Какие зоны санитарной охраны питьевого водоснабжения вы знаете кратко

Обновлено: 02.07.2024

Опыт убеждает, что, несмотря на существующую систему водоочистки, крайне важно принять меры, исключающие значительное загрязнение водоисточников. Для этого устанавливают специальные ЗСО. Под ЗСО понимают специально выделенную вокруг источника территорию, на которой должен соблюдаться установленный режим, с целью охраны водоисточника и водопроводных сооружений и окружающей территории от загрязнения.

По законодательству эта зона делится на 3 пояса:

1) пояс строгого режима;

2) пояс ограничений;

3) пояс наблюдения.

ЗСО поверхностных водоемов

Первый пояс (пояс строгого режима) – участок, где находятся место забора воды и головные сооружения водопровода. Сюда включается акватория, примыкающая к водозабору на протяжении не менее 200 м вверх по течению и не менее 100 м ниже водозабора. Здесь выставляется военизированная охрана. Запрещаются проживание и временное пребывание посторонних лиц, а также строительство. В границы 1-го пояса небольших поверхностных источников обычно включается противоположный берег полосой 150—200 м. При ширине водоема менее 100 м в пояс входят вся акватория и противоположный берег – 50 м. При ширине более 100 м в 1-й пояс входит полоса акватории до фарватера (до 100 м). При водозаборе из озера или водохранилища в 1-й пояс входит береговая полоса не менее чем на 100 м от водозабора во всех направлениях. Акватория 1-ого пояса должна быть отмечена бакенами.

Второй пояс (пояс ограничений) – территория, использование которой для промышленности, сельского хозяйства и строительства или совсем недопустимо, или разрешается на известных условиях. Здесь ограничиваются спуск всех сточных вод и массовое купание.

Для открытых водоисточников протяженность пояса вверх по течению определяется расстоянием, выше которого поступление загрязнений не отражается на качестве воды в месте забора. Так, верхняя точка этой границы определяется временем, в течение которого поступившие здесь загрязнения при подходе к водозабору ликвидируются в результате процессов самоочищения. Это время установлено в 3—5 суток. Так как процессы самоочищения в зимний период значительно замедляются, то ЗСО 2-го пояса должна быть удалена от водозабора так, чтобы пробег воды от верхней границы зоны до водозабора обеспечил период бактериального самоочищения не менее 5 суток. Ориентировочно это расстояние для крупных рек составляет вверх по течению 20—30 км, для средних – 30—60 км.

Нижняя граница 2-го пояса устанавливается не менее 250 м от водоразбора с учетом ветрового обратного водотечения.

Пояс наблюдения —3-й пояс, включающий все населенные пункты, имеющие связь с данным источником водоснабжения.

ЗСО для подземных источников

ЗСО подземных источников устанавливаются вокруг водозаборных скважин, так как защищенность водонепроницаемыми породами не всегда надежна.

Изменение состава подземных вод может иметь место при интенсивном заборе воды из скважины, когда по законам гидродинамики вокруг скважины создаются зоны пониженного давления, что может создать подсос воды. Изменение состава подземных вод может быть обусловлено и влиянием внешних поверхностных загрязнений. Однако его проявление следует ожидать через длительный промежуток времени, так как скорость фильтрации обычно не более 0,1 м в сутки.

На территории зоны строгого режима подземного водоисточника должны размещаться все головные водопроводные сооружения: скважины и каптажи, насосные установки и оборудование для обработки воды.

Зона ограничения устанавливается с учетом мощности скважины и характера грунта. Эта зона для грунтовых вод устанавливается радиусом 50 м и площадью 1 га, для межпластовых вод – 30 м и площадью 0,25 га.

Требования, предъявляемые к качеству воды источника

Нормативы качества воды

1. Органолептические свойства.

Запах воды не должен превышать 2 баллов, концентрация водородных ионов (рН) не должна выходить за пределы 6,5—8,5 для обеих категорий водопользования. Окраска для первой категории не должна обнаруживаться в столбике высотой 20 см, для второй – 10 см. Концентрация взвешенных веществ при сбросе сточных вод в контрольном растворе не должно увеличиваться по сравнению с естественными условиями более чем на 0,25 мг/дм 3 для 1-й категории и более чем на 0,75 мг/дм 3 для 2-й категории водоемов. Плавающие примеси обнаруживаться не должны.

2. Содержание токсических химических веществ не должно превышать предельно допустимых концентраций и ориентировочно допустимых уровней веществ в водных объектах вне зависимости от категории водопользования (ГН 2.1.5.689-98, ГН 2.1.5.690-98 с дополнениями).

В случае присутствия в воде водного объекта двух и более веществ 1-го и 2-го классов опасности с однонаправленным механизмом токсического действия сумма отношений концентраций каждого из них к их ПДК не должна превышать 1:

где С1, …, Сn – концентрации веществ;

ПДК1, …, ПДКn – ПДК тех же веществ.

3. Показатели, характеризующие микробиологическую безопасность воды.

Термотолерантные колиформные бактерии в обеих категориях водопользования не должны превышать 100 КОЕ/100 мл, а колифаги – 10 БОЕ/100 мл.

Показатель общих колиформных бактерий для 1-й категории водопользования должен быть не более 1000 КОЕ/100 мл, для 2-й – не более 500 КОЕ/мл.

Жизнеспособных яиц гельминтов, цист патогенных кишечных простейших онкосфер тениид в 25 л пробы воды обеих категорий быть не должно, так же как и возбудителей кишечных инфекций.

Несмотря на почти непрерывное поступление разнообразных загрязнений в открытые водоемы, в их большинстве прогрессирующего ухудшения качества воды не наблюдается. Это происходит потому, что физико-химические и биологические процессы ведут к самоочищению водоемов от взвешенных частиц, органических веществ и микроорганизмов. Сточные воды разбавляются. Взвешенные вещества, яйца гельминтов, микроорганизмы частично осаждаются, вода осветляется. Растворенные в воде органические вещества минерализуются за счет жизнедеятельности населяющих водоемы микроорганизмов. Процессы биохимического окисления заканчиваются нитрификацией с образованием конечных продуктов – нитратов, карбонатов, сульфатов. Для биохимического окисления органических веществ необходимо наличие в воде растворенного кислорода, запасы которого по мере расхода восстанавливаются за счет диффузии из атмосферы.

В процессе самоочищения происходит отмирание сапрофитов и патогенных микроорганизмов. Они погибают вследствие обеднения воды питательными веществами, бактерицидного действия солнечных лучей, бактериофагов, выделяемых сапрофитами.

Ценным показателем степени загрязнения воды органическими веществами и интенсивности процессов самоочищения является БПК. БПК – это количество кислорода, необходимое для полного биохимического окисления всех веществ, содержащихся в 1 л воды при температуре 20 °С. Чем значительнее загрязнение воды, тем больше ее БПК. Так как определение БПК длительно (до 20 суток), то в санитарной практике чаще определяют БПК5, т. е. потребление кислорода 1 л воды в течение 5 суток. В 1-й категории водопользования БПК5 должно быть меньше 2 мг О2/дм 3 , во 2-й категории водоемов – 4 мг О2/дм 3 .

Растворимый кислород не должен быть менее 4 мг/дм 3 для обеих категорий водоемов. Химическое потребление кислорода не должно превышать 15 мг О2/дм 3 для 1-й категории и 30 О2/дм 3 для 2-й категории водопользования водоема.

Нормативы качества воды

1. Органолептические показатели.

Запах и привкус не более 2—3 баллов.

Цветность не более 30°.

Мутность не более 2,6—3,5 ЕМФ (единиц мутности по формазину) или 1,5—2,0 мг/л (по коалину).

2. Содержание токсических химических веществ неорганической и органической природы не должно превышать предельно допустимых концентраций.

3. Показатели, характеризующие микробиологическую безопасность воды.

Общие колиформные бактерии в 100 мл воды должны отсутствовать. При их отсутствии дополнительно проводят определение глюкозоположительных колиформных бактерий (БГКП) с постановкой оксидазного теста.

ОМЧ (общее микробное число) не должно превышать 100 микробов в 1 мл.

Термотолерантные колиформные бактерии и колифаги в 100 мл исследуемой воды должны отсутствовать.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

55. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды

55. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды В настоящее время на одно из первых мест в международных отношениях выходит проблема рационализации природопользования и охраны окружающей природной среды.

7. Структура санитарной службы

18. Зоны санитарной охраны (ЗСО) водоисточников

18. Зоны санитарной охраны (ЗСО) водоисточников Выбор источника хозяйственно-питьевого водоснабжения.Естественно, что при выборе источника учитывают не только качественную сторону самой воды, но и мощность самих источников. Ориентируется на источники, вода которых

28. Мероприятия по санитарной охране атмосферного воздуха

28. Мероприятия по санитарной охране атмосферного воздуха Мероприятия по охране атмосферного воздуха делятся на:1) технологические;2) планировочные;3) санитарно-технические;4) законодательные.В группу технологических и санитарно-технических входят мероприятия, которые

Структура санитарной службы

Мероприятия по санитарной охране атмосферного воздуха

Мероприятия по санитарной охране атмосферного воздуха Мероприятия по охране атмосферного воздуха делятся на:1) технологические;2) планировочные;3) санитарно-технические;4) законодательные.Технологические и санитарно-технические. В эту группу входят мероприятия, которые

ЛЕКЦИЯ № 1. История отечественной педиатрии, организация охраны материнства. Периоды детского возраста

ЛЕКЦИЯ № 1. История отечественной педиатрии, организация охраны материнства. Периоды детского возраста Выделение педиатрии в самостоятельную медицинскую дисциплину в России произошло в XIX в. Первая в мире детская больница была открыта в Париже (1802 г.), первая детская

Рефлекторные зоны

Рефлекторные зоны Зона мочевого пузыря имеет округлую форму, расположена она над задним проходом в области копчика. Исследуется путем сдвигания тканей поперек крестцово-подвздошных сочленений. Исходное положение пациента – сидя на массажном столе (можно лежа),

Рефлекторные зоны

Рефлекторные зоны Зона мочевого пузыря имеет округлую форму, расположена она над задним проходом в области копчика. Исследуется путем сдвигания тканей поперек крестцово-подвздошных сочленений. Исходное положение пациента – сидя на массажном столе (можно лежа),

Эрогенные зоны

Эрогенные зоны На теле человека есть целый ряд зон, прикосновения к которым вызывают сладостные ощущения. Можно даже с уверенностью сказать, что все тело как мужчины, так и женщины является областью возбуждения, если его ласкают нежные и любящие руки. А ведь по сути

Рефлекторные зоны

Рефлекторные зоны Зона мочевого пузыря имеет округлую форму величиной с 2-рублевую монету, расположена над задним проходом в области копчика. Исследуется путем сдвигания тканей поперек крестцово-подвздошных сочленений. Исходное положение пациента – сидя на массажном

Зоны эроса

Зоны эроса В сексуальной жизни человека важную роль играют эрогенные зоны – участки кожи и слизистых оболочек, раздражение которых вызывает половое возбуждение или усиливает его. Среди эрогенных зон различают генитальные, связанные с половыми органами, и

Эрогенные зоны

Эрогенные зоны Самая главная эрогенная зона – это, безусловно, разум. Основные функции разума – мышление и воображение. Мышление традиционно считается мужским атрибутом, тогда как воображение приписывается женщине. Такое разделение функций ума на две категории, с одной

Документ утрачивает силу с 1 января 2025 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3, утвердившего новые требования. Оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в данном документе, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение допускаются до 1 января 2025 года (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467).

I. Общие положения

Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 554, утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.09.2005 N 569.

1.1. Санитарные правила и нормы (СанПиН) "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" разработаны на основании Федерального закона "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650), Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, утвердившего "Положение о государственной санитарно - эпидемиологической службе Российской Федерации" и "Положение о государственном санитарно - эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295).

1.2. Настоящие СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

1.3. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

1.4. ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

1.5. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

1.6. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.

1.7. Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения.

1.8. На водопроводах с подрусловым водозабором ЗСО следует организовывать как для поверхностного источника водоснабжения.

На водопроводах с искусственным пополнением подземных вод ЗСО организуется как для поверхностного источника (относительно водозабора для инфильтрационных бассейнов), так и для подземного источника (для защиты инфильтрационных бассейнов и эксплуатационных скважин).

1.9. Принципиальное решение о возможности организации ЗСО принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений.

При выборе источника хозяйственно - питьевого водоснабжения для отдельного объекта возможность организации ЗСО должна определяться на стадии выбора площадки для строительства водозабора.

1.10. На санитарно - эпидемиологическое заключение выбора в центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора заказчик представляет материалы, характеризующие источник водоснабжения, в том числе ориентировочные границы ЗСО и возможные источники загрязнения. Объем материалов определен в приложении 1.

Акт о выборе площадки (трассы) подписывается при наличии положительного санитарно - эпидемиологического заключения центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора.

1.11. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

1.12. В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

1.12.1. Текстовая часть должна содержать:

а) характеристику санитарного состояния источников водоснабжения;

б) анализы качества воды в объеме, предусмотренном действующими санитарными нормами и правилами;

в) гидрологические данные (основные параметры и их динамика во времени) - при поверхностном источнике водоснабжения или гидрогеологические данные - при подземном источнике;

г) данные, характеризующие взаимовлияние подземного источника и поверхностного водоема при наличии гидравлической связи между ними;

д) данные о перспективах строительства в районе расположения источника хозяйственно - питьевого водоснабжения, в том числе жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов;

е) определение границ первого, второго и третьего поясов ЗСО с соответствующим обоснованием и перечень мероприятий с указанием сроков выполнения и ответственных организаций, индивидуальных предпринимателей, с определением источников финансирования;

ж) правила и режим хозяйственного использования территорий, входящих в зону санитарной охраны всех поясов.

1.12.2. Картографический материал должен быть представлен в следующем объеме:

а) ситуационный план с проектируемыми границами второго и третьего поясов ЗСО и нанесением мест водозаборов и площадок водопроводных сооружений, источника водоснабжения и бассейна его питания (с притоками) в масштабе: при поверхностном источнике водоснабжения - 1:50000 - 1:100000, при подземном - 1:10000 - 1:25000;

б) гидрологические профили по характерным направлениям в пределах области питания водозабора - при подземном источнике водоснабжения;

в) план первого пояса ЗСО в масштабе 1:500 - 1:1000;

г) план второго и третьего поясов ЗСО в масштабе 1:10000 - 1:25000 - при подземном водоисточнике и в масштабе 1:25000 - 1:50000 - при поверхностном водоисточнике с нанесением всех расположенных на данной территории объектов.

1.13. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

1.14. Установленные границы ЗСО и составляющих ее поясов могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в том числе производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий по заключению организаций, указанных в п. 1.13 настоящих СанПиН. Проектирование и утверждение новых границ ЗСО должны производиться в том же порядке, что и первоначальных.

1.15. Санитарные мероприятия должны выполняться:

а) в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов;

б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

1.16. Государственный санитарно - эпидемиологический надзор на территории ЗСО осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации путем разработки и контроля за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, согласования водоохранных мероприятий и контроля качества воды источника.

1.17. Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.

Зона санитарной охраны (ЗСО) по закону предусмотрена вокруг источника воды. Различают:

  • Подземные воды (артезианская скважина);
  • Поверхностные воды (река, пруд, озеро).

Предприятию нужен проект ЗСО, чтобы определить меры и ресурсы для защиты источника воды в месте водозабора от химического и микробиологического загрязнения. Под каждый водозабор разрабатывается отдельный проект ЗСО.

Требования СанПиН к санитарным зонам

СанПиН 2.1.4.1110-02 определяет порядок установки трех зон (поясов) охраны водного источника.

зона санитарной охраны источника водоснабжения

Размер/ пояса зон санитарной охраны

На размер зоны санитарной охраны влияет:

  • Статус источника – поверхностный или подземный;
  • Наличие микробного и (или) химического загрязнения;
  • Насколько надежна естественная защита скважины от поверхностного загрязнения;
  • Другие гидро-геологические условия.

Узнать о поясах зон санитарной охраны можно в более подробных таблицах на сайте ЭкоПромЦентра.

Мероприятия по охране источника от загрязнения необходимо согласовывать с собственниками земли, находящимися во 2 и 3 поясах зоны санитарной охраны предприятия.

Первый пояс ЗСО — зона строгого режима. Чтобы сократить ЗСО 1 пояса, нужно подавать в Роспотребнадзор проект обоснования уменьшения зоны санитарной охраны источника водоснабжения.

Второй пояс ЗСО — бактериологический контроль. Граница 2 пояса ЗСО устанавливается путем расчетов, в зависимости от дебита скважины, мощности водоносного горизонта.

Третий пояс ЗСО — химический контроль. Граница 3 пояса ЗСО планируется также расчетным путем, исходя из дебета скважин и мощности водоносного горизонта.

Проект организации зоны санитарной охраны (Проект ЗСО)

Для разработки проекта ЗСО потребуется заключение гидрогеологов по конкретному участку земли.

Когда нужна зона санитарной охраны

Если есть источник питьевого водоснабжения или водопроводные сооружения питьевого водопровода.

Кому нужен Проект ЗСО

Всем юридическим лицам и ИП, использующим питьевой водозабор. Стоимость проекта ЗСО начинается от 100 000 рублей. На цену влияет:

  • Подземный/ поверхностный источник (вид водного объекта);
  • Местоположение предприятия;
  • Наличие лабораторных исследований.

Срок проекта зоны санитарной охраны

  • От 2 месяцев — сбор документов, разработка проекта, получение санэпид заключений;
  • От 2 месяцев — Получение согласия на водопользование от лиц, являющихся собственниками участков во 2-3 поясах ЗСО предприятия;
  • До 40 дней — согласование проекта в Комитете по Природным ресурсам;
  • Бессрочно — действие готового проекта ЗСО.

Ответственность за отсутствие проекта зон санитарной охраны

Без проекта ЗСО предприятию нечего предъявить Росприроднадзору, если то заподозрит их в нанесении ущерба водному объекту. Проверяющие органы вправе и будут применять штрафные санкции.

Административная ответственность (№ 195-ФЗ от 30.12.2001, статьи 8.13-15):

  • Загрязнение воды, нарушение правил эксплуатации водных сооружений — 10 – 20 тысяч рублей для юрлиц;
  • Загрязнение, засорение/истощение источников — 30 – 40 тысяч рублей для юрлиц;
  • Нарушение правил при заборе воды, сбросе стоков в водные объекты — 10 – 20 тысяч рублей или приостановка деятельности до 90 суток для юрлиц.

Уголовная ответственность (Кодекс РФ № 62-ФЗ от 13.06.1996, статья 250) за загрязнение вод, повлекшее:

  • Вред животным или растительному миру — 80 тыс. рублей, запрет на занятие должности до 5 лет, общественные работы 100-180 часов, арест до 3 месяцев;
  • Вред здоровью человека, массовую смерть животных — 200 000 рублей, общественные работы 180-240 часов, лишение свободы до 2 лет;
  • Смерть человека — лишение свободы до 5 лет.

Исходные данные для разработки проекта ЗСО

Перечень документов будет отличаться для поверхностного или подземного источника. Скачивайте полные перечни исходных данных по ЗСО с комментариями разработчика:

ЗСО поверхностного источника водоснабжения

ЗСО подземного источника водоснабжения

Со стороны заказчика потребуются:

  • Договор пользования водным объектом или лицензия (при наличии);
  • Реквизиты компании;
  • Расчет водопотребления и водоотведения;
  • Техническая характеристика водозаборных сооружений;
  • Схема водопотребления/водоотведения;
  • Техническая документация на водозаборные сооружения;
  • Документы на контрольно-измерительную аппаратуру;
  • Журнал учета водоотбора;
  • Протоколы лабораторных исследований воды.

Остальные документы и справки могут быть получены непосредственно исполнителем в ходе разработки проекта ЗСО.

Этапы согласования проекта ЗСО

  1. Сбор документации, справок и заключений;
  2. Разработка проекта ЗСО;
  3. Получение экспертного заключения во ФБУЗе;
  4. Получение СанЭпид заключения в Роспотребнадзоре (бесплатно);
  5. Мероприятия по согласованию проекта ЗСО с водопользователями;
  6. Согласование проекта в Комитете по природопользованию (бесплатно).

Результат разработки проекта зоны санитарной охраны

  • Выдача Роспотребнадзором санитарно-эпидемиологического заключения на проект ЗСО;
  • Отсутствие претензий и штрафов от Роспотребнадзора;
  • Юридическая защищенность при использовании воды для нужд предприятия.

Проект зоны санитарной охраны образец

В целях охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами, устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

Комментарии к ст. 64 ВК РФ

Право каждого на охрану здоровья, поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию, предусматриваются в статье 41 Конституции РФ.

Уяснение требований комментируемой статьи возможно в контексте с содержанием статей 49 и 50 Водного кодекса и комментариями к ним.

Зона (округ) санитарной охраны представляет собой территорию, на которой установлен специальный режим и проводятся мероприятия, направленные на охрану водных объектов. Порядок образования и режим зон (округов) санитарной охраны определен законодательством.

Для источников водоснабжения и водопроводов он был установлен Постановлением ЦИК и СНК от 17 мая 1937 г. Это Постановление продолжало действовать до издания соответствующего российского правового акта. Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов делится на три пояса, в каждом из которых устанавливается особый режим.

Первый пояс (зона строгого режима) организуется для охраны мест забора воды из источника и прилегающих к нему участков, а также головных сооружений водопроводов. Эта территория ограждается, благоустраивается, охраняется. Здесь запрещено проживание и временное нахождение лиц, непосредственно не связанных с работой на водопроводных сооружениях, а также строительство, не связанное с техническими нуждами самого водопровода.

Второй пояс (зона ограничений) включает территорию, непосредственно окружающую источники водоснабжения, и их притоки. Во втором поясе запрещается использование территории или источников водоснабжения, которое может вызвать качественное или количественное их ухудшение. В пределах второго пояса строительство, уничтожение насаждений, проведение железнодорожных и автотранспортных путей, использование земельных участков и водоемов для сельскохозяйственных нужд, мероприятия по физкультуре, купание и т.п. допускаются только с разрешения органов санитарного надзора.

Третий пояс (зона наблюдений) охватывает смежную со вторым поясом территорию, неблагополучное состояние которой может вызвать распространение инфекционных заболеваний через водопровод. В третьем поясе органы санитарного надзора производят специальный учет инфекционных заболеваний, которые могут распространяться через водопровод, и проводят эпидемиологическое обследование каждого отдельного случая таких заболеваний.

Водоохранная зона источника питьевого водоснабжения является особо охраняемой территорией. Ее границы определяются на карте, а границы первого пояса отмечаются в натуре соответствующими знаками (столбы с надписями). Органы местного самоуправления обязаны оповестить население о границах зоны санитарной охраны и ее режиме.

Для обеспечения охраны водных объектов, признанных лечебными, в соответствии с Федеральным законом от 27 января 1995 г. "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны.

Округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая территория, на которой устанавливается особый режим хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающий защиту и сохранение природных лечебных ресурсов от загрязнения и преждевременного истощения. Для природных лечебных ресурсов, относящихся к недрам, устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в остальных случаях - округа санитарной охраны.

В составе округа выделяются три зоны. В первой зоне устанавливается строгий охранительный режим. Здесь запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Обеспечение установленного режима охраны осуществляется в первой зоне - юридическими и физическими лицами, разрабатывающими и использующими природные лечебные ресурсы на основании лицензии; во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.

Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной охраны.

Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны утверждаются Правительством РФ для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения и органами исполнительной государственной власти субъектов Федерации для регионального и местного значения.

Читайте также: