Педагогическое мастерство макаренко кратко

Обновлено: 07.07.2024

Создание сплоченного и работоспособного воспитательного коллектива как содружества педагогов и воспитанников, руко­водство его развитием составляет в логике технологии основной педагогический процесс, в котором реализуются цели воспита­ния, та самая программа личности, о которой речь шла выше. Начать этот процесс, направлять его развитие — вот главная за­дача любого педагога, воспитателя, директора школы, руководи­теля кружка и любого трудового и творческого объединения де­тей. А для этого нужно педагогическое мастерство.

А.С.Макаренко первым поставил в полном объеме вопрос о мастерстве в педагогике. Если бы он сделал одно толь­ко это, он навсегда остался бы в науке о воспитании значитель­ной фигурой. Это особенно ясно в наши дни, когда в ряде педа­гогических вузов появились кафедры педагогического мастерст­ва, а одноименные спецкурсы читаются чуть ли не во всех педа­гогических учебных заведениях.

И как символично, что первая кафедра педагогического мас­терства была создана в Полтавском пединституте. В том самом, который прежде был учительским и который в июле 1817 г. окончил Антон Семенович, а через 21 год его выпускником стал другой выдающийся педагог-гуманист — Василий Александро­вич Сухомлинский.

Мастерство педагога в понимании Макаренко — это слож­нейший комплекс знаний и умений. На первом месте в нем сто­ит мастерство организатора. Макаренко не раз подчеркивал, что воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора. И этот его вывод вытекает из верного понимания воспитания и развития личности, из концепции воспитательного коллектива. Воспитатель, если он действительно хочет воспитывать, призван организовывать педагогически целесообразную жизнь детей, ор­ганизовывать коллектив, руководить им. Для этого он должен быть хорошим организатором. Такова первая составная часть педагогического мастерства. Но этого мало.

Таковы основные слагаемые педагогического мастерства.

А.С.Макаренко утверждал: мастерство — это то, чему можно научиться, и каждый педагог может стать большим мастером. Этот оптимистический завет педагогической молодежи несет большую гуманистическую нагрузку. Сколько изломанных педа­гогических судеб и несостоявшихся жизненных планов из-за то­го, что молодые педагоги на начальном этапе своей работы не овладели мастерством! Можно смело сказать, что 99% всех на­ших неудач и просчетов на педагогическим поприще упираются в дефицит педагогического мастерства.

Педагогическое творчество А.С.Макаренко — педагогика реального гуманизма. Имя его всегда будет стоять в ряду величайших педагогов-гуманистов прошлого, таких, как И.Г.Песталоцци и К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и С.Т.Шацкий. И нелишне еще раз заметить: педагогический опыт каждого из них был стремлением помочь обездоленным детям. Сказано: по де­лам их узнаете их. На самый трудный участок педагогического фронта — на спасение беспризорных детей подвигла судьба Ан­тона Семеновича Макаренко в годы гражданской войны и всеоб­щей разрухи в нашей стране. И он добился поразительных ре­зультатов.


А.С. Макаренко на протяжении всей своей творческой деятельности стремился осмыслить вопрос о сущности педагогического таланта и о взаимоотношениях личных дарований и методической вооружённости в деле подготовки полноценного учителя-воспитателя. В результате долгих размышлений над собственной практикой он пришёл к весьма важным выводам: в основе педагогического мастерства лежит идейная направленность, благородный моральный облик учителя, сознательное и одновременно с этим страстное отношение к своему делу, глубокое знание своего дела, а также овладение педагогической техникой.

А.С. Макаренко требовал от учителя не недюжинных способностей, не гениальности и талантливости. Он требовал одного – это энтузиазма в деле, любви и страсти в деле, преданности, чтобы человек любил свою работу.

Одним из самых интересных вопросов в этой связи, является вопрос о том, какого рода работу проводил А.С. Макаренко с сотрудниками своего коллектива, стремясь сделать из обычных рядовых людей подлинных мастеров своего дела. Его поведение было подчинено требованиям строгой логики, предусматривающей по существу строжайшую последовательность действий.

Научно обоснованная система воспитания была такой последовательной и чёткой, что новый работник быстро проникался её требованиями и сразу находил верную линию своего собственного поведения.

Однако свой собственный пример, а также целесообразную организацию жизни и деятельности воспитанников А.С. Макаренко не считал достаточным для творческой переподготовки окружающих его учителей.

Не может быть хорошими воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимость выражения или сдержать своё настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть весёлым, серьёзным. Воспитатель должен вести себя так, чтобы каждое движение воспитывало.

Педагогическая работа состоит из непрекращающихся многочисленных операций, растянутых на год, годы или проведённых в течение нескольких дней. Но всякая такая операция строится на сложной режиссуре.

Требовательное уважение, связанное с доверием, должно лечь в основу работы каждого учителя. Каждого воспитанника надо увлекать верой в его человеческую ценность. Требовательность учителя к детям ни в коем случае не должна носить характера суровости.

О необходимости любви к детям, А.С. Макаренко имел ввиду только сдержанность во внешнем выражении любви. Великая любовь к детям должна проявляться в заботе о них, в доверчивости, правдивости, простоте и искренности, а также в доброте без приторности и наигранности, в той доброте, которая всегда найдёт отклик в детской душе.

Если между учителем и школьниками устанавливаются отношения полного доверия и уважения, то учитель приобретает не просто право, а подлинную возможность предъявлять категорические требования и даже налагать запрет. Но такие требования возможны лишь когда ученик не сомневается в правоте учителя и сам учитель уверен в ней.

Для успеха учителю необходимо хорошо знать и особенности характера каждого воспитанника, его стремления, сомнения, слабости, достоинства. Следует помогать организовывать их жизнь и деятельность, скрывая по возможности сущность своей педагогической позиции.

Несмотря на различия в экономико-политических и социальных принципах устройства СССР и современной России, в условиях модернизации школы указанные положения о мастерстве учителя являются фундаментальными и по-прежнему актуальны, в связи с тем, что в их основе лежат общечеловеческие и духовные принципы.

Особая благодарность за предоставление материалов для статьи сотрудникам Музея А.С. Макаренко (Россия, Москва, Поклонная улица, д. 16).

1. А.С. Макаренко. Книга №2. – Львов: ЛГУ, Вища школа, 1985.

2. Наследие А.С. Макаренко в воспитательной работе с учащимися. – Горький: Педагогическое общество РСФСР, 1988.

3. Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко. Изд. 3. – М.: Высшая школа, 1972.

Основные термины (генерируются автоматически): учитель, педагогическая техника, педагогическое мастерство, ребенок, воспитанник, дело, педагогическая работа, педагогический коллектив.

Похожие статьи

Мастерство воспитателя – успех развития полноценного.

педагогическое мастерство, коллектив, том, педагог, воспитание, педагогическая техника, великий педагог, гармоническая личность, детский коллектив, богатство связей.

Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания.

Педагогический авторитет учителя. Автор: Каратыгина Елена Валерьяновна. Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы.

Учителя имеют дело с самым сложным, бесценным, самым дорогим, что есть в жизни, — с человеком.

Педагогическое мастерство учителя заключается в активизации познавательной деятельности младших школьников.

Такая работа сплачивает детский коллектив, развивает внимание и уважение к суждениям других учеников.

Понятие и некоторые особенности педагогического мастерства

педагогическое мастерство, способность, учебно-воспитательная работа, учебно-воспитательный процесс, знание, психолого-педагогическая литература, высокий уровень, педагог, качество личности, умение.

Педагогическое мастерство в решении педагогических задач

Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как важный фактор воспитания ребёнка.

Педагогический такт — неотъемлемая часть мастерства.

Педагогический такт — это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с обучающимися и их родителями, а также способность соблюсти меру своего влияния на детей.

Использование воспитателем актерских умений.

педагог, педагогическая деятельность, элемент, воспитанник, актерское мастерство педагога, педагогический процесс, актерское мастерство, педагогический артистизм, профессиональное мастерство.

Роль педагогического мастерства педагога в повышении.

Формирование педагогических способностей будущего учителя.

педагогические способности, педагогическое мастерство, талант, педагогическая деятельность, коммуникативные способности, организаторские способности

О подготовке будущего учителя начальных классов к работе в условиях информатизации образования.

Создание сплоченного и работоспособного воспитательного коллектива как содружества педагогов и воспитанников, руководство его развитием составляет в логике технологии основной педагогический процесс, в котором реализуются цели воспитания, та самая программа личности, о которой речь шла выше. Начать этот процесс, направлять его развитие – вот главная задача любого педагога, воспитателя, директора школы, руководителя кружка и любого трудового и творческого объединения детей. А для этого нужно педагогическое мастерство.

А. С. Макаренко первым поставил в полном объеме вопрос о мастерстве в педагогике. Если бы он сделал одно только это, он навсегда остался бы в науке о воспитании значительной фигурой. Это особенно ясно в наши дни, когда в ряде педагогических вузов появились кафедры педагогического мастерства, а одноименные спецкурсы читаются во многих педагогических учебных заведениях.

И как символично, что первая кафедра педагогического мастерства была создана в Полтавском пединституте. В том самом, который прежде был учительским и который в июле 1817 г. окончил Антон Семенович, а через 21 год его выпускником стал другой выдающийся педагог-гуманист – Василий Александрович Сухомлинский.

Мастерство педагога в понимании Макаренко – это сложнейший комплекс знаний и умений. На первом месте в нем стоит мастерство организатора. Макаренко не раз подчеркивал, что воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора. И этот его вывод вытекает из верного понимания воспитания и развития личности, из концепции воспитательного коллектива. Воспитатель, если он действительно хочет воспитывать, призван организовывать педагогически целесообразную жизнь детей, организовывать коллектив, руководить им. Для этого он должен быть хорошим организатором. Такова первая составная часть педагогического мастерства. Но этого мало.

Таковы основные слагаемые педагогического мастерства.

А. С. Макаренко утверждал: мастерство – это то, чему можно научиться, и каждый педагог может стать большим мастером. Этот оптимистический завет педагогической молодежи несет большую гуманистическую нагрузку. Сколько изломанных педагогических судеб и несостоявшихся жизненных планов из-за того, что молодые педагоги на начальном этапе своей работы не овладели мастерством! Можно смело сказать, что 99% всех наших неудач и просчетов на педагогическим поприще упираются в дефицит педагогического мастерства.

Педагогическое творчество А. С. Макаренко – педагогика реального гуманизма. Имя его всегда будет стоять в ряду величайших педагогов-гуманистов прошлого, как И. Г. Песталоцци и К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, С. Т. Шацкий. И нелишне еще раз заметить: педагогический опыт каждого из них был стремлением помочь обездоленным детям. Сказано: по делам их узнаете их… На самый трудный участок педагогического фронта – на спасение беспризорных детей подвигла судьба Антона Семеновича Макаренко в годы гражданской войны и всеобщей разрухи в нашей стране. И он добился поразительных результатов.

Педагогика XXI века. Какой она будет?

К этому выводу ведет нас понимание воспитания – предмета педагогики, которое высветил для нас А. С. Макаренко. Теория развития личности, возрастного созревания детей непременно станет фундаментом педагогического знания, а познание объективных законов воспитания и развития личности составит истинное могущество педагогического знания. На этом пути педагогика из собрания субъективно выведенных принципов и правил воспитательной деятельности превратится в подлинную науку, изучающую и описывающую объективно-закономерные явления и факты, дающую им математически точные оценки.

Важнейшим отделом педагогической науки станет теория педагогического мастерства. Она предложит учителям и воспитателям богатейший арсенал педагогических средств управления процессом воспитания, вооружит их знанием педагогических ситуаций, умением их анализировать и на этой основе безошибочно выбирать нужные методы и приемы. А главное — педагогика будет помогать педагогам технологически мыслить и действовать по логике, начала которой заложил Макаренко.

1. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1984.

2. Гавакова Т. И. А. С. Макаренко как психолог. Творческое использование идей A.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского в формировании педагогического мастерства. / Под ред. B. Е. Лобурца. – Полтава, 1983.

3. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М., 1988.

4. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. – М., 1989.

5. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. – М., 1972.

6. Моргун В. Ф. Психическая и социальная зрелость личности. А. С. Макаренко и Полтавщина. / Под ред. И. Ф. Кривоноса. – Полтава, 1986.

7. Мудрик А. В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. – М., 1983.

8. Педагогика. / Под ред. П. А. Пидкасистого. – М.: Акалис, 2007.

9. Психология развивающейся личности. / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1987.

10. Фролов А. А. Организация воспитательного процесса в практике А. С. Макаренко. / Под ред. В. А. Сластенина и Н. Э. Фере. – Горький, ГГПИ им М. Горького, 1976.

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 49007
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Макаренко педагогические идеи

Чтобы грамотно воспитать человека в любом обществе, важно понимать принцип интегрирования его в систему жизнедеятельности. Я стал замечать, что отказ от идеологических норм поведения в современном обществе ведут к регрессу института воспитания. Макаренко одним из последних, а ушел из жизни он 80 лет тому назад, пытался структурировать в образовательном и трудовом процессе методику воспитательных процедур. Личность человека может быть абсолютно свободной в закрытой системе и наоборот резко ограничена в развитии при номинальной демократии. Макаренко педагогические идеи разрабатывал и применял на практике, работая в колонии несовершеннолетних преступников, которые под его руководством стали здоровыми и полезными обществу людьми.

Кто такой Макаренко?

Антон Семенович Макаренко поклонник марксистко-ленинской теории, практик, публицист и просто неординарный человек. Мы не раз слышали это имя в медийной сфере, в программах про воспитание, фильмах про детей и в исторических передачах. Макаренко и его педагогические идеи применимы и в наши дни, они адаптивны под систему власти.

основные идеи и методы педагога макаренко

Вклад Макаренко в педагогику

Базисной мыслью великого воспитателя стала идея объединения людей через коллективизм. В угоду времени личность могла развиваться через активное участие в жизни общества и трудового коллектива. В процесс воспитания человека, как единицы этого коллектива, стали прописываться основные педагогические идеи Макаренко.

Антон Семенович за пятьдесят один год своей жизни смог совершить революцию в процессе воспитания молодых людей, его практические примеры являются основой большинства программ в образовательных и воспитательных учреждениях. Позже это удалось обработать, упорядочить и соединить в методических пособиях по педагогике.

Основные педагогические идеи Макаренко

В основу своих методик Антон Семенович заложил принцип параллельного действия. Суть его проста, но и одновременно сложна в понимании. Человек должен являться центральной точкой развития общественной и его собственной жизни, а также стать важнейшей составляющей трудового коллектива. Он выступает творцом успеха во всех аспектах его жизнедеятельности, а принципы и нормы закладываются учителями на первом этапе воспитательного процесса. Так учили нас и наших предков, что сейчас происходит в школах, этого сказать точно не могу.

педагогические идеи антона макаренко о воспитании

Человек должен с раннего детства играть в жизнь, но с максимальной ответственностью и уважением к другим участникам процесса, чего не наблюдается в современном обществе. Кратко свои идеи Макаренко выделял через коллектив:

  • назначение должностей в органах самоуправления.
  • качественная связь с обществом.
  • единая цель для команды единомышленников.
  • разработка комплекса общих действий для ее достижения.
  • контроль, дисциплина и ответственность.

идеи воспитание коллектива по методикам антона макаренко

Педагогические идеи Антона Семеновича рассматриваются через призму соблюдения режима, трудового распорядка дня, организации активного отдыха. Через творческую составляющую происходит развитие личности в человеке, его индивидуальные успехи внутри коллектива способствуют росту веры в свои силы и раскрывают оптимально имеющийся потенциал.

Основные идеи Макаренко заключаются в индивидуальном подходе к каждому ребенку. Профессионализм педагога должен заключаться в умении подводить от частностей к общему, точечно и конструктивно. Я понимаю методики легендарного учителя, как умение через конкретные задачи подключать у ребенка максимальный интерес к общественно-полезной жизни.

Читайте также: