Чем отличается музыкальная школа от школы искусств

Обновлено: 05.07.2024

Здесь вы можете ознакомиться с наиболее часто задаваемыми вопросами и нашими ответами на них.

Вопрос: Какие документы нужны при поступлении?

  1. Вы подаете документы на портале гос. услуг в своем личном кабинете.
  2. В школе:

- заявление на имя директора от законного представителя;

- 1 фотография, формата 3*4;

- копия свидетельства о рождении ребенка или паспорт;

- копия паспорта одного из родителей (законных представителей);

- медицинская справка об отсутствии противопоказаний для занятий в детской школе искусств;

- свидетельство о регистрации по месту пребывания;

- согласие на обработку персональных данных.

Вопрос: В каком возрасте лучше начать обучение в школе искусств?

По предпрофессиональным программам, срок обучения 8 лет, принимаются дети с 6 лет 6 месяцев до 9 лет (инструментальное и хореографическое отделение)

По предпрофессиональным программам, срок обучения 5 лет, принимаются дети с 10 до 12 лет (изобразительное отделение)

По общеразвивающим программам, срок обучения 4 года, принимаются дети с 7 до 12 лет

На хозрасчетном отделении возможны 1,2, 4, 5, 7-летнее обучение

Вопрос: Как узнать, когда состоятся вступительные прослушивания?

Вопрос: Используются ли в вашей школе сертификаты персонифицированного финансирования ?

Нет, в нашей школе не используются сертификаты персонифицированного финансирования

Вопрос: Чем общеразвивающая программа отличатся от предпрофессиональной?

- дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств;

- дополнительные общеразвивающие программы в области искусств.

Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств.

Дополнительные общеразвивающие программы в области искусства реализуются в целях формирования у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства, воспитания активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.

Вопрос: Если ребенок не пройдет индивидуальный отбор на обучение по предпрофессиональной программе? Он не будет вообще принят на обучение?

Не волнуйтесь, в этом случае ребенок может быть принят на общеразвивающую программу.

Вопрос: Какой возраст является оптимальным для начала обучения в школе искусств?

Оптимальный возраст детей, поступающих в школу искусств на дополнительные предпрофессиональные программы, прописан в федеральных государственных требованиях:

при 5-летнем сроке обучения – дети в возрасте с 9 до 12 лет

Что же касается детей, поступающих в учреждение для обучения по дополнительным общеразвивающим программам:

При 4-летнем сроке обучения – дети в возрасте с 7 до 12 лет

Для более успешного освоения данных программ, предусмотрены занятия на отделении раннего - эстетического развития, с 4 лет

Вопрос: Мы хотим развивать ребенка, но не знаем, поможет ли нам музыка. Что дают ребенку занятия музыкой, игре на музыкальных инструментах?

Занятия музыкой благотворно влияют на психическое, эмоциональное и эстетическое развитие ребёнка. За счёт задействования и работы мелкой моторики пальцев развивается мозг, улучшаются успехи в общеобразовательной школе, ребенок начинает лучше и внимательнее слышать, учится сосредоточенному восприятию материала, усидчивости, у него появляются новые друзья и новые интересы, направленные на развитие и совершенствование лучших качеств личности. Поэтому ни времени, ни сил на девиантное поведение у ребенка уже не остаётся. А это очень важно!

Вопрос: Есть ли у вас льготы для поступления детей-инвалидов?

Дети с ограниченными возможностями, поступающие на обучение по предпрофессиональным программам в области искусства, проходят отбор на общих основаниях, но имеют преимущественное право на поступление.

Вопрос: Можно ли не посещать групповые предметы?

Не посещать групповые занятия по музыкально-теоретическим предметам нельзя: обучение игре на инструменте в школе ведётся в комплексе с развитием музыкального слуха, чистоты интонирования, чувства ритма, ознакомлением с историей и теорией музыки.

Помимо этого, посещение ВСЕХ музыкальных предметов обязательно и потому, что у нас школа, с традиционным учебным планом и обязательными программами.

Вопрос: Моему сыну трудно дается урок сольфеджио. Может ли он его не посещать? Зачем ребенку сольфеджио?

Музыкальная школа – школа в которой есть образовательные программы, включающие определенный набор музыкальных предметов (в том числе и сольфеджио). Чтобы программа считалась освоенной, нужно посещать все эти предметы. После обучения вам выдаётся официальный документ об окончании музыкальной школы. В этом ключевое отличие школы от секции или студии - статус нашего заведения более высокий. Поэтому посещение всех предметов является обязательным. Сольфеджио - это неотъемлемый предмет в музыкальном образовании. Он помогает развивать музыкальный слух, мышление, понимание музыки и того, как она устроена. На сольфеджио получают навыки, которые будут полезны в игре на инструменте, пении и любом виде музыкальной деятельности.

Исключение составляет только отделение дополнительных платных услуг, которое также есть в нашей школе. В этом случае школа работает по принципу секции или кружка - вы посещаете уроки игры на инструменте и можете не посещать дополнительные предметы. В этом случаю по окончании обучения ребенку выдается не СВИДЕТЕЛЬСТВО, а СПРАВКА о периоде обучения по определенным предметам учебного плана.

Вопрос: Необходимо ли ребенку, обучающемуся на музыкальном инструменте, заниматься дома ежедневно?

Нужно понимать, что организация обучения в музыкальной и образовательной школе отличается. Педагог по специальности встречается с учеником лишь два раза в неделю по 45 минут. Поэтому работа проводится и дома, руководствуясь указаниями, полученными от преподавателя во время урока. Заинтересованный ребенок делает это сам без всякого напоминания со стороны родителей.

Вопрос: Моей дочери очень нравится предмет музыкальная литература. Куда после окончания школы может поступать мой ребенок, если он хочет специализироваться в дальнейшем по музыкальной литературе?

После окончания школы искусств можно продолжить дальнейшее образование в среднем специальном учебном, на отделении теории и истории музыки, получив по окончании специальность преподаватель детской музыкальной школы по предметам музыкально-теоретических дисциплин (сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, ритмика).

Вопрос: Зачем моему ребенку, который учится рисовать, изучать историю искусств? Что она дает ребенку? Можно ли не посещать этот предмет?

Изучение истории искусств очень важно, т.к., во-первых, создать что-то действительно новое, можно только опираясь на свои знания того, что уже было сделано, хотя бы для того, чтобы не повториться, во-вторых, если вы хотите следовать проторенными путями, то эти пути надо знать! Последнее касается тех учеников, кто хочет стать дизайнером, стилистом и т.п. И, наконец, третье – это просто интересно и познавательно!

Посещать этот предмет необходимо, так как он входит в состав образовательной программы.

Вопрос: Нужно ли при обучении на фортепиано иметь дома инструмент? Можно ли заменить пианино синтезатором?

Нет, заменить нельзя, и вот почему: фортепиано — акустический клавишный инструмент. Извлекаемый звук зависит от силы прикосновения, от мышечного напряжения, он может быть громким, тихим, отрывистым или певучим - т.е. разнообразным, чего совсем нет у синтезатора: как бы ни нажимали клавиши, звук будет одинаковым по громкости, продолжительности и не зависит от воли исполнителя, его эмоционального желания.. Выбор инструмента для обучения ребёнка классическому исполнению на фортепиано играет очень значительную роль, и это большая ответственность родителей, чтобы инструмент держал строй (т.е. был всегда настроен), была ровная клавиатура, чтобы работали педали. Исключение составляет цифровой инструмент фортепиано.

Вопрос: У нас нет музыкального образования. Как нам помочь своему сыну в его домашних занятиях? Сын поступил учиться игре на гитаре.

В начале обучения задания даются в очень доступной форме, ребенку не будет трудно позаниматься одному, но и Вы вполне сможете освоить азы вместе с вашими детьми. Заинтересованный ребенок делает это сам без всякого напоминания со стороны родителей. Естественно, что родители, сами не обучавшиеся в музыкальной школе, плохо представляют себе, что ожидает их ребенка. Помочь с этим, разъяснить специфику обучения – задача преподавателя по специальности. Не стесняйтесь обращаться к нам с любыми возникающими вопросами.

Если говорить о каких-то общих советах, то вам вполне по силам помочь сыну с организацией домашних занятий: приготовить рабочее место, обеспечить тишину, хорошее освещение, распределить время для выполнения заданий общеобразовательной и музыкальной школ, привить серьезное отношение к обучению, ребенок не должен воспринимать это как забаву. Ну и конечно, выполнять все рекомендации педагога.

Вопрос: Должен ли ученик школы выступать на концертах, принимать участие в конкурсах и других внеурочных мероприятиях? Наш ребенок занят и не может тратить на это время.

Устав Школы говорит о внеурочных, культурно-просветительских и творческих мероприятиях школы: в рамках основной образовательной деятельности Школа осуществляет творческую и культурно-просветительскую деятельность, направленную на обеспечение высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для учащихся, их родителей (законных представителей), а именно:

- организует и проводит мероприятия различных уровней (олимпиады, конференции, фестивали, конкурсы, выставки, акции, совещания, мастер-классы, концерты и т.д.) по направлениям дополнительного образования;

- организует участие учащихся и педагогических работников в мероприятиях различных уровней (олимпиадах, конференциях, фестивалях, конкурсах, выставках, акциях, совещаниях, мастер-классах, концертах и др. по направлениям дополнительного образования;

- организует посещение учащимися учреждений и организаций культуры (филармоний, музеев, выставочных залов, театров и др.);

- организует творческую и культурно-просветительскую деятельность совместно с другими образовательными учреждениями.

Участие в различных творческих мероприятиях позволяет ребенку полноценно развиваться, сравнивая свою игру с игрой других детей. Это также способствует к стремлению совершенствоваться, узнавать новый репертуар, находить новых друзей.

Вопрос: Обязан ли ученик художественной школы ходить на пленэры?

Вопрос: Можно ли поменьше дней в неделю ходить в школу искусств из-за большой загруженности ребенка в средней школе?

Наши преподаватели всегда идут навстречу таким пожеланиям, стараются совместить свои предметы с групповыми уроками, обговаривают индивидуально с родителем предпочтительное время занятий, чтобы они успевали в секцию или к репетитору. В то же время мы не должны перегружать ребенка большим количеством занятий в день.

Вопрос: У нас есть трудности с составлением расписания, так как наш ребенок учится еще в двух студиях. Можем ли мы отказаться от посещения хора? Зачем вообще нужен этот предмет?

Хоровое пение является обязательным предметом для ребят, обучающихся в музыкальной школе, на любом инструменте. Занятия хором:

- улучшают память - поскольку ребенку нужно запоминать мелодию, текст, паузы, ритм и прочее;

- стимулируют речевую активность - в процессе пения ребенок не просто четко проговаривает слова, а пропевает их;

- нормализуют, развивают и улучшают дыхательную функцию - уроки пения очень эффективны при астме;

- эффективно устраняют речевые нарушения - во время пения ребенок перестает заикаться;

- развивают коммутативные способности, внимательность, дружелюбность, умение работать в коллективе;

- раскрепощают, устраняют комплексы и страхи;

- способствует улучшению настроения. Когда человек поет, в его головном мозге вырабатывается гормон счастья – эндорфин. Именно он отвечает за хорошее настроение, радость, жизненный тонус. Ребенок станет спокойней, - счастливей, активней;

- в процессе пения в организм поступает больше кислорода. Как следствие этого процесса – улучшение кровообращения, нормализация сердцебиения и артериального давления, улучшение общего самочувствия, исчезновение головных болей, улучшение цвета лица.

Вопрос: Как проходят отборочные прослушивания и просмотры в школу искусств?

Вопрос: Какой документ выдается ребенку по окончании школы искусств?

Учащимся, в полном объеме освоившим дополнительные общеразвивающие программы выдается свидетельство об освоении указанных программ с печатью школы, форма которого разрабатывается учреждением самостоятельно.

Учащимся, в полном объеме освоившим дополнительные предпрофессиональные программы, выдается свидетельство об окончании школы, установленной государственными федеральными требованиями формы.

Вопрос: Обязан ли ребенок после окончания школы искусств сдавать итоговую аттестацию?

В соответствии с Уставом школы итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения учащимися образовательной программы, проводится для выпускников Школы и является обязательной. Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию по неуважительной причине или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные оценки, а также учащимся, отчисленным из Школы, выдается не свидетельство об окончании школы искусств, а справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому учреждением.

Вопрос: Какие меры предпринимает школа для профилактики коронавируса?

В соответствии со всеми требованиями санитарии в целях недопущения распространения COVID-19 профилактические мероприятия в нашей школе включают в себя:

- уборку всех помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств и очисткой вентиляционных решеток непосредственно перед началом функционирования школы;

- гигиеническую обработку рук с применением кожных антисептиков при входе в школу и в туалете;

- ежедневную влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей; между уроками в классах производится дезинфекция клавиатур музыкальных инструментов, мольбертов и другого учебного оборудования;

- генеральную уборку не реже одного раза в неделю;

- обеспечение постоянного наличия в туалете мыла, а также кожных антисептиков для обработки рук;

- регулярное проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, иных организационных процессов и режима работы школы, использование рециркуляторов для обеззараживания воздуха;

- измерение температуры бесконтактными термометрами всем участникам образовательного процесса.

Просим родителей также учесть, что в соответствии с нормами и правилами, установленными Роспотребнадзором:

«…Лица с признаками инфекционных заболеваний (респираторными, кишечными, повышенной температурой тела) должны быть незамедлительно изолированы с момента выявления указанных признаков до приезда бригады скорой (неотложной) медицинской помощи либо прибытия родителей (законных представителей) или самостоятельной самоизоляции в домашних условиях. При этом дети должны размещаться отдельно от взрослых.


В дитяте замечено наличие определенного таланта. Есть огромное желание развивать. Под боком школа искусств, где есть музыкальное отделение. А школа музыкальная далековата, придется водить и не близко. Поскажите, уровень знаний в этих двух школах разный или все же одинаковый.
Что серьезнее школа музыкальная или школа искусств?


начните ходить в школу искусств, а там ,если реально талантище- направят куда надо.
Различие одно - в школе искусств есть еще другие дисциплины,помимо музыкальных. Как правило, занятия монотонные отбивают желание у "талантов" достаточно скоро, если ребенок без музыки жить не может и одарен и талантен - то ничего не отобьет желания, ни монотонность,ни долгие повторения.
и еще,талант-это 10% успеха. все остальное - усидчивость. МНого у нас таких талантливых было,которые вылетали махом, это я вам как бывший пианист ( 19 лет учебы - школа,училище,конса) говорю.


в школе искусств - всё в удовольствие (у нас, по крайней мере)
музыкалка - муштра и обязаловка, не каждый выдержит

Не художественная и не музыкальная, а школа искусств


Теперь в школе искусств с музыкальным профилем появятся художественные отделения. Музыкальная школа сможет открыть несколько классов по живописи. Если в одном районе здание театральной школы реставрируют, то театральные классы могут появиться в художественной. Школа сама решает, как ей называться. Законом это не регламентировано. Нет навязанной политики, что у нас произойдёт слияние всех видов искусства в одном здании.

Основной выбор ребёнок должен сделать после 4-го класса


На основе этого запроса в новом законе об образовании, который вступил в силу в 2013 году, программы в области искусств поделены на общеразвивающие и предпрофессиональные. И тут же у родителей появился страх, что общее образование в школах искусств будет иметь факультативный характер. Это не так.

Успех и развитие ребёнка зависят не от названия программы или количества часов, проведённых в школе. Всё дело в преподавателе и методологии

Обе программы ведут одни и те же люди. Педагог не может готовить одного ребёнка очень хорошо, а другого — спустя рукава. Если он хороший учитель, то он на обеих программах преподаёт одинаково.

Во-вторых, количество часов, например, в музыкальной школе для учеников с первого по четвёртый класс одинаковое в программе и общей подготовки, и предпрофессиональной. То же самое касается и набора предметов. Только в конце четвёртого класса родитель вместе с ребёнком должен решить, стоит ли усложнить программу, есть ли у него желание стать мастером в этом деле. Именно четвёртый класс — это переломный момент в жизни воспитанника школы искусств, когда нужно сделать выбор.

Главную роль играет не школа, а педагог


Если ребёнок хочет стать профессиональным музыкантом, нужно как можно раньше попасть к педагогу, который начнёт этим заниматься. И счёт идёт на годы. Попадёшь к нему позже — придётся исправлять ошибки, которые не замечали другие преподаватели годами. Это отнимет много сил и отдалит от цели стать лучшим.

Так что чаще всего люди стремятся попасть либо к выдающимся мастерам, либо к очень хорошим педагогам, которые легко находят контакт с детьми. Важно, чтобы человек смог донести до ребёнка информацию, научить его, а не просто показать ему, какой преподаватель профессионал. Подход и чуткость необходимы.


Учителя школ искусств с каждым годом живут всё лучше, потому что их зарплаты растут: существует программа грантовой поддержки мэра Москвы. В прошлом году каждый педагог получил грант в размере 120 тысяч рублей. В этом году его увеличат примерно на 40–50%. И на количество часов это никак не влияет. Получается, есть комфортные условия и нет сверхнагрузки. Это привлекает молодых педагогов, и к нам идут работать выпускники вузов.

Отзывы в сети помогают найти хорошего педагога


Сейчас оценивание педагога действительно стало другим. Если раньше на успех учителя влияло количество конкурсов, в которых участвовали и побеждали его ученики, то сейчас во внимание принимают тестирование. Почему конкурсы отошли на дальний план? Часто дети приносят много дипломов, но не очень высоких степеней и со слабых соревнований. Объективности здесь нет.

Теперь мы оцениваем педагога по двум испытаниям. Первое — видеозапись урока, который проводит учитель. Эксперты анализируют формат его общения с детьми и профессиональные тонкости: постановка руки, замечания с точки зрения специализации. Вторая часть — тестирование. Вопросы для него разрабатывают педагоги высшей категории, они затрагивают психологию и педагогику. Простые, понятные темы из классических учебников. Много дискуссий было по поводу пункта по общей педагогической культуре. Он предполагает пять вопросов по истории искусств. Но у педагога такой школы общий культурный уровень должен быть высоким.

Тестирование на эмоциональное выгорание не влияет на аттестацию, но за него можно получить дополнительные баллы, если есть желание

В рамках аттестации мы попросили учителей, чтобы родители их учеников написали отзыв об их педагогической деятельности и поставили хештег. Но они восприняли это как задание, а не как приятный бонус. Они даже приносили отзывы от родителей в письменном виде. Но идея была другая: отзыв в сети помогает другим родителям найти хорошего педагога. Приятно видеть, когда мамы и папы пишут по хештегу искренние и подробные комментарии о работе учителей. Для меня как для родителя такие отзывы информативны. Я понимаю, к какому преподавателю стоит отвести ребёнка.

Работа должна приносить радость, а не боль


Когда педагоги увидели на аттестации тест на уровень профессионального здоровья, то восприняли это как оскорбление. Многие в России не признают помощь психолога, потому что думают, что обращение к нему — признание собственной неполноценности. Но у нас не было цели обидеть. Мы стремились помочь преподавателю понять, что с ним происходит.

Для нас результаты теста тоже полезны: мы можем подобрать инструменты решения для ситуации, когда педагог выгорает. Мы сделали курс про базовые аспекты психологии и педагогики. Из образовательного ресурса он превратился в форум, где педагоги со слезами в течение нескольких часов рассказывали о своих проблемах с детьми и родителями, о своих чувствах. Благодаря сложившейся ситуации мы поняли, что учителя нуждаются в группах таких же учителей, где можно обсудить все педагогические проблемы, выговориться.


4 вещи, которых не должно быть в образовательном центре вашего ребёнка

Сейчас группы эффективны: здесь можно поделиться своими чувствами, попросить совета, рассказать о своих трудностях в работе. Это живая платформа для решения педагогических проблем.

Люди часто путают труд и насилие. Можно очень много работать и получать от этого удовольствие. Это труд. Каждая ошибка — новый урок, который приближает человека к победе. Но многие думают, что самое главное в процессе образования — страдание. Потому что, если ты не пострадал, результата быть не может. Раньше люди считали это нормой. Но я думаю, что сейчас мы идём по пути от страдания к осознанной работе, которая доставляет удовольствие.

Уровень образования зависит от самой школы, от преподавателей в школе и т. д.
Школа искусств отличается от музыкальной школы только тем, что кроме музыки там обучают другим видам искусства (хореография, живопись, театр) .
Чтобы поступить в музыкальное училище, нужно закончить музыкальную школу, или школу искусств.
Чтобы поступить в консерваторию, нужно закончить муз. училище.

это совсем разное образование, в музыкальной школе упор идет на музыкальное образование и почти нет других тем и предметов, а вот в школе искусства помимо музыки есть и много другого, и очень интересного.

А если после окончания школы искусств, мой ребенок захочет пойти в муз училище или консерваторию ее примут или потребуют что-то еще проходить дополнительно?

Читайте также: