Как развивалось земледелие у кабардинцев и балкарцев кратко

Обновлено: 04.07.2024

Цель: познакомить детей с происхождением древних жителей Северного Кавказа – кабардинцами и балкарцами; со спецификой их жизни и быта.

Задачи: формирование патриотизма, любви к своему краю: развитие познавательной активности.

1. Экскурс в историю

– Великие хранители памяти человеческой – наше старшее поколение, сохранили для itotomkob богатейшие образцы устного народного творчества, а также воспоминания об имевших место в реальности событиях времени жизни их отцов и дедов, представляющие ценную и порою единственную историко-культурную информацию о социально-экономической жизни народа и его соседей в отдаленном прошлом, о генетических корнях тех или иных обычаев, порядках и традициях, мировоззрении народа на разных этапах его истории, о взаимоотношениях,
– О нашем крае можно рассказывать очень долго, а сегодня мы лишь затронем малую часть Сегодня мы узнаем, как жил наш народ в древности: что ел. как одевался, где жил и как трудился.

Ученик 1:

Гостящий под нашим кровом
Пусть тебя не коснется беда
Будь свободным ты и здоровым
Всегда!!

2. Каково их происхождение

Ученик 2: Древнейшими жителями Северного Кавказа являются кабардинцы и балкарцы.
Одним из предков современных кабардинцев являются древнеадыгские племена синды (меоты. керкеты), которые жили в пятом веке до нашей эры. В десятом веке нашей эры образовалась адыгейская народность . Основная их часть переселилась из Прикубанья и поселилась на территории современной Кабардино-Балкарии и уже в 12 веке они стали называться кабардинцами. Кабардинцы и адыгейцы составляли один народ, называемый касоги.

Ученик 3: Балкарский народ сформировался в 12 веке в результате смешения тюркоязычных болгар и кипчаков и ираноязычных алан, их также называли асами или дахсасы.

3. Чем занимались наши предки

Ученик 4: Основным занятием наших предков кабардинцев в 13-15 веках, как и сейчас, является скотоводство (т.е.. разведение скота). Разводили овец, коров, коз, лошадей (раньше особенно славилась кабардинская порода лошадей). Занимались наши предки птицеводством . Земледелию, в то время, уделяли мало внимания.

Ученик 5: Основным занятием предков балкарцев, извечно живущих в горах, является тоже скотоводство, но прежде всего овцеводство (шерсть овец очень ценилась за хорошее качество). Земледелие имело для них большое значение, но также было слабо развито. Урожаи всегда были небольшими.

Ученик 6: Как в Кабарде. так и в Балкарии были развиты различные ремесла; гончарное и кузнечное дело, ткачество и другие. Одним из их занятий была охота. Охотились на диких свиней, касуль. туров. Так же они занимались рыболовством и пчеловодством.

4. Князья, ханы и простой народ

5. Как и где жили наши предки

Ученик 8: Населенные пункты кабардинцев называти къуажэ, жылэ, хъэблэ. Кабардинские аулы ( къуажэ) располагались без особого плана и назывались по имени владельца . Главным двором считался тот, в котором находился жилой дом ( унэшхуэ) хозяина . Рабы его жили во дворе. Так же во дворе хозяина происходили суды, различные совещания князей, веселья и праздники. Во дворе строился также дом для приема гостей кунацкая (хъэщвэщ). Главный дом обычно состоял из нескольких комнат.

Ученик 9: В главной комнате (унэщхуэ) жил глава семьи с женой и детьми. Она была больше других, в ней находился большой очаг, в котором готовилась пища для всей семьи. Балкарские селения называли эль, которые представляли собой родовые поселки. Центром, где собирался народ, служило место, где собирались старейшины селения.
Балкарские поселения имели вид горских а улов (т.к. располагались на склоне гор). Жилища лепились тесно друг к другу.

6. Чем питались наши предки

Ученик 11: Большую роль в питании кабардинцев играло просо. Из пшена готовили суп (хъэнтхъупс) и пасту (крутую пасту – без соли), которая заменяла хлеб. А также сладкое кушанье (хъэшыуэ) халва, приготовленное из меда и поджаренной муки с орехами. Она очень долго сохраняет свои питательные и вкусовые качества. В основном их пища состояла из молочных продуктов, а также из мяса.

Ученик 12: У балкарцев основным хлебным злаком был ячмень. Из ячменной муки в золе очага пекли пресные лепешки – гыржын. Употребляли и молочные продукты: кислое молоко, айран, копченный и соленый сыр.
Мясные блюда приготовляли из баранины, говядины, конины и птицы. Большое распространение имело балкарское блюдо тузлукъ – вареное мясо с чесночным соусом.
У кабардинцев мясной бульон ляж или шурпа, или известное кабардинское блюдо гедлибже (вареная курятина поджаренная в сметанном соусе).

Ученик 13: Вообще кабардинцы и балкарцы отличались умеренностью в еде. Большое употребление пищи считалось в народе одним из серьезных пороков, над людьми, которые много ели, смеялись.
По обычаю еду сначала подавали главе дома – старшему мужчине, его обслуживали молодые мужчины. Затем ели остальные мужчины. Потом женщины и молодежь. Дети ели отдельно.

7. Как одевались наши предки

Ученик14: Одежда кабардинцев и балкарцев, как женщин, так и мужчин, всегда отличалась и славилась своим изяществом, легкостью, умелым подбором цветов и тонов.
Основным элементом мужской одежды была бурка. Она защищала всадника от непогоды дождя, снега холода от ветра а также служила одеялом во время ночевок в пути. Одежда – черкеска (ниже колен) с вырезом на труди, с длинными, широкими рукавами. Характерной деталью черкески являются газырницы – нашитые, по обеим сторонам груди. карманы Газырницы – это деревянные трубочки с заготовленными в них зарядами для стрельбы.


Ученик 15: На голове они носили меховые шапки. Мужская обувь – чарыки. чабуры, ноговицы шились из сыромятной кожи. Женщины носили длинные до пят одежды из шелковой или простой ткани с длинными рукавами. Платья – босцей. жийрикъ фаша – шились из бархата. Богатые расшивали их золотом и серебром. Платье дополнялось изящным поясом.





Ученик 16: Головные уборы . Узоры на них также были расшиты золотыми и серебряными нитками. Сверху одевали легкий платок.
Женскую обувь шили из тонкой кожи и сафьяна При выходе надевали своеобразную обувь – в виде скамеечки, высотой 20 см., оббитую серебром и жестью.
Оружие кабардинцев и балкарцев состояло из лука со стрелами, шашки и кинжала. Защитой воинов служили шит, шлем и кольчуга.

8. Дети наших предков

– Воспитание детей лежало на обязанности женщин. Девочек учили шить и вышивать, в них воспитывали строгое знание законов и обычаев, скромность, терпение, послушание и покорность к старшим в семье.
С того времени как мальчик мог сидеть в седле на лошади, его воспитанием начинал заниматься мужчина. Его учили ездить верхом, владеть оружием.
У крестьян детей приучали к хозяйству. Мальчик умел готовить пищу (печь лепешки, варить и жарить мясо, делать масло и сыр).
– А что могут делать современные дети кабардинцев и балкарцев мы сейчас вам покажем. (Дети показывают сценки приема гостей на кабардинском и балкарском языке).

Традиционные занятия кабардинцев – пашенное земледелие и отгонное скотоводство, главным образом коневодство (всемирную известность получила кабардинская порода). Развиты промыслы и ремесла: мужские – кузнечное, оружейное, ювелирное, женские – сукновальное, войлочное, золотошвейное.

Основу хозяйства составляло разведение крупного и мелкого скота. В силу обилия пастбищ и сенокосов в отгонном скотоводстве не было нужды. Более того, кабардинская знать сдавала огромные угодья в аренду карачаевцам, балкарцам, абазинам и ногайцам, ставя эти народы в зависимое положение. Особое значение имело разведение лошадей: кабардинские кони славились во многих странах.

В царской России Кабарда занимала первое место по продаже коней на рынке. Значительную роль играло полеводство, прежде всего выращивание проса, постепенно вытесняемого кукурузой (в СССР Кабардино-Балкария стала основным кукурузоводческим районом и поставщиком гибридных семян). Кроме того, разводилась озимая пшеница, ячмень, тыква, различные овощи, садовые растения. С древних времен большое значение имело пчеловодство, особый толчок развитию которого дало появление во второй половине ХIХ в. ульев: в 1890 г. на территории Кабарды насчитывалось 13800 ульев, а в 1891 г. — уже 27000.

Среди ремесел первостепенное значение имело производство оружия, лошадиной сбруи, ювелирных изделий, а также сукон и бурок. Широкой известностью пользовались атажукинские бурки. В ходе коллективизации кабардинское сельское хозяйство пережило значительные потрясения. Резко сократилось количество мелкого рогатого скота и лошадей. Приоритетное внимание стало уделяться зерновому хозяйству.

Основным занятием балкарцев и карачаевцев, как у большинства горных народов Кавказа, было отгонное скотоводство: весной стада овец, коз, крупного рогатого скота и лошадей перегоняли на освобождавшиеся от снега высокогорные пастбища, где оборудовались временные стойбища для пастухов. Осенью скот сгоняли обратно к долинам, где располагались основные хозяйства жителей.

Более-менее широкие участки горных долин распахивались и засевались просом, овсом, ячменем, пшеницей, кукурузой.

Основными ремеслами были изготовление сукна, изделий из войлока, вязание, ковроткачество, кожевенное дело, а также резьба по дереву и камню.

Жилища карачаевцев и балкарцев несколько отличались от традиционных жилищ других горских народов Кавказа: они возводились обычно не из камня или обмазанного глиной плетня, а из бревен, которые укладывались в сруб, далеко выступая концами за его углы. Этим они напоминали русские избы. Возможно, этот способ постройки жилищ был принесен в горы далекими кочевыми предками таулула от народов северо-востока Европы (славян и финно-угров). Сруб имел прямоугольную форму и двускатную земляную крышу.

Внутри жилища возле стены находился открытый очаг — оджак; дым уходил через отверстие в потолке, т.е., топились жилища по-черному. В комнате с очагом жил старший мужчина — глава семейства, его жена и маленькие либо еще не вступившие в брак дети. Женатым сыновьям и их женам и детям отгораживались отдельные комнаты, а дочери, выйдя замуж, отправлялись жить в семью мужа. Поскольку совместный труд и совместная оборона от врагов играли исключительно важную роль в жизни балкарцев и карачаевцев, детей рождалось много, а женатые сыновья не торопились отделяться от отчего дома. Поэтому семьи были очень большие.

К дому примыкал небольшой закрытый двор с хозяйственными постройками. После смерти отца, как и у всех горских народов, сыновья делили семейное имущество, старшие со своими семьями строили себе отдельные дома и подворья, а младший сын оставался со своими женой и детьми в отцовском доме, если тот еще не сильно обветшал.

Как всюду на Кавказе, у карачаевцев и балкарцев существовал нерушимый обычай гостеприимства: любой путник, заехавший в селение, мог на несколько дней остановиться в любом доме, и хозяева, даже не расспрашивая его, кто он и откуда, должны были в течение установленного обычаем срока кормить его досыта, создавать максимальный комфорт, а в случае опасности — защищать даже ценой своей жизни.

Для гостей в доме оборудовали отдельную комнату, а если позволяло пространство — строили отдельный дом. Принимали же гостя в главной комнате, где глава семейства с почетом усаживал его на собственное обычное место. В конце XIX в. таулула стали иногда строить двухэтажные дома с несколькими комнатами.

Как было сказано выше, Северный Кавказ является одним из регионов нашей планеты, где люди живут с древнейших времен, а именно с периода палеолита (древ­некаменного века). Его богатая флора и фауна всегда привлекала людей. Особенности рельефа, природно-кли­матических условий и местоположение края на перепу­тье между Европой и Азией, на границе степей, служив­ших в течение тысячелетий торной дорогой кочевников, двигавшихся с востока на запад и с севера на юг, оказа­ли решающее воздействие на формирование этническо­го состава края. Археологические материалы, найденные в различных районах края, свидетельствует о том, что, как и в других регионах планеты Земля, на ранних эта­пах истории Северного Кавказа, т. е. в эпоху палеолита, жилищем древнейшему человеку служили главным об­разом естественные пещеры и скальные навесы. Наря­ду с пещерами и скальными навесами были и прими­тивные, используемые человеком укрытия, типа шалаша и навеса, которых в горах было множество.

Временные стойбища, пещеры и легкие наземные шалаши и навесы были характерны для Северного Кав­каза вплоть до последнего этапа палеолита (верхнего па­леолита - 40-12 тыс. лет до н.э.).

крыты стоянки с наземными постройками прямоуголь­ной формы, сооруженные из жердей и прутьев, обмазан­ных снаружи глиной (турлучная техника). При этом в Долинске стены были выстроены из двух рядов плетня, засыпанных внутри землей вперемешку с рубленой со­ломой, В каждом жилище имелись очажные ямы и ямы для хранения зерна. Жилища были расположены на не­котором расстоянии одно от другого без какого-либо за­метного порядка.

К периоду неолита относятся во многом еще пред­ставляющие загадку своеобразные; каменные погребаль­ные домики-дольмены, встречающиеся в большом числе в различных районах Северного Кавказа. По своему на­значению дольмены - это действительно специфические культовые погребальные сооружения, по в некоторых,сво­их чертах они отражают форму жилища оставившего их населения. Особенностями жилой архитектуры подска­заны, по-видимому, двухкамерная планировка некоторых дольменов и устройство входных отверстий, образован- ных.выступами боковых стен и нависающей сверху пли­той перекрытия, напоминающей козырек, - все это как бы имитирует устройство цавесов-гадерей перед входом в жилшце, столь характерных для архитектуры юясных районов.

В условиях распада патриархально-родовых устоев и постоянных вторжений кочевых скифских, сарматских и иных племен возникла объективная необходимость со­здания укрепленных поселений, которые были обнесены

высокими земляными валами и рвами. Поверх валов на некоторых городищах имелись дополнительные укреп­ления, Которые состояли из двух рядов плетня, засыпан­ного внутри землей. Они предназначались для сдержи­вания конницы нападавших. В других случаях вокруг поселений'возводили более надежные стены из камня. Укрепленные городища и турлучные дома с основой из двух или одного ряда плетня либо из связок камыша были обнаружены во многих местах проживания ады­гов. Многие из домов на городищах Таманского полуост­рова были покрыты Обожженной черепицей." Это-говорит о влиянии греческих Городов-колоний Боепорекого цар­ства и существований оживленных торгово-экономиче­ских связей между греческими поселенцами и адыгски­ми племенами. По мнению авторитетных ученых, о гре­ческом влиянии на последних говорит и тот факт, что адыги также использовали в скифо-еарМатский период в качестве кладочного материала сырцовый (саманный) кирпич.

Адыгская родо-илеМеННая знать ПОД влиянием гре­ков строила свои дворцы и замки из тесаного и колото­го камня. Были обнаружены дворцы площадью более 458 кв. м, где были полы; выложенные каменными пли­тами, и внутренние дворики с Колодцами; Даже в период средневековья у адыгских племен еще встречались ка­менные укрепления и замки, с помощью которых адыги отстаивали свою независимость.

Жилище из камня в раннем средневековье бытовало во многих регионах проживания адыгов. Один такой дом был раскопан Б. Е. Деген-Ковалевским на городище (къалэжь.- К. У.) VI-VIII вв. у современного селения Заюково Баксанского района КБР. Постройка имела пло­щадь около 60 кв. м, стены его, сложенные насухо из булыжника, снаружи были обмазаны известью, смешан­ной с глиной, пол был выложен галькой и щебпем. Жи­лище состояло из двух или трех ЖИЛЫХ помещений, в большем из которых, у задней стены, Находился углуб­ленный очаг, обложенный керамической плиткой. Дру­гой очаг находился в меньшей комнате. Кроме этого, во дворе неподалеку от жилища обнаружена яма-почь в фор­ме усеченного конуса, обращенного широким основани­ем вниз. Глубина ямы ~ 1,5 м. Б. Е. Деген-Ковалевекий сравнивает ее с закавказским тондыром. Ближайшее жилгаце от этого дома находилось на расстоянии 100 м, что свидетельствует о свободной, разбросанной планиров­ке всего поселения1. Но следует отметить, что некото­рые исследователи (Е. И. Крупнов и JI. И. Лавров) до­пускают существование каменных домов в местах про­живания адыгов еще в эпоху бронзы.

Уровень зодчества не был одинаковым у народов Се­верного Кавказа, даже у самих адыгских племен. Более высокого уровня достигли те адыгские и другие мест­ные племена, которые непосредственно соприкасались с греческими колониями; напротив, предки адыгов, даже их соплеменники, которые проживали в горной полосе, не достигли Такого уровня в строительном деле. Если еще в античную эпоху у многих племен — предков ады­гов, которые проживали в равнинной и предгорной части Северного Кавказа, имелись постоянные постройки и жилища, то в эту же пору, в непосредственной близости от них, в степных районах обитали бесчисленные орды кочевников: скифов, сарматов (в т. ч. алан), булгар, хазар и множество других кочевых племен, у которых бытова­ли совершенно другие формы передвижного жилища. Это имело место до тех пор, пока они не перешли к осед­лому образу жизни и многие из них не смешались с местными племенами. В частности, у скифов и сарматов- алан была распространена в качестве жилища передвиж­ная кибитка на колесах.

В период средневековья у адыгов бытовали в каче­стве жилшца круглые хижины с плетеными цилиндриче­скими стенами, обмазанными глиной, с конусообразной, покрытой соломой крышей. Петр Симон Паллас (1741- 1811) в своей работе «Заметки о путешествиях в южные наместничества Российского государства в 1793 и 1794 гг. & писал, что черкесы занимают место для поселения сле; дующим образом: когда поблизости нет воды, они про­водят ее к себе из наиболее близкого ручья по каналу, устраивая маленькие плотины, которые строят с таким же искусством, как крымские татары. Они строят свои дома близко один к другому, одним или несколькими кругами или четырехугольниками, таким образом, что внутреннее пространство представляет собой общий скот­ный двор, имеющий лишь одни ворота, а дома, окружаю­щие его, служат как бы для его охраны. Дом узденя (или князя), обычно стоящий особняком, заключает в себе ряд отдельных четырехугольных помещений. В отличие от многих народов, особенно кочевников, адыги большое внимание обращали вопросам личной гигиены. Они стро­или специальные туалеты. Паллас также писал, что они строили уборные, рассеянные в поле, вырытые в земле под глиняными хижинами круглой формы. Он далее пи­шет, что дома представляют собой удлиненные четырех­угольники от 4 до 5 сажен длины и немного более полу­тора сажен ширины, плетеные из ветвей, густо обмазан­ных глиной. Крыши плоские, сделанные из легких стропил и покрытые камышом.

Археологическими раскопками, проведенными на тер­ритории Кпбарды и Черкесии, открыто более 120 ранне- средневековых городищ, окруженных в свое время мощ­ными земляными валами и каменными стенами. Боль­шая часть раннесредневоковых городищ была уничтожена в XIII-XIVbb. Они переживают даже короткий период расцвета, но в позднем средневековье жизнь замирает и в них, после того как вместе с падением Золотой Орды в Предкавказье исчезает централизованная власть и воца­ряется хаос феодальной раздробленности и анархии *. Иными путями развивалось жилищное строительство в горах, в т. ч. в Хуламсгсом, Безенгийском, Черекском уще­льях Балкарии. Здесь от внешних врагов начинают спа­саться за стенами своего жилища, которое постепенно приобретает черты укрепления. И в этот период дере­вянное'зодчество постепенно вытесняется каменным. При этом каменные укрепления и башни строились таким образом вдоль по ущелью, чтобыс каждого замка можно было увидеть сигналы. Подобные башни встречались реже в Чегемском и БаксаНском ущельях и Карачае. Исто­рия поселений и жилищ, Как и всей материальной куль­туры народа,— это его история. Значительное влияние на материальную культуру (в т. ч. поселения и жилища) оказывают социально-экономические условия жизни на­рода и географическая среда, где проживает тот или иной народ . В зависимости 6т этих условий и под воздействи­ем внешнего фактора (нападение нрншлых племен) посе­ления и жилища адыгов и балкарцев на протяжении веков претерпевали изменения.

Крупные полигенные поселения имели место и в бал­карских обществах. Об этом свидетельствует тот факт, что в середине XIX в. в некоторых балкарских селениях насчитывалось в среднем 50-80 дворов. Это подтвержда­ют и народные предания, согласно которым основателя­ми большинства балкарских селений выступают одно­временно несколько фамилий. Так, например, основате­лями селения Эски Безенги (Старое Безенги) считаются четыре фамилии: Холамхановы (две семьи), Чочаевы, Ба­каевы, Боттаевы (последние три ио одной семье); перво­поселенцами в сел. Булунгу в Чегемском ущелье были фамилии Акаевых и Таппасхановых и т. д.1.

Большинство балкарских селений в ущельях распо­ложено террасообразно. Это объясняется недостатком земли. В XIX - начале XX в. в более крупных балкар­ских населенных пунктах, как и в кабардинских, сохра­нялось деление на кварталы (тийре), каждый такой квар­тал имел даже свое кладбище. Одно из отличительных черт названий балкарских населенных пунктов то, что большинство из них, за исключением сел. Жабоево, Гла- шево, Темирхановское и Урусбиево, не носили названия своих владельцев, как это имело место в Кабарде. Это говорит о меньшей степени феодализации Балкарии в конце XIX в., нежели в Кабарде.

Древнейшими типами балкарских жилищ являлись постройки пещерного типа и ямы с невысоким обрамле­нием из камня, у которых были деревянно-земляные крыши. Они сохранились вплоть до 80-х гг. XX в. в Верх­нем Хуламе, Булунгу и да- населенных пунктах.

Кабардинцы и балкарцы уделяли исключительно боль­шое внимание внутреннему убранству своего жилища. Они их содержали в чистоте, каждая вещь в помещении имело свое место. Строш осуждалась старшая женщина семьи, у которой наблюдался беспорядок в доме. Девочек с раннего возраста приучади быть опрятными и чистоп­лотными везде. Многие иностранные и русские авторы с восхищением говорили о том, как кабардинцы и балкар­цы содержали свои жилища и как соблюдали личную гигиену.

Одежда адыгов и балкарцев

На протяжении тысячелетий менялся образ жизни, человек шаг за шагом осваивал природу и лучше позна­вал самого себя, совершенствовал орудия труда, обустраи­вал свою жизнь. Словом, совершенствовался сам человек, его интеллект и одновременно совершенствовалось ка­чество его жизни. Одежда как важнейший элемент материальной культуры всегда стояла в центре внима­ния самого человека, ибо она является весомым показа­телем уровня жизни. На протяжении всей истории че­ловечества она постоянно менялась, что всегда зависело от природно-климатических условий жизни того или ино­го народа. Одеяние также должно соответствовать усло­виям его жизни, т. е. образу жизни. Одежда того или иного народа - это его образ жизни, образ мышления, даже, если угодно, его философия. Как не похожи один на другой народы, так же различается их национальная одежда. Но чтобы в одной географической среде у раз­личных народов ~ почти единая форма национальной одежды. (!)

Много общего в материальной культуре, в т. ч. и в форме национальной одежды(кабардинцев и балкарцев. Они всегда уделяли большое внимание своему внешне­му виду. Всегда старались выглядеть опрятно, быть чис­то, красиво и удобно одетыми. Каждый народ создавал свою национальную форму одежды в зависимости от рода его трудовой деятельности. Поэтому у горцев Северного Кавказа одежда в основном однотипна. Если взять ады­гов и балкарцев, мужская одежда у них в основном оди­накова. Одним из важнейших компонентов мужской верхней одежды адыгов и балкарцев была бурка. Она защищала человека от холода, снега, ветра и дождя. Во многих случаях служила ночью одеялом/По настоящее время ее носят многие животноводы. Она очень удобна в походных условиях, в горах - легкая и теплая. Словом, незаменимая вещь в; пути, когда человек вне домашних условий. Были бурки для пеших и для всадников. Как правило* для пеших бурка была более короткой, чтобы не мешала ходьбе. Носили ее на левом плече, чтобы разрез приходился на правую сторону и цравая рука могла сво­бодно двигаться. В случая сильного ветра и в пути на коне буркой накрывали обе руки. Бурка получила ши­рокое распространение не только среди адыгов, балкар­цев и остальных горцев Северного Кавказа, но и среди казачества. Бурку е удовольствием носили многие рус­ские генералы и офицеры; многие европейцы, которые бывали на Северном Кавказе, отмечали, что без бурки невозможно представить себе горца-мужчину, Ее наде­вали в любое время. Летом она спасала от жары; Она укрывала не только всадника, но и лошадь. В случае не­обходимости ее свертывали в виде цилиндрического ва­лика и привязывали к задней луке седла с помощью специальных ремешков.

Учитывая, что бурка получила широкое раепростра-

Позднее, когда газырницы прочно заняли свое место на груди черкески, их стали делать из той же ткани, что и черкеску. Число гнезд для газырей доходило до 12 шт. с каждой стороны груди. Праздничные черкески в XVHI ~ первой половине XIX в. адыги шили из покуп­ного сукна разных цветов. А обычные черкески - из черного, бурого, серого домотканого сукна с более широ­кими рукавами[33]. Зажиточные слои населения предпо­читали черкески белого цвета, а крестьяне — темного. Длина черкески в основном была ниже колен. Разуме­ется, по своему качеству черкески князей и дворян отли­чались от крестьянских. Еще проще был материал, из которого шили черкески соседние народы.

/Нательная одежда адыгов и балкарцев была практи­чески одинаковой. Это были рубахи и кальсоны/! Рубаху шили из фабричного белого материала. Она имела туни­кообразный покрой и стоячий воротник. Кальсоны шили широкими и просторными, чтобы они были удобными для верховой езды или быстрой ходьбы.

Верхние штаны шили в основном из домотканого сукна или плотной ткани фабричного производства. Цвет их был темный. Балкарцы часто шили их из овечьей шкуры. Но уже в начале XX в. у зажиточных людей появляются брюки-галифе. В этот же период появляют­ся первые пальто фабричного производства. А солдаты Первой мировой войны привезли первые шинели.

Г Очень распространенной верхней мужской одеждой адыгов и балкарцев являлась шуба из овечьей шкуры/ Шуба, как и черкеска, рубашка, бешмет, застегивалась на 6-6 тесемочных пуговиц и петель, а с XX в. - и с помо­щью металлических крючков и петель. Часто шубы шили с суконным верхом из домотканого или фабричного сук­на. В качестве головного убора в летнее время адыги и балкарцы носили войлочную шляпу с широкими поля­ми и разного цвета,/ Зимой и в осенне-весеннее время надевали шапку - папаху из овчины^В XIX - начале XX в. они имели различную форму. Наиболее распространен­ным цветом мужской шапки был черный, но были и белого, и серого цвета.

Читайте также: