Как развить туризм в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Пока Россия на 16-м месте в этом рейтинге с 24,6 млн иностранных туристов в 2018 г. То есть, хотя в России прошел чемпионат мира по футболу, ее место в рейтинге не изменилось и турпоток вырос на 0,66% (годом ранее в России побывало 24,4 млн туристов). Это несмотря на то, что каждый 10-й иностранный болельщик в августе – декабре 2018 г. вернулся в Россию, использовав безвизовый въезд по паспорту болельщика Fan ID, как подсчитал Сбербанк (всего иностранцы получили 843 000 Fan ID, по данным Минкомсвязи). Правда, стоимость платных услуг, оказанных гостиницами и прочими местами размещения, выросла значительно: на 12,86% до 248,2 млрд руб. В целом внутренний туристический рынок Минэкономразвития оценивает в $70 млрд, из них около $12 млрд приходится на иностранцев.

Стратегия для туризма

Рядом с Россией в рейтинге UNWTO Малайзия (15-е место, 25,8 млн иностранных туристов) и Канада (17-е место, 21,2 млн иностранных туристов). На 10-м месте, куда стремится Россия, – Великобритания с 35,1 млн туристов.

Точки притяжения

Для создания точек притяжения будет запущена специальная структура – Центр развития туризма, знает федеральный чиновник. У центра будет два основных направления – подготовка проектов развития приоритетных туристических территорий, а также маркетинг и продвижение. Перед тем как развивать проекты, нужно будет провести масштабное исследование спроса, чтобы точно знать, какие объекты где нужны и кто в них приедет, еще до того, как начинать проектировать, рассказывает он. Работа собственно над проектами – это создание федеральной команды, которая поможет разработать проект, сделает его финансовую модель, поможет с поиском инвесторов и федеральным софинансированием. И продвижение – для кого-то нужно только оно, где-то оно понадобится только по завершении проекта, продолжает чиновник.

В Россию – по электронной визе

Калининградская область станет вторым регионом России, въезд в который будет разрешен по упрощенной схеме: с 1 июля иностранцы смогут въезжать в область по электронным визам (позволяют получать разрешение на въезд удаленно, без визита в консульство). Они будут действовать в течение 30 дней с момента оформления и позволят пребывать в регионе до восьми дней. Первым регионом, где действуют электронные визы, стал Дальний Восток: с августа 2017 г. там начали выдавать бесплатные электронные визы для граждан почти 20 стран. Виза позволяет туристам находиться в России до восьми дней и путешествовать по Приморскому краю, Камчатке и Сахалину.
В дорожной карте запланировано расширение применения электронных виз. Министр экономического развития Максим Орешкин вместе с руководителями регионов попросил президента России ввести механизм электронных виз в Москве и Санкт-Петербурге в качестве пилота.

В Центр развития туризма планируется преобразовать одно из подведомственных учреждений Федерального агентства по туризму (Ростуризм), знает чиновник Ростуризма. У самого Ростуризма в новой схеме будет роль центра компетенций по отраслевой повестке и точки входа для региональных проектов и общественных инициатив, говорит он.

Сейчас качество проектов в регионах оставляет желать лучшего, хотя, безусловно, есть и хорошие проекты и команды, но не везде, поясняет федеральный чиновник, и это замкнутый круг: нет проектов – нет инвестиций. Поэтому отбор и проработка проектов должны проходить при поддержке рыночных экспертов в разных областях, только тогда можно упаковать хороший окупаемый проект, а не зарывать госинвестиции в землю, заключает он, и федеральный центр готов выделять финансирование на такую упаковку.

Многие региональные команды, к сожалению, пока не умеют работать с инвесторами, согласен председатель Ассоциации отельеров Крыма и гендиректор Mriya Resort & Spa Грант Бабасян. Поскольку у них нет компетенций, то инвестору приходится все делать самому: искать площадку, договариваться о строительстве, получать разрешительную документацию. А хорошо бы, чтобы был алгоритм, как работать с инвестором, и чтобы, когда появится компания, готовая вложить 100 млн руб. в туристическую отрасль, за ней закрепляли менеджера от государства, который решал бы ее проблемы, считает Бабасян. Сейчас хорошо только тем инвесторам, которые кого-то знают во власти.

Важность туризма понимают многие регионы, говорит вице-президент агентства Moody’s Семен Исаков. В условиях небольших инвестиций в промышленный сектор надеяться на быстрый рост региональных экономик не приходится, ведь, даже если приступить к реализации огромных инвестиционных проектов прямо сейчас, эффект будет в лучшем случае через 3–5 лет, замечает Исаков. И в таких условиях при эффективных инвестициях в туристический сектор увеличения потока и небольшого эффекта для экономического роста можно ожидать достаточно быстро, считает он. Но далеко не все из тех регионов, которые это понимают, что-то активно делают, констатирует Исаков. В некоторых власти даже хотят помогать инвестору, но не знают, как это делать, объясняет Бабасян. В регионах дефицит компетентных кадров – как в индустрии, так и в органах власти, добавляет он.

Главной точкой роста станет развитие внутреннего регионального туризма, уверен Бабасян. Платежеспособные туристы, повидавшие мир, теперь готовы остаться в России. Поэтому в стратегии должно быть заложено развитие уровня именно межрегионального туризма, говорит он.

Компетенции и финансирование

Экономический потенциал у сферы туризма колоссальный. Однако Россия явно отстаёт от мировых тенденций. По оценке Ростуризма, туротрасль сейчас даёт 3,47% отечественного ВВП , в планах на 2026 год – повышение вклада до 5% ВВП. При этом Ростуризм оценивает совокупную пользу от потока туристов, включая косвенную выгоду. А вот доля прямых поступлений, согласно исследованиям WTTC, в 2017 году находилась на уровне 1,24% от российского ВВП (1,13 трлн. рублей или 19,5 млрд. долларов). Очень скромный показатель. И, как показывает практика, туризм не является альтернативой обрабатывающей или добывающей промышленности. Туризм отлично их дополняет.

Вклад туризма в экономику зарубежных стран*

Вклад туризма, долл. США

Доля туризма в ВВП

*данные WTTC за 2017 год

Очевидно, что несмотря на стабильный рост добавленной стоимости, произведённой предприятиями туристской индустрии, Россия всё ещё очень сильно отстаёт от стран-лидеров и не раскрыла свой потенциал до конца.

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА

Количество туристов, путешествующих по России в 2018 году, выросло на 10% по сравнению с 2017 годом и достигло, по оценке аналитического агентства ТурСтат, 60 млн. человек. Но распределены по регионам эти туристы крайне неравномерно: Москва приняла 39,2% от всех туристов (23,5 млн. человек). Даже на Санкт-Петербург пришлось только 8,5 млн. туристов, а замыкает тройку Сочи с 6 млн. туристов.

Несмотря на то, что в прошлом году значительное влияние на формирование туристических потоков оказали проведение Чемпионата мира по футболу и приток 5 млн. иностранных туристов (в 2010 году Россию посетило 2,1 млн. туристов), тенденции остаются прежними: люди едут в Москву, Санкт-Петербург, на юг к морю, а также в близлежащие к Москве Владимирскую и Ярославскую области с городами Золотого кольца.

Крым в прошлом году посетило 6,8 млн. туристов – рост на 28% по сравнению с 2017 годом. Результат очень достойный, но достигнут он не столько из-за развития туристической инфраструктуры, сколько благодаря вводу в эксплуатацию моста через Керченский пролив, что сильно упростило логистику для туристов, предпочитающих свой автомобиль. Однако туристический потенциал Крыма ещё не исчерпан: например, в 1988 году полуостров посетило 8,3 млн. туристов.

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

Особые экономические зоны (ОЭЗ), предлагающие льготные условия для развития приоритетных направлений бизнеса, хорошо себя зарекомендовали по всему миру, они стали драйверами роста и в Китае, и в Ирландии, которая сейчас является мировым лидером по производительности труда. И именно такой путь развития туристской индустрии был выбран в 2007 году в России: тогда было создано 7 ОЭЗ туристско-рекреационного типа.

  • ОЭЗ была учреждена в Тверской области в 2015 году, однако власти только в мае 2018 года утвердили проект планировки.
  • На данный момент в ОЭЗ реализуется только 3 проекта: Аэропарк с вертолётной площадкой, гостиничный и SPA комплексы.
  • Инфраструктура в Завидово развивалась ещё и до создания ОЭЗ благодаря близости к Москве: якорный объект – гостиница Radisson Resort & Residences Zavidovo появилась там ещё в 2014 году.
  • Вложения государства: 180 млн. рублей.
  • Была учреждена в 2007 году в Алтайском крае.
  • Счётная палата признала эту ОЭЗ неэффективной.
  • ОЭЗ получила 4,2 млрд. федеральных инвестиций, 440,4 млн. рублей из краевого бюджета, но привлекла только 853 млн. рублей частных инвестиций.
  • Летом 2018 года стоимость объектов, не обеспеченных финансированием, оценивалась в 3,3 млрд. рублей.
  • Канализационно-очистные сооружения, рассчитанные на 12 тыс. человек в сутки и подземный водозабор за 153,3 млн. рублей невозможно эксплуатировать при ежедневном потоке в 300 – 700 человек.
  • Тепловые сети не подключены к источнику тепла
  • Одна из первых туристских ОЭЗ в России, организована в Иркутской области.
  • Состояла из двух площадок: Большое Голоустное и Гора Соболиная. Спустя 8 лет в Большом Голоустном не появилось ничего. Место было признано непригодным для развития туризма, хотя в площадку было вложено 108 млн. рублей.
  • Гора Соболиная сформировалась на базе уже существующего горнолыжного курорта, поэтому не поменяла облик региона и не создала новых возможностей.
  • К 2016 году было создано 30 рабочих мест вместо запланированных 3153.
  • В состав ОЭЗ не были включены наиболее популярные туристические направления: Ольхон, Байкальск и Листвянка

Особые экономические зоны так и остались инструментом с большим, но совершенно не реализованным потенциалом.

Пять основных проблем развития ОЭЗ:

1. Создаются в тех местах, которые приглянулись властям, а не в тех, которые интересны туристам;

2. Они служат пристанищем для сомнительных предприятий, не ведущих деятельности;

3. Отсутствие контроля за исполнением инвестиционных обязательств;

4. Медлительность региональных властей;

5. Возможность организовать ОЭЗ в местах с уже развитой инфраструктурой ради создания отчётов об эффективной работе.

ПРЕГРАДЫ В РАЗВИТИИ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ

1. Дороговизна авиаперелётов

Только на протяжении прошедшей зимы рост цен на внутренние авиаперелёты, по данным сервиса Biletix, составил 17%, а по оценке OneTwoTrip - на 33%. Это произошло из-за необходимости компенсировать расходы на подорожавшее топливо и снижения курса рубля. Также в 2020 году заканчивается действие льготной ставки НДС 10% на региональные авиаперевозки.

2.Неразвитость малой авиации

3. Дефицит инфраструктуры

Основной преградой для увеличения турпотока в тот же Крым сейчас является дефицит мест размещения и туристической инфраструктуры. Курорты в высокий сезон переполнены. Аналогичная ситуация, но в меньших масштабах, наблюдается и в других регионах - таких как Алтайский Край или Мурманская область.

4.Устаревшая законодательная база

Главной преградой на пути развития набирающего популярность экотуризма является невозможность легально совмещать фермерскую деятельность с размещением туристов: сдача комнат в аренду в рамках фермерского хозяйства законами не допускается. А ведь это самый простой способ увеличить число мест коллективного размещения в удалённых уголках страны. Более того, привлечение туристов на фермы обеспечит фермерам спрос на их продукцию. А обилие запретов на строительство в природных парках (запрещено даже строительство очистных сооружений) останавливает развитие экотуризма.

5.Низкая информированность населения

Зачастую люди намного больше знают о возможностях путешествий по другим странам, чем по России. Русский север, соляные озёра в Оренбургской области, уникальные горнолыжные курорты Сибири, пляжи Приморского края, нетронутая природа Камчатки – малоизвестных вариантов масса. А ведь свои туристические центры с разнообразными программами существуют даже в Ненецком АО.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОСТУРИЗМА

7 февраля 2019 года Дмитрий Медведев главой Ростуризма назначил Зарину Догузову. С её предшественником Олегом Сафоновым её объединяет то, что ранее в туристической отрасли она никогда не работала. Основные направления работы, которые анонсировала Догузова:

- продвижение и пиар внутреннего и въездного туризма;

- поиск креативных и нетривиальных управленческих решений;

- работа в тесной кооперации с экспертами и бизнес-сообществом.

Конкретных планов развития туристической отрасли пока озвучено не было, что объяснимо малым сроком занимаемой должности. Оценить первые шаги и результаты можно будет ближе к лету 2019 года.

Вот по каким критериям должна быть проведена такая оценка:

- наличие предложений по развитию внутреннего и въездного туризма в России;

- соответствие предложений реальным потребностям туристов и предпринимателей;

- темпы реализации предложений;

- эффективность расходования государственных средств;

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В РОССИИ

1. Модернизировать законодательную базу с целью развития внутреннего туризма: признать размещение туристов на фермерских хозяйствах законным видом деятельности, разрешить строительство минимально необходимой инфраструктуры для организации мест отдыха на территориях природных парков после проведения экологической экспертизы проектов;

2. Отменить НДС на все внутренние авиарейсы без ограничения срока действия. Сейчас на внутренних рейсах действует ставка в 10% (за исключением маршрутов в Калининград, Симферополь и на дальний Восток – по этим направлениям НДС отменён до 2025 года). Но льготный НДС действует только до конца 2020 года. Отмена НДС приведёт к недополучению бюджетом до 60 млрд. рублей, зато позволит увеличить пассажиропоток более, чем на 250 млн. человек в течение последующих 12 лет.

5. Усилить мониторинг за исполнением инвестконтрактов резидентов ОЭЗ. Большинство ОЭЗ туристско-рекреационного типа на данный момент имеют резидентов, которые не ведут профильной деятельности и не выполняют инвестконтракты.

6. Упростить получение виз и распространить механизм электронных виз на иностранных туристов, прибывающих в аэропорты Москвы и Санкт-Петербурга.

Данные меры позволят эффективнее реализовать туристический потенциал России, поддержать въездной поток иностранных туристов на уровне не ниже 5 млн. человек в год и стимулировать население России выбирать родную страну в качестве места отдыха. Эти меры в 5-летней перспективе должны увеличить производство добавленной стоимости до 4 трлн. рублей и обеспечить людей возможностью доступного и качественного отдыха.


Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2035 года (далее – Стратегия).

Стратегия направлена на развитие внутреннего и въездного туризма за счёт создания и развития туристских территорий специальных преференциальных режимов, реализации комплексных проектов создания туристской и обеспечивающей инфраструктуры, формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, увеличение доступности туристских услуг, отдыха и оздоровления для российских граждан.

В результате реализации Стратегии к 2035 году количество внутренних туристских поездок на одного жителя увеличится более чем в два раза, экспорт туристских услуг – более чем в три раза, инвестиции в сферу туризма – в три раза.

1. Цели и целевые показатели
Целями Стратегии являются:
комплексное развитие внутреннего и въездного туризма
в Российской Федерации за счет создания условий для формирования
и продвижения качественного туристского продукта,
конкурентоспособного на внутреннем и мировом рынках;
усиление социальной роли туризма, увеличение доступности услуг
туризма, отдыха и оздоровления для всех жителей Российской Федерации.
Целевые показатели развития туризма на период до 2035 года
приведены в приложении № 3 и составляют:
рост объема туристской индустрии от 3158 млрд. рублей до
16306 млрд. рублей в 2035 году;
увеличение более чем в 2 раза количества внутренних туристских
поездок на одного жителя Российской Федерации к 2035 году;
увеличение экспорта туристских услуг Российской Федерации
от 8,9 млрд. долларов США до 28,6 млрд. долларов США к 2035 году;
увеличение инвестиций в сферу туризма в 3 раза к 2035 году.
2. Задачи развития туризма
Задачами Стратегии являются:
создание конкурентоспособного туристского продукта Российской
Федерации;
стимулирование спроса и повышение доступности туристского
продукта Российской Федерации на внутреннем и внешнем рынках;

совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере
туризма с учетом тенденций развития туристской отрасли;
совершенствование системы управления туризмом в Российской
Федерации, в том числе системы сбора, обработки и анализа
статистических данных о развитии туризма.
При решении указанных задач необходимо руководствоваться
следующими принципами, определяющими социальную значимость
развития туризма в Российской Федерации:
использование комплексного подхода при развитии туризма,
учитывающего экономические, социальные, культурные, экологические
и другие аспекты развития туристской деятельности;
усиление роли туризма в патриотическом воспитании, просвещении
и формировании культурно-нравственного потенциала населения регионов
Российской Федерации;
обеспечение межкультурной коммуникации, межрегионального
и международного взаимодействия при развитии туризма;
формирование и развитие туристского продукта Российской
Федерации с учетом природного, культурного, этнического разнообразия
регионов России;
развитие туризма с учетом минимизации негативного воздействия на
окружающую среду, экологических и социокультурных рисков,
необходимости обеспечения безопасности при планировании развития
туризма.
Реализация целей Стратегии направлена на увеличение социальной и
экономической роли туризма в развитии страны и отдельных субъектов
Российской Федерации.
Туризм является одной из отраслей экономики, которая
одновременно играет социальную и экономическую роли. Социальная
роль туризма реализуется через удовлетворение потребности населения в
отдыхе, впечатлениях и личностном развитии. Ключевой задачей
Стратегии и условием реализации социальной функции туризма является
повышение доступности туризма для населения, обеспечение
необходимого разнообразия через формирование туристского продукта с
учетом половозрастных, этнических, религиозных и иных особенностей
населения.
Среди важных социальных следствий развития туризма для
населения наибольшее значение имеют оздоровление, рост
продолжительности жизни, укрепление института семьи,

интеллектуальное, духовное, творческое развитие, патриотическое
воспитание за счет развития детского и юношеского туризма, социальная
адаптация и формирование уважения к культурному и религиозному
многообразию Российской Федерации.
Экономическая роль туризма проявляется прежде всего в ускорении
экономического роста Российской Федерации, обеспечении занятости
населения. Туризм является одной из отраслей с наибольшими
мультипликативными эффектами для экономики. Инвестиции в туристские
индустрии формируют добавленную стоимость в транспорте, торговле
и сфере услуг, строительстве и производстве строительных материалов и
других видах экономической деятельности. Важным социальноэкономическим эффектом развития туризма для населения, участвующего
в формировании и оказании услуг, является рост занятости и доходов
населения, формирование предпринимательской культуры.
3. Развитие отдельных видов туризма
Рост сегментации туристских продуктов и популяризация
самостоятельно организованного туризма способствуют усилению
разнообразия видов туризма на территории Российской Федерации.
Значительное развитие получают туристские продукты, основанные
на сочетании нескольких видов туризма. Эти факторы определяют
необходимость гибкого подхода к выделению видов туризма.
Выделение приоритетных видов туризма должно осуществляться
для туристских территорий Российской Федерации индивидуально
с учетом туристских ресурсов и особенностей социально-экономического
развития.
Для целей Стратегии необходимо определение отдельных видов
туризма, для развития которых требуется формирование специальных мер
государственной поддержки, снятие административных и социальноэкономических ограничений развития. К таким видам туризма относятся
детский, культурно-познавательный, горнолыжный, круизный,
экологический и деловой.
Детский туризм
С учетом высокой социальной значимости, существенного влияния
на развитие российского общества необходима выработка специальных
мер по поддержке детского туризма. Характер детского туризма обусловлен реализацией 3 базовых функций - развития личности
(обучение, воспитание), отдыха и оздоровления. Социальный характер
детского туризма заключается в оплате государством перечисленных услуг
и стимулировании частоты поездок и увеличения доступности
путешествия с семьей (родители берут детей с собой) или детей отдельно
от родителей.
Среди основных мер развития детского туризма выделяется
актуализация понятийно-терминологического аппарата в сфере детского
туризма, законодательное закрепление основных понятий в сфере детского
туризма, разработка и внедрение классификации видов детского туризма.
В целях устойчивого развития детского туризма будет реализован
комплекс научно-исследовательских работ по детскому туризму
(в частности, по определению предельно допустимых физических нагрузок
на детей в походах в зависимости от их пола, возраста, подготовленности,
вида туризма и характера местности).
Снятие излишних законодательных и нормативных ограничений
и совершенствование законодательства Российской Федерации для
развития детского туризма должны значительно ускорить развитие этого
направления. Снятие излишних ограничений на транспортное
обслуживание детского туризма, организацию проживания и питания
детских групп, выстраивание взаимодействия между туроператорами,
образовательными учреждениями и детьми расширят возможности по
использованию существующей инфраструктуры для детского туризма.
Важными условиями развития детского туризма являются
сохранение и формирование соответствующей инфраструктуры.
Необходимо развивать системы классификации объектов инфраструктуры
детского туризма, сети детских лагерей, центров детского туризма,
повышать качество услуг детского туризма за счет развития
инфраструктуры.
На повышение качества услуг также должны быть направлены
развитие и совершенствование системы подготовки, переподготовки
и повышения квалификации педагогических кадров для детского туризма,
подготовка кадров для детских лагерей, анимационных специалистов для
программ отелей и детских центров, специалистов по работе с детьми в
музеях и парках, организации отдыха детей и подростков.
Развитие сети федеральных, региональных и муниципальных
детских туристско-краеведческих объединений в профильных
и комплексных учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных организациях будет способствовать повышению
доступности детского туризма в регионах России. Интеграция детского
туризма в учебные и иные виды деятельности и расширение использования
детских туристских программ как формы внеурочных занятий
в образовательных организациях обеспечат развитие детского туризма
как элемента профориентации. Разработка экскурсионных программ,
реализуемых на базе музеев, интегрированных с общеобразовательными
программами, позволит существенно повысить качество образования.
Разработка и внедрение общих подходов к обеспечению
безопасности, регламентации ответственности за жизнь и здоровье детей
при проведении туристских мероприятий, в том числе в условиях
природной среды, являются необходимым элементом обеспечения
безопасности детей в туристской деятельности. Необходимо определить
механизм передачи ответственности за жизнь и здоровье детей
при реализации туристских услуг.
Разработка единого национального календаря мероприятий в сфере
детского туризма, координация национального календаря с периодами
проведения школьных каникул в субъектах Российской Федерации будут
способствовать снижению сезонности в детском туризме.
Проработка мер по стимулированию внутреннего детского туризма
в форме "туристского сертификата", дающего право на льготы детям
на образовательные туры с посещением объектов показа или объектов
общенационального значения, повысит доступность туризма для детей и
будет способствовать патриотическому воспитанию молодого поколения.
Регулярное проведение системообразующих массовых туристскокраеведческих мероприятий (слетов, соревнований, экспедиций, лагерей,
конференций и др.) различного масштаба (от муниципального
до федерального уровня) обеспечит вовлечение большого количества
детей без значительных затрат на транспортировку.
Разработка и реализация мер по расширению возможностей участия
детей-инвалидов в туристских мероприятиях, проводимых в условиях
природной среды, позволят вовлечь эту группу населения в туристскую
деятельность.
Задачей развития детского туризма к 2035 году должно стать
увеличение численности детей, отдохнувших в детских оздоровительных
лагерях, до 10 млн. человек в год.


Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2035 года (далее – Стратегия).

Стратегия направлена на развитие внутреннего и въездного туризма за счёт создания и развития туристских территорий специальных преференциальных режимов, реализации комплексных проектов создания туристской и обеспечивающей инфраструктуры, формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, увеличение доступности туристских услуг, отдыха и оздоровления для российских граждан.

В результате реализации Стратегии к 2035 году количество внутренних туристских поездок на одного жителя увеличится более чем в два раза, экспорт туристских услуг – более чем в три раза, инвестиции в сферу туризма – в три раза.

1. Цели и целевые показатели
Целями Стратегии являются:
комплексное развитие внутреннего и въездного туризма
в Российской Федерации за счет создания условий для формирования
и продвижения качественного туристского продукта,
конкурентоспособного на внутреннем и мировом рынках;
усиление социальной роли туризма, увеличение доступности услуг
туризма, отдыха и оздоровления для всех жителей Российской Федерации.
Целевые показатели развития туризма на период до 2035 года
приведены в приложении № 3 и составляют:
рост объема туристской индустрии от 3158 млрд. рублей до
16306 млрд. рублей в 2035 году;
увеличение более чем в 2 раза количества внутренних туристских
поездок на одного жителя Российской Федерации к 2035 году;
увеличение экспорта туристских услуг Российской Федерации
от 8,9 млрд. долларов США до 28,6 млрд. долларов США к 2035 году;
увеличение инвестиций в сферу туризма в 3 раза к 2035 году.
2. Задачи развития туризма
Задачами Стратегии являются:
создание конкурентоспособного туристского продукта Российской
Федерации;
стимулирование спроса и повышение доступности туристского
продукта Российской Федерации на внутреннем и внешнем рынках;

совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере
туризма с учетом тенденций развития туристской отрасли;
совершенствование системы управления туризмом в Российской
Федерации, в том числе системы сбора, обработки и анализа
статистических данных о развитии туризма.
При решении указанных задач необходимо руководствоваться
следующими принципами, определяющими социальную значимость
развития туризма в Российской Федерации:
использование комплексного подхода при развитии туризма,
учитывающего экономические, социальные, культурные, экологические
и другие аспекты развития туристской деятельности;
усиление роли туризма в патриотическом воспитании, просвещении
и формировании культурно-нравственного потенциала населения регионов
Российской Федерации;
обеспечение межкультурной коммуникации, межрегионального
и международного взаимодействия при развитии туризма;
формирование и развитие туристского продукта Российской
Федерации с учетом природного, культурного, этнического разнообразия
регионов России;
развитие туризма с учетом минимизации негативного воздействия на
окружающую среду, экологических и социокультурных рисков,
необходимости обеспечения безопасности при планировании развития
туризма.
Реализация целей Стратегии направлена на увеличение социальной и
экономической роли туризма в развитии страны и отдельных субъектов
Российской Федерации.
Туризм является одной из отраслей экономики, которая
одновременно играет социальную и экономическую роли. Социальная
роль туризма реализуется через удовлетворение потребности населения в
отдыхе, впечатлениях и личностном развитии. Ключевой задачей
Стратегии и условием реализации социальной функции туризма является
повышение доступности туризма для населения, обеспечение
необходимого разнообразия через формирование туристского продукта с
учетом половозрастных, этнических, религиозных и иных особенностей
населения.
Среди важных социальных следствий развития туризма для
населения наибольшее значение имеют оздоровление, рост
продолжительности жизни, укрепление института семьи,

интеллектуальное, духовное, творческое развитие, патриотическое
воспитание за счет развития детского и юношеского туризма, социальная
адаптация и формирование уважения к культурному и религиозному
многообразию Российской Федерации.
Экономическая роль туризма проявляется прежде всего в ускорении
экономического роста Российской Федерации, обеспечении занятости
населения. Туризм является одной из отраслей с наибольшими
мультипликативными эффектами для экономики. Инвестиции в туристские
индустрии формируют добавленную стоимость в транспорте, торговле
и сфере услуг, строительстве и производстве строительных материалов и
других видах экономической деятельности. Важным социальноэкономическим эффектом развития туризма для населения, участвующего
в формировании и оказании услуг, является рост занятости и доходов
населения, формирование предпринимательской культуры.
3. Развитие отдельных видов туризма
Рост сегментации туристских продуктов и популяризация
самостоятельно организованного туризма способствуют усилению
разнообразия видов туризма на территории Российской Федерации.
Значительное развитие получают туристские продукты, основанные
на сочетании нескольких видов туризма. Эти факторы определяют
необходимость гибкого подхода к выделению видов туризма.
Выделение приоритетных видов туризма должно осуществляться
для туристских территорий Российской Федерации индивидуально
с учетом туристских ресурсов и особенностей социально-экономического
развития.
Для целей Стратегии необходимо определение отдельных видов
туризма, для развития которых требуется формирование специальных мер
государственной поддержки, снятие административных и социальноэкономических ограничений развития. К таким видам туризма относятся
детский, культурно-познавательный, горнолыжный, круизный,
экологический и деловой.
Детский туризм
С учетом высокой социальной значимости, существенного влияния
на развитие российского общества необходима выработка специальных
мер по поддержке детского туризма. Характер детского туризма обусловлен реализацией 3 базовых функций - развития личности
(обучение, воспитание), отдыха и оздоровления. Социальный характер
детского туризма заключается в оплате государством перечисленных услуг
и стимулировании частоты поездок и увеличения доступности
путешествия с семьей (родители берут детей с собой) или детей отдельно
от родителей.
Среди основных мер развития детского туризма выделяется
актуализация понятийно-терминологического аппарата в сфере детского
туризма, законодательное закрепление основных понятий в сфере детского
туризма, разработка и внедрение классификации видов детского туризма.
В целях устойчивого развития детского туризма будет реализован
комплекс научно-исследовательских работ по детскому туризму
(в частности, по определению предельно допустимых физических нагрузок
на детей в походах в зависимости от их пола, возраста, подготовленности,
вида туризма и характера местности).
Снятие излишних законодательных и нормативных ограничений
и совершенствование законодательства Российской Федерации для
развития детского туризма должны значительно ускорить развитие этого
направления. Снятие излишних ограничений на транспортное
обслуживание детского туризма, организацию проживания и питания
детских групп, выстраивание взаимодействия между туроператорами,
образовательными учреждениями и детьми расширят возможности по
использованию существующей инфраструктуры для детского туризма.
Важными условиями развития детского туризма являются
сохранение и формирование соответствующей инфраструктуры.
Необходимо развивать системы классификации объектов инфраструктуры
детского туризма, сети детских лагерей, центров детского туризма,
повышать качество услуг детского туризма за счет развития
инфраструктуры.
На повышение качества услуг также должны быть направлены
развитие и совершенствование системы подготовки, переподготовки
и повышения квалификации педагогических кадров для детского туризма,
подготовка кадров для детских лагерей, анимационных специалистов для
программ отелей и детских центров, специалистов по работе с детьми в
музеях и парках, организации отдыха детей и подростков.
Развитие сети федеральных, региональных и муниципальных
детских туристско-краеведческих объединений в профильных
и комплексных учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных организациях будет способствовать повышению
доступности детского туризма в регионах России. Интеграция детского
туризма в учебные и иные виды деятельности и расширение использования
детских туристских программ как формы внеурочных занятий
в образовательных организациях обеспечат развитие детского туризма
как элемента профориентации. Разработка экскурсионных программ,
реализуемых на базе музеев, интегрированных с общеобразовательными
программами, позволит существенно повысить качество образования.
Разработка и внедрение общих подходов к обеспечению
безопасности, регламентации ответственности за жизнь и здоровье детей
при проведении туристских мероприятий, в том числе в условиях
природной среды, являются необходимым элементом обеспечения
безопасности детей в туристской деятельности. Необходимо определить
механизм передачи ответственности за жизнь и здоровье детей
при реализации туристских услуг.
Разработка единого национального календаря мероприятий в сфере
детского туризма, координация национального календаря с периодами
проведения школьных каникул в субъектах Российской Федерации будут
способствовать снижению сезонности в детском туризме.
Проработка мер по стимулированию внутреннего детского туризма
в форме "туристского сертификата", дающего право на льготы детям
на образовательные туры с посещением объектов показа или объектов
общенационального значения, повысит доступность туризма для детей и
будет способствовать патриотическому воспитанию молодого поколения.
Регулярное проведение системообразующих массовых туристскокраеведческих мероприятий (слетов, соревнований, экспедиций, лагерей,
конференций и др.) различного масштаба (от муниципального
до федерального уровня) обеспечит вовлечение большого количества
детей без значительных затрат на транспортировку.
Разработка и реализация мер по расширению возможностей участия
детей-инвалидов в туристских мероприятиях, проводимых в условиях
природной среды, позволят вовлечь эту группу населения в туристскую
деятельность.
Задачей развития детского туризма к 2035 году должно стать
увеличение численности детей, отдохнувших в детских оздоровительных
лагерях, до 10 млн. человек в год.

Читайте также: