Как развивалась гигиена физического воспитания и спорта в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

История возникновения гигиены физического воспитания и спорта насчитывает сотни лет. Уже в далекой древности делались попытки рас­сматривать физическое воспитание как средство оздоровления. Для этого кроме физических упражнений использовались различные общеукреп­ляющие гигиенические средства (баня, массаж, закаливание и др.).

В XVII в. в трудах К. Славинецкого и Я. Коменского впервые были поставлены вопросы взаимосвязи физического воспитания и гигиены. Физическое воспитание рассматривалось как система воспитания, в ко­торой выделялись и формулировались специальные, целенаправленные задачи укрепления здоровья и совершенствования физического разви­тия тех, кто решил заниматься и изменять себя.

П. Ф.Лесгафт заложил медико-биологические основы учения о фи­зическом воспитании, которые послужили предпосылкой не только для разработки теории и методики физического воспитания, но также физио­логии и гигиены физических упражнений и спорта.

Ближайшим последователем П.Ф. Лесгафта был В.В.Гориневский, автор первых отечественных руководств по гигиене физических упражнений.

В дальнейшем научные исследования в области физической культуры и спорта, включая проблемы гигиены и спортивной медицины, велись в институтах физической культуры, где сосредоточились лучшие научные силы страны в данной области знаний, формировались новые идеи и направления, готовились кадры молодых ученых.

Особенно большое значение для развития гигиены физического вос­питания и спорта имело создание кафедр гигиены в двух старейших ин­ститутах физической культуры России, которые возглавили: в Институте им. П.Ф.Лесгафта — А.Ф.Сулима-Самойло (1919) и в Центральном ин­ституте - В.Е.Игнатьев (1920), одновременно бывшие и первыми рек­торами этих институтов.

С 1930 по 1942 г. кафедрой гигиены в Институте физической культуры им. П.Ф.Лесгафта руководил В. А.Волжинский. Именно его труды послу­жили научно-методической основой курса гигиены в институтах физичес­кой культуры и научной работы в этой области. В. А. Волжинский сформу­лировал задачи, содержание гигиены как учебной дисциплины. Им был написан первый учебник гигиены для физкультурных учебных заведений.

В Институте физической культуры им. П.Ф.Лесгафта научные иссле­дования в области гигиены физического воспитания и спорта проводи­лись также и на кафедре физического развития детей, возглавляемой крупным специалистом дошкольной гигиены Л.И.Чулицкой. Широкие исследования проводились и в существовавшей в 30-х годах XX в. гигие­нической лаборатории этого же института. Ею руководил крупнейший ученый в области гигиены физического воспитания и спорта Алексей Алексеевич Минх. Он же возглавил в 1947 г. кафедру гигиены в Цент­ральном институте физической культуры.

В течение многих лет научные исследования в области гигиены физи­ческого воспитания детей и подростков проводились в отделе гигиены физического воспитания НИИ гигиены детей и подростков Министер­ства здравоохранения СССР под руководством А. Г. Сухарева и Л. И. Аб­росимовой. Сотрудниками отдела разработаны гигиенические рекомендации по закаливанию детей и подростков, нормированию физических нагрузок для школьников разных возрастно-половых групп, обосновано применение различных средств физического воспитания с оздоровитель­ной целью.

Понятие акселерации.

В последней четверти XIX — начале XX в. во многих странах замечено ускорение роста детей. С тех пор данные об ускорении физического развития детей стали на­капливаться, и в 1935 г. сложный комплекс явлений, характери­зующих ускорение развития, был назван Е. Кохом акселера­цией(лат. accelerare — ускорять).

Первоначально многие исследователи понимали под акселе­рацией ускорение главным образом физического развития де­тей и подростков. Позже это понятие было значительно рас­ширено.

Под акселерацией стали понимать увеличение размеров тела и наступление созревания в более ранние сроки. Длина тела, объ­ем груди и масса тела стали рассматриваться как наиболее важ­ные признаки физического развития. Понимая, что морфологи­ческие особенности организма тесно связаны с его функциональ­ной деятельностью, некоторые авторы в качестве признаков физического развития стали рассматривать жизненную емкость легких, силу отдельных мышечных групп, степень окостенения скелета (в частности, кисти), прорезывание и смену зубов, сте­пень полового созревания. Некоторые авторы к существенным признакам относят и пропорции тела.

В этой связи часто пользуются более широким понятием — секулярный тренд (вековая тенденция), понимая под этим тенден­цию, наблюдающуюся примерно в течение века, к ускорению фи­зического развития всего организма, от внутриутробного периода до взрослого состояния. .

Акселерация роста и массы тела.

Действительно, ускорение роста можно наблюдать уже на стадии внутриутробного разви­тия. Исследования новорожденных показали, что за последние 30—40 лет длина их тела возросла на 0,5—1 см, а масса — на 100—150 г. У детей первого года жизни, кроме увеличения роста и массы тела, снижается возраст удвоения массы тела и пере­креста размеров окружностей головы и груди. Масса тела ребен­ка удваивается сейчас к четырем месяцам вместо шести. Годова­лые дети в среднем длиннее на 5 см, тяжелее на 1,5—2 кг, чем 50—75 лет назад.

Акселерация отчетливо видна у детей ясельного и дошкольно­го возраста. У варшавских детей в возрасте от 1,5 до 3 лет с 1881по 1961 г. длина тела увеличилась на 10—12 см, а с 1924 по 1961 г.— примерно на 4 см. В Северной Америке, Англии, Шве­ции, Польше у детей от 5 до 7 лет среднее увеличение между 1800 и 1950 гг. составляет в каждое десятилетие 1,5 см для длины тела и0,5 кг для массы. На год раньше начинают прорезываться постоянные зубы.

М. И. К о р с у н с к а я на VIIМеждународном конгрессе ан­тропологических и этнографических наук (1964) привела данные о динамике физического развития детей дошкольного возраста в СССР. Она отмечает подъем уровня физического развития детей дошкольного возраста в СССР к началу Великой Отечественно'й войны, спад его в годы войны, подъем, выравнивание и превыше­ние в послевоенные годы.

По сравнению с 1923—1925 гг. подростки и юноши Москвы, Ленинграда и Киева от 14 до 17 лет увеличились в росте на 10—13 см, в массе — на 9—11 кг и в окружности груди — на 4,7 см. Подростки Свердловска, Харькова, Ташкента, Ростова-на-Дону, Минска, Тулы, Глухова, а также Волоколамского района Московской области за этот же период увеличились в росте на 9—11 см и в массе — на 8—10 кг.

Максимальное снижение роста и массы за время Отечествен­ной войны обнаружено у подростков Ленинграда, перенесших военную блокаду (рост — на 10,5 см, масса — на 11 кг), у под­ростков Горького и Москвы (рост — на 7—8 см, масса — на 6—7 кг).

Наблюдается увеличение размеров тела не только детей и подростков, но и взрослого населения.

Акселерация полового созревания.

Одновременно с ускоре­нием роста изменились и сроки полового созревания. Время по­явления первой менструации у ленинградских школьниц в 1959,г. отмечено в 12 лет 11 месяцев, а в 1927—1930 гг.— 14 лет 2 месяца. В 1935 г. в группе 13-летних армянок Тбилиси лишь 20% девочек имели менструации, тогда как в 1962 г.— 43%. У ле­нинградских мальчиков волосы на лобке и в подмышечных впа­динах в 1959 г, появлялись на 1,5—2 года раньше, чем в 1927— 1930 гг.

Так же как и для размеров тела, в 1941—1945 гг. наблюда­лось отставание полового созревания.

Причины акселерации.

Относительно причин акселерации до настоящего время не сформировано общепринятой точки зрения. Выдвинуто много гипотез, предположений.

Большинство ученых считают изменение в питании опреде­ляющим фактором во всех сдвигах развития. Связывается это с увеличением количества потребляемых полноценных белков и натуральных жиров на душу населения. Сюда же относят более регулярное потребление овощей и фруктов в течение года, уси­ленную витаминизацию организма матери и ребенка.

Гелиогенная теория акселерации (?) отводит весьма существен­ную роль воздействию на ребенка солнечных лучей; считает, что дети в настоящее время больше подвергаются влиянию солнеч­ной радиации. Но вряд ли это звучит убедительно, ибо процесс акселерации в северных странах идет не меньшими темпами, чем в южных.

Некоторые ученые связывают акселерацию с изменением климата.(?) Влажный и теплый воздух ведет к замедлению процес­сов роста и развития. Прохладный сухой климат способствует потере тепла организмом и поэтому якобы стимулирует рост.

Есть данные также о стимулирующем воздействии на орга­низм малых доз ионизирующих излучений(?).

Важной причиной акселерации считают общее снижение заболеваемости в младенчестве и дет­стве, что связано с общими успехами медицины.

Развитие науки и технический прогресс привели к появлению множества новых факторов воздействия на человека, причем свойства этих факторов и действие их на организм практически еще не известны (речь идет о химических веществах, применяю­щихся в промышленности, сельском хозяйстве, быту, новых ле­карственных средствах с невыясненными побочными влияниями и т. п.).

Некоторые авторы значительную роль в акселерации отводят новым формам и методам воспитания и образования, постоянно­му, значительно более частому, чем прежде, общению между мальчиками и девочками, спорту, физкультуре.

Связывают акселерацию и с раздражающим воздействием темпов городской жизни. Сюда относят обильное искусственное освещение (включая рекламу); стимулирующее воздействие элек­тромагнитных колебаний, возникающих при работе радио- и те­левизионных станций; городской шум и движущийся транспорт; влияние радио, кино и телевидения на раннее интеллектуальное и особенно сексуальное развитие.

Ищут ответы о причинах акселерации и в области генетики. Технический прогресс в экономически развитых странах Европы, Америки и Азии привел к концентрации населения в больших городах. Развитие транспорта и связи сблизило расстояния, ранее казавшиеся весьма далекими. Усилилась миграция населе­ния. Расширилась география брака, рушится генетическая изоля­ция. Это создает благоприятную почву для изменения наследст­венности. Молодое поколение становится выше ростом и созрева­ет раньше своих родителей.

Известно, что в капиталистических странах физическое раз­витие у обеспеченных слоев населения в среднем выше, чем у необеспеченных. Для более обеспеченных групп характерно бо­лее раннее половое созревание.

Исследования детей и подростков в поселке Глухово Москов­ской области, начатые более 80 лет назад Эрисманом и про­долженные в советское время, показывают, что физическое развитие детей этого поселка значительно улуч­шилось. Если Средний рост 15-летнего мальчика в 1880 г. был 141 см, а в 1927 г.— 151 см, то в 1962 г. он стал 162 см. Ускори­лось и их половое созревание, сократились сроки окончания роста.

Идет ли и психическая акселерация? Мы привели убедитель­ные доказательства ускорения физического развития детей. А как обстоит дело с функциональным, психическим развитием детей? Насколько ускорение физического развития совпадает с темпами психической акселерации, да и имеет ли она место вообще?

Из-за несовершенства методов оценки в физиологических и психологических исследованиях 30—40-летней давности мы практически лишены возможности проводить сколько-нибудь достоверные сравнения этих показателей во времени. Однако не исключено, что увеличение информации, совершенствование си­стемы воспитания и обучения в силу высоких пластических свойств мозга могло явиться фактором, способствующим неко­торому ускоренному развитию психических функций.

Есть косвенные данные, которые указывают на функциональную акселерацию у современных детей. Так, дети Москвы за последние 30 лет наряду с увеличением роста и массы тела дают и более высокие показатели силы сжатия кисти.

По данным ученых ГДР, с 1910 по 1958 г. значительно изме­нились средние показатели выполнения различных физических упражнений. Сейчас 16-летние подростки прыгают в длину в среднем на 60 см дальше, в высоту — на 23 см выше и толкают ядро на 1,2 м дальше, чем их сверстники в 1910 г.

Как далеко может зайти процесс акселерации? В. В. Бунак считает, что дальнейшее увеличение длины тела не перей­дет установившуюся на протяжении веков верхнюю физиологи­ческую норму (178—180 см).

Наряду с высокими темпами акселерации полового созрева­ния в ряде стран Европы (Италия, Югославия, Польша, Болга­рия и др.) констатируется некоторое снижение акселерации в США, Англии, Швеции, Норвегии. Так, у девушек в Англии и Норвегии возраст первой менструации стабилизировался за по­следние 15—17 лет.

Акселерация физического развития человека, по данным ант­ропологов, имела место и в другие исторические эпохи. Во вре­мена неолита и бронзы в Европе жили люди, рост которых был таким же, как и у людей этих районов в середине XX в.

По данным Бакман, половое созревание в Древней Греции наступало у девочек в 12-летнем возрасте, в XVI—XVII вв. в Европе эти сроки были более поздними; в начале XIX в. менстру­ации появлялись у девочек в среднем в 16—17 лет, а в настоя­щее время — в 13 лет.

Как бы ни были спорными проблемы акселерации, бесспор­ным является одно: акселерация — факт, и с ним надо считаться. И речь здесь идет не только об изменении стандартов мебели, одежды, обуви и др., хотя это само по себе важно. Акселерация должна учитываться при организации учебно-воспитательного процесса, режима труда и отдыха; она должна вести к значи­тельному варьированию форм и методов воспитания в различные возрастные периоды. Дети рано взрослеют физически, а уровень их работоспособности отстает от их физической зрелости; соци­альная зрелость, как показывают многие данные, не акселерирует в таких масштабах, как это наблюдается в физическом развитии детей. В связи с акселерацией особую остроту приоб­ретают вопросы полового воспитания учащихся.

Как видно из вышеизложенного установленный факт, имеющий прямое отношение к возрастной физиологии, больше ставит проблемных вопросов и поиска ответа в смежных дисциплинах.

Краткая история развития гигиены и физического воспитания

История возникновения гигиены физического воспитания и спорта насчитывает сотни лет. Уже в далекой древности делались попытки рас­сматривать физическое воспитание как средство оздоровления. Для этого кроме физических упражнений использовались различные общеукреп­ляющие гигиенические средства (баня, массаж, закаливание и др.).

В XVII в. в трудах К. Славинецкого и Я. Коменского впервые были поставлены вопросы взаимосвязи физического воспитания и гигиены. Физическое воспитание рассматривалось как система воспитания, в ко­торой выделялись и формулировались специальные, целенаправленные задачи укрепления здоровья и совершенствования физического разви­тия тех, кто решил заниматься и изменять себя.

П. Ф.Лесгафт заложил медико-биологические основы учения о фи­зическом воспитании, которые послужили предпосылкой не только для разработки теории и методики физического воспитания, но также физио­логии и гигиены физических упражнений и спорта.

Ближайшим последователем П.Ф. Лесгафта был В.В.Гориневский, автор первых отечественных руководств по гигиене физических упражнений.

В дальнейшем научные исследования в области физической культуры и спорта, включая проблемы гигиены и спортивной медицины, велись в институтах физической культуры, где сосредоточились лучшие научные силы страны в данной области знаний, формировались новые идеи и направления, готовились кадры молодых ученых.

Особенно большое значение для развития гигиены физического вос­питания и спорта имело создание кафедр гигиены в двух старейших ин­ститутах физической культуры России, которые возглавили: в Институте им. П.Ф.Лесгафта — А.Ф.Сулима-Самойло (1919) и в Центральном ин­ституте - В.Е.Игнатьев (1920), одновременно бывшие и первыми рек­торами этих институтов.

С 1930 по 1942 г. кафедрой гигиены в Институте физической культуры им. П.Ф.Лесгафта руководил В. А.Волжинский. Именно его труды послу­жили научно-методической основой курса гигиены в институтах физичес­кой культуры и научной работы в этой области. В. А. Волжинский сформу­лировал задачи, содержание гигиены как учебной дисциплины. Им был написан первый учебник гигиены для физкультурных учебных заведений.

В Институте физической культуры им. П.Ф.Лесгафта научные иссле­дования в области гигиены физического воспитания и спорта проводи­лись также и на кафедре физического развития детей, возглавляемой крупным специалистом дошкольной гигиены Л.И.Чулицкой. Широкие исследования проводились и в существовавшей в 30-х годах XX в. гигие­нической лаборатории этого же института. Ею руководил крупнейший ученый в области гигиены физического воспитания и спорта Алексей Алексеевич Минх. Он же возглавил в 1947 г. кафедру гигиены в Цент­ральном институте физической культуры.

В течение многих лет научные исследования в области гигиены физи­ческого воспитания детей и подростков проводились в отделе гигиены физического воспитания НИИ гигиены детей и подростков Министер­ства здравоохранения СССР под руководством А. Г. Сухарева и Л. И. Аб­росимовой. Сотрудниками отдела разработаны гигиенические рекомендации по закаливанию детей и подростков, нормированию физических нагрузок для школьников разных возрастно-половых групп, обосновано применение различных средств физического воспитания с оздоровитель­ной целью.

Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Предмет и задачи гигиены.

Предмет и задачи гигиены.

История развития гигиены.

Методы гигиенических исследований.

Гигиена (от греч. hygieinos — здоровый) — одна из старейших областей медицинских знаний, наука, цель которой — охрана здоровья и профилактика заболеваний человека. Это наука о сохранении, укреплении и повышении здоровья общества.

Под внешней средой понимается сложный комплекс природных, социальных, бытовых, производственных и других факторов, в которых протекает жизнь, труд и отдых человека на протяжении всей его жизни.

Неблагоприятные изменения условий внешней среды, превышающие по своему уровню и качеству приспособительные возможности организма человека, могут нарушить сформировавшиеся в процессе онто- и филогенеза взаимоотношения организма человека с внешней средой и привести к формированию различных функциональных отклонений или развитию патологических процессов в организме.

Резкие колебания метеорологических условий, значительное загрязнение воздуха, неблагоприятные бытовые и производственные условия, недоброкачественная вода, длительное физическое и психическое перенапряжение, недостаточный или избыточный уровень двигательной активности, нерациональное питание – основные факторы, которые могут привести к кратковременному обратимому или стойкому нарушению состояния здоровья человека.

Именно на основе изучения особенностей влияния различных факторов внешней среды на организм человека разрабатываются гигиенические рекомендации, нормы и правила создания благоприятных условий труда, быта, отдыха и занятий физической культурой.

Объектом гигиены выступают различные группы населения, у которых необходимо проводить профилактику различных заболеваний. Предметом гигиены как науки является изучение процесса взаимодействия организма с различными факторами внешней среды. В связи с этим гигиенические мероприятия носят вероятностный, преимущественно популяционный характер и удовлетворяют запросы больших групп населения, а не отдельного человека.

Они направлены на повышение устойчивости организма человека к возможным неблагоприятным влияниям окружающей среды, улучшения состояния здоровья, физического развития, повышения работоспособности и продления активного долголетия. Для этого применяются следующие гигиенические методы:

оптимизация условий и режимов труда и отдыха;

оптимизация двигательной активности;

При решении частных гигиенических задач используются самые разные методы.

Методы изучения внешней среды и ее влияния на здоровье населения

Условно они делятся на две основные группы: методы, с помощью которых изучается гигиеническое состояние факторов внешней среды, и методы, позволяющие оценить реакцию организма на воздействие того или иного внешнего фактора.

Метод санитарного обследования или описания. На основании его результатов объективно оценивается санитарная ситуация, формируется рабочая гипотеза о возможном влиянии гигиенических факторов на здоровье населения. Объектом наблюдения может быть санитарное состояние населенного пункта, спортивных сооружений, дошкольных и школьных общеобразовательных учебных учреждений, источников водоснабжения и т.д. Обычно пользуются картами санитарного обследования, в которых перечисляются главные вопросы, подлежащие выяснению. Однако санитарное описание не позволяет получить количественную и качественную оценку факторов внешней среды. В связи с этим широко применяется комплекс физических, химических, бактериологических, радиологических, социологических, токсикологических, клинических, физиологических, биохимических и санитарно-статистических, математико-статистических методов исследования.

Результаты исследований сопоставляются с соответствующими гигиеническими нормами и правилами, и на основании этого дается гигиеническое заключение о санитарном состоянии изучаемого объекта.

Физические методы исследования позволяют оценить микроклиматические условия окружающей среды: уровень освещенности, шума, температуры и влажности, направления и скорости движения воздуха и т. д.

Химические методы исследования необходимы для оценки химического состава воздушной среды и почвы, качества воды, биологической ценности продуктов питания и т.д.

Бактериологические методы исследования используются для оценки бактериальной обсемененности воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов и других объектов, которые могут служить источником или переносчиком возбудителей инфекционных заболеваний.

Токсикологические методы исследования применяются для оценки действия различных химических веществ на организм человека и установления их предельно допустимых концентраций (ПДК) в воде, воздухе, почве.

Клинические и физиологические методы исследования позволяют выявить наиболее ранние неблагоприятные функциональные изменения в организме человека, возникающие при воздействии на него различных факторов внешней среды.

Социологические и санитарно-статистические методы исследования дают возможность оценить количественные взаимодействия между факторами внешней среды и здоровьем и физическим развитием различных групп населения: рождаемость, заболеваемость, продолжительность жизни, смертность и другие показатели.

Метод гигиенического эксперимента позволяет изучить влияние факторов окружающей среды на организм человека или животных как в естественных, так и в лабораторных условиях.

Гигиенические требования реализуются различными путями. Один из них — санитарное законодательство. Для контроля за его выполнением установлен предупредительный и текущий санитарный надзор за проектированием и строительством городов, поселков, промышленных предприятий, спортивных сооружений, различных образовательных учреждений. В Российской Федерации предупредительный и текущий санитарный надзор поручен органам санитарно-эпидемиологического надзора.

Гигиена как отрасль медицинской науки состоит из отдельных отраслей: гигиены окружающей среды, гигиены питания, гигиены детей и подростков, гигиены труда, радиационной гигиены, военной гигиены, социальной гигиены, гигиены физической культуры и спорта. Гигиена тесно связана с санитарией. Санитария (от лат. sanitas здоровье) — отрасль здравоохранения, содержание которой — разработка и проведение практических санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Гигиена физического воспитания и спорта

Гигиена физического воспитания и спорта — это наука о влиянии различных факторов, связанных с занятиями физической культурой и спортом, на здоровье занимающихся : условий внешней среды, в которых протекают занятия физическими упражнениями; организации и содержания занятий физическими упражнениями; объема и интенсивности физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями; характера питания; технического оснащения и экипировки спортсменов.

На основе изучения влияния этих факторов разрабатываются гигиенические рекомендации, нормы и правила. Они обеспечивают создание благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом, повышения их оздоровительной эффективности, общей и специальной (спортивной) работоспособности, уровня спортивных результатов без ущерба здоровью занимающихся.

Цель гигиены физического воспитания и спорта состоит в профилактике различных заболеваний, связанных с воздействием факторов физической культуры и спорта у лиц, занимающихся физическими упражнениями, повышении оздоровительной эффективности занятий физическими упражнениями на основе создания оптимальных условий, организации и содержания занятий физической культурой и спортом.

Предметом гигиены физического воспитания и спорта как науки является изучение процесса взаимодействия организма человека с различными факторами физической культуры и спорта.

Основная задача гигиены физического воспитания и спорта состоит в разработке мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и спорта, улучшения состояния здоровья, физического развития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

К основным гигиеническим средствам, применяемым для этого, относятся:

оптимизация условий, режимов и содержания, форм и средств, применяемых в процессе занятий физическими упражнениями;

оптимизация физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями;

История возникновения гигиены физического воспитания и спорта насчитывает сотни лет. Уже в далекой древности делались попытки рассматривать физическое воспитание как средство оздоровления. Для этого кроме физических упражнений использовались различные общеукрепляющие гигиенические средства (баня, массаж, закаливание и др.).

В XVII в. в трудах К. Славинецкого и Я.Коменского впервые были поставлены вопросы взаимосвязи физического воспитания и гигиены. Физическое воспитание рассматривалось как система воспитания, в которой выделялись и формулировались специальные целенаправленные задачи укрепления здоровья и совершенствования физического развития занимающихся.

П.Ф.Лесгафт заложил медико-биологические основы учения о физическом воспитании, которые послужили предпосылкой не только для разработки теории и методики физического воспитания, но также физиологии и гигиены физических упражнений и спорта.

Ближайшим последователем Лесгафта был В.В.Гориневский, автор первых отечественных руководств по гигиене физических упражнений.

В дальнейшем научные исследования в области физической культуры и спорта, включая проблемы гигиены и спортивной медицины, велись в институтах физической культуры, где сосредоточились лучшие научные силы страны в данной области знаний, формировались новые идеи и направления, готовились кадры молодых ученых.

Особенно большое значение для развития гигиены физического воспитания и спорта имело создание кафедр гигиены в двух старейших институтах физической культуры России, которые возглавили: в Институте им. П. Ф.Лесгафта — А.Ф.Сулима-Самойло (1919) и в Центральном институте — В.Е.Игнатьев (1920), одновременно бывшие и первыми ректорами этих институтов.

С 1930 по 1942 г. кафедрой гигиены в Институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта руководил В.А. Волжинский. Именно его труды послужили научно-методической основой курса гигиены в институтах физической культуры и научной работы в этой области. В.А. Волжинский сформулировал задачи, содержание гигиены как учебной дисциплины. Им был написан первый учебник гигиены для физкультурных учебных заведений.

В Институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта научные исследования в области гигиены физического воспитания и спорта проводились также и на кафедре физического развития детей, возглавляемой крупным специалистом дошкольной гигиены Л.И. Чулицкой. Широкие исследования проводились и в существовавшей в 30-х годах XX в. гигиенической лаборатории этого же института. Ею руководил крупнейший ученый в области гигиены физического воспитания и спорта Алексей Алексеевич Минх. Он же возглавил в 1947 г. кафедру гигиены в Центральном институте физической культуры.

В течение многих лет научные исследования в области гигиены физического воспитания детей и подростков проводились в отделе гигиены физического воспитания НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР под руководством А.Г. Сухарева и Л.И. Абросимовой. Сотрудниками отдела разработаны гигиенические рекомендации по закаливанию детей и подростков, нормированию физических нагрузок для школьников разных возрастно-половых групп, обосновано применение различных средств физического воспитания с оздоровительной целью.

В результате многолетних научных исследований в области гигиены физического воспитания и спорта определены основные задачи гигиены физических упражнений и спорта: изучение влияния условий внешней среды на здоровье занимающихся физической культурой и спортом и их оздоровление; разработка гигиенических мероприятий, способствующих укреплению здоровья занимающихся физическими упражнениями и спортом; повышение работоспособности, выносливости, обеспечение роста спортивных достижений.

Эти задачи и определили конкретное содержание курса гигиены физического воспитания и спорта как раздела науки и учебной дисциплины: гигиена воздушной среды, воды, почвы, гигиена планирования, строительства и эксплуатации спортивных сооружений, личная гигиена, закаливание, питание спортсменов, гигиена тренировки, гигиеническое обеспечение занятий в отдельных видах спорта.

В последние годы получены ценные научные данные, позволяющие осуществлять гигиеническое обеспечение занятий физической культурой и спортом с учетом возрастных, половых и профессиональных функциональных возможностей и индивидуальных особенностей занимающихся, климатических и других внешних факторов.

Занятия физическими упражнениями, независимо от их формы и содержания, обязательно должны содействовать укреплению здоровья занимающихся, это полностью соответствует оздоровительной направленности всей системы физического воспитания.

Только зная о возможном неблагоприятном воздействии сниженной или избыточной двигательной активности, недостаточной или избыточной физической нагрузки, нерационального питания и режима тренировочных занятий, неудовлетворительных условий проведения тренировок, можно получить нужный результат от занятий физическими упражнениями.

Таким образом, студентам факультетов физической культуры и преподавателям физического воспитания, тренерам необходимы знания основ гигиены для правильной организации занятий физическими упражнениями, нормирования физических нагрузок, организации и материально-технического обеспечения тренировочного процесса в отдельных видах спорта, питания занимающихся и т.д.

Без соблюдения соответствующих гигиенических норм и требований в процессе занятий физической культурой и спортом нельзя обеспечить оптимальные условия для нормального физического развития, сохранения и укрепления здоровья занимающихся физическими упражнениями, для повышения спортивных достижений.

Контрольные вопросы и задания

1. Как развивалась гигиена физического воспитания и спорта в России?

2. В чем состоит вклад П.Ф.Лесгафта в развитие гигиены физического воспитания и спорта в России?

3. Сформулируйте определение гигиены как науки.

4. Перечислите цели и задачи гигиены.

5. Что является предметом изучения гигиены как науки?

6. Перечислите основные методы гигиенических исследований.

7. Сформулируйте определение гигиены физического воспитания и спорта как науки.

8. Укажите основные цели и задачи гигиены физического воспитания и спорта?

История возникновения гигиены физического воспитания и спорта на­считывает сотни лет. Уже в далекой древности делались попытки рассматри­вать физическое воспитание как средство К.

Славинецкого и Я.Коменского оздоровления. Для этого кроме физических упражнений использовались раз­личные общеукрепляющие гигиенические средства (баня, массаж, закалива­ние и др.).

В XVII в. в трудах впервые были поставлены вопросы взаимосвязи фи­зического воспитания и гигиены. Физическое воспитание рассматривалось как система воспитания, в которой выделялись и формулировались специаль­ные целенаправленные задачи укрепления здоровья и совершенствования физического развития.

В становлении и развитии гигиены физической культуры значительную роль сыграли отечественные ученые.

П. Ф. Лесгафт заложил медико-биологические основы учения о физиче­ском воспитании, которые послужили предпосылкой не только для разра­ботки теории и методики физического воспитания, но также физиологии и гигиены физических упражнений и спорта.

П. Ф. Лесгафт обосновал необходимость введения гигиены в учебный процесс подготовки специалистов по физическому воспитанию. В 1877г. П. Ф. Лесгафт разработал учебную программу по гигиене и включил ее в учеб­ный план двухгодичных гимнастических курсов для подготовки учителей гимнастики, открытых по его инициативе при 2-й Петербургской военной гимназии.

П. Ф. Лесгафт впервые выступил с предложениями установить определенные нормативы для помещений, в которых проводятся занятия фи­зическими упражнениями. Он определил гигиенические требования к разме­рам этих помещений, а также сформулировал гигиенические требования к воздушной среде и одежде занимающихся. Значительный интерес представ­ляют єго работы о гигиеническом обеспечении занятий физическими упраж­нениями в школе. Важное значение имели идеи П. Ф. Лесгафта о тесной свя­зи физического, умственного и нравственного воспитания сочетающего в себе гигиенические и педагогические интересы.

Ближайшим последователем Лесгафта был Валерий Владиславович Го- риневский (1857 - 1937г.г.), автор первых отечественных руководств по гиги­ене физических упражнений.

Видный деятель спортивной медицины В. В. Гориневский еще в доре­волюционных работах начал разрабатывать некоторые важные вопросы гиги­ены физической культуры и спорта. В 1925г. им была опубликована, а в 1930г. переиздана монография по гигиене физических упражнений и спорта. В этой работе приводились сведения о гигиенической оценке различных ви­дов спорта, закаливания, личной гигиены и питания физкультурников. В. В. Гориневский внес большой вклад в развитие отдельных областей спортивной медицины, физиологии спорта, закаливания, гигиены спортивной одежды и др.

В дальнейшем научные исследования в области физической культуры и спорта, включая проблемы гигиены и спортивной медицины, велись в инсти­тутах физической культуры, где сосредоточились лучшие научные силы страны в данной области знаний, формировались новые идеи и направления, готовились кадры молодых ученых.

Особенно большое значение для развития гигиены физического воспи­тания и спорта имело создание кафедр гигиены в двух старейших институтах физической культуры России, которые возглавили: в Институте им. П. Ф. Ле­сгафта - А. Ф. Сулима - Самойло (1919г.) и в Центральном институте - Вар­нав Ефимович Игнатьев (1920г.), первыми ректорами этих институтов. Гиги­ена физического воспитания детей широко отражена в трудах Варнава Ефи­мовича Игнатьева (1867 - 1927г.г.), советский ученый в области гигиены де­тей и подростков.

Ученик Ф.Ф. Эрисмана. В 1882г. окончил МГУ. С 1918г. по 1923г. был директором Московского института физической культуры и за­ведующий кафедрой гигиены.

С 1930 по 1942г. кафедрой гигиены ГДОИФК в Институте физической культуры им. П.Ф.Лесгафта руководил В.А. Волжинский. Большая заслуга в развитии гигиены физических упражнений и организации преподавания этой дисциплины принадлежит именно ему. Именно его труды послужили научно - методической основой курса гигиены в институтах физической культуры и научной работы в этой области. В. А. Волжинский сформулировал задачи, содержание гигиены как профильной гигиенической дисциплины. Им был написан первый учебник гигиены для физкультурных учебных заведений, были разработаны методические основы преподавания гигиены физической культуры.

В Институте физической культуры им. П.Ф.Лесгафта научные исследо­вания в области гигиены физического воспитания и спорта проводились так­же и на кафедре физического развития детей. Широкие исследования прово­дились и в существовавшей в 30-х годах XX в. гигиенической лаборатории этого же института. Ею руководил крупнейший ученый в области гигиены физического воспитания и спорта Алексей Алексеевич Минх (1904-1984г.г.), действительный член АМН СССР, заслуженный деятель науки. Он же воз­главил в 1947г. кафедру гигиены в Центральном институте физической культуры. Развитие гигиены физической культуры и спорта в СССР тесно связано с его именем действительного члена АМН СССР, заслуженного дея­теля науки.

В его и выполненных под его руководством исследованиях, получены в теоретическом отношении экспериментальные данные по различным разде­лам гигиены физической культуры и спорта: питанию спортсменов, закалива­нию, гигиене спортивных сооружений, личной гигиене и одежды спортсме­нов, применению гигиенических средств стимуляции спортивной работо­способности и ускорения восстановительных процессов (ультрафиолетовое излучение, искусственно ионизированный воздух, суховоздушная баня, пи­щевые концентраты).

В течение многих лет научные исследования в области гигиены физи­ческого воспитания детей и подростков проводились в отделе гигиены физи­ческого воспитания НИИ гигиены детей и подростков Министерства здраво­охранения СССР. Сотрудниками отдела разработаны гигиенические рекомен­дации по закаливанию детей и подростков нормированию физических нагру­зок для школьников возрастно - половых групп, обосновано применение раз­личных средств физического воспитания с оздоровительной целью.

За годы Советской власти в области гигиены физической культуры и спорта выполнено большое количество научных работ, многие из которых сыграли большую роль в разработке таких важных проблем, как гигиена спортивных сооружений, питания спортсменов, гигиена спортивной трени­ровки, личная гигиена и закаливание спортсменов, гигиена физического вос­питания детей и подростков и др.

Контрольные вопросы к семинару по теме 1:

1. Кто является основоположником теории физического образования и воспитания?

2. Какой вклад внес в развитие гигиены Валерий Владиславович Гори- невский?

3. Чьи труды послужили научно-методической основой курса гигиены в институтах физической культуры?

4. Кто является автором первых отечественных трудов по гигиене фи­зических упражнений?

5. Кто обосновал необходимость введения гигиены в учебный процесс подготовки специалистов по физическому воспитанию?

6. В каком году разработана учебная программа по гигиене физическо­го воспитания?

7. Кто ввел в гигиену экспериментальный метод исследований?

8. Какой вклад в развитие гигиены внес Ф. Ф. Эрисман?

9. В каком году была создана кафедра гигиены в Московском универ­ситете?

10. Что явилось первым научным гигиеническим учреждением в нашей стране?

11. Кто установил оптимальную продолжительность рабочего дня?

12. Кто подготовил первые кадры гигиенистов и практических санитар­ных врачей?

1. Гигиена: Учеб. пособие / И.И. Бурак, В.П. Филонов, С.М. Соколов, Е.Е. Зятиков. - Мн.: Выш. шк., 2004. - 257 с.

3. Дубровский В.И. Гигиена физической культуры и спорта: Учеб. для студ. сред. и высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 512 с.

4. Лаптев А.П., Минх А.А. Гигиена физической культуры и спорта: Учеб. для ин-тов физ. Культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 288 с.


Гигиена.

В связи с необходимостью углубленной разработки отдельных проблем гигиены как науки сформировался ряд профильных гигиенических дисциплин: социальная гигиена, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков и др. Одной из них является гигиена физической культуры и спорта, изучающая влияние различных факторов окружающей среды и социальных условий на организм физкультурников и спортсменов. Цель такого изучения — разработка гигиенических нормативов, требований и мероприятий, направленных на укрепление здоровья занимающихся, повышение их работоспособности и достижение высоких спортивных результатов.

Роль гигиены в советской системе физического воспитания была определена в одном из первых документов Коммунистической партии о физкультурном движении.

Необходимость широко использовать гигиенические факторы и оздоровительные силы природы в процессе физического воспитания неоднократно подчеркивалась и в последующих постановлениях Коммунистической партии и Советского правительства.

Основные задачи гигиены физической культуры и спорта состоят в том, чтобы:

— изучать влияние различных факторов внешней среды и социальных условий на состояние здоровья и работоспособность физкультурников и спортсменов;

— научно обосновывать и разрабатывать гигиенические нормативы, правила и мероприятия по созданию оптимальных условий для физического воспитания и спортивной тренировки;

— научно обосновывать и разрабатывать нормативы, правила и мероприятия по использованию гигиенических средств и природных факторов для укрепления здоровья, повышения работоспособности и роста спортивных достижений.

При решении указанных задач гигиена физической культуры и спорта опирается на данные общей гигиены и профильных гигиенических дисциплин, широко использует теорию физического воспитания, спортивную медицину, физиологию спорта и другие науки.

В гигиене физической культуры и спорта наряду с общегигиеническими широко применяются специальные способы и методы исследований.

В процессе длительных наблюдений и экспериментальных исследований, во время тренировочных занятий и соревнований выявляется воздействие различных факторов на состояние здоровья и работоспособность физкультурников и спортсменов.

В последнее время проводится все больше комплексных гигиенических исследований. Они позволяют осуществлять дифференцированную гигиеническую оценку различных факторов, влияющих в процессе тренировочных занятий и на различных этапах восстановления на организм физкультурников и спортсменов, в том числе на различные психофизиологические функции, наиболее важные для спортивной деятельности.

Гигиенические исследования широко проводятся в ходе физкультурно-оздоровительных занятий и учебно-тренировочного процесса с учетом специфических особенностей того или иного вида спорта.

При этом наряду с гигиеническими часто применяются физиологические, психологические, биохимические и другие методы исследований.

На основании результатов исследований разрабатываются гигиенические рекомендации, нормы, правила и мероприятия оздоровительной и физкультурно-массовой работы и спортивной тренировки. Эти разработки находят свое отражение в таких документах, как санитарные нормы и правила, государственные общесоюзные стандарты (ГОСТы), строительные нормы и правила и др.

Гигиена физической культуры и спорта как учебная дисциплина относится к числу ведущих предметов в физкультурных учебных заведениях. Курс гигиены физической культуры и спорта вооружает студентов гигиеническими знаниями и практическими навыками для формирования здорового образа жизни, применения различных гигиенических средств и природных факторов в процессе физического воспитания, физкультурно-массовой работы и спортивного совершенствования. Вместе с тем этот курс способствует становлению материалистического мировоззрения учащихся.

Знания и практические навыки в области гигиены физической культуры и спорта позволяют физкультурным кадрам включиться в решение важных задач по формированию здорового образа жизни советских людей.

Значение гигиены физической культуры и спорта как научной дисциплины в последнее время еще больше возрастает в связи с широким развитием массовой физической культуры и спорта в стране.

С целью комплексного решения проблем физкультурно-оздоровительной работы разрабатывается система гигиенического обеспечения массовой физической культуры и спорта. Это позволяет более целенаправленно и комплексно использовать различные гигиенические средства для укрепления здоровья и повышения работоспособности физкультурников.

Успешное решение этих задач невозможно без широкого применения гигиенических средств и природных факторов в процессе учебы, физического воспитания и занятий спортом детей и подростков. Все более интенсивно ведется изучение гигиенических аспектов физического воспитания и подготовки юных спортсменов.

Актуальны исследования по гигиеническому обеспечению различных видов туризма, который приобретает в нашей стране все большую популярность. Специалистами разрабатываются гигиенические рекомендации по режиму туристов, особенностям личной гигиены, питания и питьевого режима, туристскому снаряжению, одежде и др.

Расширяется изучение наиболее важных гигиенических аспектов строительства и эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и инвентаря. Это позволяет в значительной мере усилить оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой и спортом.

Особое внимание уделяется дальнейшей разработке проблемы закаливания. Оно играет важную роль в профилактике простудных заболеваний, которые еще имеют широкое распространение, а также оказывает общеукрепляющее действие на организм. При этом разрабатываются более эффективные методики закаливающих процедур для различных групп физкультурников и спортсменов.

Актуальны исследования в области гигиены спортивной одежды, обуви и снаряжения. Разрабатываются гигиенические рекомендации по применению современных тканей и материалов, а также покрою одежды и конструкции обуви для занятий массовой физической культурой и спортом в различных климатических зонах страны.

Советскими специалистами разработана и внедрена в практику система гигиенического обеспечения подготовки спортсменов. Она имеет определенную структуру и состоит из следующих основных элементов: суточного режима, личной гигиены, закаливания, рационального сбалансированного питания; средств восстановления; специализированных комплексов гигиенических средств при подготовке спортсменов в сложных климатических и других условиях.

Указанная система позволяет более эффективно применять различные гигиенические средства в тренировочном процессе в зависимости от специфики отдельных видов спорта, возрастно-половых особенностей спортсменов, этапов тренировочного процесса, условий тренировки и др. Практика показывает, что гигиенические факторы, оказывая глубокое и разностороннее воздействие на организм спортсмена, могут в значительной мере оптимизировать весь процесс спортивного совершенствования.

Особое внимание уделяется изучению средств восстановления и повышения работоспособности спортсменов. В нашей стране впервые предложены такие гигиенические средства повышения работоспособности и быстрейшего восстановления спортсменов, как ионизированный воздух и ультрафиолетовое облучение с помощью эритемных ламп и др.

Гигиена физической культуры и спорта как учебная дисциплина относится к числу ведущих предметов в физкультурных и учебных заведениях. Курс гигиены физической культуры и спорта способствует формированию у студентов диалектико-материалистического марксистско-ленинского мировоззрения и вооружает их знаниями и практическими навыками применения гигиенических факторов и естественных сил природы в процессе физического воспитания, физкультурно-массовой работы и спортивного совершенствования. В ряде институтов физической культуры имеются самостоятельные кафедры гигиены (Московский, Ленинградский, Белорусский, Казахский).

В становлении и развитии гигиены физической культуры значительную роль сыграли отечественные ученые,

В. В. Гориневский

В. А. Волжинский

среди которых прежде всего необходимо отметить П. Ф. Лесгафта, В. В. Гориневского, В. А. Волжинского, А. А. Минха.

Выдающийся русский ученый и общественный деятель П. Ф. Лесгафт (1837—1909) стоял у истоков теории физического образования и воспитания в нашей стране и внедрял ее в практику. Он обосновал необходимость введения гигиены в учебный процесс подготовки специалистов по физическому воспитанию. В 1987 г. П. Ф. Лесгафт разработал учебную программу по гигиене и включил ее в учебный план двухгодичных гимнастических курсов для подготовки учителей гимнастики, открытых по его инициативе при 2-й петербургской военной гимназии. Значительный интерес представляют его работы о гигиеническом обеспечении занятий физическими упражнениями в школе. Важное значение имели идеи П. Ф. Лесгафта о тесной связи физического, умственного и нравственного воспитания, сочетающего в себе гигиенические и педагогические интересы.

Видный деятель спортивной медицины В. В. Гориневский (1857—1937) еще в дореволюционных работах начал разрабатывать некоторые важные вопросы гигиены физической культуры и спорта. В 1925 г. им была опубликована, а в 1930 г. переиздана монография по гигиене физических упражнений и спорта. В этой работе приводились сведения о гигиенической оценке различных

А. А. Минх

видов спорта, закаливания, личной гигиены и питания физкультурников. В. В. Гориневский внес большой вклад в развитие отдельных областей спортивной медицины, физиологии спорта, закаливания, гигиены спортивной одежды и др.

Большая заслуга в развитии гигиены физических упражнений и спорта и организации преподавания этой дисциплины принадлежит профессору В. А. Волжинскому (1890—1942), руководившему с 1930 по 1942 г. кафедрой гигиены ГДОИФКА им. П. Ф. Лесгафта. В. А. Волжинский четко определил основные задачи и содержание гигиены физической культуры и спорта как профильной гигиенической дисциплины. Им были разработаны методические основы преподавания гигиены физической культуры. В. А. Волжинский — автор первого учебника по гигиене для институтов физической культуры.

Развитие гигиены физической культуры и спорта в СССР тесно связано с именем действительного члена АМН СССР, заслуженного деятеля науки А. А. Минха (1904—1984). В его и выполненных под его руководством исследованиях получены ценные в теоретическом отношении экспериментальные данные по различным разделам гигиены физической культуры и спорта: питанию спортсменов, закаливанию, гигиене спортивных сооружений, гигиене тренировки, личной гигиене и одежды спортсменов, применению гигиенических средств стимуляции спортивной работоспособности и ускорения восстановительных процессов (ультрафиолетовое излучение, искусственно ионизированный воздух, суховоздушная баня).

За годы Советской власти в области гигиены физической культуры и спорта выполнено большое количество научных работ, многие из которых сыграли большую роль в разработке таких важных проблем, как гигиена спортивных сооружений, питание спортсмена, гигиена спортивной тренировки, личная гигиена, гигиена физического воспитания детей и подростков и др.

Лаптев, А.П. Гигиена/ А.П. Лаптев [и д.р.]. – М.: Физкультура и спорт, 1990.- 368 с.

Читайте также: