Как работали детские сады в годы блокадного ленинграда

Обновлено: 05.07.2024

19 сентября 1941 года дети ленинградского детского сада № 8 легли отдохнуть. Заведующая детским садом Л.М. Сержантова проверила всех ребят и уже собиралась выйти из спальной, как вдруг загудела тревога.
Все сотрудники начали быстро одевать детей и выводить их в газоубежище. В этот миг рядом с детским садом фашистский самолет сбросил бомбу. Среди тучи пыли, под треск ломающихся стекол воспитатели Коган, Каганович, Аникеевич вместе с заведующей Сержантовой вывели последнюю группу детей в убежище. Упала вторая бомба…

В июне 1941 года Елизавете Щукиной 37 лет. Она вспоминала, что лето обещало быть прекрасным, наполненным прогулками и экскурсиями, пикниками и играми.
Ничего не сбылось. Все планы рухнули 22 июня.

Холод, голод, одиночество, сиротство - с этими врагами воспитателям приходилось бороться каждый день и каждый час. И если взрослые еще могли понять, что с ними происходит, детям нужны были объяснения. Для них война оставалась загадкой.
Прячась в убежище, ребенок мог вдруг остановиться посреди улицы и с любопытством смотреть на воздушный бой, желая узнать, а что дальше будет, когда наши ястребки немецкий самолет собьют?

Всю блокаду она собирала детские рисунки. Однажды в одном из детских садов портфель раскрылся, рисунки рассыпались и дети, которых уже ничего не интересовало кроме еды, стали их собирать, задавать вопросы и показывать свои творения. И тогда Елизавета Леонидовна начала носить рисунки с собой. Так, в январе 1942 года была открыта передвижная выставка, а после войны рисунки были изданы отдельной книгой.

Сюжеты рисунков делились на три вида: жизнь на даче (домики, окруженные цветами, грибами, птицами); праздники - новогодние елки, 1 мая, игры, веселье и военная тема. Дети войны рисовали войну, на которой наши танки, самолеты, корабли приближали победу. Они мечтали о ней постоянно.


Один из самых запоминающихся рисунков - семилетнего Лорика Федосеева. Это бомбежка: один снаряд уже попал в дом, второй подлетает к нему, на земле - раненые и убитые, но все-таки враг наказан и фашистский самолет горит.

В конце ноября 1941 года в детских садах установился режим, по которому приходилось жить с учетом бомбежек. До 11 утра жизнь шла нормально, дети завтракали, занимались, играли. В 11 гудела сирена, и все бежали вниз, в бомбоубежище. Безумие войны воспитатели старались встроить в режим дня, чтобы хоть как-то упорядочить и без того расколотый мир маленького человека.

Кукольный театр, праздники, игры, сшитые вручную игрушки, конкурсы рисунков - все это для того, чтобы хоть немного напомнить о мирной жизни. А сколько радости приносили визиты бойцов, которые приходили из госпиталей. Эта связь, отмечает Елизавета Леонидовна, многое давала и самим бойцам, тоже отцам, которые понимали, что об их малышах так же заботятся и любят.

18 января 1943 года Совинформбюро сообщило о прорыве блокады.
В этот день, вспоминает Елизавета Щукина, во всех детских садах был неописуемый праздник. Воспитатели, которые работали в ночную смену, не могли уснуть и украшали детские сады красными флагами и зеленью, чтобы утром дети навсегда запомнили этот день.

Музей пережил три переезда, и благодаря директорам не только сохранился, но и постоянно развивается. У истоков создания музея стояла Алевтина Владимировна Сергеева, благодаря ей появились комната, музейные стенды, витрины и шкафы. Галина Яковлевна Марковская два раза возрождала музей, ведь колледж дважды переезжал Эстафету помощи приняла нынешний директор колледжа Людмила Петровна Иванова, которая тоже много делает для музея, его благоустройства.

Здесь помнят и стараются передать память о подвиге педагогов следующим поколениям.

Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года ) — 872 дня (включительно с днём начала и конца).

К началу блокады в городе имелось недостаточное для длительной осады количество продуктов и топлива.

Город во время блокады подвергался постоянным артиллерийским обстрелам и бомбежкам с воздуха.

Война ворвалась в жизнь детей и воспитателей Ленинграда внезапно. Шло лето 1941 года. Как обычно, многие городские детские сады перебрались за город. Дошкольникам предстояло набраться сил и окрепнуть. Там детей и застала война.

По воспоминаниям Е. Л. Щукиной

К 26–27 июня 1941 года все детские сады с летних дач прибыли в Ленинград.

А с 29 июня стали отправляться первые эшелоны эвакуируемых детских

учреждений в Малую Вишеру (Новгородская область).

Масштаб эвакуации поражает! Всего, по данным Е. Л. Щукиной,

… в июне–июле 1941 года из одного только Куйбышевского района были вывезены из города около 4015 человек. В Малой Вишере детские сады пробыли до 19 июля. К сожалению, направление эвакуации было выбрано неверно: получилось, что дети были направлены в сторону наступающего врага. Немцы подходили к Новгороду, и дошкольникам снова грозила опасность. Детей было решено увозить обратно в Ленинград.

25 июля все дети Куйбышевского района в целости и сохранности были доставлены в город и розданы родителям.

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось не эвакуированными 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характерной чертой ленинградцев.

С началом войны в Ленинграде стали создаваться детские сады для тех детишек, которые ранее не посещали сад. Только в одном Смольнинском районе за первый год войны открылось 25 садов.

Большинство садов работали по 12 часов в день (20 из указанных в документе 25 садов в июне 1942 года), а 5 садов были интернатами (то есть дети в них жили круглосуточно). В детские сады-интернаты попадали не только дети, лишившиеся родителей в результате их гибели, но и те, у кого родственники временно отсутствовали – отцы были на фронте, матери работали на оборонных заводах или в коммунальном хозяйстве.

Число детских садов и школ, работающих в осажденном городе, постоянно менялось. С ноября 1941 г. резко стало расти число детских домов, куда приводили детей-сирот. Почти все детские сады блокадного Ленинграда стали круглосуточными.

Многие детские сады занимали не приспособленные для этого помещения. Например, бывшие квартиры на первых этажах. Сотрудники детских садов

Как правило, группы детских садов были очень большими. Так, воспитатель Мыльникова Е.Г., работавшая в детском саду № 29 Дзержинского района, указывает, что

Дети в группах часто были разновозрастные. Те же Кулакова и Миронова сообщают, что из 28 человек младшей группы – 8 человек были до трех лет, 15 ребят – до четырех лет, 5 детей – до пяти лет.

Сентябрь, октябрь, ноябрь 1941 года – относительно благополучные в плане снабжения месяцы. Продуктовые карточки, положенные на детей, отдавались родителями в детские сады и согласно отчету Смольнинского отдела народного образования.

С 8 сентября 1941 года начались обстрелы Ленинграда.

Если воздушная тревога заставала детей за едой, то они заканчивали трапезу в бомбоубежище. Еду приносили туда на тех же фарфоровых тарелках и тех же фарфоровых чашках.

Из отчета Смольнинского отдела народного образования.

Педагоги детского сада не только присматривали за детьми. Перед едой дети мыли руки так же, как и в мирное время. Детей регулярно мыли, купали, стирали бельё. А ведь воду носили на себе из Невы воспитатели, няни, уборщицы. Кроме этого проводили обучающиеся занятия как в мирное время.

В плане работы воспитателей Смольнинского района на день читаем:

И это происходило 25 декабря 1941 года! При необходимости воспитатели гладили и стирали одежду ребятишек, умывали их.

Во время блокады дети голодали вместе со взрослыми.

Перенести ужасы блокады Ленинграда, бомбежки и голод детям в то страшное время помогли обычные игрушки, которые провели всю войну вместе со своими маленькими хозяевами.

Зимой сорок третьего года в одном из детских садов осажденного Ленинграда малыши упросили воспитательницу Валентину Михайловну Козловскую сшить им Кота. Детям было уже по тpи-четыpе года, но некотоpые из pебятишек никогда не видели живую кошку. Им было всего тpи-четыpе года, но когда выла сиpена, малыши в пеpвую очеpедь заботились о Коте. В бомбоубежище его довеpяли нести самым хpабpым или. самым слабым.

Счастье под обстрелами и бомбежками призрачно, а радость мимолетна, и поэтому полуживой от голода цирковой артист Наркевич поднимался, тормошил свой зверинец и шел к детям.

Обход всех известных ему и уцелевших очагов, детских садов и школ Иван Иванович начал с апреля 42-го. За 800 дней ни разу не обманул, не задержался к обещанному часу.

Как ожидали его маленькие ленинградцы! Как расцветали бледные личики при виде настоящих собачек! В эти часы дети забывали о хлебе, о бабушке, которую "увезли на саночках", а "когда бомбежка — страшно"

Несмотря на все трудности, постоянные бомбежки и артобстрелы в первую жуткую морозную зиму 1941—1942 годов были организованы елки для детей

Не было у елок прежнего веселья, но радость была.

Воспитателям удалось пробудить детей от полного безразличия. Многие взрослые, трудившиеся в детских садах, порой были вынуждены отбрасывать собственное горе.

Из воспоминаний Е.Л. Щукиной

31 декабря 1941 года водитель Максим Твердохлеб под обстрелом доставил детям Ленинграда машину мандаринов. В ней насчитали 49 пробоин. Машину на Дороге жизни атаковали два истребителя. У Твердохлеба пулей разбило руль. Как доехал.

Очень интересно узнать, чем занимались дети в детском саду. Какие занятия для них проводили взрослые? Ответ на этот вопрос дали планы работы детского сада № 38 Смольнинского района. Воспитатели тщательно записывали свои ежедневные планы (на утро и на вечер) и фиксировали их выполнение. За два месяца не были записаны события только двух дней – 30 ноября 1941 г. (воскресенье) и 1 января 1942 г. (четверг).

Любопытно, что 75% всего запланированного воспитателя выполняли ПОЛНОСТЬЮ. Выполнить задуманное мешали обстрелы, плохая погода, медосмотры детей.

Удивительно, но в помещениях детских садов в блокадном городе продолжали расти цветы и жить какие-то домашние питомцы

Сочинительство. Казалось бы, голод, холод и бомбежки должны были убить в детях всю тягу к творчеству. Но нет. Многие воспитатели в своих отчетах упоминают о то, что дети придумывали загадки, сказки, стихи.

В воспоминаниях Е. Л. Щукиной читаем о творчестве детей: «Вот Галя Зеленцова из 6 д/сада Куйбышевского района 3 ноября 1941 года в убежище “творит” свой рифмованный рассказ о том, что

Вышли дети на лужайку.

Ой, гляди, несется зайка!

А за ним бежит лиса.

А в планах работы воспитателей детского сада № 38 Смольнинского района за 13 декабря 1941 г. (суббота) есть такая запись:

Чаще всего дети блокадных садиков либо читали книги, либо рисовали. Об этих двух занятиях хочу рассказать больше.

Проанализировав планы воспитателей, можно определить, какие книги прочитали дети за 2 месяца войны. Это почти 40 различных произведений.

Рисовали дети также часто. Кто-то красками, кто-то карандашами. Но практически каждый день. Темы – разные, часто – свободные. Как правило, свободные темы все переходили в военные события. Рисунки все были подписаны, с обратной стороны каждого рисунка было описание того, что ребёнок хотел рассказать этим рисунком.

Удивительно, но в условиях блокады воспитатели проводили не только занятия со всей группой, но и индивидуальные. С кем-то из детей занимались развитием речи. Других (часто школьников) учили писать и читать. С третьими разучивали стихотворения, развивая их память.

В эти суровые годы воспитатели старались развивать даже у самых маленьких ленинградцев чувство патриотизма, взаимопомощи, умение и стремление быть полезным. Ребят растили на примере взрослых. Ежедневно рассказывали о героях-фронтовиках, устраивали встречи с красноармейцами. Посещали с детьми госпиталь на Исаакиевской площади, где воспитанники пели, танцевали, читали стихи.

Во всех отчетах воспитатели не только рассказывают о том, что они делали, но и обозначали свои задачи на будущее.

Вот каким отрывком заканчивается отчет музыкального работника детских садов № 4, 12, 14 Петроградского района:

Воспитатель Мыльникова Елизавета Геннадьевна в своем отчете на первой странице сообщает о себе следующую информацию:

Обратите внимание – воспитателем стала молодая девушка, которая еще только заканчивает учиться! Вместе с тем, на ее попечении было почти три десятка детей в возрасте от 3 до 4,5 года.

Воспитателям приходилось работать порой круглыми сутками. Та же Мыльникова Е. Г. пишет, что она трудилась по 9 часов в сутки, пока у нее не появилась сменщица.

По словам одной из воспитательниц – Модестовой (11-й детский сад Куйбышевского района):

Уже весной 1942 года объявили курсы воспитателей.

Несмотря на тяжелое время, курсы проводили очень серьезно и отбирали туда строго. Несколько недель читали большой ряд педагогических дисциплин, потом заставляли сдавать экзамены и допускали в сады только тех, кто сдал…

(из воспоминаний воспитателя Валентины Тарасовны Ивановой)

В годы блокады не угасала и научно-методическая работа.

Елизавета Щукина - инспектор по дошкольному воспитанию Куйбышевского района всю войну вела дневник, собирала детские рисунки, устраивала выставки.

Число обыкновенных тетрадочных листочков, ставших теперь бесценными, составило ко Дню Победы большое собрание - 1800 реликвий.

Преподаватели дошкольного отделения Ленинградского государственного педагогического института организовывали семинары — делились своим опытом и знаниями с коллегами дошкольных учреждений блокадного Ленинграда и городов, принявших к себе ленинградских детей.

В период 1941—1945 гг. было проведено 16 научно-практических конференций, посвященных различным вопросам теории и практики дошкольного воспитания.

В помощь педагогам выпускался журнал "Дошкольное воспитание".

27 января 1944 года город окончательно освободился от вражеской блокады. работники дошкольных учреждений отметили эту победу Большим педагогическим советом. Была проведена Вторая ленинградская научно-практическая конференция по дошкольному воспитанию.

На конференции выступали педагоги с докладами о патриотическом воспитании в условиях осаждённого Ленинграда, на примерах героической борьбы Армии и трудового народа. Педагоги говорили о воспитании у дошкольников любви к родному слову и отечественной литературе в дни войны .

Сказки в бомбоубежище

хроники жизни детских садов и школ
блокадного Ленинграда

За время блокады на Ленинград сбросили 150 тыс. снарядов. Несмотря на бомбежки и обстрелы, Ленинградский городской совет депутатов принял решение не приостанавливать работу школ. В октябре 1941-го учащиеся сели за парты, параллельно выполняя совсем недетские задания: тушили пожары, дежурили ночами на смотровых вышках, носили ведра с водой из прорубей на Неве, стояли в очередях за хлебом, писали письма на фронт и выступали в госпиталях.
















































Работники детских садов жили на казарменном положении: если начинался обстрел или бомбежка, они спускали детей в коридор цокольного этажа, укрывали матрасами, успокаивали малышей, а после окончания тревоги поднимали воспитанников наверх в групповую комнату. Несмотря на суровые будни, взрослые старались обеспечить малышам полноценное детство — даже в бомбоубежищах им читали сказки, включали патефон, пели песни и рассказывали стихи. На Новый год организовывали праздничные елки с подарками и спектаклем про Снегурочку и Деда Мороза.








Среда, 26 ноября 1941 года


Суббота, 29 ноября 1941 года


Четверг, 4 декабря 1941 года

Утро. План
1. Проверка чистоты полотенец, аккуратности мытья рук и наличия носовых платков.
2. Занятие по свободному выбору.
3. Музыкальное занятие.


Пятница, 12 декабря 1941 года


Пятница, 19 декабря 1941 года


Суббота, 20 декабря 1941 года

Воскресенье 21 декабря 1941 года


Понедельник, 22 декабря 1941 года


Суббота, 27 декабря 1941 года

Утро. Учет
Дети играли в кукольном уголке в Кр. армию, девочки просили сделать куклам кр. крест и красноарм. шлемы. Галя Ахр. Была нач. госпиталя.


Пятница, 2 января 1942 года

Утро. План
Беседа с детьми о том, как они встретили дома Новый год.

Утро. Учет
Все дети с удовольствием пришли в д/с, и многие — Коля О., Алик А., Вова Н., Вова Л., Слава, Галя и Люся Арх. — сказали, что дома было плохо, нечего кушать и скучно, они только спали и не играли. Только Боря Х. и Галя Ив. имели в Новый год лучший обед, и Боре Х. купили подарок — гармонику.


Понедельник, 12 января 1942 года

Утро. Учет
Детей пришло 25 чел. Вид у всех аккуратный, и платки у всех детей имеются, кроме Толи. Выбрали новых дежурных. Отметили, что все дежурные работали неважно и часто забывали убирать свои уголки. Поговорили о том, что сейчас новый год 42-й и второй месяц зимы, наз. январь. Дети отметили, что теперь с 22 декабря, когда был самый короткий день, уже стали прибавляться дни, а ночи убавляться. Календарь нужен для того, чтобы знать, какой идет месяц, день, число, год, а красными цифрами отмечены праздники. Календарь не повесили, не готов. Написали письмо бойцам Кр. армии. Декораций не приготовляли, не успели — была тревога и все спускались в бомбоубежище.


Вторник, 20 января 1942 года

Утро. Учет
Многие дети плохо знают, какой идет год, месяц, число и как называется день. Новенькие не знают ничего — все, кроме Игоря М. Срочно внести календарь и проводить регулярно работу с календарем. Попутно отмечая важные события в детской жизни.


Четверг, 29 января 1942 года


Суббота, 31 января 1942 года


Среда, 26 ноября 1941 года


Суббота, 29 ноября 1941 года


Суббота 29/XI 41 г.


Четверг, 4 декабря 1941 года

Утро. План
1. Проверка чистоты полотенец, аккуратности мытья рук и наличия носовых платков.
2. Занятие по свободному выбору.
3. Музыкальное занятие.


Пятница, 12 декабря 1941 года


Пятница, 19 декабря 1941 года


Суббота, 20 декабря 1941 года

21 декабря 1941 года


Понедельник, 22 декабря 1941 года


Суббота, 27 декабря 1941 года

Утро. Учет
Дети играли в кукольном уголке в Кр. армию, девочки просили сделать куклам кр. крест и красноарм. шлемы. Галя Ахр. Была нач. госпиталя.


Пятница, 2 января 1942 года

Утро. План
Беседа с детьми о том, как они встретили дома Новый год.

Утро. Учет
Все дети с удовольствием пришли в д/с, и многие — Коля О., Алик А., Вова Н., Вова Л., Слава, Галя и Люся Арх. — сказали, что дома было плохо, нечего кушать и скучно, они только спали и не играли. Только Боря Х. и Галя Ив. имели в Новый год лучший обед, и Боре Х. купили подарок — гармонику.


Пятница, 2 января 1942 года


Понедельник, 12 января 1942 года

Утро. Учет
Детей пришло 25 чел. Вид у всех аккуратный и платки у всех детей имеются, кроме Толи. Выбрали новых дежурных. Отметили, что все дежурные работали неважно и часто забывали убирать свои уголки. Поговорили о том, что сейчас новый год 42-й и второй месяц зимы, наз. январь. Дети отметили, что теперь с 22 декабря, когда был самый короткий день, уже стали прибавляться дни, а ночи убавляться. Календарь нужен для того, чтобы знать, какой идет месяц, день, число, год, а красными цифрами отмечены праздники. Календарь не повесили, не готов. Написали письмо бойцам Кр. армии. Декораций не приготовляли, не успели — была тревога и все спускались в бомбоубежище.


Вторник, 20 января 1942 года

Утро. Учет
Многие дети плохо знают, какой идет год, месяц, число и как называется день. Новенькие не знают ничего — все, кроме Игоря М. Срочно внести календарь и проводить регулярно работу с календарем. Попутно отмечая важные события в детской жизни.


Четверг, 29 января 1942 года


Четверг, 29 января 1942 года


Суббота, 31 января 1942 года

С ноября 1941 года начало резко расти число детских домов, куда приводили сирот. Часто работники сами находили на улицах или в опустевших домах малышей, оставшихся без близких. Почти все детские сады и интернаты блокадного Ленинграда стали круглосуточными. Весной 1942 года начались обстрелы Ленинграда дальнобойными орудиями. Но даже в этих условиях воспитатели и нянечки возвращали детей к жизни — откармливали, учили говорить, писать, считать и снова радоваться простым вещам.

Как в Ленинграде во время блокады работал детский сад | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Жили Любшины неподалеку — в доме № 3 по Тележной улице.

— Наши три окна — на втором этаже, — показывает Николай Иванович. — В семье было десять детей, я самый младший. Папа работал слесарем на Октябрьской железной дороге — депо находилось недалеко. Он умер от голода в ноябре 1941 года. Возвращаясь с работы, присел отдохнуть и уже не встал. В нашей семье только он получал рабочий паек, остальные — по нормам служащих и иждивенцев. Папа свой паек делил со всеми.

Весной 1942-го не стало матери Николая Ивановича, младшие сестры тоже не перенесли первой блокадной зимы. Старшие братья погибли на фронте. В живых остались лишь сам Николай Любшин и две его сестры — Нюня и Тосенька.

На противоположной стороне Тележной улицы — импозантный Тырловский дом, который называли так по фамилии его дореволюционного владельца, известного кирпичного заводчика.

— Здесь в первом дворе подвал приспособили под бомбоубежище, в которое мы спускались в первые месяцы блокады. Потом, как и многие, перестали ходить: оставались дома, и меня просто прятали под столом. Нашему дому повезло, он уцелел, а вот в соседний угодила фугасная бомба, — говорит Любшин.

Молодой человек, продавец, отрывается от компьютера, начинает прислушиваться к нашей беседе.

После войны здание восстановили, и сегодня совершенно не заметно, где были повреждения. А прямо напротив него, на другой стороне Невского, — тот самый дом № 154, где находился детский сад.

— Если бы я не ходил в него, наверное, не выжил бы, — говорит Николай Иванович. — Нас хоть как-то подкармливали, отогревали. С нами каждый день занимались воспитатели: мы учили стихи, разучивали песни, танцевали. Выступали с концертами в госпитале, который находился в том доме на Невском, где сейчас администрация Центрального района.

Дверь открывает сотрудница, настороженно смотрит на нас.

— Здесь в блокаду был детский сад, в который я ходил. Можно нам войти? — спрашивает Николай Иванович.

Девушка, сохраняя недоуменное выражение на лице, все-таки пускает нас внутрь, а Николай Иванович оглядывается: как все знакомо, хотя прошло уже три четверти века. Сразу по коридору направо — актовый зал. Стены и потолки обильно украшены лепниной, в углу — белая кафельная печь. Ничего не перепланировано, все осталось в неприкосновенности.

— Хорошо помню, как на следующий день после освобождения Ленинграда от блокады к нам пришли корреспонденты из газеты, — говорит Николай Любшин. — Именно в этом зале фотограф должен был сделать снимки кого-нибудь из ребят. Выбор пал на меня — может быть, потому, что я был круглый сирота, а может быть, из-за того, что я ходил в детский сад всю блокаду. На меня надели нарядную кофточку, повязали бантик. Таким меня и запечатлели.

А весной 1945 года в этом актовом зале был мой выпускной. Мы подготовили прощальный концерт. В зале поставили сделанный из фанеры большой корабль: ярко раскрашенный, он передвигался на колесиках. Воспитатели где-то раздобыли для нас детскую матросскую форму.

— На репетиции нам показали, как надевать брюки клеш. Все ужасно волновались. Наконец, загремела музыка, и корабль медленно вплыл в зал. На носу стоял я в бескозырке, матроске с тельняшкой и брюках клеш, одетых. задом наперед. Ребятишки ничего не заметили, а взрослые сделали вид, что все в порядке.

Мечта Николая Любшина — чтобы на доме № 154 по Невскому проспекту появилась мемориальная доска в память о его блокадном детском саде. Несколько лет назад он даже нашел мецената, который готов был на свои деньги изготовить табличку, но оказалось, что надо преодолеть много формальностей, требуемых законом.

— У меня не было тогда времени и возможностей, и я отступился. Но не навсегда, — подчеркивает Николай Иванович.

Между тем прецеденты есть. Не так давно на Невском проспекте установили памятную доску в помещении сберкассы, работавшей всю блокаду. А в Невском районе в здании детского сада № 133 на ул. Седова, 74, в прошлом году появилась табличка в честь его воспитателей, работавших в годы блокады. Почему бы и здесь не появиться подобному мемориальному знаку?

Пока же Николай Иванович пытается выяснить судьбу одного из своих братьев — Алексея. Он приезжал домой с фронта в январе 1942 года, побыл недолго, а обратно до части не добрался. Исчез.

— К нам приходил следователь, а потом маму и старшую сестру Анну вызывали в Большой дом, — говорит Любшин. — В семье считали, что Алексей пропал без вести. Однако на недавний мой запрос в Минобороны пришел ответ: в числе погибших, умерших от ран и пропавших без вести он не значится. Как же это так? Думаю, что ответ можно найти в архиве ФСБ. Так что для меня блокада еще продолжается…

Читайте также: