Как рассматривают представители экономической школы государственный долг

Обновлено: 05.07.2024

п е р е к л а д ы в а н и е с р е д с т в г о с у д а р с т в о м и з п р а в о й р у к и – в л е в у ю .

П о л и т и к а г о с у д а р с т в е н н о й з а д о л ж е н н о с т и п о с т е п е н н о о с л а б л я е т к а ж д о е

г о с у д а р с т в о , к о т о р о е е ю в о с п о л ь з о в а л о с ь . Т а м , гд е го с у д а р с т в е н н ы й д о л г

о д н а ж д ы п р е в ы с и л о п р е д е л е н н ы й у р о в е н ь , п о ч т и н и к о г д а н е у д а е т с я е г о

с п р а в е д л и в ы м о б р а з о м и п о л н о с т ь ю п о г а с и т ь . П р и э т о м о н д о с т а т о ч н о

п р а г м а т и ч е н , ч т о б ы с м и р и т ь с я с г о с у д а р с т в е н н ы м д о л г о м , е с л и и з д е р ж к и

Т а к им о б р а з о м , к р е д и т н о е ф и н а н с и р о в а н и е р а с х о д о в , н е с м о т р я н а

е г о н е г а т и в н о е в л и я н и е , в о т д е л ь н ы х с л у ч а я х я в л я е т с я н е о т ъ е м л е м ым э л е -

м е н т о м д е я т е л ь н о с т и г о с у д а р с т в а . П о п о в о д у н е о б х о д и м о с т и в ы б о р а

м е ж д у г о с у д а р с т в е н н ы м к р е д и т о м и п о в ы ш е н и е м н а л о г о в A . С м и т

п р и х о д и т к з а к л ю ч е н и ю , ч т о г о с у д а р с т в е н н а я з а д о л ж е н н о с т ь в

з н а ч и т е л ь н ы х р а з м е р а х и з ы м а е т и з о б р а щ е н и я и м е ю щ и й с я к а п и т а л —

п о в ы ш е н и е н а л о г о в п р о и с х о д и т з а с ч е т с о к р а щ е н и я п о т р е б л е н и я — н о

м е н е е пр е п я т с т в у е т о б р а з о в а н и ю но в о г о ка п и т а л а . Э т о п р е и м у щ е с т в о

г о с у д а р с т в е н н о й з а д о л ж е н н о с т и с п р а в е д л и в о , о д н а к о , т о л ь к о в о в р е м я

в о й н ы , т а к к а к в э т о м с л у ч а е н е с к о л ь к о с м я г ч а е т с я , п о с р а в н е н и ю с


е д и н с т в е н н а я э к о н о м и ч е с к и з н а ч и м а я и н е о б х о д и м а я д е я т е л ь н о с т ь

г о с у д а р с т в а — в ы п у с к д е н е г ч е р е з с о з д а н н ы й п р а в и т е л ь с т в о м

п р е д п о л а г а е м о е в о з д е й с т в и е г о с у д а р с т в е н н о г о д о л г а н а р а з в и т и е

с о в о к у п н о г о о с н о в н о г о к а п и т а л а — о с н о в н о г о п р о д у к т и в н о г о и с т о ч н и к а

н а ц и и . Х о т я н а л о г и т а к ж е п р е п я т с т в у ю т н а к о п л е н и ю ка п и т а л а , о н и м е н е е

о б р е м е н и т е л ь н ы д л я г о с у д а р с т в а , че м г о с у д а р с т в е н н ы й д о л г , та к к а к

п о с л е д н и й к о с в е н н о и н е з а м е т н о с о к р а щ а е т р а с п о л а г а е м ы й д о х о д

О п и с а н н ы й Д а в и д о м Р и к а р д о м е х а н и з м , д е л а ю щ и й г о с у д а р с т в е н н ы й

д о л г п р е п я т с т в и е м н а к о п л е н и ю к а п и т а л а , и з в е с т е н в э к о н о м и ч е с к о й

т е о р и и к а к “ и л л ю з и я Р и к а р д о ” и л и “ г и п о т е з а о т л и ч и т е л ь н о г о э ф ф е к т а

п о т р е б л е н и я ” . С о г л а с н о э т о й г и п о т е з е , н а л о г о п л а т е л ь щ и к и , в с л у ч а е

ф и н а н с и р о в а н и я г о с у д а р с т в е н н ы х р а с х о д о в з а с ч е т д о л г а , н е

р а с с м а т р и в а ю т ф а к т и ч е с к и й р а з м е р б у д у щ и х о б я з а т е л ь с т в п о о пл а т е

п р о ц е н т о в з а с ч е т н а л о г о в в к а ч е с т в е б р е м е н и , в е д у щ е г о к у м е н ь ш е н и ю

к а п и т а л а , и с ч и т а ю т с е б я б о г а ч е , ч е м в с л у ч а е н а л о г о в о г о ф и н а н с и р о в а н и я .

Э т о , о д н а к о , н е с о о т в е т с т в у е т д е й с т в и т е л ь н о с т и , т а к к а к н а л о г и и

г о с у д а р с т в е н н ы й д о л г , с о г л а с н о Д а в и д у Р и к а р д о , р а з л и ч а ю т с я т о л ь к о

ф о р м о й , и х э к о н о м и ч е с к о е с о д е р ж а н и е о д н о и т о ж е . Р а з л и ч и е в ф о р м е

ф и н а н с и р о в а н и я с т а н о в и т с я э к о н о м и ч е с к и р а з л и ч и м ы м т о л ь к о б л а г о д а р я

У в е л и ч е н и е п о т р е б и т е л ь с к и х р а с х о д о в , о с н о в а н н о е н а ил л ю з и и р о с т а

ф а к т и ч е с к и р а с п о л а г а е м о г о к а п и т а л а в с л е д с т в и е у м е н ь ш е н и я н а л о г о в о г о

б р е м е н и , в е д е т к с н и ж е н и ю и н в е с т и ц и й и , п о с р а в н е н и ю с н а л о г о в ы м ф и -

н а н с и р о в а н и е м г о с у д а р с т в е н н ы х н у ж д , к у м е н ьш е н и ю о с н о в н о г о к а п и т а л а .

П р а к т и к а г о с у д а р с т в е н н о г о д о л г а п р о в о ц и р у е т , та к и м о б р а з о м ,

и р р а ц и о н а л ь н о е п о в е д е н и е , к о т о р о е д е л а е т н а с м е н е е э к о н о м н ы м и и

в в о д и т в з а б л у ж д е н и е п о п о в о д у н а ш е г о ф а к т и ч е с к о г о п о л о ж е н и я .


М и р о в о й к р и з и с 1 9 2 9 — 3 3 г г . п о к а з а л , ч т о п р е д с т а в л е н и я к л а с с и к о в о

с а м о р е г у л и р о в а н и и р ы н о ч н о й с и с т е м ы о к а з а л и с ь с к о р е е п р и м е н и м ы м и к

о с о б о м у с л у ч а ю , ч е м о б щ и м п р а в и л о м . Т е о р и я Д . К е й н с а о з н а м е н о в а л а

н о в ы й п о д х о д к в о п р о с у о р о л и и м е с т е г о с у д а р с т в а в о б щ е с т в е н н о м

в о п р о и з в о д с т в е и о з н а ч а л а р а з р ы в с п р еж н и м и п р е д с т а в л е н и я м и ,

с у щ е с т в о в а в ш и м и в э к о н о м и ч е с к о й т е о р и и , о з н а ч е н и и г о с у д а р с т в е н н ы х

р е г у л и р о в а н и я э к о н о м и к и . П р и э т о м т а к н а з ы в а е м а я “ к е й н с и а н с к а я


р е в о л ю ц и я ” пр и в н е с л а м н о ж е с т в о н о в ы х а с п е к т о в в о б с у ж д е н и е пр о б л е м

В в е д е н н а я в э к о н о м и ч е с к у ю т е о р и ю в 4 0 - х г о д а х п р о ш л о г о с т о л е т и я

н о в а я ц е н т р а л ь н а я к а т е г о р и я “ ф у н к ц и о н а л ь н ы е ф и н а н с ы ” о б у с л о в и л а

р а с с м о т р е н и е г о с у д а р с т в е н н о й з а д о л ж е н н о с т и в н о в о й т е о р е т и ч е с к о й

п л о с к о с т и , п о с р е д с т в о м ч е г о , п о к р а й н е й м е р е , в н а у ч н о й о б л а с т и б ы л а

о к о н ч а т е л ь н о п р е о д о л е н а ф ал ь ш и в а я а н а л о г и я м е ж д у г о с у д а р с т в е н н ы м

б ю д ж е т о м и б ю д ж е т а м и ч а с т н ы х д о м о х о з я й с т в . И д е я ф у н к ц и он а л ь н о й

ф и н а н с о в о й п о л и т и к и с о с т о я л а в т о м , ч т о п р о в о д и м ы е г о с у д а р с т в о м

б ю д ж е т н о- н а л о г о в а я п о л и т и к а , б а л а н с и р о в а н и е д о х о д о в и р а с х о д о в ,

п л а н и р о в а н и е и ос у щ е с т в л е н и е го с у д а р с т в е н н ы х з а й мо в и их в ы п л а т ,

э м и с с и я н о в ы х д е н е г и и х и з ъ я т и е и з о б р а щ е н и я и т . п . д о л ж н ы б ы т ь , в

п е р в у ю о ч е р е д ь , о р и е н т и р о в а н ы н а и х р е а л ь н ы е в о з д е й с т в и я н а н а р о д н о е

х о з я й с т в о . Э т о т п ри н ц и п , д о л ж е н б ы л о ц е н и в а т ь б ю д ж е т н о - н а л о г о в ы е

м е р оп р и я т и я п о т о м у , к а к о н и в о з д е й с т в у ю т н а э к о н о м и к у , и с т а л

Б л а г о д а р я “ ф у н к ц и о н а л ь н о м у ” р а с с м о т р е н и ю , го с у д а р с т в о п о л у ч и л о

п р а в о н е т о л ь к о м о н е т а р н о , н о и п о с р е д с т в о м д р у г и х а н т и ц и к л и ч е с к и х

м е р оп р и я т и й п о с г л а ж и в а н и ю к о н ъ ю н к т у р н ы х к о л е б а н и й р е а л ь н о

в м е ш и в а т ь с я в с т р у к т у р у о б щ е с т в е н н о г о п р о ц е с с а п р о и з в о д с т в а и

р а с п р е д е л е н и я . В о з н и к а ю щ и й п р и э т о м г о с у д а р с т в е н н ы й д о л г я в л я е т с я

о д н и м из с л е д с т в и й с т а б и л и з а ц и о н н о й г о с у д а р с т в е н н о й п о л и т и к и . По

и з м е н е н и е с т а в к и п р о ц е н т а ( в в и д у о г р а н и ч е н н о й в о з м о ж н о с т и э т о й

с т а в к о й м а н и п у л и р о в а т ь) , я в л я е т с я н е п о д х о д я щ е й д л я у в е л и ч е н и я

с к л о н н о с т и к и н в е с т и ц и я м , а , с л е д о в а т е л ь н о , и д л я р е ш е н и я п р о б л е м ы

з а н я т о с т и . Э ф ф е к т и в н е й , н а е г о в з гл я д , б ы л о б ы и с п о ль з о в а н и е

и н с т р у м е н т о в б ю д ж е т н о - н а л о г о в о й п о л и т и к и , т . е . в о з д е й с т в и е

г о с у д а р с т в е н н о г о бю д ж е т а н а ц е н т р а л ь н у ю д е т е р м и н а н т у с к л о н н о с т и к

в л о ж е н н о г о к а п и т а л а . Б ю д ж е т н о - н а л о г о в а я п о л и т и к а с т а б и л и з и р у е т

о ж и д а е м у ю п р и б ы л ь п о с р е д с т в о м с о х р а н е н и я ( у в е л и ч е н и я ) с о в о к у п н о г о

с п р о с а в б у д у щ е м , п р о и с х о д я щ е г о з а с ч е т с н и ж е н и я н а л о г о в п р и

н е и з м е н н ом у р о в н е р а с х о д о в , т . е . з а с ч е т к р е д и т н о г о ф и н а н с и р о в а н и я .

П р е д л а г а я э т у ф о р м у г о с у д а р с т в е н н о г о в м е ш а т е л ь с т в а Д . К е й н с п р и д а в а л

ц е н т р а л ь н о е зн а ч е н и е г о с у д а р с т в е н н о й з а д о л ж е н н о с т и ка к м о н е т а р н о м у и

ф и н а н с о в о - т е х н и ч е с к о м у э л е м е н т у п о л и т и к и з а н я т о с т и . Т а к и м о б р а з о м ,

к е й н с и а н с к а я э к о н о м и ч е с к а я т е о р и я о т в е р г л а д о г м а т с б а л а н с и р о в а н н о г о

б ю д ж е т а , л е г а л и з у я б ю д ж е т н ы е д е ф и ци т ы д л я с т и м у л и р о в а н и я э к о н о м и к и ,

а г о с у д а р с т в е н н ы й д о л г с т а л н е о т ъ е м л е м о й ч а с т ь ю к о н ъ ю н к т у р н о й

28,4 трлн долларов – поистине астрономическая сумма. Чтобы осознать, насколько это много, попробуйте представить гору чистого золота весом в полмиллиона тонн – она будет сравнима с египетской пирамидой средних размеров. И это не оценочные затраты на колонизацию Марса в ближайшем столетии, а размер долга.

Конечно, вы догадались, что речь идет о госдолге США. Объем их ВВП более века является самым большим в мире, но даже он не дотягивает до размера ее государственных обязательств (107% от ВВП).

На первый взгляд положение нашей страны намного устойчивее, чем США. Однако все не так просто.

Что такое госдолг

Кто и кому должен, и, главное, кто понесет ответственность за неисполнение своих обязательств?

Госдолг – это важный макроэкономический показатель, который отражает объем задолженности государства перед различными кредиторами, в числе которых могут быть:

  • другие страны;
  • иностранные и интернациональные корпорации;
  • банки и другие финансовые организации;
  • физические лица (квалифицированные инвесторы и обычные граждане).

Да-да, любой россиянин может одолжить денег государству. Причем не только своему, но и многим другим. И для этого не нужно нести в Министерство Финансов наличные деньги или переводить их на банковскую карту директору ФРС (Федеральная резервная система США – аналог нашего Центробанка).

Достаточно открыть брокерский счет в любом банке и приобрести государственные облигации. В России они называются ОФЗ (облигации федерального займа), в США – казначейские облигации (иначе – трежерис).

Логика следующая: если минфин США поднимает доходность трежерис, это значит, что интерес инвесторов к ним падает. Чтобы его поддержать, приходится увеличивать купонный доход (прибыль с каждой облигации).

Соответственно, с одной стороны будет быстрее расти задолженность государства перед держателями облигаций, с другой – пассивность инвесторов означает слабую веру в потенциал экономического роста страны. Оба фактора не предвещают США, а значит, и всей мировой экономике ничего хорошего.

Таким образом, чем более устойчива экономика страны и выше ее кредитный рейтинг, тем ниже доходность государственных облигаций. Она напрямую зависит от ключевой ставки Центробанка.

К примеру, для США этот показатель является одним из самых низких – базовая ставка ФРС сохраняется на уровне 0,25%. Соответственно, купонный доход для трежерис – в пределах 1-2%.

В России ключевая ставка уже достигла 6,75%, а доходность вновь выпущенных ОФЗ начинается от 7,5%. Приблизительно такая же картина и в других развивающихся странах.

Дефолт (англ. default – неуплата) – ситуация, когда правительство страны отказывается от выполнения финансовых обязательств перед кредиторами в связи с отсутствием денег. То есть это своего рода банкротство на государственном уровне.

Многие помнят август 1998 года, когда Россия объявила дефолт. Главной причиной была неспособность государственных институтов власти выплачивать купонный доход по ОФЗ из-за неэффективного финансового планирования и управления. Вы можете защитить свои накопления в эпоху экономических бурь, открыв вклад в Совкомбанке с отличной процентной ставкой.

А вот Аргентина, к примеру, объявляет дефолт с завидной регулярностью. Но это характерно только для стран с молодой развивающейся экономикой.

Если вы беспокоитесь о сохранности кровно заработанных денег, советуем открыть вклад в Совкомбанке. Все вклады нашего банка застрахованы, а доход не только поможет покрыть уровень инфляции, но и заработать.

Какие типы госдолгов существуют

Есть несколько видов классификации.

В зависимости от того, кому государство задолжало, госдолг делят на:

  • внешний, если кредиторы – другие государства, иностранные компании и частные инвесторы;
  • внутренний – обязательства перед собственными гражданами, отечественными фондами и корпорациями.

В более широком понимании внутренний долг может также включать социальные и пенсионные обязательства государственных служб перед своими гражданами, которые обеспечиваются из казны.

В России и в ряде других стран с федеративным устройством отдельную категорию внутреннего долга занимают обязательства регионов перед инвесторами, муниципалитетами и гражданами.

Кроме того, в зависимости от баланса задолженности и всех видов накоплений, государственный долг может быть:

  • положительным – если больше долгов;
  • отрицательным – если больше накоплений.

Очевидно, что власти любого государства должны стремиться сделать свой госдолг отрицательным. Однако у большинства развивающихся стран есть проблемы.

До лета 2020 года наш государственный долг был в отрицательных значениях – сумма на счетах двух суверенных российских Фондов (Резервном и Фонда национального благосостояния) превышала задолженность перед всеми кредиторами (внешними и внутренними).

Однако коронавирусный кризис подпортил эту радужную картину, и с тех пор баланс сдвинулся в область положительных значений. В настоящее время дефицит накоплений составляет около 80 млрд долларов США.

На 1 сентября 2021 года внешний долг России составляет 58,5 млрд $, внутренний – 16,5 трлн рублей. Общая сумма обязательств – около 20,8 трлн рублей.

В чем отличие между внутренним и внешним госдолгом

В первую очередь – в предсказуемости. В отличие от обстановки на внутреннем рынке, которая более или менее прогнозируема, внешнеполитические игры чреваты резкими изменениями конъюнктуры.

Так, иностранные кредиторы теоретически могут внезапно потребовать исполнения обязательств по некоторым видам долга.

Кроме того, и этим часто пугают Россию, международные организации могут ввести санкции на госдолг. США, возглавляя неформальную коалицию западных стран, часто злоупотребляют этим рычагом давления против недружественных, по их мнению, государств. Например, против Ирана или Северной Кореи.

Как выплачивают госдолг

В соответствии с графиком. Отвечает за своевременное перечисление средств Министерство финансов, так что такой доход можно считать очень надежным.

Для каждой государственной облигации установлен срок ее обращения и периодичность выплаты купонного дохода держателю.

Фактически, все происходит просто: если вы открыли брокерский счет в банке, то в определенное время на него поступит заранее известная сумма – накопленный купонный доход (НКД).

Важно: с 1 января 2021 года владельцы российских ОФЗ должны уплачивать НДФЛ в размере 13% от прибыли. До этого такой доход налогом не облагался.

Вам не придется заполнять декларацию о доходах. Налог автоматически будет удержан брокером при перечислении вам прибыли.

О чем говорит размер госдолга

Здесь все относительно, поскольку само по себе абсолютное значение долга ни о чем не говорит. Более или менее ясную картину дает соотношение размера финансовых обязательств с ВВП страны.

Большое значение имеют и другие факторы:

Возвращаясь к госдолгу США, следует отметить, что несмотря на его огромный объем, американское правительство пока не считает положение критичным и продолжает повышать потолок долга. Основания для этого у него имеются – доллар уже 70 лет считается главной резервной валютой мира, которая составляет около ⅔ финансовых накоплений в мире.

А для России и других стран с развивающейся экономикой критически важен финансовый суверенитет, если они желают демонстрировать самостоятельность на международной политической и экономической аренах. Здесь, как и в человеческом обществе, – чем больше долг, тем сильнее связаны руки.

В современном мире практически все страны прибегают к заимствованиям, внутренним или внешним, для покрытия дефицита собственного бюджета. Долговое финансирование государственных расходов стало нормой для большинства развитых стран, тем более для стран с переходной экономикой и развивающихся. Не обошла эта тенденция и Российскую Федерацию, что ставит перед экономистами новые, необычные проблемы.

Классические экономисты в своих рассуждениях обычно предлагали полную занятость, неэластичное денежно-кредитное предложение, непроизвольный характер общественных расходов для целей и иных, чем оборона, правосудие, и т.д. поэтому они возражали против правительственных заимствований.

В их представлении, правительство, заимствуя и собирая налоги, чтобы оплатить платежи по процентам, лишает экономику наличных денег и капитала и использует эти ресурсы менее производственно, чем частные предприниматели.

Появилась классическая экономическая школа в конце 18 –начале 19 в. В Британии, которая в это время была вынуждена финансировать постоянные бюджетные дефициты, возникающие результате непрекращающихся войн в колониях и на европейском континенте при том, что внутриполитическая обстановка тех времен весьма ограничивала возможность повышения налогов. именно в это время государственный долг и его рост начали сильно влиять на функционирование экономики, и появилась реальная возможность банкротства государства и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. В 1786 г. Государственный долг Великобритании достиг 230 млн. фунтов стерлингов., что подвигло английский парламент на создание комиссии по сокращению национального долга, а к 1823 г. Долг возрос до 800 млн. фунтов и в 12 раз превысил национальный долг Франции. Размер долга превратился в одну из важнейших государственных проблем: расход на обслуживание долга достигли половины всех государственных расходов, что провоцировало увеличение прямых и косвенных налогов. в качестве мер по сокращению долга было, в частности, предложено введение новых налогов и создание специального фонда для погашения долга. Первый такой фонд был создан в 1716 г.

Большинство классических экономистов одобрительно относились к выплате долга, потому что налоги, требуемые для выплаты процентов по государственному долгу, имели свойство быть бременем для общества, но способы и источники выплаты его были предметом активных дискуссий. Разногласия сосредоточились в значительной степени округ использования фондов погашения государственного долга как средства для его автоматического сокращения. Многие классические экономисты не одобряли деятельности фонда погашения. Они обращали внимание на текущее непроизводительное использование его средств, заканчивающееся увеличением бюджета. Фонд погашения государственного долга рассматривался классиками как способ, увеличивающий расточительные государственные расходы. Также в классической литературе уделялось внимание тому, что государственный долг создавал благоприятные условия для непроизводительного класса рантье, живущего за счет государства.

Адам Смит, не будучи сторонником государственного долга, исходил из того, что правительство непроизвольно; оно способствует непроизводительной занятости, принимая во внимание, что промышленность поддерживает производительную занятость. Финансирование расходов бюджета за счет государственного долга, в его представлении, означает соответствующее сокращение частного капитала- это было краеугольным камнем представлений Смита относительно государственного долга. Он исходил из того, что средства, необходимые для этих целей, могли бы использоваться более продуктивно.

Все же Рикардо, в отличие от многих других авторов того периода, не отменил бы государственного долга.

Согласно рикардианским предложением, полное бремя оплаты государственного проекта, будет ли это война или королевский бал, будет нести поколение, живущее в то время, когда производятся расходы но это истинно только потому, что Рикардо предполагал, сто создание долга, с неотъемлемым от него обязательством обслуживать долг за счет будущих налоговых доходов, заставляет индивидуумов переоценивать в сторону уменьшения текущую стоимость их будущего потока доходов. Налоги непосредственно уменьшают имущество, имеющееся у индивидуума.

Соответственно, проценты по долгу не имеют никакого значения.

Джон Стюарт Милль также подчеркивал потери, к которым ведет перемещение капитала от частного бизнеса правительству. Но его согласие с теорией фонда заработной платы привело к одобрению правительственных займов, если они обеспечивались за счет дополнительных сбережений. Рост государственных заимствований был бы оправдан, например, если использование переданного капитала в частном секторе было бы непроизводительным. По мнению Милля, если в результате дополнительных правительственных заимствований выросла ставка процента, это свидетельство того, что правительство вывело с рынка капитал, который мог бы продуктивно использоваться частным сектором.

Акцент бремени долга, исключая преимущества, продолжил существование до 1930. намного раньше классики и также в течение периода их господства инакомыслящие приводили доводы в пользу роста государственных заимствований. Бодин, Пети, Мелон, Стиват- все представители аргумента в пользу государственного долга до того, как это сделал Мальтус.

Вольтер заявил, что правительство не могло бы обеднить себя эмиссией долговых обязательств, а Кондорсе доказывал, что государственные долги были плохи, только пока проценты по ним выплачивались иностранцам.

А.Хамильтон должен ясно классифицироваться как модернист в его позиции о государственном долге, и он был осведомлен о связи государственного долга с увеличением потребности в кредите. Он видел преимущества в государственном долге, он энергично доказывал, что правительство должно играть важную роль в экономической жизни страны. Он был сторонником фонда погашения. В его представлении, чрезмерный рост долга мог бы быть предотвращен путем создания фонда погашения, сроки которого должны быть определены сразу и должны подвергаться пересмотру только в случае согласия кредиторов. Все же он был настроен против быстрой выплаты государственного долга- он указывал на ее влияние на предложение денег и был очень критичен к тем, кто на словах поддерживал выплату долга, и все же не соглашался на увеличение налогов.

Немецкие авторы второй половины 19 в. больше обращали внимание на производительные аспекты государственных заимствований , чем это делали классики. Дитцель утверждал, что правительственное потребление- полностью производительная форма потребления, что государство- часть нематериального капитала общества и что займы производительны и служат сохранению и увеличению фиксированного национального капитала. Подобные представления были выражены фон Стейном и Михаклисом. Вагнер также был готов поддержать ссуды для экстраординарных целей, но в меньшей степени, чем другие. Его беспокоило возникновение ситуации, когда государство заимствовало капитал, который мог быть использован в частном секторе более производительно. В целом он был ближе к классикам, чем многие из других немецких авторов этого периода.

Представления классических экономистов о непроизводительном характере государственных расходов, необходимости строго следования принципу сбалансированности доходов и расходов бюджета и ограничения государственных заимствований, а также вера в то, что государство не должно активно вмешиваться в экономические процесс, превалировали до начала 20 в. Первая мировая война, а затем и великая депрессия привели к коренному пересмотру роли государства в экономике.

Понимание этих процессов учитывается в современных условиях выработки стратегии управления государственном долгом в России. Не вызывает сомнений, что эти процессы должны регулироваться государством.

2. Муниципальные заимствования как фактор экономического развития муниципальных образований.

Экономическая самостоятельность территорий в значительной степени обусловлена законодательно закрепленным разделением доходных полномочий и расходных обязательств, которые играют немаловажную роль в финансировании и регулировании социально-экономических процессов на всех уровнях бюджетной системы страны. Однако эта самостоятельность зачастую носит вынужденный характер, обоснованный определенным кругом закрепленных расходных обязательств, которые в большинстве территориальных образований не обеспечиваются в достаточном объеме доходами, аккумулируемыми в пределах собственных доходных полномочий.

Мировая практика дает широкий арсенал альтернативных источников покрытия бюджетных расходов на местах, одним из которых является выпуск облигационных займов. По нашему мнению, в условиях повышения уровня экономического развития многих муниципальных образований, роста реальных доходов населения и повышения инвестиционной привлекательности регионов в целом выпуск и размещение облигационных займов не только позволит увеличить доходную часть бюджетов муниципальных образований, но и создаст основы развития местного рынка ценных бумаг.

В государствах с развитой рыночной экономикой рынок государственных и муниципальных ценных бумаг осуществляет централизованное заимствование временно свободных денежных средств коммерческих банков, инвестиционных и финансовых компаний, предприятий и населения.

К бесспорным преимуществам эмиссии облигаций и заимствованиям на фондовом рынке можно отнести:

- удешевление заемных средств, так как цена заимствования финансовых ресурсов на рынке ниже цены заимствования из других источников;

- диверсификация источников заемных средств, что повышает надежность и устойчивость пассивов и снижает зависимость эмитента от традиционного источника финансовых ресурсов банковских кредитов;

- простота регулирования денежных потоков эмитента при выпуске облигаций нивелирует неравномерность поступлений в доходную часть бюджета;

-проведение операций на вторичном рынке государственных и муниципальных облигаций позволяет управлять ценой заемных источников; получение дополнительного дохода за счет проведения спекулятивных операций на рынке облигаций.

Ценные бумаги государства имеют, как правило, дна крупных преимущества перед другими доходными активами: максимально высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и, соответственно, минимальный риск и основного капитала и доходов по нему в сочетании с наиболее льготным налогообложением по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала.

Государственными субфедеральными ценными ми признаются ценные бумаги, выпущенные от имени органа исполнительной власти субъекта РФ. В целом субфедеральные займы имеют ряд привлекательных особенностей для всех участников рынка. Так, для инвесторов облигации субъектов РФ, гарантированные средствами региональных бюджетов, являются надежным долговым инструментом, уступая по этому критерию только федеральным цепным бумагам. Другими словами, они не только обладают аналогичными преимуществами, но и показывают более высокий уровень доходности по сравнению с федеральными ценными бумагами.

По нашему мнению, предоставление налоговых льгот и достаточно высокая надежность могут слагать субфедеральные займы инструментом привлечения инвестиций в экономику муниципальных образований.

В отличие от государственного рынок муниципальных ценных бумаг в России практически не развит. В основной своей массе муниципальные образования не имеют достаточных возможностей для выпуска облигационных займов. Это вызвано рядом объективных причин, из которых две наиболее значимые: отсутствие доверия населения и несоответствие реальных местных условий выпуска облигационного займа требованиям, определяемым Бюджетным кодексом РФ.

Для повышения интереса к муниципальным займам необходим целый комплекс мер наряду с разработкой налоговых льгот и гарантий обеспеченности. Подавляющее большинство займов гарантируется общим покрытием - бюджетом и имуществом (облигации Нижегородской области). Ряд займов обеспечивается доходами от реализации проектов в которые инвестируются заемные средства (облигации Липецкой области). Под реализацию целевых программ и инвестиционных проектов привлекали средства только некоторые субъекты РФ. Среди них: облигационные займы Московской области, Санкт-Петербурга, ряд эмиссий Краснодарского края. Целевые займы и займы под конкретные инвестиционные проекты более привлекательны для инвесторов и являются ярким примером мер, направленных на повышение роста интереса к региональным и муниципальным облигационным займам.

Для нерезидентов, особенно стратегических инвесторов, ценные бумаги региональных органов власти, выпускаемые для финансирования рентабельных производственных проектов, подкрепленные гарантиями местных бюджетов и предусматривающие возможность конвертации в акции финансовых предприятий, могут представлять значительный интерес. Однако для иностранных инвесторов такой интерес преимущественно будут вызывать облигации, выпускаемые экспортоориентированными регионами или под проекты в экспортоориентированных отраслях.

Одним из целевых займов является новый проект эмиссии облигаций, целью которого является привлечение средств для подготовки зимней Олимпиады в Сочи в 2014 г., определенное постановлением главы Краснодарского края от 07.09.2007 № 853. Эмитентом облигаций от имени субъекта РФ -Краснодарского края — выступает департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, который рассматривает в качестве потенциальных инвесторов 72 крупных предприятия Краснодарского края, в том числе банки и финансовые компании. В ходе эмиссии выпущены облигации с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга номиналом 1 000 руб., сроком обращения 1 820 дней, в течение которого предусмотрено 10 купонных периодов, количество 1 500000 шт. Эмиссия успешно проведена в срок до 31.12.2007.

Несмотря на то, что данная эмиссия была рассчитана на крупных инвесторов, она привлекательна и для физических лиц в силу низкого уровня риска вложений и достаточно высокой доходности. Однако в настоящее время в России субфедеральные и муниципальные займы, как правило, рассчитаны на юридических лиц. В этом состоит основное отличие российского рынка государственных ценных бумаг от западного, где физические лица являются полноправными участниками рынка государственных и муниципальных ценных бумаг. Hecoмненно, данный фактор тормозит развитие рынка государственных и муниципальных долговых ценных бумаг в России.

Отмечая негативные факторы, влияющие на развитие муниципального рынка ценных бумаг, к которым, кроме перечисленных, относятся также: недостаточный уровень развития законодательства, не всегда обоснованные ограничения и требования при выпуске эмиссии и др. Развитие рынка субфедеральных и муниципальных облигаций в России, вероятнее всего, будет происходить достаточно быстрыми темпами.

С одной стороны, фактором развития рынка муниципальных ценных бумаг является макроэкономическая стабилизация, но она же является следствием эффективного использования привлеченных инвестиций. Более прогнозируемые и растущие доходы региональных и муниципальных бюджетов привели к тому, что даже консервативные территории начинают использовать в качестве источников финансирования местных бюджетов заемные и привлеченные средства. В свою очередь сложившаяся инфраструктура позволяет осуществлять эмиссию с умеренными издержками и в приемлемые сроки, что и обосновывает выбор такого рода заимствований. С другой стороны, немаловажным фактором развития рынка муниципальных ценных бумах является усиление финансовой системы страны и рост спроса на облигации со стороны Пенсионного фонда РФ, страховых организаций, крупных коммерческих банков. Эти участники рынка в поисках инструментов с большей доходностью все чаще обращают свое внимание не на федеральные, а на региональные и муниципальные ценные бумаги, обладающие более высокой степенью риска, но и большей доходностью. Аналогичный интерес в настоящее время, в условиях высокого уровня инфляции и низких процентных банковских; ставок, проявляют физические лица, способные, инвестировать значительные объемы сбережений в муниципальные ценные бумаги.

В ближайшие годы, по оценкам экспертов, объем рынка субфедеральных и муниципальных облигаций достигнет 45 — 50 млрд руб. Основной прирост, как ожидается, придется на эмитентов, впервые выходящих на рынок. При этом новые крупные эмитенты на муниципальных и региональных рынках ценных. бумаг уже не появятся, и дальнейший рост эмиссий возможен лишь за счет выхода на рынок эмитентов с небольшими объемами, к которым относятся малые субъекты Федерации и небольшие муниципальные образования: Вместе с тем инвесторы пока не готовы к выходу большого количества новых малоизвестных ; и, с их точки зрения, высокорисковых эмитентов. Такого рода эмитентам необходима четко разработанная программа поддержи, включающая предоставление налоговых льгот и обязательное использование комбинированного подхода к обеспечению выпущенных ценных бумаг в целях снижения риска инвестора.

Эффективно использованные в экономике инвестиции, привлеченные в результате выпуска муниципальных ценных бумаг, могут стать важнейшим фактором ускорения экономического роста муниципальных образований, оптимизации воспроизводственной структуры хозяйства, повышения инвестиционной привлекательности, решения многих, задач, включая социальные, способствовать развитию, наукоемких и высокотехнологичных производств. Для ; управления этим процессом необходима продуманная -государственная система поддержки и регулирования ;, муниципального рынка ценных бумаг.

3. Дать определения понятиям

- условные обязательства – потенциальные обязательства, которые могут стать реальными, если произойдет определенное событие.

- риск рефинансирования - как правило, риски рефинансирования, связанные с краткосрочными ипотечными кредитами. Заемщики часто берут на себя непредвиденные риски, они предполагают, что они смогут рефинансировать из существующих ипотечных некоторые запланированные на поздний срок - как правило, до выплаты или процентная ставка сброса даты - чтобы избежать увеличения их ежемесячных платежей. Процентные ставки могут расти существенно до этой даты, или дом цена амортизации может привести к утрате акций, которые могут сделать это, сложно рефинансировать, как планировалось.

- кредитный риск (риск наступления гарантийного случая) - риск невыполнения обязательств одной стороной по договору и возникновения, в связи с этим, у другой стороны финансовых убытков. Кредитный риск связан с неплатежеспособностью покупателя, с военными действиями, с конфискацией, с введением ограничений и т.д.

- текущий долг - это расходы по выплате доходов, кредиторам срок погашения которых уже наступил.

- ОФЗ -ФК - облигации федерального займа с фиксированной купонной ставкой. Купонные ставки по данному виду бумаг принимают различные значения на протяжении периода их обращения.

28,4 трлн долларов – поистине астрономическая сумма. Чтобы осознать, насколько это много, попробуйте представить гору чистого золота весом в полмиллиона тонн – она будет сравнима с египетской пирамидой средних размеров. И это не оценочные затраты на колонизацию Марса в ближайшем столетии, а размер долга.

Конечно, вы догадались, что речь идет о госдолге США. Объем их ВВП более века является самым большим в мире, но даже он не дотягивает до размера ее государственных обязательств (107% от ВВП).

На первый взгляд положение нашей страны намного устойчивее, чем США. Однако все не так просто.

Что такое госдолг

Кто и кому должен, и, главное, кто понесет ответственность за неисполнение своих обязательств?

Госдолг – это важный макроэкономический показатель, который отражает объем задолженности государства перед различными кредиторами, в числе которых могут быть:

  • другие страны;
  • иностранные и интернациональные корпорации;
  • банки и другие финансовые организации;
  • физические лица (квалифицированные инвесторы и обычные граждане).

Да-да, любой россиянин может одолжить денег государству. Причем не только своему, но и многим другим. И для этого не нужно нести в Министерство Финансов наличные деньги или переводить их на банковскую карту директору ФРС (Федеральная резервная система США – аналог нашего Центробанка).

Достаточно открыть брокерский счет в любом банке и приобрести государственные облигации. В России они называются ОФЗ (облигации федерального займа), в США – казначейские облигации (иначе – трежерис).

Логика следующая: если минфин США поднимает доходность трежерис, это значит, что интерес инвесторов к ним падает. Чтобы его поддержать, приходится увеличивать купонный доход (прибыль с каждой облигации).

Соответственно, с одной стороны будет быстрее расти задолженность государства перед держателями облигаций, с другой – пассивность инвесторов означает слабую веру в потенциал экономического роста страны. Оба фактора не предвещают США, а значит, и всей мировой экономике ничего хорошего.

Таким образом, чем более устойчива экономика страны и выше ее кредитный рейтинг, тем ниже доходность государственных облигаций. Она напрямую зависит от ключевой ставки Центробанка.

К примеру, для США этот показатель является одним из самых низких – базовая ставка ФРС сохраняется на уровне 0,25%. Соответственно, купонный доход для трежерис – в пределах 1-2%.

В России ключевая ставка уже достигла 6,75%, а доходность вновь выпущенных ОФЗ начинается от 7,5%. Приблизительно такая же картина и в других развивающихся странах.

Дефолт (англ. default – неуплата) – ситуация, когда правительство страны отказывается от выполнения финансовых обязательств перед кредиторами в связи с отсутствием денег. То есть это своего рода банкротство на государственном уровне.

Многие помнят август 1998 года, когда Россия объявила дефолт. Главной причиной была неспособность государственных институтов власти выплачивать купонный доход по ОФЗ из-за неэффективного финансового планирования и управления. Вы можете защитить свои накопления в эпоху экономических бурь, открыв вклад в Совкомбанке с отличной процентной ставкой.

А вот Аргентина, к примеру, объявляет дефолт с завидной регулярностью. Но это характерно только для стран с молодой развивающейся экономикой.

Если вы беспокоитесь о сохранности кровно заработанных денег, советуем открыть вклад в Совкомбанке. Все вклады нашего банка застрахованы, а доход не только поможет покрыть уровень инфляции, но и заработать.

Какие типы госдолгов существуют

Есть несколько видов классификации.

В зависимости от того, кому государство задолжало, госдолг делят на:

  • внешний, если кредиторы – другие государства, иностранные компании и частные инвесторы;
  • внутренний – обязательства перед собственными гражданами, отечественными фондами и корпорациями.

В более широком понимании внутренний долг может также включать социальные и пенсионные обязательства государственных служб перед своими гражданами, которые обеспечиваются из казны.

В России и в ряде других стран с федеративным устройством отдельную категорию внутреннего долга занимают обязательства регионов перед инвесторами, муниципалитетами и гражданами.

Кроме того, в зависимости от баланса задолженности и всех видов накоплений, государственный долг может быть:

  • положительным – если больше долгов;
  • отрицательным – если больше накоплений.

Очевидно, что власти любого государства должны стремиться сделать свой госдолг отрицательным. Однако у большинства развивающихся стран есть проблемы.

До лета 2020 года наш государственный долг был в отрицательных значениях – сумма на счетах двух суверенных российских Фондов (Резервном и Фонда национального благосостояния) превышала задолженность перед всеми кредиторами (внешними и внутренними).

Однако коронавирусный кризис подпортил эту радужную картину, и с тех пор баланс сдвинулся в область положительных значений. В настоящее время дефицит накоплений составляет около 80 млрд долларов США.

На 1 сентября 2021 года внешний долг России составляет 58,5 млрд $, внутренний – 16,5 трлн рублей. Общая сумма обязательств – около 20,8 трлн рублей.

В чем отличие между внутренним и внешним госдолгом

В первую очередь – в предсказуемости. В отличие от обстановки на внутреннем рынке, которая более или менее прогнозируема, внешнеполитические игры чреваты резкими изменениями конъюнктуры.

Так, иностранные кредиторы теоретически могут внезапно потребовать исполнения обязательств по некоторым видам долга.

Кроме того, и этим часто пугают Россию, международные организации могут ввести санкции на госдолг. США, возглавляя неформальную коалицию западных стран, часто злоупотребляют этим рычагом давления против недружественных, по их мнению, государств. Например, против Ирана или Северной Кореи.

Как выплачивают госдолг

В соответствии с графиком. Отвечает за своевременное перечисление средств Министерство финансов, так что такой доход можно считать очень надежным.

Для каждой государственной облигации установлен срок ее обращения и периодичность выплаты купонного дохода держателю.

Фактически, все происходит просто: если вы открыли брокерский счет в банке, то в определенное время на него поступит заранее известная сумма – накопленный купонный доход (НКД).

Важно: с 1 января 2021 года владельцы российских ОФЗ должны уплачивать НДФЛ в размере 13% от прибыли. До этого такой доход налогом не облагался.

Вам не придется заполнять декларацию о доходах. Налог автоматически будет удержан брокером при перечислении вам прибыли.

О чем говорит размер госдолга

Здесь все относительно, поскольку само по себе абсолютное значение долга ни о чем не говорит. Более или менее ясную картину дает соотношение размера финансовых обязательств с ВВП страны.

Большое значение имеют и другие факторы:

Возвращаясь к госдолгу США, следует отметить, что несмотря на его огромный объем, американское правительство пока не считает положение критичным и продолжает повышать потолок долга. Основания для этого у него имеются – доллар уже 70 лет считается главной резервной валютой мира, которая составляет около ⅔ финансовых накоплений в мире.

А для России и других стран с развивающейся экономикой критически важен финансовый суверенитет, если они желают демонстрировать самостоятельность на международной политической и экономической аренах. Здесь, как и в человеческом обществе, – чем больше долг, тем сильнее связаны руки.

Читайте также: