Новые подходы к организации игровой деятельности в доу презентация

Обновлено: 05.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:
  • Игровая деятельность — исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра (по определению А. Н. Леонтьева) является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, т. е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.
  • В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
  • Игры, возникающие по инициативе ребёнка:
  • игра-экспериментирование,
  • самостоятельная сюжетная игра.
  • Игры, возникающие по инициативе взрослого;
  • обучающие: дидактические, подвижные,
  • досуговые: игра-забава, игра-развлечение, театральные, интеллектуальные, празднично-карнавальные;
  • Игры, идущие от исторически сложившихся традиций:
  • традиционные или народные.
  • Группа раннего возраста - приобщение детей к разным играм: предметным (в том числе с составными и динамическими игрушками), простейшим сюжетным, подвижным; перевод предметных действий в действия смысловые в контексте игровой ситуации.
  • 2-я младшая группа - обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры (индивидуальные и малыми подгруппами), формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации.
  • Средняя группа - освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, (подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм).
  • Старшая группа - обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами; создание условий и поддержка самодеятельной игры детей, приобщение детей к разным видам игр (подвижным, с правилами, досуговым, дидактическим, народным, интеллектуальным и др.).
  • Подготовительная группа - формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества, поддержка самостоятельности и инициативности при выборе и реализации детьми игр разных видов; поддержка перехода к играм-диалогам, играм - фантазированиям, играм в самодельной предметной среде.
  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
  • поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

В требованиях ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде (п.3.3.) определено (п. с 3.3.1 по 3.3.3), что:

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее – участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа: для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании. На четвёртом году жизни ребёнку необходим развёрнутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов. В среднем – старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры (режиссёрская игра: мелкие игрушки, конструктор, макеты и т.д.), кроме того в предметно-развивающей среде должно учитываться формирование психологических образований в разные годы жизни.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

  • Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Большое значение имеют игрушки. Их тематическое разнообразие напрямую связано с имеющимися впечатлениями об окружающем мире и игровыми интересами детей.
  • Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.
  • Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.
  • Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
  • Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность. Используя крупный игровой материал, дети замещают в игре не один предмет, а целый комплекс объектов, например, построили корабль, а кубы или пластины – лодки или льдины. Вносят разнообразие в оформление и помогают в реализации замысла съёмные панно – картины.
  • Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования: исключены случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т.п.

Таким образом, игровая деятельность детей дошкольного возраста имеет следующие особенности и смысловые значения.

Для ребёнка в игре предоставляется возможность представить себя в роли взрослого, копировать увиденные когда-либо действия и тем самым приобретая определенные навыки, которые могут пригодиться ему в будущем. Дети анализируют определенные ситуации в играх, делают выводы, предопределяя свои действия в схожих ситуациях в будущем.

Более того, игра для ребёнка – огромный мир, причем мир собственно личный, суверенный, где ребёнок может всё, что захочет. Игра — особая, суверенная сфера жизни ребёнка, которая компенсирует ему все ограничения и запреты, становясь педагогической основой подготовки к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания ребёнка.

Игра - ведущий вид деятельности дошкольников. С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике?

С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они гоняли мяч, прыгали на скакалках. Современное поколение предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру.

Прикреплённые файлы:

Конспект занятия по организации свободной игровой деятельности во второй младшей группе детей с ОНР Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,.

Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников

Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников. Воспитатель :Гуляева Оксана Николаевна Место работы: МБДОУ.

Макеты — как средство развития игровой деятельности дошкольников

Макеты — как средство развития игровой деятельности дошкольников Макеты- как средство развития игровой деятельности дошкольников. Для интеллектуального развития детей в дошкольном учреждении используются.

Организация игровой деятельности младших дошкольников в плавательном бассейне ДОУ

Организация игровой деятельности младших дошкольников в плавательном бассейне ДОУ О пользе плавания можно говорить бесконечно. Купание, игры в воде, плавание оказывают благоприятное воздействие на всестороннее физическое.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 р.п.Тати.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 р.п.Тати.

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка влива.

Игра - ведущий вид деятельности, определяющий формирование личности в дошколь.

Игра - ведущий вид деятельности, определяющий формирование личности в дошкольном возрасте.

Ребёнок живет в игре. И задача педагогов - стать направляющим и связующим зве.

Ребёнок живет в игре. И задача педагогов - стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая и обогащая игровой опыт детей.

Большая творческая задача для воспитателя- организовать игры в детском саду.

Большая творческая задача для воспитателя- организовать игры в детском саду так, чтобы жизнь детей была содержательной, интересной и увлекательной.

Педагогическая поддержка игры в свете ФГОС ДО «Требования к условиям реализа.

Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых.

Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Роль воспитателя: воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.

Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки с.

Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований) организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. Роль воспитателя: воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности.

Ребята придумывают танцевальные движения и самостоятельно выполняют их. Музык.

Ребята придумывают танцевальные движения и самостоятельно выполняют их. Музыка расслабляет, заряжает положительной жизненной энергией.

Играют в игры с мячами, спортивные упражнения с элементами соревнования, русс.

Играют в игры с мячами, спортивные упражнения с элементами соревнования, русские народные игры.

Очень любят играть в сюжетно-ролевые игры, игры драматизации с использованием.

Очень любят играть в сюжетно-ролевые игры, игры драматизации с использованием элементов подвижной игры.

Вся многообразная двигательная деятельность детей в течение дня проходит в на.

Вся многообразная двигательная деятельность детей в течение дня проходит в нашей группе под руководством воспитателя. От этого зависит поддержание жизнерадостного настроения детей, целесообразная занятость каждого ребёнка. Я помогаю детям и в то же время не спешу и не лишаю их инициативы. Даю возможность думать, проявлять усилие при выполнении различных игровых заданий

. Игра – это творческая деятельность, которая не направлена на конечный прод.

. Игра – это творческая деятельность, которая не направлена на конечный продукт в отличие от занятий по лепке, рисованию. В игре дети ничего не создают, а многому учатся.

Современные подходы к организации игровой деятельности дошкольников

Современные подходы к организации игровой деятельности дошкольников

Сюжетно- ролевая игра

Игра – ведущий вид детской деятельности и результат интеграции общения

познания, труда, детского экспериментирования, а также средство развития других видов деятельности, в первую очередь художественно – эстетической (Л.С. Выготский).

1.Формирует действия внутреннего представленческого плана (

символические действия). 2.Развивает коммуникабельность ребёнка. 3.Воспитывает детскую самостоятельность.

Специфическое влияние игры на ребёнка

Игры, возникающие по инициативе ребёнка: - игры- экспериментирования (

с природными объектами, с животными и людьми, со специальными игрушками для экспериментирования); - сюжетные самодеятельные игры (сюжетно – отобразительные, сюжетно – ролевые, режиссёрские, театрализованные).

Классификация детских игр:

Игры, возникающие по инициативе взрослых: - обучающие игры (

автодидактические предметные, сюжетно – дидактические, подвижные, музыкальные, учебно – предметные дидактические); - досуговые игры (забавы, развлечения, празднично – карнавальные,компьютерные и др).

Классификация детских игр:

Игры народные, идущие от исторических традиций этноса : - обрядовые

игры ( семейные, сезонные, культовые); - досуговые игры (забавы, развлечения и др.); - тренинговые игры ( интеллектуальные, сенсомоторные и др.).

Классификация детских игр:

Классификация игр

Классификация игр

Основные принципы организации детских игр:

Основные принципы организации детских игр:

2. Необходим дифференцированный подход к формированию игровых умений у детей (разноуровневый). 3.Для развития игровой деятельности необходимо планомерное обогащение опыта ребёнка (личного, литературного), а также своевременное изменение предметно – игровой среды. 4.Основная позиция взрослого в игре – партнёрство, но на протяжении дошкольного возраста изменяется его смысл

Приёмы руководства сюжетно – ролевой игрой (младший возраст):

- Игры с пальчиками; - оживление и олицетворение всех игрушек, с которыми ребёнок действует; - использование элементарных игр – драматизаций по потешкам и стихам; - проговаривание всех своих действий и действий ребёнка; - показ того, что один и тот же сюжет можно обыграть по – разному; обучение совместной игре; освоение ролевой речи, умение менять интонацию.

Приёмы руководства сюжетно – ролевой игрой (средний возраст):

- Разговор по телефону; - диалоги с куклами би-ба-бо (знакомство, разговор по поводу какой – либо ситуации; - обговаривание возможных ролевых кустов; - коллективное планирование игр (к концу года); - показ того, что один и тот же сюжет можно обыграть по – разному;

Приёмы руководства сюжетно – ролевой игрой (старший возраст):

- Разговор по телефону; - использование моделей в придумывании игр; - предварительное планирование совместных игр;мотивация – показать, как меняется игра, если она спланирована; - коллективное планирование; - конкурс на лучший проект игры; - показ способов организации бесконфликтной игры;

Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста

Особенности интереса к игровой деятельности; Особенности игрового опыта; Игровые умения и навыки детей; Умение взаимодействовать со сверстниками; Комфортность ребёнка в игре; Уровень развития игровой деятельности; Особенности индивидуального маршрута в освоении игры.

Диагностика игровой деятельности

Особенности интереса к игре

Особенности игрового опыта

Умение взаимодействовать в игре

Комфортность ребенка в игре

Особенности индивидуального маршрута в освоении игры

Средний (+ режиссерские, - театрализованные)

Средний уровень (излишняя стеснительность)

Развивать умения сюжетосложения Способствовать корректировке стеснительности Развивать интерес к театрализованной игре

Театрализованная игра

Генезис освоения ребёнком театрализованных игр

Игры – имитации, которые предполагают имитацию образов животных и птиц

Только просмотр спектаклей, которые показывает взрослый ( театр игрушек, пальчиковый, настольный)

Игры – имитации, предполагающие показ ребёнком цепочки действий и ролевого диалога по хорошо знакомым сказкам

Ребёнок осваивает показ театра игрушек (по потешкам, стихам), объёмный настольный театр, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр

Генезис освоения ребёнком театрализованных игр

Инсценирование фрагмента литературного произведения. К 5 годам ребёнок готов к постановке спектакля.

Разные виды настольного театра, разыгрывание диалогов с куклами би-ба –бо.

Инсценирование литературных представлений, постановка спектаклей, игры - импровизации

Возможно освоение разных видов театра (настольный, теневой, театр марионеток, верховой куклы и т.д.)

Методика руководства игрой

1. Восприятие. Цель: развитие умений художественного восприятия литературного произведения. 2. Исполнение. Цель: развитие умений выразительно и вариативно передавать образы героев литературного текста. 3. Творчество. Развивать творческие проявления детей в спектаклях и играх

Творческие этюды

Представьте себя в образе капельки дождя, солнышка, деревца, зёрнышка Дети одной команды с помощью пантомимы показывают предметы, а дети другой команды отгадывают Придумать диалог, который возник между рыбаком и рыбкой Разыграть в парах ситуации (поздравить с днём рождения, пригласить в гости, утешить малыша и др.)

Режиссёрская игра

Это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребёнок организует деятельность как бы извне, как режиссёр, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их

Условия развития режиссёрских игр

Наличие индивидуального пространст- ва для игр Наличие игрового материала Косвенные приёмы руководства игрой: придумывание окончания рассказа; смысловое объединение предметов;

Строительно – конструктивная игра

Творческая игра, в основе которой лежит созидание, воспроизведение окружаю -щего с помощью различных материалов (творческая, приближена к созидательной человеческой деятельности, способствует развитию мышления и пространственного воображения)

Виды строительно – конструктивных игр

Игры со строительным материалом; игры с песком; игры со снегом; игры с водой; игры с бросовым материалом.

Виды конструирования

По образцу По заданной теме По замыслу По условиям По схемам и моделям

Методика руководства игрой

Читайте также: