Как растения приспособлены к условиям жизни 3 класс план урока

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Предмет: естествознание

Школа: КГУ ОШ№189

2. Живая природа

2.1. Моя семья и друзья

ФИО учителя: Лисовенко Татьяна Николаевна

Количество присутствующих

Количество отсутствующих

Как живут растения?

Цели обучения на уроке:

2.2.1.1 исследовать возможность произрастания растений в различных условиях;

2.2.1.4 сравнивать группы растений в зависимости от среды обитания и способов приспособления к различным условиям среды обитания (влага).

Все учащиеся смогут :

-исследовать возможности произрастания растений в различных условиях;

-сравнивать группы растений в зависимости от среды обитания и способов приспособления к различным условиям среды обитания.

Б ольшинство учащихся смогут :

-объяснить, как приспосабливаются растения, к среде обитания;

- называть большинство этапов проведения исследования.

Некоторые учащиеся смогут:

-построить исследовательскую работу;

-на практике доказать, как среда обитания влияет на растения.

Критерии успеха

- объяснять влияние среды обитания на растения;

-сравнивать группы растений по их среде обитания.

Языковые цели

Учащиеся могут: определять среду обитания растений;

сравнивать растения по разным условиям жизни.

Ключевые слова и фразы: как приспосабливаются растения;среда обитания; светолюбивые, тенелюбивые, морозоустойчивые, теплолюбивые.

Полезные выражения для диалогов и письма:

- среда обитания; условия жизни растений.

Развитие трехъязычия: среда обитания - мекендеу ортасы – habitat .

Вопросы для обсуждения:

- Какие условия жизни необходимы для растений?

- В какой части земли растения не растут?

-Какие растения называют светолюбивыми, тенелюбивыми, морозостойкими, теплолюбивыми, влаголюбивыми, засухоустойчивыми?

-Как приспосабливаются растения к разным условиям среды обитания?

-Могут ли растения жить без воды?

Можете ли вы сказать, почему …

- Растения называются светолюбивыми? Тенелюбивыми? Влагостойкими?

Привитие ценностей

привитие бережного отношения к природе, любовь к своему городу, местности.

Межпредметные связи

География, развитие речи, математика, познание мира.

Навыки использования ИКТ

Предварительные знания

Части растения, условия для жизни растений, где растут растения?

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность

Начало урока

I . Организационный момент

Руки подняли и покачали -это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.

Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов на уроке.

2. Объединение в микрогруппы, стратегия «Мозаика: учащиеся собирают картинки -пустыня, луг,лес,водная среда. Образуются 4 микрогруппы.

-Скажите, по какому признаку вы объединились в группы?

-О чем мы говорили на прошлом уроке?

Середина урока

II . Целеполагание:

Задание 1 . (Г) Найдите отличие, определите среду обитания. (Цель:определяет отличие и среду обитания, определят цель урока).

- Что общего и в чем различие между этими картинками?

- Где растут эти растения?

- О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-Определите и назовите цель урока?

- изучает, анализируют картинки;

- определяет среду обитания;

- называет среду обитания;

- называет цель урока.

ФО: словесное оценивание.

Работа по учебнику.

Задание 2.(И, П) Вставить пропущенные буквы и назови ключевое слово урока.

(Цель: может определить слово, подбирая буквы, читает).

hello_html_56267a9f.jpg

Ф.О. словесное оценивание

III . Работа по теме:

Проблемные вопросы.(К)

-Какие условия для жизни растений необходимы?

-В какой части земли растения не растут? Почему?

-Скажите везде ли одинаковые условия жизни для растений?

Задание 3. (И, Г)

(Цель: определить условия жизни для разных видов растений).

Рассказать о видах растений, составить кластер, доказать свои ответы.

А) Прочитать текст на странице 18 , изучитьдополнительную информацию на карточке, пользуя прием "Инсерт" (отметить текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы).

Текст из учебника:

hello_html_62d24fb.jpg

Дополнительная информация (раздается каждому учащемуся):

В наземно-воздушной среде обитания растёт подавляющее большинство растений и почти все высшие растения. Растения суши формируют леса и луга, степи и тундры и другие растительные сообщества. Особенностями наземно-воздушной среды являются большое количество воздуха и света, наличие ветра, во многих местах сильное колебание температуры и влажности в зависимости от времени года и суток. Наземно-воздушная среда весьма разнообразна. Растения приспособлены к определенным условиям среды. Одни растут на хорошо освещённых участках, другие в затененных. Одни растения не переносят холода и живут только в теплых местах, другие – приспособлены к сезонным колебаниям температуры.

- анализирует и изучает содержание текста и дополнительного материала;

- определяет условия растений;

- изучает виды растений;

- понимает условия среды обитания растений;

- определяет виды растений;

(Цель:снять усталость и напряжение; изменить деятельность детей.)

Изучить растения и сделать вывод, какие растения относятся к светолюбивым, а какие к тенелюбивым.Описать в соответствии с планом:

Сформулируй цель наблюдения.

Выбери объект наблюдения.

Продумай этапы своего наблюдения.

Подумай, понадобится ли оборудование и какое.

Определи сроки наблюдения.

Записывай (зарисовывай) результаты наблюдения.

Сделай вывод (о чём узнал?).

(Цель: через исследовательскую деятельность определят какие растения относятся к светолюбивым, а какие к тенелюбивым, опираять на план с использованием дополнительной информации.)

Во время выполнения этого задания дети могут использовать интернет ресурсы для нахождения дополнительной информации.

- составляет план исследования;

- исследует растение, произрастающее в разных условия;

- изучает, анализирует растения.

- определяет, в каких условиях хорошо растут эти виды цветов;

- объясняет внешние признаки и среду обитания;

- сравнивает по внешнему признаку растений, сопоставляет со средой обитания;

- записывает результаты наблюдения;

Ф.О. словесное оценивание.

- Подумайте, какие растения называются теплолюбивыми, влаголюбивые? Распредели их в группы.(Цель:определять сходство и различие между растениям и способов приспособления к различным условиям среды, распределить на группы.)

-определяет сходство, различие между растениями;

-распределяет на группы.

-сравнивает по среде обитания;

- группирует в группы по различным условиям среды.

V. Обобщение.

Обсудить в паре, какие растения растут в нашей местности и заполнить таблицу, разделив растения на группы.

(Цель:называть, описывать и разделять на группы растения своей местности).

- распознает различные виды растений;

-доказывает принадлежность растений к той или иной группе.

- различает деревья, кустарники, травы;

-распределяет растения на три группы;

-комментирует выбор распределения растения на разные группы;

-приводит примеры деления растения на три группы.

Технологическая карта проблемно-исследовательского урока по окружающему миру для 3 класса по теме "Приспособленность растений к условиям жизни".Урок формирует представление у учащихся о том, какую роль ирает среда обитания и строение растений в приспособляемости видов.

ВложениеРазмер
Технологическая карта проблемно-исследовательского урока по окружающему миру для 3 класса 31.07 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта проблемно – исследовательского урока

по окружающему миру в 3 классе

Учитель Захарова Н.М.

Проблемно – исследовательский урок

Тип урока : изучение нового материала

Создание ситуации интереса.

– Ребята, вы любите смотреть фильмы? Давайте вспомним, какой отрывок видеофильма мы смотрели на предыдущем уроке. Понравился ли вам этот отрывок? Что вас заинтересовало?

– А как вы думаете, почему пальмы не растут в пустыне?

Учащиеся высказывают предположения.

– Молодцы, дети! Очень интересные предположения вы высказали.

– Давайте представим, что мальчик Костя живёт на юге. Он отправился на прогулку в шортах и футболке. А мальчик Рома живёт в холодной северной стране. В какой одежде он отправится на прогулку? Почему?

Формулировка гипотезы и задачи исследования

– На растения влияет среда, в которой они живут. Каждое растение по – своему приспособилось к жизни на Земле. Давайте мы с вами попытаемся это исследовать. Для этого нам нужно составить план исследования.

Составление плана исследования

– Итак, как называются условия, где живут растения? ( Среда обитания ).

– На каких формах, частях растения отражается среда обитания? ( На росте растения, на размере и цвете листьев , на строении корневой системы ).

Учитель на доске составляет план.

– Теперь исследуем на примерах данных растений, как они приспособились к условиям жизни.

Перед каждым ответом дети совещаются в паре.

а) – Послушайте отрывок из стихотворения.

И меж растений царствует война –

Деревья, травы – вверх растут задорно,

За свет и воздух борются упорно,

А корни их, в земле неся свой труд,

За почву и за влажность спор ведут.

– Эти строки деда Чарльза Дарвина, Эразма, довольно полно открывают сущность происходящего в растительном мире.

Без света жизнь растений невозможна. Хорошо заметна борьба растений за свет в лесу.

– Почему так происходит? ( Каждому виду растений нужно определенное количество солнечного света ).

Учитель демонстрирует это высказывание

на наглядном примере: освещает лампой

– Первый ярус образуют самые требовательные к свету деревья: сосна, берёза, дуб . Ниже располагаются деревья и кустарники, менее требовательные к условиям освещения, а ещё ниже, в условиях недостатка света, расположен ярус травянистых растений. К ним относятся: ландыш, кислица и др.

– Итак, мы выявили одно из главных приспособлений растений к жизни – освещенность .

б) Учитель показывает гербарии и

рисунки растений с видами их приспособлений

к среде обитания.

– Проанализируйте, как приспособилась к условиям жизни седоватая полынь.

  1. Среда обитания – степь.
  2. Рост – низкий.
  3. Размер листьев – небольшие. Значит, меньше испаряют воды, что позволяет полыни жить в жарком климате.
  4. Цвет листьев – не ярко – зелёные, а седоватые, т.к. покрыты маленькими светлыми волосками. Волоски защищают лист от горячего ветра и сберегают влагу. Светлый цвет не случаен, он не даёт сильно нагреваться листу, отражая лишние лучи.
  5. Корень – длинный, уходит в глубь почвы, что позволяет полыни добывать воду глубоко под землей.
  1. Среда обитания – лес.
  2. Рост – высокий, ствол прямой.
  3. Листья – широкие, испаряют много влаги, т.к. растения не испытывают недостатка во влаге и тепле.
  4. Цвет листьев – зелёные, темно – зеленые, что говорит о достатке влаги и солнечного света.
  5. Корни уходят глубоко в глубь почвы и разветвляются вокруг на несколько метров, что позволяет добывать воду с большой поверхности земли.

– Теперь расскажите о карликовой березе и полярной иве.

Карликовая береза, полярная ива .

  1. Среда обитания – тундра.
  2. Рост – невысокий, искривленные стволы, растения стелются по земле, т.к. не хватает тепла и света. Растения за короткое прохладное лето не успевают вырасти (Деревья в тундре чуть выше кустарников. Так, берёза в тундре маленькая, карликовая вырастает до 1 метра, а ива ещё меньше – 30 см).
  3. Размер листьев – маленькие, чтобы меньше испарять влаги. Это надо не для экономии влаги (т.к. в тундре её много), а для того, чтобы не переохладиться при испарении воды с листьев.
  4. Цвет листьев – зеленые, т.к. достаточно влаги.
  5. Корни – неглубокие, стелющиеся, ползучие. Летом в почве много воды, и растения стелются по земле, а корни не уходят в глубь – там вечная мерзлота.
  1. Среда обитания – пустыня.
  2. Рост – невысокий, т.к. мало влаги.
  3. Вместо листьев – колючки, чтобы меньше испарять воды.
  4. Цвет – колючки гладкие и зелёные (Это колючие листья, хорошо приспособленные к жаре. Вырабатывают нужные вещества прямо в листьях, т.к. мало влаги.
  5. Корни – длинные, чтобы добывать влагу из глубины. Корни могут достигать 20 – 30 м.

– Какие грибы изображены? ( Опята ).

– Опята ядовитые? ( Нет) .

– Они съедобны? ( Да ).

– А рядом расположены ложные опята. Они несъедобные.

– Съедобные опята похожи на ложные опята.

– Итак, ещё один вид приспособления к жизни это сходство неядовитых растений с ядовитыми. Это маскировка.

г) – В мире живых организмов идет постоянная борьба за жизнь. Растения теснят друг друга, ветками и листьями перехватывают свет и тепло, растительноядные животные поедают растения. Какая – то круговерть, в которой, наверное, и уцелеть невозможно от гибели?

Как могут защищаться растения? Они ведь такие беззащитные.

– Это только на первый взгляд. Рассмотрите рисунок. Как называется это растение? ( Крапива ).

– Как она защищается? ( Она больно обжигает ).

– А чем она обжигает? ( На стебле и листьях крапивы есть маленькие волоски – иглы, они легко прокалывают кожу рук или языка животных, выделяя жгучую жидкость, которая и обжигает ).

– Посмотрите на следующую картинку. Что это? ( Шиповник ).

– Какие у него средства защиты? ( На стеблях веточках есть шипы – иглы, которые наносят болезненные раны ).

– А у полыни какое средство защиты? Ведь колючек нет? ( В её листьях содержатся вещества, вызывающие горечь во рту, поэтому растения едят её неохотно ).

– Итак, мы выделили ещё один вид приспособления – это средство защиты у растений.

д). – А если растение не имеет иголок, шипов, горечи, то как им быть? Съедят их животные и всё…?

Дети высказывают предположения .

– Корни растений дают новые побеги и растение возрождается. Так растения спасаются от жары, после пожара или если их съели животные.

– Приведите примеры таких растений. ( Сливы, вишни ).

– Многие из вас видели среди лета, когда яблони или груши стоят как обожженные – это гусеницы съели листья. Но проходит время, и на деревьях появляются новые листочки. Жизнь продолжается.

Это был ещё один вид приспособления – приспособительное поведение .

– А теперь мы разобьемся на группы. Каждая группа получит рисунок с изображением растения и попытается найти вид его приспособления к среде обитания.

Дети работают в группах,

а затем обсуждают виды приспособления .

Кактус . Нет листьев, имеет гладкую зеленую поверхность стебля с иглами. Это растение живёт в жарком климате – пустыне. Здесь мало влаги, а листья её много испаряют, поэтому это растение вырабатывает нужные ему вещества прямо в стеблях, поэтому они зелёные. Иголки – это средство защиты, чтобы не съели животные.

Репейник . Семена репейника покрыты густыми, жёсткими колючками, так что животные изранят губы и язык, если захотят съесть их.

Лианы . Широкие листья – сильное испарение воды. Значит, растёт во влажном климате, где много воды.

Ковыль . Растёт в степи. Узкие листья, чтобы испарять мало влаги. Длинный корень, чтобы добывать волу глубоко под землей.

Каждая группа получает задание: разгадать кроссворд .

– Разгадайте кроссворд, в выделенных клетках получится название растения, которое очень интересно приспособилось к среде обитания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружаещего мира в 3 классе учит любить природу, защищать слабые и беззащитные существа. Дети на уроке становятся исследователями природы. А поможет им в этом Почемучка.Итересные задания, групповая работа помогут детям пойти по загадочным тропинкам природы. Подвести итог и продолжить исследование дома.

учитель начальных классов

высшей категории, старший учитель,

ДОШ №97, г. Донецк

Тема. Окружающая среда растения.

Как растения приспособились к разным условиям жизни.

сформировать представления об окружающей среде растений,

о разнообразии условий существования растений на Земле,

о признаках приспособленности растений к разным условиям жизни;

учить устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать логическое мышление, наблюдательность, познавательный

Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе.

конверт, картинка с изображением Почемучки, карта

растений засушливых и влажных мест, дипломы.

І. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок проведу у вас я. Зовут меня Алла Николаевна. Я учу таких же ребят, как и вы. Учу их любить природу, защищать слабые и беззащитные существа. Ведь все живое на планете имеет право на жизнь.

ІІ. Положительная мотивация учебной деятельности.

- Ребята, а что украшает нашу жизнь? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, что люди дарят друг другу в торжественные моменты, а то и просто в минуты радости? (Цветы.)

- Сегодня я пришла к вам в гости. Какой цветок вы преподнесли бы мне, чтобы порадовать? Перед вами целый букет из цветов. Выберите один из цветков и покажите мне. А теперь положите выбранный цветок возле себя. И пусть его красота вдохновит вас на активную, познавательную работу и поможет решить главную задачу сегодняшнего урока.

Открывается доска, на ней записана тема урока.

- Мы станем сегодня исследователями природы. Узнаем об окружающей среде растений, о том, как растения приспосабливаются к разным условиям жизни. А поведет нас по неизведанным тропкам Почемучка. Мысленно наденьте рюкзачки и в путь! Но что это? У нас на пути лежит конверт. Давайте посмотрим, что там. Да это же Мудрая Сова оставила нам свои вопросы. И только тот сможет ступить на лесную тропинку, кто правильно ответит на все ее вопросы.

IY. Первичное восприятие и осознание нового материала.

Работа с иллюстрацией учебника (с. 126).

- Мы с вами попали в лесную чащу и подошли к могучему дереву

(его можно увидеть на иллюстрации учебника). Тут нас поджидает мудрая сова в своем дупле.

- Что это за дерево?

- А что еще вы видите на заднем плане?

- Кого вы видите на самом дереве?

- Все, что окружает живой организм, в данном случае дуб, - это окружающая среда.

- А что помогло дубу стать таким могучим, какие условия? (Свет, тепло, воздух, вода и питательные вещества).

Физкультминутка.

Я задал себе вопрос:

Отчего цветок подрос?

Долго думал и гадал

И гипотезу создал.

Может, этак, может, так,

Все проверить не пустяк!

Не получится в момент –

Нужен мне эксперимент.

А затем понаблюдать

И ответ надежный дать.

Встаньте на носок, на пятку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Работа в группах.

Каждой группе дается картинка (одним растения засушливых мест, другим – растения влажных мест.)

Задание: рассмотрите растения и скажите, как эти растения приспособились. Что помогает выдержать недостаток влаги одним и хорошо расти при избытке влаги другим?

Закрепление полученных знаний.

1. Длинный корень

1. Короткий корень

2. Широкие листья

- Посмотрите, какая красивая на озере кувшинка. Глядя на нее, очень хочется подержать ее в руках. Давайте сядем на лодочку и подплывем к кувшинке. Что вы сделаете?

- Рвать кувшинку нельзя, растение занесено в Красную Книгу.

3. Минутка рисования.

- У нас ведь есть цветок. Давайте возьмем карандаши и нарисуем его окружающую среду. (Время 1 минута).

VI. Итог урока.

- Мы на уроке получили новые знания. Какие?

- Я надеюсь, что вы станете лучшими друзьями природы. А поможет вам в этом диплом, который я хочу вам вручить.

VII. Домашнее задание.

Дома вы продолжите свою исследовательскую работу. Выберите одну из станций и отправляйтесь в путешествие. А чтобы вам в пути не было скучно, выучите Гимн юных экологов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия для осознания и осмысления новой информации, познакомить с основной классификацией растений.

Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать растения, определять их с помощью атласа-определителя, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.

Оборудование: презентация к уроку, карточки с заданиями, таблицы, учебник, атлас-определитель.

1 Организационный момент(слайд 2)

Долгожданный дан звонок –

Вот книжки на столе,

А вот – тетрадки.

Не хочется играть

Сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят

Урок уж больно важный!

– Повернулись друг к другу лицом, улыбнулись друг другу. Сказали добрые слова. Пожелали успехов себе.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злобу, беспокойство.

Я желаю всем нам хорошего урока.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1.Индивидуальные задания

(Учитель раздает ученикам карточки с заданиями)

1) Вставь пропущенные слова.

(Горы)… разрушаются. Из … (камней), … (песка), … (глины), … (растений), … (живых организмов) образуется слой, который называется почвой.

2) Выбери правильные утверждения. (слайд 3)

1. Почва образуется от разрушения земли.

2. Почва образуется от разрушения гор, скал, камней.

3. Почва – это верхний плодородный слой земли, состоящий из мелких камешков, песка, глины, перегноя, живых организмов.

4. Почва – это верхний слой земли, состоящий из камешков, песка и глины.

5. Образуется почва очень медленно.

6. Образуется почва очень быстро.

- Что такое плодородие почвы? Как его поддерживать? (Плодородие – это свойство почвы, способность давать высокий урожай.Надо чередовать культуры на одном поле, правильно вспахивать поле, препятствовать росту оврагов, выдуванию почвы, правильно применять химические удобрения.)

- Какая связь существует между горными породами, животными, почвой? (Почва образуется из горных пород, в состав которых входят песок, глина.Растения, животные – перегной.)

2. Фронтальный опрос.

- Что такое почва?

- Из чего состоит почва?

- Как образуется почва?

- Какие живые существа обитают в почве?

- Как они влияют на ее плодородие?

3. Самоопределение к деятельности.

- Тему нашего урока вы мне скажете сами, ответив на мои вопросы.

- На какие 2 большие группы делится природа? (слайд 4)

- Судя по картинкам, о какой природе пойдёт речь на уроке?

- Как называется наука, которая изучает живую природу? (слайд 5)

- На какие большие группы делится живая природа? (слайд 6)

- Как называются эти группы?

- А теперь отгадайте загадки, скажите, что между ними общего и определите тему нашего урока.

Во все стороны иголки. (Репей)

Из- под снега расцветает,

Весну встречает. (Подснежник)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ель)

- Что между ними общего? К какому царству они относятся?

- Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с разнообразием царства растений и новой классификацией растений.

4. Работа по теме урока.

1. Беседа. (слайд 7-10)

На слайде картинки с разнообразными растениями.

- На какие группы можно распределить эти растения?

- Какие части растения вы знаете?

- Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии. Учёные-ботаники делят царство растений на несколько групп.

Р астения

низшие высшие

водоросли мхи, папоротники, хвойные, цветковые

- Как вы думаете, почему водоросли – это низшие растения, а мхи, папоротники, хвойные и цветковые – это высшие растения?

- Ответ на этот вопрос мы получим после того, как познакомимся с особенностями каждой группы растений.

Физминутка для глаз.

* Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть, медленно считая до пяти.

* Крепко зажмурить глаза, считая до трёх, открыть и посмотреть вдаль, считая до пяти.

* Круговые движения глазами в правую сторону (3 раза), столько же в левую сторону.

2. Работа в группе.

- Работать будем в группах.

- Сегодня будут работать 5 групп. Каждая группа изучит самостоятельно особенности определённой группы растений, а затем познакомит всех нас, в результате чего мы заполним наши таблицы.

1 группа – водоросли

3 группа – папоротники

4 группа – хвойные растения

5 группа – цветковые растения

А) -Задания для самостоятельной работы,

- Задание № 1– для 1 группыДать краткую характеристику водорослям:

- Задание № 2 – для 2 группы –Дать краткую характеристику мхам.

- Задание № 3 – для 3 группы – Дать краткую характеристику папоротникам.

- Задание № 4 – для 4 группы – Дать краткую характеристику хвойным растениям.

- Задание № 5 – для 5 группы – Дать краткую характеристику цветковым растениям.

- У каждой группы есть инструкция по выполнению задания.

Инструкция для группы 1.

1. Рассмотрите рисунок на с.72 учебника.

2. Используйте дополнительный материал с листа, смотрите таблицу на доске.

3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).

Инструкция для группы 2.

2. Используйте материал атласа на с.81, смотрите таблицу на доске.

3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).

Инструкция для группы 3.

2. Используйте дополнительный материал с листа, смотрите таблицу на доске.

3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).

Инструкция для группы 4.

2. Используйте материал атласа на с.83, смотрите таблицу на доске.

3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).

Инструкция для группы 5.

1. Рассмотрите рисунок на с.74 учебника.

2. Используйте дополнительный материал с листа, смотрите таблицу на доске.

3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).

Б) Сбор информации.

Учащиеся знакомятся с источниками информации, отбирают главное содержание. Учитель наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует.

В) Обмен информацией.

Физминутка.Релаксация.

Я превращаю вас в маленькие семена цветов. Присядьте на корточки. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали цветами. Медленно поднимайте руки, вставайте, выпрямляйтесь. Но вот лето в разгаре, сильно припекло солнце, завяли цветы. Расслабьте, уроните голову на грудь. Руки – вдоль тела. Опуститесь на пол. И вдруг полил дождик, ожили цветы, снова тянутся к солнцу.

5. Закрепление изученного материала.(слайд 11-22)

Группа растений

Размножение

Особенности жизнедеятельности

Группа растений

Размножение

Особенности жизнедеятельности

Живут в основном в воде

Живут в сырых местах, жизнеспособны, не имеют цветков

Живут в сырых местах жизнеспособны, не имеют цветков

Стержневая или мочковатая система

В виде иголок (хвоя)

Семена образуются в шишках

Почти все относятся к вечнозеленым

Стержневая или мочковатая система

Травянистый или одеревенелый

Листовая пластина с черешком

Из цветков образуются плоды с семенами

Очень разнообразны и многочисленны

6. Итог урока. Рефлексия.

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

Давайте подведем итог.

- Какое новое открытие сделали на уроке?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Кому работать в группе было легко?

- Кто испытывал трудности?

- Кто остался доволен своей работой на уроке?

- А кто хочет себя похвалить за урок? За что?

А теперь скажи, дружок

Тебе понравился урок?

Что расскажешь дома маме?

Поделись сейчас ты с нами.

Водоросли - это растения, живущие в воде. Они свободно плавают в воде или поселяются на дне. У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков.

Водорослей на Земле очень много. Есть среди них гиганты, длиной до 40метров – они живут в океанах. Есть крошечные водоросли, рассмотреть их можно только в микроскоп.

По цвету водоросли бывают сине – зелёные, зелёные, бурые и красные. Сине – зелёные водоросли могут жить не только в воде, но и на земле, там, где влажно. Например, скользкие зелёные налёты на заборах, стенах домов, крышах.

Все бурые водоросли – очень крупные растения. В морях и океанах они образуют подводные заросли – настоящие джунгли. Их бывает так много, что они мешают проходить судам, гибнет рыба.

Водоросли живут и на живых организмах. Клетки водорослей обнаружили внутри тела личинки стрекозы, на ножках водяного клеща.

Водоросли служат кормом для морских животных. Они обогащают воду кислородом и очищают её от бактерий. Морские водоросли человек использует в пищу (морская капуста). Водоросли применяют и для лечебных целей.

Папоротники

Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Папоротники никогда не цветут. Семян у папоротников не бывает; их заменяют крошечные споры, которые можно увидеть только под микроскопом.

Папоротники бывают травянистые или древовидные.

В тропиках растут папоротники – гиганты – это деревья, высотой до 200метров.

Есть водные папоротники. Сальвиния плавающая – у неё нет корней. Её разводят в аквариумах и парковых прудах.

Многие папоротники декоративны, другие лекарственные, некоторые съедобны, некоторые ядовиты.

Цветковые растения

Цветковые растения – это растения, у которых есть цветки.

Эти растения наиболее разнообразны. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья.

Многие растения с наступлением тепла зацветают. Одни цветут ранней весной, когда ещё не сошёл снег, другие – летом. Есть растения, которые цветут до глубокой осени. Когда растения цветут, они становятся очень нарядными, привлекают насекомых, животных, радуют человека.

Всем нам знаком – подорожник большой. Он растёт вдоль дорог, на сорных местах, пустырях, на лугах. По нему ходят люди, животные, иногда ездят на велосипедах и машинах. Почва у дорог такая плотная, что её трудно раскопать. Но даже в таких условиях, подорожник растёт, цветёт, приносит семена. Для подорожника не опасно вытаптывание. Настой и сок из листьев подорожников применяются в медицине. Молодые листья идут на супы, салаты.

Широко распространён – одуванчик лекарственный. Он растёт вдоль дорог, у жилья, засоряет газоны, сады, огороды. Отвар из его корней возбуждает аппетит. Молодые листья используют для салатов, супов, приправ, а поджаренные корни как заменитель кофе.

Клевер луговой, или красный – увидишь на каждом лугу. Это растение с красивыми красными цветками. Выращивают как кормовое растение. В начале и середине лета травы мягкие, сочные. В это время начинается заготовка сена. Сено – хороший корм для скота в зимнее время.

Мхи – жители влажных мест. Встречаются в лесах, на лугах, болотах. Много их в тундре. У мхов не бывает корней, цветов и плодов с семенами. Но они имеют стебли и листья.

Все мхи, если к ним не присматриваться, кажутся почти одинаковыми. На самом же деле они очень разнообразны.

Кукушкин лён своим вытянутым стеблем и формой листьев напоминает настоящий лён, за что и получил своё название. Это крупный мох высотой до 40сантиметров. И ещё до 12сантиметров – ножка с коробочкой, в которой созревают споры.

Хвойные растения

Хвойные растения – это сосна, ель, лиственница, пихта, можжевельник. Они вечнозелёные. У них есть корень, стебель, листья – хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена.

Ель обыкновенная и сосна обыкновенная – наиболее известные хвойные деревья. У ели хвоинки короткие, расположены на веточках поодиночке. У сосны хвоинки длинные, сидят парами. Шишки у ели вытянутые, у сосны короткие, более округлые. На площадях многих городов можно увидеть ель с голубоватой хвоей. Это ель колючая.

Лиственница – хвойное дерево, но не вечнозелёное, как ель и сосна. Каждую осень она сбрасывает свои листья – хвоинки, а весной распускает новые.

Пихта – похожа на ель, но хвоинки у пихты плоские. Шишки пихты торчат вверх, а не свисают вниз, как у ели. Зрелые пихтовые шишки не падают с дерева. С них опадают чешуйки, а на ветках остаются торчащие стерженьки, словно пики.

Можжевельник – это хвойный кустарник. Растёт в лесах. Его ветви покрыты очень колючими плоскими иголками. На некоторых можно увидеть синеватые шарики, похожие на ягоды. В них – семена можжевельника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чем отличаются группы растений, произрастающих в разных климатических условиях?

Почему у растений разная величина, толщина, цвет листьев?

Материал прошедших уроков:

Откуда растения получают все необходимые для жизни вещества?

К каким условиям могут быть приспособлены растения?

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Создание положительного эмоционального настроя:

Приветствие учащихся учителем на трех языках. Создание

комфортной психологической обстановки на уроке.

Долгожданный дан звонок – начинается урок.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, всё для вас.

Пожелаю всем удачи –

За работу! В добрый час!

Проверка готовности учащихся к уроку.

другу вопросы по пройденному материалу.)

Середина урока

Актуализация субъективного опыта учащихся

Проведение исследования (по описанию в учебнике)

Подготовка материалов, необходимых для данного исследования. Проведение опыта по описанию. В ходе работы

Читайте также: