Как работать над методической темой школы

Обновлено: 05.07.2024

Модернизация современного отечественного образования предполагает не только обновление содержания образования, структурные и организационно-экономические изменения, но и совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса.

Методическая работа – главное направление работы школы, от которого зависит выработка стратегии и перспектива развития образовательного учреждения.

  • отражает основные направления модернизации образования, достижения психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта;
  • повышает научно-методический уровень учебно-воспитательной работы школы, внедряя достижения передового педагогического опыта в образовательном учреждении;
  • стимулирует творческий поиск педагогического коллектива, приобщая учителей школы к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе;
  • обобщает и транслирует в образовательную среду района, города, области передовой педагогический опыт коллектива школы.

Планирование методической работы в школе требует системного подхода, идеологической основой которого должна стать единая методическая тема.

Методическая тема формулируется в соответствии с программой развития образовательного учреждения.

В данной статье описан опыт работы школы № 36 г. Ярославля над единой методической темой 2003-2006 гг. Принципиально важным является то, что руководство этой работой осуществлялось начинающим заместителем директора по научно-методической работе.

Описанный опыт может быть интересен как начинающим, так и опытным руководителям и их заместителям, которые так же, как и мы всерьез задумываются над перспективами развития методической службы своей школы.

Как известно, методическая тема должна быть сформулирована предельно лаконично.

Тема должна соответствовать основным направлениям модернизации образования, тенденциям развития современной науки, а главное, - отражать интересы, потребности педагогов и учащихся школы. Найти такую тему начинающему помощнику руководителя чрезвычайно сложно, тем более, если у школы не было программы развития. Поэтому методическая тема, заявленная достаточно широко, позволила выявить потребности школьного коллектива и наметить тенденции развития учреждения.

Методическая тема школы: “Формирование творческого потенциала личности ученика и учителя в контексте развивающего обучения”.

В качестве основных аспектов методической работы по заявленной методической теме были названы следующие:

2003-2004 гг. - личность ученика, его интересы, потребности и пути формирования коммуникативных и творческих способностей учащихся.

2004-2005 гг. - проблема развивающего обучения;.

2005-2006 гг. - личность учителя, пути и формы личностного и профессионального самосовершенствования.

Вся научно-методическая работа осуществлялась в соответствии с выбранным аспектом работы по направлениям: работа с педагогами и работа с учащимися.

Коммуникативные аспекты учебного процесса

Формирование творческого потенциала ученика и учителя на уроке: панорама методических идей

Деловая игра “Модель ученика и учителя”. Создание образовательной программы школы.

КПК на базе школы

“Педагагическое мастерство” (72 часа)

Обмен опытом педагогов школы на заседаниях методических объединений в форме выступлений, открытых уроков, внеклассных мероприятий.

Интеллектуальные игры, конкурсы, викторины в начальной школе и среднем звене.

“Современные технологии в образовательном процессе: проектная деятельность”

“Интегрированный урок в системе современного развивающего обучения”

“Панорама методических идей современного развивающего обучения”

“Содержание и организация предпрофильной подготовки в школе”.

Обмен опытом педагогов школы на заседаниях методических объединений в форме выступлений, открытых уроков, внеклассных мероприятий.

Интеллектуальные игры, конкурсы, викторины в начальной школе.

“Конкурс знатоков” в среднем звене.

“Эрудицион” для старшеклассников.

“Какой учитель нужен сегодня школе?”

“Современные образовательные технологии учебного процесса”

“Новый учебный план школы и методическое обеспечение преподавания школьных предметов в условиях перехода на БУП-2004 гг.”

“Программа развития школы” (на период до 2010 г.)

“Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе”

“Психологическая атмосфера урока: с чего начать и как поддержать?”

Обмен опытом педагогов школы на заседаниях методических объединений в форме выступлений, открытых уроков, внеклассных мероприятий.

Интеллектуальные игры, конкурсы, викторины в начальной школе и среднем звене.

“Такие разные уроки” - цикл уроков в игровой форме для учащихся начальной школы.

Итоги работы над единой методической темой:

1. Создана Программа развития школы на период до 2010 г.

2. Школа стала областной базовой площадкой “Мониторинг мыслительной деятельности учащихся начальной школы”.

3. Ведется систематическая работа над программно-методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса с использованием новых образовательных технологий.

4. Педагоги школы постоянно повышают уровень своей профессиональной компетенции:

за три года в школе аттестовалось 34 педагога из 60:

На высшую категорию – 11 человек,

На первую – 14 человек,

На вторую – 9 человек.

19 педагогов за три года повысили свою квалификационную категорию.

Курсы повышения квалификации на базе школы и других учреждений системы образования прошли – 90 % педагогов школы.

5. Педагоги школы выступали с докладами на российских, межрегиональных научных конференциях, имеют публикации в различных профессиональных журналах и сборниках.

6. Учащиеся школы успешно выступают на научных конференциях “Отечество”, “Открытие”, предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.

В условиях модернизации образования школы, совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс непрерывного профессионального образования, и как результат повышение профессионального мастерства, способствующего повышению качества знаний учащихся.

Однако эта деятельность не должна быть бессистемной и хаотичной. Осознанной, целенаправленной и системной эта деятельность будет лишь в том случае, если учитель обоснованно выберет конкретную методическую тему и составит план индивидуальной образовательной траектории.

Целью работы над методическими темами является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.

Задачами работы над методическими темами являются:

1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;

2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;

3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий,

4) развитие в школе инновационных процессов.

Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого педагога в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последующего этапа осмыслены, обоснованы и логически взаимосвязаны.

Индивидуальная образовательная траектории педагога может состоять из трех основных компонентов:

  1. обучение на курсах повышения квалификации,
  2. работа в районном и школьном методических объединениях по вопросам выбранной темы,
  3. самообразование.

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.

Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

Работа педагогов над методической темой – это специальный комплекс мероприятий, базирующихся на достижениях науки, передового педагогического опыта, направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства.

Работа педагогов над научно- методической темой - это специальный комплекс мероприятий, направленный на более глубокое преобразование, изменения в рамках приемов, методов, средств, технологий обучения основанных на инновационных подходах, базирующихся на достижениях науки, передового педагогического опыта.

Работа над методической темой образовательного учреждения – это целостная, основанная на достижениях науки и педагогического опыта, на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса (УВП), система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя (включая меры по управлению профессиональным самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием педагогов), на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, а в конечном счете, на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижений оптимального уровня образования, воспитания.

Организация процесса работы над методической темой.

Участниками административного процесса планирования, организации и осуществления контроля работы педагогов образовательного учреждения над методической темой являются: директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Руководители школьных методических объединений (ШМО) обеспечивают организацию работы над методической темой, своевременный выбор темы работы педагогами, планирование индивидуальной образовательной траектории, организовывают методические консультации, промежуточные отчеты (не мене 1 раза в год) и обобщение опыта педагога по завершению работы над методической темой. На основании гласного обсуждения работы учителя могут решаться вопросы повышения категории, надбавок, премий и других способов поощрения творческих учителей.

Однако любой процесс становится управляемым и контролируемым только в случае планомерной и систематической работы, поэтому в плане методической работы школы и ШМО должны отражаться:

  1. Организационные мероприятия, обеспечивающие своевременный выбор методической темы педагогами и составления плана индивидуальной образовательной траектории);
  2. Представление промежуточных результатов работы над методической темой (на заседаниях ШМО, педагогических чтениях, в ходе школьных методических недель и др.).
  3. Ежегодные отчеты педагогов о работе над методической темой.
  4. Обобщение опыта и представление итогов работы над методической темой.

Следует уделить особое внимание работе над научно- методическими темами учителей, участвующих в проектно- программных мероприятиях.

Учитель, занимающийся научно-методической и научно-исследовательской работой должен соответствовать следующим требованиям:

  1. четко представляет цели научно- методической или научно-исследовательской работы и задачи каждого этапа ее осуществления;
  1. знает, какими средствами их нужно решать;
  2. владеет теоретическими основами научно-исследовательской работы, достижениями науки и практики в данной области;
  3. знает, где и как их можно использовать;
  4. четко представляет программу научно – методической или научно-исследовательской работы, пути достижения ее цели;
  5. может оценить, какое влияние окажет на развитие учащегося его работа;
  6. знает, как можно оценить результаты своей работы;
  7. видит, что и как можно улучшить в своей работе.

Однако, учитель не всегда имеет представление о конечном результате, а тем более о том какие должны быть промежуточные этапы, над чем конкретно работать на каждом этапе. Поэтому целесообразно, что планирование индивидуальной работы и творческой группы учителей школы над методической темой должно осуществляться под руководством администрации.

Карта научно-методической (научно- практической, опытно - экспериментальной) темы самообразования

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методическая тема — эффективная форма организации
работы педагогов

В условиях модернизации образования школы, совершенствования качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс непрерывного профессионального образования, и как результат повышение профессионального мастерства, способствующего повышению качества знаний учащихся.

Однако эта деятельность не должна быть бессистемной и хаотичной. Осознанной, целенаправленной и системной эта деятельность будет лишь в том случае, если учитель обоснованно выберет конкретную методическую тему и составит план индивидуальной образовательной траектории.

Вся работа педагога - это постоянный поиск, предполагающий постоянное самосовершенствование, а значит и постоянное обновление своего педагогического и методического арсенала.

Методическая тема – это поиск решения научно- методической проблемы, который позволяет повысить уровень подготовки и мастерства педагогов , повысить качество обучения и воспитания.

Педагог, определяет для себя тему самообразования и планирует работу по теме. Структура, содержание и время работы зависят от уровня и характера исследования, поставленных целей и задач.

Целью работы над методическими темами является:

-систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня;

Задачами работы над методическими темами являются:

1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;

2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;

3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;

4) развитие в школе инновационных процессов.

Тема, над которой работает педагог

Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Выбор методической темы и составление плана работы должны осуществляется педагогом в начале учебного года при условии, что работа над предыдущей темой завершена.

Срок работы над темой определяется в зависимости от сложности и объема работ и может составлять от 2-х до 3-х лет.

Темы фиксируются в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество. Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ. Тема должна быть актуальна, её изучение – необходимо самому педагогу.

Источники самообразования

Целесообразно уделить внимание источникам самообразования. В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

Видео, аудио информация на различных носителях

Дистанционные формы обучения, чаты, форумы

Семинары и конференции

Мероприятия по обмену опытом

Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации

Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.

Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Личный план самообразования педагога

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. Написание индивидуального плана - это творческая работа. Самостоятельно написать качественный план в состоянии педагог, хорошо осознающий собственные проблемы и стремящийся к профессиональному росту. Процедура разработки плана работы над индивидуальной методической темой не должна носить формальный характер. В плане указываются:

• сроки выполнения каждого этапа

• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

• способ демонстрации результата проделанной работы

• форма отчета по проделанной работе

В плане предусматривается подбор литературы, определяется время на изучение полученного банка данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом других, посещение занятий и др.

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов. Результатом работы могут быть доклады и выступления перед коллегами в рамках творческого отчета, отчета по теме самообразования, а также доклады и выступления на совещаниях, конференциях, заседаниях МО, творческих групп и т.д. Работа по теме самообразования должна оформляться документально.

Формы организации работы над методической темой

Основными формами работы над методической темой педагога являются:

- обучение на курсах повышения квалификации;

 чтение конкретных педагогических периодических изданий,

 чтение методической, педагогической и предметной литературы,

 изучение информационно-коммуникационных технологий,

 обзор в Интернете информации по проблеме, педагогике, психологии,

 педагогических технологий, общение и консультации в форумах, чатах в Интернете,

 решение задач, упражнений, тестов , касающихся проблемы исследования,

 посещение семинаров, тренингов, конференций, открытых занятий коллег,

 участие в дискуссиях, совещаниях, семинарах по обмену опытом с коллегами,

 использование дистанционных форм обучения,

 посещение предметных выставок и тематические экскурсии по проблеме.

Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования педагога на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

Результатом работы над методической темой являются конкретные продукты:

повышение качества преподавания (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество),

разработанные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования,

разработка новых форм, методов и приемов обучения,

доклады, выступления, рефераты, статьи,

разработка дидактических материалов, тестов, интерактивных и мультимедийных наглядных пособий,

выработка методических рекомендаций по применению информационно- коммуникационных технологий,

разработка и проведение открытых занятий по собственным, инновационным технологиям,

создание комплектов педагогических разработок,

разработка комплекта раздаточного материала (карточки, задания и вопросы по предмету)

создание главы или страницы электронного учебника.

разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или внеклассных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)

Конечно, самым эффективным способом показать результаты педагогического творчества является размещение материалов в Интернет .

Этапы самообразования

Интерес (Чего хочу?)

- определение профессиональных потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)

- формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?)

План (Как достигну?)

- отбор действий (Что надо сделать?)

- установка их последовательности (В какой последовательности?)

- определение сроков (Когда?)

- обучение и воспитание (Что делаю?)

- оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)

- сбор информации для анализа (Как получается?)

Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?)

- подбор методик анализа

Будущее (Что дальше делать?)

- задачи на будущее

Рекомендации:

1. Работа над темой не должна превышать более 4-5 лет

2. Руководителям МО координировать работу по самообразованию, ежегодно анализировать результаты деятельности педагогов.

3. Педагогам пересмотреть свои темы самообразования.

4. Продолжить работу по обобщению опыта педагогов.

Примерный план работы педагога над темой самообразования

Содержание работы

Форма представления результатов

Первый год работы над темой

1. Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

Собеседование с заместителем директора по МР (методистом)

Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Выступление перед коллегами одной направленности

Второй год работы над темой

Внедрение передового практического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы.

Формирование методического комплекса.

Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

Открытые занятия, выступления на заседании педагогического совета

Третий год работы над темой

Оформление результатов работы по теме.

Выступления на заседании методического совета, на заседании педагогического совета, на заседании районного МО

3-й этап – завершающий. Обобщение и оценка результатов.

  1. творческий отчет;
  2. открытые уроки и мероприятия;
  3. оформление материалов по наработанным педагогами теме;
  4. самообобщение опыта и его оформление;
  5. индивидуальная работа (стажировоки, школы ППО, тематические консультации и др.);
  6. выпуск методических бюллетеней, методических сборников, методических рекомендаций и т.д.).
  7. анализ над научно-методической темой, (участие в педсоветах, научно-практических конференциях, методсоветах, заседаниях МО учителей-предметников, классных руководителей);
  8. участие в тематических выставках;

4-й этап – анализ и прогнозирование.

  1. Самооценка уровня профессионального мастерства;
  2. Сбор и накопление материалов из опыта работы (картотека педагогической и методической литературы, образцы планов самообразования и конспектов уроков, разработки открытых мероприятий). Собранный материал является содержанием методического кабинета.
  3. Определение перспектив дальнейшего развития и совершенствования ОП..

Основные принципы эффективного урока:

  1. учебный предмет должен стать, прежде всего, средством развития личности ученика,
  2. организация учителем активной, разнообразной и посильной деятельности каждого ученика, для чего не менее 50% уроков должны быть уроки комплексного применения знаний, обобщения и систематизации и контроля и коррекции,
  3. создание ситуации положительного нравственного выбора, умения вести диалог, слышать и слушать достойно, высказываться и понимать других,
  4. создание условий для недопущения пробелов в знаниях, для чего использовать дифференцированные домашние задания, различные формы дистантного обучения с использованием интернет ресурсов,
  1. дает знания, формирует учебные умения и навыки как основу для дальнейшего образования;
  2. отрабатывает основные мыслительные операции: логические, исследовательские, творческие, практические, жизненно-полезные;
  3. вовлекает учеников в работу по осмыслению мировоззрения, морали, философии, религии, самопознания;
  4. оказывает учащимся все виды поддержки: педагогической, социальной, правовой, психологической, здоровьесберегающей, культурологической, коррекционно-реабилитационной

Качественное образование – такое образование, при котором выпускник обладает определенными компетенциями:

  1. умение учиться: у него сформированы ценностные мотивы учения, развита способность использовать различные источники информации и эффективные приемы познавательной деятельности;
  2. умение решать стандартные жизненные ситуации: понимание сущности и значимости проблем, усвоение правил и норм их решения, ориентация в источниках информации, помогающих в их решении;
  3. умение ориентироваться в мире ценностей: у него сформированы знания о базовых ценностях, развита способность к определению критериев оценки явлений действительности;
  4. готовность к профессиональному выбору: ориентация в ситуации на рынке труда, в собственных интересах и возможностях. (4, с 11, 12)

Принципы личностно-ориентированной педагогики:

Типовые функции и задачи методической работы в школе

v Осмысление социального заказа, важнейших требований общества к школе, уяснение ориентиров образовательной политики, конкретных программно-методических требований, приказов и инструкций вышестоящих органов образования, их своевременное и правильное доведение до каждого работника(результатом осуществления этой функции должно стать точное и творческое понимание всеми учителями своих обязанностей в современных условиях);

v Внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки (результатом решения этой задачи является повышение научного и методического уровня учебно-воспитательной работы, рост ее наукоемкости, обогащение педагогической культуры учителя;

v Внедрение достижений передового педагогического опыта, опыта педагогов-новаторов (результатом этого является интеграция лучшего опыта в систему работы учителей данной школы, стимулирование их собственных творческих поисков);

v Распространение за рамки школы лучшего опыта, созданного в данном педагогическом коллективе (эта функция, которая часто недооценивается в школьной практике, на самом деле очень важна, тем более что выход ценного опыта учителей за рамки одной школы является очень сильным стимулом их дальнейшего творческого роста; результатом решения этой задачи методической работы является обогащение общей копилки прогрессивного опыта, а в ряде случаев – и расширение существующих научных взглядов и представлений);

v Залогом успешной реализации данной функции, ухода от формализма в ее осуществлении явится сознательное подчинение этих задач решению главных задач методической работы – помощи учителю, росту его мастерства, профессиональной компетентности.

Функции методической работы по отношению к педагогическому коллективу школы.

v Консолидация, сплочение педагогического коллектива, превращение его в коллектив единомышленников;

vРазвитие организационной культуры школы, выработка единого педагогического кредо, общих позиций, ценностей, традиций, ритуалов и т.п.

vАнализ образовательного процесса в школе и его результатов – изменений в уровне знаний, умений и навыков, воспитанности и развитости школьников;

vПредупреждение и преодоление недостатков и затруднений в педагогической деятельности учителей и воспитателей;

vВыявление, обобщение и распространение педагогического опыта, рожденного внутри коллектива, обмен ценными педагогическими находками;

vПредупреждение и преодоление формализма и перегрузки в педагогической деятельности;

vСтимулирование массового педагогического творчества и инициативы учителей;

vПриобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе по актуальным проблемам школы, к участию в целенаправленной организации нового опыта по таким проблемам.

Решение задач данной группы имеет выход на главное в методической работе школы – оказание помощи каждому учителю, рост профессионального мастерства кадров.

Функции методической работы по отношению к конкретному учитлю, классному руководителю, воспитателю.

vСовершенствование, обогащение знаний педагогов (имеются в ввиду знания, различные по содержанию – предметные, частнометодические, дидактические, воспитательные, психологические, этические, общекультурные и др.);

vРазвитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций, убеждений учителей, адекватных задачам развития школы;

vРазвитие мотивов профессиональной творческой деятельности учителя (речь идет о развитии важнейших мотивов педагогического творчества, любви к детям, увлеченности предметом, потребности в самореализации и т.д.);

vРазвитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности (ведь методическая работа предусматривает не только обучение, но и воспитание педагога, развитие его убежденности, человечности, принципиальности, душевной щедрости);

vРазвитие современного, диалектического стиля педагогического мышления учителя, таких его черт, как системность, комплексность, конкретность, чувство меры, гибкость, мобильность и т.д.;

vРазвитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства (речь идет о таких сторонах педагогической техники, как техника вербальной и невербальной коммуникации, общения со школьниками, навыки применения различных средств обучения и воспитания, включая такие сложные и современные устройства, как ЭВМ, видеомагнитофоны и т.д.);

vРазвитие культуры эмоций и волевых проявлений учителя, саморегуляции деятельности;

vРазвитие готовности к профессиональному совершенствованию, работе с собой.

Типовые функции методической работы конкретизируются и модифицируются с учетом конкретных обстоятельств образовательного учреждения.

Рекомендации по изучению и обобщения педагогического опыта

В современной системе повышения квалификации в рамках общеобразовательного учреждения важная роль принадлежит формированию, изучению и обобщению педагогического опыта. Передовой педагогический опыт - это эффективный путь достижения высоких результатов в учебно-воспитательной работе. Технология изучения и обобщения ППО включает в себя следующие этапы: изучение администрацией содержания, методики, условий, процессов, качества и результатов работы учителя; со стороны учителя - самоанализ, самообследование своей педагогической деятельности. В основу изучения и обобщения ППО может быть положен следующий алгоритм:

1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета изучения, теоретической базы опыта.

2. Аргументация актуальности и перспективности опыта, его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

3. Выбор методов изучения опыта, определение критериев его оценки.

4. Подготовка субъекта и объекта к изучению опыта.

5. Непосредственное изучение опыта: а) деятельность учителя: общая цель образовательного процесса, конкретные педагогические задачи; подходы к содержанию обучения; управление процессом усвоения учащимися знаний, умений, навыков; организация учебных ситуаций; алгоритм действий в решении педагогических задач; владение различными типами педагогической мыследеятелъности (методической, диагностической, проектировочной, коррекционной); развитие соответствующих личностных качеств учащихся; учет внешних и внутренних условий, в которых происходит обучение; средства, разработанные автором опыта; материальная оснащенность занятий; ведущие факторы, обеспечивающие высокие результаты; пути разрешения конфликтов; б) деятельность учащихся: мотивация учебной деятельности; самостоятельность мнения; умения и навыки самостоятельного усвоения и применения знаний; коммуникабельность; наличие моральных качеств в учебно-познавательной деятельности.

6. Первый этап обработки материалов.

7. Анализ и обобщение, выявление главного, особенного, общего и единичного в опыте.

9. Оформление материалов.

Анализ и обобщение должны проводиться руководителем совместно с учителем. Для этого руководителю необходимо разработать памятку для совместной работы с учителем.

Работа педагогического коллектива над единой методической темой является одним из связующих звеньев творческих интересов учителей и позволяет наиболее активно влиять на развитие различных форм самообразования.


  • повышение уровня научно-теоретической подготовки и мастерства учителя;

  • Повышение эффективности обучения;

  • Повышение качества образования.

  • она носит циклический характер;

  • в ее разработке участвуют все члены администрации школы, методический актив;

  • она должна охватывать как учебную, так и внеурочную работу.

  • интересами и возможностями педагогического коллектива;

  • особенностями состава учащихся;

  • степенью разработки данной проблемы в теории и методике.

  • умение учиться: у него сформированы ценностные мотивы учения, развита способность использовать различные источники информации и эффективные приемы познавательной деятельности;

  • умение решать стандартные жизненные ситуации: понимание сущности и значимости проблем, усвоение правил и норм их решения, ориентация в источниках информации, помогающих в их решении;

  • умение ориентироваться в мире ценностей: у него сформированы знания о базовых ценностях, развита способность к определению критериев оценки явлений действительности;

  • готовность к профессиональному выбору: ориентация в ситуации на рынке труда, в собственных интересах и возможностях.

Совершенно очевидно, необходима система мер по управлению качеством обучения, среди которых совершенствование практики обучения.

По результатам исследования из 21 ученика 2 класса – высокий уровень логичности показали 9 учеников, средний – 8 и лишь 4 – низкий. Высокий уровень гибкости мышления продемонстрировали 13 учеников, средний – 6, лишь 2 – низкий. У 19 учеников из 21 показатель скорости мышления характеризуется как высокий и хороший.

По результатам исследования в 8 классе, выяснилось, что из 23 учащихся у 4 учеников преобладает предметно-действенный тип мышления, у 2 - словесно-логический, у 2 - наглядно-образный, у 5 учащихся – креативно-творческий. Абстрактно-символическим типом мышления обладает один учащихся. Следует отметить, что у довольно большой группы учащихся (10 человек) развито несколько типов мышления.

Из 14 учащихся 11-го класса у 4 учеников преобладает предметно-действенный тип мышления, у 2 - словесно-логический, у 4 - наглядно-образный, у 1 учащегося – креативно-творческий. Абстрактно-символическим типом мышления не обладает ни один учащийся. У 3 учеников развито несколько типов мышления.

Обобщая вышесказанное, следует отметить высокий потенциал учащихся при поступлении в школу и отставание в сформированности навыков мышления по мере обучения.

По итогам тестирования было отмечено, что учащиеся 6, 10 классов испытывают трудности при выполнении заданий, требующих умений и навыков в использовании знаний на практике, самостоятельно конструируемого ответа, направленных на использование научных методов наблюдения, сравнения, формулирования гипотез и выводов, объяснения эксперимента и проведения исследования.

Задачи, стоящие перед учительством сегодня, предполагают развитие способностей человека, стремление его к самообразованию, установление связей сотрудничества учителя и ученика с целью создания благоприятного эмоционального фона для решения воспитательных, образовательных задач.

Обсуждая проблему снижения качества обучения в педагогическом коллективе, было высказано предположение о том, что ресурсом в развитии качества обучения должно стать совершенствование практики обучения на основе комплексного использования новых подходов, направленной на личностное развитие школьника.

Оценивая готовность коллектива к работе над методической проблемой, следует отметить, что на конец года 9 учителей прошли обучение по Программам уровневых курсов:


№.

Ф.И.О.

Уровень

1.

Костомарова Елена Витальевна

1 (продвинутый)

2.

Быкова Юлия Александровна

1 (продвинутый)

3.

Бойченко Ирина Андреевна

2 (основной)

4.

Федорова М. В.

2 (основной)

5.

Подольская С. А.

3 (базовый)

6.

Вашута О. В.

3 (базовый)

7.

Магзумова Женискуль Каиржановна

3 (базовый)

8.

Бондаренко Валентина Владимировна

3 (базовый)

Прошедшие уровневые Курсы повышения квалификации учителя стали не только активными трансляторами идей 7 Модулей программы, но и составили ядро школьного педагогического сообщества, управляя инновационными процессами. Их активное участие в школьном педагогическом сообществе способно повлиять на профессиональное развитие коллег.

С современными подходами в обучении педагоги школы ознакомлены на коучингах, панорамах открытых уроках, семинарах. В целом, педагоги школы восприимчивы ко всему новому, владеют технологией саморазвития, заинтересованы в повышении образовательных результатов.

Цель работы над методической темой - развитие личностного ресурса обучающихся за счёт внедрения в практику обучения новых подходов, основанных на взаимодействии, поддержании инициативы обучающихся, на критическом осмыслении учебной информации и умении её использовать в практических целях.

Читайте также: