Как расшифровывается зпр в детском саду

Обновлено: 30.06.2024

Задержка психического развития (ЗПР) — это педагогическая характеристика развития ребенка, которая не является медицинским диагнозом (в Международной классификации болезней 10 пересмотра нет такого диагноза).

Для ребенка с ЗПР характерно:

  • Незрелость операций мышления;
  • Трудности произвольного внимания (низкий объем, концентрация, переключаемость);
  • Сужение объема слухоречевой памяти;
  • Несформированность процессов восприятия;
  • Преобладание игровых интересов над познавательными (это можно выявить в возрасте после 7 лет в ситуации обучения);
  • Показатель IQ, по тесту Векслера, находится в диапазоне 80-89 баллов (это можно определить только после 5 лет).

Классификация ЗПР по эпигенетическому принципу. Причины ЗПР

  1. 75% от случаев ЗПР – это задержка церебрально-органического генеза, то есть в основе лежит недостаточность функционирования мозга и его проводящих путей (часто – последствия неблагополучной беременности, проблем в родах и т.д.).
  2. ЗПР конституционального происхождения. Так называемый гармонический инфантилизм, когда в психофизическом отношении ребенок несколько отстает от сверстников. Это обусловлено наследственными причинами. Ребенок может быть более внушаем, эмоционален, чем его сверстники. В целом он и выглядит на более младший возраст (разница с реальным возрастом – 1-1,5 года).
  3. ЗПР соматогенного происхождения. Здесь задержка обусловлена ослабленностью организма, частыми, хроническими соматическими болезнями ребенка. Общий тонус тела и психики ребенка понижен. Часто ситуация осложняется гиперопекой со стороны семьи.
  4. ЗПР психогенного происхождения (сюда же относится педагогическая запущенность). Причина – в неблагоприятных психосоциальных условиях. Раньше было принято считать, что такая задержка может встречаться только у детей из неблагополучных семей (безработные, тунеядцы, алкоголики и т.д.). Сейчас все чаще встречаются случаи, когда, несмотря на финансовый достаток, тип воспитания в семье является негармоничным, в частности, у ребенка не развивается необходимый уровень саморегуляции, осведомленности, самообслуживания в виду гиперопеки, непоследовательности, воспитательной неуверенности, тревожности родителей.

Психологическая классификация ЗПР, по Н.Я. и Н.Н. Семаго

Данная классификация ЗПР отражает не причины, а структуру нарушения.

В группе нарушений развития ребенка чета Семаго выделяет две принципиальные категории:

  • Задержанное развитие;
  • Парциальная (частичная) несформированность высших психических функций (и здесь будет три варианта).

Гармонический инфантилизм ЗПР

Как уже было сказано выше, такой ребенок выглядит младше своего возраста на 1-1,5 года. Интеллектуальное и эмоциональное развитие соответствует тому возрасту, на который он выглядит. Задержаны равномерно все сферы психики, то есть ребенок позже созревает в силу своей конституции (возможно действие наследственных факторов). Эмоциональная, познавательная сферы ребенка соответствуют уровню, характерному для более младшего возраста. Ребенок с гармоническим инфантилизмом более внушаем, наивен, его эмоции более яркие и непосредственные, даже для школьника преобладают игровые мотивы в деятельности. Интеллектуальной деятельностью быстро пресыщаются, хотя в игре часто неутомимы. Им сложно следовать установленным правилам поведения (например, в школе).

Дисгармонический инфантилизм (неравномерно задержанный тип)

Такой ребенок часто также выглядит младше своих лет. Характерны хронические заболевания (например, аллергии, нарушения зрения, болезни пищеварительной, дыхательной систем), соматическая ослабленность. Также авторы классификации отмечают, что у детей с дисгармоническим инфантилизмом часто встречается нарушение межполушарного взаимодействия (леворукость, неустоявшийся выбор ведущей руки). При этом дисгармония проявляется в том, что интеллектуальная сфера опережает эмоционально-волевую. У таких детей слабая произвольная саморегуляция, они могут быть капризны, эмоционально неустойчивы, не уравновешены, легко истощаемы, недостаточно критичны к себе. Самооценка часто либо завышена, либо занижена. Обучаемость может быть при этом на высоком уровне. Пространственные представления как база невербального интеллекта могут также развиваться с опережением.

Коррекция при этом типе ЗПР должна включать гармонизацию эмоциональной сферы (здесь хорошо подойдет арт-терапия, песочная терапия, а также семейная психотерапия с акцентом на детско-родительские отношения), двигательную нейрокоррекцию (улучшение нейродинамики, межполушарного взаимодействия, работоспособности), развитие функций программирования и контроля – лобные доли (в рамках когнитивной нейрокоррекции), наблюдение и лечение у профильных врачей по поводу соматических проблем. Прогноз в интеллектуальном отношении благоприятный, однако в личностном отношении – есть риски формирования акцентуаций, психопатий, отклоняющегося поведения.

Парциальная (частичная) несформированность ВПФ (высших психических функций)

При гармоничном и дисгармоничном инфантилизме психика в процессе развития проходит все стадии, и функции созревают. То есть к 9-11 годам ребенок догоняет сверстников.

При этом парциальная несформированность ВПФ имеет церебрально-органическое происхождение (то есть имеют место быть повреждения мозга).

В этой категории выделяется три вида:

Парциальная несформированность ВПФ с преимущественной несформированностью регуляторного компонента.

Коррекция:

  • Нейропсихологическая коррекция по формированию функций программирования в деятельности, самоконтроля, саморегуляции;
  • Психологическая помощь ребенку и семье по ситуации;
  • Наблюдение детским неврологом и/или психиатром.

При этом физически ребенок развит по возрасту.

Прогноз: проявления остаются во взрослом возрасте, но в целом при условии ранней помощи прогноз благоприятный. В худшем случае – есть риски нарушений личности, вторичных проблем в обучении, отклоняющегося и асоциального поведения.

Парциальная несформированность ВПФ преимущественно вербального и вербально-логического компонента.

Для данного нарушения характерны:

  • Низкая речевая активность, специфика речи;
  • Нарушения звукопроизношения;
  • Трудности понимания грамматики, логико-грамматических конструкций;
  • Моторная неловкость, диспраксия;
  • При тестировании неречевой интеллект превышает показатели речевого;
  • В речи могут быть смысловые замены (имеет в виду одно, а говорит другое слово);
  • Часто – трудности формирования пространственно-временных представлений;
  • Тревожность, неуверенность в себе;
  • Могут наблюдаться заикание, тики, энурез;
  • Могут быть трудности межполушарного взаимодействия (леворукость, неустоявшийся выбор ведущей руки);
  • Такие дети могут быть соматически ослаблены – аллергии, заболевания желудочно-кишечного тракта, дыхательные.

Коррекция:

  • Логопед-дефектолог на длительный срок (на несколько лет, включая и начальную школу);
  • Нейропсихологическая коррекция должна включать формирование пространственно-временных представлений и развитие межполушарных связей;
  • При позднем начале коррекции – дефектолог-олигофренопедагог (т.к. вторично страдает мышление);
  • По необходимости – психологическая помощь ребенку и семье.

Парциальная несформированность ВПФ смешанного типа.

Это самый сложный в коррекционном и диагностическом плане вариант, промежуточный между умственной отсталостью и ЗПР. Для таких детей характерны:

  • Выраженные проблемы адаптации, низкие адаптационные возможности;
  • Низкая активность, низкая работоспособность;
  • На фоне утомления — проявления импульсивности;
  • Недостаточная сформированность операций мышления;
  • Неразвитость различных форм восприятия, в том числе фонематического слуха;
  • В процессе обучения затруднен перенос на аналогичный материал;
  • Трудности с концентрацией внимания и слабая память;
  • Занижена самооценка, повышен уровень тревожности;
  • Могут быть протестные формы поведения;
  • Несформированность пространственных представлений;
  • Трудности понимания сложных речевых конструкций.

Коррекция:

  • Повышение уровня общей активности и тонуса (в том числе ЛФК);
  • Занятия с дефектологом-олигофренопедагогом;
  • Коррекционная школа;
  • Занятия по формированию регуляторного компонента психики и пространственных представлений (нейропсихолог);
  • По необходимости – помощь психолога ребенку и семье.

Прогноз: в зависимости от качества коррекции, социально-семейного окружения очень различный.

Отличие ЗПР от умственной отсталости

Отличия УО от ЗПР на практике:

Нейропсихологический аспект при ЗПР

Нейропсихологическое обследование детей 7-10 лет с ЗПР церебрально-органического происхождения (И.И. Мамайчук) выявило 4 группы по симптомокомплексам нарушений:

  1. Нейродинамическая недостаточность: истощаемость психических функций (здесь проблема 1 функционального блока мозга, то есть подкорковых структур, которые снабжают кору энергией). У таких детей есть проблема с вниманием, памятью.
  2. Более грубые нейродинамические нарушения (также 1 ФБМ), которые характеризуются инертностью психических процессов.
  3. Первичная дефицитарность отдельных корковых и подкорковых функций (несформированность зрительно-пространственного восприятия, диспраксия).
  4. Сочетание нейродинамических проблем с дефицитом отдельных функций (3.9% от всех испытуемых, эти дети испытывали существенные трудности в обучении).

Медицинские диагнозы, которые могут выставляться врачами ребенку с ЗПР:

Возможны и другие диагнозы в зависимости от структуры нарушения и ведущих дефицитов.

Для записи на консультацию нейропсихолога звоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Многочисленные аббревиатуры, с которыми сталкиваются родители детей с проблемами психического и речевого развития, — это, по сути, диагнозы. Причем большинство из них ставят только в России: их нет в Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (документ, на основе которого классифицируют заболевания врачи всего мира).

ЗПР и ЗПРР

С другой стороны, у некоторых детей бывают особенности развития, которые не сопровождаются неуспеваемостью (например, трудности в обучении испытывают и одаренные дети).

Такие случаи трудно оценивать с позиции задержки психического развития

Если ребенок посещает группу детского сада для детей с ЗПР, то в конце учебного года медико-педагогическая комиссия определяет, в какую школу ему рекомендуется идти.

Кроме ЗПР, в нашей стране также используется термин ЗПРР (задержка психоречевого развития). Этот диагноз акцентирует внимание специалистов на том, что у ребенка, помимо возможных нарушений мышления, памяти и координации движений, также есть выраженные нарушения речи.

ОНР и ФФНР

Термин ОНР (общее недоразвитие речи) начали использовать в 1950-х, так же как и диагноз ЗПР. Детей в группах ОНР меньше, чем в обычном детском саду, так как с ними нужно больше заниматься. Они не только не произносят или искажают какие-то звуки речи, они могут съедать части слов, менять слоги в словах местами. У них бедный словарный запас, и они неправильно согласовывают слова между собой. Часто в такие группы попадают дети, которые заговорили только после 3 лет.

ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), или ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие). У детей с этим диагнозом наблюдаются проблемы только со звуками речи (фонемами), с их восприятием и произношением. У детей с ФФНР может быть нарушено произношение отдельных групп фонем (например, свистящих и шипящих), а еще им трудно воспринимать на слух разницу между похожими звуками речи, хотя слышат они при этом хорошо.

В логопедических детских садах есть два типа групп: для детей с ОНР и детей с ФФНР.

Характеристики СНР (системного недоразвития речи) в целом похожи на характеристики ОНР, но этот диагноз используют для описания нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. При СНР могут нарушаться все аспекты развития речи: понимание, звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй речи.

В этой категории расстройств в МКБ-10 выделяется несколько подкатегорий, например:

  • F.80.0 Специфическое расстройство артикуляции;
  • F.80.1 Расстройство экспрессивной речи;
  • F.80.2 Расстройство рецептивной речи (то есть понимания речи).


Что делать, если ребенку ставят диагноз

Если ребенку диагностировали проблемы с развитием речи, нужно искать неврологические причины нарушений — и действовать лучше как можно быстрее. Чем раньше вы начнете заниматься с ребенком, тем больше шансов, что развитие речи нормализуется.

Обратитесь в специализированную неврологическую клинику, которая занимается нарушениями речи у детей. Врач в поликлинике или обычном педиатрическом центре может быть недостаточно компетентным для оценки причин нарушения речевого развития.

Можно ли предотвратить проблемы с речью

Признаки будущих нарушений речи у ребенка можно выявить уже в младенческом возрасте. Для этого достаточно обратиться к грамотному неврологу, который может провести обследование с использованием приборов, оценивающих функциональное состояние ствола мозга и вестибулярной системы.

Развитие речи ребенка зависит от двух основных факторов:

  • состояние мозга;
  • речевая среда, которая его окружает.

Помните: ребенок учится говорить, чтобы общаться с родителями. Вы — самый главный мотиватор и инструмент для овладения родным языком.

Как создать дома благоприятную речевую среду с первых дней жизни ребенка:

  • Читайте вслух ребенку книжки с первых недель жизни и до тех пор, пока у ребенка не сформируется навык беглого чтения;
  • Разговаривайте с ребенком, рассказывайте, что происходит (даже если вам кажется, что он пока ничего не понимает);
  • Пойте ребенку, пойте вместе с ребенком;
  • До 3 лет никогда не оставляйте ребенка один на один с планшетом или телефоном;
  • После 3 лет экранное время ребенка должно составлять не более 30 минут в день.

Важно учитывать: если младенец не обращает внимания на звуки, не радуется, когда вы с ним разговариваете, то обязательно нужно провести комплексную диагностику слуха. Проблемы могут быть и физиологического толка.

Как определить, правильно ли развивается речь ребенка

Достаточно ориентироваться на советские нормы. С точки зрения физиологии дети за последние несколько десятилетий не могли существенно измениться, так что они все еще актуальны. Вот перечень, который поможет вам сориентироваться:

Задержка в развитии любого из этих навыков — это сигнал SOS для родителей: что-то пошло не так, ребенку требуется дополнительная помощь.

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Задержка психического развития (ЗПР)

Общие сведения

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией.

Задержка психического развития (ЗПР)

Причины ЗПР

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

1. Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:

  • патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, ФАС и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии.
  • тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др., возникающие в постнатальном периоде и раннем детском возрасте.
  • ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

2. Социальные факторы. Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Классификация

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

  1. ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.
  2. ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.
  3. ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.
  4. ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Характеристика детей с ЗПР

Интеллектуальная сфера

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Речевой статус

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Эмоциональная сфера

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Диагностика

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится:

  • сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни;
  • нейропсихологическое тестирование;
  • диагностическое обследование речи;
  • изучение медицинской документации ребенка;
  • беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.

Коррекция задержки психического развития

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию:

  • познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
  • эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии.
  • коррекции нарушений речи в рамках индивидуальных и групповых логопедических занятий.

Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги. Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.

Прогноз и профилактика

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Согласно статистике, к концу 2020 года у 2% населения России был выявлен диагноз ЗПР. Но отклонения носят разный характер. По современным классификациям существует несколько видов задержки психического развития. Можно говорить, что ЗПР проявляется по-разному в тех или иных случаях.

В статье разберем, какие виды задержки психического развития существуют в зависимости от выбранного критерия, кто может выявить тот или иной из них, как это делается. Выясним, бывают ли смешанные варианты.

Виды ЗПР у детей: типы задержки психического развития по различным признакам

Антонова Стелла Леонидовна

Антонова Стелла Леонидовна

Антонова Стелла Леонидовна

Нейропсихолог
Клинический психолог
Семейный психолог

Стаж работы: более 30 лет

Стоимость приема: 6 000 руб.

К какой категории ограниченных возможностей здоровья относится ЗПР

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и иным документам, ОВЗ – это ограниченные возможности здоровья, которые выражаются в нарушениях физического или психологического развития.

Выделяют следующие категории:

  1. Глухие дети.
  2. Слабослышащие.
  3. Слепые.
  4. Слабовидящие.
  5. С нарушением опорно-двигательного аппарата.
  6. С задержкой психического развития.
  7. С тяжелой дисфункцией речи.
  8. С расстройствами аутического спектра.
  9. С умственной отсталостью.

Таким образом, дети с ЗПР выделены в отдельную шестую группу ОВЗ. Ребята из этой категории характеризуются следующим образом: имеющие возможность интеллектуального развития. При этом у них:

  • замедленный темп психических процессов;
  • высокая истощаемость;
  • проблемы с усвоением знаний.

Сюда же можно добавить такие вещи, как специфическое восприятие, отставание в словесно-логическом мышлении, инфантилизм, высокая утомляемость, частая смена активного и пассивного состояний.

Это всё негативные проявления, которые граничат с умственной отсталостью, но не относятся к ней. Последняя входит в восьмую категорию ОВЗ – отклонения интеллектуального развития. В неё включают детей дошкольного и школьного возрастов, как 4–5 лет, так 7–8 и так далее.

Ребенок из этой группы:

  • имеет глубокую недоразвитость познавательных процессов;
  • обладает искаженным восприятием;
  • характеризуется низким уровнем мышления.

Дети из 8 категории, в том числе и детсадовцы, имеют способность к обучению, но уровень возможностей у них, конечно, очень низкий.

На основании изложенного делаем два вывода:

  1. Умственная отсталость и задержка психического развития, как и ЗПРР – это разные вещи, хотя и граничат друг с другом.
  2. ОВЗ – это не вид ЗПР, как иногда думают. Задержка психического развития является одной из категорий ограниченных возможностей здоровья. То есть, ЗПР соотносится с ОВЗ, как частное с общим.

Далее, рассмотрим виды ЗПР у детей и их характеристики.

Классификация ЗПР

Учеными предлагались разные варианты, но основной считается классификация от 1980 года Клары Семеновны Лебединской – советского и российского детского психиатра и дефектолога.

Она разделила нарушения в зависимости от их особенностей по этиопатогенетическому признаку. В 1992 году К. С. Лебединская получила ученую степень доктора психологических наук.

Ориентируясь на этиологические характерные признаки, К. С. Лебединская выделила несколько типов патологии. До этого подобное пытались сформулировать М. С. Певзнер и Т. А. Власова, но у К. С. Лебединской очертить группы детей с ЗПР получилось лучше всего.

Прежде чем переходить к классификации видов задержки у детей и их характеристике по Лебединской, рассмотрим, что предлагали другие ученые, чтобы иметь полное и всестороннее представление.

Виды, определенные Певзнер и Власовой

В двух словах об ученых:

  1. Мария Семёновна Певзнер – советский психиатр, дефектолог и психолог. Кандидат психологических наук, доктор педагогических наук.
  2. Татьяна Александровна Власова – советский психолог и дефектолог. Доктор психологических наук.

В 50–60 годах XX века М. С. Певзнер начала разностороннее исследование причин неуспеваемости детей. В результате чего родилась характеристика видов ЗПР. Появились типы отклонений:

  1. Психический и психофизический инфантилизм в результате дизонтогенеза. Выражается в нарушении темпа созревания мозговых систем, которые формируются внутриутробно. Инфантилизм делят на два вида: гармонический и дисгармонический. Различие в том, что первый характеризуется проблемой с созреванием лобных долей, второй – с органическими патологиями головного мозга, что ведет к нарушениям психики.
  2. Астенические состояния. При этой разновидности ЗПР выявляется ослабленность соматогенного и неврологического характеров. Они вызваны нарушениями нервной системы.
  3. Церебрально-органическая ЗПР.

В некоторых источниках, когда речь идет о классификации Певзнер и Власовой, выделяют только две группы:

  • инфантилизм: неосложненный психический и психофизический;
  • вторичное расстройство – задержка психического развития, вызванная различными биологическими факторами, имевшими место при вынашивании плода матерью или на этапе первого года жизни ребенка.

Можно отметить, что классификация хоть и довольно грамотная, но не очень подробная.

Типы ЗПР, вызванные влиянием биологических факторов

Психолог и психотерапевт Ковалев В. В. в 1979 году предложил свою классификацию задержек развития.

Он выделил 4 категории ЗПР:

  1. Дизонтогенетическая – тот самый психологический инфантилизм, о котором уже шла речь.
  2. Энцефалопатическая – появляется из-за поражений центральной нервной системы. Например, такая задержка развития может начаться вследствие болезни, перенесенной на первом году жизни.
  3. Вторичная – не связана с психологическими факторами. Развивается из-за проблем с органами слуха и зрения, с речевой дисфункцией.
  4. Социальнодепривационная – госпитализм. ЗПР возникает из-за совокупности соматических и психических нарушений, которые появляются из-за длительного нахождения ребенка, подростка вдали от дома, в больничных условиях. Так госпитализм трактуют в узком смысле. В широком – он характеризуется тем, что на человека воздействует целый ряд самых неблагоприятных факторов, связанных с проживанием вне дома.

Виды ЗПР по Семаго

Семаго Михаил Михайлович – кандидат психологических наук, профессор.

Семаго Наталья Яковлевна – клинический психолог.

В соавторстве ученые разработали свою особую классификацию. Предлагаем кратко пройтись по ней:

  1. Органический инфантилизм.
  2. ЗПР, в которой преобладают нарушения познавательной деятельности.

Как видно, в процессе работы специалисты опирались на достижения своих советских коллег. Подход может являться и авторским, но он не так сильно отличается от того, что предлагала Певзнер. Поэтому подробно останавливаться на ней не будем.

Классификация по Лебединской

В научном сообществе основной упор делают именно на этот вариант. Разберем подробно, рассмотрим сравнительную таблицу.

Клара Семеновна Лебединская выделила 4 вида ЗПР:

  1. Конституционного происхождения.
  2. Соматогенного генеза.
  3. Психогенного.
  4. Церебрального.

Разберем подробнее 4 типа задержки психического развития по Лебединской.

ЗПР конституционного происхождения

Под ним следует подразумевать тот самый инфантилизм, о котором вели речь Певзнер и Власова, когда эмоционально-волевая сфера находится на более ранней стадии развития. То есть, все у ребенка было бы в порядке, если б ему было на год-два меньше лет.

  • эмоциональная мотивация поступков;
  • повышенный фон настроения;
  • поверхностность;
  • легкость внушения.

Певзнер и Власова связывают такое поведение с эмоциональной незрелостью. Иногда инфантилизм обусловлен незначительными обменно-трофическими расстройствами. В целом, клинический прогноз положительный.

Гармонический инфантилизм часто имеет место у близнецов, поэтому проблему нередко объясняют многоплодием.

Задержку конституционного происхождения можно выявить по внешнему признаку детей. Когда остальные, например, поступив в школу, закончив первый класс, становятся немного похожими на взрослых - даже внешне - дети с ЗПР I группы по Лебединской – субтильные. Они выглядят младше своего возраста.

Гармонический инфантилизм равномерно проявляется во всех сферах: эмоции, интеллект; речь и так далее. В некоторых случаях психическое отставание может быть более заметным.

Высказывается мнение о возможной наследственной природе гармонического инфантилизма. Но этот момент продолжают обсуждать. Замечено, что у некоторых детей с ЗПР такого типа родители тоже страдали от проблемы.

Задержка психологического развития соматогенного происхождения

Можно догадаться, чем обусловлен этот тип ЗПР. Основная причина – длительная органная недостаточность:

  • инфекции;
  • аллергические состояния;
  • пороки соматической сферы: как врожденные, так и приобретенные.

Как указывал Ковалев В. В., зачастую эта ЗПР связана с проблемами сердца.

Эмоциональное развитие может задерживаться из-за заболеваний неврологического характера в сочетании:

  • со страхами;
  • неуверенностью в себе;
  • капризностью и так далее.

Если ребенок долго болеет, много времени проводит в медицинских учреждениях, оторван от дома, то на его организм и, в частности, нервную систему оказывается серьезное негативное воздействие. Следствием является задержка той или иной тяжести.

ЗПР психогенного происхождения

Ребенок отклоняется в развитии при этом типе проблемы из-за неблагоприятной окружающей среды. Например, если есть конфликты в семье. Обстановка давит на психику. У организма запускается процесс адаптации. При этом происходит изменение эмоционального развития не в лучшую сторону. Это приводит к ЗПР.

Задержка психогенного происхождения возникает, например, при гиперопеке или беспризорности, когда у ребенка не вырабатывается чувства долга. Способствуют возникновению и прогрессированию ЗПР:

  • агрессия в семье;
  • отсутствие в окружающем коллективе высоких ценностей, принципов и так далее.

Задержку психогенного происхождения нужно отличать от педагогической запущенности, когда проблемы у ребенка возникают из-за отсутствия соответствующих знаний, опыта, неумения вести определенную деятельность. Здесь важно различать причину и следствие.

Например, школьник, который нормально развивается, может не уметь считать не потому, что у него нет способностей – мозг еще не готов, а потому, что он специально не учился подобному навыку. Если родители или педагоги в общеобразовательном учреждении занялись плотнее, то у ребенка всё бы начало получаться, потому как ЗПР не была диагностирована.

ЗПР церебрально-органического происхождения

Наиболее распространенный и стойкий тип задержки психического развития, согласно российским и международным данным.

Он возникает вследствие:

  • инфекций во время беременности;
  • недостатка кислорода;
  • тяжелого токсикоза;
  • несовместимости крови матери и ребенка, например, из-за резус-факторов;
  • недоношенности;
  • заболеваний на первом году жизни.

В таблице проведем сравнительный анализ разных типов ЗПР.

Тип Причина Проявления
Конституциональный Врожденные склонности к определенным моделям поведения Эмоциональная несамостоятельность, бурные реакции, перепады настроения, игровые интересы, инфантилизм
Соматогенный Физиологические патологии Слабость организма, отсутствие мотивации к развитию, апатия, нежелание принимать решения самостоятельно и совершать поступки
Психогенный Неблагоприятные условия, в которых находится ребенок Безответственность, отсутствие самостоятельности. Излишняя агрессия, либо, наоборот, повышенная застенчивость и пугливость
Церебрально-органический Врожденные или приобретенные причины, негативно влияющие на психику и нервную систему Апатия, равнодушие, минимум эмоций и тому подобное

Таким образом, ЗПР – это общее название проблем, которые могут характеризоваться разными причинами. Проявляться задержка тоже может специфически.

Бывают ли смешанные типы

На ребенка могут воздействовать сразу несколько факторов, поэтому нельзя исключать сочетанные типы. Как правило, у ЗПР сразу несколько причин.

Кто может определить вид задержки психического развития у ребенка

Родители часто ошибаются с диагнозом. Некоторые необоснованно считают, что у их детей есть ЗПР. И хорошо, если обращаются к специалисту. Другие – не видя проблем, не записываются на прием к доктору. А это уже плохо. Ведь очень важно не упустить время, быстро перейти к мерам, которые помогут дошкольнику догнать сверстников и начать учиться лучше.

Как выяснить, какой вид ЗПР у ребенка

Этим вопросом занимается нейропсихолог и некоторые другие врачи. Специалисты собирают анамнез, проводят тестирование, в случае необходимости организуют диагностику при помощи оборудования, планирование медикаментозного лечения и программы специальной терапии.

ЗПР не приговор. При своевременной и грамотной корректировке ребенок догонит сверстников в развитии. Приходите в La Salute, чтобы помочь своему малышу.

Задайте вопрос специалистам
Клиники La Salute

Если Вас беспокоит состояние здоровья, и Вы не уверены стоит ли обращаться
в клинику или не знаете к какому врачу записаться - напишите нам!

Специалисты клиники ответят Вам на e-mail, указанный при заполнении
формы-заявки.

image

ЗПР – особенность развития ребенка, при которой главные психические функции созревают с отставанием от принятых возрастных норм.

ЗПР – расшифровка и объяснение термина

Задержка психического развития (ЗПР) – патология, которая требуют внимательной оценки, выявления их причин и определения способов их устранения. Проявляется она самыми разнообразными симптомами, которые зависят от причин возникновения нарушения, особенностей ребенка и среды, в которой малыш развивается.

При этом важно сказать, что данным термином обозначают только нарушения, не имеющие активно выраженных форм и проявляющиеся у ребенка дошкольного и младшешкольного возраста . Основные трудности, возникающие у детей с ЗПР, связаны с адаптацией к учебному процессу . В более позднем возрасте, а также в случаях выявления более сложных форм патологии, речь идет уже не о ЗПР, а об иных диагнозах.

Виды патологии

ЗПР по причинам возникновения и особенностям проявления симптомов делится на 4 группы.

Виды ЗПР и их характеристика в таблице

Происхождение Причина Как проявляется
Конституциональное Врожденные склонности ребенка к определенного вида особенностям поведения и обусловливаются его собственными темпами развития. Проявляется в эмоциональной несамостоятельности ребенка, его чрезмерном привязанности к близкому взрослому (скорее всего, к матери), неспособность к принятию собственных решений и к другим эмоционально-волевым поступкам. Для этого типа патологии характерны неустойчивые бурные эмоциональные реакции. У таких детей долго сохраняются на первом плане игровые интересы без мотивации на познавательную деятельность.
Соматогенное Следствие физиологической патологии. Дети, страдающие хроническими заболеваниями, а часто и подверженные гиперопеки со стороны родных, не имеют возможности развиваться психически полноценно. Общая слабость, притупление внимания, отсутствие мотивации к познаванию окружающего мира, лишен потребности совершать самостоятельные действия и принимать решения
Психогенное Неблагоприятные условия, в которых растет и воспитывается ребенок. Агрессия, насилие, безнадзорность приводят к отсутствию у него навыков контроля собственного поведения. Безответственность, несамостоятельность, отсутствие необходимых знаний о том, как устроен окружающий мир. Боязливость, застенчивость или наоборот наглость – проявления патологии для этой группы.
Церебрально-

Диагноз

По перечню медицинских заболеваний диагноз ЗПР относится к психологическим особенностям развития (F80-F89).

Для того, чтобы выявить причины возникновения и характерные особенности ЗПР у ребенка, комиссия из врачей, педагогов и психологов составляет алгоритм проведения мер, направленных на анализ его личности, историю его рождения и условий жизни. Этапы диагностики такие:

  • общение с ребенком, беседа с родителями;
  • сбор анамнеза;
  • осмотр и обследование психолога;
  • заключение комиссии, выводы и план коррекции.

Девочка на занятии у психолога

На этапе обследования изучается память малыша, его восприятие, внимание, способности к обработке информации. Также оцениваются его возможности восприятия звуков, смысла речи и совершения эмоционально-волевых поступков.

Для диагностики ЗПР также назначаются лабораторные исследования: генетические, молекулярные и метаболические анализы.

Причины возникновения

Как видно из перечня происхождений заболевания, ЗПР возникает как по биологическим, так и по социально-психологическим причинам.

Читайте также: