Как рассказать краткое содержание по окружающему миру

Обновлено: 04.07.2024

Но задумывались ли вы о том, что пересказ — умение, которое не получится отработать за один день?

О том, зачем учить ребенку пересказу и как этот навык пригодится ему в будущем, мы попросили рассказать педагога, тренера по скорочтению и развитию памяти Светлану Коваль.

Пересказ — это изложение своими словами прочитанного текста. Главное здесь — соблюсти логику изложения и не упустить основные моменты, чтобы полно передать картину повествования. Отличительной особенностью хорошего пересказа можно назвать то, что мы выборочно используем из текста образные выражения, обороты (а не дословно заучиваем все от первого до последнего предложения) и стараемся с их помощью передать выразительность авторской речи.

Почему навык пересказа на самом деле очень важен (и не только детям!)

Посредством работы над пересказом мы расширяем словарный запас, совершенствуем память, внимание, восприятие, отрабатываем произношение, учимся составлять предложения, находить причинно-следственные связи, анализировать, мыслить критически.

Умение пересказывать можно назвать одним из базовых навыков.

Оно поможет с легкостью писать изложения, сдавать государственные экзамены и, конечно, свободно общаться, развернуто выражать свои мысли в жизни.

Разбираемся в причине трудностей

Основная причина трудностей — непонимание текста. Ребенок старается прочитать правильно и быстро, но при этом не вникает в суть. Он не улавливает смысл текста, а чтение выходит больше автоматическим. Нам же для пересказа важно переключиться на осмысленное чтение.

Немаловажную роль здесь играют способность концентрироваться и объем словарного запаса ребенка.

Важно: никогда не ругайте ребенка, что у него не получается пересказать текст так, как это видите вы.

Это может привести к потере мотивации и отказу выполнять задание.

Запаситесь терпением, каждый индивидуален в своем развитии — кому-то пересказ дается легко, а кому-то требуется немного больше времени на освоение этого умения.

Учимся пересказывать текст

Чтобы научиться пересказу, необходимо обучиться работе с текстом.

Стандартный способ работы с текстом, который чаще всего используют в школах, состоит из следующих шагов:

• Внимательное чтение текста

• Объяснение незнакомых слов

• Ответы на вопросы по содержанию

• Формулировка основной мысли текста

Я предлагаю использовать другой подход, более осознанный, когда мы сразу учимся выделять существенное и несущественное, видеть структуру текста, логические связи и так далее.

Давайте разберем этот способ пошагово.

Читаем текст, используя алгоритм эффективного чтения

Суть алгоритма в том, чтобы разложить информацию из текста по блокам:

• основная идея текста, вывод (при желании этот перечень можно изменять и дополнять).

После прочтения мысленно проходим по блокам, чтобы понять, все ли заполнили, не осталось ли пустых ячеек.

Ребенку можно объяснить этот алгоритм образно, будто у нас есть шкафчик с несколькими полочками, у каждой из которых свое назначение.

Наша задача — аккуратно разложить в нем все вещи, то есть информацию.

Выясняем, нет ли незнакомых и непонятных слов

Если такие слова есть, то разъясняем их значение. Можете даже завести отдельный словарик, в нем писать слово и зарисовывать маленькую картинку. Так ребенок лучше запомнит новую лексику, а потом быстрее узнает новые слова в тексте.

Уже одного такого подхода к тексту порой достаточно, чтобы пересказать его с одного прочтения, так как процесс чтения становится осознанным.

Что еще поможет подготовить хороший пересказ

Создавайте план пересказа. Для этого разделите текст на части по абзацам или по смыслу и дайте каждой части краткое обобщенное название (ключевое слово). Ключевое слово может быть любым. Главное, чтобы, припомнив его, ребенок легко извлек из памяти содержание всего фрагмента.

Для лучшего запоминания нарисуйте к каждой части пиктограмму — маленькое схематическое изображение.

После этого мысленно пробегитесь по созданному каркасу. В дальнейшем не будет необходимости записывать план на бумаге, всё это можно будет делать в уме.

Также для лучшего запоминания информации обсудите прочитанное более подробно. Поинтересуйтесь мнением школьника о поступках персонажей, спросите, что его заинтересовало в тексте.

Упражнения для тренировки

1. Распечатайте предложение и разрежьте на несколько частей, соберите кусочки по смыслу.

2. Подготовьте текст и попросите ребенка вычеркнуть слова, чтобы сократить его так, чтобы сохранить смысл.

3. Вместе с ребенком выделите ключевые слова в тексте и составьте из них рассказ.

4. Попросите ребенка найти в тексте самые короткие предложения, а потом поставьте задачу дополнить их, например, прилагательными.

5. Предложите ребенку пофантазировать, как бы он себя повел на месте главного героя.

7. Решайте текстовые задачи на логику — это поможет выработать вдумчивое отношение к тексту и осмысленное чтение.

Следуйте этим методикам, и результат не заставит себя ждать. Ваш школьник научится делать пересказ любого текста!

Ученикам и студентам часто задают пересказ прочитанного материала по литературе, русскому языку и другим предметам. Когда ребёнок проговаривает вслух важные факты, он быстрее их запоминает. Специалисты считают, что научиться пересказывать текст нужно ещё в дошкольном возрасте. Такое умение необходимо для развития речи и логического мышления, этим навыком нужно овладеть любому учащемуся.

  • Важность изложения
  • Возможные проблемы
  • Разновидности пересказа
  • Основные правила
  • Работа с детьми старшего возраста
  • Ошибки родителей
  • Полезные советы

Как научиться пересказывать текст

Важность изложения

Пересказ текста

Пересказ текста заключается в изложении прочитанного материала своими словами. Сегодня пересказыванию различных произведений учат в первых классах. Но лучших результатов в учёбе добиваются ребята, которых родители решают подготовить ещё до школы. Нередко дети пытаются заучивать параграфы и небольшие рассказы наизусть, но в их памяти ничего не остаётся. Они должны понимать смысл прочитанного, чтобы усвоить новую информацию и суметь воспроизвести её письменно или вслух.

Изложение материала помогает тренировать память, анализировать разные темы и пополнять словарный запас. Родители не должны заставлять своё чадо заучивать фразы и тексты. Им необходимо объяснить, как надо правильно усваивать материал. Чтобы школьник мог качественно пересказать прочитанное, ему следует выделять в тексте важные факты, искать причинно-следственные связи и улавливать логику изложения. Лучше усвоить материал поможет конспект.

Возможные проблемы

Когда взрослые учат своих детей пересказывать различные тексты, они сталкиваются с трудностями. Некоторым малышам сложно передать прочитанную информацию своими словами. Это может быть вызвано несколькими причинами:

  • Маленький словарный запас. Когда ребёнок только познакомился с определёнными словами, он не может объяснить их или подобрать к ним синонимы, поэтому малыш начинает жестикулировать.
  • Отсутствие общения с другими ребятами. Обычно малыши ведут себя смело со своими сверстниками и стараются донести до них свои мысли и идеи. Однако дети не такие терпеливые, как взрослые, поэтому при общении каждый говорит быстро и чётко. Поскольку родители всегда выслушают до конца своё чадо, малыш не старается подбирать нужные слова и рассказывает о чём-нибудь медленно.
  • Ребёнок не умеет читать. Общения с родственниками и сверстниками недостаточно для развития речи. Малыша необходимо научить читать ещё до школы. Если пропустить этот этап, ему будет сложно поспевать за сверстниками. С помощью чтения он сможет пополнять пассивный словарный запас, выходящий за рамки быта. В дальнейшем новые слова помогут с пересказом прочитанной информации.

Ребёнок не умеет читать

Во время пересказа нередко возникают и другие проблемы. Дети часто нарушают порядок повествования. Иногда они придумывают события или персонажей, которых не было в тексте. Часто дошкольники неправильно употребляют падежи или повторяют одни и те же слова. Также бывает, что одну часть материала дети описывают слишком кратко, а другую — подробно.

Только регулярные тренировки помогут малышам правильно пересказывать текст и выстраивать грамотную речь.

Разновидности пересказа

Существует несколько разновидностей изложения текстов. В каждом случае ребёнок может совершать разные ошибки из-за особенностей изложения.

Основные виды пересказа:

Разновидности пересказа

  • Подробный. Самый распространённый вид изложения отличается максимальной точностью и близостью к оригинальному тексту. Ребятам бывает сложно начать и закончить пересказ. Нередко они искажают факты и говорят с ошибками. При подробном изложении ребёнку следует тщательно изучить и проанализировать текст, а затем пересказать его по частям. Также нужно обращать внимание на художественные приёмы, синтаксис и литературные средства выражения.
  • Выборочный. Этот вариант требует изложения только части материала. Пересказ должен ответить на главный вопрос. Ребёнок обычно не может выделить основную мысль в тексте, поэтому ему надо указать на ключевые моменты рассказа или сказки.
  • Сжатый. Такая разновидность изложения сложнее подробной. В этом случае требуется кратко представить прочитанный текст, не упустив главные детали. Дети часто исключают основные факты, искажают суть темы или теряют логику повествования. Кроме того, могут возникнуть проблемы в передаче диалогов. В этом случае следует поработать с детьми над косвенной речью и планом.

Также есть творческий тип изложения, при котором можно изменять план повествования, дополнять пересказ новыми идеями, инсценировать его или передавать информацию с помощью рисования. Такой вид подачи прочитанного текста даёт возможность рассмотреть его с разных сторон, а также поработать с языковыми средствами.

Основные правила

Чтобы ребёнок научился грамотно излагать мысли, он должен знать правила пересказа текста. Если малыш спокойный и усидчивый, тогда будет легко заняться с ним пересказом текстов.

План изложения материала:

Ребенок читает текст

  • прочитать текст;
  • найти значение незнакомых слов;
  • проанализировать текст, определив главную мысль;
  • разделить текст на смысловые части и устно составить план изложения;
  • придумать заголовки к каждому этапу повествования;
  • обсудить все части по отдельности, выделив интересные моменты;
  • описать главных героев и их поступки;
  • определить последовательность событий в рассказе или сказке;
  • соединить все части и пересказать их.

Чтобы ребёнку было легче пересказывать, родителям следует задавать наводящие вопросы, например, когда началось событие или как закончилась история. Подсказывать малышу не рекомендуется, поскольку он сам должен вспомнить прочитанное. Вначале ребёнок может отвечать одним предложением. С постоянными тренировками он научится излагать мысли развёрнуто.

В первый раз взрослому следует пересказать текст вместе с малышом. А потом он может сделать вид, что забыл какое-то событие. В этот момент чадо может продемонстрировать хорошую память и напомнить родителю о позабытой части рассказа.

Многие дети любят рисовать. Ребята могут изобразить на бумаге последовательность событий прочитанного произведения в виде людей и предметов. Если они не умеют рисовать, тогда подойдёт и схема из стрелок, которые станут логическими переходами от одной мысли к другой.

Работа с детьми старшего возраста

Многие учащиеся начальной или старшей школы тоже не всегда могут качественно пересказать материал научной или художественной литературы. При работе со школьниками изложение текстов необходимо разбить на несколько этапов:

Ученица занимается

  • Работа со словарём. Изучая научную литературу, ученики сталкиваются с множеством новых понятий. Сначала им необходимо выписать незнакомые слова и найти их значение в словаре. Объяснить новые понятия могут родители или преподаватели. Со временем ребята научатся самостоятельно пользоваться словарями и справочниками.
  • Знакомство с материалом. Школьники должны разделить текст на смысловые части. В научной литературе они выделены абзацами и параграфами. Ученики читают каждую часть и определяют главную мысль.
  • Составление плана. На основе ключевых моментов школьники конспектируют материал по пунктам. Позже они научатся мысленно составлять план.
  • Обобщение материала. Вместе с учителем учащиеся определяют цель и главную идею текста, а также подводят итог.
  • Небольшой отдых. После проделанной работы детям следует дать передышку на 5−10 минут, чтобы они немного отвлеклись и отдохнули. Если задание выполняется в школе, тогда преподаватель даёт школьникам упражнение, которое не связано с текстом. Ученики могут почитать интересные факты об авторе произведения или найти примеры из жизни, связанные с темой урока.
  • Повторное чтение. Учащиеся ещё раз читают материал, чтобы лучше его запомнить.
  • Устный пересказ. Работу завершают изложением прочитанного текста.

Пересказ следует делать на основе конспекта. Если ребёнку сложно даётся изложение материала, тогда в первый раз он может подглядывать в книгу или учебник.

Ассоциации помогут начать пересказ. Учащимся следует мысленно вспомнить обстановку, которая была при прочтении рассказа или параграфа. Картинки, фотографии и другие изображения на странице с текстом тоже станут опорой для вступления изложения. Если дети работают с художественной литературой, тогда они вспоминают, какие ассоциации у них вызывали герои и события в прочитанном произведении.

Ошибки родителей

Детям интересно познавать что-то новое с родителями. Однако некоторые взрослые не всегда ведут себя правильно по отношению к ребёнку, который только осваивает очередные навыки.

Типичные ошибки родителей:

Привычка перебивать своё чадо

Полезные советы

Существуют различные методы, которые позволяют овладеть навыком пересказа. Быстро выучить нужный материал помогут следующие рекомендации:

Как научить ребенка пересказывать текст

  • При чтении текста нужно мысленно рисовать картину, отражающую суть произведения. Такой метод помогает лучше запомнить образы и события.
  • При знакомстве с текстом не следует сразу выделять ключевые моменты или проговаривать незнакомые слова вслух. Когда ребёнок читает про себя, он лучше воспринимает смысл текста.
  • Сложную информацию, особенно научную литературу, надо читать с толком и расстановкой.
  • Объёмный текст лучше разделить на 5−7 частей, которые затем следует пересказать по очереди.
  • Текст запоминается быстрее, если читать его перед сном. Такой метод применяют, когда необходимо выучить большой текст или любое произведение в короткие сроки.
  • Ребёнку будет легче пересказывать материал, если для него найти хорошего и внимательного слушателя.

Научиться пересказывать тексты нельзя за несколько дней. Только постоянные тренировки позволят обрести новый навык и повысить успеваемость в учёбе. Кроме того, умение излагать мысли грамотным языком поможет развить коммуникабельность. Родителям нужно быть терпеливыми и сделать работу для ребёнка максимально интересной, чтобы добиться быстрых результатов.

1. По тексту учебника и карте (с. 61) проследите нашествие Батыя на Русь.

Трудные времена пришли на русскую землю. Орды Батыя двинулись на Русь из-за Волги. Первым городом на их пути стала Рязань. Рязань сопротивлялась шесть дней, но была захвачена и сожжена. Далее Батый двинулся на северо-запад и взял города Владимир, Переяславль и Ростов.

Перед ним открылась дорога на Новгород, но Батый повернул на юг. Он взял города Тверь и Торжок, и подошёл к Козельску. Под этим городом Батый провёл семь недель в непрерывных приступах. Но только потом сумел взять отчаянно защищающийся город. После этого Батый вернулся в степи.

Через два года Батый повторил нашествие, но в этот раз двинулся на южную Русь. Он взял Киев, Чернигов, Владимир-Волынский, Галич. Потом вернулся в свои степи.

2. Найдите на карте места сражений русских войск со шведскими и немецкими захватчиками.

Места сражений с немецкими и шведскими захватчиками

Покажем две главные битвы (отмечены красными стрелками):

  • Невская со шведами в 1240 году.
  • Ледовое побоище с немцами в 1242 году.

Обсудим!

1. Как вы думаете, почему Русь не смогла организовать достойный отпор полчищам Батыя?

В это время Русь представляла собой разрозненные княжества, которые не смогли объединиться перед лицом захватчиков. А по одиночке Батый смог победить войска русских княжеств.

2. Почему шведы начали наступление в 1240 году? Отчего они были уверены в успехе?

Шведы были уверены, что Русь не сможет организовать им отпор, потому что с другой стороны, с юга, по нашим землям шёл хан Батый.

Проверь себя

1. Расскажи о монгольском нашествии на Русь по плану: кто такие монголы, кто возглавлял войско завоевателей, когда захватчики вторглись на Русь, как оборонялись русские города.

Рассказ о монгольском нашествии на Русь по плану для 4 класса

Монголы — это кочевники, которые появились из восточных степей. Ещё до похода на Русь монголы захватили множество государств Востока. Тогда ими руководил Чингиз-хан.

Первая встреча русских войск с монголами произошла на реке Калка в 1223 году. Тогда монголы победили, но не стали вторгаться на Русь. Это была только разведка.

После смерти Чингиз-хана руководство монголами отошло к его внуку, Батыю. Именно Батый в 1237 году вторгся на Русь.

Первым городом на пути его нашествия оказалась Рязань. Рязань стойко оборонялась пять дней, но на шестой пала и была сожжена.

В 1240 году Батый вернулся на Русь и на этот раз захватил и сжёг Киев. Прошёл огнём и мечом по всей Руси, и мало какой город остался в стороне от этого вторжения.

2. Как проявился полководческий талант Александра Невского в битве на Чудском озере?

Александр Невский сумел использовать преимущества своего войска и окружающей местности. Под удар тяжёлой рыцарской конницы он поставил пешие полки. Рыцари смяли центр войска, но оказались в западне, и русская конница ударила с флангов. Рыцари были лишены манёвра, и под ними стал трещать лёд.

3. Каково значение побед Александра Невского?

Победы новгородского князя Александра Ярославовича обезопасили север Руси, они сохранили его нетронутым.

Мало того, воинская рать новгородцев стала представлять такую грозную силу, так что даже монголы не рискнули идти на Новгород.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик:

  • Дань — побор с покорённых народов.
  • Хан — правитель монголов.
  • Золотая Орда — государство монголо-татар.

2. По иллюстрациям учебника опиши вооружение воинов: древнерусских, монгольских, рыцарей-крестоносцев.

  • Древнерусский воин: одет в лёгкую кольчугу, шлем, сапоги. В бою использовал копья, мечи, булавы, луки. Для защиты использовал длинные щиты.
  • Монгольский воин: использовал лёгкую кольчугу, передвигался на конях. Из оружия применял лук и стрелы, лёгкие копья и кривые сабли.
  • Рыцарь-крестоносец: использовал тяжёлые доспехи и шлемы, закрывающие тело со всех сторон. Передвигался на конях, в бою использовал тяжёлые мечи и длинные копья.

На следующем уроке

Вспомни, какими ремёслами славилась Древняя Русь.

Древняя Русь славилась кузнецами-оружейниками, кожевниками, гончарами, зодчими, ювелирами, ткачами, стеклодувами.

Природа удивительна и разнообразна. Живую природу делят на царства: растения, животные, грибы, бактерии. Люди не могли бы жить без окружающей среды.

Термины: организмы, биология, царства, бактерии, микроскоп.

Человек – часть природы, её живого мира. От других существ его отличает разум; человек – разумное существо. То связано с особым развитием его головного мозга. Человек познаёт мир с помощью восприятия, мышления, воображения.

Термины: психология, восприятие, память, мышление, воображение.

Общество – то все мы – люди. Каждый человек является членом своей семьи, принадлежит к определённому народу, является гражданином какого-то государства.

Термины: семья, народ, государство, общество.

Всё, что окружает живое существо и с чем оно связано, называют окружающей средой. Экология – наука о связях меду живыми существами и окружающей их средой.

Термины: окружающая среда, экология.

Используя природу, люди нередко наносят ей вред. Поэтому в любой стране необходимо охранять природу. Отношение каждого человека к природе должно быть ответственным.

Термины: заповедник, национальный парк.

Эта удивительная природа

Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом. Тела состоят из веществ. Вещества состоят из мельчайших, не видимых глазом частиц.

Термины: тело, вещество, частица.

Вещества очень разнообразны. В повседневной жизни люди часто сталкиваются с поваренной солью, сахаром, крахмалов, различными кислотами.

Термины: химия, поваренная соль, крахмал, кислота.

Чистый воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха. С заводов и фабрик, от работающих автомобилей в воздух попадают вредные вещества. Они опасны для всего живого, потому необходимо заботиться о чистоте воздуха.

Вода – прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха. При нагревании вода расширяется, а при охлаждении сжимается. Вода растворяет многие вещества.

Вода находится в природе в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. Вода постоянно совершает круговорот: испаряется с поверхности земли, образует облака, в виде дождя и снега возвращается на землю.

Термины: состояние, испарение, круговорот.

Людям требуется очень много воды. Загрязнение водоёмов опасно ля всего живого. Чтобы уберечь водоёмы от загрязнения, сточные воды пропускают через очистные сооружения. Каждый человек долен беречь воду!

Почва – это верхний плодородный слой почвы. Главное свойство почвы – плодородие.

Царство растений очень разнообразно. Учёные делят его на несколько групп. Среди ни водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. В каждой группы растений много видов.

В листьях растений на свету образуются питательные вещества. Эти питательные вещества используют животные и люди. Растения используют кислород, которым дышат живые существа поэтому охранять растения – значит заботиться обо всём живом.

Большинство растений размножается семенами. Плоды с семенами образуются на месте цветков после опыления. Они распространяются с помощью ветра, животных, человека. Из семян в благоприятных условиях развиваются новые растения.

Из-за хозяйственной деятельности людей, сбора букетов0 вытаптывания многие дикорастущие растения становятся редкими. И охраняют в заповедниках, выращивают в ботанических сада. Собирать эти растения в природе запрещено. Каждый человек долен бережно относиться к растениям.

Учёные делят царство животных на большое число групп. Среди них черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, пресмыкающиеся, птицы, звери. В каждой из этих групп множество видов.

Термины: зоология, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие.

Окружающий мир 3 класс

Как устроен мир

Природа удивительна и разнообразна. Живую природу делят на царства: растения, животные, грибы, бактерии. Люди не могли бы жить без окружающей среды.

Термины: организмы, биология, царства, бактерии, микроскоп.

Человек – часть природы, её живого мира. От других существ его отличает разум; человек – разумное существо. То связано с особым развитием его головного мозга. Человек познаёт мир с помощью восприятия, мышления, воображения.

Термины: психология, восприятие, память, мышление, воображение.

Общество – то все мы – люди. Каждый человек является членом своей семьи, принадлежит к определённому народу, является гражданином какого-то государства.

Термины: семья, народ, государство, общество.

Всё, что окружает живое существо и с чем оно связано, называют окружающей средой. Экология – наука о связях меду живыми существами и окружающей их средой.

Термины: окружающая среда, экология.

Используя природу, люди нередко наносят ей вред. Поэтому в любой стране необходимо охранять природу. Отношение каждого человека к природе должно быть ответственным.

Термины: заповедник, национальный парк.

Эта удивительная природа

Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом. Тела состоят из веществ. Вещества состоят из мельчайших, не видимых глазом частиц.

Термины: тело, вещество, частица.

Вещества очень разнообразны. В повседневной жизни люди часто сталкиваются с поваренной солью, сахаром, крахмалов, различными кислотами.

Термины: химия, поваренная соль, крахмал, кислота.

Чистый воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха. С заводов и фабрик, от работающих автомобилей в воздух попадают вредные вещества. Они опасны для всего живого, потому необходимо заботиться о чистоте воздуха.

Вода – прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха. При нагревании вода расширяется, а при охлаждении сжимается. Вода растворяет многие вещества.

Вода находится в природе в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. Вода постоянно совершает круговорот: испаряется с поверхности земли, образует облака, в виде дождя и снега возвращается на землю.

Термины: состояние, испарение, круговорот.

Людям требуется очень много воды. Загрязнение водоёмов опасно ля всего живого. Чтобы уберечь водоёмы от загрязнения, сточные воды пропускают через очистные сооружения. Каждый человек долен беречь воду!

Почва – это верхний плодородный слой почвы. Главное свойство почвы – плодородие.

Царство растений очень разнообразно. Учёные делят его на несколько групп. Среди ни водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. В каждой группы растений много видов.

В листьях растений на свету образуются питательные вещества. Эти питательные вещества используют животные и люди. Растения используют кислород, которым дышат живые существа поэтому охранять растения – значит заботиться обо всём живом.

Большинство растений размножается семенами. Плоды с семенами образуются на месте цветков после опыления. Они распространяются с помощью ветра, животных, человека. Из семян в благоприятных условиях развиваются новые растения.

Из-за хозяйственной деятельности людей, сбора букетов0 вытаптывания многие дикорастущие растения становятся редкими. И охраняют в заповедниках, выращивают в ботанических сада. Собирать эти растения в природе запрещено. Каждый человек долен бережно относиться к растениям.

Учёные делят царство животных на большое число групп. Среди них черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, пресмыкающиеся, птицы, звери. В каждой из этих групп множество видов.

Термины: зоология, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие.

Животные бывают растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные. Животные связаны меду собой и с растениями в цепи питания.

Большинство животных откладывают яйца или икру. Звери рождают детёнышей и выкармливают их молоком. Развиваясь, потомство превращается во взрослых животных. Многие животные-родители заботятся о своём потомстве.

Термины: личинка, куколка, малёк, головастик.

Из-за хозяйственной деятельности людей, неумеренной охоты, неправильного поведения человека в природе многие дикие животные встречаются всё рее, некоторые внесены в Красную книгу. Охота на редких животных запрещена. Нужно беречь не только самих животных, но и места, где они живут.

Грибы, которые мы обычно встречаем в лесу, состоят из шляпки, ножки и грибницы. Грибы играют большую роль в жизни леса. К ним надо относиться бережно. Некоторые виды грибов внесены в Красную книгу России. Собирая грибу, нужно быть внимательным, чтобы не перепутать съедобные и несъедобные.

Термины: грибница, съедобные грибы, несъедобные грибы.

Все живые организмы и почва – участники единого круговорота веществ на нашей планете.

Мы и наше здоровье.

Организм человека состоит из органов, которые работают согласованно, слаженно. Органы, выполняющие общую работу, образуют систему органов.

Термины: система органов.

Глаза, уши, нос, язык, кожа – это наши органы чувств. Они помогают воспринимать окружающий мир. Органы чувств нужно беречь.

Термины: обоняние, осязание.

Кожа защищает внутренние части тела человека от повреждений, от жары и холода, от болезнетворных бактерий. За коей необходимо ухаживать: содержать её в чистоте, а если кожа пересыхает, смазывать её кремом. При небольших повреждениях кожи нужно сразу оказать пострадавшему первую помощь.

Термины: ушиб, ожог, обмораживание.

Скелет и мышцы человека образуют опорно-двигательную систему. Она обеспечивает опору и движение организма. От скелета и мышц зависит осанка человека. Чтобы выработать правильную осанку, надо следить за тем, как ты сидишь и ходишь, заниматься физическим трудом и физкультурой.

Термины: скелет, мышцы, опорно-двигательная система, осанка.

С пищей человек получает питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Чтобы быть здоровым, очень важно правильно питаться.

Термины: белки, жиры, углеводы, пищеварительная система.

Дыхательная система снабжает организм кислородом. Кровеносная система обеспечивает движение крови, которая переносит внутри организма различные вещества.

Термины: дыхательная система, кровеносная система.

Закаляй свой организм с помощью воздуха, воды, солнца. Умей предупреждать болезни, но, если всё-таки заболел, строго выполняй предписания врача.

Термины: закаливание, инфекционные болезни, аллергия.

Вести здоровый образ жизни – это значит постоянно выполнять правила сохранения и укрепления здоровья: соблюдать чистоту, правильно питаться, сочетать труд и отдых, много двигаться, не иметь вредных привычек.

Читайте также: