота, крупные стразы и кокошники. Мероприятие было организовано в традициях настоящего русского бала.


Показ Карла Лагерфельда Paris — Moscou 2009/10

До этого, ещё в 1959 году Кристиан Диор привёз в Москву свою летнюю коллекцию. Своим платьям мастер даже дал имена: Татьяна, Таня и Надежда. На фоне скромно одетых советских граждан его позирующие в ГУМе и на Красной площади модели казались из другого мира.


1959, Модели Christian Dior в Москве


1976, Ives Saint Laurent Russes

Kenzo, Valentino, Dolce&Gabbana, Anna Sui, Джон Гальяно, Кристиан Лакруа, Готье, Лена Хошек и многие другие известные кутюрье и модные дома не раз обращались в своём творчестве к русскому стилю. Яркие ткани, роскошная обильная вышивка, этнические узоры и орнаменты, богатство меха и бижутерии сделали A la Russe популярным и узнаваемым. А кокошники, поневы, валенки, зипуны и другие элементы русского народного костюма до сих пор будоражат умы современных мастеров. Интерпретированные , эти старинные элементы русского костюма часто возвращаются нам в виде актуальных модных трендов.

Фото: Getty Images; AP

Россия, точнее русская аристократия и купеческая верхушка, долгое время была не участником, а потребителем в мировой моде, хотя и довольно серьезным. Но в начале прошлого века все изменилось.

Состоятельные женщины из дореволюционных Петербурга и Москвы охотно заказывали платья у Ворта, но русских модных ателье такого уровня не существовало. Октябрьская революция, политическая катастрофа если не мирового, то евразийского масштаба, разрушила очень многое, но появлению России на модной арене как объекта вдохновения скорее способствовала.


Феликс Юсупов и его супруга Ирина


Модели Кристана Диора на улицах Москвы (1959)


Показ Ralph Lauren (2013)

Вопреки стереотипам, русские мотивы в моде — это отнюдь не кокошники или гжель. Современные российские дизайнеры часто обращаются к русскому наследию в своих коллекциях, переосмысляя народные и национальные традиции

Микс русского народного костюма и авангарда

Советский период, исключенный Аленой Ахмадуллиной, всегда был одной из опорных точек в коллекциях Nina Donis. По словам Нины Неретиной и Дониса Пуписа, российское и советское наследие так или иначе сознательно и бессознательно всегда отражалось в их работах. Дизайнеры не дают четких определений своему стилю, только резюмируют очевидное: в основе большинства их коллекций — микс русского народного костюма и авангарда.

Все для советского ситца

До 1917 года с производством набивных тканей в России все было на редкость гладко: среди постоянных покупателей фигурировали многие европейские страны, арабский Восток и — во что сейчас верится с трудом — Китай. Другой вопрос, что до революции многие рисунки были покупными — они заказывались в итальянских, французских и даже немецких бюро. Впрочем, это не значит, что здесь не было собственных художников и достойных внимания работ. Как раз одно из направлений учебной программы Solstudio — изучение богатейшего орнаментального наследия России, которое можно интегрировать в современный текстильный язык.

Актуальный соц-арт

Дизайнеры Nina Donis Нина Неретина и Донис Пупис, чьи коллекции принято сразу и безоговорочно соотносить с русским авангардом и народным костюмом, признаются, что для них не менее важным является направление более позднего периода, соц-арт. Сложившийся в застойных 1970-х, соц-арт стал альтернативой официальному искусству и в дальнейшем повлиял на многих художников и дизайнеров.

Покупатели

Коллекции Alena Akhmadullina помимо России представлены также в Риге, Баку, Лондоне, Женеве, Дубаи, Мехико, Шанхае и Эр-Рияде. Вторая, коммерческая линия Akhmadullina Dreams продается в 17 российских магазинах.

Каким образом эстетика Васнецова и элементы русского костюма XVII или XIX веков соотносятся с современными тенденциями и находят отклик в носителях совершенно других культурных кодов?

Впрочем, как отмечают сами дизайнеры, если говорить о продажах, на них влияет не столько концепт, сколько экономическая ситуация и покупательская способность на тот или иной момент: основных рыночных факторов пока никто не отменял.

Читайте также: