Как развивалась римская империя в і ііі вв план урока

Обновлено: 08.07.2024

2. Нерон. Правившие после Августа императоры всеми способами укрепляли свою власть. Перестали созывать народное собрание, народ должен был поклоняться им подобно богам. Новым богам возводили храмы и статуи.

В ночь на 19 июля 64 года произошёл один из самых крупных пожаров в истории Рима. Пламенем была охвачена бо́льшая часть города. Нерон за несколько дней до начала пожара уехал из Рима. Есть мнение, что инициатором пожара был сам Нерон, и что во дворах видели поджигателей с факелами. Согласно легендам, когда императору донесли о пожаре, он выехал в сторону Рима и наблюдал за огнём с безопасного расстояния. При этом Нерон был одет в театральный костюм, играл на лире и декламировал поэму о гибели Трои.

Есть и другие свидетельства. Нерон, получив известие о пожаре, немедленно отправился в Рим и за свой счёт организовал специальные команды для спасения города и его жителей. Позже он разработал новый план городского строительства. В нём были установлены минимальное расстояние между домами, минимальная ширина новых улиц, требование строить в городе только каменные здания. Кроме того, все новые дома должны были возводиться таким образом, чтобы главный выход был обращён на улицу, а не во дворы и сады.

Скорее всего, Нерон не имел к пожару никакого отношения, но необходимо было найти виноватых — ими стали христиане. Через несколько дней после пожара христиан обвинили в поджоге города. По Риму прокатилась волна погромов и казней. Христиан распинали на крестах, одевали в шкуры диких зверей и отдавали на растерзание собакам. Но своей цели император не достиг: сама жестокость казней пробуждала сочувствие к этим людям.

Вместе с тем Нерон начал постепенно отходить от управления страной. Все больше и больше его интересы сосредотачивались на искусстве. Нерон любил петь, сочинял пьесы и стихи, наслаждался участием в соревнованиях поэтов, а также спортивных состязаниях на колесницах. Он читал в театре свои стихи, выступал в ролях героев греческих трагедий. Римляне обязаны были посещать эти представления.

Существует мнение, что неограниченная власть портит и развращает правителя государства. Подтверждается ли это мнение на примере Нерона?

Траян был выдающимся полководцем. При нём были сделаны последние в истории Рима завоевания. Траян подчинил племена даков, живших по левому берегу реки Дунай. Правившие после его смерти императоры отказались от дальнейших завоеваний. Римская империя перешла к обороне своих границ.

Урок проводился в 5 класс в рамках обновленного содержания образования.ПредусмотреНа каждом этапе урока использовалось формативное оценивание.
Чтобы оценить работу учащихся разработаны критерии, согласно поставленным целям.
Активно шел процес взаимного оценивания групп и в группе.
Использовалась обратная связь со стороны учителя
на групповая работа учащихся.


Оценить 4550 0

Краткосрочный план урока по всемирной истории

Раздел долгосрочного планирования:

Раздел 4 В. Рим на рубеже эпох

Школа: Школа-лицей №1

ФИО учителя: Самылтарова Светлана Анатольевна

Участвовали:

Не участвовали:

Тема урока. Как развивалась Римская империя в І-ІІІ вв.

Цели обучения, достигаемые на этом уроке (Ссылка на учебный план)

5.3.2.2 объяснять, каким образом завоевательные войны и возникновение империй изменяли границы государств

5.2.1.3 – описывать влияние религии на развитие древнего общества

5.2.1.1 объяснять основные религиозные понятия (Бог, храм, священные писания, идол)

Всесмогут дать определение понятиям"бог","храм""священные писания", "идол"

Большинствообъяснят причины изменения границ Римской империи в I - III веках.

Некоторыепроанализируют влияние религии на развитие древнего римского общества в I - III веках, приведут аргументы.

Уровни мыслительной деятельности

понимание, применение, анализ

Критерии оценивания

Дают определение терминам "бог","храм""священные писания", "идол"

Объясняют причины изменений границ Римской империи

Анализируют влияние религии на развитие древнего римского общества в I - III веках.

Исторические концепты:

Причина и следствие, доказательство

Языковые цели

Основные понятия: язычество, христианство, бог, храм, священные писания, идол, Иисус Христос. Развитие навыков говорения, работы с историческими источниками(чтение, письмо).Строить речь логично и последовательно в соответствии с нормами устной и письменной речи.

Полезные фразы для диалога/письма:

Я пологаю, что. Я считаю, что.

Христиане испытывали гонения, потому что.

Появление христианства изменило жизнь римского общнства, потому что.

Толерантность -это.

Воспитание ценностей

Межпредметная связь

Естествознание , изо, история Казахстана.

Предыдущие знания

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке

Приветствие.

Всем! Всем! Добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Идеями делись, пробуй и ищи!

Будет трудно – не пищи!

Эмоциональный настрой прием "Чудесный день"

Одним словом пожелать всем ребятам, каким вы хотите видеть сегодняшний день.

Деление на группы по геометрическим фигурам :

1.Повторение предыдущих тем. Прием "Да -Нетка".

Цель: повторить пройденный материал по теме.

-оценивают вопрос на правдивость и ложь

-знает фактический материал

Дескрипторы:

- быстро отвечают на вопрос

-дают правдивый ответ

1.Рим называли "Вечным городом"

2.Основателем Рима был Тарквиний

3.Востание рабов в Древнем Риме в 71-74 годах до н.э. возглавил Спартак

4.Патриции-это переселенцы из разных областей Римского государства.

5.Карфаген-город, который сравняли с землей римские войска.

6. Древнейший Рим возник в 753 году до н.э.

8.Прорвинции -захваченные Римом территории.

9.Пантеон-храм всех богов в Риме.

10. Город Рим был назван в честь первого царя

2.Актуализация знаний. Подведение к теме урока.

Просмотр видеоролика о многоконфессиональном Казахстане.

О чем рассказывается в видеоролике?

Какие мировые религии вы знаете?

Что такое религия?

Чему учит нас это фильм?

Цель: выявить знания учащихся о мировых религиях и отношении к религиозным взглядам обществе

УМН: знание, понимание

-характеризуют мировые религии

- объясняет термин толерантность

-формируют тему урока

Дескрипторы:

- работают в группе

-обсуждают, формулируют свое мнение.

- приводит примеры толерантности

-предполагают свои названия темы урока.

Формирование темы урока.

Слайды презентации с вопросами на интерактивной доске

Слово учителя

В 1 веке н.э. на территории Римской империи зародилась еще одна мировая религия-это христианство.

Что вы знаете о это религии? Кто является ее основоположником?

ГР. 1 задание. Задания для групп. Стратегия «Думай-объединяйся-делись.

Изучите картины. Обсудите в группе и запишите в каждом квадратике на листе бумаги.

Слева сверху: Что вы видите на картинах?

Справа сверху: Что как вы думаете изображено на картинках?

Слева снизу: Что вы хотите спросить у художника?

Справа снизу: Что бы вы спросили у героев картины, если бы они были реальными людьми?

Цель: развитие умения работы с источниками .

УМН: понимание, применение

- рассказывают, что изображено на картинках

- представляют свои вопросы для художников и реальных людей

- объяснят положение христианской религии в Римской империи

Дескрипторы:

-рассказывают, что изображено на картинках

-характеризует положение христиан в Римской империи

Главная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль одной фразой.

Из описания двора Диоклетиана"Появление императора было встречено всеобщим земным поклоном. Воссев на золотой трон, Диоклетиан взмахнул рукой. Хор запел славословие:"Многая лета, тебе, единосущий сын Юпитера- Солнце. Ты наше светлое всеобщее солнце, ты единый владыка вселенной, ты божественный, принесший на землю золотой век".

Какие выводы можно сделать из этого

описания об императорской власти в Риме?

Языческая религия предполагала всю полноту права власти распоряжаться общественной жизнью граждан, включая также и религиозную жизнь. Религия была частью государственного строя. Все римские императоры, начиная от Августа, имели титул -верховный жрец. Христианство признавало права государства во всех сферах жизни, кроме области веры. Это с афористической лаконичностью Иисус Христос сказал искушавшим Его: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф.22:21). В сознании римлян высшей ценностью было государство. Христианство же провозгласило высшим благом Царствие Небесное. Римские власти считали существование христиан несовместимым с принципами универсального господства государственного начала во всех сферах жизни. Покоряя всё новые народы, Рим сохранял их культы и даже защищал их законодательно. Это было нетрудно в отношении язычества. Сам характер христианства с проповедью поклонения Богу в духе и истине был чужд римлянам. У христиан не было ни жертвоприношений, ни традиционных форм культа. Христиане вели безупречный нравственный образ жизни, были стойки перед лицом смерти, поэтому привлекали все больше и больше последователей христианства. Все это представлялось римской власти непонятным, неестественным и опасным. Первые христианские общины состояли по преимуществу из рабов, ремесленников, городской бедноты. Новая религия утверждала, что страдания в земной жизни принесут человеку спасение и райское блаженство в загробном мире, а в сопротивлении злу видела путь к нравственному совершенствованию. Богатство, стяжательство рассматривались новой религией как “западня дьявола”.Христианство отбрасывало не только социальные, но инациональные преграды между людьми. Император Константин в начале IV века, стремясь укрепить единство империи и свою власть, прекратил преследование христиан и дал христианству права легальной религии

Чем отличались традиционные взгляды римлян от христианских? Найдите 3 отличия.

Цель: выработать умение извлекать информацию из источника, умение проводить анализ исторических источников.
УМН: применение, анализ

-описывают религиозные взгляды римлян и христиан

- находят различие в учениях

- объясняют причины преследования христиан

Дескрипторы:

-работают индивидуально, в группе

-делают выводы причинах преследования христиан.

(ФО) Взаимооценивание(смайлики).

ГР. Задание 3. Прием "Говорящая картина"

1 группа : соотнести изображения с темой урока, используя новые термины, дай им определение.

2 группа: используя, картинки описать изменения, которые произошли в Римской империи в I - III веках

3 группа: сделать вывод, о влиянии религии на римское общество, ответ выразить в виде эссе, в сюжете которого будут фигурировать все изображения.(5-7 предложений)

Цель: формировать умение применять, полученные знания, анализируя

УМН: применение, анализ

-находят связь картинок с темой урока

- описывают изменения в Римской империи в I - III веках

-анализируют влияние христианства на римское общество.

Дескрипторы:

- работают в группе, обсуждают

-Формулируют свои мнения

-представляют в виде устного или письменного результата свои ответы.

Красный- не понял

ГР.4 задание "Интеллектуальная карта"

1 группа. Отметить на карте территории завоеванные Римской империей.

2 группа. Сравнить карты Римской империи разных периодов и объяснить, какие изменения произошли с территорией Рима и почему?

3 группа. Создать собственные условно-географические символы для обозначения изменений границ Римской империи. Попытайтесь создать такие символы, которые были бы связаны с исторической информацией, которую вы пытаетесь передать с помощью этих символов и знаков.

Цель: формировать умение применять, полученные знания, анализируя

УМН: применение, анализ

-отмечает на карте присоединенные территории к Римской империи в 1-3 веках

-сравнивает карты, описывает изменения

-моделирует свои условные знаки для обозначения изменений на карте.

Дескрипторы:

- работают в группе, обсуждают, сравнивают

-Формулируют свои мнения

- представляют свои ответы виде работы с картами.

Раздаточный материал с текстом документа

"задания для самостоятельной работы по истории древнего мира", Москва "Просвещение",1988 стр.85

voov . narod . ru / christianity / rim . htm

Красные, желтые и зеленые квадратики

1.Что такое религия?

2.Какая мировая религия возникла в Римской империи?

3.Как называется священная книга христиан?

4.Что означает термин язычество?

5.Что такое толерантность?

Обратная связь ПОПС-формула. От каждой группы высказывается один ученик.

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Дифференциация на уроке достигнута через:

1.Работу в группах,это обеспещивает оказать помощь более слабому по успеваемости ребенку.

2.Помощи учителя и корректировки выполения задания тем, кто испытывает трудности в анализе исторических источников.

3.Для учащихся с высоким уровнем способностей разработаны творческие задания.

4.Индивидуальная работа расчитана на детей с разными способностями.

5.Разноуровневые задания.

На каждом этапе урока использовалось формативное оценивание.

Чтобы оценить работу учащихся разработаны критерии, согласно поставленным целям.

Активно шел процес взаимного оценивания групп и в группе.

Использовалась обратная связь со стороны учителя .

Соблюдение правил техники безопасности. Урок начат в доброжелательной атмосфере. Задания были разработаны согласно возрастным особенностям учащихся 5 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала по истории Римской республики и Империи.

Тема урока 27: Римская империя.

ФИО учителя: Лысенко Михаил Васильевич

Присутствует:

Отсутствует:

Цели обучения

- знают причины перехода от республиканской формы правления к имперской.

- называют знаменитых римских императоров.

- описывают жизнь Рима в эпоху империи.

Большинство:

- называют направления военных походов римлян и завоеванные ими территории.

- наносят на карту территорию Римской империи.

Языковые цели

Развивать языковые навыки, формировать предметный академический язык.

Учащиеся могут:

прочитать текст на тему Рим.

(в группах) подчеркнуть основные направления, поворотные моменты в развитии империи;

использовать эту информацию для участия в обсуждении в классе,

формулировать сложные вопросы по теме;

оценить деятельность отдельных лидеров.

Полезные выражения для диалогов и письма:

Это событие более значимо, потому что …….

На основе источника можно сделать следующий вывод ……

Я считаю эти два фактора связаны вместе потому что…

Я изменил мнение потому что…

Этапы урока

Содержание урока

1. Организационный момент.

- Проверка отсутствующих в журнале.

2. Проверка домашнего задания.

Объяснение нового материала

Октавиан Август. Против убийц Цезаря выступил его друг консул Антоний. Не получив поддержки в сенате и боясь гнева народа, убийцы Цезаря бежали из Рима на Балканский полуостров. Они стали собирать войска для борьбы за восстановление республиканского правления. В Италии снова вспыхнула гражданская война между сторонниками Цезаря и республиканцами. В 31 г. до н. э. флоты Антония и Октавиана встретились около мыса Акций у западных берегов Балканского полуострова. В разгар битвы Клеопатра дала приказ египетскому флоту выйти из боя. Антоний сел на быстроходный корабль и, покинув воинов, бросился за ней вдогонку. Оставшись без полководца, войско Антония потерпело поражение. Об этом Антоний узнал уже в Египте. Не желая попасть в руки врагов, он бросился на свой меч.Римские войска заняли Египет. Клеопатра предпочла смерть позору и приняла яд. Египет был превращен в римскую провинцию.

Первый римский император.

Октавиан правил единолично с 30 г. до н. э по 14 г. н.э.. Он объявил об окончании гражданских войн и установлении мира в Италии и провинциях. Сенат присвоил Октавиану почетное звание Августа (по-латыни — священный), которое стало как бы еще одним его именем. Октавиан не пожелал называться диктатором, хотя на деле власть его была огромна. Он именовал себя принцепсом первым гражданином. Так как он бессменно командовал всеми римскими войсками, его постоянно стали называть императором — полководцем, получившим право на триумф.

Август немало сделал для процветания Римской державы. Он сохранил все республиканские властные структуры: сенат, народное собрание, выборных консулов, хотя и ограничил их реальную власть. При нем все население Италии было включено в списки римских граждан. Виднейшие представители италийских городов стали сенаторами. Римляне прекратили вести завоевательные войны и перешли к обороне своих границ.

Октавиан Август никогда не забывал о судьбе Цезаря. Он создал личную стражу, солдаты которой назывались преторианцами.

Первый римский император мирно скончался в 14 г. н. э.

Начиная со времени Октавиана Августа Римское государство называют империей, потому что им единолично правили сменявшие друг друга императоры.

Ко времени его правления выросли размеры имений в Италии и провинциях. Уследить за рабами было трудно, а увеличение числа надсмотрщиков и охраны стоило дорого. Тогда наиболее дальновидные землевладельцы разделили свои имения на отдельные участки и раздали их для обработки окрестным беднякам. За пользование полученным наделом полагалось отдавать часть урожая. Земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет, назывались колоны.

Траян был выдающимся полководцем. При нем были сделаны последние в истории Рима завоевания. Траян подчинил племена даков, живших по левому берегу реки Дунай. Затем он двинул войска на восток против Парфянского царства. Римлянам удалось захватить все Междуречье вплоть до Персидского залива. Далее Римская империя вновь, как и при Октавиане Августе, перешла к обороне своих границ.

Падение Римской империи.

Кризис хозяйства и управления в Римской империи в III в н.э. В 3 столетии внутренний мир империи нарушился. Наместники в провинциях стали выходить из подчинения и заявлять свои права на императорский престол. Армия перестала уважать закон: солдаты свергали и назначали императоров, начались мятежи и раздоры.

Причины, вызвавшие кризис Римской империи:

- Рост численности бюрократического аппарата и армии, усиление их влияния на политическую жизнь.

- Римская экономика, основанная на рабовладельческом хозяйстве, приходила в упадок.

- Усиление независимости крупных землевладельцев и влияния военной знати варварских союзнических племен.

В 284 году император Диоклетиан укрепил единство империи и прочность императорской власти.

Диоклетиан разделил Римскую державу на 100 новых небольших провинций, которыми легче было управлять. Но рост армии чиновников требовал увеличения государственных расходов, что ослабляло Римскую империю.

В 305 г. Диоклетиан отошел от власти и удалился в провинциальный город. С его уходом борьба за императорский престол вспыхнула с новой силой.

В ожесточенной борьбе полководцев одержал верх один из них — Константин. Он не стал делить власть ни с кем и сделался неограниченным правителем империи, его воля была законом для всех. При Константине возросла численность армии, в ней наряду с римлянами служили жители многих провинций — галлы, германцы, сирийцы.

Положение колонов менялось к худшему. Они должны были теперь платить, кроме части урожая владельцу земли, еще и налог в императорскую казну. Доведенные до отчаяния, колоны бежали кто куда.

Чтобы воспрепятствовать бегству колонов, Константин издал указ, запрещавший им уходить с участков, которые они обрабатывали. Дети колонов должны были оставаться в том месте, где родились, и обрабатывать ту же землю, что и их родители.

Константин понял, что христиане не призывают к разрушению Римского государства. В 313г. Константин издал указ, разрешающий христианам строить храмы и открыто молиться.

Вскоре епископы собрались вместе и договорились о создании единой для всей империи церкви — организации христиан. Руководители церкви определили, какие книги, написанные об Иисусе и его учении, считать священными. Эти книги были собраны вместе и составили вторую часть Библии — Новый Завет.

Молодость Константина прошла в Галлии и Британии. Рим он не любил и перенес столицу на Восток, в греческий город Византий на берегу пролива Босфор. Город стал называться Константинополем.

С 330 г. столицей Римской империи был уже не Рим, а Константинополь.

Через несколько лет после разделения державы в ее западную часть вторглись воинственные отряды давних врагов Рима — готов, одного из германских племен. Предводительствовал над ними вождь Аларих.

В предгорьях Альп путь готам преградило римское войско. Командовал им блестящий военачальник Стилихон, германец из племени вандалов. Он разгромил готов, лишь конницу Аларих сумел увести с поля боя.

Августовской ночью 410 г. рабы открыли готам ворота Рима. Три дня захватчики грабили город, не трогая лишь христианские церкви и людей, которые там спасались.

После этого Рим уже не мог противостоять варварам. В середине 5 в. он был захвачен вновь, на этот раз вандалами, которые подвергли его страшному опустошению. Вожди варваров управляли теперь не только западными провинциями, но и Италией. В 476 г. один из германских военачальников лишил власти последнего римского императора, которого звали, как и основателя города, Ромулом.

Так, в один день, перестала существовать Западная Римская империя.

Причины падения Западной Римской империи

Причины сохранения независимости Восточной Римской империи

1. Основной натиск варваров.

2. Сильно развито рабство,

а рабы небыли заинтересованы в своем труде.

3. Нехватка продовольствия.

4. Сокращение связей крупных хозяйств с рынком.

5. Уменьшение налогов, посту­павших в казну, гак как сокраща­лось число свободных людей.

Конспект урока по истории Древнего мира "Римские императоры I - II веков" 5 класс. Блочная структура урока.

ВложениеРазмер
urok_rimskie_imperatory_5_klass.docx 24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Блочная структура урока

ФИО учителя: Яровая Ольга Алексеевна

Предмет: всеобщая история

Учебник: История Древнего мира: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Т.П. Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванина; под. общ. ред. В.С. Мясникова. - М.: Вентана-Граф, 2013.

Тип урока: урок изучения новых знаний

1. Организационный блок.

- личностные: сформировать познавательный интерес, выработать основы социально-критического мышления и нетерпимость к любым видам насилия, уважать историю и достоинства личности, задуматься о своей позиции по отношению к характеру власти

- метапредметные: приобрести умения усваивающего чтения, анализировать различные источники информации, выделять в них главное, осуществлять сравнение, обсуждать проблемные вопросы, строить логическое рассуждение, высказывать и аргументировать свою точку зрения, осуществлять взаимную оценку действий сверстников

- предметные: познакомиться с деятельностью императоров Рима I – II веков, составить представление о правлении Нерона, Веспасиана, Траяна, Марка Аврелия и Коммода, отличать роль каждого в истории Римской империи

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, подключение к Интернету

Формы организации работы: работа в группах с источниками информации

Распределение учащихся в 5 групп. Группы выбирают своего руководителя.

Учащиеся вспоминают правила работы в группе, которые они использовали в течение учебного года (Приложение 1)

2. Мотивационный блок.

Чтобы повторить зрелище горящей Трои, император Нерон приказал поджечь Рим с разных концов. Страшный пожар бушевал девять дней, не считая множества домов, в которых жил простой народ, истребил много роскошных храмов и художественных произведений греческого зодчества.

Сравните две ситуации. Какой вопрос у вас возникает?

Римские императоры: любимые народом или ненавистные правители?

3. Информационный блок.

Учащиеся работают со следующими источниками информации:

Учитель раздаёт инструкции для работы с информацией в Интернете (Приложение 2)

1 группа анализирует документы:

2 группа анализирует документы:

3 группа анализирует документы:

4 группа анализирует документы:

5 группа анализирует документы:

4. Аналитический блок.

1 задание. Группы анализируют документы, обсуждают исторический материал, заполняют таблицу:

Читайте также: