План урока по биологии 6 класс пономарева

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: Засушенные листья, гербарные экземпляры листьев с жилкованием, таблицы: “Строение листа внешнее и внутреннее”, микроскоп с микропрепаратами, авторские дидактические карточки.

МЕТОДИКА

I. Урок начинается с повторения пройденного материала. Ученик рисует на доске главные части растения.

Задается вопрос всему классу: что является главными частями растения? Этот вопрос и ответы связывают предыдущий материал и новый. Учитель подводит итог повторению:

  1. Мы с вами изучили строение корня и почки.
  2. Сегодня знакомимся со строением листа.

Здесь учитель дает историческую справку и переходит к новому материалу.

II. И так: лист-часть побега, всегда занимающее боковое положение.

Лист в переводе с греческого означает пластинка. И действительно листья похожи на тонкие пластинки. Они имеют следующее строение. 1 – листовая пластинка, 2 черешок, 3 – прилистник, 4 – основание листа, 5 – жилки.

Таким образом, лист состоит из листовой пластинки и черешка. Листья которые имеют черешок называются черешковые, (пишется слово на доске) но есть листья имеющие другое строение они называются сидячими. (рисуется и пишется на доске)

Вопрос к классу: чем различаются черешковые и сидячие листья? Ученики отвечают на вопрос и на гербарном экземпляре находят такие листья и называют их (это промежуточное закрепление материала). Также можно проводить закрепление на комнатных растениях (например: алое, бегония)

Учитель продолжает вести урок, рассказывая о размерах листьев, обращая внимание учеников на комнатные растения (монстера – до одного метра, бегония – до двадцати см.)

Кроме того, листья делятся на две группы: простые и сложные.

Простые листья: 1 – сирень, 2 – яблоня, 3 – клен,5 – одуванчик.

Сложные листья: 4 – клевер, 6 – шиповник, 7 – малина, 8 – земляника, 9 – люпин.

Вопрос к классу: чем отличаются простые и сложные листья? Учитель подводит итог, что простые и сложные листья отличаются количеством листовых пластинок. (Ученики ищут простые и сложные листья на гербарных экземплярах)

Далее учитель направляет внимание учеников на жилкование листьев. Ученики рассматривают засушенные листья с внутренней стороны, выделяют центральные и боковые жилки. Некоторые ученики обращают внимание, что боковых жилок нет. Подводит итог учитель: жилкование листьев бывает трех видов: сетчатое, параллельное и дуговое. Закрепляется материал на комнатных растениях.

Затем учитель вспоминает вместе с учениками пройденный материал по классам однодольных и двудольных растениях. На доске чертится таблица.

Ученики вспоминают какие признаки этих классов растений они уже знают. (ответы учеников с места) А теперь мы добавляем к таблице еще один признак: у однодольных растений листья с параллельным или дуговым жилкованием, а у двудольных – с сетчатым. Затем проводится фронтальная работа по дидактическим карточкам (1. подписать сложные простые листья. 2. подписать жилкование листьев.) Дидактические карточки остаются на столе. (Дидактическая карточка – Приложение 1.doc )

Затем учитель обращает внимание на расположение листьев на стебле.

Учитель продолжает урок. Лист – это “волшебная фабрика”, где под действием света происходят чудеса, которым бы могли позавидовать средневековые алхимики. В листе на свету, из воды и углекислого газа образуются органические вещества. Это явление называется фотосинтезом (написать на доске). Определение найдите в учебнике на странице 67 § 18.

Лист имеет сложное внутреннее строение. Ученики готовятся рассматривать микропрепараты под микроскопом. (одного ученика спрашивают правило пользования микроскопом – ответ оценивается) Ученики рассматривают “срез листа герани”. Учитель обязательно имеет один два контрольных микроскопа для просмотра учащимися у которых не получается рассмотреть микропрепарат самостоятельно. После просмотра микропрепаратов учитель обращает внимание учеников на таблицу. Ученики сравнивают изображение на таблице и под микроскопом. Продолжая урок, учитель называет слои внутреннего строения листа:

  1. Эпидерма (какой функцией она обладает? Из каких клеток состоит? Найти в учебнике § 18 стр. 67.)
  2. Далее рассматриваем мякоть листа на таблице. Она состоит из зеленых клеток: а) столбчатая ткань, б) губчатая ткань – все это мякоть листа. (Найти в учебнике § 18 стр. 68. Какой функцией обладает мякоть листа?)
  3. На нижней стороне листа тоже расположен эпидермис, но между этими клетками есть особые клетки – устьица. (Пишется на доске. Учебник § 18 стр. 66 последний абзац.)

На рисунке 49 в § 18 учебника рассматривается из чего состоят устьица (отвечает 1-2 ученика).

III. Заключение.

Итог подводят учитель и ученики вместе.

Учитель: Лист – это…

Ученики: Часть побега.

Учитель: Лист состоит из…

Ученики: Черешка и листовой пластинки.

Учитель: листья бывают…

Ученики: простые и сложные.

Учитель: Жилкование листьев бывает…

Ученик: Сетчатое, дуговое, параллельное.

Учитель Лист выполняет функции…

Ученик: фотосинтеза, газообмена, испарения.

Учитель Лист сверху покрыт…

Учитель: мякоть листа состоит из …

Ученик: столбчатой и губчатой ткани.

Учитель на нижней стороне листа расположены…

Ответы учеников оцениваются.

Таким образом задачи поставленные в начале урока достигнуты домашнее задание § 18. Задание в тетради на печатной основе. Листочки с дидактическими карточками сдать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

с 3 по 18 уроки при 2 часовом преподавании биологии в 6 классе по УМК Пономаревой И.А.

Урок №3 Тема: Особенности внешнего строения растений.

Цель урока: сформировать представление о высших растениях и их отличиях от низших, познакомить учащихся с многообразием и внешним строением цветковых растений, дать представление о вегетативных и генеративных органах растений.

Ключевые слова и понятия: высшие растения, низшие растения, цветковые растения, орган, вегетативные органы, генеративные органы, корень, побег, стебель, лист, цветок, плод, семя, почка;

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний, умений, навыков.

А) Беседа по вопросам:

1. На какие науки делится наука биология?

2. Какова роль растений и в жизни человека?

3. Какова роль растений в природе?

1. Что не является царством живой природы:

2. Ботаника она из древнейших биологических наук. Она возникла в

3. Возбудителями туберкулеза являются

а) паразитические животные

г) ядовитые растения

В) Работа по карточкам.

Карточка № 1 Структура науки биологии

Предмет изучения

Изучение нового материала (с.13-16 учебника)

Рассмотрим разнообразие растений по строению их тела.

Низшие растения – тело не расчленено на органы.

Растения, тело которых образовано органами (прежде всего стеблями с листьями), называют высшими растениями, или листостебельными. К ним относятся мхи, папоротники, хвощи, плауны, семенные растения.

Органы — это части организма растения, выполняющие в нем определенные функции и имеющие особое строение. (Схема с.12 – в тетрадь)

Корень и побег — главные вегетативные органы растения.

Побег — это орган, в котором различают стебель, листья и почки. Вот почему побег можно рассматривать как особую систему, состоящую из отдельных, но взаимосвязанных частей. Хотя стебель, листья и почки — это части побега, их часто тоже называют органами растения.

Растения с помощью отдельных частей вегетативных органов могут осуществлять рост и вегетативное размножение.

Некоторые растения имеют на побегах специальные образования, в которых развиваются особые мелкие клетки — споры, с помощью которых растения (водоросли, мхи, папоротники) размножаются вегетативным (бесполым) путем и расселяются по земной поверхности.

Побеги, содержащие только вегетативные органы, называют вегетативными, а побеги, имеющие генеративные органы, называют генеративными.

Растения, образующие семена, называются семенными. Семенные растения, образующие цветки, называются цветковыми.

Закрепление: прочитать выделенный текст на стр. 16, выполнить задания к параграфу 2 в рабочей тетради №1

Домашнее задание: §2, отв. на вопр. 1 с.16, задание 3 на с. 6 в рабочей тетради №1

Контроль знаний

1.О многообразии жизненных форм растений, о продолжительности жизни растений, о происхождении культурных растений, об умении различать жизненные формы растений (фронтальный опрос с использованием дид. карт )

Цель: познакомить с правилами поведения в кабинете, правилами техники безопасности. Дать представление о месте биологии в системе естественных наук, структуре науки биологии, познакомить с основными биологическими дисциплинами, дать понятие о царствах живой природы, о многообразии живых организмов. Сформировать представление об основных свойствах жизни. Дать общее представление о характерных особенностях, объединяющих растительный мир. Показать многообразие растений на Земле, их связь с окружающей средой. Дать представление о значении растений в природе и жизни человека.

Ключевые понятия и термины: биология, царство, ботаника, культурные растения, дикорастущие растения, многолетние, двулетние и однолетние растения, жизненная форма, декоративные растения, лекарственные растения

Тип урока: изучение нового материала.

2.Рассказ учителя о правилах поведения в кабинете и технике безопасности

3.Изучение нового материала

Биология—наука о живых орг-мах, их строении, жизнедеят-ти.

Первые живые орг-мы появ-сь на Земле более 3,5млрд. лет назад. Они имели простое строение и представляли собой одиночные маленькие клетки, не имеющие ядра, их наз-ли доядерными или прокариотами. . Позднее возникли более сложные одноклеточные, а затем многоклеточные орг-мы. Это ядерные орг-мы, или эукариоты. Все живые сущ-ва отлич-ся по своим св-вам. В связи с этим их делят на большие группы, кот. наз-ся Царствами.

Царство—очень большая группа орг-мов, обладающих сходными признаками строения, питания и жизни в природе.

Выд-ют несколько царств живых орг-мов: Животные, Растения, Грибы, Бактерии, Вирусы

Все живые орг-мы обладают св-вами: дыхание, питание, размножение, рост, развитие, раздражимость, обмен веществ, смерть. Все живые орг-мы состоят из клеток.

В 6кл вы будете изучать царства: Растения, Бактерии, Грибы.

Знакомство с биологией в школе нач-ся с изучения царства растений.

Наука, изучающая царство растений—ботаника (от греч. Ботане—трава, растение)

Основоположником ботаники считается древнегреческий учёный Теофраст, кот. собрал и объединил разрозненные знания о растениях в единое целое.

Читаем учебник стр.5 выделенный шрифт.

Культурные растения—растения, выращиваемые чел-ком для удовлетворения своих потреб-тей. Они происходят от дикорастущих растений. Рис.3 стр.6

Дикорастущие растения—растения, кот растут, развив-ся и расселяются без помощи чел-ка Рис.4 стр.6

Многолетние растения—растения, живущие много лет

Однолетние растения—растения, живущие не более 1 года

Двулетние растения—растения, живущие 2 года

Структура науки ботаники

Внутреннее строение растений

Внешнее строение растений

Процессы, происходящие в растении

Строение и значение растительных сообществ

Сорта растений и их св-ва

Хим-ий состав растений

Связь растений с окружающей средой

Общий внешний облик растений наз-ют жизненной формой. У растений их несколько: дерево, кустарник, кустарнички, травы

Пр-ры стр.9 учебника

Читаем стр. 9 учебника выделенный шрифт

Микология—наука, изучающая царство грибов.

Микробиология—наука изучающая микроорг-мы

Большинство растений имеют зелёный цвет, сл-но, способны к фотосинтезу, т.е. способны превращать энергию солнца в энергию органич-х в-в. Они яв-ся источником пищи для всех остальных орг-мов. В процессе фотосинтезе растения поглощают СО2 и выделяют О2, необходимый для дыхания др. живых орг-мов. Кроме того растения яв-ся местообитанием и убежищем для многих животных. Животные используют растения не только как пищу, но и как лекарство от болезней.

Значение растений (самостоятельная работа) стр.10 учебника.

Цель: Познакомиться с растениями на территории школы, научиться различать жизненные формы, пронаблюдать осенние явления, происходящие с растениями.

Унылая пора, очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото, одетые леса…

Какие жизненные формы растений вы встретили на экскурсии?Какие изменения происходят с деревьями кустарниками и травами осенью?Приведите примеры цветковых растений произрастающих в Республике Бурятия.Приведите примеры голосеменных растений произрастающих на территории.Какие факторы среды оказывают влияние на наблюдаемые вами растения?

5.Подведение итогов урока

Найти информацию о растениях, кот. сыграли важную роль в истории стран или в судьбах людей. Подготовить доклад, оформить его и сдать

2. Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений.

Тип урока: комбинированный

1. Организация начала урока.

3. Изучение нового материала урока.

1. Царства живой природы и науки(запись в тетради):

2. Растение – живой организм.

Орган – это часть организма, имеющая определенное строение и выполняющая определенную функцию.

Вегетативные органы : корень, побег(стебель, листья и почки). Обеспечивают питание, рост, развитие, обмен веществ и бесполое(вегетативное) размножение с помощью вегетативных органов.

Генеративные органы: цветок (тычинка и пестик), плод и семя.. Обеспечивают половое размножение. В цветке формируются плоды с семенами.

3. Низшие и высшие растения.

Все растения, тело которых не расчленено на отдельные органы, то есть которые не имеют корней, стеблей и листьев, называют низшими(водоросли).

Все растения, тело которых состоит з отдельных органов, называют высшими(мхи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые растения).

4. Семенные цветковые и хвойные растения. Споровые растения.

Споровые – водоросли, мхи, папоротники, плауны и хвощи. Спора – специализированная клетка, обеспечивающая бесполое размножение некоторых групп растений.

Семенные – цветковые и хвойные. У хвойных семена формируются в шишках, у цветковых – внутри плода. Семья – орган полового размножения и расселения растений.

5. Значение растений в природе и для человека:

-сырье для промышленности;

-образование из древних папоротникообразных и мхов топлива.

Цель: познакомиться с внешним строением цветкового растения и спорового растения, научиться распознавать их вегетативные и репродуктивные органы.

Оборудование: 1) растение пастушья сумка, орленок

1. Рассмотрите растение пастушью сумку, орленок.

- корень и побег, определите их размеры;

- цветки и плоды, определите их размеры, форму, окраску и количество;

- вскройте плод, что находится внутри?

Оформление результатов: зарисуйте внешний вид растений;

пользуясь текстом учебника, подпишите вегетативные органы зеленым цветом, а генеративные - красным.

Вывод: у цветковых растений есть следующие органы…, а у споровых растений имеются следующие органы

Вопросы на странице 5 устно.

4. Домашнее задание.

Пар. 2, Рт. Стр. 2-5

3. Условия жизни растений.

Продолжить формировать знания о многообразии растений и их роли в природе и жизни человека

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Вводная часть (3-10мин)

Приветствие. Проверка отсутствующих.

Основная часть (30 мин)

Изучение новой темы.

Решение познавательной задачи

(Объяснительный рассказ с элементами беседы, работа с учебником и живыми объектами)

Среда обитания – все условия живой и не живой природы, при которых существует организм и с которыми он непосредственно взаимодействует

На Земле выделяют четыре основные среды обитания:

Какие бывают среды обитания?

Среда, образуемая самими живыми организмами

Учитель. Какую среду занимают растения?

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии в 6 классе по теме "Плоды и их классификация" по учебнику "Биология 6 класс" И.Н. Пономарева, О.А. корнилова, В.С. Кучменко. Урок закрепления полученных знаний, через выполнение практичнской работы.

Составитель: учитель биологии, химии Захаренко Елена Николаевна

Предметно – дидактическая цель: формирование условий для усвоения учащимися знаний строения и функции плодов, классификация и виды плодов, распространение семян и плодов.

- Деятельностная цель: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.

Ожидаемые результаты:

- обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;

- ответственно относятся к выполнению учебных задач;

- демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

- завивают умения работать в паре.

Метапредметные:

- ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ним;

- выдвигают простейшие гипотезы;

- выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение. Высказывают суждения, аргументируют их;

- работают с информацией и преобразуют её;

- находят причинно – следственные связи;

- оценивают свою работу своих одноклассников.

- знают строение плода, его функции;

- умеют классифицировать плоды, приводить примеры различных видов плодов.

По ведущей дидактической цели: урок закрепления полученных знаний, через выполнение лабораторной работы.

По способу организации деятельности: индивидуально – групповой.

По ведущему методу обучения: практический

Основной: проблемно – поисковый (решение проблемных задач).

Дополнительные:

- словесные (беседа, диалог);

- наглядные (работа с рисунками, схемами, коллекциями);

- практические (выполнение практической работы);

- дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение);

Основные вопросы:

- Строение и функции плода, классификация плодов, распространение семян и плодов.

Ключевые слова и понятия: плод, семя, соплодие, околоплодник, простые и сборные плоды, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, вскрывающиеся и невскрывающиеся плоды; яблоко, ягода, костянка, многокостянка, зерновка, семянка, орех, желудь, коробочка, боб, стручок, крылатка, тыквина, земляничина (фрага), гесперидий (померанец).

Средства обучения:

М.: Вентана - Граф .2016 г;

- Инструктивная карта урока

Оборудование:

- свежие, сухие и консервированные плоды винограда, яблони, гречихи, овса, подсолнечника, гороха, редиса, малины, сливы.

Ход урока: (технологическая карта)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент

Приветствует учеников: Здравствуйте!

Рада приветствовать вас. Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением приступим к изучению темы урока.

Ребята! Сегодня у нас необычный урок – урок-исследование.

Сегодня мы снова побудем настоящими учеными исследователями, которые раскрывают тайны окружающего мира.

Ребята, напомните мне какими умениями и качествами должен обладать настоящий ученый – исследователь?

Читайте также: