Как работать в школе учителем и успевать

Обновлено: 02.07.2024

Хороший преподаватель — всегда трудоголик со стажем. Но от любой работы нужно отдыхать, даже если это дело жизни, даже если оно доставляет вам невероятное удовольствие. Загнанная лошадь не может победить в скачках. Вы не можете воспитать победителей, когда сами хотите только есть и спать.

Преподаватель английского языка(сертификат CAE) Артем Морозов прошёл стажировку в Стэндфордском университете в Пало-Альто (США), профессионально готовит ко всем популярным Кембриджским экзаменам (YLE Starters, Movers, Flyers, KET, PET, FCE, CAE), а также ведет блог для учителей английского. Сегодня Артем делится с нами секретами по оптимизации времени.

Это важно: спите не меньше 8 часов в сутки. Зевающий преподаватель не мотивирует студентов.

Выберите для себя время отхода ко сну и подъема и придерживайтесь режима даже в выходные дни. Как только пробил нужный час, закрывайте ноутбук и идите спать. Всего в этой жизни, все равно, не успеете. Успевайте главное.

Что бы ни случилось, когда пришло время обедать, отложите учебники в сторону и получайте наслаждение от приема пищи. Искушение совместить проверку почты и поглощение бутерброда велико. На самом деле, процесс от этого не становится намного быстрее, а организм лишается драгоценных минут отдыха.

Продумывайте время прогулок в течение дня. Например, дойдите до дома пешком. Или сходите за обедом в соседнюю булочную. Почему бы и нет?

Выйдя с работы, забудьте об ее существовании. Сложно, но возможно.

А вы пробовали перенести задачи, которые выполняете дома за компьютером (проверка домашнего задания, подготовка к урокам) на утро следующего дня?

★ Определитесь с целью. Если есть правильная цель урока, то 80% плана уже написано.

★ Установите лимит времени на подготовку к уроку. На секундомере заметьте, сколько времени занимает написание одного плана. Например, это два часа. В течение недели постарайтесь тратить на написание всех планов не более 120 минут. Начиная со следующей семидневки сократите время на 10 минут. Продолжайте в том же духе, пока не сможете готовиться за час.

Ничего не напоминает? Почему так много преподавателей пытаются разрезать ствол дерева ножом для бумаги?

Почему не почитать в свободное время хорошую книгу по методике, не поискать в сборнике игр новые классные идеи для занятий, не сходить на полезный семинар, не посетить урок более опытных коллег из других школ?

★ Копите интересные идеи в одном месте так, чтобы всегда легко иметь к ним доступ. Например, в телефоне. Смотрели фильм и увидели момент, который удобно было бы использовать на введение Present Perfect? Запишите название. Потом скажете себе спасибо.

★ Никогда не пишите планы на огрызках бумаги. Тщательно все конспектируйте, создавайте отдельную папку для каждого урока. Это упрощает обмен опытом, но главное другое.

Каждый раз, когда мне встречается что-то новое и необычное на отработку, скажем, Present Continuous, я нахожу нужную папку на компьютере и копирую все туда. Через какое-то время снова нужно будет проводить такой урок, и я это использую.

★ Пишите планы, когда есть вдохновение, а не когда нужно. По дороге на работу, в автобусе, в парке, за завтраком - где угодно. Если пришла мысль, то запишите. Не стоит надеяться, что запомните или восстановите позже. Любая самая острая память тупее карандаша.

Как успевать запланированное на уроке?

К чему такое приводит? Урок перепланирован, его цель не достигнута. Провал.

Если был задуман ввод новой темы или грамматики, то он смещается. Не так редко бывает, что какой-нибудь Future Perfect Continuous вводится на последнем издыхании за 15 минут до конца.

Если у Вас есть эта проблема, то делайте так: когда вам кажется, что задание займет 5 минут, накидывайте сверху еще 2-3. Если 10, то прибавляйте еще 5. Так получится более или менее адекватный план.

★ Используйте таймер. Засекайте ровно то количество минут, которое Вы хотели потратить, и старайтесь придерживаться плана.

Таймер понадобится и студентам. Всегда предупреждайте их, сколько времени дается на обсуждение или чтение. Для наглядности можно использовать песочные часы или выводить на экран электронные.

Иногда полезное само по себе задание не стоит свеч, если использовать его не по уровню, не на той лексике или грамматике. Оно может отнять до 30 минут урока, но не принести никакой ощутимой пользы.

Не путайте "якоря" с "flexistages", которые помогают в достижении цели, но которые можно удалить, если не успеваете. Они нужны, когда какое-то из заданий пройдет гораздо быстрее, чем планировали.

★ Старайтесь не задавать слишком много. Пусть выполнение упражнений дома не занимает у ребенка больше 30 минут, а проверка в классе 10 минут. Если на это заведомо уйдет больше времени, то обязательно продумывайте, как будете их исправлять и проверять. Вариант, где студенты зачитывают вслух свои сочинения, вызывает не умиление, а недоумение и раздражение.

Когда требуется получить feedback от студентов, часто эксплуатируется формат ФРОНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ: преподаватель спрашивает студентов по очереди. Это имеет смысл, если проверяется задание на отработку грамматики и нужно оценить общее понимание на этапе controlled practice.

Проверку диктантов, заданий на чтение и аудирование можно доверить им самим. Попросите их поменяться учебниками, выдайте ключи. Пусть ищут ошибки у своего одногруппника и выставляют балл. Так занята вся группа, они понимают, как происходит оценка, вы тратите меньше энергии – все в выигрыше.

И, наконец, хорошо подготовьтесь к занятию.

Какие из слов в этом аудио или тексте будут для них новыми? Как будете их объяснять? Как ввести новую грамматику? Подготовили ли презентацию? Техника работает исправно? Настоящие профессионалы думают об этом заранее.

В обязанности педагога входит подготовка и проведение занятий, проверка тетрадей, классные часы, родительские собрания, участие в педсоветах и т. д. и т. п. А ведь еще необходимо делать домашние дела и заботиться о своих родных и близких. Порой бывает настолько сложно все успеть. А уж на отдых времени не остается совсем.

Насущная проблема

К сожалению, многие проблемы педагога связаны к неумением организовать свое время. Но ведь есть же учителя, которые, имея большую нагрузку, эффективно выполняют свою работу, да еще и успевают интересно и с пользой провести свободные часы. Хорошо, если такие встречаются среди ваших коллег и знакомых. Потому что подобные люди могут поделиться своим личным опытом, подсказать, как они действуют в той или иной ситуации.

Ну а тем, кому не к кому обратиться за советом, поможет изучение тайм-менеджмента.

Тайм-менеджмент — это искусство правильно организовать свое время.

В последние годы он приобретает все большую популярность у нас в стране. Появилось много литературы отечественных и зарубежных авторов и всевозможных курсов по тайм-менеджменту. И здесь надо сказать, что освоение этого искусства позволит педагогу значительно облегчить и разнообразить свою жизнь.

Изучение тайм-менеджмента не должно вызвать трудностей у преподавателя. Прежде всего, это связано с тем, что профессия педагога подразумевает постоянное освоение чего-то нового. Для преподавателя являются привычными такие занятия, как чтение специальной литературы, посещение всевозможных мероприятий, среди которых семинары, конференции, круглые столы, мастер-классы и т. д. Он периодически проходит обучение на курсах повышения квалификации.

Далее следует отметить, что тайм-менеджмент основан на планировании. И поскольку данный процесс тоже хорошо знаком учителю, то тайм-менеджмент окажется вполне приемлемой для него наукой.

Тайм-менеджмент

Подобно тому, как сначала проводится тематическое планирование занятий, а затем на его основе осуществляется планирование поурочное, проводится планирование и всех остальных рабочих и домашних дел.

Дел настолько много, что некоторые из них просто-напросто выпадают из памяти. С утра педагог спешит в школу. Он не может, да просто не имеет морального права опаздывать. Часто учитель даже не успевает позавтракать, потому что либо готовит пищу для своих домочадцев, либо боится не успеть на автобус, который ходит по расписанию. Ничего удивительного, что в такой спешке преподаватель забывает взять с собой какие-нибудь учебники или дидактические материалы к занятию. Вечером, разрываясь между работой и домом, учитель идет в магазин. А переступив порог квартиры, он обнаруживает, что не купил всего того, что собирался.

Отсюда вывод: абсолютно все дела необходимо записывать, даже, казалось бы, такие незначительные мелочи, как перечень покупок. А это значит, что нужно четко планировать даже каждодневные дела. Но прежде всего следует составить перспективные планы (на неделю, месяц или семестр (триместр), полугодие, год). Так что в срочном порядке надо приобрести толстый блокнот или ежедневник.

Например, делаем план на неделю. Отмечаем дни занятий, перечисляем: отчет, педсовет, подготовка к классному часу и т.д.

А уже накануне каждого нового дня педагог подробно расписывает свой план: классы, в которых он преподает, часы занятий, планы уроков, списки книг и дидактических материалов. Также подробно раскрывается информация, необходимая и для других школьных дел.

Аналогичным образом ведется планирование внешкольных (домашних, семейных) дел. С этой целью можно использовать либо тот же ежедневник, либо отдельный блокнот.

Постановка цели

Планирование любых дел начинается с постановки цели.

Цель должна быть конкретной, четко сформулированной. Очень важно представить себе ее конечный результат. А еще необходимо установить предполагаемый срок ее реализации.

При планировании сложных дел можно разбить цель на отдельные задачи. Например, вы готовитесь к внеклассному мероприятию. Понятно, что в таком случае вам предстоит решить ряд задач: придумать сценарий, провести предварительную работу с детьми (а возможно, и с родителями), подготовить необходимое оборудование. Так что придется продумать и распределить в своем ежедневнике время на выполнение каждой из задач. Некоторые из них могут подразумевать работу на протяжении нескольких дней. Но правильно организовав время, вы сможете облегчить свою работу и сделать ее эффективной.

Разработка стратегии

После формулировки цели разрабатывается стратегия ее выполнения.

Важно подумать о том, как для достижения поставленной цели наиболее эффективно использовать собственные возможности. Проанализируйте свои сильные и слабые стороны, индивидуальные особенности.

При разработке стратегии следует также обратить внимание на темперамент и хронотип. Кто вы: сангвиник, холерик, флегматик или меланхолик? Ведь темперамент сказывается на поведении человека и его отношениях с другими людьми.

Следует отметить, что есть люди, которые совмещают в себе черты разных типов темперамента. Существуют и промежуточные хронотипы.

Расстановка приоритетов

Перед вами список дел на сегодняшний день. Одни из них привязаны к определенному времени, другие — нет. Ясно, что к первым относятся уроки, педсоветы, собрания. А вот вторую категорию дел можно выполнять в любое время. Здесь порой трудно сказать, с чего начать. Но на самом деле этот вопрос решается легко. Просто нужно рассортировать такие дела по степени значимости. Ведь какие-то из них более важные, а какие-то менее.

Такая сортировка проводится по методу АБВГД. Внимательно изучите список предстоящих дел и систематизируйте их, поставив около каждого пункта соответствующую букву.

Надо отметить, что умение сосредотачиваться на проблеме играет важную роль в тайм-менджменте. Так что, приступив к работе, не отвлекайтесь и не переключайтесь, пока не доведете ее до конца. По мере выполнения дела вычеркиваются из списка.

Из собственного опыта

Все свои дела я записываю в блокнот. На отдельных страницах составляю общий план на каждый месяц. В такой план входят дни и часы занятий, педсоветов и других школьных мероприятий; планы и отчеты, которые необходимо сделать; крупные домашние дела (генеральная уборка, мытье окон и т. п.); визит к парикмахеру, посещение торгового центра и т.д.

Сюда же заношу мероприятия, которые будут проходить в этот месяц в Москве, где я живу. Это могут быть выставки и книжные ярмарки, фестивали и марафоны. Обязательно фиксирую название мероприятия и даты его проведения. Обычно я планирую посетить как мероприятия, необходимые для повышения профессиональной компетенции, так и имеющие познавательный или развлекательный характер.

Здесь же фиксирую важные для себя даты месяца: праздники, дни рождения. Если я занимаюсь на каких-нибудь курсах, то непременно пишу дни и часы занятий, график выполнения необходимых контрольных или зачетных работ.

Чтобы отделить главное от второстепенного, самые важные дела подчеркиваю или ставлю возле них галочку. Например, если в мои планы на месяц входят посещение Московского международного салона образования и выставка цветов, то я выделяю первое мероприятие.

С течением времени в данный план вношу изменения и дополнения.

В обязательном порядке осуществляю ежедневное планирование. Обычно разделяю страничку на две колонки. В первую заношу дела домашние, во вторую — рабочие. Расписываю занятия, которые собираюсь проводить на следующий день (время, класс и темы). Все остальные дела расписываю тоже подробно (что купить, кому позвонить, какие телепередачи посмотреть. ).

Как и в планах на месяц, выделяю главное. Понятно, что пока не будут выполнены дела основные, не может идти речь ни о телевизоре, ни о чтении (исключая учебно-методическую литературу).

Для более подробного планирования уроков использую отдельный блокнот, где составляю конспект каждого из занятий, перечень необходимых книг и оборудования. Здесь же, уже во время урока, составляю список присутствующих и отмечаю, как они работают.

Например, я готовлюсь к занятию со старшеклассниками по английскому языку, на котором необходимо повторить время Past Perfect. В плане расписываю каждую часть занятия (в начале урока — общая характеристика времен группы Perfect, в основной части — разбор времени Past Perfect, его сравнение с временем Past Simple, устное и письменное выполнение упражнений, чтение и перевод текста, аудирование, освоение новых слов и выражений, в конце — закрепление темы, домашнее задание).

В плане фиксирую, какие именно мне понадобятся тексты, упражнения, таблицы и аудиофайлы и откуда их брать (учебная, методическая и справочная литература, DVD-диски или флеш-карты), попутно делаю закладки из листочков с клеевым слоем, которые сегодня можно купить в любом канцелярском магазине. Все готово к уроку, остается лишь собрать книги и взять их с собой в школу.

Даже богатый педагогический опыт и наличие методической копилки не отменяют необходимость тщательной подготовки к уроку. Ведь каждый год приходят разные дети с разными способностями и потребностями.

Работа со школьниками

Освоив приемы тайм-менеджмента, поделимся опытом со своими учениками. К сожалению, большинство сегодняшних детей тоже не умеют должным образом организовать свое время. Ребята не успевают делать уроки, мало спят, а все свободные часы посвящают смартфону или компьютеру.

Конечно, детям знакомы основы тайм-менеджмента. У младших школьников над письменным столом обычно висит расписание уроков, дети пользуются дневником. Но этого оказывается явно недостаточно.

Ребята обучаются всему на примере взрослых. Расскажите ученикам, как вы организуете собственное время, покажите им свой ежедневник.

Можно провести с детьми занятия по тайм-менджменту. Как правило, такие занятия приносят весьма положительные результаты.

Полезные курсы

Эти курсы помогут вам приобрести новые знания и умения. Вы с удовольствием будете выполнять тесты и упражнения для преподавателей, освоите методику организации занятий по тайм-менеджменту для школьников. К тому же вы получите свидетельства об окончании курсов, которые пополнят ваше профессиональное портфолио.

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и ждите новых публикаций! :)


Сразу оговорюсь: финансовую сторону вопроса я затрагивать не буду. Для меня в принципе неприемлемо работать на ставку и сетовать на низкооплачиваемый труд. Я работаю много. Но даже при моих 35 часах выходит не 5/2 с 9:00 до 18:00. Значит, остаётся ещё куча времени. Это время я подчинила вполне работающим правилам.

1. Ранний подъём. Хочешь успевать больше — наладь режим. На работу я встаю в 5.30, полноценно завтракаю, привожу себя в порядок и к 8.15 я на рабочем месте.

Да, мне сказочно повезло, в моей школе уроки начинаются с 9.00. Это значит, что утром можно поработать до уроков

Заполнить таблицы-рабочие тетради-журналы. Даже проверить тетради. Детей в классах у меня мало (работаю в частной школе), поэтому легко всё успеваю.

3. Никакой работы на дом! Надо — осталась и доделала. Работа остаётся на работе.

6. В выходной нужно отдыхать. Я могу выспаться, почитать, обязательно гуляю. Занимаюсь собой и своей семьёй. И уж тем более не принимаю звонков и не работаю.

Конечно, случается всякое. Внеочередные проверки, многостраничные отчёты, внезапные конкурсы и семинары. Тогда не работают никакие законы тайм-менеджмента, а просто идёт работа по достижению результата, но такие авралы происходят нечасто.

В своё время для меня примером учительской суперсилы стал мой классный руководитель Ольга Михайловна. Имея 26 часов нагрузки, классное руководство и должность заместителя директора по УВР, она успевала плавать в бассейне, ходить на танцы и шейпинг, организовывать нам поездки и мероприятия. Это в государственной школе! При, конечно, иных объёмах работы. Так что мне ещё учиться и учиться.

Я глубоко убеждена в том, что мы сами порой загоняем себя в рамки. Учителя — люди, а не обслуживающая сила. И от того, живём ли мы в гармонии с собой, зависит качество нашей работы. А значит, и качество образования в целом. Любите себя!

Каждый из нас рано или поздно сталкивался с нехваткой времени: это случалось эпизодически, во время важных проектов или семейных проблем, а иногда подобные ситуации приобретают хронический характер. И для этого вовсе не обязательно быть представителем профессии, где требуется регулярное напряжение или из ряда вон выходящая ответственность. Достаточно стать учителем.

Самое первое и главное, что стоит понять — чем больше дел вы собираетесь выполнить, не выпуская из головы, тем меньше вероятность, что всё удастся вовремя. Нисколько не умаляя способности и умения учителя, всё же вынужден констатировать, что среди нас цезарей нет, поэтому начинать надо с грамотной расстановки целей. Ну пусть не вполне грамотной, пусть эмоциональной, но расставлять приоритеты надо.

Знаете, что является самой приоритетной целью для каждого педагога? Не буду гадать — он сам, его благополучие и поддержание организма в тонусе.


Тут ведь только с первого взгляда сквозит эгоизмом (хотя в здравом эгоизме ничего плохого нет): зевающий учитель, нервный и думающий о скором обеде, вряд ли сможет мотивировать учеников, зато ошибок в документации сделает много. Проверено на себе, как принято говорить.

Вторым приоритетом должна стать подготовка к урокам. Я не знаю, что здесь комментировать, потому что подача материала в интересной форме, с помощью современных технологий, является достаточно важной задачей для любого педагога, который хочет передать знания, а не добиться машинального заучивания. Которое, конечно, на какое-то время поможет и даже создаст видимость успешного освоения программы, но ни на йоту не приблизит подопечных к пониманию смысла и основных моментов вашего предмета. Поэтому подготовка к занятиям должна стать вторым основным приоритетом, важность которого, я думаю, осознаёт каждый практикующий педагог.


Ну и, наконец, приоритет третий, как вы уже догадались, документация. Прежде всего посмотрите на законодательную базу, где можно точно узнать, что именно должен заполнять и сдавать учитель, преподаватель или классный руководитель. Безусловно, определённое количество отчётности необходимо, чтобы регулировать учебный и рабочий процесс, поэтому от бумажек никуда не деться. Но что-то можно и не сдавать, руководствуясь указаниями министерства и локальными актами.

Готовьте документацию с умом! В первую очередь, наведите порядок на столе, в столе и в компьютере, как на рабочем месте, так и дома. Поверьте, вечный хаос лишь отнимает ваше драгоценное время и не прибавляет сил.


Разобравшись с приоритетами (я вовсе не настаиваю, но полагаю, что идти они должны именно в таком порядке), подумайте над тем, когда всё это делать?

Работа идёт на работе. Поэтому постарайтесь максимально облегчить свою сумку от записей, тетрадей и прочего, что неизбежно понесёте домой. Ну и, конечно, не позволяйте себе думать о рабочем процессе слишком много, когда за вами вечером захлопнулась дверь любимого образовательного учреждения. Иными словами, распределите время на труд и на отдых. И, как ни странно это звучит, задерживайтесь на работе, чтобы домашний вечер не превращался в убогое дополнение рабочего дня.

Проверяйте тетради после занятий, задержавшись на 30 минут или час после последнего звонка. Оставляйте флешки с документацией на столе в кабинете — они не пропадут, но и не испортят вечерние часы. Лучше до заката провести время в классе, чем до рассвета за компьютером дома, вы ведь помните о приоритетах? Иногда, я сам работаю до пяти, хотя пары закончились ещё в три часа, но это фактически полностью освобождает мой вечер.

Разумеется, если вы считаете, что есть задачи, требующие срочного решения, то как распорядиться своим временем после занятий решайте сами. Но ни в коем случае не превращайте подобные отступления от правил в систему!


Работать ли по выходным? Я имею в виду дома, в спокойной атмосфере, над срочными и не очень делами? Решать вам, но я бы порекомендовал всё же уделять важным вопросам совсем немного времени по субботам и воскресеньям. Не больше часа и обязательно в первой половине дня. Так вы предотвратите лишние усилия по будням и не сломаете собственный график.

Вот мы и разобрались. У нас теперь есть лестница приоритетов, по которой мы постепенно опускаемся. Сначала — поддеживаем себя в форме, потом переходим ко второй ступени, где готовим интересные и полезные занятия, и наконец спрыгиваем на третью ступень, приступая к работе над важными бумажными заданиями. При этом не забывая, что для второй и третьей ступени у нас есть время с 8 до 17. А не с 8 утра сегодня до 8 утра завтра.

Лирическое отступление. Представьте, что вы колете дрова. Полезное занятие, если вы живёте в сельской местности или просто хотите поразмяться. Чем больше дров вы колете, тем менее острым становится топор. И если его не точить время от времени, то продуктивность вашей работы резко спадёт, она рискует потерять смысл и превратиться из нужного дела в глупую и абсолютно неэффективную рутину.

Читайте также: