Как развиваются российско американские отношения в области сокращения ядерных вооружений кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Глава I. Создание стратегических средств: противостояние СССР и США ………………………………………………………………………………

Глава II. Ограничение вооружение и начало разоружений США и СССР

Глава III . Перспективы развития российско-американских отношений по вопросу о ядерном ограничении……………………………………………..

Глава I . Создание стратегических средств: противостояние СССР и США

Анализируя историю создания ядерного оружия, следует вспомнить следующие события:

- С момента испытания и особенно после применения атомного оружия США стало понятно, что гигантские танковые армады и много-миллионные армии, которыми располагал СССР, отныне играют лишь вспомогательную роль и имеют в лучшем случае оперативно-тактическое, но никак не стратегическое значение. Однако, через 4 года, в августе 1949 г., первое испытание атомного оружия проводит и Советский Союз;

- в 1952 г. США первыми осуществляют термоядерный взрыв. Советский Союз в августе 1953 г. отвечает успешным испытанием транспортабельной термоядерной бомбы;

- основным средством доставки атомных и термоядерных зарядов, как в США, так и в Советском Союзе, сначала была авиация. Однако вскоре в качестве носителей таких зарядов становятся баллистические ракеты (БР), обладающие меньшей уязвимостью в полете и способные в предельно короткое время наносить ядерные удары по территории агрессора.

Итак, после создания ядерного оружия особая роль стала отводиться созданию средств межконтинентальной дальности для доставки ядерных боезарядов на территорию противника. Несмотря на то, что Соединенные Штаты с 1949 г. не обладали монополией на ядерное оружие, Советский Союз был вынужден считаться с тем, что США были способны нанести стратегический ядерный удар по территории СССР. К середине 1950-х годов на вооружении США находились свыше 1200 бомбардировщиков, которые могли доставить на территорию Советского Союза около 2000 ядерных боезарядов. Отражение угрозы ядерного нападения требовало создания потенциала сдерживания, которое в свою очередь требовало разработки средств, способных нанести удар по территории Соединенных Штатов.

Первыми советскими носителями ядерного оружия, способными достичь территории США, стали созданные во второй половине 1950-х годов тяжелые бомбардировщики. В 1949-1951 гг. была разработана система дозаправки в воздухе, которая позволяла значительно увеличить радиус действия стоявших на вооружении бомбардировщиков Ту-4. Первыми советскими межконтинентальными бомбардировщиками стали самолеты 3М и Ту-95, работа над которыми была начата в 1951 г.

В 1962 г. Советский Союз с помощью баллистических ракет и бомбардировщиков мог доставить на территорию США не более 300 боезарядов.

Одной из программ, которой советское руководство придавало большое значение, было создание систем противоракетной обороны, предназначенных для отражения стратегического ракетного удара. Работы в этом направлении начались во второй половине 1950-х годов, а в 1962 г. СССР приступил к строительству сооружений Московской системы ПРО.

Наряду с созданием оборонительных систем, значительное внимание уделялось созданию средств, способных преодолевать противоракетную оборону. В рамках этой программы был создан орбитальный вариант ракеты Р-36, предназначенный для нанесения удара с незащищенного системой ПРО направления. В США к 1965 г. было закончено развертывание 800 ракет Minuteman I, в дополнение к которым в 1966 г. было начато развертывание 200 более точных ракет Minuteman II.

Наращивание количества стратегических наступательных вооружений, произошедшее в 1960-х годах, а также осознание возможного дестабилизирующего влияния, которое может оказать развертывание систем противоракетной обороны, заставили Соединенные Штаты и Советский Союз начать переговоры об ограничении наступательных и оборонительных вооружений.

Глава II . Ограничение вооружение и начало разоружений США и СССР.

1.1. Договоры ОСВ-1 и ОСВ-2

Первые консультации о возможности начала переговоров об ограничении вооружений были начаты в 1967 г., а конкретная договоренность о начале переговоров была достигнута в июле 1968 г. После задержки, вызванной вводом советских войск в Чехословакию и президентскими выборами в США, переговоры были начаты в ноябре 1969 г. Первоначально предполагалось, что предметом переговоров станет всеобъемлющее соглашение, касающееся как наступательных, так и оборонительных вооружений. Однако в процессе обсуждения наступательных вооружений Советский Союз последовательно настаивал на обязательном учете средств передового базирования США, расположенных в Европе. В итоге было решено, что соглашение о наступательных вооружениях не будет иметь всеобъемлющего характера и не будет включать ограничений на бомбардировщики. В то же время, стороны согласились заключить полномасштабное соглашение об ограничении оборонительных средств.

Ставшие результатом переговоров документы - Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (Договор ОСВ-1) - были подписаны 26 мая 1972 г. и вступили в силу 3 октября 1972 г. Срок действия Договора ОСВ-1 составлял 5 лет, Договор по ПРО обладал неограниченным сроком действия.

Так же, стоит отметить, что в 1974 г., СССР и США подписали протокол к Договору по ПРО, который сократил количество разрешенных к развертыванию систем с двух до одной.

Первой договоренностью достигнутой после 1972 г. стало так называемое Владивостокское соглашение, основные положения которого были согласованы во время встречи в верхах во Владивостоке в ноябре 1974 г. В соответствии с этим соглашением СССР и США обязались ограничить количество стратегических носителей 2400 единицами, из которых только 1320 могли быть оснащены головными частями с боеблоками индивидуального наведения. При заключении Владивостокского соглашения Советский Союз пошел на значительные уступки. Основной уступкой стало снятие требования о включении в будущий договор средств передового базирования США.

Переговоры об ограничении стратегических вооружений, приведшие к заключению Договора ОСВ-2, продолжались до 1979 г. Как и на ранних стадиях переговоров, основные усилия США были направлены на ограничение количества боезарядов на советских межконтинентальных ракетах наземного базирования. Советский Союз в свою очередь настаивал на установлении ограничений на развертывание крылатых ракет воздушного базирования, а также пытался добиться запрета на развертывание крылатых ракет морского и наземного базирования.

Поскольку новое соглашение не было подготовлено к моменту истечения срока действия Договора ОСВ-1, в октябре 1977 г. СССР и США объявили, что будут продолжать соблюдать предусмотренные ОСВ-1 ограничения. Содержание Договора ОСВ-2 было в основном согласовано к концу 1978 г. и 18 июня 1979 г. в ходе встречи в верхах в Вене этот документ был подписан. В целях ограничения общего количества боезарядов, Договор ОСВ-2 устанавливал пределы на оснащение ракет боевыми блоками индивидуального наведения. В частности, запрещалось увеличивать количество боеблоков на баллистических ракетах наземного базирования, а также оснащать ракеты морского базирования более чем 14 боевыми блоками 8 .

Таким образом, в отличие от ОСВ-1, в новом Договоре устанавливались определенные ограничения на количество боезарядов, которые могли быть развернуты на стратегических носителях. Договор ОСВ-2 позволил сделать дальнейшее развитие наступательных вооружений более стабильным и предсказуемым процессом, что с учетом заметно осложнившихся в конце 1970-х годов советско-американских отношений стало очень большим достижением.

Существенное ухудшение советско-американских отношений не позволило довести процесс ОСВ-2 до вступления Договора в силу. После ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. администрация США отозвала Договор из сената, который рассматривал вопрос о его ратификации. Тем не менее, поскольку стороны не заявили о намерении отказаться от ратификации Договора, США и СССР продолжали в целом соблюдать его положения.

2.2. Договор СНВ-1 и СНВ-2

Вскоре после подписания Договора СНВ-1 Соединенные Штаты и СССР в одностороннем порядке осуществили ряд мер по снижению боеготовности своих ядерных сил. Эти меры, о которых было объявлено в конце сентября - начале октября 1991 г., были в первую очередь призваны снизить вероятность несанкционированного использования ядерного оружия. Наиболее важным шагом стало снятие с кораблей и подводных лодок всех крылатых ракет, а также других нестратегических ядерных систем. Часть ядерных крылатых ракет морского базирования подлежала уничтожению, а часть была направлена в хранилища. Кроме этого, уничтожению подлежали все тактические ядерные заряды находившиеся на вооружении сухопутных войск.

Работа над новым договором, который бы предусматривал более глубокие, чем СНВ-1, сокращения стратегических сил, была начата практически сразу после распада Советского Союза. Соглашение, зафиксировавшее основные положения будущего договора, который стал известным как СНВ-2, было достигнуто уже в июне 1992 г.

Подписание Договора СНВ-2 состоялось 3 января 1993 г. Столь быстрое заключение соглашения стало возможным в основном благодаря тому, что Договор СНВ-2 в значительной мере опирался на процедуры и положения согласованные при заключении СНВ-1. Новый Договор фактически лишь устанавливал новые количественные ограничения и некоторые новые процедуры.

Основным положением Договора СНВ-2 стало обязательство России и США осуществить сокращения количества боезарядов на стратегических носителях до уровня в 3000-3500 единиц. При этом на баллистических ракетах морского базирования не может быть размещено более 1750 боезарядов. Другим ключевым положением Договора является требование ликвидации всех баллистических ракет наземного базирования, оснащенных более чем одним боеблоком и всех тяжелых ракет.

В целом, при заключении Договора СНВ-2 Россия сделала ряд уступок, которые впоследствии существенно затруднили его ратификацию. Договор находился на рассмотрении Федерального Собрания с 20 июня 1995 г., и его ратификация состоялась лишь в апреле 2000 г., более чем через четыре года после одобрения Конгрессом США. Однако, тем не менее, договор так и не вступил в силу, поскольку Россия увязала его ратификацию с одобрением нью-йоркских протоколов к СНВ-2 и Договору ПРО, подписанными в 1997 г. Последние, а особенно Заявления к Договору ПРО, встретили жесткую оппозицию в американском Конгрессе. А когда к власти в США в 2001 г. пришла администрация Буша вопрос отпал сам собой, поскольку новое руководство США взяло твердый курс на развертывание масштабной системы противоракетной обороны территории США и отказ от Договора ПРО.

Понедельник — крайний срок, когда Россия и США должны были выполнить обязательства по Договору о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). В МИД РФ заявили о полном выполнении Москвой программы по сокращению стратегических наступательных вооружений. В Госдепе опубликовали свои данные, согласно которым Вашингтон также придерживается договорённостей. Между тем оба государства продолжают обвинять друг друга в несоблюдении базовых принципов соглашения. Так, в новой ядерной доктрине Соединённых Штатов в вину России ставится модернизация вооружённых сил, в то время как российская сторона называет грубейшим нарушением паритета американскую программу снабжения крылатых ракет ядерными боеголовками. Об аргументах в этом споре — в материале RT.

Россия полностью выполнила свои обязательства по сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ). Об этом в понедельник заявили в МИД России.

В понедельник наступил крайний срок, к которому Россия и США должны были достигнуть контрольных показателей по Договору о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3).

Напомним, новый Договор СНВ-3 вступил в силу 5 февраля 2011 года. Он предусматривает, что подписавшие его стороны сокращают свои ядерные арсеналы таким образом, чтобы через семь лет и в дальнейшем суммарные количества вооружений не превышали 700 межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет на подводных лодках и тяжёлых бомбардировщиков, а также 1550 боеголовок и 800 развёрнутых и неразвёрнутых пусковых установок.

Соглашение обязывает стороны также обмениваться информацией о количестве боеголовок и носителей два раза в год.

Какое оружие сократила Россия по СНВ-3

В российском МИД сообщили, что по состоянию на 5 февраля 2018 года суммарный потенциал России составляет: 527 единиц для развёрнутых МБР, развёрнутых БРПЛ и развёрнутых тяжёлых бомбардировщиков, 1444 единицы для боезарядов на развёрнутых МБР, боезарядов на развёрнутых БРПЛ и ядерных боезарядов, засчитываемых за развёрнутыми тяжёлыми бомбардировщиками.

Кроме того, страна располагает 779 единицами для развёрнутых и неразвёрнутых пусковых установок МБР, развёрнутых и неразвёрнутых пусковых установок БРПЛ, развёрнутых и неразвёрнутых тяжёлых бомбардировщиков.

Вместе с тем, подчеркнули в министерстве, Россия не обладает данными о том, что США полностью привели свои стратегические наступательные вооружения в соответствие с договором по СНВ.

В Москве отметили, что остаются привержены Договору о СНВ, и призывают Вашингтон подключиться к поиску решений по ДСНВ.

Данные США по выполнению Договора СНВ

Госдеп США в понедельник, 5 февраля, также опубликовал данные по выполнению ДСНВ-3.

Официальный представитель Госдепа Хезер Науэрт отметила особую важность осуществления ДСНВ в условиях непростых отношений между Россией и Америкой.

Она отметила, что договор свидетельствует о непреходящей приверженности обеих сторон сотрудничеству в вопросах, касающихся стратегических отношений и международной безопасности. По словам Науэрт, Вашингтон рассчитывает на продолжение осуществления Договора с Москвой.

При этом в доктрине сообщается, какие виды вооружений США намерены совершенствовать.

При этом в новом ДСНВ американцы вышли из договорённости по системам противоракетной обороны, подчеркнул эксперт.

Так, по его словам, паритет по количеству ядерных боеголовок явно не в пользу российской стороны, но тем не менее американцы обвиняют Россию в том, что она стала ядерной державой и превосходит всех по могуществу, что не соответствует действительности.

Какие выводы вытекают из заявлений Пентагона об отмене испытаний ядерных ракет

Андрей Захарченко

На фото: пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби



В ответ Минобороны США решило отменить пуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Minuteman III.

Следует ли это понимать как подтверждение того, что США всерьез испугались?

Безусловно, этот лидер понимает лишь язык силы, и это важно. Когда Россия звала США за стол переговоров и пыталась как-то с ними договорится, они расценивали это исключительно как признак нашей слабости и пораженчества, вместо диалога только усиливая давление на нас. А сейчас Россия произвела геополитическую революцию в Восточной Европе.

— США до недавнего времени очень плотно работали с Украиной на всех уровнях, от экономики до военного сотрудничества, по всем канонам Бжезинского втягивая ее в орбиту своего влияния и превращая в самый настоящий форпост в противостоянии с Россией. Но всего за несколько дней проведения спецоперации мы уничтожили там все стратегические активы США и Запада, тем самым мгновенно откатив ситуацию как раз на уровень середины 90-х годов прошлого века. В результате там, на Западе, вполне закономерно началась самая настоящая истерика, и реакция тех же поляков, собиравшихся воевать с нами со своих аэродромов тому подтверждение.

Безусловно, наши действия на Украине заставляют Запад взглянуть на нас под другим углом, особенно если вспомнить, сколько времени хваленой американской армии понадобилось, чтобы дойти до Багдада, и сколько месяцев они брали под контроль крошечную иракскую Эль-Фаллуджу.

— Запад до сих пор нам не может простить Крым, а уж спецоперацию на Украине мировое сообщество точно не забудет еще как минимум пару десятилетий. Но уже понятно, что Россия все-таки оказалась далеко не в одиночестве. Вместе с нами по одну сторону геополитических баррикад оказались Китай, Иран, Индия и многие другие страны, и если принять во внимание прогнозы экономистов о том, что ВВП Китая к середине 21 века будет вдвое превосходить американский, а Индия по этому показателю займет второе место, получается, что это солидная компания.

Как видим, ни первого, ни второго не случилось, и мы избавились от этих заблуждений. В итоге теперь наконец-то мы говорим с Западом на ультимативном языке в ответ на то, что последний начал в открытую накачивать Украину вооружением. Иного выбора у нас не осталось.

Анатолий Антонов

Посол РФ в Вашингтоне Анатолий Антонов обвинил американского сенатора-республиканца Рика Скотта (от штата Флорида) в призыве к столкновению ядерных держав. Соответствующий комментарий дипломата опубликован на странице российской дипмиссии в социальной сети Facebook.

Реакция посла России

Антироссийская риторика в США дошла до абсурда. Ощущение таково, что здешние политики не до конца отдают отчет своим заявлениям. Звучащие в Вашингтоне лозунги становятся все более безответственными, провокационными, а главное – крайне рискованными для международной безопасности

Анатолий Антонов посол России в США

Запад вводит против России новые санкции. Почему последствия санкционной войны ударят по Европе и США?

Запад вводит против России новые санкции. Почему последствия санкционной войны ударят по Европе и США?

Войска и вооружения

Несмотря на заявление Скотта, пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки заявляла, что президент США Джо Байден не будет посылать национальные войска на Украину, чтобы воевать с Россией. Американский лидер в своем обращении также говорил, что войска страны не участвуют и не будут участвовать в вооруженном конфликте с Россией на Украине.

Россия и Украина провели второй раунд переговоров. О чем договорились стороны и когда состоится новая встреча?

Россия и Украина провели второй раунд переговоров. О чем договорились стороны и когда состоится новая встреча?

Кроме того, газета The Wall Street Journal узнала от источников в американской администрации, что США рассматривают вариант, при котором Польша предоставила бы Киеву некоторое количество МиГ-29 и Су-25 взамен на истребители американского производства.

Ответ России

Говоря о поставках вооружений Украине от западных стран, официальный представитель МИД России Мария Захарова предупредила их о рисках для международной гражданской авиации.

Организаторы этих поставок не могут не осознавать растущую угрозу попадания этого высокоточного оружия в руки террористических элементов и бандформирований не только на Украине, но и в Европе в целом

Мария Захарова официальный представитель МИД России

Россия признала независимость ДНР и ЛНР. Как на это отреагировали в США и Европе?

Путин не планирует отправлять срочников и резервистов на Украину. В спецоперации будут участвовать офицеры и контрактники

Путин не планирует отправлять срочников и резервистов на Украину. В спецоперации будут участвовать офицеры и контрактники

Читайте также: