Как работает поисковая система яндекс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Яндекс – это самая популярная и продвинутая поисковая система в русскоязычном сегменте интернета, нацеленная не только на помощь в нахождении информации, но также продвижение бизнеса в интернет-среде. Яндекс предлагает автоматизированный поиск интернет-ресурсов по ключевым словам, а также ряд вспомогательных сервисов.

Как работает поиск в Яндексе

Индексация сайтов в Яндексе автоматизирована. С каждым годом алгоритмы усложняются, что позволяет избежать мошеннических методов продвижения сайтов и очистить выдачу от мусора. Система учитывает более 800 критериев для ранжирования и отфильтровывания страниц. Кроме автоматических механизмов определения релевантности сайтов, существует и ручная модерация, а также работа асессоров.

Для удобства на Яндексе созданы специализированные разделы – Видео, Фото, Маркет, в каждом из которых есть свой поиск материалов соответствующего формата. Общая поисковая строка, как правило, выдаёт подборку разнообразного контента, в том числе, картинки, видеоролики и толковые страницы из словарей и Википедии.

Принципы ранжирования в Яндексе

В топ выдачи поисковой системы выходят сайты с проработкой на всех уровнях:

  • Высокая техническая подготовка – сайт должен быстро прогружаться, быть интуитивно понятным и качественно отформатированным, в том числе с обозначением метатегов и перелинковкой.
  • Актуальность информации. Тексты на сайте должны быть релевантными, информативными и достоверными. Также учитывается их высокая уникальность и тошнота по слову в пределах 1-5%.
  • Адаптивность. Поскольку мобильный трафик сегодня занимает большую долю в сравнении с десктопным, в приоритет выдачи попадают сайты с развитыми мобильными версиями.
  • Поведенческий фактор. Отображение выдачи ориентировано на геолокацию, индивидуальные особенности пользователя, время, проводимое за изучением контента и пути перехода по страницам.
  • Ссылочная масса. Яндекс принимает во внимание авторитет донорской площадки, а также равномерность прироста количества ссылок. Резки скачки их числа подводят продвигаемый ресурс под фильтр.

Основные сервисы Яндекса

Основные разделы ПС Яндекс для пользовательского сегмента:

Сервисы Яндекса в помощь веб-мастерам предлагают:

  • Директ – сервис для настройки контекстной рекламы.
  • Вордстат – позволяет определять рейтинг ключевых слов для наполнения сайтов.
  • Метрика – демонстрирует динамику основных показателей площадки – посещаемость, поведение посетителей.
  • Вебмастер – позволяет обнаруживать вредоносный код и отслеживать индексацию страниц.

Система Яндекса делает жизнь пользователей и предпринимателей комфортной и позволяет всегда держать под рукой все необходимые инструменты.

Чтобы ваш сайт начал отображаться в результатах поиска, Яндекс с помощью роботов должен узнать о его существовании.

— это система, которая обходит страницы сайтов и загружает их в свою базу. У Яндекса есть множество роботов. Сохранение страниц в базу и их дальнейшая обработка с помощью алгоритмов называется . На основе загруженных данных формируются результаты поиска. Они регулярно обновляются, и позиции сайта могут меняться.

До того, как сайт попадет в результаты поиска, должно пройти несколько этапов:

Этап 1. Обход сайта

Робот самостоятельно определяет, какие сайты и как часто нужно посещать, а также какое количество страниц следует обойти на каждом из них.

Чтобы страница не выпала из поиска, настройте сервер так, чтобы он отвечал кодом 429. Робот обращаться к странице и проверять код ответа. Это может быть полезно, если из-за неполадок с CMS страница сайта выглядит некорректно. После исправления измените ответ сервера.

Примечание. Если страница будет отвечать кодом 429 продолжительное время, это будет указывать, что сервер испытывает затруднения с нагрузкой. Следовательно это может снизить скорость обхода сайта.

Чтобы страница не выпала из поиска, настройте сервер так, чтобы он отвечал кодом 429. Робот обращаться к странице и проверять код ответа. Это может быть полезно, если из-за неполадок с CMS страница сайта выглядит некорректно. После исправления измените ответ сервера.

Примечание. Если страница будет отвечать кодом 429 продолжительное время, это будет указывать, что сервер испытывает затруднения с нагрузкой. Следовательно это может снизить скорость обхода сайта.

Как переиндексировать сайт — позволяет сообщить о новой странице сайта или об обновлении уже участвующей в поиске странице.

Региональность — помогает роботу правильно определить регион сайта и показывать его по геозависимым запросам .

Проверка ответа сервера — показывает, доступна ли для робота страница, которая должна быть проиндексирована.

Этап 2. Загрузка и обработка данных (индексирование)

Текст, изображения и видео. Если робот определит, что контент нескольких страниц совпадает, он может признать их дублирующими.

Как переиндексировать сайт — позволяет сообщить о новой странице сайта или об обновлении уже участвующей в поиске странице.

Этап 3. Формирование базы страниц, которые могут участвовать в поиске

На основе собранной роботом информации алгоритмы определяют страницы, которые могут участвовать в результатах поиска. При этом алгоритмы учитывают множество факторов ранжирования и индексирования, благодаря которым принимается окончательное решение. Например, в базу не попадут закрытые от индексирования страницы или страницы-дубли.

Возможна ситуация, когда страница содержит оригинальный, структурированный текст, но алгоритм не добавляет ее в базу, так как вероятность ее попадания в зону видимости на поиске очень низкая. Например, из-за невостребованности пользователями или высокой конкуренции в данной теме.

Чтобы узнать о появлении в результатах поиска поддомена сайта, подпишитесь на уведомления.

В прошлой статье мы рассмотрели наиболее интересные технологии Яндекса, применяемые для обеспечения качественного поиска в интернете. Теперь разберем более подробно, как устроена поисковая машина Яндекса. Что же происходит после того, как пользователь вводит запрос в строку поиска?

yandex_search.jpg

MatrixNet

Технология поиска Яндекс устроена сложно. Поисковая выдача формируется на основе формулы ранжирования, построенной на нескольких сотнях факторов, каждый из которых может включаться с индивидуальным коэффициентом, а также в различных комбинациях с прочими факторами.

Формула ранжирования — это функция, построенная на множестве факторов, при помощи которых определяется релевантность сайта поисковому запросу и его очередность в выдаче

Для обеспечения качественного поиска факторы и коэффициенты в формуле ранжирования должны регулярно обновляться. Построением такой формулы в Яндексе занимается MatrixNet (Матрикснет) - метод машинного обучения, введенный Яндексом в 2009 году с целью сделать поиск более точным.

Основная его особенность заключается в том, что он устойчив к переобучению и позволяет построить сложную формулу ранжирования с десятками тысяч коэффициентов, которая учитывает множество различных факторов и их комбинаций без увеличения количества асессорских оценок и опасности найти несуществующие закономерности.

search_2.jpg

Архитектура поиска

Ежедневно пользователи посылают Яндексу десятки миллионов запросов. Для формирования ответа под какой-нибудь один запрос поисковой машине необходимо проверить миллионы документов, определить их релевантность и упорядочить при помощи формулы ранжирования так, чтобы наиболее подходящие страницы сайтов оказались вверху выдачи. Для ускорения этого процесса Яндекс использует заранее подготовленные данные — индекс.

Индекс — база поисковой системы, содержащая сведения о запросах и их позициях на страницах сайтов в сети. Индекс формируется поисковым роботом, который обходит сайты и собирает информацию с заданной периодичностью.

Размер индекса в поиске огромен, чтобы быстро обработать такой объем данных используются тысячи серверов, объединенные в кластеры.

search_3.jpg

Использование индекса в качестве источника данных, многостадийный подход к формированию ответа и дублирование данных позволяют Яндексу обеспечивать поиск за доли секунды.

Оценка качества поиска

Помимо скорости поиска не менее важно и его качество. Для этого у Яндекса существует система оценки качества поиска, которая также помогает улучшить это качество.

Релевантность – свойство документа, определяющее степень его соответствия поисковому запросу. Вычисляется на основе формулы ранжирования.

Релевантность документа поисковому запросу вычисляется на основе формулы ранжирования – функции от множества факторов. Сейчас в Яндексе более 800 различных факторов, таких как возраст сайта, региональная привязка, взаимодействие пользователей с сайтом (поведенческий фактор), уникальность контента и т.д. В случае с персонализированным поиском релевантность документа зависит непосредственно от предпочтений пользователя, отправившего запрос.

Формула ранжирования постоянно обновляется, так как меняются потребности пользователей и индекс поисковика. Для ее обновления применяется методы машинного обучения. На основе экспертных данных выявляются зависимости между характеристиками документов и порядком их включения в выдачу, которые вносятся в формулу для ее корректировки.

Оценка качества поиска — удовлетворенность пользователей результатами поиска и порядком их следования.

Экспертными данными для машинного обучения являются оценки асессоров, которые также применяются для оценки качества поиска.

Асессоры — специалисты, оценивающие по ряду критериев релевантность представленного в выдаче документа поисковому запросу.

Асессоры оценивают поисковые результаты в выдаче по ряду критериев, которые позволяют определить, присутствует ли на сайте полный ответ на запрос, является ли сайт брендовым, не переспамлен ли текстовый контент и т.д. В основном асессоры работают с наиболее популярными поисковыми запросами (порядка 150 тыс.), при этом оцениваются первые 30 позиций выдачи. Это наиболее авторитетная оценка, так как ее проводит человек, а не машина, т.е. сайт получает оценку с точки зрения пользователя.

Актуализация и улучшение правил ранжирования в комплексе с оценкой качества поиска помогают Яндексу формировать выдачу, соответствующую ожиданиям пользователей.

Чтобы постоянно перенаправлять посетителей, попадающих на сайт, и поисковики на адрес, отличный от запрашиваемого, используется метод 301-го редиректа. Когда сервер отвечает таким образом, это говорит о том, что страница перемещена и предыдущий url больше не актуален. Пройдет переиндексация, после которой поисковикам станет понятно, по какому адресу вы собираетесь вести своих посетителей, и они начнут его демонстрировать. Примечательно, что редирект позволяет сделать потерю преимуществом и усилить поток трафика на свою площадку. Но к этому мы еще вернемся, а пока небольшое вступление.

Для работы со ссылочной массой и составления стратегий продвижения важно классифицировать ссылки. Существует несколько основных типов, на­пример вечные и арендованные, естественные и SEO-ссылки, ссылки, которые зависят от донора, и другие. Эта классификация является основой для разработки ссылочной стратегии. Определить тип ссылки просто, об этом и поговорим в статье.

Алгоритм работы поисковых систем при подготовке результата на запрос

  • получение запроса, сформулированного пользователем;
  • лингвистический анализ, трактовка морфологии, снятие омонимии, дополнение синонимами, определение тематики запроса;
  • поиск в индексе страниц с релевантным содержимым, которые подходят под тематику и ключевые слова запроса;
  • построение порядка выдачи, то есть ранжирование с учетом множества факторов;
  • передача готового результата поиска пользователю.

Поиск связанной по смыслу информации

Благодаря высокой производительности оборудования, использованию распределенных вычислений эти операции проводятся за доли секунды, после чего формируется поисковый запрос для последующей обработки поисковой системой. Естественно, что он претерпевает значительные изменения для более полного охвата тематики и максимального удовлетворения интереса пользователя.

Язык формулирования запроса к поисковым машинам называется информационно-поисковым. В его составе логические операторы, морфология языка, регистр слов, префиксы обязательности, возможность учета расстояния между словами и расширенного поиска. Подобное представление запроса требуется для более быстрой выборки по обширным базам данных.

Принудительное сужение или расширение круга поиска при формировании запроса

Очевидно, что расширение поиска для пользователя нужно не всегда, и, если он помнит дословно фразу из нужного ему документа, вряд ли ему понравится то, что на первой странице выдачи появится релевантная информация, собранная по синонимам к запросу. Поэтому для поисковых систем существуют общие правила (с некоторыми нюансами для каждой из них) формирования запроса, при помощи которых ей можно указать, какая именно конкретика интересует пользователя.

Так, для сужения или, наоборот, расширения круга поиска в определенной области следует придерживаться таких правил формирования поискового запроса.

Освоив на практике и немного потренировавшись с использованием этих правил формирования поискового запроса, можно быстрее находить нужный материал и избавить себя от просмотра информации, близкой по семантике, но не имеющей важности в конкретном случае.

Принципы ранжирования результатов поиска

После передачи запроса на выполнение поиска по индексу на его основе строится выборка из базы, содержащая ссылки на страницы, которые полностью удовлетворяют всем заданным условиям. Как правило, эта выборка весьма внушительна даже для продуманно составленных поисковых фраз и может содержать сотни и тысячи страниц. Выдать ее в таком необработанном виде пользователю – значит обречь его на сложный ручной поиск и анализ наиболее подходящего результата. Поэтому после формирования выдача ранжируется по достаточно сложной технологии.

Ранжирование, или сортировка ссылок на страницы в Интернете, в порядке убывания их полезности для пользователя – это достаточно сложный и постоянно совершенствующийся процесс. Его главная задача – дать потребителю максимально полезную информацию, которая полностью ответит на его запрос.

Современные алгоритмы ранжирования способны учитывать тысячи различных параметров, начиная от статистических характеристик текста и заканчивая поведенческими факторами на сайте и его смысловым наполнением.

Весь процесс сортировки страниц по соответствию поисковой фразе делится на два этапа:

  1. Отбираются наиболее релевантные страницы сайта, информация с которого должна попасть в выдачу.
  2. Выбранные страницы еще раз сортируются по релевантности запросу.

Такой подход обеспечивает попадание в конечную выдачу обычно не более одной страницы с веб-ресурса, что облегчает для пользователя задачу выбора наиболее интересного сайта из нескольких. В противном случае страницы с одного тематического ресурса могли бы заполнить всю выдачу. Однако в некоторых ситуациях пользователь может заметить в выдаче несколько страниц с одного сайта.

Конечное численное значение релевантности, которое используется в сортировке, определяется по сложным формулам и алгоритмам, которые в большей части известны только компании – владельцу поисковой системы. Также на ранжирование влияет и региональная принадлежность ресурса, что особенно актуально для коммерческих запросов.

После завершения предварительной сортировки отобранные страницы проходят еще через ряд более строгих фильтров, среди которых есть и система санкций, понижающих значимость страницы в выдаче. Санкции, или пессимизация, могут применяться как к ресурсам целиком, так и к отдельным страницам за нарушение правил публикации контента, плагиат, использование технологий накрутки и ряд других факторов.

После завершения всех этапов алгоритма определения релевантности найденные страницы сортируются от более релевантных к менее релевантным и отправляются пользователю на экран в виде выдачи поисковой системы.

Факторы ранжирования

Стоит отметить, что поисковые системы не раскрывают до конца все критерии ранжирования сайта и технологии определения релевантности. Даются лишь общие рекомендации, главная суть которых – улучшение качества контента, его содержательности и полезности для конечного пользователя. К числу основных факторов относятся следующие:

  • внутренние – текст, его оформление, графические элементы, перелинковка внутри сайта;
  • внешние – ссылки на страницы сайта с других ресурсов, активность в социальных сетях (лайки, ретвиты, репосты и др.);
  • поведенческие – показатель отказов, время пребывания на сайте, глубина просмотра и т. д.

Читайте также: