Как российская федерация ведет борьбу с терроризмом кратко

Обновлено: 02.07.2024

Террористический акт предусматривает от 8 лет тюрьмы (в том случае, если никто не погиб) до пожизненного заключения (умышленная гибель человека или нападение на атомный объект). За захват заложника дают от 5 лет тюрьмы до пожизненного срока. За помощь в подготовке теракта, в том числе за предоставление информации, вербовку сторонников, организацию, сбор пожертвований на террористическую деятельность назначают срок от 5 до 20 лет. Строгое наказание от 20 лет получают за обучение терроризму или спецнавыкам для совершения террористического акта.

От уголовной ответственности за любое из этих преступлений освобождаются те, кто добровольно помог спецслужбам предотвратить трагедию и если они не совершили других преступлений.

Терроризм в наши дни стал общественно-политической проблемой номер один, поскольку его масштабы приобрели поистине глобальное значение. Россия в борьбе с терроризмом прилагает все силы, чтобы избежать опасных и непредсказуемых последствий, которые уже переживает человечество.

россия в борьбе с терроризмом

Без границ

Терроризм - угроза безопасности всего мира, всех стран и всех граждан, их населяющих, это потери экономические и политические, это огромное психологическое давление, оказываемое на людей. Размах бандитизма в современности настолько широк, что для него не существует никаких государственных границ.

Что может сделать отдельное государство против терроризма? Его международный характер диктует ответные меры, выстраивание целой системы противодействия. Именно это и предпринимает Россия в борьбе с терроризмом. Наступление его в международных масштабах ощущает и Российская Федерация, поэтому встал вопрос об участии её армии даже за пределами территорий страны.

Противодействие силам террора

Силами органов власти и местных самоуправлений проводится ежечасная неусыпная работа по обеспечению безопасности населения страны. Методы борьбы с терроризмом внутри России применяются следующие.

  1. Профилактика: предупреждение терактов посредством выявления и устранения условий и причин, которые способствуют совершению актов террора.
  2. Россия в борьбе с терроризмом следует по цепочке от выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования каждого подобного случая.
  3. Последствия любого проявления террора минимизируются и ликвидируются.

методы борьбы с терроризмом

Федеральный закон

О противодействии законодательно заявлено 6 марта 2006 года. Согласно Федеральному закону, Россия в борьбе с терроризмом может применять ВС РФ. Оговорены следующие ситуации применения Вооружённых Сил.

  1. Пресечение полёта любого воздушного судна, захваченного террористами или используемого для теракта.
  2. Пресечение теракта в территориальном море РФ и во внутренних водах, на любом объекте деятельности в морях, которые расположены на шельфе континента, где располагаются территории РФ, обеспечение безопасной работы судоходства.
  3. Россия в борьбе с терроризмом участвует в контртеррористических операциях, как это предусмотрено в настоящем Федеральном законе.
  4. Борьба с международным терроризмом за границами территорий РФ.

борьба с международным терроризмом

Пресечение терроризма в воздухе

ВС РФ могут применять боевую технику и оружие согласно нормативным правовым актам РФ по устранению угрозы или пресечению террористического акта. Если самолёт не реагирует на команды наземных пунктов слежения и на сигналы поднятых самолётов РФ на перехват либо отказывается подчиниться без объяснения причин, ВС РФ пресекают полёт судна, применяя боевую технику и оружие, принуждая его к посадке. В случае неподчинения и существующей опасности экологической катастрофы или гибели людей полёт судна пресекается путём уничтожения.

Пресечение терроризма на воде

Внутренние воды, территориальное море и свой континентальный шельф и национальное морское судоходство (в том числе и подводное) ВС РФ тоже должны защищать, используя вышеперечисленные методы борьбы с терроризмом. Если морские или речные плавательные средства не отвечают на команды и сигналы по прекращению нарушения правил пользования водного пространства РФ и подводной среды либо следует отказ подчиниться, оружие военных кораблей и самолётов ВС РФ применяется для принуждения, чтобы остановить плавательное средство и устранить угрозу теракта даже путём его уничтожения. Предотвратить гибель людей или экологическую катастрофу необходимо, применяя любые меры борьбы с терроризмом.

фсб рф

Контртерроризм внутренний и внешний

Нормативные правовые акты РФ определяют решение Президента России в привлечении воинских частей и подразделений ВС РФ к участию в контртеррористической операции. Воинские части, подразделения и соединения ВС РФ применяют боевую технику, специальные средства и оружие. Борьба с международным терроризмом посредством привлечения Вооружённых Сил Российской Федерации осуществляется соответственно международным договорам РФ, настоящему Федеральному закону с применением вооружения либо с территории РФ против баз террористов или находящихся за пределами РФ отдельных лиц, а также с использованием ВС РФ за границами страны. Все эти решения принимает лично Президент, в настоящее время В. Путин.

Борьба с терроризмом - важнейшая задача современного мира и очень ответственная. Поэтому общую численность формирования ВС РФ, районы, где оно будет действовать, стоящие перед ним задачи, сроки пребывания за пределами РФ и прочие вопросы, связанные с контртеррористической деятельностью за рубежами РФ, тоже решает лично Президент. Федеральный закон о борьбе с терроризмом отдельно оговаривает это положение. Войсковые части, которые направляются за пределы России, состоят из военнослужащих-контрактников, прошедших специальную предварительную подготовку, и формируются сугубо на добровольной основе.

путин борьба с терроризмом

Национальная безопасность

Терроризм может быть представлен как организациями и группировками, так и отдельными лицами. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года предусматривает любые проявления террористической деятельности. Направленность может быть любого плана - от насильственного изменения основы конституционного строя РФ и дезорганизации функционирования гос. власти до уничтожения промышленных и военных объектов, а также учреждений и предприятий, которые обеспечивают жизнедеятельность населения, и до устрашения общества применением химического или ядерного оружия.

Проблемы борьбы с терроризмом состоят в том, что нет консолидации всех общественных и государственных структур в объединении усилий по противодействию этому опаснейшему явлению. Здесь не смогут действенно помочь какие-либо специально созданные контртеррористические центры, даже спецслужбы и правоохранительные органы. Нужна совместная деятельность всех структур, ветвей власти, средств информации.

основы борьбы с терроризмом

Источники терроризма

Любые террористические проявления должны быть чётко отслежены до самого истока и честно названы причины их возникновения. Экспертный опрос, проведённый среди сотрудников антитеррористических подразделений ФСБ РФ, выявил, что детерминантами (факторами возникновения) терроризма бывают чаще всего следующие: резкое понижение уровня жизни и степени соц. защиты, политическая борьба и правовой нигилизм, рост сепаратизма и национализма, несовершенное законодательство, низкий авторитет властных структур, непродуманные решения их.

Питают растущий терроризм, в основном, противоречия в обществе, социальная напряжённость, откуда и появляется политический экстремизм. Борьба с экстремизмом и терроризмом требует включения комплексной программы, в которой она будет иметь не только политический, но и экономический, социальный, идеологический, правовой и многие другие аспекты. Антитеррористическая политика РФ пытается решить главные, но всего лишь следственные задачи - сохранение территориальной целостности и суверенитета. А надо бы начинать с причин.

борьба с экстремизмом и терроризмом

Основы борьбы с терроризмом

Неотъемлемая часть государственной политики - борьба с терроризмом в РФ, целью которой являются, как уже было сказано, обеспечение безопасности, территориальной целостности и суверенитета страны. Основные положения этой стратегии таковы:

  • причины и условия, способствующие возникновению терроризма и его распространению, должны быть выявлены и устранены;
  • лица и организации, совершающие подготовку к терактам, должны быть выявлены, действия их предупреждены и пресечены;
  • субъекты, причастные к террористической деятельности, должны быть привлечены к ответственности соответственно законодательству России;
  • силы и средства, предназначенные для пресечения, выявления, предупреждения террористической деятельности, минимизации и ликвидации последствий терактов должны поддерживаться в постоянной готовности к их использованию;
  • места массового скопления людей, важные объекты жизнеобеспечения и инфраструктуры должны быть обеспечены антитеррористической защищённостью;
  • идеология терроризма не должна получать распространение, а работа информационно-пропагандистского обеспечения должна активизироваться.

меры борьбы с терроризмом

Меры безопасности

Объекты, на которые могут быть нацелены террористические операции, в последнее время стали гораздо лучше оснащаться инженерными и техническими средствами защиты, также сотрудники охранных предприятий значительно повысили свой уровень подготовки. Тем не менее антитеррористическая защита мест, где массово пребывают люди, ещё явно недостаточна, поскольку отсутствовали единые требования к обеспечению этого на объектах.

В 2013 году, 22 октября, Федеральный закон об антитеррористической защищённости объектов вступил в силу. Теперь Правительство РФ согласно этому документу получает право установления обязательных в выполнении всеми физическими и юридическими лицами требований по антитеррористической защищённости объектов, территорий. Также требования касаются их категории, контроля относительно выполнения требований, формы паспорта безопасности. Исключаются из этих объектов только транспортная инфраструктура, транспортные средства и объекты ТЭК, где антитеррористическая защита выстраивается гораздо более жёстко.

Глобальная угроза

Террористические организации действую в России чаще всего при участии и под руководством иностранных граждан, которые прошли подготовку за границей и финансово поддерживаются источниками, связанными с международным терроризмом. Согласно данным ФСБ РФ, уже в 2000 году в Чечне было около трёх тысяч иностранных боевиков. Вооружёнными силами России в боевых действиях 1999-2001 годов уничтожено более тысячи иностранцев из арабских стран: Ливана, Палестины, Египта, ОАЭ, Иордании, Йемена, Саудовской Аравии, Афганистана, Туниса, Кувейта, Таджикистана, Турции, Сирии, Алжира.

В последние годы международный терроризм усилился до степени глобальной угрозы. В России именно с этим связано создание Национального антитеррористического комитета (НАК). Этот коллегиальный орган, который координирует деятельность исполнительной власти как федеральной, так и субъектов РФ, местного самоуправления, а также готовит соответствующие предложения Президенту РФ. НАК был образован согласно Указу о противодействии терроризму 2006 года. Председателем комитета является директор ФСБ РФ генерал армии А. В. Бортников. Под его началом работают практически все руководители силовых структур, правительственных ведомств и палат парламента РФ.

проблемы борьбы с терроризмом

Основные задачи НАК

  1. Подготовка предложений Президенту РФ относительно формирования гос. политики и совершенствованию законодательства в области противодействия терроризму.
  2. Координация всей антитеррористической деятельности федеральной исполнительной власти, комиссий в субъектах РФ, взаимодействие этих структур с местным самоуправлением, общественными организациями и объединениями.
  3. Определение мер устранения причин и условий, способствующих террору, обеспечение защищённости объектов от потенциальных посягательств.
  4. Участие в борьбе с терроризмом, подготовка международных договоров РФ в этой области.
  5. Обеспечение социальной защиты людей, уже осуществляющих или привлекаемых к борьбе с терроризмом, социальная реабилитация пострадавших от терактов.
  6. Решение прочих задач, предусмотренных законодательством РФ.

Террор Северного Кавказа

В последние годы органы гос. власти предприняли значительные усилия для нормализации обстановки в Северо-Кавказском федеральном округе, реализовав меры противодействия терроризму. В декабре 2014 года директор ФСБ РФ А. Бортников отметил результат координации профилактических и силовых операций - террористических преступлений стало в три раза меньше сравнительно с этим же периодом 2013 года: 218 преступлений против 78.

Однако напряжённость обстановки в регионе всё ещё высока - активны и северокавказское бандподполье, и международный терроризм, несмотря на непосредственное участие в борьбе с ним всех правоохранительных органов, силовых структур и специальных служб. Проводятся мероприятия оперативные и боевые, выявляются, предупреждаются, пресекаются, раскрываются и расследуются террористические акты. Так, в течение 2014 года спецслужбам и правоохранительным органам удалось предотвратить 59 преступлений террористического характера и восемь готовившихся терактов. Тридцать человек, связанных с бандитским подпольем, удалось склонить к отказу от террора.

Когда уговорить не удаётся

Для борьбы с терроризмом существует комплекс оперативно-боевых, специальных, войсковых и многих других мероприятий, когда применяется боевая техника, оружие и специальные средства, чтобы пресечь террористический акт, обезвредить боевиков, обеспечить безопасность людей, учреждений и организаций и минимизировать последствия теракта. Здесь задействованы силы и средства органов ФСБ вкупе с создаваемой группировкой, состав которой могут пополнить и подразделения ВС РФ, и федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых вопросы обороны, безопасности, внутренних дел, гражданской обороны, юстиции, МЧС и многие другие.

В результате таких мощных контртеррористических операций на Северном Кавказе в 2014 году было нейтрализовано 233 бандита, из них 38 главарей. Задержано 637 членов бандподполья. Изъято из незаконного оборота 272 взрывных устройства, много огнестрельного оружия и других средств поражения. Правоохранительные органы, расследовавшие террористические акты, в 2014 году довели до суда 219 уголовных дел, в результате которых преступники понесли уголовное наказание, среди них четыре исполнителя терактов в Волгограде.

участие в борьбе с терроризмом

Террор и международные отношения

Трансграничные формы терроризма - самая опасная форма преступности. Современные реалии превратили её в фактор дестабилизации развития международных отношений. Террористические посягательства на использование средств массового поражения (ядерного оружия) являются серьёзной угрозой для существования всего человечества. А мировое сообщество в силу завышенных амбиций отдельных его членов не может даже определиться в точной терминологии, касающейся этого явления, хотя в общем и сложилось некое совместное понимание основных составляющих данное явление.

Прежде всего, терроризм - это противозаконное насилие с применением оружия, стремление запугать общественность мира в самых широких слоях его населения, это невинные жертвы. Если террористический акт затрагивает интересы более одной страны, там, естественно, содержится и международный элемент. Политическую направленность международное сообщество не считает чертой международного терроризма, как это ни странно. Впрочем, в последние годы, когда он невероятно окреп по всему миру, Комитет Генеральной Ассамблеи ООН пытается снова начать работу над определением, касающимся международного терроризма.

Роль России в мировом сообществе

Российская Федерация весьма последовательна на пути объединения усилий по борьбе против террора. Она всегда была за устранение преград - религиозных, идеологических, политических и любых других, - между государствами, противостоящими террористическим преступлениям, ведь главное - организация эффективного отпора всем проявлениям терроризма.

Как продолжатель СССР, Российская Федерация участвует в действующих универсальных соглашениях по этой борьбе. Именно от её представителей исходят все конструктивные инициативы, именно они вносят самый ощутимый вклад и в теоретические разработки новых договорённостей, и в практические решения по созданию общего антитеррористического международного фронта.

Терроризм проявляет себя на самых различных уровнях, начиная с широкомасштабных насильственных акций на международной арене и кончая спонтанными террористическими действиями отдельных групп. Как показывает мировой опыт, терроризм особенно остро проявляется в тех регионах и в те периоды, где и когда обостряются противоречия в социально-политической сфере.

Две трактовки одного понятия

Терроризм - это негативное явление, которое известно человечеству довольно давно. Оно многогранно, однако его основной, сущностной составляющей является устрашение политических или иных противников. Именно насилие, запугивание и деморализация противостоящей стороны являются синонимами слова "террор". Вместе с тем это явление не связано с дефектами человеческой природы, а уходит корнями в условия социального бытия людей, то есть это социальное явление.

Несмотря на длительную историю, особую остроту проблема терроризма приобрела со второй половины прошлого века. Наиболее часто атаки террористов были направлены против США, на втором месте стоит Россия , в связи с чем в этих странах наиболее глубоко исследуются причины возникновения и динамика развития данного негативного явления в целях выработки действенных механизмов его предупреждения и борьбы с ним.

Согласно законодательству США терроризм - предумышленное, политически мотивированное насилие, совершаемое против мирного населения субнациональными группами или подпольно действующими агентами, обычно с целью повлиять на настроение общества .

В праве России терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (с изменениями от 08.11.2011).

При сравнении двух трактовок одного понятия видно, что российское определение - более широкое, охватывающее не только сами насильственные действия, но и идеологию насилия. Действительно, без понимания идеологии этого явления, его движущих сил, объектов, субъектов, методов и пр. невозможно правильно оценить масштаб террористического воздействия и выработать верную стратегию борьбы с ним.

Базовые определения, закрепленные в Законе РФ

В России правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Основные положения по противодействию терроризму сформулированы в Законе N 35-ФЗ и Указе Президента РФ от 15.02.2006 N 116 "О мерах по противодействию терроризму" (с изменениями от 02.09.2012).

Кроме понятия "терроризм" Закон N 35-ФЗ закрепляет следующие определения.

  1. Террористическая деятельность - это деятельность, включающая в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

  1. Террористический акт - это совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
  2. Противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактике терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьбе с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

  1. Контртеррористическая операция - это комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта (ст. 3 Закона N 35-ФЗ).

Основные принципы противодействия терроризму

Сформулированные в Законе N 35-ФЗ базовые понятия, относящиеся к терроризму, определяют и основные принципы противодействия терроризму, такие как:

  1. обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
  2. законность;
  3. приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
  4. неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
  5. системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
  6. сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
  7. приоритет мер предупреждения терроризма;
  8. единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
  9. сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
  10. конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
  11. недопустимость политических уступок террористам;
  12. минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
  13. соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Контртеррористическая операция

Довольно часто в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению уполномоченного Законом N 35-ФЗ должностного лица проводится контртеррористическая операция. В пределах территории и времени проведения конкретной операции может вводиться особый правовой режим.

Важным является то, что решение о введении правового режима контртеррористической операции (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима контртеррористической операции подлежат незамедлительному обнародованию.

Согласно ч. 3 ст. 11 Закона N 35-ФЗ на территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством РФ, на период проведения контртеррористической операции допускается применение специальных мер и временных ограничений, о которых необходимо знать и простым гражданам. Это:

  1. проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел РФ (иные компетентные органы) для установления личности;
  2. удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;
  3. усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;
  4. ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;
  5. использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством РФ;
  6. приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
  7. приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;
  8. временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;
  9. введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;
  10. ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;
  11. беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;
  12. проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
  13. ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  14. ограничение или приостановление частной детективной и охранной деятельности.

Следует отметить, что на отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, может устанавливаться (вводиться) как весь обозначенный комплекс мер и временных ограничений, так и отдельные меры и временные ограничения.

Компенсационные и реабилитационные меры

Закон N 35-ФЗ предусматривает возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта. Согласно ч. 1 ст. 18 этого Закона государство осуществляет компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Вместе с тем компенсация морального вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совершивших.

Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Однако не все граждане могут рассчитывать на компенсацию вреда. Так, вред, причиненный при пресечении террористического акта правомерными действиями здоровью и имуществу лица, участвующего в террористическом акте, а также вред, вызванный смертью этого лица, возмещению не подлежит (ч. 3 ст. 18 Закона N 35-ФЗ).

Закреплены в Законе N 35-ФЗ и меры по социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, участвующих в борьбе с терроризмом. В соответствии с ч. 1 ст. 9 данного Закона такая реабилитация включает в себя психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию, правовую помощь, содействие в трудоустройстве и предоставление жилья.

Помимо социальной реабилитации могут быть предусмотрены реабилитационные мероприятия иного характера.

В статье 25 Закона N 35-ФЗ установлено, что лицам, оказывающим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт, из средств федерального бюджета может выплачиваться денежное вознаграждение, источники финансирования которого устанавливаются Правительством РФ.

В заключение хотелось бы сказать, что, каким бы правильным и понятным ни был Закон на бумаге, его реализация - сложная задача, требующая взаимодействия и координации всех сил и средств не только органов, осуществляющих борьбу с терроризмом, но и всего общества. Для эффективного противодействия терроризму в России также необходимы разработка и реализация комплексной программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, психологический и другие аспекты.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

В современном мире терроризм стал распространенным способом решения межэтнических, межконфессиональных и территориальных споров, вошел в практику достижения противозаконных целей националистами, экстремистами, религиозными радикалами и сепаратистами. Субъекты геополитического противоборства активно используют террор как низкозатратный и высокопродуктивный метод борьбы; при определенных условиях терроризм способен превратиться в способ ведения боевых действий.

Терроризм является чрезвычайно сложным социальным явлением в связи с многообразием его проявлений в самых разных сферах общественной жизни, трудностью однозначного толкования сущности, излишней политизированности понятия терроризма и проблемой его разграничения с понятием национально-освободительного движения за независимость.

Современному международному терроризму можно дать такое определение — это особым образом организованное насилие, вид социального противодействия, которое по военно-политическим целям, средствам, способам и результатам является одной из форм ведения войны и представляет собой антиобщественную деятельность крайне агрессивных, организованных, идеологически подготовленных субъектов с использованием метода устрашения.

Экстремизм выступает крайним выражением присущих любому обществу противоречий и имеет множество определений, что вызывает серьезные трудности в его изучении. Исследование экстремизма может быть реализовано на базе различных философско-методологических подходов.

Экстремизм, опираясь на определенную идеологию, выступает против сложившихся социальных структур и политических институтов, пытаясь подорвать их стабильность и низвергнуть силовыми методами. Эти методы включают в себя деятельность политически активных групп, структурно и иерархически упорядоченных, чьи усилия направлены на пропаганду идеи отстранения от власти политической элиты с последующим проведением реформ, направленных на слом утвердившихся социально-правовых и экономических отношений, и замену их на иную систему.

К числу основных черт экстремисткой идеологии следует отнести:

— стремление к крайним формам протеста против власти;

— решимость на захват власти;

— подготовка восстаний силового или ненасильственного характера;

— признание необходимости принесения жертв в борьбе;

— наличие героя, который может повести за собой толпу;

— готовность к физическому уничтожению представителей власти;

— организация экстремистского выступления как пропагандистского акта, призванного привлечь внимание широких масс;

— анонимность и конспирация как основа деятельности;

— состояние обреченности экстремиста и разорванность связей с миром.

Таким образом, идеология играет ключевую роль во взаимосогласовании личностных и общественных интересов, в определении ценностных идеалов и направленности социальных групп на достижение определенных целей.

Любая экстремистская идеология стремится подавить другие идеологии, заявить о своем великом призвании изменить мир и использовать все возможные средства во имя реализации выдвинутой идеи. Она требует преданности со стороны ее приверженцев ценностям и нормам, которые культивирует. Можно выделить различные разновидности экстремистской идеологии: ксенофобия, расизм, этнонационализм, фашизм, терроризм и др.

Ксенофобия — возведенная в ранг идеологии ненависть к чужому как непонятному, непостижимому, и поэтому опасному и враждебному. Ксенофобия призывает к вражде по принципу национального, религиозного или социального деления людей. Проявляется в основном по отношению к эмигрантам, гастарбайтерам, преследуемым религиозным, культурным, сексуальным меньшинствам.

Фашизм отличается крайней внутренней и внешней агрессивностью и готовностью подчинить всю публичную и частную жизнь цели величия нации. Главенствующее значение имеет идея верховного вождя как героической фигуры, воплощения народного духа. Фашизм требует реорганизации социальной жизни по военному образцу, признает войну высшим выражением народной воли, достигающей самосознания в личности вождя.

Наибольший интерес представляет идеология терроризма (как одной из разновидностей экстремизма).

Современные идеологи терроризма привнесли в ее развитие довольно мало собственных новых идей, поэтому она во многом восходит корнями к вышеперечисленным социал-анархистским, насильственно-агрессивным и воинственно-религиозным идеям. Указанные обоснования террористической деятельности могут быть использованы экстремистскими течениями разной направленности (националистическими, религиозными, сепаратистскими), потому что камуфлируют их подлинные интересы.

К числу факторов, способствующих повышению общественной опасности религиозного экстремизма, относятся:

— индустриальный прогресс в мире, развитие системы коммуникаций, компактность проживания населения и наличие сил, способных использовать научно-технический прогресс против цивилизационного развития;

— попытка нахождения частью атеистически воспитанного населения своих исторических и традиционных корней;

— усиление влияния во всем мире религиозных лидеров;

— неспособность молодежи многих регионов планеты найти свое место в жизни;

— определенная децентрализация некоторых религий (например, ислама), т. е. отсутствие строгого иерархического подчинения в священстве, а, следовательно, и ответственности за действия отдельных частей этого сообщества;

— абсолютизация мнения части верующих людей в масштабах своей конфессии;

— идеализация религии как социокультурного феномена, играющего исключительно и безусловно позитивную роль в обществе;

— усиление влияния на общественное мнение и проектирование искусственно созданных информационных событий средствами массовой коммуникации и др.

Религиозный экстремизм часто возникает в государствах, занявшихся модернизацией своего общества, если до этого его жизненный уклад определялся исключительно религиозной картиной мира. И возможно, именно поэтому наблюдается всплеск именно исламского экстремизма в силу того, что исламский регион — один из последних, подвергшихся модернизации, вестернизации и глобализации.

Таким образом, сложность однозначного определения экстремизма и терроризма, исходящая от них угроза стабильному существованию личности, общества и государства требует выработки всеобъемлющих, научно обоснованных, эффективных мер по уменьшению последствий проявления этих негативных социальных явлений.

Вооруженные Силы России на передовых рубежах борьбы с международным терроризмом

Не вызывает сомнений то, что главный субъект антитеррористической деятельности любого государства олицетворяют собой специальные службы. Но в силу возрастающей активности террористических организаций, в условиях, когда они осуществляют против государства крупномасштабные повстанческие действия (мятежевойну) и представляют военную опасность для него, к борьбе с терроризмом иногда привлекаются регулярные вооруженные силы.

В отдельных случаях только они обладают достаточными силами и средствами для того, чтобы сломить сопротивление и уничтожить террористов. Другие элементы военной организации государства в таких операциях могут выполнять свои специфические, оперативные задачи только во взаимодействии с армейскими частями.

По оценкам Минобороны России, на планете насчитывается 160 зон этнополитической напряженности, 80 из них присущ экстремистско-террористический характер.

По сути, против России и государств постсоветского пространства (зоны жизненно важных интересов РФ) ведется настоящая террористическая война, представляющая собой взаимосвязанные угрозы терроризма, религиозной и этнической нетерпимости, сепаратизма, организованной преступности.

Вооруженные Силы РФ находятся на переднем крае борьбы с международным терроризмом, активно реализуя концепцию силового принуждения к миру.

В основе такого подхода лежат идеи немецкого философа И. Канта, который указал на взаимосвязь права с принуждением и государством, выявил их неразрывный характер.

По мнению исследователя В.В. Колотуши, силовое принуждение — это особый вид деятельности, способ социального управления и социального взаимодействия, основанного на применении силы или угрозе ее применения, направленный на противодействие силой попыткам захвату жизненно-важных ресурсов (среды обитания) или создание условий для их изъятия, в том числе через овладение властью.

Контртеррористическая операция Российской армии в ходе оказания помощи Сирийской Арабской Республике (САР, Сирия) в борьбе с международным терроризмом может служить ярким примером такого рода деятельности.

Таким образом, применение вооруженных сил против террористической активности, когда она достигает уровня повстанческой войны против государственной власти, угрожает суверенитету и целостности территории страны, вполне оправдано и даже необходимо.

Наиболее тревожная ситуация сложилась в Сирии, где в результате вмешательства в гражданскую войну международных террористических организаций к 2015 году правительственная армия находилась в крайне сложном положении и была близка к поражению, а боевики контролировали значительную часть территории страны, нефтяные промыслы и крупные города.

Кроме того, Российская Федерация предпринимала меры, направленные на создание условий для проведения межсирийских переговоров. Москва принимала активное участие в работе площадок многих форматов, где обсуждалась сирийская проблема: это и двусторонние встречи, и обсуждения в ООН, и Международная контактная группа по Сирии, и другие. При участии России был принят ряд документов, направленных на решение конфликта. Во всех этих документах было зафиксировано основное требование России — урегулирование конфликта на основе решения, выработанного в ходе межсирийских переговоров.

На 70-й юбилейной сессии ООН в Нью-Йорке Президент России Владимир Путин предложил мировому сообществу оказать решительное противодействие международному терроризму. Он в очередной раз обратил внимание всех государств на необходимость руководствоваться в своей деятельности общими интересами в рамках соблюдения международного права, объединить усилия для борьбы с терроризмом, создать широкую, наподобие антигитлеровской, антитеррористическую коалицию. Однако инициатива В.В. Путина Западом не была поддержана.

В сложившейся ситуации Россия приняла официальное обращение руководства Сирии, и 30 октября 2015 г. Совет Федерации Федерального Собрания РФ по запросу Президента России единогласно одобрил применение Вооруженных Сил России за рубежом. С этого момента российское государство начало открыто противостоять международному терроризму в Сирии.

Только по официальным данным, к началу 2016 г. в Сирию уехало 2719 россиян, в том числе около 200 — из Поволжья, 130 — из Кабардино-Балкарии, 500 — из Чечни и 900 — из Дагестана. Еще больше, в общей сложности более 5 тыс., в рядах ИГИЛ оказалось выходцев из республик Средней Азии. Поэтому Москва предпочла бороться с террористами на территории Сирии.

Важным побудительным фактором принятого российскими властями решения стала трансформация терроризма в структуру тоталитарного государства исламистского характера, вытесняющего традиционную государственность на Ближнем Востоке.

Немаловажной причиной вмешательства Москвы в сирийские дела явилось то, что Россия тем самым заявила о себе как о мировой державе, способной решать глобальные проблемы. И здесь можно проследить отличие стратегии России от западных союзников, которые борются с терроризмом на территории Сирии вопреки международному праву. Российская Федерация не только противодействует экстремистским группировкам, но и стремится на различных площадках наладить диалог правительства и умеренной оппозиции для урегулирования конфликта.

Плотное взаимодействие Минобороны РФ с сирийскими коллегами позволило нанести сокрушительное поражение ИГИЛ и в серьезной степени ослабить другие террористические группировки, освободить большую часть территорию страны и взять под контроль основные объекты инфраструктуры.

Одно из главных направлений военной операции Российской Федерации против группировки ИГИЛ и ее союзников заключалось в отрыве международного терроризма от основных источников дохода. Как известно, террористы многие годы занимались контрабандной торговлей сирийской нефтью и газом: сырье приносило солидные прибыли и позволяло закупать необходимую технику и вооружение, платить наемникам других исламских группировок и вести взаиморасчеты с иностранными представителями ячеек ИГИЛ.

Спустя некоторое время с начала военной операции России правительственные сирийские войска при поддержке российских военных специалистов и советников отбили у террористов значительное количество нефтегазовых месторождений, лишив тем самым ИГИЛ крупной статьи доходов и позволив сирийской экономике начать получать необходимые финансовые средства. Благодаря этому бюджет сирийского государства начал пополняться необходимыми средствами и аккумулировать перспективный военный бюджет для дальнейшего массового наступления на исламистов.

Совершенно очевидно, что достигнутым военным успехом сирийские правительственные силы и сражавшееся на их стороне ополчение обязаны, прежде всего, действиям авиационной группы российских ВКС. Российская воздушная операция в Сирии, начавшаяся в сентябре 2015 г., стала одним из наиболее заметных мировых военных и политических событий современности.

Руководство России выбрало в Сирии единственно возможный путь разрешения критической ситуации: решительно действовать по ключевым направлениям ведения гибридной войны, включая политическую, информационную, социальную и гуманитарную сферы противостояния.

Большую роль в снижении накала конфликта внес Центр по примирению враждующих сторон на территории Сирийской Арабской Республики, организовавший целый ряд мероприятий по примирению враждующих сторон путем переговоров, координирующий оказание гуманитарной помощи населению Сирии, способствующий поддержанию режима прекращения огня, а также оказанию необходимой информационной поддержки.

Силами военной полиции поддерживается порядок в освобожденных от террористов населенных пунктах, создаются коридоры для вывоза людей в спокойные районы, оказывается медицинская помощь в специально созданных госпиталях, осуществляется контроль над работой саперов сирийской армии.

Если подводить итог военной операции в Сирии, то, по словам Министра обороны Российской Федерации, за пять лет борьбы с терроризмом ликвидировано 865 главарей бандформирований и более 133 тыс. боевиков, включая 4,5 тыс. выходцев из РФ и стран СНГ, было освобождено от террористов 1024 населенных пункта, в результате чего под контроль правительственных войск и отрядов народного ополчения перешло 88 % территории страны.

Именно действия Вооруженных Сил РФ создали переломный момент в противодействии терроризму в Сирии. Благодаря усилиям России удалось объединить разрозненные и враждующие друг с другом группировки вооруженной оппозиции в борьбе с террористами.

Важным моментом является и тот факт, что Россия заявила о себе как о силе, с которой надо считаться в мире и которая имеет влияние на события в ближневосточном регионе. Она доказала свою способность проводить стратегические операции с применением военно-воздушных и морских сил на значительном удалении от своих границ, с использованием авиации дальнего действия, оснащенной как бомбами, так и высокоточными крылатыми ракетами.

В свете военной операции в Сирии одним из важных направлений развития и подготовки наших Вооруженных Сил стало придание им способности эффективно действовать в нетрадиционных условиях. Вооруженные Силы и оборонно-промышленный комплекс (ОПК) нашей страны получили в Сирии бесценный боевой опыт. Российская армия, по сути, сдала, причем сдала блестяще, своеобразный комплексный государственный экзамен на готовность противостоять любому агрессору, угрожающему нашей национальной безопасности, в том числе и на ближних подступах.

В условиях мировой стратегической нестабильности Вооруженные Силы РФ должны быть готовы защитить интересы государства в военном конфликте любого масштаба с широким применением противником как традиционных, так и гибридных методов противоборства. Для этого крайне необходимо анализировать сирийский опыт как в видах и родах войск на оперативном и на тактическом уровнях, так и в структурах ведущих предприятий и научных учреждений ОПК.

Говоря об итогах российской военной кампании в Сирии, нельзя не отметить экономическую составляющую. После успехов российского оружия появилась возможность заключения Россией выгодных военных контрактов на его поставку.

В этих условиях по-прежнему актуальны слова начальника Генерального штаба Вооруженных Сил России генерала армии Валерия Герасимова на V Московской конференции по международной безопасности (2016 г.): «…первую атаку терроризма мы отбили и сделали для себя несколько выводов:

во-первых, к борьбе с террористическими формированиями Вооруженные Силы необходимо готовить заблаговременно;

во-вторых, терроризм надо бить упреждающе, на ранних стадиях формирования угрозы, не давать его идеологии проникнуть в умы населения, развиваться и захватывать новые территории;

Вероятно, что борьба Вооруженных Сил России с террористами в обозримом будущем непременно будет продолжена, но приобретет несколько иной характер. Уменьшится активность применения сил и средств ВКС и ВМФ с соответствующими видами вооружения и боевой техники, и возрастет роль использования сухопутных спецподразделений, обладающих опытом выявления и борьбы с разветвленной сетевой структурой международного терроризма, оснащенных новейшими видами оружия и защиты, системами спутниковой связи и глобального геопозиционирования, а также возможностями применения беспилотных систем огневой и разведывательной поддержки.

Методические рекомендации

Во вступительном слове следует отметить актуальность изучения вопросов, касающихся теоретических основ международного терроризма и практического воплощения экстремистских идей в ходе ведения современных войн.

Особый упор следует сделать на анализе места и роли Вооруженных Сил России в контртеррористической борьбе, особенностей осуществления ими функции силового принуждения.

В заключительной части необходимо подвести итоги занятия и сделать краткие выводы. Нужно подчеркнуть, что военнослужащим важно осознавать всю степень деструктивного воздействия идеологии экстремизма и терроризма, представлять возможные негативные последствия ее практической реализации и быть готовыми к решительному ей противодействию.

ЛИТЕРАТУРА:

Актуальные проблемы противодействия экстремизму в воинских коллективах: сборник материалов методического семинара / под ред. В.М. Шевцова. М.: Военный университет, 2017. С. 9-28.

Аминов Д.И., Оганян Р.Э. Молодежный экстремизм. М.: Триада ЛТД, 2005.

Кафтан В.В. Противодействие терроризму. М.: Юрайт, 2015.

Кафтан В.В. Террор и антитеррор в условиях глобализации. М.: КноРус, 2018.

Красиков В.И. Экстрим: междисциплинарное философское исследование причин, форм и паттернов экстремистского сознания. М.: Водолей Publishers, 2006.

Королев А.А. Террор и терроризм в психологическом и идеологическом измерении: история и современность. М.: Московский гуманитарный университет, 2008.

Целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических угроз и проявлений.

  • профилактика терроризма;
  • борьба с терроризмом (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование ТА и иных преступлений террористического характера);
  • минимизация и (или) последствий террористических актов.
  • создание двух вертикалей (антитеррористических комиссий и оперативных штабов), что позволило разделить вопросы профилактики и борьбы с терроризмом;
  • наделение необходимой компетенцией Председателя Национального антитеррористического комитета;
  • создание оперативных штабов на постоянной основе;
  • четкое разделение компетенции между руководителями АТК и ОШ в субъектах Российской Федерации и руководителями федеральных органов исполнительной власти;
  • создание постоянно действующих аппаратов АТК и ОШ.

Общегосударственная система противодействия терроризму (ОГСПТ) представляет собой совокупность организационных структур (субъектов противодействия терроризму), которые в рамках полномочий, установленных законами и изданными на их основе нормативными правовыми актами, осуществляют деятельность по противодействию террористическим угрозам, разрабатывают и реализуют комплекс мер по профилактике террористических угроз, выявлению и пресечению террористической деятельности, минимизации и ликвидации возможных последствий террористических актов.

ОГСПТ, в силу возложенных задач, призвана обеспечить системное и эффективное использование потенциала государства и общества для защиты от угроз террористических актов.

  • организация и осуществление на системной основе противодействия идеологии терроризма и экстремизма;
  • совершенствование антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических устремлений;
  • усиление контроля за соблюдением административных, правовых и иных режимов, способствующих противодействию терроризму.

Под профилактикой терроризма понимается деятельность субъектов общегосударственной системы противодействия терроризму, включающая комплекс мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

Противодействие идеологии терроризма включает в себя комплекс организационных, социально-политических, информационно-пропагандистских мер по предупреждению распространения в обществе убеждений, идей, настроений, мотивов, установок, направленных на коренное изменение существующих социальных и политических институтов государства.

В качестве потенциальных объектов террористических устремлений могут рассматриваться любые физические и юридические лица, места массового пребывания людей, объекты недвижимости, критической инфраструктуры, транспорта, жизнеобеспечения, коммуникационные и информационные сети.

Под антитеррористической защищенностью потенциальных объектов террористических устремлений следует понимать комплексное использование сил физической защиты, инженерно-технических средств и режимных мер, направленных на обеспечение их безопасного функционирования

Читайте также: