В чем состояла реформа сената как изменилась роль учреждения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Реформа Сената Екатериной II – это преобразование организации Сената, осуществленное Екатериной II.

История Сената до Екатерины II

Правительствующий Сенат – это высший орган исполнительной, законодательной и судебной власти в Российской империи, подчинявшийся непосредственно императору. Сенат был создан Петром I в 1711 году в качестве высшего органа государственной власти, чтобы управлять делами государства во время отсутствия правителя. Соответственно, поначалу Сенат был небольшой и состоял из узкой группы лиц, доверенных Петру. Сподвижники царя выбирались в Сенат, а правитель имел надзор за их деятельностью. Во главе Сената стоял обер-секретарь, который следил за порядком на заседаниях – позже же функции контроля были переданы гвардейским штаб-офицерам.

Реформа Сената 1763 года

Екатерина II проводит масштабную реформу сенатской структуры. В результате упразднения Императорского Совета, Сенат возвращает себе статус высшего государственного учреждения в России. Со временем же значение Сената в структуре государственного управления меняется, ибо Екатерина с недоверием относилась к Сенату, сохранявшему традиции эпохи Елизаветы Петровны.

Готовые работы на аналогичную тему

В 1763 г. императрица издает указ, согласно которому Сенат делился на шесть департаментов (четыре – в Петербурге, два – в Москве), функции между которыми распределялись таким образом:

  • I департамент: внутренние и политические дела;
  • II департамент: судебные вопросы;
  • III департамент: дела губерний, которые находятся на особом положении (Малороссия, Лифлиндия, Эстляндия, Нарва, Выборгская губерния);
  • IV департамент: военные и морские дела;
  • V департамент: административные вопросы;
  • VI департамент: судебные дела.

Все департаменты были равны между собой и имели одинаковое влияние и достоинство. Устанавливалось, что все дела решались единогласно в департаментах, а при возникновении разногласий, вопросы переносились на общее обсуждение. Это правило несколько умалило политическое значение Сената, поскольку теперь его указы исходили не от собрания все сенаторов в государстве, а только от трех-четырех лиц, с которыми было проще договориться.

Положение Сената после реформы и ее результаты

Сфера деятельности сенатских генерал-прокурора и обер-прокуроров расширилась, и они получили больше возможностей влиять на положение дел в Сенате. При каждом департаменте с 1763 г. учреждался свой обер-прокурор – это не касалось только I департамента, где эти обязанности были в сфере деятельности генерал-прокурора, а обер-прокурор в ней появился только в 1771 г.

Разделение Сената на департаменты имело положительные результаты, поскольку это способствовало ускорению процесса сенатского делопроизводства, который, как правило, шел очень медленно.

Итак, в результате екатерининских реформ у Сената осталась малая часть его функций, которые теперь состояли из пополнения мелких пробелов в законах, которые не имели решающего значения. Интересно, что и эти исправления и дополнения надо было посылать на утверждение вышестоящей власти.

Возможно, что у Екатерины не было доверия к сенаторам, и она понимала полную зависимость этого учреждения от его же канцелярии и неспособность вести эффективное делопроизводство. Кроме того, многие дела по управлению Сенат вследствие неэффективности своей бюрократии довел до беспорядка, который требовал срочного устранения. По этой причине те дела, которым Екатерина придавала особое значение, передавались ее приближенным доверенными лицам. Среди них значимую роль играл генерал-прокурор А. А. Вяземский, который со временем расширил свое влияние. Фактически он заведовал и финансами, и юстицией, и внутренними делами, и был государственным контролером. Даже появлялись целые ведомства, главы которых теперь подавали Екатерине II дела в обход Сената.

Изъятие из сферы деятельности Сената военной и морской коллегии стало значимым ударом по нему, что особенно заметно отразилось на III и IV департаментах. Умалила значение Сената также губернская реформа, поскольку часть былых сенатских функций оказалась передана государственным губернским учреждениям. Сенату же пришлось выстраивать новую структуру взаимоотношений с губернскими органами, однако на деле она была сложно реализуема. Несогласованность действий Сената и губерний в итоге привела к тому, что генерал-губернатор доставлял дела непосредственно императрице, а не через Сенат, который теперь стал заниматься мелкими административными делами, которые приходили ему с губернских правлений и казенных палат.

Однако при этом влияние Сената возросло в сфере судопроизводства, поэтому он стал фактически судебным органом. Тем не менее значение Сената снижалось под влиянием нескольких факторов:

  • большое влияние обер-прокуроров и генерал-прокуроров на дела;
  • регулярное опущение всеподданнейших жалоб не только не департаменты, но и на общие собрания Сената.

Таким образом была проведена масштабная перестройка системы работы Сената, в результате чего его влияние сильно понизилось. Ответственность сенатских подразделений была распределена, большая часть его функций была передана другим государственным учреждениям. Роль Сената в государственной бюрократической системе свелась к ликвидации недосмотров в законодательной сфере и контролю над исполнением законов и процессом судопроизводства.

Реформа Сената при Екатерине 2 состояла в уменьшении его роли в управлении государством. Сенат был введен Петром 1 по образцу Швеции. Но сенаты в европейских странах отличались от российского Сената. Если в Европе Сенат был прообразом законодательного органа власти- парламента, то в российском государстве Сенат был совещательным органом государственного управления с неопределенными функциями и полномочиями.

После смерти Петра наибольшее влияние приобретает Тайный совет – еще более узкий круг из царских приближенных. Екатерина, вступив на престол, ограничила роль Сената. Она изменила структуру учреждения. Если ранее Сенат был разделен на 12 коллегий, которые имели управляющие, законодательные и контролирующие функции, то теперь Сенат был разделен на 6 департаментов. Во главе каждого из них стоял обер-прокурор. Фунции Сената были урезаны – право законодательной инициативы было только у императрицы. Для принятия решения достаточно было согласия 3-5 сенаторов. Главы департаментов обладали огромным влиянием на принятие решения.

Реформа Сената в правление Екатерины 2 привело к установлению абсолютной монархии, когда вся власть концентрировалась в руках монарха.

Реформа Сената при Екатерине 2 состояла в уменьшении его роли в управлении государством. Сенат был введен Петром 1 по образцу Швеции. Но сенаты в европейских странах отличались от российского Сената. Если в Европе Сенат был прообразом законодательного органа власти- парламента, то в российском государстве Сенат был совещательным органом государственного управления с неопределенными функциями и полномочиями.

После смерти Петра наибольшее влияние приобретает Тайный совет – еще более узкий круг из царских приближенных. Екатерина, вступив на престол, ограничила роль Сената. Она изменила структуру учреждения. Если ранее Сенат был разделен на 12 коллегий, которые имели управляющие, законодательные и контролирующие функции, то теперь Сенат был разделен на 6 департаментов. Во главе каждого из них стоял обер-прокурор. Фунции Сената были урезаны – право законодательной инициативы было только у императрицы. Для принятия решения достаточно было согласия 3-5 сенаторов. Главы департаментов обладали огромным влиянием на принятие решения.

Реформа Сената в правление Екатерины 2 привело к установлению абсолютной монархии, когда вся власть концентрировалась в руках монарха.

Первым шагом Екатерины II по пути создания такой системы управления была крупная реформа Сената, предпринятая в 1763 г. Сосредоточив в своих руках почти всю законодательную инициативу, исполнительную и судебную власть и достигнув высшей точки своего развития, Сенат с середины 50-х гг. начал терять прежнюю роль в государственном управлении. Вынужденный заниматься рассмотрением множества мелких дел. Сенат не смог сосредоточить свое внимание на решении вопросов общегосударственного значения, и многие из его начинаний не получили должного развития.

Необходимость реорганизации этого высшего государственного учреждения была очевидной. План реформы Сената, подготовленный воспитателем наследника Павла и ближайшим советником императрицы в первые годы ее царствования Н.И.Паниным и утвержденный Екатериной II, предусматривал разделение Сената на шесть департаментов со строго определенными функциями каждого в определенной сфере государственного управления. Четыре департамента находились в Петербурге, а два в Москве (вместо сенатской конторы).

В ведомстве второго департамента находились вопросы суда, межевания, рассмотрение прошений на имя императрицы и т.п.

Четвертый департамент занимался военно-сухопутными и военно-морскими делами.

Московские департаменты соответствовали петербургским: пятый — первому, а шестой — второму. Все департаменты, кроме первого, возглавлялись обер-прокурорами, подчиненными генерал-прокурору

Генерал-прокурор Сената — глава правительства

Генерал-прокурор превратился в высшего чиновника государства, первого и единственного министра, в ведении которого находились важнейшие и разнообразные дела управления, с которым на практике чаще всего предпочитали сноситься президенты коллегий и губернаторы. Генерал-прокурор от имени и по поручению императорской власти осуществлял надзор и контроль за действиями и решениями Правительствующего сената, других центральных и местных учреждений; он выступал не только как блюститель законов, но и зачастую исполнял функции министра финансов, юстиции, внутренних дел. Генерал-прокурор пользовался правом ежедневного доклада императрице о решенных в Сенате делах, а в случае разногласия в мнениях сенаторов по какому-либо делу на общем собрании департаментов докладывал о нем императрице и добивался ее личного решения. Так, например, проект о новых штатах местных учреждений, составленный Л.П.Шаховским и одобренный Сенатом, не был утвержден Екатериной II.

Деятельность разносторонне одаренного и хорошо образованного князя А.А.Вяземского, занимавшего свой пост почти 30 лет, не ограничивалась надзором и контролем за отправлением правосудия и организацией работы прокурорской системы, а была весьма разнообразна и временами настолько расширялась, что охватывала все основные отрасли государственного управления. Он пользовался полным доверием Екатерины II, был верным советником и надежным проводником всех ее идей и новшеств в области государственного устройства и управления.

На первый взгляд реформа Сената носила чисто административный характер, но если при Елизавете Петровне сенаторы имели право вносить предложения о рассмотрении любого вопроса на заседание Сената, то теперь это право полностью перешло к генерал-прокурору. Реформа 1763 г. меняла порядок рассмотрения дел: они должны были решаться единогласно в департаментах, и лишь в случае возникновения разногласий вопрос выносился на общее заседание Сената. Таким образом, каждый департамент выступал как самостоятельное подразделение Сената со своим кругом дел и своей канцелярией, что разрушало единство этого высшего государственного учреждения. В ходе реформы Сенат лишился своей законодательной функции, но по-прежнему сохранял функции контроля и высшего судебного органа. Их сочетание в одном учреждении было главным недостатком реформы, но на некоторое время центральный аппарат управления заработал четче и эффективнее.




Первым шагом Екатерины II по пути создания такой системы управления была крупная реформа Сената, предпринятая в 1763 г. Сосредоточив в своих руках почти всю законодательную инициативу, исполнительную и судебную власть и достигнув высшей точки своего развития, Сенат с середины 50-х гг. начал терять прежнюю роль в государственном управлении. Вынужденный заниматься рассмотрением множества мелких дел. Сенат не смог сосредоточить свое внимание на решении вопросов общегосударственного значения, и многие из его начинаний не получили должного развития.

Необходимость реорганизации этого высшего государственного учреждения была очевидной. План реформы Сената, подготовленный воспитателем наследника Павла и ближайшим советником императрицы в первые годы ее царствования Н.И.Паниным и утвержденный Екатериной II, предусматривал разделение Сената на шесть департаментов со строго определенными функциями каждого в определенной сфере государственного управления. Четыре департамента находились в Петербурге, а два в Москве (вместо сенатской конторы).

В ведомстве второго департамента находились вопросы суда, межевания, рассмотрение прошений на имя императрицы и т.п.

Четвертый департамент занимался военно-сухопутными и военно-морскими делами.

Московские департаменты соответствовали петербургским: пятый — первому, а шестой — второму. Все департаменты, кроме первого, возглавлялись обер-прокурорами, подчиненными генерал-прокурору

Генерал-прокурор Сената — глава правительства

Генерал-прокурор превратился в высшего чиновника государства, первого и единственного министра, в ведении которого находились важнейшие и разнообразные дела управления, с которым на практике чаще всего предпочитали сноситься президенты коллегий и губернаторы. Генерал-прокурор от имени и по поручению императорской власти осуществлял надзор и контроль за действиями и решениями Правительствующего сената, других центральных и местных учреждений; он выступал не только как блюститель законов, но и зачастую исполнял функции министра финансов, юстиции, внутренних дел. Генерал-прокурор пользовался правом ежедневного доклада императрице о решенных в Сенате делах, а в случае разногласия в мнениях сенаторов по какому-либо делу на общем собрании департаментов докладывал о нем императрице и добивался ее личного решения. Так, например, проект о новых штатах местных учреждений, составленный Л.П.Шаховским и одобренный Сенатом, не был утвержден Екатериной II.

Деятельность разносторонне одаренного и хорошо образованного князя А.А.Вяземского, занимавшего свой пост почти 30 лет, не ограничивалась надзором и контролем за отправлением правосудия и организацией работы прокурорской системы, а была весьма разнообразна и временами настолько расширялась, что охватывала все основные отрасли государственного управления. Он пользовался полным доверием Екатерины II, был верным советником и надежным проводником всех ее идей и новшеств в области государственного устройства и управления.

На первый взгляд реформа Сената носила чисто административный характер, но если при Елизавете Петровне сенаторы имели право вносить предложения о рассмотрении любого вопроса на заседание Сената, то теперь это право полностью перешло к генерал-прокурору. Реформа 1763 г. меняла порядок рассмотрения дел: они должны были решаться единогласно в департаментах, и лишь в случае возникновения разногласий вопрос выносился на общее заседание Сената. Таким образом, каждый департамент выступал как самостоятельное подразделение Сената со своим кругом дел и своей канцелярией, что разрушало единство этого высшего государственного учреждения. В ходе реформы Сенат лишился своей законодательной функции, но по-прежнему сохранял функции контроля и высшего судебного органа. Их сочетание в одном учреждении было главным недостатком реформы, но на некоторое время центральный аппарат управления заработал четче и эффективнее.

Читайте также: