Как проявляется отношение чехова к своим героям вишневый сад кратко

Обновлено: 07.07.2024

История создания

Работа над пьесой шла очень тяжело. Чехову очень мешала болезнь. Как и в случае с другими своими творениями, он стремился максимально точно раскрыть характеры своих героев и идею произведения, для чего написал огромное количество писем актёрам и режиссёрам.

Однако в процессе работы автор не смог сдержать свою тревогу за судьбу России и сделал трагикомедию, но еще более мрачную, чем предыдущая. А ведь это была его последняя работа.

Несмотря на плохое самочувствие, он все же пришел на премьеру спектакля и был награжден громовыми аплодисментами: собравшиеся зрители сполна оценили пьесу.

Жанр и направление: комедия или драма?

Смысл названия

Композиция и конфликт

  1. Первое действие отведено под экспозицию, в которой нам представляют основных персонажей.
  2. Во втором действии происходит завязка – оформляется основной конфликт.
  3. Третье действие заканчивается кульминацией.
  4. Четвёртое действие – финал, который завершает все сюжетные линии.

Знатная дворянка, Любовь Раневская возвращается в родное имение после долгого пребывания во Франции. По возвращении домой она узнаёт, что имение с дорогим ей вишнёвым садом в скором времени будет продано за долги.

Молодой предприниматель, Лопахин, предлагает Раневской план по спасению имения (сдавать в аренду дачные участки), но она не воспринимает происходящее всерьёз и ждет чуда. Тем временем ее брат тщетно пытается набрать долгов, чтобы выкупить имение на торгах. Варя, приемная дочь Раневской, экономит на всем и постепенно превращается в наемную работницу в своем же доме. Анна, родная дочь, слушает возвышенные речи Пети Трофимова и не хочет спасать сад. Жизнь в доме идёт своим чередом. Лопахина всё так же игнорируют, брат Раневской – Гаев, обещает спасти имение, но так ничего и не предпринимает.

В конце концов, дом уходит с молотка, его покупает Лопахин. Он планирует вырубить вишнёвый сад и снести усадьбу. Гаев устраивается на работу в банке, Раневская уезжает обратно во Францию, Аня поступает в гимназию, Варя — в экономки к соседям, а в покинутом поместье остаётся только забытый всеми старый лакей Фирс. Подробнее…

Главные герои и их характеристика

эти герои не появляются на сцене, но их упоминание сообщает нам дополнительные подробности о жизни главных действующих лиц. так, любовник раневской и его отношение к ней — это демонстрация слабоволия, безнравственности, эгоизма и ведомости дворянства, которое погрязло в праздности и удовольствиях, забыв о цене этих благ. ярославская тетушка проливает свет на биографию раневской: она необдуманно и легкомысленно вручила свою судьбу пьянице и кутиле против воли родителей, за что и была наказана их недоверием и презрением.

  1. Счастье – Почти все персонажи пьесы стремятся к обретению счастья и гармонии. Однако в конечном итоге никто из них не достигает своей цели. Все они остаются несчастными страдающими людьми. В какой-то мере в этом виноват вишневый сад, ведь все эмоциональные связи героев с ним воспаляются как нервы: Гаев и Раневская рыдают от его потери, Лопахин мучается от его обретения, навсегда разлучаясь с Варей, Аня и Петя лишь предчувствуют счастье, но пока даже в их иллюзиях оно выглядит как новый вишневый сад.
  2. Тема времени – Персонажи борются не друг против друга, а с самим временем. Раневская и Гаев пытаются противостоять будущему, а Лопахин хочет победить прошлое. Все они в итоге терпят поражение. Раневская и Гаев теряют имение, а Лопахин не может избавиться от груза многовекового рабства.
  3. Прошлое – В глазах большей части персонажей прошлое походит на прекрасный далёкий сон, где всё было прекрасно, а люди жили в любви и гармонии. Даже Лопахин не может противиться чувству ностальгии по прошедшему.
  4. Настоящее – К моменту начала повествования почти все персонажи разочаровались в жизни. Окружающая действительность тяготит их, а будущее кажется неясным и жутким. Это относится и нынешнему хозяину жизни – Лопахину, который так же несчастен, как и все остальные.
  5. Будущее — молодые герои надеются на счастье в будущем, они предчувствуют его, и в этом предчувствии выражается вера автора в лучшее время, которое еще не наступило.
  6. Любовь – Любовь у Чехова приносит одни лишь беды. Раневская вышла замуж по любви, но жестоко ошиблась, разрушив свою жизнь и потеряв сына. Полюбив во второй раз, она попала под влияние негодяя и окончательно пустила свою жизнь под откос.
  7. Роль вишнёвого сада – Вишнёвый сад выступает в роли напоминания об ушедшей эпохи помещичьего дворянства. Для Раневской это символ счастливого беззаботного детства, а для Лопахина — напоминание рабском положении его предков.
  8. Дворянство – В пьесе Чехов изобразил представителей отмирающего класса дворянства со всеми их достоинствами и недостатками. Они образованы, духовно богаты и чувствительны, тактичны и деликатны, но их инфантильность, безответственность и лень поражают даже их самих. Они не привыкли работать, зато их терзает привычка к неоправданной роскоши. Порочность и эгоизм этих людей тоже являются следствиями их дворянских замашек. Жизнь в праздности не может быть нравственной.
  9. Семья – Отношения между родственниками едва ли можно назвать здоровыми. Любовь Андреева мила и обходительна, при этом абсолютно равнодушна к финансовому благополучию своих близких. Гаева в доме никто не воспринимает всерьёз, его постоянно просят помолчать. За внешней душевностью и благожелательностью есть лишь пустота и равнодушие.

Проблемы

Многомудрый Литрекон знает еще немало проблем из этой пьесы и может описать их, если это Вам нужно. Напишите в комментариях, чего не хватило этому разделу, и он дополнит.

Символика

Что символизирует вишневый сад? Для персонажей он является напоминанием о прошлом, но восприятие прошлого сильно розниться. Раневская и Гаев помнят своё беззаботную барскую жизнь, а Лопахин — несправедливость крепостного права. В то же время образ-символ вишневого сада в устах Пети Трофимова обретает иное значение — вся Россия. Поэтому молодые люди хотят посадить новый сад — то есть изменить страну к лучшему.

Большую роль в произведении играет и символика звука. Так, звук лопнувшей струны в финале символизирует окончательное отмирание старого мира. После него всем героям становится грустно, разговор прекращается. Это траур по старому миру.

Когда Лопахин и Гаев возвратились с торгов, последний привез с собой анчоусы и другие лакомства. Даже в горе от потери сада он не мог изменить своим привычкам, а именно — растрате денег.

Смысл

Авторское отношение к вишневому саду было выражено Чеховым в одном из писем:

Чему учит?

Пьеса говорит нам о неоднозначности жизни, учит нас не делить мир только на чёрное и белое. Вывод Чехова — это необходимость созидания и гуманности для всех сословий. У него нет плохих классов или людей, у него есть несчастные люди, которым просто не хватает радости в жизни.

Критика

Пьеса была в целом восторженно принята современниками, однако единства мнений по поводу того, что хотел сказать Чехов, нет до сих пор, что весьма характерно для творчества писателя.

Российский драматург Владимир Тихонов, напротив, взглянул на пьесу более философски, отметив неоднозначность новой эпохи, которую несёт России Лопахин.

Так, последняя пьеса Чехова стала прекрасным, но трагическим отражением жизни, которое никого не оставило безучастным. Каждый читатель видел себя в этом зеркале.

Автор: Михаил Щепин

Автор: Самый Зелёный · Published 28.04.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 25.10.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 04.05.2020

комментариев 10

Спасибо, очень качественная работа. Прочтение помогло лучше понять замыслы Чехова и смысл произведения.

Спасибо. Для меня это лучший анализ пьесы А.П. Чехова. Тема раскрыта очень глубоко и развернуто, при этом просто и доходчиво для простого читателя.

Почему не нашлось места персонажам которые выписаны в пьесе но выпали из текста — критичекго анализа
СИМЕОН ПИСЧИК
ЕПИХОЛОВ
ШАРЛОТА
Как понимать их роль в пьесе в сюжете в жизни
Спасибо за анализ
Буду рада получить ответ.
Лена И.

Спасибо за совет! Многомудрый Литрекон добавит этих персонажей в ближайшие дни. Их роль в тексте — создание комического эффекта. Чехов настаивал, что его книга — это комедия, но никто с ним не соглашался. Поэтому он в последних редакциях решил акцентировать внимание читателя на смешных ситуациях, связанных с этими героями-неудачниками.

Очень хорошо. Спасибо

Как в дальнейшем сложилась судьба Вишнёвого сада
под управлением Лопахина?

Его начали вырубать уже в финале. Лопахин намеревался вырубить сад, чтобы разделить территорию на участки под дачи.

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Писатели тех времен остро поднимали в своих произведениях проблему будущего России, они иллюстрировали дворянское сословие как паразита, который не дает развиваться обществу, класс буржуазии показывали как истинных расхитителей, а вот класс прогрессистов поддерживали, ведь они вели Россию к лучшему. Антон Павлович абсолютно иначе представляет нам данные сословия, ведь у каждого представителя есть свои плюсы и свои минусы.

Покупает имение Лопахин. Этим писатель говорит нам о том, что на смену дворянской России приходит капитализм, и это неизбежно. Персонаж Лопахина представлен нам как переходный период между устоявшимися порядками и возможным светлым будущим. Аня и Петя Трофимов равнодушны к потере дворянским сословием имений, так как осознают, что в сложившейся ситуации это неизбежно.

Вопреки тому, что Антон Павлович представляет модернизатора Лопахина в хорошем свете, он не поддерживает его желание избавиться от вишневого сада, который является символом национального достояния России. Автор против того, что Лопахин хочет отказаться от прошлого, что хочет разорвать связь между поколениями. Писатель полагал, что власть буржуазии будет временной, что ее обязательно сменит настоящий демократизм. Также в пьесе прослеживается мысль драматурга о том, что жизнь в поместье при Лопахине не будет отличаться от жизни при Раневской и Гаеве.

Писатель надеется, что представители высшего сословия не оставят Россию в будущем, но символическое завершение произведения говорит о неуверенности автора в этом. В пьесе наблюдается гибель российского дворянства, и что будет в будущем неизвестно.

2 вариант

Антон Павлович Чехов запомнился миру не только как автор многочисленных рассказов, но и как великолепный драматург, чьи произведения ставятся на сцене театра и по сей день. Одним из самых знаменитых его произведений является пьеса "Вишневый сад", которая была написана автором последней в 1903 году. Чем же примечательна эта пьеса? И что именно автор хотел высказать в ее строках?

"Вишневый сад" - это прежде всего драма, и хоть прямая речь автора здесь не звучит, его позиция вполне очевидно передается через образы его персонажей и саму композицию пьесы. Как и прочие писатели того времени, Чехов размышлял о будущем России, о значимости перехода от дворянства к капитализму. Именно этой проблеме посвящается его произведение.

Раневская Любовь Андреевна - это представитель дворянского сословия. Ее автор представляет нам доброй, щедрой, романтичной и образованной натурой, которая бережно относится к своему имению и дорожит своим садом. Однако, из, казалось бы, положительных качеств вытекают ее отрицательные черты: легкомысленность, расточительство, слюнтяйство и пустословие. Именно так видит Чехов дворянское сословие в целом.

Лопахин Ермолай Алексеевич, в свою очередь, это представитель буржуазии. Обладая острым умом, чутьем и целеустремлённостью, сын крепостных крестьян преуспел в купеческом деле и стал миллионером. Однако, несмотря на симпатию автора к этому персонажу, Чехов также наделяет его отрицательными качествами: хвастовство, бескультурье, меркантильные взгляды на ведение дел.

Центром споров в пьесе выступает вишневый сад, а точнее вопрос о его вырубке. Оказавшись в тяжелом финансовом положении, Раневская стоит перед сложным выбором: вырубить сад, в котором выросло не одно поколение ее семьи, и распродать землю под дачные участки, или продать родовое имение. Очевидно, что "вишневый сад" олицетворяет собой саму Россию, ее устои и ценности. Раневская не смогла пожертвовать садом, тем самым подтвердив неготовность принимать новые условия жизни в России при переходе к новому строю. Купив имение целиком, Лопахин все-таки сделал это ради своей коммерческой выгоды. Этим автор хотел сказать, что переход от дворянских сословий к буржуазному строю ведёт к уничтожению старых устоев и ценностей и формированию новой моральной составляющей общества.

Каково же отношение автора к сложившейся ситуации? У Чехова нет "плохих" и "хороших" персонажей. С одной стороны, он сочувствует дворянам, чье время уже ушло, но понимает, что они глупы и инфантильны и не смогут выжить в новой России. С другой стороны, он готов принять буржуазию с ее передовыми и свежими взглядами, которые помогут обществу двигаться вперёд к капитализму, однако, полный отказ от прежних ценностей и культуры, также считает неправильным. Чехов надеялся, что буржуазия является лишь переходной составляющей на пути к будущему идеальному демократическому строю.

Таким образом, пьеса "Вишневый сад" является последним философским рассуждением о будущем России Чехова. Автор не имеет конкретных представлений о том, что ждет страну в будущем, но верит в то, что перемены приведут общество к лучшей жизни.

Также читают:

Картинка к сочинению Авторская позиция в пьесе Вишневый сад

Популярные сегодня темы

Вот начинается осенняя пора. Кто-то ее не любит из-за школьной поры, а кто-то, такой как я рад вновь увидеть своих школьных друзей и приступить к тренировкам и к совершенствованию своего мастерства.

Если бы я был учителем, я постарался бы быть примером для других учителей и конечно же был бы примером для своих учеников.

Сказки великого поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина — важная часть детства каждого русского человека. Многие знают отрывки из этих сказок наизусть, а У лукоморья дуб зелёный

Часто авторы художественных произведений того времени, обращаясь к проблеме России и ее будущего, дворянство изображали как паразитирующий класс, как полностью отрицательное явление, которое мешает развитию общества, зарождающуюся буржуазию изображали как настоящих хищников, а представителей будущего изображали как прогрессистов, которые ведут общество к лучшему будущему. А.П. Чехов совершенно по-другому описывает все эти временные группы: у представителей и прошлого, и настоящего, и будущего есть как достоинства, так и недостатки.

Лопахин выкупает имение, и А.П. Чехов показывает, что смена помещичьей России Россией капиталистической – не случайность, а неизбежность. Лопахин является промежуточной ступенью между устаревшими устоями и возможным лучшим будущим. Представители будущего Аня и Петя Трофимов спокойно относятся к тому, что помещики лишились имения, так как они понимают, что это было необходимо.

Несмотря на то что А.П. Чехов дает власть капиталисту Лопахину, автор не поддерживает его намерение вырубить вишневый сад, который символизирует национальное достояние и красоту природы России. А.П. Чехов против того, что Лопахин отказывается от прошлого и разрывает связь между поколениями. Драматург считал, что буржуазия будет торжествовать только временно, что ей на смену придут трудящиеся демократы. В пьесе выражена мысль о том, что жизнь при Лопахине не будет отличаться лучшим образом от жизни при Раневской и Гаеве.

Вишневый сад-образ сложный и неоднозначный.
Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы
Гаева и Раневской, но и образ-символ.
Для Чехова он символизирует не только красоту русской
природы, но, главное, красоту жизни людей,
взрастивших этот сад и восторгавшихся им, той жизни,
которая погибает вместе с гибелью сада.
Образ вишневого сада объединяет вокруг себя всех
героев пьесы.
На первый взгляд, кажется, что это только родственники и
старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье,
чтобы решить свои житейские проблемы.
Но это не так.
Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных
групп, и они должны будут так или иначе решить судьбу сада,
а значит, и свою судьбу.

Вишневый сад - символ красоты.
Но кто же спасет красоту, если люди, которые способны её
ценить, не в силах за нее бороться,
а люди энергичные и деятельные смотрят на нее только
как на источник выгоды и наживы?
Вишневый сад - символ добра, а потому такие выражения,
как "подрубить корни", "растоптать цветок" или
"ударить по дереву топором", звучат кощунственно и
бесчеловечно.
Размышляя над характерами и поступками героев пьесы,
Чехов заставляет задуматься над судьбой России,
которая является тем самым "вишневым садом" .

Дык в том-то и дело, что Чехов ни к чему никак не относится. Он просто показывает -- так оно есть. "Отношение" придумали критики и потом школьные учителя.

Чехов Антон Павлович

Год написания и публикации — В 1903 году автор написал пьесу. Он начал работать над ней еще в 1901 году, о чем сообщал в письме к своей жене. В 1904 году она была поставлена в столичном театре.
История создания — История, описанная в пьесе, носит, в некотором смысле, автобиографический характер. Семья Чехова была достаточно обеспеченной. У них был свой дом, а его отец имел собственную лавку, но у семьи появились долги, она обеднела. Были проданы и дом, и лавка. Чехов тяжело перенес это событие, которое частично отражено в пьесе.
Жанр — Чехов относился к пьесе, как к комедии. В нем не было сочувствия к своим персонажам. Он считал их беспомощными людьми, неспособными к глубокому чувствованию. Многие исследователи творчества Чехова, включая Станиславского, считают пьесу трагедией.
Направление — Реализм.
Основная идея — Чехов пишет об изменениях, происходящих в России. Крепостничество, со своим жестким распределением ролей, отменено. На смену старому миру приходит новый. Решительные люди, стремящиеся нажить капитал, приходят на смену аристократам, не знающим цену деньгам и не умеющим работать.
Тема — Размышления о судьбе России.
Проблема — Вырождение дворянства. Главенствующее положение в обществе занимают решительные, предприимчивые люди с деловой хваткой.
Выставлено на аукцион родовое имение дворян – подобная ситуация стала обыденностью для России начала 20 века. Помещики, сформировавшиеся при крепостничестве, становятся нежизнеспособными в новых условиях. На смену Раневской, Гаеву, Пищику, прозябающих в долгах, приходят люди типа Лопахина – умные, решительные, умеющие трудиться.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Жизнь дворянства после отмены крепостного права.

Дворяне, подобно Гаеву и Раневской, уходят в прошлое. Они выросли при крепостничестве, жили в полном достатке, на полном обеспечении. Это поколение дворян беспомощно, они теряют свое имущество, проживают деньги, которые не в состоянии зарабатывать. Люди такого типа не в состоянии приспособиться к требованиям новой эпохи. Пищик, хоть и сидит в долгах и не умеет зарабатывать, но он находит способ наладить свое положение - сдает в аренду свою землю.

Лопахин – человек нового времени, жизнеспособный, соответствующий требованиям данного периода жизни. Ему не хватает образования, ощущение чувства прекрасного, но он сможет хорошо жить в новых условиях, умело решает вопросы. У Лопахина, потомка крепостных, было нелегкое детство, что наложило свой отпечаток. О том, как он мыслит и действует приятно читать.

2. Тема: Бытовая жизнь людей, их характеры.

Проблема: За обыденными разговорами и ситуациями показана внутренняя борьба персонажей, их мысли, чувства, мечты, отношение друг к другу.

Внешне жизнь главных героев выглядит обыденно и прозаично. Персонажи пьесы гуляют, танцуют, обедают, и как будто бы ничего особого не происходит, но по отдельным фразам, жестам, ситуациям можно угадать, что творится внутри каждого из них. К примеру, Лопатин, общаясь с Раневской, дает согласие объясниться с Варей. Девушка тут же входит, но прячет свое ликование за обыденными фразами. Она говорит, что ищет какие-то вещи. Лопатин тоже делает вид, что ничего не происходит, хотя минуту назад собирался сделать серьезный поступок – предложить руку и сердце. Они вместе лишь приходят к единому мнению, что все закончено в этом доме, подразумевая и конец их собственных отношений.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Чехов эмоционально, пафосно, с теплотой описывает купца Лопахина. И действительно, нужны новые доминирующие люди, приспособленные к существующей действительности.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

У каждого персонажа в пьесе свой образ и своя правда. Здесь нет ярко выраженных отрицательных и положительных героев, как и в жизни.

Основное противопоставление в пьесе – это контраст между образами дворян: Раневской, Гаева, Пищика и купца Лопатина. Пищик занимает промежуточное положение. Он, хоть и просит без конца деньги в долг, но умеет приспосабливаться. Помещик сдает землю в аренду, что частично помогает ему решить свой вопрос. Раневская и Гаев беспомощны, безынициативны, они, как страусы, прячут голову в песок, как малые дети уходят в мир фантазий. Я думаю, что каждому из этой системы образов недостает того, что имеет их противоположность. Дворянам не хватает предприимчивости, расчетливости, умения зарабатывать, поддерживать свое имущество. Все эти качества есть у Лопатина, но и ему не хватает образованности и умения чувствовать прекрасное, что присуще дворянам. Я считаю, что эти образы, в своем противостоянии, дополняют друг друга.

п.4. Литературные приёмы

События, описанные в пьесе, усилены символами, помогающими ощущать конкретные чувства по поводу прочитанного.

Важная символическая фигура - это старый Фирс, который умирает на сцене под стук топора. Он всю жизнь преданно служил дворянской семье, но господа разорены, и он никому не нужен. И Раневская, и Аня интересуются его судьбой, выясняют, отвезли ли его к врачу, но больной Фирс остается один-одинешенек. Старый слуга не понимает, куда ушла его жизнь. Он говорит, что и не жил-то вовсе. Все это происходит оттого, что жил он для кого-то, а не для себя. Вместе с этим человеком, всем сердцем преданного идеалам крепостничества, умирает старый строй. Отживают и те дворяне, такие, как Гаев и Раневская, которые при выросли и были воспитаны в те времена.

п.5. Конфликт произведения

Конфликт между фантазией, мечтой и реальностью, внутренний конфликт дворян, неспособных к решительным действиям, не умеющих обеспечивать себя. Все, что они делают – это уходят от реальности в иллюзорный мир, но это дает лишь временное облегчение. В итоге человек оказывается не в состоянии решить свой вопрос.

Читайте также: