Как раскрывает автор отношение к молодежи в традиционных и динамичных обществах кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Молодёжь в современном обществе .

показать основные психологические особенности юношеского возраста; проследить процесс социализации среди молодёжи, охарактеризовать основные черты современной молодёжной субкультуры;

развивать умения анализировать социальные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам, делать выводы, решать проблемные задачи;

формирование у учащихся толерантного отношения к проблемам молодёжи и ответственности молодого поколения.

Тип: урок изучения нового материала.

 . Орг. момент.

? – Как выдумаете, кто это сказал? (ответы учащихся)

Это сказал древнегреческий философ Сократ, который жил в 470-399 гг. до н. э.

Прошло много-много лет, а как вы думаете, мнение о молодежи поменялось?

(ответы учащихся). Почему? (ответы уч-ся)

Интересно, а как с егодня живется молодежи? Как к ней относятся окружающие? Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает , не работает, а подрабатывает , не трудится, а делает вид . Так ли это? (ответы уч-ся). Попробуем разобраться с данной проблемой.

 . Изучение нового материала.

Молодёжь как социальная группа.

Процесс социализации молодёжи.

Вопрос 1-2.

– Объясните, а кто такая молодёжь? (сформулируйте понятие). Уч-ся предлагают свои варианты.

Молодцы. Запишем определение, которое предлагают учёные – обществоведы.

Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе:

совокупности возрастных характеристик (от 16 до 25 лет)

особенности социального положения

социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, религией, культурой и т.д.

Задание: (минут на 15 -20)

Разделитесь на группы и определите, в чём заключаются особенности социального положения и социально-психологических свойств современной молодёжи; работая с учебником, охарактеризуйте и проанализируйте процесс социализации молодёжи.

Вопросы для 1 и 2 групп (задания тестового характера предназначены для слабых учащихся).

Выберите: 1 группа – особенности социального положения

2 группа – социально-психологические качества.

Низкий уровень толерантности.

Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

Активный поиск своего места в жизни.

Стремление выделиться, отличаться от остальных.

Высокий уровень мобильности.

Существование специфической молодёжной субкультуры.

. Дополните список: 1 группа - особенности социального положения

2 группа – социально-психологические качества.

Дополнительное задание: индивидуальная работа с текстом на листочках (вариант С1-С4 –ЕГЭ)

МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

Молодежь - это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.

Традиционные, статичные общества опираются прежде всего на опыт старших поколений. Такое общество боится стихии молодежи, используя молодежь по необходимости, механически, частично. Молодежь остается лишь скрытым ресурсом, не реализовавшим себя, и в этом смысле - потерянным поколением.

Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к молодежи. Если они этого не делают, то революции (или реформы) вскоре захлебываются. Старшие поколения могут лишь составить проект будущего, замыслить социальную перемену, дать ей толчок. Времени их человеческой жизни, жизненного потенциала на большее не хватает.

У молодежи практически нет собственного прошлого, ее сознание более конфликтно, открыто переменам. Умные, дальновидные реформаторы не могут не понимать этого, не видеть в молодежи обновляющую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный и энергетический резерв, который выступает на передний план и вводится в действие, когда обществу надо произвести глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособиться к быстро меняющимся и качественно новым обстоятельствам. В этом состоит основная социологическая функция молодежи в обществе.

1) Как раскрывает автор отношение к молодежи в традиционных и динамичных обществах?

2) В чем видит автор основную социальную функцию молодежи?

3) Опираясь на характеристику различных обществ, данных в тексте, объясните, в каком обществе живет современная российская молодежь.

Вопросы для 3 группы ( Рекомендуется использовать Конституцию РФ)

1. С какого периода согласно Конституции РФ гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? Какие права и свободы получает молодой человек?

2. С какого возраста молодые люди могут вступать в брак? Бывают ли исключения?

3. Что означает полная правоспособность? Какие гражданские обязанности должен выполнять молодой гражданин РФ?

4. Как изменяется статус молодого человека с гражданским совершеннолетием?

5. Какие позитивные моменты имеет для молодого человека наступление гражданского совершеннолетия?

Вопросы для 4 группы

1. Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?

2. На каких принципах строится образование в нашем обществе? Считаете ли вы их справедливыми?

3. Как вы относитесь к появлению частных учебных заведений и частичному действию государственных учебных заведений на платной, коммерческой основе?

5. Какие риски поджидают первокурсников , поступивших в вузы ? Как их можно избежать? (предварительное задание – провести опрос среди знакомых-студентов)

Вопросы для 5 группы

1. Когда подростки начинают задумываться о трудовой деятельности?

2. Как вы думаете, что лежит в основе их выбора будущей профессии? (провести опрос у учащихся) 3. Какие факторы нынешней социально-экономической ситуации в нашей стране способствуют, а какие препятствуют трудоустройству молодежи?

4. Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних?

Далее каждая группа представляет результат свое работы – выступление - рассказ по своим вопросам.

После выступления учитель задаёт вопрос для мини-дискуссии:

Легко ли быть молодым? Какие проблемы ждут молодых и как их решать?

Итак, не так уж легко быть молодыми. Трудности социализации связаны с тремя главными обстоятельствами:

• несовпадением высокого уровня притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низкого социального статуса тинейджеров, который задан их возрастом;

• противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников .

Вопрос 3.

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания , поведения , стиля жизни . Они создают собственную культурную нишу - субкультуру . Молодежь не стала исключением – она тоже создала свою собственную субкультуру .

Молодежная субкультура обладает :

• искусством и стилем поведения .

Ее носителями чаще всего выступаю неформальные подростковые группы . В РФ существует множество групп и направлений в молодёжной субкультуре. Познакомимся с некоторыми из них.

Выступления уч-ся с презентациями.

После выступлений учитель задаёт вопрос:

? Как вы думаете , что побуждает молодежь к созданию субкультуры?

 . Закрепление нового материала: вопросы по новому материалу.

 V. Домашнее задание:

Первый пост за несколько лет, в котором нет фанфиков. буду учиться развивать и завершать мысль.
Накипело просто все, последней каплей стало обычное задание по тексту:

Молодежь — это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.

Традиционные, статичные общества опираются прежде всего на опыт старших поколений. Такое общество боится стихии молодежи. используя молодежь по необходимости, механически, частично. Молодежь остается лишь скрытым ресурсом, не реализовавшим себя, и в этом смысле — потерянным поколением.

Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к молодежи. Если они этого не делают, то революции (или реформы) вскоре захлебываются. Старшие поколения могут лишь составить проект будущего, замыслить социальную перемену, дать ей толчок. Времени их человеческой жизни, жизненного потенциала на большее не хватает. У молодежи практически нет собственного прошлого, ее сознание более конфликтно, открыто переменам. Умные, дальновидные реформаторы не могут не понимать этого, не видеть в молодежи обновляющую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный и энергетический резерв, который выступает на передний план и вводится в действие, когда обществу надо произвести глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособиться к быстро меняющимся и качественно новым обстоятельствам. В этом состоит основная социологическая функция молодежи в обществе.

4) Опираясь на характеристику различных обществ, данных в тексте, объясните, в каком обществе живет современная российская молодежь.

Итак, будем рассматривать все с точки зрения русского языка, например:
1) Как раскрывает автор отношение к молодежи в традиционных и динамичных обществах?
С самого начала текста видно, что автор относится к молодежи, как к инструменту, не воспринимает молодежь, как часть общества. Для автора молодежь - это нечто такое, что находится вне общества и появляется в поле зрения "основной" народной массы только тогда, когда нужно кого-нибудь свергнуть или совершить какие-либо другие глобальные изменения.
Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к молодежи. Неужели это настолько плохо, противно, унизительно или просто трудно - обращаться к молодежи, что эти самые выше упомянутые реформаторы вынуждены обращаться к молодежи? У молодежи практически нет собственного прошлого. Умные, дальновидные реформаторы не могут не понимать этого. Замечательно то, что реформаторы в тексте предстают вполне себе определенными личностями, людьми, а молодежь остается массой. Совершенно не рассматривается тот факт, что в старших поколениях тоже выделяются лишь отдельные люди, а остальные также можно назвать массой. Только эта масса проявляет свою активность, лишь сидя на кухне и высказывая свои претензии старому, видавшему виды телевизору, тогда так масса молодежная идет во всемирную паутину, где открыто выражает свое мнение.
. когда обществу надо произвести глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособиться к быстро меняющимся и качественно новым обстоятельствам. Надо произвести и приспособиться за счет молодежи. И автор даже не вспоминает тот факт, что после произведенных перемен и приспособлений молодежь, что вытекает из текста, забывается, снова задвигается в дальний угол со словами: "Скажите спасибо государству за такое дешевое бесплатное образование".
Хотя все-таки нельзя не отметить того, что в словах автора есть и положительная оценка. Умные, дальновидные реформаторы не могут . не видеть в молодежи обновляющую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный и энергетический резерв. словно молодежь - эликсир жизни и молодости человечества и того общества, в котором мы сейчас вынуждены жить.

2) В чем видит автор основную социальную функцию молодежи?

Частично выше уже дан ответ на этот вопрос. Функции молодежи просты и незамысловаты: прийти по первому зову, продвинуть кем-то придуманную идею, вдохнув во всех остальных веру в светлое будущее, в идею и, конечно, в ее создателей, уйти, ну, или отойти в тень, оставив идеологов купаться в лучах любви.

3) Какие особенности молодежи как особой социальной группы позволяют ей играть эту роль?
Об этом тоже выше. Тут еще проще: обновляющая сила, оживляющий элемент, интеллектуальный и энергетический резерв.

4) Опираясь на характеристику различных обществ, данных в тексте, объясните, в каком обществе живет современная российская молодежь.
Ну, конечно, наше общество динамичное, и конечно, оно развивающееся. И молодым у нас везде дорога. Только вот на телевидении, которое сейчас является создателем народное мнения, нет молодых. Да, можно вспомнить Comedy Club и КВН, но они мнение не формируют, а высмеивают, а Фабрику Звезд и подобные этому проекты высмеивают все, кроме руководства Первого канала. Хотя, кто знает.
Куда уходят молодые люди, которые хотят высказаться? Туда, где им не заткнут рот - во Всемирную паутину.
Можно вспомнить все плохое, что есть в Интернете - коллекция видео с пьяными мужиками, неудачно падающими спортсменами и котятами, носящее весьма странно переводящееся название YouTube, так называемый язык подонков, полное отсутствие цензуры, невероятное количество "троллей", превращающих любую дискуссию в бессмыслицу и пресловутые социальные сети, вызывающие зависимость.
И все же, Интернет остается основной площадкой для выступлений тех, кому не досталось места в телевизоре (например, мне, да).
Мы живем в мире, где каждый день открывается что-то новое, делаются открытия, меняющие нашу жизнь, где даже iPad меняет сознание людей, становясь либо удобным гаджетом в сумке владельца, либо предметом насмешек и анекдотов. Интернет, о существовании которого 20 лет назад никто не знал, сейчас меняет жизнь большинства из нас. Вот только реальность в Интернете, где предпочитает обитать молодежь, не схожа с той реальностью. Аполитичность сетевых обитателей известна всем, и опросы, проводимые различными сайтами, показывают, что немалая часть предпочитает не ходить на выборы, а Ту Самую Партию упоминает как нечто анекдотичное. Большинство просто не видит смысла что-либо делать, потому что слова, идущие из ТВ, мнение, навязываемое, кстати, старшим поколением, утвердило мысль о том, что никто ничего не изменит, у Той Самой Партии всегда будет 146 % голосов.

Вот оно, мое скромное мнение, мнение человека, который просто не мог больше молчать. Спасибо, если вы дочитали до этих строк. Удачи.

В2. Вставьте пропущенное слово.

ВЗ. Какому понятию соответствует следующее определение?

В4. Установите соответствие понятий, приведенных в первом столбце, оп­ределениям, приведенным во втором.

ПОНЯТИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1. Горизонтальная мобильность А. Перемещение из одной страты в другую
2. Социальная дифференциация Б. Положение человека в обществе
3. Социальный статус В. Разделение общества на группы, занимающие разное положение
4. Вертикальная мобильность Г. Переход индивида из одной соци­альной группы в другую, располо­женную на одном и том же уровне

В5. Установите соответствие между сферами проявления социальной диф­ференциации, приведенными в первом столбце, и их содержательной характеристикой, приведенной во втором.

СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1. Экономическая А. Род деятельности, занятия
2. Политическая Б. Доход, era величина, деньги
3. Профессиональная В. Объем власти

В6. В приведенном ниже списке отметьте цифры, характеризующие тра­диционную (патриархальную) семью.

1) Отец семейства занимает главенствующее положение.

2) Взрослые дети живут отдельно от родителей.

3) Главной целью является подготовка детей к самостоятельной жизни.

4) Представители нескольких поколений ведут совместное хозяйство.

5) Женщина находится в подчинении у мужчины.

6) Отношения между супругами строятся на взаимном уважении и ра­венстве.

В7. Вставьте пропущенное слово.

В8. Установите соответствие нормативных систем, приведенных в первом столбце, и конкретных примеров, приведенных во втором.

НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА ПРИМЕР
1. Право А. Уважение к старшим
2. Мораль Б. Право граждан на участие в голосо­вании с 18 лет
3. Политические нормы В. Соблюдение церковных обрядов
4. Религиозные нормы Г. Единство места и времени действия в пьесе
5. Обычаи, традиции Д. Почетное место за столом предос­тавляется имениннику
6. Эстетические нормы Е. Назначение главой правительства лидера партии, победившей на выбо­рах
7. Организационные нормы Ж. Продолжительность рабочего дня

Задания уровня С

Дайте развернутый ответ.

С1. Какие социальные санкции существуют?

1) Какую проблему затрагивает М. Тэтчер?

2) Согласны ли вы с этим мнением? Почему?

3) Что включает в себя социально-демографическая структура общества?

4) Что такое семья, какую роль в обществе она играет?

СЗ. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

Молодежь — это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значи­телен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.

Традиционные, статичные общества опираются прежде всего на опыт старших поколений. Такое общество боится стихии молодежи. „, ис­пользуя молодежь по необходимости, механически, частично. Моло­дежь остается лишь скрытым ресурсом, не реализовавшим себя, и в этом смысле — потерянным поколением.

Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к мо­лодежи. Если они этого не делают, то революции (или реформы) вско­ре захлебываются. Старшие поколения могут лишь составить проект будущего, замыслить социальную перемену, дать ей толчок. Времени их человеческой жизни, жизненного потенциала на большее не хвата­ет. У молодежи практически нет собственного прошлого, ее сознание более конфликтно, открыто переменам. Умные, дальновидные рефор­маторы не могут не понимать этого, не видеть в молодежи обновляю­щую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный и энергетиче­ский резерв, который выступает на передний план и вводится в дейст­вие, когда обществу надо произвести глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособиться к быстро меняющимся и каче­ственно новым обстоятельствам. В этом состоит основная социологиче­ская функция молодежи в обществе.

1) Как раскрывает автор отношение к молодежи в традиционных и ди­намичных обществах?

2) В чем видит автор основную социальную функцию молодежи?

3) Какие особенности молодежи как особой социальной группы позво­ляют ей играть эту роль?

4) Опираясь на характеристику различных обществ, данных в тексте, объясните, в каком обществе живет современная российская моло­дежь.

1) Как определяет главную цель политики социального государства Конституция РФ?

3) Какие направления социально-экономической политики могут обес­печить главную цель социального государства? Назовите не менее трех.

4) Назовите два фактора, препятствующих реализации этого направ­ления, и приведите к ним примеры из жизни современного россий­ского общества.

С5. Из предложенных проблемных высказываний выберите одно и изло­жите в виде сочинения-эссе свои мысли.

Тема 6. Социальные отношения

УРОВЕНЬ А

№ задания Верный ответ

УРОВЕНЬ В

№ задания Верный ответ
Социальная мобильность
Нация
Социальные нормы
1—Г; 2 —В; 3 —Б; 4 —А
1 — Б; 2 — В; 3 — А
1,4,5
Страта
1— Б, 2 — А, 3 — Е, 4 — В, 5 — Д, 6 — Г, 7 — Ж

УРОВЕНЬ С

С1. Формальные и неформальные.

1) М. Тэтчер затрагивает проблему общества как сложного организма, динамичной системы, включающей социальные группы, социальные институты и взаимодействие между ними.

2) При утвердительном ответе могут быть приведены следующие позиции: Общество — результат взаимодействия людей.

Безусловно, общество и человек взаимосвязаны, они — результат ан-тропосоциогенеза. Только в обществе человек может проявить себя не только как индивид, но и как личность.

Семья — первичная основа любого общества, обеспечивающая его вос­производство.

Могут быть приведены любые другие формулировки, не противореча­щие суждению.

3) Социально-демографическая структура общества предполагает его деление по половому (мужчины и женщины) и возрастному признакам.

4) Содержание правильного ответа может содержать следующие позиции: Семья в любом обществе занимает особое положение уже потому, что она является одновременно малой социальной группой и социальным институтом.

В строгом смысле семья — это общность людей, основанная на единой об­щесемейной деятельности, супружеских узах, осуществляющая воспро­изводство населения, преемственность поколений и социализацию детей. В любом государстве семейные отношения регулируются Семейным кодексом.

Функции семьи как социального института вытекают из ее определения: дисциплинирование, воспитание и образование своих членов; религиозное влияние;

подготовка к производственной деятельности; наделение наследственными статусами: национальностью, полом; эмоционально-психологическая функция направлена на эмоциональ­ное общение, защищенность своих членов.

Семья была единственным социальным институтом в первобытном об­ществе. По мере развития общественных отношений она постепенно передавала некоторые функции таким социальным институтам, как образование, религия, органы правопорядка и др. Вместе с тем роль

семьи в современном обществе остается важной, сохраняя в основном

все свои основные функции.

В ответе допускаются иные формулировки, не искажающие смысла

3) Автор называет активность молодежи, непривязанность к прошло­му, а отсюда — открытость к переменам.

4) Российская молодежь живет в динамичном обществе — обществе глубоких перемен, и задача состоит в том, чтобы молодежь активнее была задействована в этих переменах.

Примеры могут быть приведены произвольно, в соответствии с сужде­ниями.

С4. Правильный ответ может содержать следующие позиции:

3) Могут быть названы:

обеспечение политической и экономической независимости личности; демократические формы правления; равенство граждан перед законом;

приоритет национальных интересов во внешнеполитической деятель­ности;

налоговая политика; защита интересов незащищенных категорий населения.

4) Могут быть названы следующие факторы и приведены самостоя­тельные примеры, отвечающие содержанию вопроса: несоответствие декларированных положений реальному положению делв социально-экономической сфере;

социальные конфликты, возникающие на почве расхождения в уровне жизни и образе жизни и связанных с этим обид, непонимания и т.д. в условиях отсутствия правовых средств решения и смягчения социаль­ных проблем;

сложная экономическая и социокультурная ситуация, как, например, сегодня в нашей стране;

производственные отношения в нашей стране в государственных учре­ждениях и бюджетной сфере остаются- вялыми, выжидательными.

В коммерческой же сфере эти отношения сталкиваются с недостаточ­но сформированной юридической базой;

в силу коммерциализации творческой деятельности в нашей стране, слабозащищенным категориям населения стали недоступны некото­рые театры, музеи, а сама творческая деятельность не всегда имеет вы­сокий уровень, отвечая сиюминутным требованиям.


  • Социальные отношения и взаимодействия.
  • Многообразие социальных групп.
  • Социальный статус. Социальные роли.
  • Неравенство и социальная стратификация.
  • Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение.
  • Социальный контроль и самоконтроль.
  • Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи.
  • Молодежь как социальная группа.
  • Этнические общности. Межнациональные отношения. Национальная политика.
  • Социальный конфликт и пути его разрешения.
  • Социальные процессы в современной России.

Основные понятия: социальная сфера, социальные отношения, социальная система, социальный статус, социальная роль, социальная группа, социальная общность, социальная структура, социальный институт, семья как малая группа и социальный институт, социальная мобильность, социальная стратификация, вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, люмпены, маргиналы, этнос, народ, племя, народность, нация, ментальность, национальное самосознание, межнациональные конфликты, шовинизм, толерантность, социализация, социальные нормы, девиантное поведение, социальный контроль.

Задания уровня А

Выберите один прав ильный ответ из четырех.

А1. Деление общества на группы называется:

1) социальным перемещением

2) социальной дифференциацией

3) социальной адаптацией

4) социальным поведением

А2. Любая социальная группа характеризуется:

1) малочисленностью состава

2) общностью социального статуса

3) неформальным контролем поведения

4) родственными отношениями

А3. Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и национальных отношений между ними - это:

1) характер общества

2) политика общества

3) структура общества

4) социальная мобильность

4) все перечисленное

А5. Маргиналами называют:

1) наиболее богатых членов общества

2) наиболее бедных членов общества

3) деклассированные элементы

4) пограничные слои и группы

А6. Поведение, не соответствующее требованиям социальных норм, называется:

А7. Племена и народности - это:

1) исторические типы общества

2) социальные страты

3) этнические общности

4) социальные группы

А8. Социальный статус приобретается в результате:

1) трудовой деятельности

2) процесса обучения

3) семейного воспитания

А9. Глубинная причина всех социальных конфликтов - это:

1) несовпадение интересов

2) различные воззрения социальных групп

3) зависть людей друг к другу

4) несовпадение экономических, политических и духовных интересов и возможностей

А10. Преодолению национальных противоречий способствует:

1) обеспечение прав и свобод личности независимо от национальности

2) перераспределение полномочий от национальных образований в пользуцентра

3) переход к рыночным методам ведения хозяйства

4) государственная поддержка малого бизнеса

А11. Межнациональное сотрудничество способствует:

А. Развитию национальной культуры.

Б. Преодолению национальной ограниченности.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А12. Верно ли суждение?

А. Страты выделяют по одному существенному признаку.

Б. В основу стратификации общества положено множество критериев.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А13. Верны ли следующие суждения по поводу социальной мобильности?

А. В современном обществе возможна горизонтальная мобильность.

Б. В современном обществе возможна вертикальная мобильность.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А14. Верны ли следующие суждения о ситуации в России?

А. В последнее десятилетие в России возросла социальная дифференциация населения.

Б. Острой социальной проблемой в России стало падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий,

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

A15. Какая из перечисленных социальных групп не имеет общего социально-значимого признака?

А16. Семья в отличие от других малых групп характеризуется:

1) высокой политической активностью

2) общностью быта

3) общими увлечениями

4) профессиональными интересами

А17. Самостоятельное регулирование индивидом своего поведения согласно общепринятым социальным нормам - это:

А18. Верны ли следующие суждения?

А. Нравственные нормы возникли позже правовых.

Б. Эстетические нормы находят отражение в законах, международных договорах, моральных нормах.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А19. К показателям предписанного статуса личности относится:

А20. К малым группам, в отличие от больших, можно отнести:

1) мелких предпринимателей страны

2) директоров предприятий региона

3) бригаду рабочих на крупном предприятии

4) рабочих страны

Задания уровня В

В4. Установите соответствие понятий, приведенных в первом столбце, определениям, приведенным во втором.

В5. Установите соответствие между сферами проявления социальной дифференциации, приведенными в первом столбце, и их содержательной характеристикой, приведенной во втором.

В6. В приведенном ниже списке отметьте цифры, характеризующие традиционную (патриархальную) семью.

1) Отец семейства занимает главенствующее положение.

2) Взрослые дети живут отдельно от родителей.

3) Главной целью является подготовка детей к самостоятельной жизни.

4) Представители нескольких поколений ведут совместное хозяйство.

5) Женщина находится в подчинении у мужчины.

6) Отношения между супругами строятся на взаимном уважении и равенстве.

В8. Установите соответствие нормативных систем, приведенных в первом столбце, и конкретных примеров, приведенных во втором.

Задания уровня С Дайте развернутый ответ.

С1. Какие социальные санкции существуют?

1) Какую проблему затрагивает М. Тэтчер?

2) Согласны ли вы с этим мнением? Почему?

3) Что включает в себя социально-демографическая структура общества?

4) Что такое семья, какую роль в обществе она играет?

С3. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

Молодежь - это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.

Традиционные, статичные общества опираются прежде всего на опыт старших поколений. Такое общество боится стихии молодежи, используя молодежь по необходимости, механически, частично. Молодежь остается лишь скрытым ресурсом, не реализовавшим себя, и в этом смысле - потерянным поколением.

Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к молодежи. Если они этого не делают, то революции (или реформы) вскоре захлебываются. Старшие поколения могут лишь составить проект будущего, замыслить социальную перемену, дать ей толчок. Времени их человеческой жизни, жизненного потенциала на большее не хватает.

У молодежи практически нет собственного прошлого, ее сознание более конфликтно, открыто переменам. Умные, дальновидные реформаторы не могут не понимать этого, не видеть в молодежи обновляющую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный и энергетический резерв, который выступает на передний план и вводится в действие, когда обществу надо произвести глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособиться к быстро меняющимся и качественно новым обстоятельствам. В этом состоит основная социологическая функция молодежи в обществе.

1) Как раскрывает автор отношение к молодежи в традиционных и динамичных обществах?

2) В чем видит автор основную социальную функцию молодежи?

3) Какие особенности молодежи как особой социальной группы позволяют ей играть эту роль?

4) Опираясь на характеристику различных обществ, данных в тексте, объясните, в каком обществе живет современная российская молодежь.

1) Как определяет главную цель политики социального государства Конституция РФ?

3) Какие направления социально-экономической политики могут обеспечить главную цель социального государства? Назовите не менее трех.

4) Назовите два фактора, препятствующих реализации этого направления, и приведите к ним примеры из жизни современного российского общества.

С5. Из предложенных проблемных высказываний выберите одно и изложите в виде сочинения-эссе свои мысли.

Ответы по теме: Социальные отношения

УРОВЕНЬ А

№ Задания

Ответ

№ Задания

Ответ

№ Задания

Ответ

1

8

15

2

9

16

3

10

17

4

11

18

5

12

19

6

13

20

7

14

УРОВЕНЬ В

№ задания

Ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

1Б 2А 3Е 4В 5Д 6Г 7Ж

УРОВЕНЬ С

С1. Формальные и неформальные.

С2. 1) М. Тэтчер затрагивает проблему общества как сложного организма, динамичной системы, включающей социальные группы, социальные институты и взаимодействие между ними. 2) При утвердительном ответе могут быть приведены следующие позиции: Общество - результат взаимодействия людей. Безусловно, общество и человек взаимосвязаны, они - результат антропосоциогенеза. Только в обществе человек может проявить себя не только как индивид, но и как личность. Семья - первичная основа любого общества, обеспечивающая его воспроизводство. Могут быть приведены любые другие формулировки, не противоречащие суждению. 3) Социально-демографическая структура общества предполагает его деление по половому (мужчины и женщины) и возрастному признакам. 4) Содержание правильного ответа может содержать следующие позиции: семья в любом обществе занимает особое положение уже потому, что она является одновременно малой социальной группой и социальным институтом. В строгом смысле семья - это общность людей, основанная на единой общесемейной деятельности, супружеских узах, осуществляющая воспроизводство населения, преемственность поколений и социализацию детей. В любом государстве семейные отношения регулируются Семейным кодексом. ФУНКЦИИ семьи как социального института вытекают из ее определения: дисциплинирование, воспитание и образование своих членов; религиозное влияние; подготовка к производственной деятельности; наделение наследственными статусами: национальностью, полом; эмоционально-психологическая функция направлена на эмоциональное общение, защищенность своих членов. Семья была единственным социальным институтом в первобытном обществе. По мере развития общественных отношений она постепенно передавала некоторые функции таким социальным институтам, как образование, религия, органы правопорядка и др. Вместе с тем роль семьи в современном обществе остается важной, сохраняя в основном все свои основные функции. В ответе допускаются иные формулировки, не искажающие смысла проблемы.

Читайте также: