Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Порошина Татьяна Сергеевна

Населенный пункт: Республика Коми, г. Воркута

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий [3].

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО ) современный дошкольник должен уметь планировать свою деятельность, оценивать результаты своей работы, уметь работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме, а также активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, уметь договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, уметь разрешать конфликты [4].

Доброта, отзывчивость, дружеские взаимоотношения - основа технологии сотрудничества. Важно найти новое разнообразное содержание деятельности и общения для дошкольников, которое увлечет их радостью объединения усилий для достижения интересного совместного результата.

Сотрудничество ребенка со сверстниками и взрослыми является необходимым фактором первичной социализации личности ребенка дошкольного возраста, одним из существенных условий ее полноценного формирования. Еще один аспект сотрудничества–это возможность развития межличностных отношений со сверстниками детей дошкольного возраста. В ходе таких отношений у детей закладываются моральные и нравственные принципы поведения, возникают избирательные привязанности между ними.

Технология сотрудничества включает трехэтапное решение усложняющихся задач взаимодействия педагога и детей.

Важно не давать детям готовые знания, а привлекать детей к принятию решений, учитывая их мнение и поощряя самостоятельность суждений. Таким образом у каждого ребенка развивается стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных ситуаций. Основными методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба [1,3].

Второй этап включает осмысление предстоящих моделей сотрудничества, которая предполагает, что после принятия общей цели в паре или подгруппе, каждый ребенок – участник деятельности выполняет свою часть общей работы индивидуально. Эта часть на завершающем этапе становится частью общего итогового результата. Согласование действий участников осуществляется в ее начале - на этапе принятия цели, при планировании и в конце, когда нужно суммировать результаты.

Совместно-исследовательская модель сотрудничества предполагает принятие не только общей цели, но и последовательного выполнения действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребенком, становится предметом деятельности другого. Групповая поддержка, возможность действовать заодно с другими, вызывают у детей, чувство защищенности, которое облегчает любой шаг в неизведанное, даже в такие напряженные ситуации, как выход к доске (мольберту) или ответ с места.

Дети с удовольствием откликаются на создание совместных работ, в результате которых они чувствуют значимость каждого ребенка в создании коллективной работы и понимают, что это общая работа, благодаря усилиям каждого. По примеру взрослых они начинают использовать новые способы взаимодействия со своим партнером, который необходим им для создания коллективных работ.

На третьем этапе сотрудничество связано с предоставлением детям разнообразного содержания ситуаций для максимального проявления деловых качеств в совместной деятельности и расширения возможностей самостоятельности при решении образовательных задач.

Задача воспитателя создать творческие ситуации в игровой, коммуникативной, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде; поддерживать творческие инициативы детей, атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам; создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставить перед ними все более сложные задачи, развивать волю и настойчивость в получении результата [1,2].

Важной составляющей совместной деятельности на основе технологии сотрудничества является рефлексия, через которую у детей идет осмысление своих действий, чувств, поведения, результата совместной работы. С помощью вопросов, адресованных детям, необходимо фиксировать их актуальный опыт, полученный в результате выполнения конкретного задания. Грамотно организованная работа по развитию рефлексии значительно повышает эффективность деятельности по развитию навыков сотрудничества, так как выводит ребенка на осознанный уровень, позволяет ему самостоятельно регулировать собственное поведение.

Таким образом, применение технологии сотрудничества помогает готовить дошкольника к жизни в современном обществе, эффективно взаимодействовать между собой, со взрослыми, с окружающим миром.

В современном обществе одним из главных качеств человека является умение сотрудничать с людьми, в коллективе, решать общие задачи, находить пути решения конфликтных ситуаций, умение приходить к компромиссу. Как и с какого возраста формируются эти значимые для человека качества?
Многие известные исследователи (М.И Лисина, В.А Петровский, Т.А Репина) раскрывая процесс становления форм, поиска средств детского общения и сотрудничества, изучая возрастные изменения отношений к взрослому и сверстнику, неоднократно отмечали, что первоосновы сотрудничества формируются именно в период дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - чрезвычайно важный период начальной ступени социализации ребенка. В этом возрасте ребенок пытается осознать свое место в системе отношений с окружающими людьми. Группа детского сада - это первое своеобразное детское общество. Сотрудничество появляется в совместных играх детей, в совместной деятельности, где дети имеют возможность, самостоятельно объединится друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Коллектив сверстников выступает для ребенка в качестве источника различных переживаний - как положительных, так и отрицательных.
В соответствии с ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования воспитанники детского сада должны научиться активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Как показала практика, многие дошкольники имеют средний уровень развития коммуникативной деятельности. Сотрудничество и взаимодействие носит ситуативный, импульсивный; непосредственный характер, то есть дети замечают действия партнера только в каждой конкретной ситуации. Дети не способны предугадывать действия партнера, и вырабатывать общий способ решения задачи. В некоторых ситуациях проявляют недостаточно терпения, при слушании партнера не вполне адекватно понимают его экспрессию и затрудняются договориться с ним. В результате возникают конфликты, которые самостоятельно воспитанники решить не могут. Появляются разочарования, обиды, агрессивность, эмоциональная подавленность, потеря интереса к жизни группы. Дети должны уметь работать коллективно и в определенном темпе, ориентироваться на других детей, уметь планировать и согласовывать свои действия и действия партнеров, подчиняться групповым правилам.
Первым посредником отношений между детьми выступает воспитатель, который помогает им наладить контакты. Именно воспитатель должен создать все необходимые условия для положительных взаимоотношений детей в детском коллективе.

Автор: Якимова Наталия Владимировна

Населенный пункт: Чувашская Республика, г. Чебоксары

Дошкольный возраст – это период активного развития ребенка. Приобретаемый в этом возрасте опыт межличностного взаимодействия с другими людьми становится фундаментом развития его личности, становления самосознания. Существенной особенностью дошкольного детства является возникновение определенных взаимодействий ребенка со сверстниками.

И. В. Маврина [2] и другие отмечают, что дошкольный возраст является благоприятным периодом для освоения разнообразных форм взаимодействия ребенка со сверстниками. Одной из таких форм является сотрудничество. Именно сотрудничество обладает наибольшим потенциалом для достижения положительных результатов в развитии личности в условиях совместной деятельности, позволяет наполнить жизнь ребенка интересными делами, радостью от совместных побед, переживаниями в процессе выполнения общего дела, что, бесспорно, составляет бесценный социальный опыт, столь необходимый детям во взрослой жизни [1]. Освоение опыта сотрудничества со сверстниками в дошкольном детстве повышает эффективность совместной детской деятельности, способствует формированию социальной готовности к обучению в школе. [4]

В ФГОС ДО указано, что в дошкольном возрасте необходимо создавать условия для развития навыков сотрудничества детей со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развития умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Проблема развития отношений сотрудничества дошкольников получила определенное отражение в исследованиях многих педагогов и психологов. Они рассматривают условия развития сотрудничества у старших дошкольников, однако процесс развития сотрудничества возможен уже в раннем возрасте под чутким руководством взрослых [2].

Умение сотрудничать со сверстниками необходимо для формирования способности строить свое действие с учетом действий партнера, понимать и принимать мнение друг друга, уметь учитывать индивидуальное эмоциональное состояние партнеров, обладать готовностью к составлению плана совместной деятельности, уметь разрешать конфликт, проявляя самокритичность и дружелюбие в оценке участника совместного действия. [1]

Наибольшим потенциалом для достижения положительных результатов в развитии личности в условиях совместной деятельности обладает такая форма взаимодействия, как сотрудничество. Основные характеристики формирования навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста - единство цели, распределение выполняемых функций между участниками и одновременное их выполнение, а также наличие позитивных межличностных отношений. [4]

Анализ современных исследований ученых К. Н. Поливановой и Г. А. Цукерман [5] показывает огромные преимущества формирования навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста. Во – первых, возрастает объем знаний, во – вторых, растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей, в – третьих, происходит наименьшая затрата времени на формирование знаний, умений и навыков, в – четвертых, снижаются трудности в применении правил.

По мнению И. В. Мавриной [2], для развития навыков сотрудничества необходима помощь взрослого – специальная организация совместной деятельности с постепенным усложнением заданий для взаимодействия. Большие возможности для приобретения дошкольниками навыков сотрудничества со сверстниками имеются в совместной продуктивной деятельности. В ней перед детьми ставится одна общая цель - создать тот или иной продукт, а процесс его изготовления разделяется на отдельные, но зависимые друг от друга операции. Дошкольники попадают в такие условия, где вступают в отношения сотрудничества, где происходит согласование и соподчинение действий.

Как считает Е. М. Фадеева [4], развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста представляет собой технологию сотрудничества. Она предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом – работа в парах и деятельность в микрогруппах. Дети должны понять, что успешность выполнения задания зависят от планирования совместных действий, коллективного замысла будущего продукта, от работы каждого члена группы.

Таким образом, сотрудничество – это тип взаимодействия в совместной деятельности, в процессе которого выделяется общая цель, общий мотив, совместные действия, общий результат . Сотрудничество дошкольников со сверстниками во время совместной деятельности развивается эффективно если: в процессе ее проведения воспитателем выдвигаются задачи, требующие от детей поиск совместного решения, и создаётся активный интерес к сотрудничеству дошкольников друг с другом, а также используется поэтапная педагогическая технология, предусматривающая возможность последовательного освоения дошкольниками усложняющихся моделей сотрудничества на разных видах занятий.

И. В. Маврина [2] выделяет три модели сотрудничества. Совместно-индивидуальная модель – она предполагает, что после принятия общей цели в паре или подгруппе, каждый ребёнок – участник деятельности будет выполнять свою часть общей работы индивидуально. Совместно-последовательная модель – она предполагает принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребёнком, становится предметом деятельности другого (по этому принципу действует производственный конвейер). Совместно-взаимодействующая модель – она предполагает, с одной стороны, наличие у детей определённого опыта совместной работы, с другой открывает новые возможности в освоении умений планирования, координации и оценки как промежуточного, так и итогового результатов (сначала дети работают в парах или подгруппах, а затем осуществляют взаимодействие между ними для достижения общего результата).

Дошкольники попадают в такие условия, что они должны вступать в отношения сотрудничества - согласования и соподчинения действий. Важно, чтобы уже с младшего возраста ребенок приобретал положительный опыт совместной работы.

При составлении системы работы по развитию навыков сотрудничества мы опирались на положения, посвященные вопросам развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста И. В. Мавриной [2], Л. С. Римашевской [3].

Цель программы - формирование социальной компетентности дошкольников через организацию специальных игр и использование различных моделей сотрудничества в совместной деятельности детей.

1. Способствовать развитию навыков сотрудничества и улучшению взаимоотношений между детьми.

3. Развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу, понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать; способствовать созданию положительного эмоционального фона; формировать групповую сплоченность; способствовать развитию произвольного контроля над собой.

Технология реализации программы предполагает оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности коммуникативной, игровой, учебной, речевой, двигательной, продуктивной. В основе технологии программы лежит поэтапное обучение детей навыкам сотрудничества.

1 этап - направлен на обучение детей способам установления контакта с партнером, распределения материалов и средств осуществления цели.

2 этап - направлен на обучение способам распределения действий, планированию отдельных действий, способам разрешения конфликтов, развитие навыков контроля.

3 этап: направлен на закрепление умений объединяться с партнерами, распределять роли, действия, вести спор, выхода из конфликтных ситуаций;

Игры представлены по этапам:

1 этап – Развитие основных умений общаться

2 этап – Формирование сплочен­ности и сотрудни­чества

3 этап – Обучение эффективным способам общения

4 этап – Развитие притязания на социальное признание

5 этап - Формирование умений, направленных на снятие конфликтности

Мы считаем, что эффективность организации сотрудничества детей в дошкольном возрасте напрямую связана с овладением дошкольниками такими компонентами совместной деятельности, как общая цель, общий мотив, совместные действия, общий результат.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ СОТРУДНИЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Скутина Ольга Михайловна

Изложены материалы работы по формированию умений сотрудничества у детей дошкольного возраста с 2010 – 2015 г.г. Показано развитие совместного действия у детей дошкольного возраста. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке детей с 2 до 7 лет. Установлены условия для эффективного развития способности дошкольников к сотрудничеству. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в образовательной и свободной деятельности дошкольников.

Ключевые слова: социальные навыки, совместная работа, совместное действие, атмосфера сотрудничества, совместные задания.

Одним из направлений развития современной системы дошкольного образования согласно новым требованиям ФГОС ДО, является решение вопроса о полноценном развитии личности ребенка, который умеет адаптироваться в разных социальных ситуациях, имеющего социальные навыки. Исходя из данного подхода, основными задачами дошкольных образовательных учреждений являются формирование у детей способности адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, а также работать сообща, творчески взаимодействуя друг с другом и избегая при этом конфликтов. Обеспечить это можно посредством такой формы организации как совместная деятельность детей.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

Совместная работа способна оказывать стимулирующее воздействие на мыслительный процесс и нередко приводит к новым идеям и решениям и как следствие этого - выше и учебный результат.

Результат становится выше, если дети осознают, что они связаны друг с другом в своей деятельности, что успеха они могут достичь только тогда, когда и другие достигнут успеха. Такое взаимодействие невозможно без непосредственного личного взаимодействия - общения.

Во время общения в совместной деятельности у детей развиваются способности:

-к взаимному оказанию целенаправленной помощи и поддержки;

-к обмену и обработке информации, умению обращаться с противоречивой информацией;

-к осуществлению обратной связи на взаимной основе;

-к активной поддержке целой группы;

- к оказанию влияния и принятию влияния;

-к приобретению и оказанию доверия.

-желанию стремиться к достижению общих интересов;

-к чувству внутреннего комфорта и отсутствию ощущений стресса.

Свобода, самостоятельность, совместная работа, объединенные общим содержанием или общей задачей-три принципа, на которых должна строится работа в группе.

Общее содержание, общая задача, в рамках, в которых каждый ребенок свободен и самостоятелен, может привести, например, к следующим эффектам:

- дети приобретают умение действовать в соответствии с задачей;

- работа на основе задач мотивирует к выполнению работы;

-принятая задача стимулирует работать целенаправленно;

-каждый ребенок знает, что от него ожидают;

-дети учатся формировать собственные задания;

-стимулируется принятие ответственности на себя, за свою маленькую команду;

- приобретается умение планировать собственную учебную деятельность.

Для хорошего функционирования группы, учебных достижений каждого ребенка важно, чтобы у детей были развиты коммуникативные навыки, организационные способности, решительность, доверие, умение обходиться с конфликтами. Это те самые навыки, которые проявляются и приобретаются в совместной работе при условии доверия, самостоятельности, свободы и ответственности.

Каковы же особенности развития совместного действия у детей дошкольного возраста?

Для более эффективного развития способности дошкольников к сотрудничеству необходимы следующие условия:

Проведение воспитателем систематической, целенаправленной работы по созданию условий для сотрудничества детей.

Учет особенностей развития совместного действия у детей-дошкольников.

Создание атмосферы сотрудничества включает следующие аспекты:

2.Закрепление позитивных переживаний, полученных в процессе сотрудничества. Помочь ребенку выразить эмоциональное удовольствие от совместного согласования действия с другими детьми. Тогда положительный эмоциональный опыт будет в дальнейшем служить мотивацией к взаимодействиям со сверстниками. Важно ориентировать ребенка на выражение своего отношения к взаимодействию, выявлять и обозначать смысл ситуации общения в символической форме (вырастить цветок дружбы, цвет лепестков которого соответствует настроению, или передать волшебную звездочку тому, с кем было приятно вместе заниматься).

3.Важно, чтобы ребенок пережил успех и удовлетворение от общения с другими детьми в непосредственной образовательной деятельности. Опыт сотрудничества ребенка со сверстником передается в форме игры. Ребенок имеет возможность анализировать ситуацию взаимодействия, менять свою позицию, мнение.

4.Опора на познавательный интерес ребенка. Предлагается идея путешествия по Звездной стране. В каждом цикле дети знакомятся с какой-нибудь планетой, и при помощи приема волшебного превращения детей в жителей планеты помогает им идентифицировать себя с персонажами и как бы присвоить их ценности. Например, шахматы очень дружны и четко соблюдают порядок в своей стране, умеют договариваться друг с другом без слов. Лесовики помогают друг другу и другим жителям, охраняют лес, умеют сообща трудиться. Символы с планеты цветов – труженицы, умеют ладить между собой, и каждая неповторима, отличается чем-то от других. Приветики – веселые, добрые человечки, которые хорошо чувствуют друг друга, умеют даже читать по глазам.

Новый эмоциональный опыт нейтрализует негативные проявления, формирует новые социальные побуждения и потребности, новые положительные качества и стремление к взаимодействию с другими.

Основная задача воспитателя – перевести адресованность детей к себе в адресованность к другим и помочь им осознать принципы совместного существования.

Воспитатель помогает детям:

-быть ориентированными на другого, выражать это в действии (сделать что-то для него, оказать помощь, разделить радость);

-брать на себя ответственность за другого (действовать от его лица, высказывать общее мнение и т.д.);

-устанавливать эмоциональный контакт с другим: сопереживать, принимать позицию другого, прочувствовать его состояние;

-уметь договариваться, достигать согласия в общем деле и понимать другого, имея при этом возможность выразить собственное мнение и сделать личный выбор;

-определять цель совместного действия и средства для ее достижения, предвидеть конечный результат и обсуждать место и роль каждого в совместной деятельности.

В соответствии с этапами развития совместного действия у детей формируются умения в совместной деятельности.

Так, постепенно исчезнет необходимость демонстрации примера, и дети лишь с помощью короткой подсказки взрослого учатся работать совместно, ориентируясь друг на друга.

Работа по развитию умений сотрудничать ведется и в непосредственной образовательной деятельности. У детей формируется умение делить между собой материал (игрушки, фигурки, краски), распределять функции посредством выбора роли (кошка-мышка, покупатель-продавец, исполнитель-контролер). Так, совместно выполняя работу по аппликации, один ребенок собирает себе круги, другой квадраты. На НОД по формированию элементарных математических представлений, тема которого – отобрать требуемое количество предметов, дети могут взять на себя, чередуя их исполнение, роли покупателей и продавцов. Продавец отбирает столько пуговиц, сколько фишек принес ему покупатель. Важно одно: дети должны меняться ролями по взаимной договоренности.

Первые занятия требуют о воспитателя значительной отдачи. Поэтому количество детских пар лучше ограничить до четырех. Чтобы дети не потеряли интерес, не следует их насильно удерживать за работой. Ведь некоторые дети очень неохотно идут на контакт со сверстниками и довольно быстро устают от общения. Можно предложить им поработать с кем-либо из взрослых. Задача последнего – обязательно менять свои позиции: то подчиняться ребенку, то настаивать на своем мнении. Ребенок в этой ситуации должен чувствовать себя свободным и равноправным участником, видеть во взрослом не только образец для подражания, но и интересного партнера.

Так дети учатся взаимодействовать со сверстниками, учатся понимать привлекательность сотрудничества вообще, налаживать контакты. Воспитатель поддерживает такие начинания, предоставляя для работы дополнительный материал.

Каков же вывод? Именно в сотрудничестве со сверстниками в непосредственной образовательной деятельности создаются благоприятные условия для развития социальных навыков детей. Дети учатся видеть и понимать позицию партнера, согласовывать и соподчинять свои действия, они начинают творчески мыслить, содержательно спорить, отстаивая свое мнение. Именно в такой обстановке наиболее полно раскрывается интеллект ребенка.

Таким образом, дети уверенно чувствуют себя в группе сверстников, успешно реализуют свои способности в групповой деятельности, умеют договариваться, согласованно действовать, достигать успешного результата в совместном действии.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что проведенная работа привела к положительным результатам.

Дети старшего дошкольного возраста:

1.Научились с помощью игр делиться парами, тройками, небольшими группами.

2.Исчезли случайные отказы от совместной деятельности.

3.Дети стали меньше конфликтовать.

4.Дети умеют договариваться о своих действиях и приходить к общему решению.

5.У детей появился интерес к другим сверстникам.

6.Старшие дошкольники научились взаимодействовать в парах во всех видах образовательной деятельности.

Итак, на протяжении дошкольного возраста постепенно у детей формируется умение и желание жить среди сверстников. Развиваясь, тяготение к сверстникам перерастает в стремление к объединению на основе общих интересов. Этот интерес становится мотивом, побуждающим детей приходить к согласию в различных спорных ситуациях, уступать друг другу, принимать предложения сверстников, оценивая их значимость для достижения общей новой значимой цели.

Буре Р.С., Островская Л.С. Воспитатель и дети. М. 2001. 208 с.

Воронова А.П. Азбука общения. С.-Петербург. 2003. 93с.

Прима Е.В. Развитие социальной уверенности у дошкольников. М. 2002. 325с.

Читайте также: