Профилактика школьной дезадаптации педагогической и социальной запущенности
Обновлено: 02.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
МЕТОДИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ
Глубокий кризис российского общества, связанный с переменами в политической, социально-экономической, культурной сферах, вызвал резкое ухудшение положения детей. Из года в год растет число родителей, уклоняющихся от своих обязанностей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие.
В связи с дезорганизацией жизни семьи наблюдается постоянный рост детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Прежде всего поговорим о то, что такое педагогическая запущенность.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ – стойкое, отчетливо выраженное искажение нравственных последствий, невоспитанность чувств и навыков поведения, несоблюдение требований школьного коллектива и педагогов и недостатки учебно-воспитательного процесса.
Педагогическая запущенность формируется под влиянием педагогических причин, когда педагогическое руководство формирует у ребенка искаженное представление о себе, своих возможностях, человеческих отношений и деятельности, что побуждает его вести себя вразрез с требованиями взрослых. Т.е. это здоровый, потенциально полноценный ребенок, но недостаточно обученный, воспитанный и развитый человек.
Причины педагогической запущенности могут быть разные:
Связанные со школой :
1. проявление профессиональной некомпетентности. Признаками такой педагогической запущенности могут быть:
а) поспешные выводы о человеческих качествах учеников (часто отрицательные характеристики);
б) злоупотребление словесными методами воздействия (угрозы, наказания, Оскорбления);
в) жалобы родителям, что создает конфликтные ситуации в отношениях родителей и ребенка
г) нервозность, раздражение. Отвержение по отношению к ребенку
2. Недоброжелательное отношение к ученику ( в том числе и равнодушное), его благополучию, самочувствию, успешности. Признаками такой педагогической запущенности часто бывает
А) стремление снять с себя ответственность за неуспеваемость, отсутствие дисциплины
Б) высказывания отрицательного характера в адрес ребенка и родителей
В) репрессивные методы воздействия
Задача социального педагога в преодолении педагогической запущенности – занимать активную позицию:
- МО классных руководителей;
2. Способствовать оздоровлению психологического климата в школе.:
- путем проведения социально-педагогических исследований эмоционального благополучия на уроке, степенью удовлетворенности жизнью детей в классе, школе (совместно с классными руководителями);
- вместе с педагогами обсуждать результаты исследований, вносить предложения по оздоровлению обстановки.
3. Налаживать контакты с педагогами, побуждать их к анализу ситуации и самоанализу.
4. Искать пути преодоления педагогической запущенность в школе
5. Отстаивать права, интересы педагогически запущенных детей школы.:
Причины педагогической запущенности, связанные с семьей.
Отклонения в поведении ребенка из вполне благополучной семьи могут быть обусловлены следующими причинами:
В семье царит двойная мораль (говорят одно, делают другое) Здесь ребенок вынужден воспринимать и усваивать одновременно и полноценные. Хорошие формы социального поведения и в то же время неправильные.
Дети воспринимают действительность непосредственно такой, какая она есть. Эмоциональная сфера ребенка доминирует над другими и обуславливает формирование всех сторон личности.
Если в семье царит нездоровая нравственная атмосфера, то дети раннего возраста испытывают аморальное влияние, которое воспринимается как норма и способствует присвоению ребенком аморальных нравственных взглядов, отношений поступков.
Способы нейтрализации:
1.Ранняя профилактика ошибок семейного воспитания.
3.Группа родительской взаимопомощи
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ:
Работа с трудными детьми.
Неблагоприятные последствия для личности:
Потеря здоровья, жизни, успешности, благополучия и, как следствие, дезадаптация в обществе.
Неблагоприятные последствия для общества – антисоциальные проявления граждан:
- корыстного типа (кражи, хищения, мошенничество и т.д.)
- агрессивного типа ( оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство)
- социально-пассивного типа (бродяжничество, уклонение от работы, учебы, алкоголизм, наркомания и т.д.
Основными направлениями работы социального педагога с детьми по профилактике школьной дезадаптации социальной и педагогической запущенности являются:
- самое главное – сопровождение воспитанника до устойчивых положительных результатов.
- учет всех детей школьного возраста, изучение их социального положения и условий жизни, предупреждение отсева;
- изучение проблем социальной жизни учащихся, причин их возникновения и разрешения этих проблем ;
- осуществление мер по социальной защите учет педагогически и социально неблагополучных семей, их социальный надзор и патронаж
- осуществление системы мер по предупреждению и устранению прямых и косвенных десоциализирующих влияний социума, создание условий, компенсирующих негативный опыт социализации, социально-педагогическая профилактика и реабилитация учащихся, имеющих социальные проблемы.
Отсюда можно сказать, что решая вопросы по профилактике школьной дезадаптации педагогической и социальной запущенности в Лебяженской средней школе я ставлю следующие задачи:
Задачи:
обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних;
выявление учащихся, нуждающихся в социальной и правовой защите;
выявление неблагополучных семей;
выявление родителей, уклоняющихся от воспитания детей или способствующих совершению ими правонарушений;
профилактика и нейтрализация педагогической запущенности;
создание системы превентивных мер по предупреждению наркотической и алкогольной зависимости;
правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, учителей, учащихся;
профилактика трудной жизненной ситуации ребенка, предупреждение и создание условий для решения проблем социальной жизни ребенка
Для реабилитации таких ребят роль ключевого фактора могут сыграть такие направления деятельности педагога как социально-педагогическая поддержка ребенка, подростка в вопросах организации зоны доверия; поиск полезных интересов, ориентированных на профессиональные намерения; перестройка на эмоционально положительные отношения с учителями и одноклассниками.
Основными направлениями профилактики дезадаптивного поведения являются следующие:
2.Консультативно-разъяснительная работа с родителями, педагогами.
3.Активизация воспитательных усилий среды, работа с контактными группами подростка, в том числе с семьей.
4.Организация коррекционно-реабилитационной работы в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, специализированных учреждений, центров, служб.
5.Разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения.
Следствием школьной дезадаптации может являться появление социально и педагогически запущенных, неуспевающих детей, подростков, склонных к конфликтам, неспособных тормозить свои негативные эмоции.
Педагогическая запущенность обусловлена прежде всего недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и слабо выраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе. Внешними причинами социально-педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которое наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе. Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка, генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими.
Социальная запущенность формируется под влиянием соответствующего фактора, который в конкретной ситуации развития ребенка вызывает определенные деформации его личности. Основными проявлениями социальной запущенности являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями.
Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Критериями для оценки социально-педагогической ситуации развития ребенка являются определенные параметры: воспитательное окружение, воспитательно-образовательная работа и характер внутренней позиции ребенка.
Профилактика социальной и педагогической запущенности предполагает следующие направления:
- Изучение условий социального развития ребёнка
- Способствование устранению и преодолению специфических трудностей в процессе адаптации
- Включение учащегося в активное взаимодействие с социальной средой
- Подключение родителей к разрешению возникающих проблем у ребенка
- Организация социально-профилактического пространства в образовательном учреждении
- Оказание социально-педагогической помощи детям, имеющим проблемы в процессе социализации
- Подключение специалистов по работе с ребенком и семьей
- Организация взаимодействия всех социальных институтов, функционирующих в социальном окружении учащегося.
- Оздоровление с помощью общественности обстановки, в которой живет ребенок. При этом одновременно расширяются положительные связи педагогически запущенного ребенка с окружающим миром.
Выбор методов и форм профилактики педагогически запущенных детей осуществляется на основе индивидуального подхода, учитывающего специфику школьного и семейного воспитания и воздействия социальной среды. Профилактику социальной дезадаптированности педагогически запущенных подростков целесообразно осуществлять в процессе обучения, а также через обучающие мотивационно-личностные тренинги и деловые, ролевые игры. Ее эффективность определяется компетентностью педагога.
Актуальность данного направления деятельности социального педагога связана с относительной распространенностью поведенческих расстройств патологического и непатологического характера и их отрицательной личностной и социальной значимостью.
Выделяют три уровня социальной профилактики.
1. Общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т. п. Она осу-89
2. Специальный уровень (социально-педагогическая профилак
тика) состоит в целенаправленном воздействии на негативные
факторы, связанные с отдельными видами отклонений или про
блем. Устранение или нейтрализация причин этих отклонений осу
ществляется в процессе деятельности соответствующих субъек
тов, для которых профилактическая функция является профес
сиональной.
Одно из направлений профилактической деятельности социального педагога — профилактика дезадаптации.
тации в привычных условиях в состояние относительно устойчивой адаптации в новых непривычных (измененных) условиях существования либо результат этого процесса, имеющий успешное значение для личности. Процесс переадаптации имеет несколько стадий.
1. Подготовительная — имеет место в том случае, если человек знает об изменениях или предполагает их с определенной степенью вероятности. В этой ситуации он накапливает определенную информацию о среде его предстоящего обитания и условиях предстоящей деятельности, создавая, таким образом, информационное поле, которое станет одним из источников формирования адаптационных механизмов. В зависимости от индивидуальных свойств и качеств личности познавательное поведение может носить активно-целенаправленный или же пассивный характер. Первый тип познавательного поведения характеризуется стремлением получить как можно больше информации, проявлением активного интереса к ней и использованием любых возможностей для ее получения. Второй тип выражается в пассивном восприятии получаемой информации.
2. Стадия стартового психического напряжения — пусковой момент в действии механизма переадаптации. Состояние человека при этом сравнимо с переживаниями перед спортивными соревнованиями, выходом на сцену и т.п., когда происходит мобилизация психических и личностных ресурсов. Внутренние ресурсы в дальнейшем используются в целях организации жизнедеятельности в изменившихся условиях. Трудно определить границы этого этапа, так как динамика адаптационного процесса не имеет четко выраженных временных показателей. Она зависит от индивидуальных особенностей каждого человека, условий его жизнедеятельности и т.д.
3. Стадия психических и личностных реакций входа (первичная дезадаптация) — стадия, на которой личность начинает испытывать на себе влияние психогенных факторов измененных условий существования.
Состояние дезадаптации можно рассматривать двояко. Во-первых, как относительно кратковременное ситуативное состояние, являющееся следствием воздействия новых, непривычных раздражителей изменившейся среды и сигнализирующее о нарушении равновесия между психической деятельностью и требованиями среды, а также побуждающее к переадаптации. В этом смысле дезадаптация — необходимый составной компонент адаптационного процесса. Во-вторых, дезадаптация может быть достаточно сложным и длительным психическим состоянием, вызванным функционированием психики на пределе ее регуляторных и компенсирующих возможностей или же в запредельном режиме и выражающимся в неадекватном реагировании и поведении лич-91
ности. Поэтому ситуация входа может иметь два возможных продолжения: выход на переадаптацию, когда приспособление человека к новым условием заканчивается этапами завершающего психического напряжения и острой психической реакции выхода или выход на дезадаптацию.
Среди различных видов дезадаптации выделяют социальную дезадаптацию, выражающуюся в нарушении норм морали и права, асоциальных формах поведения и деформации системы внутренних регуляций, референтных и ценностных ориентации, социальных установок.
Дезадаптивное поведение бывает двух типов: 1. Поведение агрессивного типа в простейшей форме можно представить как атаку на препятствие или барьер. Однако при осознании возможной или явной опасности агрессия может направляться на любой случайный объект, на посторонних людей, не причастных к ее причинам, т.е. вымещаться не на истинных объектах или препятствиях, а на их случайных заместителях. Она выражается в грубости, резких вспышках гнева по ничтожным поводам или вовсе без видимых причин, в недовольстве всем, что происходит, особенно требованиями, предъявляемыми к агрессивной личности.
2. Бегство от ситуации — уход человека в свои переживания, обращение всей его энергии на генерацию собственных негативных состояний, самокопание, самообвинения и т.п. Развиваются тревожно-депрессивные симптомы. Человек начинает видеть самого себя источником всех бед и проникается чувством полной безысходности, так как повлиять на среду и ситуацию он считает себя неспособным. Такие люди замкнуты, отрешены, погружены в мир тягостных раздумий.
Стадиями социальной дезадаптации, с которыми чаще всего приходится иметь дело социальному педагогу, являются школьная и социальная дезадаптация.
литации должны стать доверие, опора на полезные интересы, связанные не столько с учебной деятельностью, сколько с будущими профессиональными планами и намерениями, а также перестройка на более эмоционально теплые отношения с учителями и одноклассниками.
Социальная дезадаптация — более высокая степень дезадапта-1гии, характеризующаяся асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, дерзкие выходки) и отчуждением от основных институтов социализации — семьи и школы. Отчуждение социально запущенных несовершеннолетних от семьи и школы приводит к затруднениям в профессиональном самоопределении, заметно снижает усвоение ценностно-нормативных представлений, норм морали и права, способность оценивать себя и других с этих позиций, руководствоваться ими в своем поведении. Такие подростки нуждаются в более серьезной социально-педагогической и социально-психологической помощи, которая лучше всего может быть оказана в специализированных учреждениях (центры социально-педагогической реабилитации и т.п.).
Основными направлениями профилактики дезадаптивного поведения в деятельности социального педагога являются:
- консультационно-разъяснительная работа с родителями, педагогами;
- мобилизация воспитательного потенциала среды, работа с контактными группами несовершеннолетнего, в том числе семьей;
- организация коррекционно-реабилитационной деятельности в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, обращение к помощи специализированных учреждений, центров, служб;
- патронаж дезадаптированных несовершеннолетних;
- разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения.
1 См.: Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика: Учеб.-практ. пособие. — М., 2000. — С. 30—31.
Для иллюстрации последнего направления деятельности опишем технологию работы с устойчиво курящими подростками 1 .
Цель социально-педагогической деятельности: уменьшение дозы табака, выкуриваемого в сутки.
Технологическая цепочка.
Первый этап — выявление курящих подростков, которое может быть явным и скрытым. Это зависит от общего числа подростков, распространенности привычки к табаку среди них, от степени сформированное™ у них чувства ответственности, от референтности работающих с ними взрослых. Негласное выявление курильщиков требуется тогда, когда в среде подростков реальных курильщиков очень мало и есть риск спровоцировать на курение новичков. Очевидно, что при работе с трудными подростками эту процедуру можно проводить открыто и явно.
Второй этап — этап лицензирования.
I. Правилами должно быть закреплено, что легальное курение возможно только при наличии лицензии. Выдача лицензии производится административным органом. Лицензия является именным документом, удостоверяющим право ее владельца выкуривать указанное количество сигарет в день. Для получения лицензии необходимо зарегистрироваться в качестве устойчивого курильщика (публично признаться) и принять на себя определенные обязательства. Обязательства достаточно просты — они сводятся к неукоснительному выполнению правил курения. Возможно введение разновидностей лицензии, например так называемая красная лицензия (лицензия бросающего курить). Получение лицензии протекает как весьма бюрократическая процедура (все направлено на девальвацию ценности курения).
IV. Красная лицензия контролируется обычным порядком. В лицензии четко по часам, минутам, сигаретам прописана доза табака, выкуриваемая владельцем такой лицензии.
V. Правила для курения.
Настоящие Правила определяют порядок курения табачных изделий на территории школы и обязательны к исполнению всеми учениками и сотрудниками.
1. Курение является пагубной привычкой, вредящей здоровью и унижающей достоинство ученика; кроме того, курение отрицательно сказывается на благополучии школы и эффективности ее работы.
2. Курение запрещено на всей территории школы, за исключением мест, специально установленных для этого дирекцией школы.
3. Курение запрещено всем ученикам школы, за исключением вставших на учет и получивших лицензию на право курения (далее — лицен-зиант).
4. Лицензия является единым для школы документом, удостоверяющим право ученика потреблять табачные изделия в дозах, не превышающих установленные медицинскими показаниями. Лицензия представляет собой именной документ строгой отчетности, не подлежит передаче другому лицу, а также не может быть отдана в залог или отторгнута любым иным способом.
5. Безусловно и повсеместно запрещены любые разговоры учеников друг с другом о курении и демонстрация табачных изделий.
6. Хранить табачные изделия лицензиаты должны так, чтобы не допустить доступа к ним посторонних.
7. Безусловно запрещены любые разговоры лицензиантов в месте для курения.
8. Запрещено нахождение в месте для курения лиц, не имеющих лицензии на право курения, а также лицензиантов, окончивших сеанс курения.
9. Запрещена передача табачных изделий от одного лица другому.
Ответственность за нарушение настоящих Правил: 1.Нарушение пп. 2, 3 настоящих Правил наказывается исправительными работами на благо школы, а также выражением нарушителю об-95
щественного презрения. Нарушения, совершенные неоднократно либо в особо злостной, циничной форме, наказываются почетной ссылкой к месту постоянного проживания (в данном случае речь идет о лагерном сборе).
2. Нарушение пп. 5 — 8 настоящих Правил наказывается выражением нарушителю общественного презрения. Нарушения, совершенные неоднократно либо в особо злостной и циничной форме, наказываются исправительными работами на благо школы.
3. Нарушение п. 6 настоящих Правил наказывается конфискацией табачных изделий и отзывом лицензии.
4. Лицо, нарушившее п. 9 настоящих Правил путем незаконного получения табачных изделий, наказывается исправительными работами на благо школы и выражением всеобщего презрения.
5. Лицо, нарушившее п. 9 настоящих Правил п у т е м незаконной передачи табачных изделий, кроме того, наказывается конфискацией табачных изделий. В случае совершения данного нарушения лицензиантом его лицензия не отзывается, но он становится на табачное довольствие от дирекции школы и получает специальные табачные изделия под расписку.
Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности представляет собой координацию профессиональных усилий работников образовательного учреждения, специалистов, для обеспечения эффективности работы в данном направлении.
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Долинского района Сахалинской области
Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности представляет собой координацию профессиональных усилий работников образовательного учреждения, специалистов, для обеспечения эффективности работы в данном направлении.
В основе возникновения школьной дезадаптации лежат различные факторы социального, медицинского, психологического и педагогического характера. Школьная дезадаптация – это несоответствие психофизического и социопсихологического состояния ребенка требованиям школьного обучения, при котором овладение учебными действиями становится затруднительным, в крайних случаях – невозможным. Как следствие – появление педагогически запущенных, неуспевающих детей, подростков, склонных к конфликтам, неспособных тормозить свои негативные эмоции.
Социальной дезадаптации свойственны асоциальные проявления (сквернословие, курение, дерзкие выходки) и отчуждение от семьи и школы, что приводит к снижению или утере мотивации к учению, познавательной деятельности; трудностям в профессиональном самоопределении; снижает уровень усвоения нравственных и ценностных представлений, норм морали, права, и как следствие, способность адекватной самооценки.
Социально-педагогическая запущенность во многом определяется особенностями семейной социализации детей, особенно в период детства. Основными факторами ее формирования является педагогическая несостоятельность родителей, низкий культурный уровень семьи, нежелание замечать особенностей развития детей, невнимание к развитию детей, отсутствие развивающей среды, адекватной возрасту. У таких детей не сформирован ведущий вид деятельности, нарушено общение со взрослыми и сверстниками, вследствие чего их психическое развитие имеет особенности развития как в личностной, так и в интеллектуальной сферах.
Педагогически запущенные несовершеннолетние при соответствующей психолого-педагогической поддержке могут быть реабилитированы в условиях школьного учебно-воспитательного процесса. Необходимо взаимодействие педагогов, психолога, социального педагога, классных руководителей для оказания социальной, педагогической помощи и поддержки. Зачастую необходимая помощь проводится параллельно, а не комплексно, что малоэффективно и не дает ожидаемого результата.
Основными направлениями профилактики дезадаптивного поведения в работе социального педагога являются:
- Ранняя диагностика обучающихся, для выявления дезадаптированных.
- Проведение консультативно-разъяснительной работы с родителями, педагогами, классными руководителями.
- Активизация воспитательных усилий среды, работа с контактными группами подростка, с семьей.
- Организация коррекционно-реабилитационной работы в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, центров, служб.
- Разработка планов, программ, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения.
Условиями успешного устранения социально-педагогической запущенности являются:
овладение системой знаний о причинах, признаках и проявлениях социально-педагогической запущенности;
овладение методикой её диагностики и профилактики на основе взаимодействия;
создание атмосферы доброжелательности, взаимоуважения и взаимной требовательности между педагогами и родителями. [3]
В работе с детьми, подростками необходимо также создавать доброжелательные условия, определять их интересы, связанные не столько с учебной деятельностью, сколько с будущими профессиональными планами и намерениями. Создание более эмоционально теплых, доверительных отношений с учителями и одноклассниками, также даёт положительные результаты.
Необходимо выявлять положительное в ребенке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания. В процессе взаимодействия между педагогом и подростком недопустима конфронтация, борьба, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество. Терпение и заинтересованное участие педагога в судьбе ребенка дают положительные результаты. Опытные педагоги не скупятся на комплименты, поощряют положительные сдвиги. Они способствуют хорошему поведению, внушают уверенность в успешном достижении высоких результатов, оказывают доверие подросткам, ободряют их при неудачах.
Читайте также:
- План работы социального педагога с инвалидами в школе
- Почему обучение в школе лучше чем онлайн
- В чем состояли основные принципы выдвинутые в 1789 году продемонстрируйте их связь с идеями кратко
- Как заполнять журнал по внеурочной деятельности в начальной школе образец
- Что такое творчество в обществознании 6 класс определение кратко