Как проявляется технологическая культура в социальном плане кратко

Обновлено: 05.07.2024

Технологическая культура – это тип отношения человека к окружающему миру, который основывается на преобразовании, улучшении, совершенствовании окружающей среды.

Сущность технологической культуры

Таким образом, культура определяет уровень развития общества, способностей и творческих сил и способностей человека, а также уровень развития материальной и духовной сферы.

Технологическая культура является одной из сторон жизни общества и становится результатом современных научно – технических и социально – экономических достижений. Развитие понятия связано с потребностью человека нивелировать негативные последствия изменений в окружающей среде. Например, интенсивное применение человеком достижений технических систем привело к колоссальному истощению природных ресурсов. Все это создает угрозу для жизни на Земле.

Поэтому под технологической культурой чаще понимают деятельность человека, которая преобразует окружающую среду во всех сферах и обеспечивает гармоничное воздействие человека на природу и природы на человека, а также общества на людей. В основе такой деятельности человек проявляет свои умения и творческие способности. Преобразовывается все от медицины, педагогики, до досуга и управления.

Технологическая система – это искусственно созданная система, предназначенная для удовлетворения определенной потребности и существующая как:

  • изделие производства,
  • устройство, потенциально готовое совершить полезный эффект,
  • процесс взаимодействия с компонентами окружающей среды, в результате которого образуется полезный эффект.

Готовые работы на аналогичную тему

Стороны технологической культуры

Технологическая культура рассматривается в двух ракурсах:

В социальном плане технологическая культура показывает уровень развития общества на основе эффективной преобразовательской деятельности, а также совокупность достигнутых технологий внутри материального производства, духовной и социальной жизни.

В личностном плане технологическая культура отражает уровень овладения человеком современными способами познания, совершенствования себя и окружающего мира. Технологическая культура является базовым компонентом общей человеческой культуры и основным условием развития производства и современного общества.

Определить структуру современной технологической культуры также достаточно сложно. Чаще всего она включает в себя:

  • творческий подход к любым формам профессиональной и личностной активности;
  • творческое самовыражение.

Проблемы технологической культуры

Современная технологическая культура имеет ряд противоречий внутри собственного развития. Она помогает концентрироваться на том, как необходимо поступить в той или иной ситуации. Она помогает организовать ценностное измерение параметров деятельности специалиста той или иной сферы.

Например, среди технологических ценностей социального работника можно выделить уровень удовлетворенности клиентов, точность, полноту и своевременность оказанной помощи. Но при этом далеко не каждый специалист в состоянии оценить своеобразие ценностей и реальность их исполнения в рамках практической реализации технологической культуры.

Также проблемой технологической культуры можно назвать ее восприятие. Многие люди, будь то ученые или обыватели, просто не придают ей значения. По отношению к духовной культуре она играет подчиненную, служебную роль. В связи с этим методы и средства работы с клиентом, все внедряемые инновации и новшества должны оцениваться с ценностных общечеловеческих позиций, а также с точки зрения гуманизма.

Технологический процесс – это система взаимосвязанных действий, выполняющихся с момента возникновения исходных данных до получения нужного результата.

Проблемой развития технологической культуры в современном мире также является система технологического образования. Важнейшей целью системы этого феномена является воспитание потребности специалистов в освоении научного знания.

Научное знание – это система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание является основой научной картины мира, поскольку описывает законы его развития.

На основе научного знания всегда рождаются инновационные технологии, которые ведут к практическому внедрению инструментов изменения социальных процессов, а также ресурсоразвития и ресурсосбережения, совершенствования социального пространства.

Необходимо обеспечивать непрерывность образования как явления технологизации общества и распространения научных знаний, которые становятся ведущим фактором развития технологической культуры.

Овладение технологической культурой в условиях развития технологического образования означает овладение функциональными методами и способами усвоения технологических знаний, которые всегда необходимы в любой сфере деятельности.

Формирование технологической культуры специалиста любой сферы сегодня связано с этическими проблемами ответственности за собственные действия в технологических ситуациях и отношениях, причем многое зависит от нравственности, разумности, ответственности.

Тем самым технологическая культура есть новая философия современного мира, регулирующая ее существование и позволяющее решать многие проблемы.

David

Технологическую культуру можно рассматривать в социальном (широком) и личностном (узком) планах. В социальном плане технологическая культура - это уровень развития жизни общества на основе целесообразной и эффективной преобразовательной деятельности людей, совокупность достигнутых технологий в материальном и духовном производстве.Формирование технологической культуры специалиста социальной работы связано прежде всего с профессиональным образованием и формирование технологической компетентности, включающей приобщение ко всем благам человеческой культуры, включая науку, технику, общую культуру, социальные и общечеловеческие ценности.

Это ориентировка на социального специалиста знающего, умеющего и владеющего достижениями научно-технического прогресса в интересах себя, клиента и общества в целом.

С одной стороны, этот поворот означает "учиться у будущего", уметь применить знание для разработки и применения новых технологий, владеть необходимыми умениями, навыками в соствии с потребностями профессиональной деятельности, рассматривая клиентов с точки зрения человеческой личности; с другой - используя содержательную ценность полученных знаний, проявлять гуманную заботу о всестороннем развитии клиента, ориентируя его на самостоятельное социальное функционирование, для того чтобы он мог получать удовлетворение от жизни в своем обществе.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Технологическая культура"



Сегодня под культурой принято понимать определённый уровень развития общества и человека, который выражается в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в материальных и духовных ценностях, которые создают люди. То есть можно сказать, что культура – это система ценностей, которая разделяется большинством членов общества; а также способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, который представлен в её материальных и нематериальных продуктах, передаваемых из поколения в поколение.

Культура как вид деятельности всегда имеет результат. И в зависимости от того, какой характер несёт этот результат, различают материальную и духовную культуру. К материальной культуре относят всё то, что имеет отношение к материальному миру и служит для удовлетворения материальных потребностей человека или общества.


Основными элементами материальной культуры являются предметы, технологии и техническая культура. К предметам можно отнести лопаты, мобильные телефоны, дороги, здания, продукты питания, одежду.


К технологиям – методы и средства использования предметов с целью создания с их помощью чего-то ещё. А к технической культуре – набор практических навыков, умений и способностей человека, а также опыт, накопленный на протяжении поколений (например – рецепт борща, который передаётся из поколения в поколение от матери к дочери).


Духовная культура – это вид деятельности людей, который связан с чувствами, эмоциями, а также с интеллектом. Основными элементами духовной культуры являются духовные ценности, духовная деятельность, духовные потребности и духовное потребление. Понятно, что все элементы культуры неразрывно связаны между собой.

Фундаментальным (основным) компонентом общей культуры является технологическая культура.


Этот вид культуры зародился очень давно. Как вы уже знаете, человек – исследователь, систематизатор и создатель нового. С развитием человечества постепенно возникали новые представления об отношении к природе, появлялись новые средства познания и начиналось активное вмешательство человека в естественные процессы. Человек научился оказывать влияние на природные процессы. Так началось развитие технологической культуры. Под технологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, который выражается в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяет эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе взаимодействия с природой, обществом и технологической средой.


Случись всё наоборот, допустим попадёт кто-то из нашего времени в эпоху Средневековья, то ситуация совсем не изменится. Даже имея некоторое представление о средневековом укладе, мы не сможем владеть технологиями выживания в средневековом обществе. Важно понимать, что каждый человек постигает современную ему технологическую культуру в течение всей своей жизни, с первых его шагов.



На этом уроке мы говорили о технологической культуре. Выяснили, что под культурой принято понимать определённый уровень развития общества и человека, который выражается в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в материальных и духовных ценностях, которые создают люди. Рассмотрели виды культуры. А также узнали, что технологическая культура – это своего рода отношение к окружающему нас миру, которое основано на преобразовании и улучшении, а также совершенствовании среды обитания человека.

Слов много, а толку ноль
Технологическая культура- совокупность мероприятий, технологий и методов работы при которой повышается эффективность, экономичность и качество выпускаемой продукции.

Технологическая культура – культура преобразующей, творческой, природосообразной (экологически оправданной) деятельности включает знания, умения и навыки преобразующей деятельности
(когнитивный уровень) , эмоционально-нравственное отношение к данному виду деятельности (аффективный уровень) и готовность действовать с учетом ответственности за свои действия (конативный уровень) . Технологическая культура включает 10 граней, учитывая, что в обществе человек выполняет функции гражданина, труженика, собственника, семьянина, потребителя :
культура труда;
графическая культура;
культура дизайна;
информационная культура;
предпринимательская культура;
культура человеческих отношений;
экологическая культура;
культура дома;
потребительская культура;
проектная культура.

Сегодня понятие культуры охватывает все стороны деятельности человека и общества. Поэтому различают политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие виды культуры. Фундаментальным компонентом общей культуры является технологическая культура.

Под технологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой.

Технологическая культура, являясь одним из типов универсальной культуры, оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Она формирует технологическое мировоззрение, в основе которого лежит система технологических взглядов на природу, общество и человека. Составной частью ее является технологическое мышление, связанное с обобщенным отражением индивидом научно-технологической среды и мыслительной способностью к преобразовательной деятельности.

Составной частью технологической культуры является также технологическая эстетика, которая выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях осуществлять преобразовательную деятельность по законам красоты.

Технологическая культура оказывает свое влияние на задачи и содержание образования подрастающего поколения. В системе общего образования осуществляется и технологическая подготовка учащихся, целью которой является формирование технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний.[4]

2.2 Человеческое общество

Проявление различных человеческих качеств, способных преобразовывать окружающую среду, улучшать окружающий мир, — это и есть то множество культур, которые воплотились в понятии "технологическая культура". С позиции современных понятий о развитии человеческого общества, в поле зрения которого рациональные способности человека, его творческий подход ко всему, что его окружает, его творческое самовыражение, понятие "технологическая культура" олицетворяет новый слой культуры, указывающий на высокий уровень способностей и научных знаний в осуществлении человеком любого технологического процесса или проекта как в социальной, так и в производственной сферах деятельности.[5]

Глава 3 Система технологического образования в воспитании технологической культуры в учебном процессе

Одной из важнейших целей системы технологического образования в воспитании технологической культуры в учебном процессе является воспитание потребности в овладении ими системой научных знаний. На основе научного знания рождаются новые технологии, ведущие к изобилию и процветанию общества. В свою очередь, стандартософия, совместно со стандартизацией должны обеспечить создание и внедрение в практику эффективных инструментов воздействия на производства, на процессы ресурсорасходования и ресурсосбережения, на совершенствование социумов и на защиту сфер существования от всевластия техники.

Непрерывность образования, как явление технологизации общества и распространения научных знаний, стали ведущим фактором развития, расширили сферу применения технологии.

Овладеть технологической культурой в условиях технологического образования означает овладеть функциональными методами и способами усвоения технологических знаний, необходимых во всякой деятельности, т. е. алгоритмом преобразовательной деятельности. Являясь интегративной основой технологического образования, он включает в себя два основных компонента - процесс проектирования и процесс изготовления.

Воспитание технологической культуры человека в учебном процессе связано и с этической проблемой ответственности человека за свои действия в технологических ситуациях и отношениях, когда многое зависит от его нравственности, разумности и ответственности. Технологическая культура — это еще и этика, это новая философия, философия нового видения мира. Стандартософии может стать объединяющей и централизующей усилия наукой об оптимальных взаимодействиях различных аспектов технической цивилизации между собой и с окружающей средой и будет способствовать установлению возможных и необходимых ограничений на техническое развитие цивилизации между собой и с окружающей средой с установлением возможных и необходимых ограничений на техническое развитие цивилизации во взаимосвязи с атмо-, гео-, био- и ноосферами. В свою очередь, стандарт станет документом, систематизирующим знания о действительности, так как гигантские перемены, произошедшие с нашей планетой, со времен каменного века касаются особенно экологии, а в последние десятилетия и биологии. Последствия технологической деятельности человека на планете (например, парниковый эффект, природные катаклизмы, загрязнение водоемов, вследствие разлива нефти и др.) требуют как установления строгих правил, так взвешенных, разумных действий человека.[6]

Глава 4 Человек в мире технологической культуры

Рутинный труд неизбежно снижает возможности, и чем ниже уровень субъективности, тем необратимее меняется личность, которая становится винтиком технократии. Люди покорные своей судьбе, не способны быть субъектами собственной жизни, регрессируют более явно.

В сфере рынка труда они занимают низшую ступень, их удел – не требующий специального образования монотонный труд.

Высокоавтоматизированный труд, сводящийся к однотипному нажиманию кнопок или рычагов, длящийся годами, снижает способности интеллекта. Труд становится всё более безжизненным, что заметил в своё время Гегель, а способности индивида – все более ограниченными.

Другой негативной стороной увеличивающая спезиализациии труда в технократизированном обществе становится отчуждение как тотальное явление, распространяющимися на все проявление личности. Отчуждение возникает, когда субъектом труда становится сверхиндевидное целое. Это целое создает специфического и целесообразного для него индивида, необходимого для решения задач сверхцелого и и соответствующий спектр мировоззрений и совокупности индивидов. Человек отрицает как микрокосм, он обновляет и реализует как часть целого.

Отчуждение заключается не только в том, что работающий не видит продукта целиком, но и в том, что человек с рыночной доминант нравственно отчужден от изготавливаемого им продукта.

Ценность продукта определяется не только представлениями о реальной пользе или вреде, сколько рыночным спросом. Это, прежде всего, касается представителей высших эшелонов производства – крупных вкладчиков, управляющих и тому подобное. Технократическое общество отчуждает человека от культурных вершин, достигнутых на предыдущих стадиях его развития.

Самое страшное отчуждение, распространенное в техническом обществе западного типа отчуждение человека от самого себя, превращение себя в функцию.

Социальная инженерия называет множество ролей в технологию их исполнения при почти полном забвении самости; распыление человека на производственные и социальные функции грозит полным уничтожением его субъективности.

Философы отмечают, что современный человек утратил способность рефликтовать в себе наличие внутреннего ядра, что облегчает возможность управления его поведением и вмешательства в систему его ценностей, навязывания ему чуждых функций.

Превращение человека в функцию, даже если ему удается при этом стать экспертом в своей области, не означает приобщения его к истиной мудрости. Общество не может с полным правом претендовать на роль мудреца, им может быть только конкретная личность.

Таким образом, являющаяся неотъемлемой частью технического прогресса специализация проводит к таким разрушающим субъективность феноменам, как монотонный, однообразный труд и тотальное отчуждение от продукта, от нравственности, от своей личности и, в конечном счете, от онтологии.

Еще один аспект проблемы личности в обществе технократии связан с переносом логики технологического прогресса в интер - и интрапсихическую сферу. Рационалистического бытие рождает рассудочное сознание, т.е, внешняя логика техноструктуры становится собственной внутренней логикой личности. Из этого следует, что человек (объект) не только внешне, но и внутренне становится частью технологического прогресса.

Сказочник Андерсен считал, что механизмы не способны возвысить человека и утешить его в тяжелую минуту. Напротив, во многих его сказках поэтически воспевается красота живых существ. Человек, предпочитающий искусно деланные вещи живому, поступает нелепо и обязательно наказан своей судьбой. В описании Андерсена он предстает иногда внешне весьма благополучным, но убогим в своей внутренней ограниченности. Наверное, нестоит смешивать людей эмоционально упрощенных, для которых техника – действительно уход от реального живого мира, и людей технически ориентированных, с активной рассудочной доминантой, которая проявляется как рациональная нравственность, хотя и те и другие одинаково предпочитают живому искусственное, одухотворенному – реальность, сделанную руками человека.

Безумное увлечение техническими приёмами приводит к усиленному росту популярности всевозможных, «одаряющих человека рецептом счастья: это учебные пособия, и по технике человеческих отношений (например, книга Дейла Карнеги. Которая обучает практически искусству лицемерия и т.д)

Но настоящий их вред в том, что люди, не имеющие устойчивых жизненных ориентиров, легко внушаемые, воспринимают их как аксиому, за что рано или поздно жизнь, которая несравненно богаче, жестоко мстит. В подобных случаях мир превращается в совокупность артефактов: человек весь становится частью гигантского механизма, который находится, кажется в его подчинении, на которому он в то же время сам подчинен.

Свободное время, на первый взгляд. – феномен. Противостоящий издержкам цивилизации: специализации, монотонному труду, отчуждению. Однако более глубокий анализ показывает, что свободное время действует в том же направлении изменения уровня и направленности субъективности.

Увеличение свободного времени многие исследователи связывают с технической революцией и приписывают ему роль ведущей детерминанты человеческого сознания.

Но индивид, не имеющий самоорганизовываться, с низким уровнем субъективности. Воспринимает свободное время как оборотную сторону одиночества. Отторваности от технобытия или покорно принимает развлечения, способные развеять скуку, но не возвысить.

Печально, но факт: у человека нередко нет даже явного критерия оценки процесса своего жизнеформирования.

Чем слабее душа, тем страшнее не только в духовном, но и в физическом плане становится для нее не свобода.

Свободное время совсем не обязательно является источником разрушения личности. Оно может быть благом, наградой за титаническое усилия предков, источником всестороннего развития человека.

Парадокс, но свободное время для человека массовой культуры – феномен, разрушающий его субъективность. Однако подлинного субъекта оно неоценимый дар. Расширяющий возможности самосовершенствования.

И этот закон распространяется не только на феномен свободного времени любое проявление техноцивилизации может служить не умственному прогрессу, а раскрытию творческих возможностей. Не разрушению личности, а возвышению ее.

Если субъект не боится претворять в жизнь свою индивидуальность. То он рискует натолкнуться на социальное отчуждение и на отсутствие материальной поддержки. Мало того, что окружающие человека технические средства самим своим существованием человека принуждают его к определенному взгляду на мир, рационализм, активно прививается детям, воспитывается в них.

Наивность, дарующая непосредственное восприятие мира, романтизм способность к вере, присущие юной даме, - все это вытесняется, становится анахронизмом в масштабных целых культур.

Технократическая и рациональная конструкция не дают прорваться другим возможностям.

Свобода в том, что человек выбирает из рациональных схем наиболее подходящею ему и отвечающую его нравственным установкам, но беда в том, что он не может вырваться за рамки этих схем.

Таким образом, технократическое воплощение рационализма, несет в себе опасность не только для тех, кто лишен внутренних импульсов активности, но также и для индивидов, претендующих на субъективность.

Техническое развитие общества – путь тернистый связанный со множеством трудноразрешимых проблем. Специализация и совершенные технологии неизбежно связаны с монотонным. Отупляющим трудом для многих людей.

Технически организованная жизнь создает многоуровневое отчуждение от предмета производства, от общества и от самого себя.

Появившееся свободное время может стать плодородной почвой для адаптивного поведения. Человек должен видеть и понимать опасности технического развития общества. Но он не должен относиться к ним как к некому року.

Подлинный субъект бытия свободен от разрушающего влияния в любой, даже самой неблагополучной для него ситуации.

Социокультурные факторы связанные с прогрессом техники могут действовать на человека как дескрутивно, необратимо разрушая его субъективность. Так и конструктивно, служа средством возвышения личности.[7]

Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

В настоящее время технологический этап развития общества призван установить приоритет способа над результатом деятельности. Поэтому обществу необходимо комплексно подходить к выбору способов (включая материальные и интеллектуальные средства) своей деятельности из массы альтернативных вариантов и к оценке ее результатов. Основной же целью деятельности людей становится то, чтобы технологические возможности обслуживали человека, то есть изменение социальной, экономической и культурной жизни нашего общества таким образом, чтобы оно стимулировало развитие человека.

Технологический аспект культуры занимает в ней значительное место. В зависимости от типов объектов, на создание которых они направлены, технологии подразделяются, во-первых, на продуцирующие и транслирующие символы, во-вторых, на созидающие физические объекты, и, в-третьих, на организующие системы социального взаимодействия.

В ходе совершенствования способов деятельности идёт становление, функционирование и развитие человеческой личности. Причём, личность одновременно выступает, во-первых, объектом культурного воздействия, то есть усваивает культуру в процессе своей деятельности; во-вторых, субъектом культурного творчества, так как в той или иной форме включена в процесс созидания культуры; и, в-третьих, личность является носителем и выразителем культурных ценностей, поскольку её жизнедеятельность развёртывается в определённой культурной среде.

Материальные и духовные результаты социокультурной деятельности выступают не только как определённые достижения (ценности), но и как негативные последствия этой деятельности (экологические катастрофы, геноцид, военные бедствия и т.п.). История культуры — это история не только приобретений, но и потерь. В культуре представлены как прогрессивные, так и реакционные явления. Более того, основания оценки со временем меняются, а сами ценности девальвируются.

Результаты человеческой деятельности проявляются как в специализированных областях культуры, где аккумулируются, накапливаются конкретные ценности, так и на уровне обыденной культуры, культуры повседневности. Можно сказать, что бытие культуры реализуется как бы в двух планах: высоком, специальном, элитарном, и обыденном, повседневном, массовом. Культура человечества проявляет себя в единстве и многообразии. Различие когда-либо существовавших и существующих сегодня культур обусловлены, в частности, пространственно-временными характеристиками, которые порождают разнообразие жизненных форм отдельных народов.[8]

Список используемой литературы:

1. Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие.- М., 1996.-287 с.

2. Галенко С.П. Концептуальные основания политики образования в России// Культура.- Цивилизация.- Образование.- Тверь, 1996. – 81 с.

3. Добрынина В. И. Актуальные проблемы культуры XX века, М., Знание, 1993 г.

4. Драч Г.В. Культурология. Ростов-на-Дону, 1996. – 325 с.

5. Кнабе Г.С. Введение в общую теорию культуры. — М., 1994.

7. Учебный курс по культурологии.– Ростов-на-Дону, 1996

8. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994г

9. Ясперс К.Смысл и назначение истории М.,1991г

[1]Кнабе Г.С. Введение в общую теорию культуры. — М., 1994.

[2]Учебный курс по культурологии.– Ростов-на-Дону, 1996

[4] Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие.- М., 1996.-287 с.

[5] Драч Г.В. Культурология. Ростов-на-Дону, 1996. – 325 с.

[6] Галенко С.П. Концептуальные основания политики образования в России// Культура.- Цивилизация.- Образование.- Тверь, 1996. – 81 с.

[7] Ясперс К.Смысл и назначение истории М.,1991г

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994г

[8] В.И. Добрынина Актуальные проблемы культуры XX века, М., Знание, 1993 г.

Раздел: Культура и искусство
Количество знаков с пробелами: 23761
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Читайте также: