Как работает тьютор в школе с детьми овз

Обновлено: 03.07.2024

На сегодняшний день в системе инклюзивной практики российского образования происходят большие преобразования. Все изменения и вводимые новшества гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ, выбора подходящего им образовательного маршрута.

В настоящее время дети с ОВЗ могут обучаться как в специализированных образовательных организациях, так и в обычной школе, что помогает развивать толерантность и ответственность здоровым детям при совместном обучении их с детьми с ОВЗ.

Включая детей с ОВЗ в образовательные организации общего типа, коллектив должен решать возникающие задачи, такие как: создание общего образовательного пространства, максимально комфортного для всех обучающихся; помощь каждому ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации; психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетенции, психологической культуры педагогов, обучающихся, родителей. Для решения этих задач в условиях инклюзивной школы возникает необходимость в тьюторстве, которое становится важным ресурсом для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы сопровождения. [5]

Сопровождение ассистентом ребенка-инвалида, как правило, определяется для детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями зрения и при сочетанных (множественных) нарушениях. В то же время, предоставление услуг тьютора определяется исходя из особенностей поведения ребенка, необходимости помощи в реализации АОП при составлении индивидуального учебного плана. Поскольку у тьютора и ассистента различные функциональные обязанности и квалификационные характеристики, то иногда бывает необходимо сопровождение и того и другого. Целесообразность предоставления услуг тьютора для ребенка с РАС, или отсутствие необходимости в нем в доступной форме объясняют родителям.

согласно п. 29 «в образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, допускается:

- совместное обучение учащихся с задержкой психического развития и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития;

- совместное обучение по образовательным программам для учащихся с умственной отсталостью и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью (не более одного ребёнка в один класс). [3]

Учащимся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению в образовательной организации (от полугода до 1 года) организуется специальное сопровождение. [4]

Для успешной адаптации обучающихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор).

Согласно ФГОС ОВЗ, тьюторское сопровождение рекомендуется заключением ПМПК только некоторым группам детей (обучающимся по варианту АООП 8.1, детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития, например, АООП 8.4. Организация сопровождения других групп детей с ОВЗ, обучающихся по вариантам АООП, в которых сопровождение не является обязательным, остается на усмотрение и принятие решений непосредственно образовательной организацией).

направления запросов о предоставлении сведений из протоколов и заключений психолого-медико-педагогических комиссий (при согласии законного представителя ребёнка);

приглашения для участия в проведении медико-социальной экспертизы представителя ПМПК с правом совещательного голоса в целях оказания содействия в разработке ИПР ребёнка-инвалида.

Таким образом, рекомендации о необходимости предоставления услуг ассистента (помощника, тьютора обучающемуся с ОВЗ формулирует ПМПК, а для обучающегося, имеющего статус инвалида, — ПМПК и (или) МСЭ на основании рекомендаций ПМПК.

Особенности сопровождения детей с ОВЗ различных категорий.

Дети с ОВЗ, поступающие в образовательную организацию, имеют разные нарушения развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА, задержкой и комплексными нарушениями развития. Различия чрезвычайно велики: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимыми тяжелыми нарушениями; от детей, способных при поддержке обучаться на равных со сверстниками, или нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. В ходе развития ребенка также возникают вторичные по своему характеру нарушения. Поэтому уровень психического развития будет зависеть от качества его дальнейшего развития и воспитания.

На развитие ребенка с ОВЗ влияют следующие факторы:

1. Вид нарушения (тип).

2. Степень и качество первичного дефекта.

3. Время возникновения первичного дефекта.

4. Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды.

Таким образом, тьютору необходимо понимать и учитывать не только индивидуальные особенности ребенка, но и особенности, вызванные его нозологией. Тьютор должен знать основную специфику работы с конкретным ребенком, а также знать, к кому из необходимых ребенку специалистов он сможет обратиться в случае необходимости.

Этапы организации тьюторского сопровождения. [3] Индивидуальное сопровождение тьютором ребенка, поступившего в образовательную организацию, имеет общие этапы, которые подходят как для детей с ОВЗ, так и детей с нормой :

сбор информации о ребенке;

анализ полученной информации и собственные наблюдения;

совместная с другими специалистами выработка рекомендаций и составление индивидуального образовательного плана работы с ребенком;

решение поставленных задач;

анализ ситуации развития ребенка, корректировка стратегии.

Дальнейшая работа с ребенком ведется в случае выявления проблем или особенностей в развитии ребенка.

Существуют этапы сопровождения ребенка с ОВЗ в рамках инклюзивной практики в образовательной организации.

1. Предварительный этап: запрос на сопровождение, заявление родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК, знакомство с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой, утвержденным образовательным маршрутом.

2. Знакомство и установление контакта: знакомство с ребенком и его семьей, с особенностями ребенка, его интересами, сильными и слабыми сторонами своего подопечного; наблюдение за ребенком и его окружением; знакомство с деталями, касающимися поведения ребенка, уровнем развития его социально-бытовых представлений. Тьютору необходимо дать почувствовать родителям, что он заинтересован в работе с их ребенком и искренне нацелен на положительный результат.

3. Этап адаптации: ведется повседневная, последовательная работа тьютора и обучающегося по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь, включение ребенка в учебные и внеучебные ситуации. Под адаптацией также понимается приспособление помещений школы, режима дня, учебных программ и методических пособий к нуждам ребенка с особенностями развития.

4. Основной этап. В условиях постоянного получения положительной эмоциональной поддержки ребенок успешнее адаптируется к новой для него среде. Тогда ребенок с ОВЗ переходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения. Это этап взаимодействия с ребенком по поводу и в ходе обучения, оценка первых результатов. Работа тьютора на данном этапе направляется в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения, а также на поддержку мотивации ребенка, возможности почувствовать свои успехи.

На данном этапе проводится диагностика в процессе обучения и наблюдения в ходе внеклассной деятельности, дается анализ и оценка первых результатов, оценка ресурсов и дефицитов в интеллектуальной, коммуникативной и других сферах деятельности ребенка, при необходимости вносятся корректировки в ИОП.

5. На завершающем этапе тьютор постепенно выходит из посреднической роли, предоставляя ребенку максимальную самостоятельность в учебе с последующей оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием эффективности его работы. Тогда уменьшение нуждаемости ребенком в тьюторе, позволит специалисту помогать и другим детям тоже.

В целях эффективности работы тьютора и охвата большего количества детей, подбирать детей в детский коллектив желательно, учитывая их особенности и специфику нарушения, то есть, например, чтобы в классе не оказалось двух и более гиперактивных учеников. Если тьюторант (обучающийся, реализующий в условиях тьюторского сопровождения индивидуальную образовательную программу) уже начинает справляться с занятиями самостоятельно (например, на уроках физкультуры, труда, то тьютор в это время может заниматься индивидуально с учеником, который пока не имеет достаточного уровня самоконтроля.

Согласно постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года № 430-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы" разработан комплекс мероприятий, направленных на создание условий беспрепятственного доступа людей с физическими, сенсорными и интеллектуальными нарушениями к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах их жизнедеятельности. В целях решения задач повышения уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения в автономном округе, планируется выполнить в том числе обучение тьюторов.

Таким образом, в условиях инклюзивной практики, есть необходимость в развитии тьюторства, так как оно является важным ресурсом создания гибкой, эффективной, ориентированной на ребенка с ОВЗ системы образования. Тьюторство будет способствовать повышению качества образования в условиях инклюзии, успешной адаптации к жизни в обществе и включении ребенка в образовательный процесс с наибольшей самостоятельностью.

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы.

Организация и содержание инклюзивной практики Организация и содержание инклюзивной практики В современном обществе, все чаще и чаще встречаются дети с ограниченными возможностями здоровья.

Тьюторское сопровождение как современная технология Современным ФГОС дошкольного образования установлено, что один из основных принципов образования — индивидуализация, которая понимается.

Особенности социализации ребенка с ОВЗ в ДОУ в условиях реализации ФГОС Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной.

Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО Мир, окружающий ребенка,.

Что делает тьютор? Содержание персонального сопровождения детей с ОВЗ

В обязанности тьютора входит:

  • Создание условий, при которых ребенку будет комфортно находиться в школе.
  • Организация рабочего места и места отдыха ребенка в школе. Нужно подготовить или выбрать с учетом физических и психических особенностей ученика его парту и место тьютора, освещение, электронные и бумажные учебные материалы, сенсорные принадлежности, помещение для проведения индивидуальных занятий и отдыха.
  • Организация пространства школы с учетом ОВЗ ребенка, в том числе обеспечение удобной навигации по учебному заведению с помощью указателей, разметки, текстовых табличек и пиктограмм, пандусов.
  • Обеспечение особого школьного режима для ребенка.
  • Взаимодействие с педагогическим коллективом школы, родителями, одноклассниками ученика для создания и поддержания комфортной психологической атмосферы.
  • Обеспечение условий для социализации ребенка. Необходимо помочь подопечному войти в коллектив, установить и поддерживать дружеские отношения с одноклассниками. Также должна проводиться работа со здоровыми детьми, чтобы они приняли ребенка с ОВЗ и подружились с ним.
  • Обеспечение условий для усвоения общеобразовательной программы. Нужно адаптировать программы и учебный материал с учетом физических и психических возможностей ребенка, зоны его ближайшего развития, помогать преодолевать возникающие трудности в учебе. Образовательный маршрут постоянно корректируется в зависимости от достигнутых результатов. Для успешной реализации учебного плана тьютор обеспечивает взаимодействие учителей, дефектолога, психолога, логопеда и других специалистов друг с другом, с родителями.

Частные тьюторы также оказывают родителям детей с ОВЗ помощь в выборе школы и поступлении в нее, в сборе и оформлении необходимых документов.

В чем заключается работа тьютора?

Специалист находится с подопечным на протяжении всего школьного дня. В это время он:

  • помогает ребенку с ОВЗ встраиваться в образовательный процесс;
  • помогает педагогам выстраивать обучение ребенка с ОВЗ таким образом, чтобы оно не оказывало негативного влияния на качество образования других детей;
  • ведет наблюдение за подопечным, и вносит заметки в специальный дневник.

Чем тьютор отличается от ассистента, и кто может работать на этой должности?

Тьютор относится к педагогическим работникам, а ассистент нет. В обязанности тьютора входит помощь ребенку в освоении учебной программы. Ассистент оказывает только техническую помощь, к которой относятся:

  • сопровождение в школу;
  • помощь в ориентации и передвижении по зданию;
  • обучение использованию средств реабилитации;
  • помощь в ведении записей, приведении в порядок рабочего места, соблюдении необходимых санитарно-гигиенических правил и норм.

Тьютор обычно сопровождает только одного ребенка, ассистент же может работать с несколькими детьми. В Минобрнауки РФ дают рекомендации по введению одной ставки ассистента на двух учеников, которым нужна специальная помощь.

Как и кому назначают тьютора?

Где пройти курс на тьютора дистанционно?

Если рекомендаций ПМПК о тьюторском сопровождении или помощи ассистента у ребенка нет, решение о предоставлении помощника может быть вынесено психолого-педагогическим консилиумом школы. Период назначения специалиста может быть разным – на время адаптации ученика, на учебный год, полугодие, четверть, на весь срок обучения. Решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению может быть пересмотрено с учетом динамики развития ребенка и освоения учебной программы.

Как стать тьютором?

Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании способствует выявлению и развитию у детей с ОВЗ образовательных интересов и мотивов. Они включаются в школьную жизнь, адаптируются в социуме, успешно осваивают учебную программу. Потребность в тьюторах с развитием инклюзии будет только расти, поэтому сейчас самое время получить эту перспективную профессию.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

Главная | Дислексия, дисграфия, ОВЗ и другие трудности обучения | Ассистент или тьютор: сопровождение ребенка с ОВЗ (РАС) в инклюзивном учебном процессе


Руководитель проекта "Школа ассистентов и тьюторов". Член Сообщества родителей детей с аутизмом Ярославской области "Участие". Мама-тьютор. Спикер семинаров для родителей.

В первую очередь, хочется отметить тот факт, что практика обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях общеобразовательной школы – не нова. Но ранее это протекало без создания каких-либо специальных условий, в том числе, без организации должного психолого-педагогического сопровождения.

На сегодняшний день включение сопровождающего лица в образовательный процесс с правовой точки зрения регулируется рядом нормативно-правовых актов.

Включение данного положения в федеральное законодательство видится нам отличным трамплином на пути к получению детьми с ОВЗ образования на всех уровнях и достижению ими максимально возможного уровня личностного развития, образования, готовности к самостоятельной взрослой жизни.

  • Родители в установленном порядке подают в образовательное учреждение заявлении о поступлении ребенка в 1-ый класс и прилагают к нему заключение, выданное территориальной ПМПК, которое уже содержит в себе рекомендации по предоставлению ребенку сопровождающего/помощника/ассистента/тьютора – в таком случае образовательное учреждение уже не занимается вопросом оценки
    необходимости такой услуги.
  • Решение о предоставлении сопровождающего может быть принято на
    внутришкольном психолого-педагогическом консилиуме (даже если не было таких
    рекомендаций в заключении ПМПК).

Кроме того, по согласованию с родителями образовательное учреждение может определить и содержание, и объем и сроки предоставления такой услуги.

  • Образовательное учреждение в обязательном порядке заключает с родителями договор об оказании образовательных услуг, где представляется возможным прописать дополнительную формулировку о том, что ребенок обучается с сопровождающим/ассистентом/тьютором.

Тем не менее, это в первую очередь педагог, поэтому чаще всего в роли тьютора выступает сотрудник образовательной организации.


Ассистент – это, прежде всего, технический помощник, оказывающий ребенку физическую помощь:

Этапы процесса сопровождения

  • Подготовительный этап – на котором будущий ассистент знакомится с родителями и образовательной организацией, с документами, проходит необходимый для работы с ребенком инструктаж.
  • Знакомство с ребенком – установление с ним эмоционального контакта, что является одним из основополагающих факторов в работе с детьми с РАС.
  • Непосредственное сопровождение – это повседневная последовательная работа по сопровождению, вхождению ребенка в учебный процесс, общественную и социальную жизнь.

*Это помощь ребенку при включении его в среду сверстников, отслеживание и регулирование эмоционально-волевых моментов. Задача ассистента в этом вопросе в оказании поддержки, поощрения или тактичного порицания, вмешательства в случае конфликтной ситуации.

Это физическое сопровождение в комнату психологической разгрузки или сенсорную комнату. Такое пространство можно организовать в любом образовательном учреждении.

Это может быть комната как отдельное помещении, или всего лишь уголок в кабинете психолога или логопеда, или даже выгороженное ширмой пространство здесь же непосредственно в учебном классе, но, в любом случае, это возможность ребенку с РАС передохнуть, снять напряжение, возбуждение, сенсорную и психологическую перегруженность.

*И, конечно, ассистент, сопровождая ребенка изо дня в день, ведет постоянное наблюдение, анализ происходящих вокруг ребенка событий, в идеале, если он фиксирует свои наблюдения и информирует о них родителей и педагогов, что будет очень эффективно для дальнейшего выстраивания комплексного
сопровождения.

Основная цель сопровождающего в том, чтобы ребенок писал самостоятельно, выполняя задачи образовательной программы, к этой цели мы и идем маленькими шагами.


Мы уже упоминали выше, что тьютор – это педагог, и как педагог, он выполняет, прежде
всего задачи, связанные непосредственно с образовательным процессом, образовательной
средой.

  • тьютор разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут для конкретного ребенка и участвует далее в его реализации,оказывая педагогическое сопровождение (не техническое и физическое, как это было с ассистентом!);
  • тьютор является и методистом – он подбирает и адаптирует педагогические средства, учебные материалы, учебные задания, формы контроля и оценки для конкретного ребенка, каждый раз исходя из его индивидуальных особенностей, способностей, возможностей и интересов;
  • тьютор разрабатывает меры по обеспечению взаимодействия обучающегося с другими субъектами образовательного процесса, координирует такое взаимодействие, оказывает помощь семье в построении семейной образовательной среды;
  • разумеется, тьютор осуществляет контроль и оценку эффективности своей деятельности, консультирует всех участников образовательного процесса.

И ассистент, и тьютор, по сути, выполняют роль буфера, проводника между ребенком и новой средой, в первое время, в период адаптации они берут на себя абсолютно все задачи по интеграции ребенка в эту среду, помогают ему в ней освоиться, выстраивают вокруг него комфортное пространство, в том числе образовательное, и в дальнейшем формируют успешное взаимодействие между основными участниками учебного процесса.

При этом важнейшим фактором, несомненно, является полное погружение сопровождающего в специфику проблем ограничений здоровья, от этого будет зависеть эффективность его деятельности и в конечном итоге успешность обучения ребенка.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) - с пециалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательной организации.

Тьюторант - обучающийся, разрабатывающий и реализующий в условиях тьюторского сопровождения индивидуальную образовательную программу.

Тьюториал - форма тьюторского занятия, взаимодействия тьюторанта с тьютором.

Тьюторская компетентность - это компетентность современного педагога, позволяющая ему сопровождать индивидуальные образовательные программы

Тьюторский час - на нем выявляются удачи и неудачи в обучении, делаются открытия, формулируются предложения на будущее.

Тьюторство - практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.

Тьюторское сопровождение - это сопровождение процесса индивидуализации в образовательном пространстве.

ПОДХОДЫ К ТЬЮТОРСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Основной целью тьюторской деятельности в общеобразовательной организации является успешное включение ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду. Сегодня в нашей образовательной организации нет отдельной педагогической профессиональной должности - тьютора. Но реализацию целей и задач тьюторского сопровождения осуществляют работающие педагоги, педагоги-психологи, учитель-логопед, классные руководители. При этом важно учитывать наличие тьюторских компетенций у каждого педагога, позволяющих ему:

- сопровождать индивидуальные образовательные программы детей с ОВЗ;

- организовать и адаптировать жизненное пространство: рабочие места, места отдыха и другие места, где бывает ребенок;

- определять зону ближайшего развития обучающегося с особенностями развития, опираясь на его внутренние, скрытые ресурсы, дозирование нагрузки, адаптацию учебного материала, адаптацию учебных пособий.

Для успешного обучения детей с особенностями развития школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), с опорой на выявленные в ходе диагностики его дефициты и ресурсы, формулирует частные цели и задачи для тьютора, определяет необходимые условия его сопровождения (в каждом конкретном случае они будут разными, так как каждый ребенок уникален). Далее тьютор информирует ПМПк о ходе работы с ребенком, отслеживает динамику его развития.

Тьютор должен уметь видеть ресурсы и дефициты ребенка, чтобы найти вместе с ним пути решения возникающих в процессе обучения проблем. Есть множество различных диагностических методик, помогающих оценить возможности обучающегося. Но главным методом все равно остается наблюдение за ребенком, дополненное медицинскими сведениями, результатами обследования, личными данными о ребенке. В основном оцениваются такие параметры, как моторные навыки, навыки самообслуживания, навыки общения, речь, когнитивная деятельность, особенности поведения.

В своей деятельности тьютор ориентируется на:

- образовательный опыт обучающегося – возможность проб и исправления ошибок, признание их ценности;

- его инициатива в привлечении своих знаний и умений в дополнительных, не являющихся школьно-предметными областях знаний;

- любое, по своему содержанию активное действие ребенка как источник новых направлений в его образовательном движении;

- ситуация общения и установление личного контакта с обучающимся;

- воля и выбор обучающегося, его осмысленность по отношению к собственным действиям;

- коммуникация и позиционное самоопределение участников реальной ситуации деятельности.

Участие тьютора в жизни ребенка с ОВЗ осуществляется не продолжительное время, по мере развития его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с учителями, педагогами.

Эффективное достижение целей тьюторской деятельности в образовательной организации возможно при создании условий для:

- успешного обучения ребенка с ОВЗ;

- успешной его социализации;

- максимального раскрытия потенциала его личности.

Успешность включенности ребенка в образовательное пространство зависит от развития у него:

- когнитивной (познавательной) сферы: компетенций/ знаний и навыков;

- коммуникативной сферы: умения общаться;

- эмоциональной сферы: психологической адаптации к образовательной деятельности в классе, возникновения и сохранения положительного эмоционального настроя по отношению к процессу обучения и нахождению в образовательной среде;

При сопровождении ребенка с ОВЗ (группы детей) тьютор:

- совместно с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, учителем и при участии родителей ребенка участвует в составлении индивидуального образовательного плана (ИОП) и его регулярной корректировке;

- способствует обеспечению учебной дисциплины обучающимся (группой) и отслеживает режим посещения подопечными учебных занятий в соответствии с расписанием и ИОП, включающего дополнительные занятия (кружки, секции);

- создает образовательную развивающую среду для подопечного в рамках коллектива класса;

- взаимодействует с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, медицинскими работниками, другими специалистами по возникающим проблемам и их решению в образовательной деятельности и общении подопечного (группы);

- осуществляет организационную и методическую помощь учителю в обучении детей с особыми образовательными нуждами в инклюзивном классе;

- адаптирует учебную программу под соответствующие образовательные возможности обучающегося с ОВЗ;

- для выполнения образовательных задач использует приемы, методы и средства обучения, соответствующие уровню подготовки обучающегося с особыми образовательными нуждами;

- обеспечивает индивидуальное обучение обучающегося в соответствии с учебной программой класса в случаях, когда обучение в классе временно невозможно;

- по необходимости оказывает помощь обучающемуся в самообслуживании (туалет, перемещение по школе, питание);

- осуществляет связь с родителями (законными представителями), информирует о достижениях подопечного, советуется с ними, оказывает им консультативную помощь;

- ведет дневник наблюдений;

- ведет коррекционно-развивающую работу с подопечным при необходимости.

Необходимо особо отметить работу тьютора с семьями обучающихся с ОВЗ по следующему алгоритму деятельности:

– установление контакта с родителями вновь прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы;

– оказание эмоциональной поддержки;

– содействие в получении информации об особенностях развития ребенка и прогноза его развития;

– формирование адекватного отношения к своему ребенку, умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребенка, реализации стратегии помощи;

– формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребенка;

– проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.

ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Существуют общие этапы индивидуального тьюторского сопровождения:

- сбор информации о ребенке;

- анализ полученной информации и собственные наблюдения;

- совместная с другими специалистами выработка рекомендаций и составление индивидуального образовательного плана работы с ребенком;

- решение поставленных задач;

- анализ ситуации развития ребенка, корректировка стратегии.

Обозначенные этапы подходят для всех детей, поступивших в образовательную организацию. Дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем или особенностей в развитии ребенка.

Основные этапы сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательной организации в рамках инклюзивной практики.

Предварительный этап включает в себя получение запроса на сопровождение. Решение о необходимости сопровождения может осуществляться по заявлению родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и/или на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным индивидуальным образовательным маршрутом; встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций по индивидуальному образовательному плану (ИОП).

Этап знакомства и установления контакта. Далее происходит важный момент непосредственного знакомства и постепенное установление контакта с ребенком. Получив общие сведения, тьютор знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Важнейшим элементом данного диагностического этапа являются непосредственное наблюдение тьютора за ребенком, его окружением. Здесь важно разъяснить детали, касающиеся поведения ребенка, узнать об уровне развития его социально-бытовых представлений. Тьютору необходимо дать почувствовать родителям, что он заинтересован в работе с их ребенком и искренне нацелен на положительный результат.

Следует ознакомить родителей с функциональными обязанностями тьютора, где четко определены ответственность и обязанности сторон, в рамках общего договора между родителями и образовательной организацией.

На данном этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, расположением классов и кабинетов, спортзала, столовой, туалетов.

Адаптационный этап. На этапе адаптации идет повседневная, последовательная работа тьютора и обучающегося по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь, постепенное включение ребенка в различные учебные и внеучебные ситуации. Под адаптацией понимается также приспособление помещений образовательной организации, режима дня, учебных программ и методических пособий к нуждам ребенка с ОВЗ.

Сроки адаптации детей в образовательной организации очень разнятся и зависят от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Они варьируются в пределах нескольких месяцев, у некоторых детей могут растягиваться до года. Период адаптации значительно сокращается у детей, которые посещали дошкольные образовательные учреждения.

На этом этапе тьютор осознает составляющие и особенности задач, стоящих перед ребенком с ОВЗ, и потенциальные возможности их решения, определяет позитивные и негативные факторы, влияющие на ситуацию. Ведется индивидуальная работа с ребенком по формированию личностной мотивации к обучению, проводятся тьюторские часы.

Основной этап. Освоившись в новой среде, при условии постоянного получения положительной эмоциональной поддержки, ребенок с ОВЗ переходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения. Это этап взаимодействия с ребенком по поводу и в ходе обучения, оценка первых результатов. Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения. Здесь важно поддерживать мотивацию ребенка, дать ему возможность почувствовать свои успехи. Помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности. На данном этапе проводятся диагностика в процессе обучения и наблюдения в ходе внеурочной деятельности, дается анализ и оценка первых результатов, оценка ресурсов и дефицитов в интеллектуальной, коммуникативной и других сферах деятельности ребенка, при необходимости вносятся корректировки в ИОП.

На каждом этапе тьютор информирует родителей и всех участников образовательной деятельности об успехах и неудачах в обучения и социализации ребенка, проводит мониторинг усвоения содержания обучения, анализ результатов сопровождения.

Завершающим этапом, если это возможно при определенном статусе ребенка с ОВЗ, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности в образовательной деятельности с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.

ОСОБЕННОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

По причине неоднородности категории детей с ОВЗ уровень сопровождения и задачи сопровождения таких детей в образовательной организации также будут различными. Дети с ОВЗ очень уязвимые дети, особо нуждающиеся в спокойной, доброжелательной, ритмичной обстановке. Им требуются особые методики преподавания и адаптация учебного материала, особая организация образовательной деятельности в связи с учетом особенностей развития:

– специфика восприятия (позднее включение, рассеянность внимания, проблемы с запоминанием и т.п.), снижение памяти и внимания, нарушение волевой регуляции;

– нарушение работоспособности (астенические проявления, неравномерность, перепады), истощаемость психических процессов;

– недостаточность знаний и представлений об окружающем мире;

– отсутствие бытовых навыков (неумение манипулировать школьными инструментами, неопрятность и др.);

– физические особенности (дефекты зрения, слуха, невозможность долго находиться в сидячем положении, пониженный/повышенный мышечный тонус и т.п.);

– особенности поведения, эмоциональная неустойчивость, заниженная самооценка; иждивенческие установки; повышенная эмоциональная привязанность к родителям (значимому взрослому).

В целом у всех детей с ОВЗ снижены характеристики по скорости, точности и полноте восприятия, им нужно больше времени на то, чтобы понять инструкции и выполнить их.

Для всех детей, а для обучающихся с ОВЗ особенно, крайне важна похвала, положительная оценка достижений и успехов, прорисовка положительной перспективы, повышение самооценки.

Еще больше, чем другим обучающимся, для успешной интеграции детям с ОВЗ необходимы мотивация, прилежание, усидчивость. Обучение грамотному распределению времени является важным аспектом сопровождения.

Важно сформировать реальное представление самого обучающегося о его дефицитах и возможных проблемах в освоении учебного материала, а главное – о путях решения этих проблем.

Нужно постоянно стремиться к повышению у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений и успехов в учебе и повседневной жизни. С другой стороны, очень важно не помогать излишне, поощрять самостоятельность, формировать у ребенка активную жизненную позицию, веру в себя и свои силы.

В связи с тем, что общий темп обучения у ребенка с ОВЗ снижен, ему необходимо предоставлять более широкий спектр возможностей для выполнения заданий, модифицировать их, исходя из потребностей ребенка. Часто требуется дополнительное объяснение содержания задания, проверка его понимания. Отдельные виды упражнений и заданий, объемные тексты следует упростить, придать другую структуру, по-другому сформулировать, сократить или разбить на несколько частей, на этапы работы над ними.

Так как обучающиеся с ОВЗ должны прилагать много усилий, чтобы следовать темпу класса, и в связи с этим быстрее утомляются, целесообразно разработать с ними эффективную методику образовательной деятельности. Умение хорошо обобщать, придавать учебному материалу структуру, выделять основное и второстепенное является важным вспомогательным средством.

Особое внимание надо уделять возможности восприятия материала по различным сенсорным каналам, активно используя наглядные пособия, образы, схемы, интерактивные технические средства.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И ФОРМЫ ИХ ФИКСАЦИИ

Результатами работы тьютора в образовательной организации являются:

- адаптация обучающегося к образовательной среде, изменение егоповедения;

- развитие коммуникативных способностей обучающегося;

- динамика личностного, когнитивного, эмоционального, творческого развития обучающегося, развитие самостоятельности обучающегося.

Фиксация результатов работы тьютора отражается в портфолио обучающегося и в дневнике наблюдений тьютора.

Таким образом, тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство образовательной организации.

2.Кузьмина Е.В. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику. Методические рекомендации. – М.: МГППУ, 2012. – 57 с.

Читайте также: