Как работать в школе и не сойти с ума

Обновлено: 05.07.2024

1. Отсутствие мотивации

В отличие от начальной школы, в средней и старшей дети не очень любят учиться. Но старшеклассники уже чувствуют приближение реальной жизни и понимают, что надо бы шевелиться. Ученики средней школы про это ещё не думают. Для них школа — это восьмичасовая тюрьма, которая мешает жить.

2. Эмоции и неуверенность в себе

Для подростков школа — это ужасная социальная среда. В ней выживают только сильнейшие. Подростки обычно не уверены в себе, импульсивны и эмоционально нестабильны. В этом возрасте они узнают, что такое предательство, заново знакомятся со своим телом и часто терпят оскорбления от сверстников. Такая гремучая смесь зачастую делает их жестокими по отношению к окружающим.

Исследования показывают, что обычный ученик средней школы реже действует в соответствии с общепринятыми устоями. Например, если он найдёт деньги на улице, он вернёт их владельцу с меньшей вероятностью, нежели маленький ребёнок или взрослый человек. Это происходит потому, что подросток ещё не успевает понять, что правила, по которым он живёт всю жизнь, разработаны в первую очередь для благосостояния других людей. Происходит разрыв между моральными устоями, которые прививались ему в детстве, и более сложными суждениями, которые человек может сформулировать только во взрослом возрасте.

3. Давление со стороны сверстников

Подростки делают всё возможное, чтобы их принимали в коллективе. Из-за этого создавать условия, где каждый ребёнок сможет почувствовать себя умным или всерьёз чем-то заинтересоваться, безумно сложно. Это требует огромных родительских и учительских усилий.

В штате Филадельфия 34,2% учителей средней школы бросают работу через год после начала. Это много по сравнению с 21,1% учителей начальной школы и 26,3% — старшей.

4. Неумение рассуждать

За принятие решений отвечает префронтальная кора головного мозга. Учёные обнаружили, что она развивается только после 20 лет. Так что, если вы спросите подростка, почему он совершил тот или иной проступок, скорее всего, он сильно смутится, но не сможет ничего ответить. Он просто не понимает, почему у всех его действий вообще должна быть какая-то причина.

Как помочь подросткам в школе?

Ученики средней школы очень стараются казаться независимыми, но им всё равно нужен взрослый человек как пример для подражания. Взрослые должны помогать им искать себя и делать правильный выбор. Исследования показывают, что даже один положительный пример поведения от взрослого играет очень большую роль в жизни молодого человека.

1. Создавайте группы по интересам

Социальные связи — важнейший компонент для развития уважения и уверенности в себе. Создайте группу, которая позволит объединить интересы детей, например, кружок научной фантастики или уголок природы. Пусть у них будет дополнительная возможность взаимодействовать друг с другом.

2. Помогите ребёнку определиться с ценностями

При этом стоит не навязывать свои, а помочь ребёнку сформулировать его собственные. Чем больше дети говорят о том, что они ценят, тем более правильный выбор они делают. Кроме того, если ребёнок сосредоточится на ценностях, он сможет лучше себя контролировать. А самоконтроль — очень важный навык. Он помогает решать многие проблемы, в том числе и проблемы с одноклассниками.

3. Обучайте эмпатии

Уровень стресса у школьников почти такой же, как у взрослых. Только большую часть своей жизни они не контролируют. Учите ребёнка управлять эмоциями, а также чувствовать чужие. Пусть подросток попробует представить, как чувствует себя человек, по отношению к которому он поступил плохо. Когда люди обсуждают мотивы и последствия своих поступков друг с другом, они лучше понимают, как их действия влияют на других.

В этой дискуссии важно учитывать эмоции подростков. Эмоциональный отклик у них вызывают прежде всего не общественные правила или их нарушение, а то, как поступки скажутся на окружающих. Такой подход поможет подростку в будущем стать более уравновешенным человеком.

Ученики средней школы с радостью участвуют в благотворительности, поэтому помогите им организовать социальную помощь тем, кто в ней нуждается.

4. Дайте возможность устанавливать правила

Когда границы устанавливает учитель, у подростка часто возникает желание сделать всё наоборот. Но если в классе будут действовать правила, которые разработал сам школьник, он начинает понимать их необходимость. Это поможет ему в дальнейшем понять, в чём смысл подобных ограничений в принципе.

Для подростков полезна ответственность, которая позволяет проявить творческое начало. Дайте им возможность организовать экскурсию или сделать красивую доску объявлений. Пусть они сами решают, где им сидеть и иногда помогают планировать вам урок. Позвольте им внести свой вклад в работу коллектива.

5. Интересуйтесь планами на жизнь

Узнайте, кем хотят быть ваши ученики и приглашайте спикеров, которые смогут рассказать о той или иной профессии. Когда они сформулируют свои цели, они смогут лучше на них сосредоточиться, но при этом будут понимать, что всё может измениться.

Дайте им понять, что вы доступны для дополнительных занятий и помощи. Пользуйтесь интернетом и социальными сетями — это позволит ещё больше сблизиться с учениками.

Учителю важно помнить, что дети слышат его, даже если это незаметно. Скорее всего, в будущем вы увидите, как то, чему вы их научили, приносит плоды. Некоторые из ваших учеников будут даже навещать вас после школы. Они будут лучше выглядеть, лучше говорить или даже принесут вам подарок. Вы увидите, какими людьми они стали, и поймёте, что все усилия того стоили.

Я молодой учитель английского языка. Отработала в школе почти 8 месяцев, т. е. почти половину обязательного срока в 2 года. Сначала было просто нервно ввиду новой обстановки, затем начала привыкать, казалось стало легче, но я просто обманывала себя, так как выбора нет. Я пыталась заряжаться до краев позитивом дома, готовилась ночами, и тогда был шанс провести качественные уроки.
По своей натуре, я ответственный человек, и мне нужен результат. А я его не вижу. Ни улучшения в дисциплине, ни в знаниях. Я начинаю чувствовать себя недопедагогом. Можно просто это принять, что я благополучно и сделала (хотя вижу, что я не хуже большинства учителей (а по словам учеников, лучше многих). Но вопрос в следующем, как провести еще один год не испортив психику детей (ведь, когда, действительно, считаешь какие-то темы невероятно важными, готовишься, танцуешь у доски, чтобы дети не с пустой головой окончили школу, невольно начинаешь преувеличивать свою важность и кричишь, если тебя не слушают). Ну и, конечно, как не испортить свои нервы за следующий год (ведь работа есть работа, но я думаю о том, как лучше ее делать постоянно, я морально не отдыхаю, и не могу забить, просто не могу, особенно, когда еще открытые уроки нужно давать)
Коллеги, дайте совет, пожалуйста, а то я коллег в школе достаю (с ними мне очень повезло, а на администрацию вообще молиться можно). Я не хочу кричать на детей, я не хочу их ненавидеть, но и не хочу, чтобы они у меня на голове сидели. Уважение, может, ко мне и есть, но дисциплину я не контролирую, особенно у маленьких, 4 класс.

Деточка, как ты думаешь, почему все нормальные люди из школы давным-давным ушли, и в ней сейчас чему-то пытаются учить детей троечники в третьем поколении, к которым относишься и ты?

вспомните свой 4 класс вам типо было интересно. Они у вас всё равно не станут шабашить переводами на дому через пару месяцев уроков. Их результаты можно будет увидеть через года, когда многие из них будут очень хорошо знать английский благодаря вам. Вы прекрасный педагог просто оставайтесь им. Вот и всё.

Спасибо за лестную оценку))) Я стараюсь только для того, чтобы не сделать хуже, не навредить за эти 2 года, а всю жизнь переживать за чужих детей я не хочу. Я хочу своих досмотренных и долюбленных. А как показывает практика, у учителей на своих детей времени нет.

В Англии человека, который 8 лет проработал в школе учителем, лишают избирательного права - его выбор неадекватен. Еще год можно продержаться. С самыми маленькими можно играть .
Терпенья и удачи.

Играю) только наши советские умы не так просто мотивируются интересом и хорошими отметками (как в Китае, например), а для строгости иногда не хватает сил (ведь это не моя природа). Спасибо за пожелание, буду стараться сохранить адекватность)

Продолжаем жить дальше! Искусственный Интеллект (170764) Я сама "продержалась" в школе аж 2,5 года - ушла с нервным срывом. Через 30 лет поняла, что все делала правильно, "виновата" система, которая унижала деток, заставляя их учиться в СТАДЕ и непоймичему. С иностранным языком проще, там группы меньше и программу никто не проверит.

Ваш Английский 90% из них никак не пригодится в будущей жизни. )

Так-что не мучайте ни себя ни их. Здоровье вашей Души бесценно.

Не уничтожайте свою Психику. Просто с любовью делайте свое дело.

А за результат вообще не беспокойтесь. Бог управляет всеми вещами. )

Он же создает все условия. Ваша задача спокойно прожить этот год.) Удачи.)

У Вас всё хорошо, Светлана. В плане педагогического мастерства всё чётко. А ночами приходится сидеть только из-за ненужной бюрократии, вот и проблема образования на сегодняшний день. И контролируете Вы дисциплину, контролируете. Английский пригодится в дальнейшем тем, кто уже сейчас понимают Вас, как наставника!

Спасибо за похвалу, понимаю, о чем Вы) но все же я самокритична. Это явно не норма, когда тихие дети жалуются. И на моих уроках это норма у 8 и 7 классов, когда тихие дети или просто уважающие успакаивают шумных, типа: "послушай учительницу" или "хватит разговаривать" . и очень часто маленькие ко мне лично подходят и ябедничают друг на друга: "А Петров в телефоне", "а он разговаривает". На тех детей, которых отметками не возьмешь, я просто не влияю никак. И к соцпедагогу ходить постояно тоже не вариант.
Надо учиться показывать силу (мужскую, жесткую), которой во мне просто нет

Буду развивать театральное мастерство))
Успехов и Вам!

Доброй ночи! Работаю в дошкольном образовании, спрашиваю у своих воспитанников: кому из Вас родители объясняли правила поведения? Не поверите, 2- им из 22-х человек. Родителям некогда, они на работах зарабатывают деньги. Пытаюсь им объяснить, что дети устают от шума друг друга, не знаю поверите ли Вы мне, но они не верят. А, у меня один сел и рыдает, подхожу спрашиваю: "Что плачешь?" Отвечает: "Голова от шума болит". Нам на курсах сказали так: "Вам обязательно надо отдыхать от общения с людьми, воспитанниками, обязательно найдите время для отдыха, посидите какой- то период времени в тишине и спокойствии. так что не переживайте, с опытом будете меньше времени тратить на подготовку. У моей знакомой дочь учительница начальных классов, тетради детей для проверки носит домой. Так что это происходит абсолютно у всех учителей. С глубоким уважением.

Да, именно! Ладно это моя проблема, что мне мешают вести урок, но они же просто тихим мешают учиться. И эти тихие ищут поддержку в тебе, ты просто обязан успокоить их, иначе какой ты взрослый, да и учитель. Тогда и хорошие дети не будут уважать. Вот где подвох. А по поводу подготовки, сейчас уже свыклась. Есть идеи - воплощаю, нет идей, просто иду по программе, и подготовка занимает не так много времени. Смущает только то, что эмоционально полностью выпасть из этого процесса не получается, особенно после плохой недели на выходных. А совет ведь хороший!
Спасибо Вам большое!
Успехов и душевной гармонии Вам!)

ирина лаврова Мыслитель (7106) Спасибо, мы с Вами винтики в системе, на которой она держится. да, эту проблему, я заметила давно сейчас дети не умеют спокойно разговаривать. почему-то они считают, чем громче у них голос, тем быстрее их услышат.

я уже 46 лет веду англ. яз. Для началки специально делала подборку видео (на YOUTBE, for example, Godo), есть полно ресурсов, где можно и грамматику, и чтение изучать. ЗАИНТЕРЕСУЙТЕ детей, тогда и вопрос дисциплины отпадет. Это необходимо в любой параллели. Полно песенок, рифмовок по грамматике. Делайте проекты, дети с удовольствием прямо на уроке рисуют, говорят Много еще всякого. ОТОЙДИТЕ ОТ ОБЫЧНОЙ СХЕМЫ УЧИТЕЛЬ-ДОСКА, тогда сами почувствуете удовольствие от общения с детьми.

Как перестать тревожиться из-за бесконечной учёбы и окружающей обстановки


Что такое синдром эмоционального выгорания

Эмоциональное выгорание — состояние умственного, физического или эмоционального истощения и тревожности, возникающее на фоне сильного стресса. Выгорание обычно связано с неизменной рутиной и постоянным перенапряжением, которые в конце концов выливаются в полное игнорирование своих обычных дел, неприятие и нежелание действовать. Выгорание — это своеобразный ответ на внешние жизненные факторы, защитная реакция организма, которая выражается в форме полного или частичного исключения эмоций.

Признаки эмоционального выгорания

  • Постоянная усталость. Даже если вы достаточно спите и отдыхаете, сил всё равно недостаточно, ощущение, что вы просыпаетесь уже усталым.
  • Плохой сон. Проблемы со сном проявляются по-разному: трудности с засыпанием, бессонница, постоянные пробуждения среди ночи. Нарушение сна — один из самых серьёзных признаков выгорания.
  • Частая простуда. При умственном и физическом перенапряжении страдает иммунитет. Организму становится труднее бороться с вредоносными вирусами и бактериями.
  • Трудности с концентрацией на занятиях. При умственном истощении в первую очередь страдают память и внимание: вы продолжаете сидеть над учебниками, но не можете сосредоточиться и понять смысл прочитанного абзаца; начинаете решать задачу, но путаетесь в последовательности действий; пытаетесь запомнить информацию, но она не задерживается в голове.
  • Снижение продуктивности. Выгорание часто проявляется ленью и нежеланием что-либо делать, при этом все попытки себя заставить оказываются бесполезными. Из-за этого страдает продуктивность — подготовка не продвигается, задания не выполняются.
  • Тревожность. Попытки избежать нового опыта или своей обычной деятельности, излишняя застенчивость, постоянное ощущение переутомления и неконтролируемые и беспричинные приступы страха или даже паники тоже говорят об эмоциональном истощении.

Причины выгорания

Большая учебная нагрузка

Эта проблема чаще возникает в средних и старших классах школы, когда к обычной учёбе прибавляются дополнительные занятия, олимпиады, подготовка к ОГЭ, ЕГЭ и экзаменам в вуз. Чрезмерная ежедневная нагрузка без расслабления и отдыха приводит к истощению организма.

Нереалистичные сроки и жёсткие дедлайны

Необходимость заниматься и усваивать большие объёмы информации в сжатые сроки порождает состояние постоянного напряжения, которое выматывает не меньше самих занятий и увеличивает риск выгорания. Такое же негативное влияние оказывает постоянный страх не успеть, не подготовиться, не сдать вовремя.


Неумение организовать своё время

Ощущение, что вы ничего не успеваете и не справляетесь, может возникать не из-за реальной нехватки времени, а из-за неумения эффективно выстроить учебный процесс. Сложности возникают при большом количестве задач или из-за наличия отвлекающих факторов. Например, интернета, компьютерных игр, соцсетей, звонков и визитов друзей.

Постоянная необходимость осваивать новое

Необходимость ежедневно получать новые знания в большом объёме ускоряет истощение психики. Мозгу нужно много энергии на создание новых нейронных связей, поэтому обучение новому требует в разы больше сил, чем использование уже освоенных навыков.

Отсутствие мотивации

Избыток вынужденных социальных контактов

Отсутствие поддержки

Риск выгорания повышается, если к учебной нагрузке прибавляются ссоры и отсутствие взаимопонимания с друзьями или родителями, конфликты с одноклассниками или учителями.

Как преодолеть

Если вы заметили у себя некоторые признаки и подозреваете, что они могут быть связаны с выгоранием, действуйте на опережение. Если выгорание уже произошло, для восстановления понадобится время и комплекс мер, включающий посещение врача или психолога. Приведённые ниже советы подойдут для профилактики эмоционального выгорания и его преодоления.

Изменения

Смена привычных ритуалов и уход от рутины помогают встряхнуться, отвлечься и даёт новые силы. Можно сделать перестановку в комнате, изменить порядок утренних дел или расписание занятий, например, начать ходить в другую группу на курсах или в секции.

Снижение нагрузки

Старайтесь максимально разгрузить себя. Составьте список необходимых дел и занятий и ещё раз пересмотрите его, подумайте, какие дела можно исключить или делегировать кому-то другому, о какой помощи и кого вы можете попросить. Расставьте приоритеты, пользуясь матрицей Эйзенхауэра:

КАТЕГОРИИ ДЕЛСРОЧНЫЕНЕСРОЧНЫЕ
ВАЖНЫЕсрочные и важныеважные и несрочные
НЕВАЖНЫЕневажные и срочныеневажные и несрочные

В первую очередь делайте важные дела, в том числе те, которые обычно откладываете на потом, тогда они не будут накапливаться и вызывать истощение. Неважные дела старайтесь отменить, перенести на более удобное время или делегировать. Есть и другие методики расстановки приоритетов, помогающие равномерно распределить учебную нагрузку, например пирамида Франклина.

Контроль над эмоциями

Есть много приёмов и техник, помогающих справляться с напряжением и тревожностью: дыхательные упражнения, медитация. Для регулировки своего состояния подойдут и простейшие психологические техники, например, фрирайтинг — спонтанное изложение в письменном виде на бумаге своих сиюминутных чувств. Хорошо подходят для расслабления занятия рукоделием или творчеством: вязание, вышивание, рисование, оригами.

Новые впечатления

Очень важно даже в самые напряжённые дни находить время не только для учёбы, но и для любимых занятий. Наполняя себя позитивными эмоциями, вы приобретаете новые силы для выполнения необходимых действий.

Хорошо помогают расслабиться и отвлечься от учебных забот совместные походы с одноклассниками в кино или театр, на экскурсию или в музей, участие в школьной самодеятельности или подготовке школьных праздников. Но не превращайте и эти занятия в обязанность, посещайте их только при условии, что вам это нравится.

Забота о себе

Для профилактики и преодоления выгорания очень важно позаботиться о физическом здоровье и самочувствии. Здесь помогут правильное питание, регулярные прогулки на свежем воздухе, спорт, режим дня. Старайтесь, чтобы перекусы, снеки и фастфуд не превратились в вашу основную еду, вовремя ложитесь спать каждый день, принимайте витамины по назначению врача.

Налаживание отношений

Поддержка близких людей очень важна при профилактике выгорания, поэтому не пренебрегайте возможностью наладить контакт с родителями, не отгораживайтесь от них и не форсируйте конфликтные ситуации, особенно в те периоды, когда учебная нагрузка особенно высока. Проводите свободное время с семьёй, общайтесь и делитесь своими переживаниями или впечатлениями. Не фокусируйтесь на противоречиях, наоборот, ищите точки соприкосновения.

Что запомнить:

  1. Выгорание — состояние умственного, физического и эмоционального истощения, вызванное чрезмерной нагрузкой и стрессами.
  2. Признаки выгорания: усталость, плохой сон, частые простуды, проблемы с памятью, вниманием и концентрацией, тревожность, лень и хроническое нежелание что-либо делать по учёбе.
  3. Причины выгорания у школьников связаны в основном с большой учебной нагрузкой, нехваткой времени или снижением мотивации.
  4. Профилактика эмоционального выгорания состоит в разнообразии ежедневных дел и заботе о своём здоровье и самочувствии. Простыми шагами к этому могут стать смена расписания занятий, ежедневные прогулки и время для хобби, здоровое питание. Если вы уже чувствуете первые признаки выгорания, то для его преодоления стоит по возможности снизить нагрузки, попытаться найти пространство и время для новых эмоций и позитивных впечатлений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter


Школа… Место, где человек проводит немалую часть своей жизни. А некоторые проводят в данном учреждении всю жизнь. Это самые терпеливые, понимающие и отзывчивые учителя. Быть учителем – дело благородное, но и нелёгкое. Как же сберечь своё здоровье, если ты учитель.

В первую очередь человеку данной профессии необходим полноценный сон. Любые дела можно успеть выполнить в перерывах между уроками, после смены, но ни в коем случае нельзя жертвовать своим сном. Без должного отдыха даже малейшая задача рискует остаться нерешенной. Дети достаточно быстро ловят настрой учителя. Если учитель рассеян и лишен сил, они быстро теряют концентрацию на предмете и начинают отвлекаться на посторонние дела. В то время как не выспавшийся учитель не в состоянии быстро сориентироваться и переключить внимание детей на рабочий лад. Каждый учитель рано или поздно сталкивается с ситуациями, когда нервы достигают предела, а работа становится невыносимой тяжестью. Школьный учитель – профессия, требующая колоссальной выдержки, самообладания и умения подстраиваться под различные ситуации.

Во-вторых, не забывайте, что помимо работы, нужно уделять время себе. Не стоит нести работу домой. С непроверенными тетрадями и недоработанными конспектами лучше разобраться в школе. Выходной должен быть отдыхом, а не подготовкой к следующему рабочему дню. Не превращайте дом в место, где копится множество рабочих бумаг и школьного инвентаря. У вас должно быть место, где вы будете отдыхать, не вспоминая о работе.

В-третьих, необходимо не пропускать приём пищи. Голодный человек не сможет продуктивно работать. Даже в очень плотном режиме работы можно найти время на перекус. Конечно, желательно питаться здоровой пищей, чтобы избежать тяжести в желудке. Это конечно правило для любого человека. Но именно в школе проблемы со здоровьем не так легко решить. Так как целый класс останется без присмотра, если у учителя недомогание, а его некем заменить.

В-четвёртых, нужно не забывать о внешнем виде. Некоторые из-за суеты с детьми к концу рабочего дня могут совсем нереспектабельно выглядеть. Используйте время перерыва между уроками не только на подготовку к следующему предмету и игры с учениками, но и найдите минутку заглянуть в зеркало. Кто как не вы подаёте пример детям. Дети зачастую подражают своему учителю. Если учитель аккуратен, то и у учеников возникает желание следовать его примеру.

Следующим пунктом является умение сохранять самообладание. Не кричите, даже если ситуация заставляет выйти из себя. Этим вы рискуете подорвать своё здоровье, а на детей крики учителя влияют лишь на короткое время. Старайтесь говорить спокойным и уверенным тоном. Можно договориться даже с самым капризным ребёнком. Стоит лишь присмотреться к ребенку чуть больше и увидеть в нём не просто любителя шкодить, а личность. Зная интересы и повадки каждого ребёнка, вы сможете разрешить любую конфликтную ситуацию.

Учитесь постоянно! Мир не стоит на месте и развивается ежеминутно. За подрастающим поколением поспевать очень сложно. Чтобы урок был интересным, детей нужно удивлять новшествами. Находите разработки нестандартной подачи материала, применяйте методы работы в коллаборативной среде. Работая в группе, дети с интересом включаются в ход урока и более продуктивно занимаются. Давайте детям возможность участвовать в уроке больше, чем вы. Старайтесь, чтобы уроки были оснащены наглядными материалами. Так дети эффективнее воспринимают.

Читайте также: