Я ненавижу человечество бальмонт анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Я ненавижу человечество,
Я от него бегу спеша.
Мое единое отечество —
Моя пустынная душа.
С людьми скучаю до чрезмерности,
Одно и то же вижу в них,
Желаю случая, неверности,
Влюблен в движение и в стих.
О, как люблю, люблю случайности,
Внезапно взятый поцелуй,
И весь восторг — до сладкой крайности,
И стих, в котором пенье струй.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push(<>);

Поэзия К. Бальмонта – одна из вершин в литературном символизме Серебряного века.

Конец стихотворения — все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Yandex — лучший поисковик на русском языке

Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

* * *

Я ненавижу человечество,
Я от него бегу спеша.
Мое единое отечество –
Моя пустынная душа.

С людьми скучаю до чрезмерности,
Одно и то же вижу в них,
Желаю случая, неверности,
Влюблен в движение и в стих.

О, как люблю, люблю случайности,
Внезапно взятый поцелуй,
И весь восторг – до сладкой крайности,
И стих, в котором пенье струй.

Это гневное признание – не первое стихотворение, где в уста героя автор вкладывает крамольные речи. В самом деле, может ли поэт ненавидеть людей? Тех, кто жадно ждет его строк и ищет встречи, как было с многочисленными поклонниками творчества Константина Дмитриевича. Однако иногда даже они вызывают у поэта отвращение.

Так теперь Константин Дмитриевич характеризует свои связи с родиной.

По всей видимости, именно поэтому героем этого цикла является Прометей. Однако образ бальмонтовского героя сильно отличается от персонажа древнегреческих мифов. У Бальмонта он – разочарованный своим творением создатель, отвернувшийся от него. Людское общество представляется герою предсказуемым, унылым:
С людьми скучаю до безмерности,
Одно и то же вижу в них.

Что же притягивает и радует героя, а заодно и автора стихотворения? Ответ простой – поэт влюблен в поэзию, и теперь не имеет значения, для кого она предназначена. Случайности, неожиданность, внезапное движение души – вот, что теперь важно.

Rj2ktj1 (443x700, 62Kb)

Я ненавижу человечество,
Я от него бегу спеша.
Мое единое отечество —
Моя пустынная душа.
С людьми скучаю до чрезмерности,
Одно и то же вижу в них,
Желаю случая, неверности,
Влюблен в движение и в стих.
О, как люблю, люблю случайности,
Внезапно взятый поцелуй,
И весь восторг — до сладкой крайности,
И стих, в котором пенье струй.

DfuIZh9X4AAFuUU (497x700, 36Kb)

Константин Бальмонт

Это гневное признание – не первое стихотворение, где в уста героя автор вкладывает крамольные речи. В самом деле, может ли поэт ненавидеть людей? Тех, кто жадно ждет его строк и ищет встречи, как было с многочисленными поклонниками творчества Константина Дмитриевича. Однако иногда даже они вызывают у поэта отвращение.

Мое единое отечество –
Моя пустынная душа.

Так теперь Константин Дмитриевич характеризует свои связи с родиной.

По всей видимости, именно поэтому героем этого цикла является Прометей. Однако образ бальмонтовского героя сильно отличается от персонажа древнегреческих мифов. У Бальмонта он – разочарованный своим творением создатель, отвернувшийся от него. Людское общество представляется герою предсказуемым, унылым:

С людьми скучаю до безмерности,
Одно и то же вижу в них.

Что же притягивает и радует героя, а заодно и автора стихотворения? Ответ простой – поэт влюблен в поэзию, и теперь не имеет значения, для кого она предназначена. Случайности, неожиданность, внезапное движение души – вот, что теперь важно.

Лирике талантливого и прославившегося поэта Бальмонта присуща острота ощущений и поиск впечатляющего мгновения, который хотелось бы облечь в слова и оставить в человеческой памяти навсегда.

Особенности лирики Бальмонта

Особенность его поэзии в том, что ее можно назвать вечным поиском значимого и необычайно красивого мгновения для того, чтобы обратить внимание читателей на то, что жизнь каждого человека полна великолепных и запоминающихся моментов. Вряд ли у Бальмонта можно найти устойчивую систему образов, как у других поэтов, как никому другому, Бальмонту удалось возвысить в своей лирике переменчивость настроения, душевное непостоянство и пристальное внимание к быстропроходящим переживаниям и мироощущениям.

Поэт-символист Константин Бальмонт

Из биографии К.Д. Бальмонта

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) родился в деревне Гумнище, Владимирской губернии. Учился в гимназии в Шуе. В 1886 г. поступил на юридический факультет Московского университета, но был исключён за участие в студенческом движении.


Памятник Константину Бальмонту в Шуе

Первый сборник стихотворений Бальмонта вышел в Ярославле в 1890 г., следующий – в 1894 г. Эти сборники отмечены отзвуками поэзии поздних народников.


М. Дурнов. Портрет Константина Бальмонта (Бальмонт в Париже, 1901)

Я ненавижу человечество, Я от него бегу спеша. Мое единое отечество – Моя пустынная душа.

С людьми скучаю до чрезмерности, Одно и то же вижу в них. Желаю случая, неверности, Влюблен в движение и в стих.

О, как люблю, люблю случайности, Внезапно взятый поцелуй, И весь восторг – до сладкой крайности, И стих, в котором пенье струй.


Константин Бальмонт (1917)

К. Бальмонт

Я – изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты – предтечи, Я впервые открыл в этой речи уклоны, Перепевные, гневные, нежные звоны.

Я – внезапный излом, Я – играющий гром, Я – прозрачный ручей, Я – для всех и ничей.

Переплеск многопенный, разорванно-слитный, Самоцветные камни земли самобытной, Переклички лесные зеленого мая – Все пойму, все возьму, у других отнимая. Вечно юный, как сон,

Сильный тем, что влюблен И в себя и в других, Я – изысканный стих. 1901


В. Серов. Портрет К. Бальмонта (1905)

Его творчество отличается оригинальностью тем, музыкальностью, искусными рифмами; он увлекался звукописью, прекрасно умел передать мимолётные впечатления, что сближало его с импрессионизмом.

Прорезав тучу, тёмную, как дым, Последний луч, в предчувствии заката, Горит угрюмо, – он, что был живым ‎Когда-то!

Тесниной смутных гор враждебно сжата, Одна долина светом золотым Ещё живёт, блистательно-богата. Но блеск ушёл к вершинам вековым, Где нет ни трав, ни снов, ни аромата. — О, да, я помню! Да! я был живым, ‎Когда-то! 1900

Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам чёрный чёлн.

Чуждый чистым чарам счастья, Челн томленья, челн тревог, Бросил берег, бьется с бурей, Ищет светлых снов чертог.

Мчится взморьем, мчится морем, Отдаваясь воле волн. Месяц матовый взирает, Месяц горькой грусти полн.

Умер вечер. Ночь чернеет. Ропщет море. Мрак растет. Челн томленья тьмой охвачен. Буря воет в бездне вод. 1895

Это стихотворение построено на основе аллитерации.

Революцию 1905 г. Бальмонт встретил с энтузиазмом. За это подвергся репрессиям и жил за границей. Возвратился в Россию в 1913 г. Много переводил, в том числе прозу. В 1921 г. эмигрировал во Францию. Жил в нужде. Писал о России.

Я был в России. Грачи кричали, Весна дышала в моё лицо. Зачем так много в тебе печали? Нас обвенчали. Храни кольцо.

Я был повсюду. Опять в России. Опять тоскую. И снова нем. Поля седые. Поля родные. Я к вам вернулся. Зачем? Зачем?

Кто хочет жертвы? Её несу я. Кто хочет крови? Мою пролей. Но дай мне счастья и поцелуя. Хоть на мгновенье. Лишь с ней. С моей.

Умер поэт в предместье Парижа в 1942 г.

Замысел и мотивы лирики

Считается, что Бальмонт своим творчеством внес значимый вклад в совершенствование русского стиха и его техники и композиции. Лирика поэта наполнена умышленными повторами и излишне созвучными словами, однородными эпитетами, основным для поэта Бальмонта было – каким будет стихотворение на слух, ему была важна звуковая сочетаемость слов.

Таким образом, его увлечение к голой форме стихотворения привело к определенно степени разрушения его искусства, из-за этого многими его современниками чувствовалась несостоятельность его, как поэта. Бальмонт и его поэзия были далеки от передовых идей эпохи и убеждений, которые были ценны в то время. Но несмотря на это поэзия Бальмонта оказала значительное влияние на большинство поэтов Серебреного века.

Темы и мотивы творчества бальмонта

В начале творческого пути Бальмонта поддерживали В. Короленко, В. Брюсов, которые высоко ценили его талант и образованность.

Всю жизнь Бальмонт работал очень интенсивно. В год у него выходило по несколько сборников в нескольких изданиях. Он изучил 16 языков, поглощал целые библиотеки, стремился как можно полнее понять жизнь и людей.

С 1897 года поэт путешествует по всему миру, что отразилось на тематике его стихотворений. Отречение царя от власти Бальмонт воспринял с радостью, но революцию 1917 года отверг, считая ее грубой и страшной. В 1920 году поэт-бунтарь подает прошение о выезде за границу, где и остается навсегда. В эмиграции Бальмонт тосковал по родине:

Тема солнца проходит через все творчество поэта. Образ животворящего солнца у него – символ жизни, живой природы, органическую связь с которой он всегда ощущал:

По музыкальности стиха Бальмонту не было равных. Он умел уловить и показать момент, миг, звук, рождающиеся и исчезающие. В своих стихах поэт использовал приемы, свойственные музыке, – ритмические повторы, множество внутренних рифм:

Само название стихотворения говорит об отсутствии действия, о погружении души человека в состояние мудрой созерцательности. Поэт передает различные оттенки грусти, которая, нарастая, изливается слезами:

Чередование шипящих звуков – излюбленный прием символистов, позволяющий передать шелест листьев:

Читайте также: