По итогам проведения электронного аукциона на строительство школы заказчик готовит проект

Обновлено: 05.07.2024

Сейчас на рассмотрении в Совете Федерации находится законопроект, согласно которому будут внесены изменения в законодательство, регулирующее госзакупки, в том числе и в Федеральный закон 44-ФЗ. Большинство изменений вступит в силу с 1 января 2022 года, о них мы рассказывали здесь. А сегодня подробнее остановимся на проведении открытого аукциона в электронной форме — она должна стать проще и прозрачнее, общий срок ее проведения сократится.

Объявление аукциона

Отличия будут уже на стадии разработки документов для размещения закупки. Как таковая, документация будет составляться в исключительных случаях, для всех закупок в форме электронного аукциона нужно разработать и разместить извещение по единой форме. Теперь описание объекта закупки, обоснование НМЦК и проект контракта размещаются сразу в извещении.

Сроки размещения извещения не изменились — не менее 15 дней, а для НМЦК - не более 300 млн. руб. (в случае закупки в сфере строительства не более 2 млрд руб.) — 7 дней.

Внести изменения по инициативе заказчика можно будет не позднее, чем за 1 рабочий день до даты окончания подачи заявок. По электронному аукциону он продлевается таким образом, чтобы со следующего дня срок подачи заявок составил не менее 7 дней, а при НМЦК не более 300 млн (не более 2 млрд руб. для закупок по капстроительству) — 3 дней.

Извещение об отмене закупки будет формироваться через ЕИС и подписываться усиленной ЭЦП. Считать закупку отмененной можно будет с момента размещения извещения. Площадка в течение часа должна будет возвращать заявки и уведомлять участников об отмене закупки.

Заказчик также должен будет установить требование об обеспечении заявок при НМЦК свыше 1 млн рублей. Помимо банковской можно будет предоставить любую из указанных в законе независимых гарантий либо обеспечить заявку денежными средствами. Деньги блокируются на специальном счете участника закупки, как это происходит и сейчас, но процедура блокировки счета и обязанности банков, электронной площадки, участников закупки подробно регламентированы. Размер обеспечения будет составлять при НМЦК не более 20 млн руб. — от ½% до 1% НМЦК и при НМЦК более 20 млн руб. — от ½% до 5% НМЦК.

Подача заявок и обработка их электронной площадкой

При проведении электронного аукциона заявка, как это происходит и сейчас, будет поступать на электронную площадку. Если участник уже аккредитован на площадке, то большинство документов и сведений ему подавать не нужно — они уже есть у оператора ЭП.

Оператор ЭП может отклонить заявку. Основания по большей части прежние, но к ним добавилась возможность отклонения заявки:

при получении оператором ЭП информации об отсутствии необходимого количества денежных средств на специальном счете;

отсутствия данных о независимой гарантии в специальном реестре, несоответствия идентификационных кодов в гарантии и извещении и недостаточности суммы гарантии.

Более подробно расписана в новой редакции закона и процедура отзыва заявки — это можно сделать в любом случае до окончания срока подачи заявок. С момента размещения итогового протокола и до момента размещения проекта контракта для открытых электронных процедур отозвать заявку могут все участники, кроме первых трех. Заявку можно считать отозванной уже с момента подписания ее ЭЦП участника закупки, информацию об этом оператор ЭП направляет заказчику в течение часа.

Подача ценовых предложений

Оператор ЭП указывает сведения о поданных ценовых предложениях без информации об участниках. Если участник ценовое предложение не подает, то его минимальным ценовым предложением будет считаться НМЦК.

Сохранилась в новой редакции и возможность переторжки — подать ценовое предложение с меньшей ценой и увеличить свои шансы на победу можно не позднее 10 минут с момента окончания времени приема ценовых предложений. Цена не должна быть ниже минимального ценового предложения, поданного во время сессии.

Так же, как в настоящей редакции, если цена контракта снижается до половины процента НМЦК, то процедура проводится уже на право заключения контракта.

Оператор электронной площадки в течение часа с момента окончания подачи ценовых предложений присваивает номера заявкам в порядке возрастания цены (или суммы цен ТРУ) контракта согласно указанным в предложениях участников и формирует протокол подачи ценовых предложений, размещает его в ЕИС и на ЭП.

Участник, принявший участие в закупке, сможет не позднее даты заключения контракта запросить разъяснения по порядку проведения процедуры подачи ценовых предложений. Ответ ему должны предоставить через ЭП в течение 2-х рабочих дней.

Рассмотрение заявок и подведение итогов определения поставщика

Заявки должны быть рассмотрены членами закупочной комиссии не позднее 2-х рабочих дней со дня окончания срока подачи заявок, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика согласно извещению.

Комиссия рассматривает заявки на соответствие требованиям извещения и, исходя из данных протокола подачи ценовых предложений, присваивает тем заявкам, которые не были отклонены, порядковые номера в порядке возрастания ценового предложения.

Протокол подведения итогов определения поставщика формируется с помощью средств электронной площадки и подписывается усиленными ЭЦП членов закупочной комиссии.

После определения победителя у заказчика есть по 2 рабочих дня на размещение проекта контракта и подписание контракта, подписанного победителем. Поставщику (исполнителю) на подписание дается 5 рабочих дней.

Закупка капитального ремонта по 44-ФЗ — это приобретение строительных работ по нормам Федеральной контрактной системы. К участникам применяют особые требования.

Что относится к капитальному ремонту

Тендер на капитальный ремонт здания включает работы по восстановлению, замене или полному изменению конструкций, инженерных коммуникаций или самого сооружения. Капитальный и текущий ремонты подразумевают разный перечень работ (письмо Минстроя №7026-АС/08 от 27.02.2018). Текущий — это работы по устранению или исправлению неполадок, возникших в процессе эксплуатации. Такой ремонт проводится для профилактики износа здания или сооружения. Капремонт — это целый комплекс восстановительных работ, которые направлены на полное обновление или реконструкцию объекта.

Такие закупки регулируются Федеральной контрактной системой, ПП РФ №615 РФ 01.07.2016 и законодательными положениями Минстроя. Собрали все правила, как работает ПП РФ 615 по капитальному ремонту, 44-ФЗ и другие нормативные акты в таблице.

Тендер на капремонт

Как провести закупку по капремонту

Все госзакупки капремонта проводят по нормам Федеральной контрактной системы.

Вот краткая инструкция, как закупить ремонтные работы по 44-ФЗ пошагово:

  1. Выбрать способ заказа.
  2. Подготовить закупочную документацию.
  3. Сформировать объект закупки и техническое задание.
  4. Обосновать начальную (максимальную) цену контракта.
  5. Сделать проект контракта.
  6. Провести торги и определить победителя.
  7. Заключить контракт.
  8. Принять и оплатить работы.

Шаг 1. Выбрать способ определения подрядчика

На способ закупки текущего ремонта по 44-ФЗ или капремонта влияет ОКПД выполняемых работ. Вот актуальная разбивка по коду продукции:

  1. Электронный аукцион проводится для строительства зданий (ОКПД 41.2), гражданское строительство (42), спецработы (43). Все эти коды — из аукционного перечня (РП №471-р от 21.03.2016). Нельзя закупать через аукцион буровые работы по ОКПД 43.13.
  2. Все, что не попало в аукционный перечень, приобретается через электронный конкурс или конкурсные процедуры с ограниченным участием (п. 1 ч. 2 ст. 56.1 44-ФЗ).
  3. Если заказчик не превышает лимит по СГОЗ, он проводит электронный запрос котировок или заключает контракт с единственным поставщиком (п. 2 ст. 82.1, п. 4, п. 5, п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Шаг 2. Подготовить документацию

Заказчику необходимо подготовить полный пакет документов на капитальный ремонт здания по 44-ФЗ, в который входит:

  • проектная документация (п. 8 ч. 1 ст. 33);
  • описание объекта закупки;
  • техническое задание;
  • проект контракта;
  • извещение.

В первой части заявки подрядчик обязан согласиться на выполнение работ (ч. 3.1 ст. 66). Заказчик вправе установить дополнительные требования:

  • опыт выполнения аналогичных заказов (участник подтверждает квалификацию по ПП РФ №99 от 04.02.2015);
  • членство в СРО при текущем и капитальном ремонте по 44-ФЗ (не для всех заказов, для подтверждения достаточно свидетельства СРО);
  • лицензирование (для объектов культурного наследия по правилам ПП РФ №349 от 19.04.2012).

Шаг 3. Описать объект закупки и составить техзадание

В техническом задании подробно описывают объект закупки, перечисляют выполняемые работы, приводят перечень используемых материалов. Неотъемлемая часть техзадания на капремонт — это проектно-сметная документация (ч. 12 ст. 48 ГрК РФ).

Вот что еще приводят в техническом задании, например, для тендера на ремонт школы:

  • архитектурные, конструктивные, технические и технологические решения;
  • порядок планировки;
  • чертежи, эскизы и планы обмера;
  • качественные показатели;
  • требования к безопасности при проведении строительства.

В описании объекта госзакупки обязательно укажите сроки капремонта, условия реализации заказа, качественные нормативы (ГОСТы, СНиПы, санитарные требования). Отдельно оговорите возможность замены стройматериалов и порядок вывоза строительного мусора.

Описание объекта закупки




Шаг 4. Рассчитать НМЦК

Цену госзакупки капитального ремонта рассчитывают проектно-сметным методом (ст. 22 44-ФЗ, приказ №841/пр от 23.12.2019). Не забудьте пересчитать цены с момента составления сметы на дату разработки и утверждения закупочной документации и применить индекс-дефлятор.

Расчет НМЦК

Шаг 5. Подготовить проект контракта

Для госконтрактов в закупках по 615-ФЗ действуют типовые условия (приказ №9/пр от 14.01.2020). Обязательно включите в проект контракта:

  • график строительства;
  • порядок доставки и выгрузки стройматериалов (исключительно силами подрядчика);
  • перечень рабочих документов;
  • стоимость каждого этапа строительства;
  • график взаиморасчетов.

Если проводите выборочный или комплексный капремонт, укажите в госконтракте сроки выполнения подряда, обязанности сторон, правила проведения скрытых работ. Предусмотрите возможность одностороннего отказа от исполнения, если в процессе строительства обнаружатся нарушения со стороны подрядчика. Включите в права заказчика пункт о проведении технического надзора.

Опишите размер и порядок учета непредвиденных затрат, правила сдачи-приемки строительства и утвердите список обязательных платежных документов (счет, акт КС-2, справка КС-3). Приложите к контракту документы, подтверждающие содержание и стоимость работ: техзадание, смету и проект, график исполнения.

Шаг 6. Определить победителя

Порядок и критерии выбора победителя определяются способом закупок. Если заказчик проводит электронный аукцион на капитальный ремонт с благоустройством по 44-ФЗ (или без него), победителем становится тот подрядчик, который предложил самую низкую цену. Победитель конкурса определяется по качественным и квалификационным характеристикам, установленным документами заказа. Закупочная комиссия рассматривает заявки, подводит итоги и составляет протоколы.

Если в техзадании есть проект капремонта, торговую процедуру проводят спустя 4 часа после момента окончания подачи заявок. Это указано в ч. 3 ст. 68 44-ФЗ.

Шаг 7. Исполнить госконтракт

Контроль строительства проводит заказчик: он проверяет порядок выполнения капремонта, качество материалов, соблюдение требований безопасности.

Если в контракте есть условие о технадзоре, сообщите в орган технического надзора о начале строительства минимум за 7 рабочих дней до старта капремонта (ч. 5 ст. 52 ГрК РФ).

Если же исполнитель не успел закончить строительство по графику, однократно продлите срок на время, равное предыдущему сроку подряда. Но так делают, только если у подрядчика нет неустойки перед заказчиком (п. 9 ч. 1 ст. 95).

Шаг 8. Закрыть контракт

К документам сдачи-приемки относятся: акт КС-2, справка КС-3, счет и счет-фактура, журнал КС-6. Если вы обнаружили скрытые работы, засвидетельствуйте их и подпишите акт.

Заказчик вводит объект в эксплуатацию после завершения строительства и подписания документов приемки (ч. 8 ст. 110.2 44-ФЗ).

тендер

Министерство строительства разместило проект приказа, утверждающего новый регламент для закупок на подготовку проектной документации или выполнение инженерных изысканий, выполнение строительных работ, реконструкции или капремонта объектов капитального строительства для реализации нацпроектов.

Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!

1. Новые правила обоснования начальной (максимальной) цены контракта

Отныне начальную (максимальную) цену контракта будут определять по ценам на период исполнения контракта с применением укрупненных нормативов цены строительства (НЦС). При отсутствии таковых следует воспользоваться стоимостными показателями, принятыми в сметной документации и указанными в проектных документах объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, конструктивным решениям, природным и прочим условиям территории, на которой планируют строить (далее — стоимостные показатели объектов-аналогов).

Сметная документация должна иметь положительное заключение после проверки достоверности сметной стоимости. Главное условие: по ч. 2 ст. 8.3 Гражданского Кодекса, сметную стоимость строительства таких объектов обязаны проверить соответствующие органы. При отсутствии НЦС и стоимостных показателей объектов-аналогов, НМЦК формируется при помощи стоимостных показателей отдельных видов затрат или конструктивных решений объектов капитального строительства, идентичных по техническим, технологическим, конструктивным характеристикам, специфическим особенностям и условиям строительства соответствующим видам затрат или конструктивным решениям объекта строительства, который планируется создать (далее — стоимостные показатели конструктивных решений-аналогов). Сметная документация, используемая для вычисления стоимостных показателей конструктивных решений-аналогов, должна иметь положительное заключение после проверки на достоверность определения сметной стоимости. Главное условие: по ч. 2 ст. 8.3 Гражданского Кодекса, сметную стоимость строительства таких объектов обязаны проверить соответствующие контролирующие органы.

Определить и обосновать НМЦК по новым правилам можно любым из указанных способов. В расчет НМЦК в целом по объекту закупки включают траты на подготовку проектной документации или выполнение инженерных изысканий, затраты на строительные работы, реконструкцию или капремонт объекта капстроительства и издержки на поставку медоборудования (при наличии в проекте обязательства поставки).

1) Определяют НМЦК с использованием показателей НЦС при условии сопоставимости назначения, проектной мощности и других характеристик объекта-представителя, который учтен в показателе НЦС и планируется к возведению объекта капстроительства.

2) Определяют и обосновывают НМЦК путем составления расчетов на основе стоимостных показателей объектов-аналогов, принимают объекты-аналоги, которые соответствуют критериям по приказу Министерства строительства № 662/пр от 16 октября 2018 г.

3) Определяют НМЦК с показателями НЦС в уровне цен периода выполнения контракта, применяют главу IV методики разработки и применения укрупненных НЦС. Эта методика утверждена приказом Министерства строительства № 314/пр от 29 мая 2019 г.

4) Определяют НМЦК со стоимостными показателями конструктивных решений-аналогов учитывают условие идентичности (сопоставимости) конструктивных решений-аналогов и конструктивных решений объекта капитального строительства, который планируют построить.

Основные критерии идентичности:

- состав (структура) затрат,

- условия для работы.

4) Определяют начальную цену контракта со стоимостными показателями объектов-аналогов и одновременно стоимостными показателями конструктивных решений-аналогов пересчитывают стоимостные показатели объектов-аналогов или конструктивных решений-аналогов применительно к условиям возведения объекта капитального строительства.

Для пересчета стоимостных показателей объектов-аналогов и конструктивных решений-аналогов из уровня цен на дату утверждения проектной документации в уровень на дату определения НМЦК, применяют индексы цен Росстата на продукцию инвестиционного назначения по видам экономической деятельности.

Помимо этого, используют прогнозные индексы инфляции, установленные региональными властями, при закупке на средства регионального бюджета. НМЦК определяется с учетом налога на добавленную стоимость (НДС). Исключением являются случаи, когда в рамках налогового законодательства данный налог не взимается. Итоги определения НМЦК заносят в протокол.

Для вас - самая большая база субподрядов и коммерческих заказов, которые вы можете получить по итогам обычных переговоров!

2. Новые правила изменения контрактов

- сметная стоимость строительства, реконструкции, капремонта объекта капитального строительства, определенная по итогам проверки на достоверность в ходе государственной экспертизы проектной документации, превышает цену контракта;

- цена контракта превышает сметную стоимость строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства, определенную в результате проверки на достоверность ее определения в ходе государственной экспертизы проектной документации.

Цена контракта будет изменяться после выполнения обязательств, связанных с подготовкой проектной документации либо выполнением инженерных изысканий, и получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости. Оформление поправки производится при помощи дополнительного соглашения.

Цена, согласно новым правилам останется неизменной при выполнении строительных работ, реконструкции или капремонту объекта капитального строительства. В случае изменении цены контракта придется применять: статистические сведения об индексах цен Росстата на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам экономической деятельности (строительство).

Изменять будут по следующей формуле: стоимость договора уменьшат по формуле для изменения контракта, если цена контракта, которую определили по итогам закупки после выполнения обязательств по контракту, связанных с подготовкой проектной документации или выполнением инженерных изысканий, получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности сметной стоимости, превышает сметную стоимость строительства, реконструкции, капремонта объекта капстроительства, которая определена в ходе проверки на предмет достоверности ее определения.

Для вас - самая большая база субподрядов и коммерческих заказов, которые вы можете получить по итогам обычных переговоров!

3. Новая методика составления смет

Смета контракта будет составляться и оформляться дополнительным соглашением после получения положительного заключения экспертизы проектной документации и изменения цены контракта по новому порядку. Составлять смету контракта будет нужно на основе ее проекта, который составят согласно правилам раздела VI порядка определения НМЦК в закупках в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования). Данный регламент утвержден приказом Министерства строительства № 841/пр от 27 декабря 2019 г. Готовую смету надо будет составлять и изменять по методике составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капстроительства. Данная методика утверждена тем же приказом министерства.

Для вас - самая полная база государственных и коммерческих тендеров с авансированием от 30% до 100%!

4. Видео инструкция "Тендеры, госзакупки (строительство): общие вопросы, плюсы и минусы работы. Участие в тендерах"


Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Законом № 44-ФЗ установлены специальные требования к закупкам строительных работ. Они касаются планирования, определения подрядчиков, составления, исполнения и изменения контрактов.

10 особенностей закупок строительных работ по закону № 44-ФЗ

  1. Описание объекта закупки: в документацию о закупке необходимо включить проектную документацию. Иные описания объекта закупки при наличии проектной документации законом № 44-ФЗ не предусмотрены.
  2. Выбор способа определения подрядчика осуществляется с учетом распоряжения № 471-Р и постановления № 99 от 04.02.2015.
  3. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) осуществляется проектно-сметным методом (ст. 22 закона № 44-ФЗ) в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
  4. В документации о проведении закупки необходимо предъявлять требования к наличию членства в СРО в соответствии со ст. 52 ГрК.
  5. К участникам закупки с учетом постановления № 99 от 04.02.2015 необходимо предъявлять дополнительные требования (если НМЦК превышает 5 млн руб. — для муниципальных нужд и нужд субъекта РФ или 10 млн руб. — для федеральных нужд). Электронные документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям из Приложения № 1 Постановления № 99, должны быть размещены в реестре на электронной площадке до подачи заявки на участие в электронном аукционе.
  6. В случае проведения электронного аукциона: срок размещения извещения при НМЦК до 2 млрд руб. — не менее 7 дней; первая часть заявки — только согласие; протокол рассмотрения заявок не предусмотрен, аукцион проводится через 4 часа после окончания срока подачи заявок.
  7. В случае проведения конкурса в электронной форме рассмотрение первых частей заявок и подача окончательных предложений о цене контракта не осуществляются.
  8. Часть работ объемом не менее 25% цены контракта подрядчик по государственному или муниципальному контракту должен выполнить самостоятельно или с привлечением своих дочерних обществ.
  9. Заказчики обязаны использовать типовые условия контракта на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта, утвержденные Минстроем.
  10. Особенности исполнения контрактов установлены статьей 110.2 закона № 44-ФЗ.

Как происходит регистрация участников в Единой Информационной Системе (ЕИС)

Дополнительные требования при закупке строительных работ по 44-ФЗ: как определить подрядчика

Способ определения подрядчика зависит от вида работ и размера НМЦК (таблица 1).

Читайте также: