Профилактика школьной дезадаптации педагогической и социальной запущенности

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МЕТОДИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ

Глубокий кризис российского общества, связанный с переменами в политической, социально-экономической, культурной сферах, вызвал резкое ухудшение положения детей. Из года в год растет число родителей, уклоняющихся от своих обязанностей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие.
В связи с дезорганизацией жизни семьи наблюдается постоянный рост детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Прежде всего поговорим о то, что такое педагогическая запущенность.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ – стойкое, отчетливо выраженное искажение нравственных последствий, невоспитанность чувств и навыков поведения, несоблюдение требований школьного коллектива и педагогов и недостатки учебно-воспитательного процесса.

Педагогическая запущенность формируется под влиянием педагогических причин, когда педагогическое руководство формирует у ребенка искаженное представление о себе, своих возможностях, человеческих отношений и деятельности, что побуждает его вести себя вразрез с требованиями взрослых. Т.е. это здоровый, потенциально полноценный ребенок, но недостаточно обученный, воспитанный и развитый человек.

Причины педагогической запущенности могут быть разные:

Связанные со школой :

1. проявление профессиональной некомпетентности. Признаками такой педагогической запущенности могут быть:

а) поспешные выводы о человеческих качествах учеников (часто отрицательные характеристики);

б) злоупотребление словесными методами воздействия (угрозы, наказания, Оскорбления);

в) жалобы родителям, что создает конфликтные ситуации в отношениях родителей и ребенка

г) нервозность, раздражение. Отвержение по отношению к ребенку

2. Недоброжелательное отношение к ученику ( в том числе и равнодушное), его благополучию, самочувствию, успешности. Признаками такой педагогической запущенности часто бывает

А) стремление снять с себя ответственность за неуспеваемость, отсутствие дисциплины

Б) высказывания отрицательного характера в адрес ребенка и родителей

В) репрессивные методы воздействия

Задача социального педагога в преодолении педагогической запущенности – занимать активную позицию:

- МО классных руководителей;

2. Способствовать оздоровлению психологического климата в школе.:

- путем проведения социально-педагогических исследований эмоционального благополучия на уроке, степенью удовлетворенности жизнью детей в классе, школе (совместно с классными руководителями);

- вместе с педагогами обсуждать результаты исследований, вносить предложения по оздоровлению обстановки.
3. Налаживать контакты с педагогами, побуждать их к анализу ситуации и самоанализу.

4. Искать пути преодоления педагогической запущенность в школе

5. Отстаивать права, интересы педагогически запущенных детей школы.:

Причины педагогической запущенности, связанные с семьей.

Отклонения в поведении ребенка из вполне благополучной семьи могут быть обусловлены следующими причинами:

В семье царит двойная мораль (говорят одно, делают другое) Здесь ребенок вынужден воспринимать и усваивать одновременно и полноценные. Хорошие формы социального поведения и в то же время неправильные.

Дети воспринимают действительность непосредственно такой, какая она есть. Эмоциональная сфера ребенка доминирует над другими и обуславливает формирование всех сторон личности.

Если в семье царит нездоровая нравственная атмосфера, то дети раннего возраста испытывают аморальное влияние, которое воспринимается как норма и способствует присвоению ребенком аморальных нравственных взглядов, отношений поступков.

Способы нейтрализации:

1.Ранняя профилактика ошибок семейного воспитания.

3.Группа родительской взаимопомощи

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ:

Работа с трудными детьми.

Неблагоприятные последствия для личности:

Потеря здоровья, жизни, успешности, благополучия и, как следствие, дезадаптация в обществе.

Неблагоприятные последствия для общества – антисоциальные проявления граждан:

- корыстного типа (кражи, хищения, мошенничество и т.д.)

- агрессивного типа ( оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство)

- социально-пассивного типа (бродяжничество, уклонение от работы, учебы, алкоголизм, наркомания и т.д.

Основными направлениями работы социального педагога с детьми по профилактике школьной дезадаптации социальной и педагогической запущенности являются:

- самое главное – сопровождение воспитанника до устойчивых положительных результатов.

- учет всех детей школьного возраста, изучение их социального положения и условий жизни, предупреждение отсева;

- изучение проблем социальной жизни учащихся, причин их возникновения и разрешения этих проблем ;

- осуществление мер по социальной защите учет педагогически и социально неблагополучных семей, их социальный надзор и патронаж

- осуществление системы мер по предупреждению и устранению прямых и косвенных десоциализирующих влияний социума, создание условий, компенсирующих негативный опыт социализации, социально-педагогическая профилактика и реабилитация учащихся, имеющих социальные проблемы.

Отсюда можно сказать, что решая вопросы по профилактике школьной дезадаптации педагогической и социальной запущенности в Лебяженской средней школе я ставлю следующие задачи:

Задачи:

обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних;

выявление учащихся, нуждающихся в социальной и правовой защите;

выявление неблагополучных семей;

выявление родителей, уклоняющихся от воспитания детей или способствующих совершению ими правонарушений;

профилактика и нейтрализация педагогической запущенности;

создание системы превентивных мер по предупреждению наркотической и алкогольной зависимости;

правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, учителей, учащихся;

профилактика трудной жизненной ситуации ребенка, предупреждение и создание условий для решения проблем социальной жизни ребенка

Для реабилитации таких ребят роль ключевого фактора могут сыграть такие направления деятельности педагога как социально-педагогическая поддержка ребенка, подростка в вопросах организации зоны доверия; поиск полезных интересов, ориентированных на профессиональные намерения; перестройка на эмоционально положительные отношения с учителями и одноклассниками.

Основными направлениями профилактики дезадаптивного поведения являются следующие:

2.Консультативно-разъяснительная работа с родителями, педагогами.

3.Активизация воспитательных усилий среды, работа с контактными группами подростка, в том числе с семьей.

4.Организация коррекционно-реабилитационной работы в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, специализированных учреждений, центров, служб.

5.Разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения.

Следствием школьной дезадаптации может являться появление социально и педагогически запущенных, неуспевающих детей, подростков, склонных к конфликтам, неспособных тормозить свои негативные эмоции.

Педагогическая запущенность обусловлена прежде всего недо­статками воспитательно-образовательной работы, следствием ко­торых является несформированность ребенка как субъекта учеб­но-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее про­явлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и слабо выраженную индивидуальность в учебно-познавательном процес­се. Внешними причинами социально-педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которое наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе. Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка, генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими.

Социальная запущенность формируется под влиянием соответствующего фактора, который в конк­ретной ситуации развития ребенка вызывает определенные деформации его личности. Основными проявлениями соци­альной запущенности являются неразви­тость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, труд­ности в овладении социальными ролями.

Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Критериями для оценки социально-педагогичес­кой ситуации развития ребенка являются определенные параметры: воспитательное окружение, воспитательно-образовательная работа и характер внутренней позиции ребенка.

Профилактика социальной и педагогической запущенности предполагает следующие направления:

  • Изучение условий социального развития ребёнка
  • Способствование устранению и преодолению специфических трудностей в процессе адаптации
  • Включение учащегося в активное взаимодействие с социальной средой
  • Подключение родителей к разрешению возникающих проблем у ребенка
  • Организация социально-профилактического пространства в образовательном учреждении
  • Оказание социально-педагогической помощи детям, имеющим проблемы в процессе социализации
  • Подключение специалистов по работе с ребенком и семьей
  • Организация взаимодействия всех социальных институтов, функционирующих в социальном окружении учащегося.
  • Оздоровление с помощью общественности обстановки, в которой живет ребенок. При этом одновременно расширяются положительные связи педагогически запущенного ребенка с окружающим миром.

Выбор методов и форм профилактики педагогически запущенных детей осуществляется на основе индивидуального подхода, учитывающего специфику школьного и семейного воспитания и воздействия социальной среды. Профилактику социальной дезадаптированности педагогически запущенных подростков целесообразно осуществлять в процессе обучения, а также через обучающие мотивационно-личностные тренинги и деловые, ролевые игры. Ее эффективность определяется компетентностью педагога.

Актуальность данного направления деятельности социального педагога связана с относительной распространенностью поведен­ческих расстройств патологического и непатологического харак­тера и их отрицательной личностной и социальной значимостью.

Выделяют три уровня социальной профилактики.

1. Общесоциальный уровень (общая профилактика) предус­матривает деятельность государства, общества, их институтов, на­правленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т. п. Она осу-89

2. Специальный уровень (социально-педагогическая профилак­
тика) состоит в целенаправленном воздействии на негативные
факторы, связанные с отдельными видами отклонений или про­
блем. Устранение или нейтрализация причин этих отклонений осу­
ществляется в процессе деятельности соответствующих субъек­
тов, для которых профилактическая функция является профес­
сиональной.

Одно из направлений профилактической деятельности соци­ального педагога — профилактика дезадаптации.

тации в привычных условиях в состояние относительно устойчи­вой адаптации в новых непривычных (измененных) условиях су­ществования либо результат этого процесса, имеющий успешное значение для личности. Процесс переадаптации имеет несколько стадий.

1. Подготовительная — имеет место в том случае, если человек знает об изменениях или предполагает их с определенной степе­нью вероятности. В этой ситуации он накапливает определенную информацию о среде его предстоящего обитания и условиях пред­стоящей деятельности, создавая, таким образом, информацион­ное поле, которое станет одним из источников формирования адаптационных механизмов. В зависимости от индивидуальных свойств и качеств личности познавательное поведение может но­сить активно-целенаправленный или же пассивный характер. Пер­вый тип познавательного поведения характеризуется стремлени­ем получить как можно больше информации, проявлением ак­тивного интереса к ней и использованием любых возможностей для ее получения. Второй тип выражается в пассивном восприя­тии получаемой информации.




2. Стадия стартового психического напряжения — пусковой мо­мент в действии механизма переадаптации. Состояние человека при этом сравнимо с переживаниями перед спортивными сорев­нованиями, выходом на сцену и т.п., когда происходит мобили­зация психических и личностных ресурсов. Внутренние ресурсы в дальнейшем используются в целях организации жизнедеятельно­сти в изменившихся условиях. Трудно определить границы этого этапа, так как динамика адаптационного процесса не имеет чет­ко выраженных временных показателей. Она зависит от индиви­дуальных особенностей каждого человека, условий его жизнедея­тельности и т.д.

3. Стадия психических и личностных реакций входа (первичная дезадаптация) — стадия, на которой личность начинает испыты­вать на себе влияние психогенных факторов измененных условий существования.

Состояние дезадаптации можно рассматривать двояко. Во-пер­вых, как относительно кратковременное ситуативное состояние, являющееся следствием воздействия новых, непривычных раз­дражителей изменившейся среды и сигнализирующее о наруше­нии равновесия между психической деятельностью и требовани­ями среды, а также побуждающее к переадаптации. В этом смысле дезадаптация — необходимый составной компонент адаптацион­ного процесса. Во-вторых, дезадаптация может быть достаточно сложным и длительным психическим состоянием, вызванным функционированием психики на пределе ее регуляторных и ком­пенсирующих возможностей или же в запредельном режиме и выражающимся в неадекватном реагировании и поведении лич-91

ности. Поэтому ситуация входа может иметь два возможных про­должения: выход на переадаптацию, когда приспособление чело­века к новым условием заканчивается этапами завершающего пси­хического напряжения и острой психической реакции выхода или выход на дезадаптацию.

Среди различных видов дезадаптации выделяют социальную дезадаптацию, выражающуюся в нарушении норм морали и пра­ва, асоциальных формах поведения и деформации системы внут­ренних регуляций, референтных и ценностных ориентации, со­циальных установок.

Дезадаптивное поведение бывает двух типов: 1. Поведение агрессивного типа в простейшей форме можно представить как атаку на препятствие или барьер. Однако при осо­знании возможной или явной опасности агрессия может направ­ляться на любой случайный объект, на посторонних людей, не причастных к ее причинам, т.е. вымещаться не на истинных объек­тах или препятствиях, а на их случайных заместителях. Она выра­жается в грубости, резких вспышках гнева по ничтожным пово­дам или вовсе без видимых причин, в недовольстве всем, что происходит, особенно требованиями, предъявляемыми к агрес­сивной личности.

2. Бегство от ситуации — уход человека в свои переживания, обращение всей его энергии на генерацию собственных негатив­ных состояний, самокопание, самообвинения и т.п. Развиваются тревожно-депрессивные симптомы. Человек начинает видеть са­мого себя источником всех бед и проникается чувством полной безысходности, так как повлиять на среду и ситуацию он считает себя неспособным. Такие люди замкнуты, отрешены, погружены в мир тягостных раздумий.

Стадиями социальной дезадаптации, с которыми чаще всего приходится иметь дело социальному педагогу, являются школь­ная и социальная дезадаптация.

литации должны стать доверие, опора на полезные интересы, свя­занные не столько с учебной деятельностью, сколько с будущи­ми профессиональными планами и намерениями, а также пере­стройка на более эмоционально теплые отношения с учителями и одноклассниками.

Социальная дезадаптация — более высокая степень дезадапта-1гии, характеризующаяся асоциальными проявлениями (скверно­словие, курение, дерзкие выходки) и отчуждением от основных институтов социализации — семьи и школы. Отчуждение соци­ально запущенных несовершеннолетних от семьи и школы при­водит к затруднениям в профессиональном самоопределении, за­метно снижает усвоение ценностно-нормативных представлений, норм морали и права, способность оценивать себя и других с этих позиций, руководствоваться ими в своем поведении. Такие под­ростки нуждаются в более серьезной социально-педагогической и социально-психологической помощи, которая лучше всего мо­жет быть оказана в специализированных учреждениях (центры социально-педагогической реабилитации и т.п.).

Основными направлениями профилактики дезадаптивного пове­дения в деятельности социального педагога являются:

- консультационно-разъяснительная работа с родителями, пе­дагогами;

- мобилизация воспитательного потенциала среды, работа с контактными группами несовершеннолетнего, в том числе се­мьей;

- организация коррекционно-реабилитационной деятельности в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходи­мых специалистов, обращение к помощи специализированных учреждений, центров, служб;

- патронаж дезадаптированных несовершеннолетних;

- разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведе­ния.

1 См.: Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррек­ция, психопрофилактика: Учеб.-практ. пособие. — М., 2000. — С. 30—31.

Для иллюстрации последнего направления деятельности опи­шем технологию работы с устойчиво курящими подростками 1 .

Цель социально-педагогической деятельности: уменьшение дозы таба­ка, выкуриваемого в сутки.

Технологическая цепочка.

Первый этап — выявление курящих подростков, которое может быть явным и скрытым. Это зависит от общего числа подростков, рас­пространенности привычки к табаку среди них, от степени сформиро­ванное™ у них чувства ответственности, от референтности работающих с ними взрослых. Негласное выявление курильщиков требуется тогда, когда в среде подростков реальных курильщиков очень мало и есть риск спровоцировать на курение новичков. Очевидно, что при работе с труд­ными подростками эту процедуру можно проводить открыто и явно.

Второй этап — этап лицензирования.

I. Правилами должно быть закреплено, что легальное курение воз­можно только при наличии лицензии. Выдача лицензии производится административным органом. Лицензия является именным документом, удостоверяющим право ее владельца выкуривать указанное количество сигарет в день. Для получения лицензии необходимо зарегистрироваться в качестве устойчивого курильщика (публично признаться) и принять на себя определенные обязательства. Обязательства достаточно просты — они сводятся к неукоснительному выполнению правил курения. Возможно введение разновидностей лицензии, например так называемая красная лицензия (лицензия бросающего курить). Получение лицензии протека­ет как весьма бюрократическая процедура (все направлено на девальва­цию ценности курения).

IV. Красная лицензия контролируется обычным порядком. В лицензии четко по часам, минутам, сигаретам прописана доза табака, выкуривае­мая владельцем такой лицензии.

V. Правила для курения.

Настоящие Правила определяют порядок курения табачных изделий на территории школы и обязательны к исполнению всеми учениками и сотрудниками.

1. Курение является пагубной привычкой, вредящей здоровью и уни­жающей достоинство ученика; кроме того, курение отрицательно ска­зывается на благополучии школы и эффективности ее работы.

2. Курение запрещено на всей территории школы, за исключением мест, специально установленных для этого дирекцией школы.

3. Курение запрещено всем ученикам школы, за исключением встав­ших на учет и получивших лицензию на право курения (далее — лицен-зиант).

4. Лицензия является единым для школы документом, удостоверяю­щим право ученика потреблять табачные изделия в дозах, не превышаю­щих установленные медицинскими показаниями. Лицензия представляет собой именной документ строгой отчетности, не подлежит передаче дру­гому лицу, а также не может быть отдана в залог или отторгнута любым иным способом.

5. Безусловно и повсеместно запрещены любые разговоры учеников друг с другом о курении и демонстрация табачных изделий.

6. Хранить табачные изделия лицензиаты должны так, чтобы не до­пустить доступа к ним посторонних.

7. Безусловно запрещены любые разговоры лицензиантов в месте для курения.

8. Запрещено нахождение в месте для курения лиц, не имеющих ли­цензии на право курения, а также лицензиантов, окончивших сеанс курения.

9. Запрещена передача табачных изделий от одного лица другому.

Ответственность за нарушение настоящих Правил: 1.Нарушение пп. 2, 3 настоящих Правил наказывается исправитель­ными работами на благо школы, а также выражением нарушителю об-95

щественного презрения. Нарушения, совершенные неоднократно либо в особо злостной, циничной форме, наказываются почетной ссылкой к месту постоянного проживания (в данном случае речь идет о лагерном сборе).

2. Нарушение пп. 5 — 8 настоящих Правил наказывается выражением нарушителю общественного презрения. Нарушения, совершенные не­однократно либо в особо злостной и циничной форме, наказываются исправительными работами на благо школы.

3. Нарушение п. 6 настоящих Правил наказывается конфискацией та­бачных изделий и отзывом лицензии.

4. Лицо, нарушившее п. 9 настоящих Правил путем незаконного по­лучения табачных изделий, наказывается исправительными работами на благо школы и выражением всеобщего презрения.

5. Лицо, нарушившее п. 9 настоящих Правил п у т е м незаконной переда­чи табачных изделий, кроме того, наказывается конфискацией табачных изделий. В случае совершения данного нарушения лицензиантом его ли­цензия не отзывается, но он становится на табачное довольствие от ди­рекции школы и получает специальные табачные изделия под расписку.

Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности представляет собой координацию профессиональных усилий работников образовательного учреждения, специалистов, для обеспечения эффективности работы в данном направлении.

ВложениеРазмер
statya.docx 19.11 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Долинского района Сахалинской области

Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности представляет собой координацию профессиональных усилий работников образовательного учреждения, специалистов, для обеспечения эффективности работы в данном направлении.

В основе возникновения школьной дезадаптации лежат различные факторы социального, медицинского, психологического и педагогического характера. Школьная дезадаптация – это несоответствие психофизического и социопсихологического состояния ребенка требованиям школьного обучения, при котором овладение учебными действиями становится затруднительным, в крайних случаях – невозможным. Как следствие – появление педагогически запущенных, неуспевающих детей, подростков, склонных к конфликтам, неспособных тормозить свои негативные эмоции.

Социальной дезадаптации свойственны асоциальные проявления (сквернословие, курение, дерзкие выходки) и отчуждение от семьи и школы, что приводит к снижению или утере мотивации к учению, познавательной деятельности; трудностям в профессиональном самоопределении; снижает уровень усвоения нравственных и ценностных представлений, норм морали, права, и как следствие, способность адекватной самооценки.

Социально-педагогическая запущенность во многом определяется особенностями семейной социализации детей, особенно в период детства. Основными факторами ее формирования является педагогическая несостоятельность родителей, низкий культурный уровень семьи, нежелание замечать особенностей развития детей, невнимание к развитию детей, отсутствие развивающей среды, адекватной возрасту. У таких детей не сформирован ведущий вид деятельности, нарушено общение со взрослыми и сверстниками, вследствие чего их психическое развитие имеет особенности развития как в личностной, так и в интеллектуальной сферах.

Педагогически запущенные несовершеннолетние при соответствующей психолого-педагогической поддержке могут быть реабилитированы в условиях школьного учебно-воспитательного процесса. Необходимо взаимодействие педагогов, психолога, социального педагога, классных руководителей для оказания социальной, педагогической помощи и поддержки. Зачастую необходимая помощь проводится параллельно, а не комплексно, что малоэффективно и не дает ожидаемого результата.

Основными направлениями профилактики дезадаптивного поведения в работе социального педагога являются:

  1. Ранняя диагностика обучающихся, для выявления дезадаптированных.
  2. Проведение консультативно-разъяснительной работы с родителями, педагогами, классными руководителями.
  3. Активизация воспитательных усилий среды, работа с контактными группами подростка, с семьей.
  4. Организация коррекционно-реабилитационной работы в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, центров, служб.
  5. Разработка планов, программ, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения.

Условиями успешного устранения социально-педагогической запущенности являются:

овладение системой знаний о причинах, признаках и проявлениях социально-педагогической запущенности;

овладение методикой её диагностики и профилактики на основе взаимодействия;

создание атмосферы доброжелательности, взаимоуважения и взаимной требовательности между педагогами и родителями. [3]

В работе с детьми, подростками необходимо также создавать доброжелательные условия, определять их интересы, связанные не столько с учебной деятельностью, сколько с будущими профессиональными планами и намерениями. Создание более эмоционально теплых, доверительных отношений с учителями и одноклассниками, также даёт положительные результаты.

Необходимо выявлять положительное в ребенке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания. В процессе взаимодействия между педагогом и подростком недопустима конфронтация, борьба, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество. Терпение и заинтересованное участие педагога в судьбе ребенка дают положительные результаты. Опытные педагоги не скупятся на комплименты, поощряют положительные сдвиги. Они способствуют хорошему поведению, внушают уверенность в успешном достижении высоких результатов, оказывают доверие подросткам, ободряют их при неудачах.

Читайте также: