Как работать с пословицами в начальной школе

Обновлено: 03.07.2024

Использование пословиц и поговорок, в которых встречаютсяразличные орфограммы русского языка, способствует совершенствованию навыка грамотного письма,развитию орфографии ческой зоркости.

Гласные после шипящих

Сочетания ча, ща.

Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН

Имена собственные

Правописание слов с ь – показателем мягкости

Разделительный мягкий знак

Разделительный твёрдый знак

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением

Парные звонкие и глухие согласные на конце слова

Парные звонкие и глухие согласные перед согласными

Непроизносимые согласные

Двойные согласные

Предлоги и приставки

Правописание существительных с шипящими на конце

Правописание не с глаголами

Безударные падежные окончания имён существительных

Безударные окончания имён прилагательных

Глаголы на – тся, ться

Безударные личные окончания глаголов

Глаголы 2 лица единственного числа

Однородные члены предложения

Правописание местоимений

3. Окружающий мир. На уроках окружающего мира пословицы и поговорки можно использовать при изучении сезонных изменений в природе.

Виды работ с пословицей на уроках окружающего мира:

· объяснить смысл пословицы или поговорки;

· подобрать пословицы, приметы, поговорки, характеризующие то или иное время года.

Пример: Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Солнце летом греет, а зимой морозит.

Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах рисует.

Январь – году начало, зиме – середина.

Тёплые и звёздные ночи в апреле – к урожаю.

Осень – перемен восемь.

Февраль силён метелью, а март – капелью.

Спустя лето по малину не ходят.

Октябрь землю покрыл где листом, где снежком.

Апрель с водою, а май с травою.

Весна красна цветами, а осень плодами.

Много снегу – много хлеба, много воды – много травы.

В году двенадцать месяцев, и в каждом - свои ягоды.

4. Математика. Нашим народом было придумано много пословиц, в которых встречаются числа.

Пример: Семь раз примерь, один отрежь.

Старый друг лучше новых двух.

Ум хорошо, а два лучше.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Весна да осень - на дню погод восемь.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Один в поле не воин.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Руки поборют одного, знанье - тысячу.

Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости.

Хвастуну цена - три копейки.

Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года.

Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.

Без четырех углов изба не рубится.

Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.

Семеро с ложкой - один с плошкой.

Одним махом семерых убивахом.

Уступив однажды, девять раз останешься в выигрыше.

Девять мышей вместе потянули – крышку с кадушки стянули.

У храбреца десять доблестей: одна - отвага, девять – ловкость.

Использование таких пословиц и поговорок

на уроках математики

на начальном этапе обучения –

один из эффективных приемов обеспечения познавательного интереса у детей к учению.

Позднее знание пословиц учащимися можно использовать во время проведения предметной недели по математике.

5.Технология. Русским народом придумано очень много пословиц о труде и лени, о работе и умении.

Эти пословицы вполне подходят

· в качестве девиза урока;

· настраивают детей на работу;

· воспитывают такие качества как трудолюбие, терпение, аккуратность.

Пример: Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Терпенье и труд всё перетрут.

Каков мастер, такова и работа.

У работающего в руках дело горит.

Многого захочешь – последнее потеряешь.

Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.

Лень и за работой потягивается.

Без дела жить – только небо коптить.

Где работают, там густо, а в ленивом доме пусто.

Готовь сани летом, а телегу – зимой.

6. Изобразительное искусство

Цель: развитие творческого воображения.

7.Внеклассная деятельность

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Формы и методы работы

с пословицами на уроках литературного чтения

в начальной школе

Составитель: Ртищева О.В.

учитель начальных классов

г. Новый Уренгой

Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует усвоению грамматики и обогащает учащихся народной мудростью. Поэтому пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках чтения, письма и во внеклассной работе.

Постоянная, систематическая работа в школе над пословицами очень многое даёт ученикам. Они учатся собирать народные изречения, классифицировать их по темам, анализировать смысл пословиц. Необходимо помнить, что пословицы и поговорки воспитывают у ребят чувство патриотизма, любовь к труду, уважение к народу, создавшему эти пословицы, и гордость за него.

Целью данной работы является обобщение сведений о возможности использования пословиц и поговорок для активизации познавательной мотивации на уроках литературного чтения в начальной школе

В соответствии с целью были определены основные задачи:

выявить наиболее эффективные методы и приёмы в работе над данным материалом;

показать дидактический аспект работы над пословицами и поговорками на уроках литературного чтения в начальной школе.

В современной начальной школе перед учителем стоят задачи: открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей младших школьников.

Материальные и духовные ценности, созданные человеческим обществом характеризуют определённый уровень развития общества. Подлинно человеческое общение строится на уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанных человечеством норм нравственности. Нравственные ценности, поступки окружающих, отношения между людьми — всё впитывает в себя ребёнок, наблюдая, слушая, читая. В пословицах и поговорках запечатлён весь познавательный опыт народа, его морально — этические, социально — эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они хранят историю движения народа по пути цивилизации, отражают характер народа, его симпатии и антипатии, связи с соседними народами.

Организация работы с пословицами

и поговорками

При работе с пословицами учитель должен решить три основные задачи : различение в пословице прямого и переносного смысла, формирование умения выражать скрытую в пословице мысль своими словами, обучение переносу концепта в ситуацию с тем же отношением объектов .

В 1 – 4 классах работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию, раскрывать смысл пословиц и уметь применять их в своей речи.

Опыт показывает, что работу с пословицами следует начинать уже в 1 классе. Лучше всего это сделать, когда ученики изучают алфавит, т.е. овладевают письмом.

Встретив пословицу в книге для чтения, или в учебнике по русскому языку, ученики рассказывают, как они понимают её смысл, разбирают и объясняют её смысл, разбирают и объясняют написание отдельных слов. Дома пословицу записывают в тетрадь, подобрав соответствующую картинку или сделав рисунок.

В учебниках для 1 класса мало пословиц и поговорок, поэтому учитель сам приводит пословицы на уроках письма и чтения, определяет, при изучении какой темы может быть использована та или другая пословица. При составлении конспекта урока следует продумать, как пословицу или поговорку связать с материалом урока. Пословицы должны быть поняты по своему содержанию ученикам 1 класса.

Работа с пословицами продолжается и во 2 классе. Важно только, чтобы сам учитель хорошо знал пословицы и поговорки, встречающиеся в учебниках, помнил, в каком упражнении они имеются, умело использовал их в речи.

В 3 – 4 классах, продолжая работу с пословицами, можно предложить ученикам завести тематические альбомы. В них пословицы распределяются по темам, которые заранее намечаются учителем. Количество тем не должно быть больше 5-6 в 3 классе и больше 10 в 4 классе.

Начинать работу с тематическим альбомом следует с беседы на тему, по которой ученики должны найти и записать пословицы. Во время беседы вспоминаются уже известные ученикам пословицы. Затем названная учителем тема записывается на первой странице альбома. Ученикам даётся задание: подобрать 1-2 пословицы по этой теме. Найденные учениками пословицы читаются на одном из уроков. Лучшие пословицы записываются в альбомы.

Затем даётся новая тема, по которой также подбираются пословицы.

Время от времени, учитывая содержание рассказов, а также характер изучаемого материала по русскому языку, учитель возвращается к уже записанным темам и предлагает ученикам подобрать новые пословицы.

В 4 классе, если учащиеся хорошо справляются с классификацией пословиц по темам, можно сразу назвать все предполагаемые темы. В таком случае учащиеся, найдя пословицы, должны сами определить, к каким из тем они относятся. В качестве примера можно рекомендовать следующие темы для альбома с пословицами:

2) явления природы (снег, дождь, мороз, ветер и др.);

3) домашние и дикие животные;

6) о матери, об отце.

1) Родина, Москва;

4) знание, невежество;

5) смелость, трусость;

6) о сельском хозяйстве;

7) о пословицах, поговорках.

Работа над альбомом с пословицами очень нравится ученикам. Она не только приучает собирать народные изречения, но и способствует их запоминанию. Подбор иллюстраций заставляет учеников вдумываться в смысл пословиц.

Пословицы на уроках чтения

В нашей пословице спрятана мысль: любое дело требует усилий и стараний. Ее можно выразить и по-другому : надо упорно трудиться, чтобы получить хороший результат .

Остановимся на характеристике отдельных видов работы с пословицами и поговорками на уроках чтения.

1)Подбор пословиц по темам

Во 2 классе тематический подбор пословиц и хорошо организовать при чтении рассказов к 8 марта (ученики вспоминают известные им и подбирают новые пословицы о маме). При чтении произведений о домашних и диких животных, о которых народ создал также много образных и метких пословиц. Собирая такие пословицы, учащиеся узнают много интересного о жизни животных.

Перед знакомством с материалом по каждой теме ученикам даётся задание подобрать пословицы и поговорки по заданной теме. Если такие пословицы уже были записаны учениками в альбомы, то ученики дома находят их и делают закладки, а новые пословицы записывают в альбом.

2) Подбор к стихотворению или рассказу пословицы, которая бы раскрыла содержание данного произведения.

Анализ пословиц – заглавий и их самостоятельный подбор развивают мышление детей, учат их находить общее между названием произведения и его содержанием, учат понимать значение заглавий, основную идею произведения.

3)Нахождение пословиц в тексте художественных произведений и выяснение их назначения

4)Использование пословиц при работе над сочинением

Следует различать два вида работы: во-первых, сочинение по пословице; во-вторых, включение пословиц в сочинение.

Сочинение по пословице бывает устным и письменным. Устно рассказ по пословице составляется или сразу на уроке без особой подготовки учащихся, или после предварительного обсуждения плана и примерного содержания рассказа. Если дети имеют специальные тетради с пословицами, к которым они подбирают соответствующие картинки, то их следует использовать, при обучении устно составлять рассказ по пословице.

Пословица, которая в таком случае служит заглавием, делает рассказ целенаправленным; различные картинки, подобранные учениками к одной и той же пословице, позволяют по-разному раскрыть её содержание.

Тук, вначале дети учатся строить рассказ по картинкам, которые они подобрали к пословице. Причём следует сразу же приучать их не только описывать сюжет картины, но и раскрывать общее в содержании пословицы и картинки. Затем рассказ составляется также по картинке, но уже по воображаемой. Учащиеся, записав новую пословицу и разобрав её смысл, рассказывают, какую картинку можно подобрать или нарисовать к этой пословице.

Каждому зверю свое время …

Однажды медведь, сделав запасы малины ,лег спать в свою берлогу.

Декабрь год кончает, зиму начинает. Кончилось осеннее ненастье. Наступила холодная, вьюжная зима. Сильные морозы сковали пруды, речки, озёра. Деревья стоят в белых шапках. Солнце встаёт поздно и не греет. Воздух чистый и свежий.

Деревья стоят голые. Только сосны и ели зеленеют в лесу. На выдумку природа таровата. Тихо в лесу. Медведь в берлоге спит. Белка в дупле орешки грызёт. Заяц под ёлкой сидит. Только голодные волки бродят по лесу, ищут пищу.

Много снегу на дворе. Спасибо, мороз, что снегу нанёс. Ребята вышли на улицу играть. Мороз невелик, да стоять не велит. Малыши катаются с горки на санках, лепят снежную бабу. Школьники катаются на коньках и на лыжах.

Работа над сочинением, в котором используются пословицы, учит детей вводить их в свою речь.

Так, во 2-4 классах на уроках чтения ученики пересказывают прочитанное. Такую работу в отдельных случаях следует усложнить, предложив ученикам при пересказе прочитанного текста применить пословицу, которую приводит учитель или подбирают сами ученики.

Учить использовать пословицы в своей речи следует при опросе или беседе на ту или иную тему. Так, беседуя о зиме, учитель спрашивает, в каком месяце она начинается, и предлагает на этот вопрос ответить пословицей (декабрь год кончает, зиму начинает).

Если такая работа проводится систематически, то дети постепенно сами начинают вводить в свою речь пословицы и поговорки.

У короткого ума длинный язык. Деньги добываются трудом.

Яблочка нет, съешь и морковку. Болтливый не отличается умом.

Трудовая копейка дорого стоит . Довольствуйся тем, что имеешь.

Глазами плачет, а сердцем смеется. (Лукавство)

Не стыдись, а поклонись. (Признательность)

По горло в воде, а пить просит .(Жадность)

7)Работа с деформированными пословицами, в которых перепутались части.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В качестве фольклорного материала учителя начальных классов чаще всего в своей работе обращаются к загадке и сказке. Что же касается пословицы, то работа с этим жанром чаще всего ведется во внеклассной работе и на уроках русского языка. На уроках чтения образовательные и воспитательные возможности пословицы используются в начальной школе явно не в полной мере. А ведь их ценность велика.

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение школа №1

Методическая работа

по описанию педагогического опыта

тема: Система работы над пословицей

на уроках литературного чтения в начальной школе

Выполнил: учитель начальных классов

МБОУ школы №1 г.Кулебаки

Общеизвестным фактом является то, что познать родной язык невозможно в отрыве оттого, что создано народом, говорящим на этом языке.

Темы фольклора, народного искусства очень актуальны в любые времена, в том числе и сейчас. Знакомство с народным творчеством убеждает, что русский народ с древнейших времен жил высокой правдой и красотой в душе.

Изучая литературу по данной теме, мы приходим к выводу, что в качестве фольклорного материала учителя начальных классов чаще всего в своей работе обращаются к загадке и сказке.

Что же касается пословицы, то работа с этим жанром чаще всего ведется во внеклассной работе и на уроках русского языка.

На уроках чтения образовательные и воспитательные возможности пословицы используются в начальной школе явно не в полной мере. А ведь их ценность велика.

Обращаясь к пословицам, есть смысл обратить внимание на тот заключенный в них опыт, который и сегодня не утратил своей актуальности. Таковым, в частности, является опыт особого отношения человека к миру, чувство связи с ним и ответственность за него.

Процесс работы с пословицей – это упражнение в самостоятельности мышления, развитие детской сообразительности, воображения, чувства юмора, обогащение знаниями об окружающем мире, это поиск, это открытия.

Умение объяснить смысл той или иной пословицы, употребление их в речи устной и письменной, является одним из показателей интеллекта ребенка, одним из показателей уровня владения родным языком.

Знание пословиц активизирует детскую сознательность, при этом учащиеся усваивают нормы поведения людей, эстетические и нравственные идеалы.

Пословицы имеют познавательное и воспитательное значение, они носят развивающий характер, выражают этические и эстетические представления, влияют на развитие творческих способностей детей, а также являются средством обучения.

Фольклорные тексты становятся для младших школьников объектом изучения с разных сторон: во-первых, как источник знаний о человеке, во-вторых, как средство формирования важнейших нравственных понятий, в-третьих, как произведения искусства, в-четвертых, как средство познания родного языка и родной речи через лучшие образы.

Учитывая огромную ценность этих произведений, я часто обращаюсь к ним в своей практической деятельности.

В мир пословиц ввожу ребенка с 1 класса, когда ребенок очень тонко чувствует, непосредственно воспринимает, когда все западает в сердце и остается на всю жизнь.

Далее, весь добукварный период активно знакомлю детей с пословицами.

Дети заводят тетради, где рисуют или наклеивают изображение животного и с помощью родителей записывают пословицу. А многие сами переписывают их с книг. (Приложение 1)

Такая совместная деятельность учителя, учащегося и родителей благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в классном коллективе, и в семье.

Далее на уроках при изучении алфавита, учащиеся будут читать пословицы, раскрывать смысл, находить среди них уже знакомые им пословицы, отыскивать в пословицах слова с изучаемой буквой.

Во 2 классе и далее методика работы над пословицей такова:

Подбор пословиц по темам.

Нахождение героев, того или иного произведения, к которым можно отнести пословицу, данную учителем. Таким образом, начинается работа над изобразительными средствами языка.

Далее учащимся предстоит научиться находить пословицу в тексте. Данные задания способствуют с одной стороны развитию у детей привычки всматриваться в текст и вслушиваться в речь, а также помогают ослабить длительное умственное напряжение.

Подбор пословицы, которая раскрывает содержание данного произведения. Теперь учащиеся не просто запоминают пословицу, раскрывают ее смысл, но и связывают с идеей произведения.

Следующий вид работы – это иллюстрирование пословиц. Это развивает творческую фантазию детей и нравится им. (Приложение 2)

Использование пословиц для образно-эмоциональной характеристики людей, их поведения, житейских ситуаций. (Приложение 3)

С 4 класса начинаю работу творческого характера.

Большую ценность представляют сочинения, написанные по пословицам. (Приложение 4)

Начинаю работу исследовательского характера. (Приложение 5)

Во всех классах, на разных этапах урока использую игровые виды работ с пословицами. (Приложение 6)

Работа с пословицами на уроках литературного чтения по описанной в данной работе методике, показала, что у детей развивается образное мышление, речь, обогащается их словарный запас, большую роль пословицы играют в культурном и нравственном воспитании учащихся.

И независимо от того, какое количество пословиц войдет в активный и пассивный запас младших школьников, благодаря систематической работе с данным жанром фольклора у детей развивается уверенность в себе, положительная самооценка. Дети начинают адекватно оценивать свои действия и действия другого.

Результаты диагностики и срезовых работ показывают эффективность данной методики по работе с пословицей. (Приложение 7)


В статье рассказывается о работе с пословицей на уроках родного русского языка и литературы. Материал может также использоваться на других уроках.

Описание разработки

В сложных условиях современной жизни, когда нравственные ориентиры, для большинства молодого поколения утратили свою значимость, вопрос возрождения духовных ценностей особенно актуален.

И действительно, в процессе преподавания родного языка решаются самые разнообразные задачи, связанные с формированием духовной культуры: воспитание чувства добра, долга, любви к Отечеству, справедливости; формирование установки на позитивное отношение к миру, личности; на толерантность; на конструктивное взаимодействие и оценку своего поведения; неприятие зла, несправедливости и т.д.

Решение этих задач связано с выполнением требований, которые ставит перед нами, учителями начальной ступени, стандарт второго поколения. Это работа по достижению личностных результатов, в том числе посредством родного языка.

Что же предлагают нам авторы современных программ и учебников по русскому языку и литературному чтению, в целях продолжения традиций, начало которым положили великие педагоги прошлых столетий?

Анализ программ по литературному чтению показал, что, во-первых, все авторы включили изучение малых жанров, в том числе и пословиц. Во-вторых, пословицы предназначаются для организации работы с текстом: для более точного осмысления идеи произведения, для оценки поступков героев, определения собственных позиции по отношению к предложенным авторами нравственных ситуаций. Особого внимания заслуживают учебники русского языка А.В. Поляковой (система Л.В. Занкова), материал которой в полной мере можно использовать для достижения личностных результатов. Данный автор содержанием многих упражнений сделал пословицы.

Приведу пример учебник русского языка для 2-ого класса (часть 1). За 7-9 уроков дети знакомятся с 33 пословицами, и эти пословицы различны по тематике. Кроме заданий, связанных с изучением понятий языка, орфографических и пунктуационных правил, ученикам предлагается объяснить значение пословиц.

Какие же эффективные приёмы работы с пословицами есть в моей методической копилке?

На уроках русского языка пословицы, связанные с трудом, учением часто использую в качестве девиза, совета для эмоционального настроя у детей, создания атмосферы сотрудничества на уроке, причастности каждого ученика к успешности выполнения работы в течение учебного занятия. После такой беседы ученики записывают их в качестве минутки чистописания, выполняют задания, связанные с актуализацией знаний по изученным ранее темам. Очень результативным считаю упражнение на этапе рефлексии в конце урока, когда дети составляют сочинения – миниатюры по пословицам, которые использовались в качестве девиза.

В них дети в устной форме в соответствии с нормами литературного языка описывают, каких результатов они добились на уроке, отмечают свой вклад в достижение этих результатов, своё отношение к деятельности других детей.

Составление сочинений по пословицам практикую и на уроках литературного чтения. Это могут быть отзывы о поступках персонажей, составление аналогичных ситуаций, где героями становятся уже сами ученики класса. Безусловно, такая работа заставляет детей задуматься над правилами поведения.

Содержимое разработки

Л.Р.Валинурова

Работа с пословицей как средство воспитательного воздействия при изучении родного (русского) языка и литературы.

В сложных условиях современной жизни, когда нравственные ориентиры, для большинства молодого поколения утратили свою значимость, вопрос возрождения духовных ценностей особенно актуален.

Решение этих задач связано с выполнением требований, которые ставит перед нами, учителями начальной ступени, стандарт второго поколения. Это работа по достижению личностных результатов, в том числе посредством родного языка.

Что же предлагают нам авторы современных программ и учебников по русскому языку и литературному чтению, в целях продолжения традиций, начало которым положили великие педагоги прошлых столетий?

Анализ программ по литературному чтению показал, что, во-первых, все авторы включили изучение малых жанров, в том числе и пословиц. Во-вторых, пословицы предназначаются для организации работы с текстом: для более точного осмысления идеи произведения, для оценки поступков героев, определения собственных позиции по отношению к предложенным авторами нравственных ситуаций. Особого внимания заслуживают учебники русского языка А.В.Поляковой (система Л.В.Занкова), материал которой в полной мере можно использовать для достижения личностных результатов. Данный автор содержанием многих упражнений сделал пословицы. Приведу пример учебник русского языка для 2-ого класса (часть 1). За 7-9 уроков дети знакомятся с 33 пословицами, и эти пословицы различны по тематике. Кроме заданий, связанных с изучением понятий языка, орфографических и пунктуационных правил, ученикам предлагается объяснить значение пословиц.

Какие же эффективные приёмы работы с пословицами есть в моей методической копилке?

На уроках русского языка пословицы, связанные с трудом, учением часто использую в качестве девиза, совета для эмоционального настроя у детей, создания атмосферы сотрудничества на уроке, причастности каждого ученика к успешности выполнения работы в течение учебного занятия. После такой беседы ученики записывают их в качестве минутки чистописания, выполняют задания, связанные с актуализацией знаний по изученным ранее темам. Очень результативным считаю упражнение на этапе рефлексии в конце урока, когда дети составляют сочинения – миниатюры по пословицам, которые использовались в качестве девиза. В них дети в устной форме в соответствии с нормами литературного языка описывают, каких результатов они добились на уроке, отмечают свой вклад в достижение этих результатов, своё отношение к деятельности других детей.

Составление сочинений по пословицам практикую и на уроках литературного чтения. Это могут быть отзывы о поступках персонажей, составление аналогичных ситуаций, где героями становятся уже сами ученики класса. Безусловно, такая работа заставляет детей задуматься над правилами поведения.

1.Борисенко И.В. Методические уроки К.Д.Ушинского. // Начальная школа.- 1994.-№3.

2.Бунаков Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1953

3.Власова Е.В., Соломатина Е.М. Воспитание словом.// Начальная школа.- 2010.-№1.

Читайте также: