Как проявляется взаимосвязь духовного телесного социального и биологического начал в человеке кратко

Обновлено: 06.07.2024

Человек - живая система, представляющая единство природного и социального, телесного и духовного, наследственного и приобретенного в процессе жизни. Только учитывая все эти характеристики, можно понять целостность человека.

Несомненно, человек есть природное существо. В качестве такового он наделен природными задатками, влечениями, инстинктами. Человек генетически наследует специфически человеческое строение тела, структуры мозга, нервной системы. Человек как природное существо ощущает пульсацию космоса в биологических ритмах своего организма. Как всякое природное явление, человек смертен.

Однако биологическая природа человека есть нечто исходное, но недостаточное для объяснения человека и его истории. Дело в том, что человек такое природное существо, условия существования которого не даны ему природой в готовом виде. Природа выступает только предпосылкой его деятельности по удовлетворению потребностей. Именно в деятельности, изменении природы и проявляется специфичность бытия человека. Считается, что у человека нет генетически запрограммированного способа жизнедеятельности как у животных. Он может освоить не просто различные виды деятельности, но и вынужден осваивать мир "по мерке любого вида" (К.Маркс), т.е. осваивать его универсально. Если животное действует в силу физиологической необходимости, то человек действует подлинно по-человечески, когда он свободен от такой потребности, т.е. когда он измеряет мир по меркам пользы, красоты, добра. Универсальность является важнейшей сущностной характеристикой человека. Способность универсально изменять мир означает, что человек есть свободное существо и творческое, т.е. такое, которое своей деятельностью создает "вторую природу" и творит свою собственную сущность. Для преобразования природы человек объединяет свои усилия с другими людьми, то есть социальность выступает той основой, на которой базируется единство человека и природы. Общественная жизнь, как и общественный человек, это и результат такой деятельности, но одновременно и предпосылка ее.

Природное и социальное в человеке является взаимодополняющими моментами. Природные особенности и одаренность даны человеку от природы, но они формируются, развиваются и превращаются в способности лишь в процессе деятельности и общения, вхождения человека в мир культуры, в общество. Без социальных факторов не может быть человека. Но, акцентируя внимание на этих социальных влияниях, нельзя при этом игнорировать в человеке природное начало, которое, хотя и окрашено в человеке социальным, но полностью не может перейти в социальные формы. Так, например, творчество обусловлено социальными факторами, но оно немыслимо без физиолого-биологической и генетической организации индивидуума.

Сказанное выше о качественном отличии человека, позволяет сделать вывод о нем как о субъекте. Это означает, что человек - не просто вещь среди других вещей мира. Человек как субъект - это такое существо, которое своей собственной деятельностью творит самого себя, свой внутренний духовный мир, это единственное существо в мире, которое способно к самоуглублению, самосознанию, саморефлексии. Рождение внутреннего мира в человеке называется его "третьим рождением".

Духовный мир человека - это сложный комплекс качеств, в котором можно выделить три сферы: чувства, разум, воля. Чувства человека отражают внешний мир в форме переживания, страстно заинтересованного отношения к нему. И сам человек полноценно живет, когда чувствует, переживает, страдает, стремится к добру, любит и ненавидит. Но быть человеком - это значит также уметь управлять своими чувствами, быть их хозяином, а не их рабом. То есть отличительной особенностью человеческого бытия является подчинение жизнедеятельности человека своей воле. Воля -это умение осуществлять самоконтроль, подчинять свою деятельность разумным целям, направлять ее в соответствии с нравственными ценностями.




Специфически человеческим качеством является разум, способность логически мыслить, познавать сущность, осмысливать мир и себя, смысл своего бытия. Духовный мир человека включает такие явления, как ценности, нормы, идеалы, знания, менталитет. Сердцевиной духовного мира человека являются высшие смысложизненные представления: идеал, смысл жизни, счастье. Способствуя критическому переосмыслению действительности, эти духовные ориентиры и регулятивы стимулируют человека не только к изменению ее, но и к самоизменению, вызывают потребность наиболее полно и адекватно реализовать свою человеческую сущность.

Духовный мир человека в целом обусловлен социальными факторами, формируется под влиянием культуры, образования, воспитания. Но его нельзя объяснить только социальными условиями. Какое бы ни имели значение эти внешние влияния, духовный мир формируется благодаря огромным внутренним усилиям человека.

Итак, человек предстает как целостное единство, в котором все стороны являются необходимыми моментами. Природное, социальное и духовное нельзя противопоставлять и абсолютизировать, так как они противоречиво взаимодействуют. Это взаимодействие и составляет основу бытия человека.

Человек - это биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, универсально преобразовывать мир, обладающее членораздельной речью, сознанием, духовно-нравственными качествами.

Существует традиционно религиозное представление о происхождении человека, согласно которому человек - это творение Бога. Здесь утверждается, что человек был создан по образу и подобию Бога.

Научное объяснение происхождения человека связано с учением Ч.Дарвина о происхождении видов. Согласно ему под воздействием биологических механизмов естественного отбора, наследственности и изменчивости, вследствие адаптации к среде, человек возник как прямое следствие эволюционного развития живых существ.

Несмотря на огромную значимость данной гипотезы, следует иметь в виду, что и в ней есть много проблемных моментов, которые требуют дальнейшего изучения и уточнения. Это, во-первых, проблема "недостающего звена" - т.е. морфологически определенной формы между обезьяноподобными предками и Homo sapiens. Кроме того, недостаточно объяснен сам механизм этого перехода. Что же касается роли труда в возникновении человека, то здесь возникает парадокс: труд порождает сознание, но сам он может осуществляться лишь на основе сознания. Отмеченное противоречие требует более углубленного анализа роли труда, преодоление его абсолютизации при объяснении происхождения человека. В современной философской антропологии существует концепция генно- кулътурной коэволюции (Ч.Ламсден, Ф.Уилсон), сторонники которой утверждают, что современный человек возник в результате коэволюционного взаимодействия двух величин, в котором культура генерируется и оформляется биологическими императивами, в то время как в генетической эволюции в ответ на культурные нововведения изменяются биологические свойства. Японский исследователь И.Масуда подробно описал механизм генно-культурной эволюции, отмечая, что гены и культура обоюдно воздействуют друг на друга, приведя к появлению человека .

В некоторых современных концепциях антропосоциогенеза обращается внимание на такой момент становления человека как появление способности к воспроизводству стереотипного поведения, большую роль в котором имела игра. Игровые ситуации, которые возникли в общении первобытных людей, способствовали передаче совместного опыта от поколения к поколению и воспроизводили их во всех формах жизнедеятельности. Возможно, игра предшествовала труду. В ней осуществлялась его первичная имитация.

Существует также подход Л.Мамфорда, в котором ведущая роль в становлении человека отводится культу. Автор считает, что технические умения недостаточны для определения активности интеллекта. Именно ритуальная точность церемоний, значительно предшествующая точности в работе, сформировала необходимые навыки труда.

Некоторые исследователи, например физиолог Н.Бехтерева, склоняются к версии инопланетного происхождения человека. Аргументы физиологов основаны на так называемом "парадоксе резервирования". Суть его в том, что у человека в структуре мозга постоянно задействована лишь небольшая его доля. Следовательно, земные условия предъявляют требования к мозгу значительно ниже его возможностей. Однако где же тогда возник человек, и каким образом?

Сложности и затруднения осмысления проблемы происхождения человека столь велики и очевидны, что современная антропологическая мысль примирилась с ее громким и парадоксальным названием: "Загадка антропосоциогенеза".

Тело – это единственная часть мира, которую можно прочувствовать изнутри.

Вместе с этим, поверхность тела доступна для внешнего восприятия. Осознание человеком собственного тела не обязательно должно быть ограничено его пределами. Собственное пространство человека, то есть пространство его анатомического тела, можно расширить благодаря ощущению чего-то, что находится с ним в единстве. Внешнее пространство начинается там, где человек со своими ощущениями сталкивается с исходящими от него объектами.

Тело, без сомнений, связано с духом. Всем известно о влияния психики больного на протекание заболевания. Разум и тело в действительности являются единым целым. Их слишком долго разделяли, не рассматривая как связанные напрямую друг с другом. Такой взгляд является результатом отделения духа от тела и ограничение его сферой сознания. Единственный способ преодолеть это нарушение целостности человека – возвратить психику в тело человека. Именно там и было ее первоначальное место. Целостный взгляд на организм человека привел к пониманию, что тело пронизано духом, оживляющим психику и контролирующим его работу.

Взаимодействие духовного, телесного и биологического

Жизнедеятельность человека обуславливается единством и взаимодействием духовного, телесного, биологического и социального начал человека.

Биологический уровень состоит из темперамента, пола, возраста, состояния здоровья, роста, веса и внешности. Иными словами, любой человек – индивид.

Индивид – это человек, рассматриваемый в качестве целостного неповторимого представителя рода со своими психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылок личностного развития и индивидуальности.

Социальный уровень человека формируется на протяжении всей жизни и состоит из социального статуса, мировоззрения, образования, уровня дохода, характера и пр. Под воздействием биологического и социального в человеке и формируется личности.

Личность – это индивид, который выступает как субъект социальной деятельности, который имеет совокупность социально значимых черт, свойств и качеств, которые реализуются им в общественной жизни.

Готовые работы на аналогичную тему

Индивидуальность – это черта психики и личности индивида, ее неповторимость.

Биологическое и социальное в человеке не являются двумя параллельными и независимыми друг от друга факторами. Они оказывают на человека одновременное комплексное воздействие, при этом интенсивность и качество их воздействия могут быть разными в зависимости от массы факторов.

Сознание и разум

Когда речь заходит о принципиальных отличиях человека от животных, человека называют разумных существом.

Разум – это способность понимать и осмысливать, являющаяся основой познания, то есть то, благодаря чему человек смог выделиться среди животного мира.

Сознание – это универсальная способность, характерная только для человека – осмысление бытия мира и своего положения в этом мире

Сознание является системным, органически целостным образованием, состоящим из рационального мышления, чувственного восприятия эмоции, воли и памяти, интуиции, воображения и фантазии.

Вместе с сознательным в психике здорового человека и в его личности присутствует и нечто неосознаваемое, но отраженное в его сознании, то есть подсознание иди бессознательное.

Бессознательное – это психические процессы, функции, операции и состояния, не представленные в структуре сознания.

Г. Лейбниц трактовал бессознательное в качестве низшей формы духовной деятельности, лежащей за гранью осознаваемых представлений. Кант По данной теме мы уже выполнили реферат Кант. подробнее связывал бессознательное и интуицию, доопытное знание. Фрейд видел прямые зависимости различных невротических симптомов и бессознательного.

В бессознательном обычно выделяют несколько типов:

  • никогда не осознаваемое – инстинктивные бессознательные стремления, влечения и реакции;
  • действия, ранее осознаваемые, ставшие автоматическими стереотипами в процессе воспитания;
  • сверхиндивидуальное бессознательное – архетип коллективного бессознательного – усвоенные индивидом, как членом социальной группы, типичные образцы поведения, которые он осуществляет, но не оспаривает.

Взаимосвязь в человеческой природе сознательного и бессознательного является еще одним указанием на единство биосоциальной человеческой природы.

Бытие человека

Бытие – это одна из философских категорий, под которой подразумевают существование человека в реальном мире, а также независимый от человеческого сознания реальный мир.

Материалистической философией бытие признано первичным, а сознание вторичным. При этом сознание подразумевает не только пассивное отражение бытия, но и активную силу, оказывающую влияние на бытие. Человеческое бытие определяют его потребности.

Маслоу А. выделял пять типов потребностей:

  • физиологические – еда, вода, секс и пр.;
  • экзистенциальные – защищенность, безопасность и пр.;
  • социальные – принадлежность к какой-либо социальной группе;
  • престижные;
  • духовные.

Возможности по удовлетворению потребностей тесно связаны со способностями человека. Способности каждого отдельного человека определяют биологические и социокультурные особенности его личности. Обычно выделяют несколько уровней способностей человека.

Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, преимущественно ЦНС, служащие биологическим основание для развития способностей.

Способности – это индивидуальные личностные особенности, выступающие как субъективные условия успешного осуществления определенного типа деятельности. Они не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте и легкости, глубине и прочности овладения способами и приемами какой-либо деятельности.

Талант – это высокий уровень развития способностей. Высшую степень творческих проявлений индивида называют гениальностью. Ее связывают с созданием качественно иных, уникальных творений, открытием ранее неизвестных творческих направлений.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием духовного и телесного, биологического и социального.

Биологический уровень человека включает в себя такие составляющие, как темперамент, пол, возраст, здоровье, рост, вес, внешность. Таким образом, каждый из нас, принадлежащий к виду Homo sapiens (человек), также является индивидом. Индивид (от слова — неделимый, отдельный) — это человек как целостный, уникальный представитель вида со своими психофизиологическими свойствами, выступающий предпосылкой развития личности и индивидуальности.

Социальный уровень человека формируется на протяжении всей жизни и включает в себя социальный статус, мировоззрение, образование, уровень дохода, характер и т.д. Под влиянием биологического и социального в человеке формируется личность.

Личность — это человеческий индивид, являющийся субъектом социальной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в социальной жизни.

Биологические и социальные факторы в человеке не являются двумя параллельными и независимыми друг от друга: они влияют на человека одновременно и комплексно, причем интенсивность и качество их воздействия могут быть различными и зависят от многих обстоятельств.Когда мы говорим о принципиальном отличии человека от животных, мы называем его Homo sapiens, то есть разумным существом.

Разум — это способность к пониманию и осмыслению, основа познания, то, что отличает человека от животного мира.

Сознание — это универсальная, присущая только человеку способность постигать существование мира и себя в этом мире. Сознание — системное, органически целостное образование, включающее рациональное мышление, чувственное восприятие, эмоции, волю и память, интуицию, воображение и фантазию.

Наряду с сознательным в психике человека, в его личности, есть нечто неосознанное, не отраженное в его сознании — это подсознание или бессознательное.

Бессознательное — это совокупность психических процессов, функций, операций и состояний, не представленных в структуре сознания. Г. Лейбниц трактовал бессознательное как низшую форму духовной деятельности, лежащую за порогом сознательных восприятий. Кант связывал бессознательное с понятием интуиции, доопытного знания. Ф.З. Фрейд установил прямые корреляции между различными невротическими симптомами и бессознательным. В бессознательном принято выделять несколько типов:

ü никогда не осознаваемые (основанные на инстинктах бессознательные стремления, влечения, реакции)ü ранее осознанные действия, в процессе воспитания превратившиеся в стереотипы автоматического, алгоритмического поведения;

надличностное бессознательное (архетипы коллективного бессознательного). Это типичные модели поведения, усвоенные индивидом, членом социальной группы, которые он реализует, но не оспаривает.

В человеческой психике существует взаимосвязь между сознательным и бессознательным.

Это еще одно свидетельство единства биосоциальной природы человека;

Взаимоотношение духовного и телесного начал в человеке - Бытие человека

Взаимоотношение духовного и телесного начал в человеке — Бытие человека

Бытие человека

Бытие — это философская категория, обозначающая человеческое существование в реальном мире, а также реальный мир, не зависящий от человеческого сознания. Материалистическая философия признает бытие первичным, а сознание — вторичным. Однако сознание — это не только пассивное отражение бытия, но и активная сила, влияющая на бытие. Бытие человека определяется его потребностями.

Известный психолог А. Маслоу выделил 5 типов потребностей:

1) физиологические; 2) экзистенциальные (потребность в безопасности, защищенности); 3) социальные; 4) престижные; 5) духовные.

У каждого человека потребности следующего уровня становятся актуальными, когда удовлетворены предыдущие. Это можно представить в виде пирамиды, где переход на более высокий уровень возможен только после того, как человек удовлетворит потребности нижнего уровня.

Схема. Пирамида человеческих потребностей (по А. Маслоу)

Возможность удовлетворения потребностей связана со способностями человека. Способности человека определяются как его биологическими, так и социокультурными особенностями. Принято выделять несколько уровней способностей человека.Способности — это анатомо-физиологические особенности организма, главным образом центральной нервной системы, которые являются биологическими предпосылками для развития способностей.

Способности — это индивидуальные особенности человека, которые являются субъективными условиями для успешного выполнения определенного вида деятельности. Они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте (легкости), глубине и прочности овладения способами и приемами какой-либо деятельности.

Высокий уровень развития способностей — это талант. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью. Она связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Потребности человека реализуются с помощью его способностей в процессе деятельности.Цель и смысл жизни — это только человеческий феномен. Никто из живых существ, кроме человека, никогда не задумывался о смысле существования, никогда не поднимался выше своих физических возможностей. Проблема смысла жизни становится реальной только там, где ставится вопрос о цели жизни. Цель жизни связана с понятием счастья, которое для каждого человека индивидуально.

При всем многообразии мнений можно выделить следующие характеристики счастья:

устойчивое, продолжительное во времени обладание каким-то высшим благом;
приобщение к высшей ценности, к Богу или служение высшей идее;
отрешенность от мира, невозмутимость, укрощение мелких страстей и вожделений, достижение состояния покоя (нирваны);
иллюзия, миф, придающий смысл существованию человека;
собственное здоровье и благополучие, а также здоровье и благополучие семьи и друзей.
Цель, к которой стремится человек. Достигнув ее, он чувствует себя обделенным, потерявшим смысл жизни;
Счастье, как и смысл жизни, имеет объективную и субъективную стороны. Субъективная — цели, желания, мечты, способности конкретного человека. Объективная — не только осуществление субъективной мечты, но и ее общественное признание.

Смысл жизни — это не только ее понимание, но и самооправдание. Под смыслом жизни скрывается убежденность в том, что жизнь стоит того, чтобы ее прожить. Смысл жизни выступает как самый глубокий и важный мотив нашего существования.

П. П. К. Гречко выделяет несколько точек зрения на смысл жизни.

  1. Гедонистический смысл жизни (от слова — удовольствие). Смысл жизни — в тех удовольствиях, которые доставляют нам чувства. Именно удовольствие является критерием добра и зла, основным мотивом всех человеческих поступков.

Аскетический смысл жизни, напротив, заключается в подавлении чувственных влечений и желаний человека. Аскет перестает быть рабом желаний и становится носителем внутренней свободы. Это открывает перед ним широкие возможности для духовного роста, нравственного самосовершенствования.

Цель и смысл жизни человека

Конечно можно сформулировать и иные трактовки смысла жизни. Но все они несовершенные. Точно также нельзя изолировать перечисленные трактовки, все они взаимосвязаны в той или иной степени. Можно только констатировать, что универсального, объективного смысла жизни нет.

Смысл вносится в жизнь самим человеком. Это – его основной выбор, главная цель, которую он определяет для себя и своей жизни. От этого зависит линия его поведения, его жизненные потребности и интересы.

При этом важно понять ценность жизни человека. Каждый человек создаёт как бы отдельный внутренний мир, освещённый выбранным им смыслом жизни. Каждый человек самоценен и необходимо видеть в нём неповторимую личность и не использовать его в качестве средства или условия для решения узко прагматических задач.

Каждый человек вносит свой вклад в развитие общества и обогащает духовный прогресс человечества, один в большей мере, другой – в меньшей. “Так от поколения к поколению передаётся жизнь – медленно, как растёт дерево, — а с нею передаётся и сознание. – писал А. де Сент-Экзюпери. – Какое поразительное восхождение! Из расплавленной лавы, из того теста, из которого слеплены звёзды, из чудом зародившейся живой клетки вышли мы – люди – и поднимались всё выше, ступень за ступенью, и вот мы пишем кантаты и измеряем созвездия…”.

Труд – целесообразная социальная деятельность человека, направленная на преобразование окружающей среды и достижение общественно-полезного результата.

Труд как целесообразная деятельность человека начался с изготовления орудий труда. Наличие орудий труда является специфической особенностью трудовой деятельности человека. Только люди способны воздействовать на окружающую среду с помощью специальных созданных средств труда, отличных от органов тела.

Средства труда – различные устройства, помогающие человеку воздействовать на природу для усиления своих физических и умственных возможностей.

В процессе совместной работы люди общаются друг с другом, обмениваются практическим опытом и способами деятельности. Совместная деятельность невозможна без общения. Именно в общении через человека происходит передача накопленного опыта.

Современное производство предъявляет высокие требования не только к профессиональной подготовке работников, но к их морально-личностным качествам (ответственность, дисциплинированность, добросовестность). Организовать трудовой процесс невозможно без соблюдения каждым работником правил и норм поведения в коллективе. Трудовая дисциплина заключается в выполнении этих требований и является залогом хорошего социально-психологического климата трудового коллектива.

Игра в жизни человека

Игра – первичный вид активности человека, воображаемое представление реальности в искуственно смоделированных ситуациях.

В широком смысле игра – это не только отдельные ее виды (детские, спортивные, азартные, компьютерные, психологические тренинги), но и вся человеческая жизнь (“Вся жизнь – это театр, а мы все актеры” — В. Шекспир).

Если в любой деятельности человека целью становится результат, то в игре интересен сам процесс – переживая игровые ситуации, человек осознает, как надо действовать в реальной жизни. В игре утверждаются человеческие способности и умения, приобретаются знания и формируется духовный мир. Через игру человек гораздо эффективнее познает самого себя и окружающее.

Проблема антропогенеза

Язык, а значит и речь, свойственны только человеку. По мнению многих современных ученых, устная речь — слишком эфемерное и нестабильное средство для осуществления жизненно важной коммуникации между поколениями. Поэтому, согласно одной из современных гипотез, именно появление письменной речи символизировало окончательное отделение человека от животного царства. Действительно, если практически все остальные особенности человеческой деятельности (изготовление простейших орудий труда, групповая жизнь, наличие коммуникации посредством звуков) уже наблюдаются, хотя бы на зачаточном уровне, в животном мире, то никаких даже близких аналогов письменной речи в сообществах животных мы не наблюдаем. Другое дело, что такая речь, по крайней мере, изначально, могла появиться в довольно необычной для наших сегодняшних представлений форме — в виде идола, раскрашенного и украшенного перьями или даже в виде скола на камне2.

Как это возникло, что позволило нашему далекому предку увидеть в камне или куске дерева не просто материальное тело, интересное только своими физическими свойствами, а носителя своей (или чужой) мысли или чувства, позволило увидеть в нем средство обращения одного человека к другому — это до сих пор остается одной из самых фундаментальных загадок антропогенеза.

Социальные группы и социальные отношения

Центральным в социологии является понятие социальной группы. Для того чтобы определить это понятие, необходимо ввести ряд терминов: социальная категория, социальная общность, квазигруппа (совокупность).

Индивид — это отдельное человеческое существо. Нет необходимости вводить более содержательное определение — каждый человек является индивидом, взаимодействует с другими индивидами и имеет вполне определенное интуитивное представление об индивидуальности.

Любое общество состоит из множества индивидов. Совокупность индивидов, объединенных по какому-либо признаку, называется социальной категорией. Социальная категория — самое бедное из социологических понятий. Отнесение к той или иной категории не предполагает, что входящие в нее индивиды занимаются совместной деятельностью, общаются друг с другом или вообще знают, что кто-то отнес их к этой категории. Таким образом, если некоторые категории вполне могут осознавать свою общность (например, люди, больные СПИДом, или иммигранты), то существуют категории, которые объединяют людей только в сознании исследователя (например, совокупность всех людей, чья фамилия начинается на букву А).

Если люди, принадлежащие к той или иной категории, осознают свое единство и взаимодействуют друг с другом, то они образуют социальную общность. Наиболее важной формой социальной общности является социальная группа.

Социальная группа — это категория индивидов, которые взаимодействуют друг с другом определенным образом, чувствуют свою принадлежность к группе и воспринимаются другими как члены этой группы. Определение социальной группы включает в себя три основных элемента:

Признаки, по которым определяется принадлежность к группе и которые составляют основу идентификации, могут совпадать или не совпадать друг с другом. Например, члены группы отличают друг друга по удостоверениям личности, а нечлены — по униформе.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Природа и сущность человека — философское понятие, обозначающее сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям. Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой. Изучением и интерпретацией природы человека занимаются на разных уровнях обобщения философия, антропология, эволюционная психология, социобиология, теология. Однако среди исследователей не существует единого мнения не только о характере природы человека, но и о наличии природы человека как таковой.

Определение человека и его природы.

В философии единого и однозначного определения человека и его природы не существует. В широком смысле, человека можно описать как существо, обладающее волей, разумом, высшими чувствами, способностями к коммуникации и труду.

Периоды в жизни человека:

  • внутриутробный период — начинается от момента зачатия и длится до родов (у матери этот период называется беременность). На этом этапе человек не имеет контактов со внешним миром, кроме слуховых.
  • новорожденность — период жизни человека от рождения (отделения плода от тела матери, обрезание пуповины) до 28 дней
  • младенчество — от 1 месяца до полутора лет
  • детство — период жизни до начала полового созревания;
  • подростковый период — от начала полового созревания до окончания его первой (главной) стадии. Момент окончания юности в большинстве стран считается моментом совершеннолетия и устанавливается, как правило, около 18 лет;
  • юность — заключительный этап полового созревания, длится около 5-7 лет. Наэтомэтапечеловекокончательноформируетсякакличность;
  • зрелость — период жизни от половозрелости до появления симптомов утраты способностей к продолжению рода;
  • старость — период жизни после появления таких симптомов и до смерти.

Природа социальная.

Придя к выводу, что субъектом потребностей социального существования является человеческая личность, мы входим в одну из наиболее сложных областей психологической науки. Проблема природы личности, сущности и определения этого феномена вызвала к жизни множество различных теорий и подходов, ей посвящена колоссальная, практически необозримая литература, она является сегодня междисциплинарной проблемой, интересующей все науки о человеке. Мы затронем здесь лишь те ее аспекты, которые имеют наиболее близкое отношение к нашей теме.

В ряде рассмотренных выше психологических теорий, в частности тех, которые выдвинуты "гуманистической психологией", проблема личности никак не выделяется, а само это понятие неявно, возможно, даже неосознанно, отождествляется с понятием "индивид". Такой подход коренится в традиции экспериментальной психологии, полем исследования которой первоначально был индивидуальный отдельно взятый человек. Для того чтобы изучать, скажем, зрительные или слуховые восприятия человека, находящегося наедине с воспринимаемым объектом, этот подход в общем был достаточен. Впоследствии индивидуальный угол зрения был перенесен на гораздо более сложные когнитивные и мотивационные процессы. Например, в концепциях Маслоу или Инглхардта речь идет о потребностях, проявляющихся в сфере межчеловеческих или общественных отношений, но субъектом этих потребностей фактически выступает арифметическая сумма тех же индивидов (или, если угодно, индивид, помноженный на число психологически подобных ему субъектов). Для представителей "индивидуалистической" психологии индивидуальное бытие человека данное, исходная точка отсчета, а его социальное бытие, как отмечает известный современный психолог Р. Харпе, есть нечто "искусственно сконструированное".




Понятие "личность" как особая, не совпадающая с изолированно изучаемым индивидом научная категория появляется в психологии лишь с того момента, когда человеческая психика становится для нее продуктом социальной реальности, отношений между людьми. Именно эти отношения порождают феномен личности, присущий человеку и отсутствующий в животном мире. К такому ее пониманию подводит уже этимология самого слова "личность". Во многих языках оно происходит от понятия "маска", т.е. образа, который принимает действующий человек (актер), представая перед другими людьми.

Представление о человеке как социальном существе пришло в психологию из философии и социологии. Как известно, Маркс считал сущностью человека "совокупность всех общественных отношений". На этом постулате построено и определение личности, которое в тех или иных вариациях дается в советских учебниках по общей и социальной психологии - она представляет собой "социальное качество человека".

"Социологическое" происхождение категории "личность" не означает, что психология просто воспроизводит ее понимание, принятое в этой научной дисциплине. Социология, по определению В.А. Ядова, "исследует личность со стороны ее деиндивидуализированных, деперсонифицированных свойств в качестве определенного социального типа, основные черты которого есть продукт принадлежности к определенному месту в социальной структуре и детерминированы этим положением". Психология же изучает не социальные типы, но социально значимые и социально обусловленные свойства индивидуальной психики, субъективные проявления социальной природы человека, психические механизмы реализации этой природы.

Для такого классика социологии, как М. Вебер единицей социального действия является отдельно взятый индивид, или личность, но само это действие интересует социолога лишь постольку, поскольку оно является рациональным ("целерациональным", "правильно рациональным", по веберовской терминологии) и не нуждается для своего объяснения в каких-либо психологических соображениях. При этом целерациональное действие - это, по Веберу, не столько реальное и всеобщее (в реальной действительности оно встречается относительно редко), сколько "идеально-типическое" действие, т.е. фактически абстракция, построенная на основе отвлечения от многообразия конкретных индивидуальных действий. К идеальному типу сводится таким образом и субъект этих действий - личность.

В структурно-функциональной теории другого классика социологии - Т. Парсонса личность выступает как одна из подсистем системы действия, а ее мотивы и цели - как "вклад" в функционирование социальной или культурной системы. Иначе говоря, функционирование личности задано потребностями системы, "единичной частью", которой она является, а ее социальность сводится к обслуживанию этих общих для всей системы потребностей. Личность познается, следовательно, через познание определяющей ее системы - общества, культуры, а не через понимание происходящих в ней внутренних психических процессов (хотя Парсонс признавал значение психологии, в особенности фрейдистской, для понимания феномена личности).

Социологический подход позволяет главным образом понять те требования, которые общество предъявляет личности, а также механизмы (нормы, цели, социальные роли, социализация, о чем см. ниже), посредством которых оно внедряет эти требования в ее внутреннюю структуру. Но он оставляет без ясного ответа вопросы, почему личность выполняет или не выполняет подобные требования и, главное, какие требования она в свою очередь предъявляет обществу, воздействуя тем самым на его функционирование и развитие. Дать ответ на подобные вопросы - задача междисциплинарных исследований, включающих данные и понятийный аппарат общей, социальной и социально-политической психологии.

Как же подходят к проблеме социальной природы человека, личности психологические науки? На этот вопрос невозможно ответить однозначно, так как он по-разному решается разными теориями и школами. Для создателя культурно-исторической психологической концепции Л.С. Выготского социальность человеческого бытия, т.е. отношения между людьми, общение, культура являются тем фундаментом, на котором возникает и развивается специфически человеческая психика. Орудие общения - знаки и прежде всего речь, как и орудия трудовой деятельности воздействуют на всю психическую структуру. Их применение ведет к развитию необходимых для общения и труда внутрипсихических операций и тем самым к их усвоению, интериоризации психикой. Так возникают специфически человеческие психические феномены - мышление, сознание. Постоянно обогащающийся в ходе человеческой истории арсенал знаков запечатлевается в человеческой культуре и усваивается в процессе онтогенеза каждым человеком.

Природа биологическая.

Природа и сущность человека — философское понятие, обозначающее сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям. Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой. Изучением и интерпретацией природы человека занимаются на разных уровнях обобщения философия, антропология, эволюционная психология, социобиология, теология. Однако среди исследователей не существует единого мнения не только о характере природы человека, но и о наличии природы человека как таковой.

Определение человека и его природы.

В философии единого и однозначного определения человека и его природы не существует. В широком смысле, человека можно описать как существо, обладающее волей, разумом, высшими чувствами, способностями к коммуникации и труду.

Периоды в жизни человека:

  • внутриутробный период — начинается от момента зачатия и длится до родов (у матери этот период называется беременность). На этом этапе человек не имеет контактов со внешним миром, кроме слуховых.
  • новорожденность — период жизни человека от рождения (отделения плода от тела матери, обрезание пуповины) до 28 дней
  • младенчество — от 1 месяца до полутора лет
  • детство — период жизни до начала полового созревания;
  • подростковый период — от начала полового созревания до окончания его первой (главной) стадии. Момент окончания юности в большинстве стран считается моментом совершеннолетия и устанавливается, как правило, около 18 лет;
  • юность — заключительный этап полового созревания, длится около 5-7 лет. Наэтомэтапечеловекокончательноформируетсякакличность;
  • зрелость — период жизни от половозрелости до появления симптомов утраты способностей к продолжению рода;
  • старость — период жизни после появления таких симптомов и до смерти.

Природа социальная.

Придя к выводу, что субъектом потребностей социального существования является человеческая личность, мы входим в одну из наиболее сложных областей психологической науки. Проблема природы личности, сущности и определения этого феномена вызвала к жизни множество различных теорий и подходов, ей посвящена колоссальная, практически необозримая литература, она является сегодня междисциплинарной проблемой, интересующей все науки о человеке. Мы затронем здесь лишь те ее аспекты, которые имеют наиболее близкое отношение к нашей теме.

В ряде рассмотренных выше психологических теорий, в частности тех, которые выдвинуты "гуманистической психологией", проблема личности никак не выделяется, а само это понятие неявно, возможно, даже неосознанно, отождествляется с понятием "индивид". Такой подход коренится в традиции экспериментальной психологии, полем исследования которой первоначально был индивидуальный отдельно взятый человек. Для того чтобы изучать, скажем, зрительные или слуховые восприятия человека, находящегося наедине с воспринимаемым объектом, этот подход в общем был достаточен. Впоследствии индивидуальный угол зрения был перенесен на гораздо более сложные когнитивные и мотивационные процессы. Например, в концепциях Маслоу или Инглхардта речь идет о потребностях, проявляющихся в сфере межчеловеческих или общественных отношений, но субъектом этих потребностей фактически выступает арифметическая сумма тех же индивидов (или, если угодно, индивид, помноженный на число психологически подобных ему субъектов). Для представителей "индивидуалистической" психологии индивидуальное бытие человека данное, исходная точка отсчета, а его социальное бытие, как отмечает известный современный психолог Р. Харпе, есть нечто "искусственно сконструированное".

Понятие "личность" как особая, не совпадающая с изолированно изучаемым индивидом научная категория появляется в психологии лишь с того момента, когда человеческая психика становится для нее продуктом социальной реальности, отношений между людьми. Именно эти отношения порождают феномен личности, присущий человеку и отсутствующий в животном мире. К такому ее пониманию подводит уже этимология самого слова "личность". Во многих языках оно происходит от понятия "маска", т.е. образа, который принимает действующий человек (актер), представая перед другими людьми.

Представление о человеке как социальном существе пришло в психологию из философии и социологии. Как известно, Маркс считал сущностью человека "совокупность всех общественных отношений". На этом постулате построено и определение личности, которое в тех или иных вариациях дается в советских учебниках по общей и социальной психологии - она представляет собой "социальное качество человека".

"Социологическое" происхождение категории "личность" не означает, что психология просто воспроизводит ее понимание, принятое в этой научной дисциплине. Социология, по определению В.А. Ядова, "исследует личность со стороны ее деиндивидуализированных, деперсонифицированных свойств в качестве определенного социального типа, основные черты которого есть продукт принадлежности к определенному месту в социальной структуре и детерминированы этим положением". Психология же изучает не социальные типы, но социально значимые и социально обусловленные свойства индивидуальной психики, субъективные проявления социальной природы человека, психические механизмы реализации этой природы.

Для такого классика социологии, как М. Вебер единицей социального действия является отдельно взятый индивид, или личность, но само это действие интересует социолога лишь постольку, поскольку оно является рациональным ("целерациональным", "правильно рациональным", по веберовской терминологии) и не нуждается для своего объяснения в каких-либо психологических соображениях. При этом целерациональное действие - это, по Веберу, не столько реальное и всеобщее (в реальной действительности оно встречается относительно редко), сколько "идеально-типическое" действие, т.е. фактически абстракция, построенная на основе отвлечения от многообразия конкретных индивидуальных действий. К идеальному типу сводится таким образом и субъект этих действий - личность.

В структурно-функциональной теории другого классика социологии - Т. Парсонса личность выступает как одна из подсистем системы действия, а ее мотивы и цели - как "вклад" в функционирование социальной или культурной системы. Иначе говоря, функционирование личности задано потребностями системы, "единичной частью", которой она является, а ее социальность сводится к обслуживанию этих общих для всей системы потребностей. Личность познается, следовательно, через познание определяющей ее системы - общества, культуры, а не через понимание происходящих в ней внутренних психических процессов (хотя Парсонс признавал значение психологии, в особенности фрейдистской, для понимания феномена личности).

Социологический подход позволяет главным образом понять те требования, которые общество предъявляет личности, а также механизмы (нормы, цели, социальные роли, социализация, о чем см. ниже), посредством которых оно внедряет эти требования в ее внутреннюю структуру. Но он оставляет без ясного ответа вопросы, почему личность выполняет или не выполняет подобные требования и, главное, какие требования она в свою очередь предъявляет обществу, воздействуя тем самым на его функционирование и развитие. Дать ответ на подобные вопросы - задача междисциплинарных исследований, включающих данные и понятийный аппарат общей, социальной и социально-политической психологии.

Как же подходят к проблеме социальной природы человека, личности психологические науки? На этот вопрос невозможно ответить однозначно, так как он по-разному решается разными теориями и школами. Для создателя культурно-исторической психологической концепции Л.С. Выготского социальность человеческого бытия, т.е. отношения между людьми, общение, культура являются тем фундаментом, на котором возникает и развивается специфически человеческая психика. Орудие общения - знаки и прежде всего речь, как и орудия трудовой деятельности воздействуют на всю психическую структуру. Их применение ведет к развитию необходимых для общения и труда внутрипсихических операций и тем самым к их усвоению, интериоризации психикой. Так возникают специфически человеческие психические феномены - мышление, сознание. Постоянно обогащающийся в ходе человеческой истории арсенал знаков запечатлевается в человеческой культуре и усваивается в процессе онтогенеза каждым человеком.

Читайте также: