Как развивалось земледелие у кабардинцев и балкарцев кратко
Обновлено: 04.07.2024
Цель: познакомить детей с происхождением древних жителей Северного Кавказа – кабардинцами и балкарцами; со спецификой их жизни и быта.
Задачи: формирование патриотизма, любви к своему краю: развитие познавательной активности.
1. Экскурс в историю
– Великие хранители памяти человеческой – наше старшее поколение, сохранили для itotomkob богатейшие образцы устного народного творчества, а также воспоминания об имевших место в реальности событиях времени жизни их отцов и дедов, представляющие ценную и порою единственную историко-культурную информацию о социально-экономической жизни народа и его соседей в отдаленном прошлом, о генетических корнях тех или иных обычаев, порядках и традициях, мировоззрении народа на разных этапах его истории, о взаимоотношениях,
– О нашем крае можно рассказывать очень долго, а сегодня мы лишь затронем малую часть Сегодня мы узнаем, как жил наш народ в древности: что ел. как одевался, где жил и как трудился.
Ученик 1:
Гостящий под нашим кровом
Пусть тебя не коснется беда
Будь свободным ты и здоровым
Всегда!!
2. Каково их происхождение
Ученик 2: Древнейшими жителями Северного Кавказа являются кабардинцы и балкарцы.
Одним из предков современных кабардинцев являются древнеадыгские племена синды (меоты. керкеты), которые жили в пятом веке до нашей эры. В десятом веке нашей эры образовалась адыгейская народность . Основная их часть переселилась из Прикубанья и поселилась на территории современной Кабардино-Балкарии и уже в 12 веке они стали называться кабардинцами. Кабардинцы и адыгейцы составляли один народ, называемый касоги.
Ученик 3: Балкарский народ сформировался в 12 веке в результате смешения тюркоязычных болгар и кипчаков и ираноязычных алан, их также называли асами или дахсасы.
3. Чем занимались наши предки
Ученик 4: Основным занятием наших предков кабардинцев в 13-15 веках, как и сейчас, является скотоводство (т.е.. разведение скота). Разводили овец, коров, коз, лошадей (раньше особенно славилась кабардинская порода лошадей). Занимались наши предки птицеводством . Земледелию, в то время, уделяли мало внимания.
Ученик 5: Основным занятием предков балкарцев, извечно живущих в горах, является тоже скотоводство, но прежде всего овцеводство (шерсть овец очень ценилась за хорошее качество). Земледелие имело для них большое значение, но также было слабо развито. Урожаи всегда были небольшими.
Ученик 6: Как в Кабарде. так и в Балкарии были развиты различные ремесла; гончарное и кузнечное дело, ткачество и другие. Одним из их занятий была охота. Охотились на диких свиней, касуль. туров. Так же они занимались рыболовством и пчеловодством.
4. Князья, ханы и простой народ
5. Как и где жили наши предки
Ученик 8: Населенные пункты кабардинцев называти къуажэ, жылэ, хъэблэ. Кабардинские аулы ( къуажэ) располагались без особого плана и назывались по имени владельца . Главным двором считался тот, в котором находился жилой дом ( унэшхуэ) хозяина . Рабы его жили во дворе. Так же во дворе хозяина происходили суды, различные совещания князей, веселья и праздники. Во дворе строился также дом для приема гостей кунацкая (хъэщвэщ). Главный дом обычно состоял из нескольких комнат.
Ученик 9: В главной комнате (унэщхуэ) жил глава семьи с женой и детьми. Она была больше других, в ней находился большой очаг, в котором готовилась пища для всей семьи. Балкарские селения называли эль, которые представляли собой родовые поселки. Центром, где собирался народ, служило место, где собирались старейшины селения.
Балкарские поселения имели вид горских а улов (т.к. располагались на склоне гор). Жилища лепились тесно друг к другу.
6. Чем питались наши предки
Ученик 11: Большую роль в питании кабардинцев играло просо. Из пшена готовили суп (хъэнтхъупс) и пасту (крутую пасту – без соли), которая заменяла хлеб. А также сладкое кушанье (хъэшыуэ) халва, приготовленное из меда и поджаренной муки с орехами. Она очень долго сохраняет свои питательные и вкусовые качества. В основном их пища состояла из молочных продуктов, а также из мяса.
Ученик 12: У балкарцев основным хлебным злаком был ячмень. Из ячменной муки в золе очага пекли пресные лепешки – гыржын. Употребляли и молочные продукты: кислое молоко, айран, копченный и соленый сыр.
Мясные блюда приготовляли из баранины, говядины, конины и птицы. Большое распространение имело балкарское блюдо тузлукъ – вареное мясо с чесночным соусом.
У кабардинцев мясной бульон ляж или шурпа, или известное кабардинское блюдо гедлибже (вареная курятина поджаренная в сметанном соусе).
Ученик 13: Вообще кабардинцы и балкарцы отличались умеренностью в еде. Большое употребление пищи считалось в народе одним из серьезных пороков, над людьми, которые много ели, смеялись.
По обычаю еду сначала подавали главе дома – старшему мужчине, его обслуживали молодые мужчины. Затем ели остальные мужчины. Потом женщины и молодежь. Дети ели отдельно.
7. Как одевались наши предки
Ученик14: Одежда кабардинцев и балкарцев, как женщин, так и мужчин, всегда отличалась и славилась своим изяществом, легкостью, умелым подбором цветов и тонов.
Основным элементом мужской одежды была бурка. Она защищала всадника от непогоды дождя, снега холода от ветра а также служила одеялом во время ночевок в пути. Одежда – черкеска (ниже колен) с вырезом на труди, с длинными, широкими рукавами. Характерной деталью черкески являются газырницы – нашитые, по обеим сторонам груди. карманы Газырницы – это деревянные трубочки с заготовленными в них зарядами для стрельбы.
Ученик 15: На голове они носили меховые шапки. Мужская обувь – чарыки. чабуры, ноговицы шились из сыромятной кожи. Женщины носили длинные до пят одежды из шелковой или простой ткани с длинными рукавами. Платья – босцей. жийрикъ фаша – шились из бархата. Богатые расшивали их золотом и серебром. Платье дополнялось изящным поясом.
Ученик 16: Головные уборы . Узоры на них также были расшиты золотыми и серебряными нитками. Сверху одевали легкий платок.
Женскую обувь шили из тонкой кожи и сафьяна При выходе надевали своеобразную обувь – в виде скамеечки, высотой 20 см., оббитую серебром и жестью.
Оружие кабардинцев и балкарцев состояло из лука со стрелами, шашки и кинжала. Защитой воинов служили шит, шлем и кольчуга.
8. Дети наших предков
– Воспитание детей лежало на обязанности женщин. Девочек учили шить и вышивать, в них воспитывали строгое знание законов и обычаев, скромность, терпение, послушание и покорность к старшим в семье.
С того времени как мальчик мог сидеть в седле на лошади, его воспитанием начинал заниматься мужчина. Его учили ездить верхом, владеть оружием.
У крестьян детей приучали к хозяйству. Мальчик умел готовить пищу (печь лепешки, варить и жарить мясо, делать масло и сыр).
– А что могут делать современные дети кабардинцев и балкарцев мы сейчас вам покажем. (Дети показывают сценки приема гостей на кабардинском и балкарском языке).
Традиционные занятия кабардинцев – пашенное земледелие и отгонное скотоводство, главным образом коневодство (всемирную известность получила кабардинская порода). Развиты промыслы и ремесла: мужские – кузнечное, оружейное, ювелирное, женские – сукновальное, войлочное, золотошвейное.
Основу хозяйства составляло разведение крупного и мелкого скота. В силу обилия пастбищ и сенокосов в отгонном скотоводстве не было нужды. Более того, кабардинская знать сдавала огромные угодья в аренду карачаевцам, балкарцам, абазинам и ногайцам, ставя эти народы в зависимое положение. Особое значение имело разведение лошадей: кабардинские кони славились во многих странах.
В царской России Кабарда занимала первое место по продаже коней на рынке. Значительную роль играло полеводство, прежде всего выращивание проса, постепенно вытесняемого кукурузой (в СССР Кабардино-Балкария стала основным кукурузоводческим районом и поставщиком гибридных семян). Кроме того, разводилась озимая пшеница, ячмень, тыква, различные овощи, садовые растения. С древних времен большое значение имело пчеловодство, особый толчок развитию которого дало появление во второй половине ХIХ в. ульев: в 1890 г. на территории Кабарды насчитывалось 13800 ульев, а в 1891 г. — уже 27000.
Среди ремесел первостепенное значение имело производство оружия, лошадиной сбруи, ювелирных изделий, а также сукон и бурок. Широкой известностью пользовались атажукинские бурки. В ходе коллективизации кабардинское сельское хозяйство пережило значительные потрясения. Резко сократилось количество мелкого рогатого скота и лошадей. Приоритетное внимание стало уделяться зерновому хозяйству.
Основным занятием балкарцев и карачаевцев, как у большинства горных народов Кавказа, было отгонное скотоводство: весной стада овец, коз, крупного рогатого скота и лошадей перегоняли на освобождавшиеся от снега высокогорные пастбища, где оборудовались временные стойбища для пастухов. Осенью скот сгоняли обратно к долинам, где располагались основные хозяйства жителей.
Более-менее широкие участки горных долин распахивались и засевались просом, овсом, ячменем, пшеницей, кукурузой.
Основными ремеслами были изготовление сукна, изделий из войлока, вязание, ковроткачество, кожевенное дело, а также резьба по дереву и камню.
Жилища карачаевцев и балкарцев несколько отличались от традиционных жилищ других горских народов Кавказа: они возводились обычно не из камня или обмазанного глиной плетня, а из бревен, которые укладывались в сруб, далеко выступая концами за его углы. Этим они напоминали русские избы. Возможно, этот способ постройки жилищ был принесен в горы далекими кочевыми предками таулула от народов северо-востока Европы (славян и финно-угров). Сруб имел прямоугольную форму и двускатную земляную крышу.
Внутри жилища возле стены находился открытый очаг — оджак; дым уходил через отверстие в потолке, т.е., топились жилища по-черному. В комнате с очагом жил старший мужчина — глава семейства, его жена и маленькие либо еще не вступившие в брак дети. Женатым сыновьям и их женам и детям отгораживались отдельные комнаты, а дочери, выйдя замуж, отправлялись жить в семью мужа. Поскольку совместный труд и совместная оборона от врагов играли исключительно важную роль в жизни балкарцев и карачаевцев, детей рождалось много, а женатые сыновья не торопились отделяться от отчего дома. Поэтому семьи были очень большие.
К дому примыкал небольшой закрытый двор с хозяйственными постройками. После смерти отца, как и у всех горских народов, сыновья делили семейное имущество, старшие со своими семьями строили себе отдельные дома и подворья, а младший сын оставался со своими женой и детьми в отцовском доме, если тот еще не сильно обветшал.
Как всюду на Кавказе, у карачаевцев и балкарцев существовал нерушимый обычай гостеприимства: любой путник, заехавший в селение, мог на несколько дней остановиться в любом доме, и хозяева, даже не расспрашивая его, кто он и откуда, должны были в течение установленного обычаем срока кормить его досыта, создавать максимальный комфорт, а в случае опасности — защищать даже ценой своей жизни.
Для гостей в доме оборудовали отдельную комнату, а если позволяло пространство — строили отдельный дом. Принимали же гостя в главной комнате, где глава семейства с почетом усаживал его на собственное обычное место. В конце XIX в. таулула стали иногда строить двухэтажные дома с несколькими комнатами.
Как было сказано выше, Северный Кавказ является одним из регионов нашей планеты, где люди живут с древнейших времен, а именно с периода палеолита (древнекаменного века). Его богатая флора и фауна всегда привлекала людей. Особенности рельефа, природно-климатических условий и местоположение края на перепутье между Европой и Азией, на границе степей, служивших в течение тысячелетий торной дорогой кочевников, двигавшихся с востока на запад и с севера на юг, оказали решающее воздействие на формирование этнического состава края. Археологические материалы, найденные в различных районах края, свидетельствует о том, что, как и в других регионах планеты Земля, на ранних этапах истории Северного Кавказа, т. е. в эпоху палеолита, жилищем древнейшему человеку служили главным образом естественные пещеры и скальные навесы. Наряду с пещерами и скальными навесами были и примитивные, используемые человеком укрытия, типа шалаша и навеса, которых в горах было множество.
Временные стойбища, пещеры и легкие наземные шалаши и навесы были характерны для Северного Кавказа вплоть до последнего этапа палеолита (верхнего палеолита - 40-12 тыс. лет до н.э.).
крыты стоянки с наземными постройками прямоугольной формы, сооруженные из жердей и прутьев, обмазанных снаружи глиной (турлучная техника). При этом в Долинске стены были выстроены из двух рядов плетня, засыпанных внутри землей вперемешку с рубленой соломой, В каждом жилище имелись очажные ямы и ямы для хранения зерна. Жилища были расположены на некотором расстоянии одно от другого без какого-либо заметного порядка.
К периоду неолита относятся во многом еще представляющие загадку своеобразные; каменные погребальные домики-дольмены, встречающиеся в большом числе в различных районах Северного Кавказа. По своему назначению дольмены - это действительно специфические культовые погребальные сооружения, по в некоторых,своих чертах они отражают форму жилища оставившего их населения. Особенностями жилой архитектуры подсказаны, по-видимому, двухкамерная планировка некоторых дольменов и устройство входных отверстий, образован- ных.выступами боковых стен и нависающей сверху плитой перекрытия, напоминающей козырек, - все это как бы имитирует устройство цавесов-гадерей перед входом в жилшце, столь характерных для архитектуры юясных районов.
В условиях распада патриархально-родовых устоев и постоянных вторжений кочевых скифских, сарматских и иных племен возникла объективная необходимость создания укрепленных поселений, которые были обнесены
высокими земляными валами и рвами. Поверх валов на некоторых городищах имелись дополнительные укрепления, Которые состояли из двух рядов плетня, засыпанного внутри землей. Они предназначались для сдерживания конницы нападавших. В других случаях вокруг поселений'возводили более надежные стены из камня. Укрепленные городища и турлучные дома с основой из двух или одного ряда плетня либо из связок камыша были обнаружены во многих местах проживания адыгов. Многие из домов на городищах Таманского полуострова были покрыты Обожженной черепицей." Это-говорит о влиянии греческих Городов-колоний Боепорекого царства и существований оживленных торгово-экономических связей между греческими поселенцами и адыгскими племенами. По мнению авторитетных ученых, о греческом влиянии на последних говорит и тот факт, что адыги также использовали в скифо-еарМатский период в качестве кладочного материала сырцовый (саманный) кирпич.
Адыгская родо-илеМеННая знать ПОД влиянием греков строила свои дворцы и замки из тесаного и колотого камня. Были обнаружены дворцы площадью более 458 кв. м, где были полы; выложенные каменными плитами, и внутренние дворики с Колодцами; Даже в период средневековья у адыгских племен еще встречались каменные укрепления и замки, с помощью которых адыги отстаивали свою независимость.
Жилище из камня в раннем средневековье бытовало во многих регионах проживания адыгов. Один такой дом был раскопан Б. Е. Деген-Ковалевским на городище (къалэжь.- К. У.) VI-VIII вв. у современного селения Заюково Баксанского района КБР. Постройка имела площадь около 60 кв. м, стены его, сложенные насухо из булыжника, снаружи были обмазаны известью, смешанной с глиной, пол был выложен галькой и щебпем. Жилище состояло из двух или трех ЖИЛЫХ помещений, в большем из которых, у задней стены, Находился углубленный очаг, обложенный керамической плиткой. Другой очаг находился в меньшей комнате. Кроме этого, во дворе неподалеку от жилища обнаружена яма-почь в форме усеченного конуса, обращенного широким основанием вниз. Глубина ямы ~ 1,5 м. Б. Е. Деген-Ковалевекий сравнивает ее с закавказским тондыром. Ближайшее жилгаце от этого дома находилось на расстоянии 100 м, что свидетельствует о свободной, разбросанной планировке всего поселения1. Но следует отметить, что некоторые исследователи (Е. И. Крупнов и JI. И. Лавров) допускают существование каменных домов в местах проживания адыгов еще в эпоху бронзы.
Уровень зодчества не был одинаковым у народов Северного Кавказа, даже у самих адыгских племен. Более высокого уровня достигли те адыгские и другие местные племена, которые непосредственно соприкасались с греческими колониями; напротив, предки адыгов, даже их соплеменники, которые проживали в горной полосе, не достигли Такого уровня в строительном деле. Если еще в античную эпоху у многих племен — предков адыгов, которые проживали в равнинной и предгорной части Северного Кавказа, имелись постоянные постройки и жилища, то в эту же пору, в непосредственной близости от них, в степных районах обитали бесчисленные орды кочевников: скифов, сарматов (в т. ч. алан), булгар, хазар и множество других кочевых племен, у которых бытовали совершенно другие формы передвижного жилища. Это имело место до тех пор, пока они не перешли к оседлому образу жизни и многие из них не смешались с местными племенами. В частности, у скифов и сарматов- алан была распространена в качестве жилища передвижная кибитка на колесах.
В период средневековья у адыгов бытовали в качестве жилшца круглые хижины с плетеными цилиндрическими стенами, обмазанными глиной, с конусообразной, покрытой соломой крышей. Петр Симон Паллас (1741- 1811) в своей работе «Заметки о путешествиях в южные наместничества Российского государства в 1793 и 1794 гг. & писал, что черкесы занимают место для поселения сле; дующим образом: когда поблизости нет воды, они проводят ее к себе из наиболее близкого ручья по каналу, устраивая маленькие плотины, которые строят с таким же искусством, как крымские татары. Они строят свои дома близко один к другому, одним или несколькими кругами или четырехугольниками, таким образом, что внутреннее пространство представляет собой общий скотный двор, имеющий лишь одни ворота, а дома, окружающие его, служат как бы для его охраны. Дом узденя (или князя), обычно стоящий особняком, заключает в себе ряд отдельных четырехугольных помещений. В отличие от многих народов, особенно кочевников, адыги большое внимание обращали вопросам личной гигиены. Они строили специальные туалеты. Паллас также писал, что они строили уборные, рассеянные в поле, вырытые в земле под глиняными хижинами круглой формы. Он далее пишет, что дома представляют собой удлиненные четырехугольники от 4 до 5 сажен длины и немного более полутора сажен ширины, плетеные из ветвей, густо обмазанных глиной. Крыши плоские, сделанные из легких стропил и покрытые камышом.
Археологическими раскопками, проведенными на территории Кпбарды и Черкесии, открыто более 120 ранне- средневековых городищ, окруженных в свое время мощными земляными валами и каменными стенами. Большая часть раннесредневоковых городищ была уничтожена в XIII-XIVbb. Они переживают даже короткий период расцвета, но в позднем средневековье жизнь замирает и в них, после того как вместе с падением Золотой Орды в Предкавказье исчезает централизованная власть и воцаряется хаос феодальной раздробленности и анархии *. Иными путями развивалось жилищное строительство в горах, в т. ч. в Хуламсгсом, Безенгийском, Черекском ущельях Балкарии. Здесь от внешних врагов начинают спасаться за стенами своего жилища, которое постепенно приобретает черты укрепления. И в этот период деревянное'зодчество постепенно вытесняется каменным. При этом каменные укрепления и башни строились таким образом вдоль по ущелью, чтобыс каждого замка можно было увидеть сигналы. Подобные башни встречались реже в Чегемском и БаксаНском ущельях и Карачае. История поселений и жилищ, Как и всей материальной культуры народа,— это его история. Значительное влияние на материальную культуру (в т. ч. поселения и жилища) оказывают социально-экономические условия жизни народа и географическая среда, где проживает тот или иной народ . В зависимости 6т этих условий и под воздействием внешнего фактора (нападение нрншлых племен) поселения и жилища адыгов и балкарцев на протяжении веков претерпевали изменения.
Крупные полигенные поселения имели место и в балкарских обществах. Об этом свидетельствует тот факт, что в середине XIX в. в некоторых балкарских селениях насчитывалось в среднем 50-80 дворов. Это подтверждают и народные предания, согласно которым основателями большинства балкарских селений выступают одновременно несколько фамилий. Так, например, основателями селения Эски Безенги (Старое Безенги) считаются четыре фамилии: Холамхановы (две семьи), Чочаевы, Бакаевы, Боттаевы (последние три ио одной семье); первопоселенцами в сел. Булунгу в Чегемском ущелье были фамилии Акаевых и Таппасхановых и т. д.1.
Большинство балкарских селений в ущельях расположено террасообразно. Это объясняется недостатком земли. В XIX - начале XX в. в более крупных балкарских населенных пунктах, как и в кабардинских, сохранялось деление на кварталы (тийре), каждый такой квартал имел даже свое кладбище. Одно из отличительных черт названий балкарских населенных пунктов то, что большинство из них, за исключением сел. Жабоево, Гла- шево, Темирхановское и Урусбиево, не носили названия своих владельцев, как это имело место в Кабарде. Это говорит о меньшей степени феодализации Балкарии в конце XIX в., нежели в Кабарде.
Древнейшими типами балкарских жилищ являлись постройки пещерного типа и ямы с невысоким обрамлением из камня, у которых были деревянно-земляные крыши. Они сохранились вплоть до 80-х гг. XX в. в Верхнем Хуламе, Булунгу и да- населенных пунктах.
Кабардинцы и балкарцы уделяли исключительно большое внимание внутреннему убранству своего жилища. Они их содержали в чистоте, каждая вещь в помещении имело свое место. Строш осуждалась старшая женщина семьи, у которой наблюдался беспорядок в доме. Девочек с раннего возраста приучади быть опрятными и чистоплотными везде. Многие иностранные и русские авторы с восхищением говорили о том, как кабардинцы и балкарцы содержали свои жилища и как соблюдали личную гигиену.
Одежда адыгов и балкарцев
На протяжении тысячелетий менялся образ жизни, человек шаг за шагом осваивал природу и лучше познавал самого себя, совершенствовал орудия труда, обустраивал свою жизнь. Словом, совершенствовался сам человек, его интеллект и одновременно совершенствовалось качество его жизни. Одежда как важнейший элемент материальной культуры всегда стояла в центре внимания самого человека, ибо она является весомым показателем уровня жизни. На протяжении всей истории человечества она постоянно менялась, что всегда зависело от природно-климатических условий жизни того или иного народа. Одеяние также должно соответствовать условиям его жизни, т. е. образу жизни. Одежда того или иного народа - это его образ жизни, образ мышления, даже, если угодно, его философия. Как не похожи один на другой народы, так же различается их национальная одежда. Но чтобы в одной географической среде у различных народов ~ почти единая форма национальной одежды. (!)
Много общего в материальной культуре, в т. ч. и в форме национальной одежды(кабардинцев и балкарцев. Они всегда уделяли большое внимание своему внешнему виду. Всегда старались выглядеть опрятно, быть чисто, красиво и удобно одетыми. Каждый народ создавал свою национальную форму одежды в зависимости от рода его трудовой деятельности. Поэтому у горцев Северного Кавказа одежда в основном однотипна. Если взять адыгов и балкарцев, мужская одежда у них в основном одинакова. Одним из важнейших компонентов мужской верхней одежды адыгов и балкарцев была бурка. Она защищала человека от холода, снега, ветра и дождя. Во многих случаях служила ночью одеялом/По настоящее время ее носят многие животноводы. Она очень удобна в походных условиях, в горах - легкая и теплая. Словом, незаменимая вещь в; пути, когда человек вне домашних условий. Были бурки для пеших и для всадников. Как правило* для пеших бурка была более короткой, чтобы не мешала ходьбе. Носили ее на левом плече, чтобы разрез приходился на правую сторону и цравая рука могла свободно двигаться. В случая сильного ветра и в пути на коне буркой накрывали обе руки. Бурка получила широкое распространение не только среди адыгов, балкарцев и остальных горцев Северного Кавказа, но и среди казачества. Бурку е удовольствием носили многие русские генералы и офицеры; многие европейцы, которые бывали на Северном Кавказе, отмечали, что без бурки невозможно представить себе горца-мужчину, Ее надевали в любое время. Летом она спасала от жары; Она укрывала не только всадника, но и лошадь. В случае необходимости ее свертывали в виде цилиндрического валика и привязывали к задней луке седла с помощью специальных ремешков.
Учитывая, что бурка получила широкое раепростра-
Позднее, когда газырницы прочно заняли свое место на груди черкески, их стали делать из той же ткани, что и черкеску. Число гнезд для газырей доходило до 12 шт. с каждой стороны груди. Праздничные черкески в XVHI ~ первой половине XIX в. адыги шили из покупного сукна разных цветов. А обычные черкески - из черного, бурого, серого домотканого сукна с более широкими рукавами[33]. Зажиточные слои населения предпочитали черкески белого цвета, а крестьяне — темного. Длина черкески в основном была ниже колен. Разумеется, по своему качеству черкески князей и дворян отличались от крестьянских. Еще проще был материал, из которого шили черкески соседние народы.
/Нательная одежда адыгов и балкарцев была практически одинаковой. Это были рубахи и кальсоны/! Рубаху шили из фабричного белого материала. Она имела туникообразный покрой и стоячий воротник. Кальсоны шили широкими и просторными, чтобы они были удобными для верховой езды или быстрой ходьбы.
Верхние штаны шили в основном из домотканого сукна или плотной ткани фабричного производства. Цвет их был темный. Балкарцы часто шили их из овечьей шкуры. Но уже в начале XX в. у зажиточных людей появляются брюки-галифе. В этот же период появляются первые пальто фабричного производства. А солдаты Первой мировой войны привезли первые шинели.
Г Очень распространенной верхней мужской одеждой адыгов и балкарцев являлась шуба из овечьей шкуры/ Шуба, как и черкеска, рубашка, бешмет, застегивалась на 6-6 тесемочных пуговиц и петель, а с XX в. - и с помощью металлических крючков и петель. Часто шубы шили с суконным верхом из домотканого или фабричного сукна. В качестве головного убора в летнее время адыги и балкарцы носили войлочную шляпу с широкими полями и разного цвета,/ Зимой и в осенне-весеннее время надевали шапку - папаху из овчины^В XIX - начале XX в. они имели различную форму. Наиболее распространенным цветом мужской шапки был черный, но были и белого, и серого цвета.
Читайте также:
- Проект безопасная дорога в детский сад 2 младшая группа
- Какое значение имеет тепловое расширение тел в природе и технике кратко
- Что придумать чтобы не идти в школу на собрание
- Какие необходимые меры были предприняты для успешного проведения налоговой реформы кратко
- Почему вьюнок получил такое название кратко