Сектор услуг в мировом хозяйстве план урока

Обновлено: 06.07.2024

1 Сфера услуг Урок географии для 9 класса Автор: учитель географии ГБОУ СОШ 2047 Деров Михаил Борисович

2 Роль сферы обслуживания Сфера обслуживания (услуг), сопровождает человека всю его жизнь, от рождения, до самой смерти. Это перспективная отрасль хозяйства России. На сегодняшний день в ней занята большая часть трудоспособного населения страны.

3 Каков состав сферы услуг? Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) Здравоохранение Бытовое обслуживание Общественное питание Розничная торговля Учреждения культуры Образование Рекреационное хозяйство Кредитно-финансовое обслуживание

4 Сфера услуг России

5 Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) Эксплуатация жилья, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение

7 Бытовое обслуживание Ателье, ремонтные мастерские, прачечные, химчистки

8 Общественное питание Столовые, кафе, рестораны

9 Розничная торговля Магазины, рынки, киоски

10 Учреждения культуры Театры, библиотеки, музеи

11 Образование Детские сады, школы, колледжи, ВУЗы

12 Рекреационное хозяйство Санатории, дома отдыха, турбазы

13 Кредитно-финансовое обслуживание Страховые компании, банки

14 Как вы думаете, в чём особенности размещения предприятий сферы услуг? Размещение совпадает с географией размещения населения Размещение зависит от частоты спроса и объёма спроса

15 Приведите конкретные примеры функций сферы услуг Сфера услуг, сопровождает человека всю его жизнь, от рождения, до самой смерти. Это перспективная отрасль хозяйства России. На сегодняшний день в ней занята большая часть трудоспособного населения страны.

16 Внимание, вопрос! У кого из вас родители или другие близкие родственники работают в сфере услуг? В какой отрасли? Хотели бы вы в будущем работать в данной сфере экономики страны?

17 Домашнее задание: §-§ 15 и 16 читать, устно отвечать на вопросы Спасибо за внимание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Технологии: элементы проблемно – диалоговой, исследовательской технологий, ИКТ- технологии.

Оборудование: ноутбук, проектор, учебник, презентация, ОК, карточки с тестами.

Тема: Состав и значение третичного сектора экономики.

Цель: сформировать представление о составе и роли третичного сектора в экономике страны.

познакомить учащихся с инфраструктурным комплексом: рассмотреть состав, значение, проблемы комплекса;

развивать мышление учащихся, привлекая к анализу таблиц, диаграмм, обобщению материала и формулировке выводов;

развивать эмоциональную сферу личности и познавательные интересы школьников путем изложения дополнительного материала по проблемам развития инфраструктурного комплекса России;

воспитывать организованность, внимание учащихся, стремление рационально использовать время.

Планируемые результаты:

Предметные: определять состав и значение сферы услуг; раскрывать зависимость развития сферы услуг от экономического освоения территории.

Метапредметные: поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков.

Личностные: сформирование ответственного отношения к учению, готовность к саморазвитию; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; выполнять самоанализ полученных знаний.

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Учитель: Мы продолжаем знакомство с особенностями развития хозяйства России.

В течение нескольких уроков мы изучали отрасли вторичного сектора экономики. Чем он занимается? (переработкой сырья).

Задание: Из предложенного перечня отраслей выбрать те, которые относятся к вторичному сектору экономики: электроэнергетика, горнодобывающая промышленность, машиностроение, рыбная промышленность, нефтяная промышленность, охота, лесная промышленность.

- Кроме первичного и вторичного сектора, в экономике нашей страны есть еще один сектор.

Этот сектор называется - третичный.

Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня мы переходим к изучению третичного сектора, рассмотрим его состав, задачи, значение в экономике страны. Находим нужный параграф в учебнике.

Ученики: Это понятие означает

Инфраструктура от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение.

Инфраструктура - это термин для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство.

Инфраструктура - отрасли экономики, научно-технических знаний, социальной жизни, которые непосредственно обеспечивают производственные процессы и условия жизнедеятельности общества (Словарь Ожегова)

Инфраструктура – это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального функционирования и обеспечения повседневной жизни населения

Учитель: Как видим определений много, в ОК представлено одно из них прочитаем и выделим его.

Учитель: Назовите основные виды инфраструктуры.

- Чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений. Найдите в тексте учебника, каков уровень инфраструктуры на территории Центрального района и Дальнего Востока. Сделайте выводы.

Ученики: в наиболее развитом районе страны - Центральном – инфраструктурой занято10-11% территории, а на Дальнем Востоке – только 0,5% .Это можно объяснить тем, что в Центральном районе проживает больше людей, выше плотность населения и лучше развито хозяйство, чем на Дальнем Востоке.

Учитель: Действительного развитие отраслей сферы услуг во многом зависит от заселенности и экономического освоения территории. Одна из проблем в России - это слабое развитие инфраструктурного комплекса.

Учитель: Третичный сектор или инфраструктурный комплекс стал преобладающей отраслью в экономике ведущих стран мира. Давайте познакомимся со статистическими данными в учебнике (табл. …). Проанализируйте их и сделайте вывод о тенденциях развития комплекса в США, Японии и России.

Ученики: Мы видим, что доля третичного сектора в экономике США и Японии очень высокая она составляет более 70%, а в России 55%, можно сделать вывод, что развитие инфраструктурного сектора в нашей стране значительно отстает от ведущих стран мира.

Учитель: Долгое время комплекс считался второстепенным подразделением хозяйства. Поэтому доля его в экономике страны на много ниже, чем в развитых странах.

Учитель: Этот жизненно важный комплекс состоит из двух взаимосвязанных групп отраслей, посмотрите на слайд и назовите их. Выделите в ОК.

Учитель: Сегодня мы рассмотрим 1-ю часть инфраструктурного комплекса - сферу обслуживания.

Отрасли это комплекса обеспечивают нормальную работу промышленности, С/Х, определяют качество жизни населения.

- Подумаем, какую продукцию производить инфраструктурный комплекс? И чем эта продукция отличается от продукции первичного и вторичного сектора.

Ученики: Инфраструктурный комплекс производит услуги.

- Что такое услуга? Найдите ответ в тексте параграфа.

Слайд 9. Ученик: Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности. Выделяем ответ в ОК.

Учитель: Какие виды услуг вы знаете, и являетесь ли вы их потребителями?

Ученики: Я считаю, что являюсь потребителем услуг потому, что каждый день хожу в магазин, езжу на автобусе в школу, а сейчас я получаю образовательные услуги. Есть еще медицинские услуги, электроснабжения, теплоснабжения.

Учитель: Если бы вам предложили составить классификацию услуг, какие бы признаки, вы бы положили в основу классификации. Найдите интересующую нас информацию в таблицах учебника стр. …, табл. ….. И сделайте выводы.

- Назовите виды услуг по характеру деятельности? По широте и периодичности услуг? (анализ таблиц)

По характеру услуги бывают материальные и нематериальные. К материальным относятся такие как торговля общественное питание, транспорт, связь. К нематериальным образование культура, здравоохранение, оборона, государственное управление.

По периодичности получения все услуги можно с группировать в две группы. Первая группа – постоянные к ним относятся жилищное обслуживание, покупка продуктов, транспортное обслуживание и нужные иногда - парикмахерские, больницы, автосервис, ремонтные службы. Еще одна большая группа по кругу потребителей – нужные всем покупка продуктов, многим- транспортные услуги нужные немногим атосервис.

- Выполните задание: распределите данные виды услуг по группам.

Учитель: А теперь, ребята, проведем небольшую игру по этим таблицам, чтобы лучше запомнить классификацию услуг. Ваша задача определить к каким отраслям, оказывающим услуги относятся эти профессии и какие виды услуг по характеру и периодичности они производят. Начну я, вы внимательно следите.
Я - учитель. Моя профессия относится к отрасли - образование. Значит моя услуга по характеру - нематериальная, по периодичности потребления – постоянная, по широте круга потребителей – нужная немногим.

…… – ты парикмахер. Твоя профессия, к какой отрасли относится? (бытовое обслуживание)
Значит твоя услуга по характеру, какая? Материальная. По периодичности? Нужная иногда. По широте потребителей? Нужная всем.
…… – водитель автобуса. Моя профессия относится к отрасли транспорт. (По характеру - нематериальная, по периодичности получения- постоянная, по кругу потребителей –нужна многим.

…… – врач. Моя профессия относится к отрасли здравоохранение. По характеру – нематериальная, по периодичности – нужные иногда, по кругу потребителей - нужные немногим.

Учитель: Все эти отрасли объединяются в очень важную группу отраслей, которая называется сфера обслуживания. Познакомимся поближе с отдельными отраслями (просмотр слайдов 12-23).

Первичное закрепление.

Самостоятельная работа. Предлагаю вам самостоятельно ответить на вопросы:

- Какие виды услуг вы можете получить в микрорайоне по месту жительства?

- За какими услугами вы вынуждены выезжать в другие районы?

Запишите ответ в ОК.

Предполагаемый ответ: На территории нашего микрорайона есть много предприятий, которые оказывают услуги населению -это школы, детские сады, библиотеки, училища, колледжи, множество магазинов, рынки, дома культуры такие. Хотелось, чтобы было больше спортивных площадок во дворах, у нас нет хорошего бассейна, недостаточно современных спортивных клубов хотелось, чтобы в нашем районе был хороший парк отдыха.

Слайд 24. Ответы на вопросы.

Слайд 25. Тестирование.

V. Домашнее задание. Изучить параграф 13, выполнить письменно тесты на карточке.


На этом уроке мы уделим особое внимание значению транспорта, познакомимся с его видами. Рассмотрим сферу услуг.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "География транспорта. Сфера услуг"

Транспорт – отрасль материального производства, осуществляющая перемещение грузов и пассажиров. Вроде всё понятно, но вот что странно: транспорт ничего не производит, а только перемещает. И в то же время он является отраслью материального производства. Дело в том, что без перемещения грузов невозможна работа ни одного предприятия материальной сферы. Можно сказать, что транспорт обеспечивает слаженную работу всех предприятий и отраслей, поэтому, ничего не производя, транспорт является одной из важнейших частей материального производства. Он является основой географического разделения труда. Особо значение имеет развитие транспорта для стран, обладающих большими размерами территории.

Научно-техническая революция коснулась всех основных видов транспорта. Резко увеличилась скорость транспортных средств, выросла их грузоподъёмность, умножился подвижной состав. В результате этого мир, опоясанный многочисленными транспортными артериями, стал доступнее. Авиалинии уже пролегли через Северный полюс. Созданы сверхзвуковые пассажирские самолёты. По дну морей протянулись газо- и нефтепроводы, кабельные линии. Подводные тоннели соединили всю цепь Японских островов.

Подводный тоннель Сейкан. Япония


На лучших электрифицированных железных дорогах мира скорости превысили 200–300 километров в час (в таких странах, как Япония, Франция, Германия и прочие). На автомобильном транспорте повысился интерес к электромобилям, машинам с газобаллонными и другими двигателями. Появились супертанкеры грузоподъёмностью 200–500 тысяч тонн.


На мировом транспорте занято более 100 млн человек. Общая длина транспортной сети мира (без морских трасс) приближается к 70 млн км. Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится более 100 млрд т грузов и триллионы пассажиров. В этих перевозках участвуют многие миллионы транспортных средств.

Все виды транспорта делятся на две группы. Те из них, которые могут перевозить и различные грузы, и людей, называются универсальными. Специализированные виды транспорта перемещают лишь определённые грузы (нефть, газ, электроэнергию).


Основная задача транспорта — надёжно связывать между собой отдельные звенья хозяйства и районы страны. Какой-либо один вид транспорта решить эту задачу не может. Поэтому все виды транспорта взаимодействуют и дополняют друг друга, образуя транспортную систему, масштабы которой довольно велики.

Транспортная система — совокупность всех видов транспорта, объединённых между собой транспортными узлами, т. е. пунктами, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузов между ними.

Транспортные узлы России


Мировая транспортная система неоднородна. В ней выделяют транспортные системы экономически развитых и развивающихся стран. В экономически развитых странах уровень развития транспортной системы высокий. Все виды транспорта тесно взаимодействуют друг с другом, что, в свою очередь, определяет высокую подвижность населения. На долю экономически развитых стран приходится 70–80 % общей длины мировой транспортной сети, мирового грузооборота и пассажирооборота. А вот транспортная система развивающихся стран отличается низким уровнем развития. Характерно преобладание одного-двух видов транспорта. Транспортная подвижность населения в несколько раз ниже среднемировой.

Существует несколько видов транспорта по географическим сферам применения:

· Сухопутный (к нему относится автомобильный, железнодорожный и прочие виды).

· Водный (морской, речной).


При выборе вида транспорта обычно учитывают себестоимость и скорость транспортировки, грузоподъёмность и влияние природных условий на его работу.

Автомобильный транспорт по праву можно назвать транспортом ХХ века. Он зародился в начале вeка, а в наши дни автомобиль поистине стал одним из неотъемлемых элементов цивилизации. Протяжённость автомобильных дорог все время растёт и уже превысила 38 млн км; примерно половина её приходится на пять стран - США, Индию, Китай, Бразилию и Канаду, за которыми следуют Япония, Франция, Россия, ЮАР, Австралия. Автомобильный транспорт обеспечивает около 80 % мирового пассажирооборота (в первую очередь благодаря личным легковым автомобилям). Автомобильный транспорт оказывает мощное воздействие на состояние окружающей среды.

Значение железнодорожного транспорта из-за конкуренции автомобильного заметно уменьшилось, в ряде стран Запада сократилась железнодорожная сеть. В России же сеть железных дорог увеличилась прежде всего за счёт строительства Байкало-Амурской магистрали.


Страны-лидеры по протяжённости железных дорог


Роль железных дорог в различных странах мира неодинакова в грузо- и пассажирообороте. Так, американцы сравнительно редко пользуются услугами железной дороги, в то время как граждане России, Японии, Индии делают это довольно часто.


Морской транспорт – очень важная составная часть мировой транспортной системы. Морские суда имеют большую грузоподъёмность, движутся по относительно прямолинейным трассам. Поэтому морские перевозки — одни из самых дешёвых. Но этот вид транспорта требует больших затрат на строительство судов и портов. К тому же он сильно зависит от природных условий (ветер, шторм и прочее).

Благодаря развитию морского транспорта Мировой океан уже не столько разделяет, сколько соединяет страны и континенты. Он обслуживает около 4/5 всей международной торговли.


Общее число крупных и cpeдних морских портов на всех морях и океанах превышает 2,2 тыс. Но так называемых мировых портов, т. е. портов-гигантов, перегружающих ежегодно более 50 млн т грузов, вceгo около 60.

Внутренний водный транспорт – старейший вид транспорта. Речной транспорт использует судоходные реки, каналы, внутренние водоёмы. Он обслуживает преимущественно внутренние потребности страны. По рекам экономичны перевозки объёмных грузов, не требующих быстрой доставки (леса, нефти, зерна, строительных материалов). По грузообороту внутренних водных путей в мире выделяются США, Китай, Россия, Канада, ФРГ, Нидерланды, Франция, Бельгия.

Страны-лидеры по грузообороту внутренних водных путей


Главное преимущество авиационного транспорта – это скорость. География воздушного транспорта определяется в первую очередь сетью аэропортов, количество которых исчисляется многими тысячами, в том числе международных аэропортов насчитывается более тысячи. Самые крупные из них ежегодно обслуживают десятки миллионов авиапассажиров. Через крупнейшие аэропорты мира (Атланта, Нью-Йорк, Чикаго, Лос-Анджелес, Париж, Лондон, Пекин, Токио, Джакарта и прочие) ежегодно проходит более 50 млн пассажиров – население целой большой страны. Сеть регулярных авиалиний ныне опоясывает весь земной шар, протягиваясь на 11,5 млн км. По размерам авиаперевозок из отдельных стран особо выделяются США, за которыми следуют Япония, Великобритания, Китай, Франция.

Страны-лидеры по размерам авиаперевозок


Из минусов: воздушный транспорт является серьёзным загрязнителем атмосферы. За один час современный самолёт сжигает около 15 тонн топлива, потребляя при этом 625 тонн воздуха и выбрасывая 66 тонн продуктов горения. Последние сохраняются в атмосфере 2 года.

Одной из важнейших сфер современного хозяйства, определяющей качество жизни населения, является сфера услуг. Это совокупность отраслей, деятельность которых направлена на удовлетворение определённых потребностей человека.

Услуга — особый вид продукции. Она потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.

По характеру услуги делятся на две группы: материальные (торговля, общественное питание и бытовое обслуживание) и нематериальные (образование, культура, здравоохранение).


По периодичности потребления услуги делятся тоже на две группы: постоянные (жилищно-коммунальное обслуживание, торговля, транспорт) и периодичные, т. е. нужные не всегда (здравоохранение, парикмахерские или рекреационные услуги).


Чем лучше освоена территория, тем больше на ней учреждений, оказывающих разнообразные услуги. Так, в городе эта сфера развита лучше, чем в сельской местности.

В сферу услуг входят:

• сфера обслуживания (услуги инфраструктуры, производственной и обслуживающей сфер экономики);

• социальная сфера (услуги непроизводственной и юридическо-финансовой сферы экономики).


Сферу услуг часто относят к постиндустриальному экономическому укладу из-за их развитой современной инфраструктуры. Именно сфера услуг составляет в экономически развитых странах основную часть экономики по числу занятых (более 60 %).

Доля сферы услуг в экономике отдельных стран


Сфера услуг отличается наиболее быстрыми темпами роста среди всех секторов мировой экономики. По доле сферы услуг в структуре ВВП страны можно сделать вывод о её уровне развития.

Количественные и качественные показатели сферы услуг во многом определяют жизненный уровень человека в современном мире. Если попытаться сравнить страны по этим показателям, то выяснится, что передовые места здесь принадлежат высокоразвитым странам. Так, по развитию международного туризма лидируют Франция, США и Испания. Они же, наряду с другими странами Запада, обладают высококлассным гостиничным хозяйством и развитой индустрией развлечений. Лидерами в использовании сети Интернет являются США, Япония, Великобритания, Германия и другие.

Раздел ЕГЭ: 4.1. Отраслевая структура хозяйства.
География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер.

Хозяйство — совокупность всех видов трудовой деятельности людей. Мировое хозяйство — совокупность тесно связанных друг с другом национальных хозяйств разных стран, объединённых системой международных экономических отношений.

Отраслевая структура хозяйства — совокупность его частей (отраслей и подотраслей), характеризующихся определёнными количественными соотношениями и взаимосвязями.

Отрасль хозяйства — совокупность предприятий (или учреждений), выпускающих однородную продукцию (или оказывающих одинаковые услуги).

Мировое хозяйство

Мировое хозяйство состоит из отраслей производственной (материальной) и непроизводственной (нематериальной) сферы.

Производственная сфера — совокупность всех видов производственной деятельности людей, создающих материальные блага. В её состав входят:

  • промышленность (тяжёлая, лёгкая, пищевая);
  • сельское хозяйство (растениеводство и животноводство);
  • транспорт (сухопутный, водный, воздушный)
  • строительство.

Непроизводственная сфера занимается удовлетворением потребностей населения в разного рода услугах. В её состав входят:

  • наука и образование;
  • медицина;
  • связь;
  • финансы;
  • торговля;
  • мобильная связь;
  • Интернет;
  • туризм и др.

3 сектора хозяйства

Соотношение между отраслями определяет тип структуры хозяйства. При этом сельское хозяйство и добывающие отрасли промышленности относят к первичному сектору экономики, промышленность, строительство и обрабатывающую промышленность — ко вторичному , сферу услуг — к третичному .

Соотношение между отраслями определяется по:

  • их удельному весу в общем объёме производства продукции (доля в ВВП);
  • численности занятых и стоимости основных производственных фондов (машин, оборудования и т. п., используемых в материальном производстве).

Если преобладает первичный сектор, такой тип структуры хозяйства называется аграрным. Он господствовал в мире вплоть до начала XVIII в. Сегодня представлен в наименее развитых странах Азии и Африки, где в экономике высока доля сельского хозяйства и смежных с ним отраслей.

Если преобладает вторичный сектор, такой тип структуры хозяйства называется индустриальным. Его формирование началось в XVIII в. в Европе с началом промышленной революции. До середины XX в. был характерен для всех экономически развитых стран. Но по мере развития науки и техники эти страны одна за другой расстались с индустриальным типом отраслевой структуры, в связи с чем возник специальный термин — деиндустриализация.


Сегодня индустриальная структура хозяйства характерна для некоторых стран СНГ, стран Восточной Европы, отдельных нефтедобывающих стран и развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Но в них доля промышленности, как и доля сельского хозяйства, продолжает снижаться, уступая место непроизводственной сфере.


Если преобладает третичный сектор, такой тип структуры хозяйства называется постиндустриальным (информационным). Он начал формироваться во второй половине XX в. с началом эпохи научно-технической революции (НТР).

По типу структуры мировое хозяйство является постиндустриальным.

Отраслевая структура

Читайте также: