Как реализовался принцип наглядности в школе xx века

Обновлено: 02.07.2024

Наглядность в обучении - это метод, принцип и средство организации учебно-воспитательной работы, связанные с реальной демонстрацией конкретных объектов, явлений и процессов окружающей действительности.

Наглядность трактуется, как:

  1. Средство обучения. Здесь, в качестве средства выступают реальные объекты, наглядные пособия, изображения тех или иных объектов и процессов, которые исследуются на учебном занятии.
  2. Метод обучения. Здесь, наглядность сливается с наблюдением, выступающим ведущим познавательным методом. Наглядные методы обучения применяются для чувственного и визуального восприятия объектов и процессов окружающего мира в их натуральной форме или символьном, схематичном изображении.
  3. Принцип обучения. Здесь, наглядность означает, что организация учебно-воспитательной работы должна основываться на применении наглядного отображения тех объектов и явлений, которые передаются в словесной форме или, с помощью практических приемов познания.

Использование наглядности в обучении позволяет учащимся познавать окружающий мир во всем его многообразии и иметь объективное представление о его устройстве. Наглядное восприятие исследуемого учебного материала позволяет анализировать и обобщать изучаемые процессы и объекты в связи с целями и задачами обучения.

Рисунок 1. Принцип наглядности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Благодаря наглядности, в ходе познания можно выделить существенные признаки объектов и процессов, выявить главное и незначительное в объекте исследования, отбросить второстепенные характеристики в познаваемом объекте и процессе.

В ходе образовательной деятельности использование наглядности помогает в формировании у учащихся представлений об устройстве и функционировании того или иного объекта, чтобы сформировать более полное представление и понятие о нем.

Готовые работы на аналогичную тему

В обучении используются следующие типы наглядности:

  • Символьная. Представление изучаемого материала с помощью символов реализуется при познании математических и физических формул, изучении физических законов.
  • Объемная. Она предполагает построение моделей изучаемых объектов: муляжи, геометрические фигуры, лепнина.
  • Изобразительная. Такая наглядность отражает объект посредством его представления в схематичной форме, рисования, составления чертежа, карты, иллюстрации к литературному произведению, эскиза и др.
  • Звуковая. Здесь, объекты исследования передаются с помощью аудио и видео аппаратуры: аудио записи, фильмы, диафильмы, видео ролики.

История развития принципа наглядности в обучении

Принцип наглядности является одним из первых открытых и утвержденных принципов дидактики. Наглядность в обучении появилась еще раньше, чем возникла первая школа. Она активно развивалась в античные времена и использовалась в обучении как действенный способ познания и изучения окружающего мира. При этом, принцип наглядности не имел педагогического обоснования, концептуального или теоретического подкрепления.

Теоретическое обоснование принцип наглядности в педагогике впервые получил в трудах Франсуа Рабле, занимающегося исследованием педагогического процесса и основ его организации в XIV веке. Он, впервые обосновал необходимость связи познания с реальной действительностью и ее объектами.

Наглядность, как принцип обучения, впервые была рассмотрена в трудах Я.А. Коменского. Он рассматривал наглядность, как:

  1. Использование всех органов чувств для восприятия наглядной информации. Чувственное познание лежит в основе освоения окружающего мира. Поэтому словесное обучение необходимо отодвинуть на второй план и уделить внимание чувственному познанию;
  2. Использование в качестве познавательных средств реальные объекты или их модели;
  3. Активное использование наглядных пособий в учебных учреждениях.

Рисунок 2. Принцип наглядности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Далее, наглядность стала исследоваться различными философами, учеными, педагогами. Так, Ж.Ж. Руссо считал, что познание мира актуально реализовывать на основе наблюдения за реальными жизненными фактами. Только так можно доказать и обосновать большинство процессов и явлений.

Наглядность активно изучалась и продвигалась в качестве ведущего метода обучения и познания и отечественными педагогами.

М.В. Ломоносов активно использовал наглядные пособия и средства при чтении лекций. Н.И. Пирогов рассматривал наглядность в качестве дидактического принципа и считал, что следует уделить внимание методическим разработкам в данной области. К.Д. Ушинский внес значительный вклад в методику наглядного обучения, расширив и углубив ее приемы. Он считал, что словесные методы обучения должны быть соотнесены с наглядными и применяться комплексно.

Функциональная роль принципа наглядности в обучении

Функциональная роль наглядности в процессе обучения отождествляется следующими функциями, которые она выполняет:

Конкурс профессионального мастерства педагогических работников

Использование принципа наглядности на уроках литературы

1 Принцип и средства наглядности на уроках литературы

Одним из основных принципов, на котором базируется изучение литературы, является принцип наглядности, который реализуется через активизацию чувственно-зрительного восприятия школьников, через воспитание культуры их умственного труда, через освоение ими таких мыслительных операций, как сравнение, сопоставление, классификация, идентификация.

Под наглядностью подразумеваются прежде всего те средства конкретизации и обогащения знаний о художественной литературе, которые лежат вне её текстов и имеют по преимуществу либо образный, либо документальный характер, то есть произведения изобразительного искусства, а также грамзаписи, кинокадры, фотографии и т.д. К непосредственной наглядности относят предметы, которые помогают воссоздать облик эпохи, отображённой в литературном произведении. Но это может быть и их изображение на картинах, способных выполнить функцию исторического комментария к произведению. К непосредственной наглядности также относят иллюстрации, фотографии, портреты писателей и поэтов, изображения героев или эпизодов произведения, свидетельства современников изучаемого периода, публикации музейных фондов и др.

Уроки, на которых используются разного рода наглядные средства, имеют, несомненно, больший результат. Однако обращение к наглядности не есть самоцель, а активное рациональное включение в учебный процесс наглядных помощников.

Выделяются следующие виды наглядности:

Словесная наглядность – слово учителя, прослушивание звукозаписей, выразительное и творческое чтение или пересказ.

Предметная наглядность используется в виде книжных выставок, репродукций, портретов, иллюстраций, фотографий, скульптурных фигурок, макетов и т.д.

Графическая наглядность – таблицы, схемы, алгоритмы, эпиграф к уроку.

Синтетическая наглядность объединяет в себе зрительную и слуховую наглядность: кинофрагменты, инсценирование, использование мультимедийной установки или интерактивной доски.

Согласно школьной программе при изучении литературы необходимо обращать внимание и на такой важный аспект литературного образования и нравственно-эстетического воспитания, как использование произведений смежных видов искусства на уроке.

Произведения смежных видов искусства, которые используются на уроках литературы, можно сгруппировать следующим образом:

1.Произведения живописи

*портреты писателей (О.А.Кипренский "Портрет А.С.Пушкина", К.Брюллов "Портрет баснописца И.А.Крылова", Н.Ге "Портрет Л.Н.Толстого");

*произведения, созвучные с произведениями художественной литературы (И.Левитан "Весна - большая вода", П.Федотов "Завтрак аристократа", И.Крамской "Осмотр старого дома");

*полотна, созданные на основе литературных произведений (К. Васильев "Плач Ярославны", Ю. Непринцев "Отдых после боя", М.Врубель "Царевна – лебедь", В.Серов цикл "Кому на Руси жить хорошо").

2.Музыкальные произведения

*произведения, созвучные с произведениями художественной литературы

(П.И.Чайковский "Времена года", Людвиг ван Бетховен " Largo Appassionato ");

*произведения, созданные на основе литературных произведении (Н.Римский – Корсаков "Сказка о царе Салтане", П.И.Чайковский "Евгений Онегин", Р.Щедрин "Чайка");

*произведения определённого периода, соответствующие аналогичной изучаемой тематике (русские народные песни, песни о Великой Отечественной войне, песни о Родине, о маме и др.).

3.Произведения графики (рисунки А.С. Пушкина).

4.Фотографии или цветные иллюстрации скульптурных или архитектурных памятников.

5.Театр или киноискусство (спектакли "Ревизор", "Алеко и другие"; С.Бондарчук "Война и мир", В.Бортко "Мастер и Маргарита", С.Ростоцкий "Белый Бим – Чёрное ухо").

Использование произведений смежных видов искусства имеет свою специфику. Учащихся нужно готовить к такому непростому виду деятельности на уроке, обращая особое внимание на речевой материал. Учителю желательно использовать специальную лексику, которая обеспечит учащимся возможность свободного оперирования искусствоведческой терминологией на уровне школьной программы.

Знакомство с произведениями смежных видов искусства не только обогащает словарный запас учащихся, но и расширяет их эстетические представления, формируя художественный вкус.

2. Иллюстрация как средство наглядности на уроках литературы

Особое место в плане развития коммуникативных способностей учащихся и их эстетического воспитания занимает такой элемент наглядности, как иллюстрация. Сам термин происходит от латинского слова " illustratio " – освещение, наглядное изображение, то есть "изобразительное истолкование" литературного или научного произведения.

Первый интерес ребёнка к книге возникает чаще всего благодаря иллюстрации, потому что она открывает перед юным читателем дверь в многообразный мир литературы. Чем старше становится школьник, тем более осознанным и оценочным делается его отношение к иллюстрации.

Иллюстрация даёт возможность учащимся лучше представить замысел автора, историческую эпоху, внешний облик героев. Вдумываясь в смысл изображённых событий, осознавая, какое участие принимает в них герой, учащиеся постепенно входят во внутренний мир персонажей, начинают эмоционально откликаться на их чувства, оценивать их нравственные качества, учатся открывать присутствие автора и постигать художественный смысл произведения. Наглядные образы иллюстрации помогают учащимся уяснить значение многих для них новых слов, относящихся к историческому быту или области духовной жизни человека.

Место иллюстрации на уроке, время, отведённое на работу с ней, вопросы по анализу, речевой материал, приёмы работы и задания – всё это зависит от темы занятия, методической задачи, специфики изучаемого произведения, характера отобранной иллюстрации. Важно, чтобы работа с иллюстрацией была не случайным методическим приёмом, а системным, продуманным элементом урока.

Используемую на уроках литературы иллюстрацию можно условно разделить на два вида:

1.Иллюстрации, выполненные профессиональными художниками

2.Детский рисунок

В своей работе на уроке с использованием иллюстрации, выполненной профессиональными художниками, я выделяю следующие этапы:

*Рассказ о художнике

Цель – дать общие сведения о художнике, истории создания картины, месте картины в его творчестве и в развитии русской живописи в целом. Эффективно сопроводить свой рассказ заочной экскурсией по историческим местам, по этапам жизни и творчества автора на примере нескольких иллюстраций.

*Рассматривание иллюстрации

Если есть такая возможность, то предварительно в качестве задания предложить учащимся выбрать из ряда иллюстраций ту, которая наиболее соответствует изучаемому материалу, и работать с понравившейся.

Молчаливое, неторопливое рассматривание иллюстрации имеет большое значение для развития мышления учащихся, поскольку связано с восприятием. Рассматривание развивает у учащихся способность наблюдать, образно мыслить, воспринимать произведение живописи целостно, адекватно замыслу автора. Это нерасчленённое восприятие проходит на уровне подсознания, через чувства, поэтому учителю не следует чрезмерно вмешиваться в этот сложный индивидуальный процесс. В этот момент определяется отношение учащегося к увиденному, формируется его личностное понимание художественного образа.

*Беседа по иллюстрации

Цель – помочь учащимся понять образный язык искусства, сформировать умение анализировать иллюстрацию как произведение искусства в единстве содержания и формы, выработать адекватную эстетическую оценку произведения живописи, стимулировать творческое воображение учащихся, научить их создавать самостоятельное речевое произведение, используя образно – выразительные средства русского языка, подсказанные рисунком. Глубина восприятия иллюстрации зависит не только от характера поставленных вопросов, но и от их последовательности.

С постановки каких вопросов начать беседу? Это не праздный вопрос. Учитывая эмоциональную сторону воздействия живописи, следует идти не от содержания, а от эмоционального толчка, вызванного зрительным впечатлением. Поэтому необходимо начинать с вопросов, выявляющих эмоциональное отношение учащихся к иллюстрации, их первое, наиболее яркое впечатление, например:

-Нравится ли вам эта иллюстрация?

-Какое впечатление производит на вас иллюстрация?

-Как вы думаете, почему иллюстрация вызывает такое настроение?

-Ощутили ли вы чувство радости (грусти) при взгляде на рисунок?

-Удалось ли художнику пробудить в вас восхищение (разочарование)?

Учитель должен анализировать иллюстрацию в единстве содержания и средств художественного выражения. Этим определяется характер вопросов, основная задача которых – помочь учащимся понять взаимообусловленность содержания и средств выражения, например:

-Что можно сказать о композиции этой иллюстрации?

-Что изображено на переднем (заднем) плане?

-Какой цвет является основным?

-Какие цветовые оттенки использует художник, чтобы передать настроение (состояние) героя?

-Какими выразительными или чуть заметными деталями художник передаёт

движение жизни, её стремительность?

-Таким ли вы представляли себе образ героя произведения?

-Какие детали интерьера (одежды) показались вам странными?

-Докажите, что эта иллюстрация относится, например, к пейзажно-бытовому жанру.

Формированию собственных суждений учащихся и их эстетических представлений способствуют вопросы на выявление авторской позиции и личного отношения, которые целесообразно задать в конце беседы, например:

-Что чувствуете вы и о чём думаете, когда смотрите на эту иллюстрацию?

-Что дорого художнику в изображённом?

-Как вы думаете, изменился ли бы характер изображённого, если бы автор использовал более тёплые (холодные) тона?

-Как художник творчески переосмыслил фрагмент произведения?

Итак, успех беседы по иллюстрации предопределяется формулировкой и последовательностью вопросов, которые следует строить в зависимости от искусствоведческих знаний учащихся, от содержания и жанра иллюстрации, от целей и задач урока и, конечно, от настроения в классе.

*Проведение словарно-стилистической работы

В процессе беседы по иллюстрации обогащается словарный запас учащихся, поскольку осмысление её содержания сочетается с подбором лексики, необходимой для выражения мыслей и чувств. Если учитель умело организует этот вид работы, помогает в отборе необходимых слов, то в классе устанавливается творческая атмосфера, учащиеся как бы соревнуются между собой в подборе нужных определений. При этом важно направлять внимание учащихся на отбор таких слов и языковых средств, которые характеризуют конкретный, непосредственно изображённый предмет (персонаж, явление), чтобы у учащихся не было расхождений между словами и реалиями, чтобы у них формировалось умение выражать воспринимаемое средствами языка адекватно содержанию иллюстрации.

В процессе беседы учащиеся могут записывать слова, трудные в семантическом и орфографическом отношении. Однако лучше это делать до беседы или после, чтобы не разрушать эмоциональный настрой и не затягивать беседу.

*Обобщение сказанного по иллюстрации

Закончить работу по иллюстрации можно, предложив учащимся следующие задания:

-составить связный рассказ по иллюстрации;

-подписать иллюстрацию словами из текста;

-найти фрагмент текста и сравнить с изображённым на рисунке;

-придумать новое название иллюстрации;

-сопоставить изображение героя (эпизода) у разных художников;

-предложить вместо литературных тем сочинения по изученному произведению сочинение по иллюстрации (для старших школьников).

Работой с иллюстрацией профессионального художника вовсе не ограничивается деятельность по развитию коммуникативных способностей учащихся и их эстетического вкуса. Развитию образного видения мира содействует, в частности, творческое домашнее задание: проиллюстрировать какой-либо эпизод текста, изобразить одного из героев, сделать пейзажную зарисовку, то есть детский рисунок (особенно ценен этот вид работы на параллелях 5 – 7 классов).

Иллюстрируя, учащийся, заинтересованный в успехе и признании своей работы, неоднократно перечитает текст, вспомнит всё, что обсуждалось на уроке, чтобы отобразить на рисунке не только главное, но и детали. Оценивая работу, мы с детьми обращаем внимание на качество выполнения и авторскую позицию. Очень важно и полезно разбирать и не совсем точные рисунки, так как в процессе спора учащиеся учатся доказывать свою авторскую и эстетическую позицию.

Наблюдая над профессиональной иллюстрацией или детским рисунком, учащиеся получают не только литературоведческие, но и искусствоведческие знания, формируют умение выражать и отстаивать свою точку зрения и

оттачивают навык внимательного и вдумчивого чтения.

Список использованных источников

1. Арсенович, И.В. Индивидуальная, парная, групповая работа: оптимальное сочетание/И.В. Арсенович // Народная асвета.–2006.–№ 9. – С. 12-16.

2. Буслакова, Т. П. Как анализировать лирическое произведение: учебное пособие /Т. П. Буслакова. – М., 2005.– 234 с.

3. Восприятие и изучение произведений в их родовой и жанровой специфике // Методика преподавания литературы: в 2 ч. / под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана. – М.,1994. – Ч. 2.– С. 23-42.

4. Дёмина, Н.П. Литературное произведение: теория и практика анализа: учебно-метод. пособие/ Н.П. Дёмина, С.В. Карпушин, Е. А. Моховикова. – Мн., 2010. – 123 с.

5. Коменский, Я.А. Великая дидактика : Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Я.А. Комснский. – М., 1982. –Т. 1.–С. 384.

6. Медведев, В. П. Изучение лирики в школе / В. П. Медведев. – М., 1985. – 111 с.

7. Руцкая, А. В. Методыка выкладання беларуская літаратуры / А. В. Руцкая , М. У.Грынько . – Мн., 2010. – С. 59.

This person is not on ResearchGate, or hasn't claimed this research yet.

This person is not on ResearchGate, or hasn't claimed this research yet.


Abstract

Aim. The article is devoted to the problem of didactic principles, which form the theoretical basis of the learning process, which is topical in the modern restructuring of the general education school. The subject of the analysis is the content of the principle of visibility. The authors aim to define the main criteria for the notions of “law”, “principle”, “rule” of instruction and the conformity of the principle of visibility to them. Methodology. The basis of the research is historical and pedagogical analysis, theoretical generalization and interpretation of the results of pedagogical and historical pedagogical research. Results. The results of the work are that the authors, on the basis of studying the history of the formation of the structure and content of visibility as requirements to the learning process, determine its compliance with the criteria of the concept of “learning principle”. In the generally accepted formulation, the “principle of visualization” is a means of learning. There is a confusion of the concepts “principle” and “means” in the disclosure of the content of the requirement of clarity. Its second name “unity of concrete and abstract” expresses the direction of development of the process through appeal to practice at each stage of theoretical training. Practical implications. The results of the study can be applied in the scientific-pedagogical design and forecasting area.

В современной педагогической науке все большее внимание уделяется оптимальному сочетанию разнообразных организационных форм и средств обучения, которые позволяют более эффективно решать учебно-воспитательные задачи, максимально учитывая содержание изучаемых курсов, возрастные особенности учащихся, разумное сочетание рационального и эмоционального в преподавании и учении. Социальные запросы, предъявляемые сегодня школе, диктуют учителю поиск новых форм обучения. Одной из таких актуальных проблем и является потребность использования новых технологий в обучении, новых форм проведения интересных занятий, которые развивали бы у учащихся речь, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность. Здесь особое значение следует уделить принципу наглядности, в основе которого лежат определенные соотношения чувственного и логического в процессе обучения.

Принцип наглядности, как один из основных принципов обучения, в современной дидактике понимается шире как систематическая опора не только на конкретные предметы и их изображения, но и на их модели. Это, в свою очередь, означает расширение сферы их применения.

Многолетний опыт обучения и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность уже давно нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности . Название этого принципа происходит от слов - взгляд, осмотр, глядеть, смотреть.

Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, точными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс усвоения.

Идея наглядного обучения начала распространяться в 17 веке, когда под влиянием демократических движений и Реформации резкой критике подвергалась школа средневековья с ее догматизмом и вербально-абстрактным стилем преподавания. Эту идею представляли известные просветители М.Монтегю (1533 - 1592) и Ф.Бэкон (1562 - 1626), но более конкретно ею занимались создатели дидактики как науки: В.Ратке (1571 - 1635), который использовал принцип наглядности в преподавании языков, и, прежде всего Я.Коменский, который развил его в “Великой дидактике” и применил в других произведениях.

Развивая идеи Коменского о наглядности в обучении, Песталоцци переоценивал наглядность, ошибочно считая ее абсолютной основой всякого познания.

К.Д.Ушинский подчеркивал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей, мыслящих “ формами, красками, ощущениями “. Наглядное обучение “ строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника или же прежде, самостоятельным наблюдением ребенка, так что наставник находит в душе дитяти уже готовый образ и на нем строит ученье “. Такой ход учения от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представления к мышлению, а не наоборот Ушинский считал единственно правильным, естественным, основывающимся на ясных психологических законах.

Подтверждая и развивая мысли Коменского и Песталоцци о необходимости использования возможно большего количества органов чувств в восприятии конкретной действительности, Ушинский говорил о необходимости сочетания наглядного обучения с мыслительной деятельностью учащихся, имея в виду, что наша мыслительная способность всегда имеет дело с материалами, почерпнутыми из реального мира. Образную речь учителя он соотносил к средствам наглядности, а наглядность считал одним из путей сближения учителя с классом, подтверждая это тем, что даже молчаливые дети под влиянием удачно выбранных средств наглядности говорят свободно и непринужденно.

Модификацией применения наглядности в обучении служит получившая распространение теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.). В основе этой теории лежит следующая : всякое умственное действие берет начало с материального, с внешнего действия. Чтобы сформировать любой умственный навык или умение, надо вначале создать учебные условия, моделирующие его в виде действий с предметами и иными объектами, затем перевести его выполнение на вербальный (словесный) уровень. Это позволяет реально управлять процессом формирования умственных действий.

Современная дидактика исходит из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой.

Различают следующие виды наглядности:

Натуральная наглядность - или естественная наглядность, представляющая собой реальные предметы или процессы, с которыми учащиеся знакомятся на занятиях (объекты и явления, демонстрируемые учителем, раздаточный материал) или вне занятий (во время экскурсий), коллекции, приборы, аппараты.

Объемная наглядность - геометрические фигуры и тела, муляжи, глобус.

Изобразительная наглядность – карты, плакаты, таблицы, чертежи, рисунки, схемы, графики, картины, диаграммы.

Проекционно-интерактивная наглядность - кинофильмы, видеофильмы, слайды, обучающие игры, электронные приложения к учебникам.

Некоторые авторы выделяют в особую группу звуконаглядные средства, к которым относят звукозаписывающие и воспроизводящие звук приборы (магнитофоны и др.), а также словесную наглядность, применение в обучении художественного слова.

Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при проверке усвоения учебного материала.

Принцип наглядности обучения способствует приобретению осознанных знаний, вызывает познавательную активность учащихся, помогает достижению прочности знаний, осуществлению связи теории с практикой, доступности обучения и других дидактических принципов.

Степень использования наглядности и характер различны на различных ступенях обучения. Наиболее полно используется она в начальных классах, где довольно широко применяется индуктивный путь приобретения знаний. В средних и особенно старших классах наглядность сочетается с теоретическими положениями, которые излагаются учителем или формулируются в учебнике и играют роль исходного начала в обучении.

Психологические исследования и изучение опыта работы учителей говорят о том, что принцип наглядности может иметь не только положительное, но и отрицательное значение.

Чрезмерное увлечение наглядностью и неправильное ее использование затрудняет формирование понятий, так как отвлекает внимание учащихся от существенных признаков наблюдаемых предметов или явлений и усиливает второстепенные по сущности, но иногда более заметные по внешнему признаки, приводит к ошибочным обобщениям и выводам. Далеко не всегда точное воспроизведение предметов, о которых говорит на уроке учитель, способствует пониманию и усвоению материала. Так, например, при изучении математики, особенно в начальных классах, не следует увлекаться внешней стороной оформления наглядных средств, изображая их схематически и обращая больше внимания на установление логических связей между ними.

Учитель всегда должен помнить о том, что наглядность - не цель, а средство успешного обучения.

Принцип наглядности состоит в том, что учащиеся идут к достоверным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям как к источнику познания . Психологические основы наглядности заключаются в том, что в сознании человека решающую роль играют ощущения, т. е. если человек не видел, не слышал, не ощущал, у него нет необходимых данных для суждения. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание предмета у человека глубже и вернее. Педагогу необходимо чаще обращаться к чувствам ребенка, т. к первая его реакция на окружающее бывает почти всегда в основе своей правильна.

Таким образом, можно определить следующие функции наглядности:

На начальном этапе обучения большое внимание отводится использованию наглядных пособий. Это связано с тем, что у младших школьников особенно превалирует образное мышление. Поэтому наглядности имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы младших школьников, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.

При использовании печатного наглядного материала, педагогу необходимо иметь в виду следующее: 1. Каждая таблица наглядно показывает ученику узловые учебные задачи. Таблица наглядно показывает те особенности материала, который будет разъяснен педагогом . 2. Наглядность охватывает сравнительно небольшой объем учебного материала, чтобы ученик имел возможность хорошо усвоить его. Таблица предельно лаконична, но в то же время полностью раскрывает данный этап работы. 3 . Последовательность этапов работы внимательно продумывается педагогом. Во-1х, выделяются наиболее важные моменты, во-2х, устанавливается их очередность, чтобы у школьника выработалась определенная система работы. Каждая таблица дает предпосылки для следующей, а каждая последующая логически вытекает из предыдущей. 4. Рисунки в пособии выполняются очень четко и ясно. В методических таблицах не должно быть манерных росчерков. Не следует бояться "сухости" рисунка, иногда целесообразно даже несколько упростить форму, сделать ее более наглядной. 5. Таблицы могут быть снабжены небольшим текстом. Методические пояснения могут быть краткими, но они должны давать ясные указания ученику. 6. На таблицах желательно иметь заголовки, раскрывающие целевую установку. 7. Цветовая гамма должна быть оптимальной для зрительного восприятия детей, не должна утомлять глаза. 8. Количество ячеек таблицы в соответствии со спецификой содержания и характером выделенного фрагмента текста. Снабжать отступами верхние, нижние и боковые поля.

При использовании мультимедийной наглядности в начальной школе, кадры видеосюжета должны быть однозначны, чтобы внимание учащихся сконцентрировать не на самом сюжете, а на конкретных предметах и ситуациях. По мере усложнения изучаемого материала усложняются и сами задания. Они приобретают характер коммуникативной направленности, например, пересказ фрагмента или рассказ о своем отношении к увиденному. Появляется возможность работы в парах по вопросно-ответной системе, что провоцирует общение и развивает речевые умения.

Самыми главными требованиями к любому виду наглядности являются: умеренность в оформлении и полезность в содержании. Именно в таком ракурсе должны создаваться наглядные материалы не только для младших школьников, но и для учащихся старших классов.

Правила применения наглядностей крайне просты.

Принцип наглядности получил всеобщее признание и возымел высокую значимости в обучении, но уникальные возможности человеческого зрения по переработке и распознаванию изображений еще недостаточно используются как в обычных, так и компьютерных учебниках, а вместе с тем и в других мультимедийных наглядностях.

От наглядности, как и от доступности, смысловой полноты и других полезных свойств теоретического материала зависит скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний.

Широкое использование того или иного вида иллюстраций, в трудных для понимания фрагментах текста, требующих наглядного разъяснения, иллюстрирования понятий и определений, явлений и процессов, а также оптимального использования иллюстраций для "оживления" всего материала (как печатного, так электронного) позволяют улучшить восприятие, понимание и усвоение, оптимизировать время обучения, повысить эффективность учебно-познавательной деятельности в целом. Вышеперечисленные задачи в части реализации принципа наглядности с успехом решаются в настоящее время с помощью новых информационных технологий.

Какое же новое качество приобретает принцип наглядности обучения при использовании информационных технологий, в частности для разрабатывающихся электронных учебных изданий? Ответ на вопрос можно свести к следующим положениям:

с одной стороны, средства современных информационных технологий существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичнее. Огромными возможностями обладают в этом плане технологии мультимедиа;

с другой, в связи с тем, что при использовании современных информационных технологий коренным образом изменяются способы формирования визуальной информации, становится возможным создание "наглядной абстракции", то есть разнообразных моделей (в т. ч. условно-графическая интерпретация), явлений, процессов.

Если первое преимущество, касающееся реализации принципа наглядности обучения, а именно - высокое качество компьютерной визуализации, как бы лежит на поверхности и всеми признано, то второе преимущество, заключающееся в возможности наглядно-образного представления абстрактных, сущностных, наиболее значимых сторон и свойств изучаемых явлений, закономерностей, систем, устройств, пока еще не в должной мере осознано. Но именно в нем скрывается большой резерв повышения эффективности процесса обучения.

По какому принципу осуществлять отбор перечня видов и количества иллюстративного материала? Ответ на поставленный вопрос содержится в следующих критериях, позволяющих отчасти определить целесообразность использования того или иного вида иллюстраций. В частности, как показывает опыт, иллюстративный материал нужно использовать в следующих случаях:

в местах, трудных для понимания учебного материала, требующих
дополнительного наглядного разъяснения;

для обобщений и систематизации тематических смысловых блоков (в конце
модуля, темы, параграфа); для общего "оживления" учебного материала и повышения мотивации.

Так сколько должно быть иллюстраций, например, в одной теме? Ответ однозначен: количество иллюстраций диктуется содержанием учебного материала и психолого-возрастными особенностями контингента обучаемых. Конкретное количество иллюстраций на страницу или тему курса специально не может быть установлено.

Принцип наглядности в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.

Использовать наглядные средства в обучении важно не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей, т. к. это одно из важнейших положений дидактики. Ощущение и понятие — различные ступени единого процесса познания.

В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. Исследования показывают, что сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно повышает уровень усвоения. Так, эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного - 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%.

Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников. Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления.

Реализация принципа наглядности во многом зависит от качества дидактических материалов и технических средств, владения учителем навыками их использования, от созданных в образовательных учреждениях должных условий для обучения . Все эти факторы в совокупности дают возможность педагогу творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям.

Читайте также: