Как проявляется отклонение от социальных норм в поведении личности кратко

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Девиантное поведение, его формы, проявления. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Д евиантное (отклоняющееся) поведение – отклонение от норм, правил. Совершение поступков, которые противоречат социальным нормам. Это поведение, которое не согласуется с общественными нормами.

К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция.

Отклоняющееся поведение чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы.

Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами.

Здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придётся, то и с колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь.

Смотрим фильм.

1. Определение девиантного поведения: суть, причины, виды.

2. Понятие социальной нормы.

3. История формирования теорий девиации. Современные теории.

1. Определение девиантного поведения: суть, причины, виды.

Дев. повед. (лат. Deviatio -отклонение) – такое, кот. не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества. Людей, чье поведение отклоняется от общепринятых норм наз. девиантами.

К отклоняющемуся от общепринятых норм поведению относятся: правонарушения, пьянство, наркомания, проституция, самоубийство, пристрастие к азартным играм, бюрократия и пр. Это политика уйти от общества, от решения жизненных проблем, преодолеть состояние неуверенности и беспокойства. Девиантность определяется соответствия­ми и несоответствиями поступков социальным ожиданиям. Один человек может иметь отклонения в социальном пове­дении, другой - в структуре своей психики, третий одновременно в том и другом. Можно наблюдать личностную дезорганизацию и групповые отклонения в поведении людей. Личностная дезорганизация (индивидуальное отклонение) возникает тогда, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры. Например, молодой человек из благополучной семьи может отвергнуть нормы и встать на преступный путь.

Но отклоняющееся поведение имеет не только негатив­ный характер, но и позитивный. Оно может выступать как стремление личности к превосходству, к новому самоутвер­ждению в социальнополезных видах деятельности. Это мо­жет быть героизм, альтруизм, самопожертвование, сверх­трудолюбие, высочайшая преданность, выдающееся науч­ное открытие, изобретение и т.д.

В нормально развивающемся обществе 10 - 12% насе­ления приходится на отрицательную девиацию и столько же на положительную. Оставшаяся часть - немногим бо­лее 70% населения составляют люди без отклонений в по­ведении.

Становление личности девианта проходит два этапа:

• первичное отклонение, когда поведение в целом соот­ветствует, культурным нормам, ошибки незначительны, по­ступки терпимы и, они представляют собой результат лишь отдельных проявлений отрицательных акцентуаций харак­тера индивида; в данном случае совершаемые индивидом отклонения вполне терпимы и еще не называются девиантными;

• вторичное отклонение, когда индивид совершает уже существенные отклонения от принятых в данной группе норм и его действия квалифицируются как девиантные; к нему приклеивается ярлык девианта, что зачастую стано­вится поворотным пунктом в его судьбе.

Совершивший первичное отклонение индивид продол­жает жить по-прежнему, без особых изменений. Он занима­ет тот же социальный статус, выполняет те же роли. Но си­туация резко меняется, когда индивид получает ярлык де­вианта.

ПОНЯТИЕ НОРМЫ

=> исходным для понимания отклонений служит понятие нормы.

Соц. норма – предел, интервал, мера допустимого, должного или дозволенного поведения, деятельности людей, соц. групп, исторически и культурно сложившихся в конкретном обществе.

История свидетельствует, что общество во все времена пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве осуждаемых обществом носителей нежелательного поведения нередко почти в равной степени оказывались гении и злодеи, очень ленивые и сверхтрудолюбивые, нищие и богачи. Резкие отклонения от средней нормы – причем как в положительную, так и в отрицательную сторону – грозят нарушению стабильности общества, которая всегда ценилась превыше всего.

Наркомания. Атмосфера самоуспокоенности в 1960-1970-е годы оказалась одной из главных причин того, что в обществе не замечали нарастающую острую социальную проблему – наркоманию. Как показывает анализ реально сложившегося положения, она не замыкается в рамках каких-то общностей, члены которых полностью деградировали в социально-нравственном отношении. Это зло охватило практически все общественные группы и поразило представителей наиболее дееспособной части населения. До недавнего времени закон считал наркоманов преступниками, так как употребление наркотиков квалифицируется законом как преступное деяние.

Самоубийство. Свободное и намеренное прекращение своей жизни – девиация. Но убийство другого человека – преступление.

Районы проживания с высокой плотностью делинквентного и криминального поведения называются криминогенными. А категории населения, которые более других склонны совершать криминальные, или делинквентные, поступки называются группами риска. Особенно часто делинквентное поведение наблюдается среди подростков и молодежи.

Один из распространенных примеров делинквидности – вандализм футбольных фанатов. Под вандализмом понимают бессмысленное уничтожение материальных и духовных памятников. Название произошло от германского племени вандалов, которые

В каждом обществе существуют свои нормы и правила поведения, которые необходимы для того, чтобы регулировать отношения между людьми. Людям комфортнее и спокойнее общаться друг с другом, когда их взаимоотношения регулируются моралью, этикетом, социальными нормами. Если действия человека отличаются от устоявшихся стандартов, образцов, принятых в данном социуме, его поведение называют отклоняющимся. Что такое отклоняющееся поведение, в чем заключаются причины отклоняющегося поведения, опасно ли оно обществу - на эти вопросы вы найдете ответы в данном уроке.

План урока:

От каждого человека социум ожидает определенной манеры поведения, выполнения им обязанностей и ролей, соответствующих социальному статусу. Все негласные стандарты, общепринятые образцы поведения в обществе называют социальными нормами.

Функции социальных норм

В каждом государстве, отдельной общественной группе, обществе - свои социальные нормы. Они меняются с течением времени и под воздействием обстоятельств. К примеру, в 17-18 веке во Франции люди не мылись годами, водные процедуры не были приняты не только у бедноты, но и у высшей знати. Уход за телом считался греховным, поэтому даже короли принимали ванну всего несколько раз в жизни. Сегодня во Франции, и в любом другом современном государстве, такое поведение резко осуждается, люди признают необходимость личной гигиены, зная о природе инфекционных и вирусных заболеваний. Таким образом, социальные нормы меняются благодаря развитию научных знаний, изменению представлений о мире.

Несмотря на то, что социальные нормы не всегда являются совершенными, но они необходимы в любом обществе. К функциям социальных норм относятся:

  1. Формирование и воспитание личности. Нормы помогают сформировать совесть, моральные и нравственные принципы у подрастающего поколения;
  2. Оценка поведения человека. Благодаря нормам люди могут оценивать поведение, понимать, какие действия являются плохими (наносит вред себе или окружающим), какие хорошими;
  3. Регулирование общественных отношений. Нормы создают рамки, выступают ограничителями в поведении индивида, отдельных групп людей. Таким образом, они обеспечивают порядок и стабильность в обществе.

Функции социальных норм в обществе трудно переоценить, они наряду с законом являются элементами социального контроля. Без них в социуме наступил бы хаос, каждый делал бы то, что ему хочется, не задумываясь о последствиях.

Отклоняющееся поведение

Иногда человек может совершать поступки, которые противоречат этикету, стандартам и эталонам поведения, принятым в обществе.Действия индивида или отдельных групп людей, выходящие за рамки социальных норм называют отклоняющимся поведением. Отклоняющиеся поведение ученые именуют так же девиацией, этот термин произошел от латинского слова deviatio- что в переводе значит отклонение.

К девиантному поведению относят: нарушение правил дорожного движения, курение, использование нецензурной лексики, взяточничество, алкоголизм, отшельничество. Причинами отклоняющегося поведения могут быть:

  • Лень и осознанный отказ от труда (бродяжничество, воровство);
  • Стремление к самоутверждению;
  • Психические заболевания;
  • Неправильное воспитание;
  • Склонность к агрессии;
  • Неблагоприятная обстановка в семье (дети алкоголиков часто приобретают такую же дурную привычку, берут пример со своих родителей);
  • Индивидуальные особенности личности, необычные таланты, незаурядные физические данные.

Примеров отклоняющегося поведения много, но среди них различают негативную и позитивную девиацию.

Негативное отклоняющееся поведение всегда наносит вред окружающим либо самому индивиду. Курение, алкоголизм, наркомания, увлечение азартными играми, преступная деятельность опасны как для самого человека, так и для окружающего его общества. Человек может придерживаться девиации целенаправленно, либо неосознанно.

Пример 1. Подросток перестал носить школьную форму, стал курить, перекрасил свои волосы в синий цвет, желая выделиться среди одноклассников. Он специально нарушает ожидания общества относительно его внешнего вида и поведения.

Пример 2. Подросток спешит в школу и перебегает дорогу на красный свет, чтобы успеть на занятия. Он нарушает правила дорожного движения не осознанно, не успевая задуматься над тем, что в это время его может сбить машина.

Позитивное отклоняющееся поведение безопасно для общества, не создает неудобств окружающим, и даже приносит людям пользу. Ученые, удалившиеся от цивилизации, гении, чьи манеры кажутся чудаковатыми и непонятными, монахи, ведущие отреченный образ жизни - выделяются среди остальных людей. В этих случаях девиация служит благой цели - открытию научных законов, созданию произведения искусства, самопознанию. Примеры позитивного отклоняющегося поведения редки, чаще всего в обществе встречается именно негативное отклонение.

Очень часто общество признает достижения гениальных ученых, художников, писателей, изобретателей уже после их смерти. Все потому, что гении опережают общественный прогресс, сильно выделяются среди остальных людей, чем вызывают неодобрение, непонимание социума.

Это интересно! Джордано Бруно - известный итальянский ученый, живший в 16 веке. Он выдвинул идею о том, что Земля не является центром вселенной, не Солнце движется вокруг Земли, а наоборот, Земля вращается вокруг Солнца. Кроме того, Бруно заявил, что во вселенной очень много небесных тел, и не исключено, что на некоторых из них может существовать жизнь. Взгляды Джордано Бруно противоречили учению римской католической церкви, поэтому ученого сожгли на костре.Однакоблагодаря Джордано Бруно весь мир, со временем перешел от Геоцентрической (все планеты вращаются вокруг Земли) к Гелиоцентрической (планеты вращаются вокруг Солнца) модели мира.

Виды отклоняющегося поведения

В зависимости от масштабов девиации, выделяют уровни отклоняющегося поведения:

  1. Личностный уровень - это отклоняющееся поведение одной отдельно взятой личности (ученик систематически не выполняющий домашнее задание, заядлый курильщик, отшельник, нарушитель закона);
  2. Групповой уровень - это девиация характерная для определенной общественной группы (футбольные фанаты, нарушающие общественный порядок, учащиеся 7-Б систематически прогуливающие уроки);
  3. Государственный уровень – это отклоняющееся поведение людей, наносящее вред всему государству, представляющее опасность на государственном уровне (терроризм, взяточничество).

В зависимости от того, насколько большую опасность представляют последствия негативного отклоняющиегося поведения, выделяют:

  • Проступки (Саша не уступил место пожилой женщине в автобусе).
  • Преступления (Артем ограбил ювелирный магазин).

Так же различают отклоняющееся поведение личности, опасное только для нее самой и девиацию, наносящую вред всем окружающим.

Пример. Анастасия Ивановна заядлый курильщик, но она не курит в общественных местах, старается, чтобы дым от сигарет не вдыхали окружающие ее люди. Василий Петрович тоже курит, но он напротив, не беспокоится об окружающих. Василий Петрович курит на работе, прямо у себя в кабинете, дома на кухне, на улице, даже когда гуляет со своей дочкой на детской площадке.

Правонарушения

Девиация может выходить за рамки нравственности, а может напрямую нарушать правовые нормы [1] . Если человек нарушил негласные правила поведения в обществе, поступил не так, как от него ожидали окружающие, в ответ он получит неодобрение, высказанные вслух упреки. Такие действия, не соответствующие культурным нормам, не наносят заметного вреда социуму, но вызывают в нем неодобрение.

Другое дело, если действия личности нарушают принятые в обществе законы. В этом случае, речь заходит о правонарушениях. Правонарушение - это виновное действие, связанное с нарушением правовых норм, несущее определенную опасность, вред обществу. К правонарушениям относят мошенничество, безбилетный проезд, хулиганство, нарушение правил дорожного движения, нецензурную брань в общественном месте, грабеж. Правонарушением может считаться не только определенное действие, но и бездействие индивида.

Пример. Медсестра не оказала своевременную медицинскую помощь больному, пострадавшему во время аварии. Ей показалось, что травмы больного несерьезные, и он может подождать, пока она допьет чай и закончит беседовать со своей коллегой. В результате больной умер, а медсестру обвинили в преступлении совершенном по неосторожности.

В зависимости от степени вреда, наносимого социуму, выделяют два вида правонарушений: проступки и преступления.

Проступки

Проступки наносят относительно небольшой вред обществу, в отличие от преступлений. К проступкам относят: распитие алкоголя в общественном месте, уклонение от уплаты алиментов, безбилетный проезд в автобусе, рисование на стенах жилого дома. Таким образом, проступки не несут прямой угрозы жизни и здоровью людей, государственной безопасности.

В зависимости от того, в какой сфере жизни были совершены противоправные действия, выделяют виды проступков:

  1. Дисциплинарные - связаны с неисполнением рабочих обязанностей, нарушением трудовой дисциплины.Дисциплинарным проступком являетсясвоевольное оставление рабочего места, опоздание на работу, приход на работу в нетрезвом виде, неисполнение своих обязанностей.
  2. Гражданско-правовые проступки. К ним относят все действия, наносящие вред чужому имуществу: несвоевременная оплата кредита, преднамеренная поломка чужого телефона, нарушение условий сделки, несоблюдение условий договора, нарушение авторских прав. Самым распространенным видом наказания за гражданский проступок является штраф и необходимость возмещения вреда.
  3. Административные проступки – это нарушение общественного порядка, действия, посягающие на права и свободы граждан. Административным проступком является: парковка в неположенном месте, неисполнение родительских обязанностей, включение музыки на всю громкость в три часа ночи, курение на детской площадке.

Если человек совершил проступок- его ждет наказание, вплоть до ареста на несколько суток. Однако уголовная ответственность [2] наступает только за совершение более серьезных правонарушений - преступлений.

Преступления

Преступления наносят более ощутимый вред социуму, в отличие от проступков. Они посягают на жизнь и здоровье людей, благосостояние общества, государственную безопасность. Примеры преступлений: дача взятки должностному лицу в особо крупных размерах, убийство, кража документов, нанесение тяжких телесных повреждений, угон автомобиля.

В зависимости от степени вреда, наносимого социуму, выделяют виды преступлений:

  • Небольшой тяжести;
  • Средней тяжести;
  • Тяжкие преступления;
  • Особо тяжкие преступления.

Так как существует большая разница между проступком и преступлением, наказания за их совершение так же будут различаться.

Виды ответственности за противоправное поведение

За дисциплинарные, административные и гражданские проступки предусмотрено наказание в виде:

  • Лишения специальных прав (водительских);
  • Штрафа;
  • Ареста на несколько суток.

За совершение преступлений следует уголовная ответственность: конфискация имущества, запрет на выполнение профессиональных обязанностей, лишение свободы. Серьезность наказаний зависит от категории преступлений, степени нанесенного вреда социуму.

Словарь

1. Правовые нормы - это общеобязательные правила поведения, закрепленные законом.

2. Уголовная ответственность – это наказания, назначаемые государством при совершении преступлений.

Девиантное поведение – позитивное или негативное отклонение от общепринятых порядков. Зачастую нарушает правовые и морально-этические нормы современного общества. Деструктивно-девиантных людей также называют асоциальными личностями, социопатами.

Асоциальное поведение

Причины девиантного поведения

Девиантное поведение – это совершение нестандартных действий и поступков, не вписывающихся в стандарты поведения большинства. Девиация может быть позитивной, выражаемой в творчестве или науке, общественно-нейтральной либо негативной.

К причинам девиантности относятся следующие группы факторов:

  • биологические;
  • воспитательные;
  • социальные.

Биологические факторы

Биологические причины девиантности – это факторы, обусловленные заболеваниями и медицинскими патологиями. К ним относятся:

  • воспаления, травмы головного мозга;
  • психосоматические патологии;
  • депрессивные состояния;
  • психозы различной этиологии;
  • шизотипическое расстройство;
  • инфантильность, СДВГ;
  • шизофрения.

Также причина может заключаться в повреждении и инфицировании плода внутри материнской утробы или во время родов.

Воспитательные факторы

Воспитательные, или педагогические факторы проявляются при неправильном воспитании ребёнка. Среди причин этой подгруппы выделяют:

  • негативный пример, подаваемый членами семьи;
  • отсутствие уважения между членами семьи;
  • излишняя строгость, несправедливые наказания;
  • потакание всем прихотям и желаниям ребёнка;
  • излишняя опека либо отсутствие опеки;
  • лишение ребёнка личного пространства;
  • игнорирование моральных, физических потребностей.

Помимо этого, девиантное поведение возникает при отсутствии тёплых, доверительных взаимоотношений внутри семьи.

Социальные факторы

К социальным причинам девиантности относят факторы, вызванные взаимодействием с окружающими людьми. В этой подгруппе отмечают следующие причины:

  • трудности в общении с ровесниками у дошкольников и школьников;
  • материальное, социальное неравенство с окружающими;
  • неблагополучное окружение: алкоголики, наркоманы;
  • пагубное влияние религиозных сект;
  • насмешки, издевательства, травля;
  • насилие: физическое и сексуальное.

Также к социальным факторам относят зависимости, провоцирующие поведенческие отклонения. Сюда включают алкоголь, наркотики, излишнее увлечение играми и субкультурами.

Классификация социальной девиации

Девиантное поведение подразделяется на позитивную и деструктивную форму.

Положительное девиантное поведение включает в себя:

  • научные достижения и открытия;
  • повышенное усердие в школе, на работе;
  • творческие увлечения и успехи;
  • участие в благотворительных акциях;
  • героические поступки, самопожертвование.

Такое поведение считается отклоняющимся от нормы, но отклонение носит позитивный характер.

Отрицательное девиантное поведение – совершение поступков и действий, порицаемых окружаемых большинством. Деструктивная девиация характера может подразделяться на следующие разновидности:

  • аддиктивная девиация;
  • аморальная девиация;
  • делинквентная девиация.

В свою очередь, эти типы подразделяются на несколько видов и подвидов.

Непризнанность

Все отрицательные типы девиации могут проявляться 3 формами поведения:

  1. Неосознанная девиация. Пациент не понимает, почему его поведение считается отклонением от нормы, и нарушает правила общества безотчётно.
  2. Нонконформистское поведение. Человек осознаёт, что его поступки и действия не вписываются в общественные нормы, и отклоняется от них намеренно.
  3. Абберантное поведение. Человек понимает неприемлемость своих поступков, и из-за нежелания быть порицаемым совершает их скрытно, втайне от других.

Аддиктивная девиантность

Аддиктивное девиантное поведение – это систематическое бегство от жизненных проблем, выраженное в виде нездоровой увлечённости чем-то, патологических зависимостей.

Бегство от проблем

Девиантная аддиктивность проявляется в виде:

  • алкоголизма и наркомании;
  • анорексии, булимии;
  • религиозного фанатизма;
  • нимфомании;
  • компьютерной зависимости;
  • трудоголизма.

Аддиктивность может быть общественно-полезной, нейтральной и деструктивной. Вне зависимости от подтипа, такое поведение говорит о психологических проблемах и требует вмешательства психотерапевта.

Аморальная девиантность

Подгруппа включает в себя отклоняющееся поведение, нарушающее морально-этические общественные нормы. Поступки аморального человека не представляют серьёзной общественной опасности, однако осуждаются обществом.

К аморальному поведению относится следующее:

  • беспорядочные сексуальные связи, проституция;
  • бродяжничество и попрошайничество;
  • повышенная агрессия по отношению к людям;
  • употребление алкоголя, наркотиков;
  • отказ от работы, учебной деятельности;
  • оскорбление, унижение окружающих людей.

Некоторые классификации девиантного поведения относят аморальный подтип к общественно-нейтральному виду девиантности.

Делинквентная девиантность

К подгруппе делинквентного, или ненормативного поведения относятся типы поведения, нарушающие правовые нормы общества. Они могут проявляться в 2 формах:

  1. Докриминогенный, или противоправный тип. Нарушает правовые нормы. Проявляется хулиганством, вандализмом, поджогами имущества, драками и побоями, оскорблениями.
  2. Криминогенный, или преступный тип. Нарушает уголовные нормы. Включает в себя грабежи, кражи со взломом, разбойные нападения, мошенничество, вымогательство, изнасилование и убийство, а также покушение на данные деяния.

Симптомы отклоняющегося поведения

Симптоматика девиантного поведения очень обширная. К общим признакам, встречающимся у девиантных типов личности, относят следующее:

  • конфликты с ровесниками, окружающими людьми;
  • отсутствие интереса к работе, учёбе;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • безответственность, нежелание помогать другим;
  • постоянная смена увлечений и круга общения;
  • отсутствие контактов с другими людьми;
  • постоянные перепады настроения;
  • завышенная или заниженная самооценка.

Также девиантность может проявляться физиологическими факторами: нарушениями сна и питания, проблемами с пищеварением.

Социопаты

Диагностика девиантного поведения

Диагностика отклоняющегося поведения выполняется психиатрами, психотерапевтами и клиническими психологами. Девиантность определяется такими методами:

  1. Осмотр и беседа с пациентом. Во время общения врач оценивает эмоциональное и психологическое состояние, манеру речи и поведение личности с девиацией. Также задаются уточняющие вопросы о семье, об увлечениях и интересах.
  2. Ознакомление с данными о пациенте. Специалист читает характеристики с места работы или учёбы, изучает выписки из амбулаторной карты. При необходимости врач контактирует с работодателем или педагогами пациента, с сотрудниками полиции.
  3. Опрос семьи, друзей. Контакт с близким окружением пациента помогает понять, в каких отношениях человек состоит с окружающими, в каких условиях проживает. Также это помогает узнать больше о характере, привычках пациента.
  4. Тестирование, личностные опросники. Определить девиантность помогают исследования тревожности, опросник Айзенка, тест на склонность к отклоняющемуся поведению (СОП).
  5. Проективные методы. Арт-исследования, тест Сонди и Розенцвейга позволяют выявит скрытые, подавленные эмоции пациента.

Также в диагностике применяются Миннесотский многофакторный опросник личности (ММОЛ), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО).

Коррекция и работа с социальной девиацией

Негативно отклоняющееся поведение необходимо лечить. Коррекция включает в себя лекарственную терапию, психотерапевтическую коррекцию и вспомогательные методы: йогу, дыхательную гимнастику.

Йога

Медикаментозная терапия

Лекарственные препараты допустимо использовать при биологических факторах, провоцирующих девиантное поведение. Седативные препараты и транквилизаторы, направленные на успокоение нервной системы, также могут применяться при повышенной агрессии, буйстве.

Группы препаратов Влияние на двойственность Примеры средств
Нормотимики Избавляют от резких перепадов настроения, свойственных для девиантных типов личности. Вальпромид, Карбамазелид
Антидепрессанты Регулируют уровень нейромедиаторов, избавляют от депрессивных состояний. Мелипрамин, Тризадон, Флуоксетин
Транквилизаторы Снимают психоэмоциональное напряжение, избавляют от тревоги, паники и проблем со сном. Диазепам, Феназепам, Гидроксизин
Антипсихотические препараты Справляются с паническими состояниями, агрессивностью и напряжённостью. Повышают концентрацию пациента. Галоперидол, Кветиапин, Клозапин
Ноотропные средства Укрепляют нейронные связи, улучшают кровоснабжение мозга. Улучшают интеллектуальные способности и память. Пикамилон, Ноотропил, Глицин
Снотворные средства Устраняют проблемы со сном: бессонницу, ночные пробуждения, повышенную чуткость сна. Донормил, Анданте, Мелаксен
Седативные препараты Успокаивают, избавляют от повышенной тревожности, стрессов, панических атак и избыточной агрессии. Валериана, Персен, Ново-пассит
Витамины группы В Укрепляют нервную систему, избавляют от стрессовых состояний, депрессии и неврозов. Нейробион, Витагамма, Мильгамма
Важно! При тяжёлых формах девиантности лечение медикаментами производится в условиях психиатрического стационара.

Психотерапия

Психотерапевтические методы позволяют скорректировать поведение пациента, обнаружить причину девиантного поведения и устранить её.

Групповая психотерапия

К методам психотерапии при девиации относят следующее:

  • индивидуальные консультации;
  • групповые занятия с психотерапевтом;
  • проблемно-ориентированные тренинги;
  • семейная терапия, родительский тренинг;
  • арт-терапевтическое лечение.

Наилучшего эффекта можно достичь, если комбинировать эти методы между собой.

Другие методы борьбы

В качестве вспомогательных способах борьбы с девиациями применяют:

  • физиотерапевтические методы;
  • закаливание, лечебную гимнастику;
  • ароматерапию, массаж и самомассаж;
  • дыхательную гимнастику, упражнения йоги.

Для коррекции поведения подростков и детей также используются активные хобби: спортивные занятия, туризм и кемпинг.

Профилактика девиантного поведения

Предупредить девиации в поведении помогут профилактические меры:

  • положительный пример в окружении ребёнка;
  • построение доверительных, тёплых отношений;
  • адекватные воспитательные меры;
  • информационно-профилактические работы;
  • консультации психолога по мере необходимости.

Примеры отклоняющего поведения

Примером позитивной девиантности может стать спасение ребёнка из пожара посторонним человеком. Вхождение в горящий дом без спецкостюма и оборудования – смелый и отважный поступок, но он отличается от поведения большинства людей. Такие действия говорят о повышенной социальной ответственности и относятся к девиантным.

Аморальный тип девиации встречается у лиц без определённого места жительства. Они выглядят неподобающим образом, употребляют алкоголь и наркотики, могут хамить людям и попрошайничать. Такое поведение не вредит окружающим, но вызывает отторжение, неприязнь.

Геймерство

Ярким примером аддиктивной девиантности могут стать люди, увлечённые компьютерными играми. Геймерство – интересное и увлекательное хобби, но у девиантов оно заменяет реальную жизнь. Человек начинает проводить всё свободное время за компьютером, тратит все сбережения на новые игры, прекращает контактировать с окружающим миром.

Отклонение от общественных норм лечится при помощи психотерапевтических методов, йоги и дыхательной гимнастики. Если причина отклонения заключается в биологических факторах, то медикаментозно с помощью антидепрессантов, седативных и снотворных средств, витаминов группы В. Девиантное поведение легче предупредить на построении теплых взаимоотношениях с ребенком и проведении бесед.

Девиантное поведение

Так, в среднестатистическом варианте пьянство и алкоголизм являются отклонением от нормы, а вот в компании наркоманов или алкоголиков отклонением от нормы и поводом для насмешек будет чье-либо стремление вести здоровый образ жизни, читать книги, получать образование. И здесь мы подходим к такому понятию как отклоняющееся или девиантное поведение.

Первым шагом к спокойствию является информация, потому что чем шире кругозор человека, тем спокойнее он воспринимает сам факт, что может чего-то не знать или не понимать. Это не значит, что все неизвестное или непонятное нужно с ходу одобрять – вовсе нет. Но и деструктивные эмоции вряд ли помогут делу, причем независимо от того, что вы собрались делать.

Сегодня мы попытаемся дать вам самую общую информацию о том, что такое девиантное поведение, каковы причины, формы и проявления девиантного поведения, всегда ли это однозначно плохо и что с этим делать в случае, когда это однозначно плохо.

Что такое девиантное поведение?

Так или иначе, сегодня под девиантным понимается поведение человека, которое отклоняется от общепринятых и наиболее распространенных в данном социуме в данный момент времени общественных норм. Подразумевается адаптированное к требованиям общества и ожидаемое социальное поведение, и девиантное поведение, которое отклоняется от стандарта и общественных ожиданий.

Уточнение относительно того, что в разных сообществах могут быть различные понятия нормы, мы уже сделали в начале статьи. Условно говоря, нормы поведения среди членов ученого совета университета и общества анонимных алкоголиков будут заметно отличаться.

Изменение общественных норм с течением времени, думается, каждый может увидеть сам. Достаточно сказать, что в США, считающих себя образцом демократии, до 1967 года действовал официальный запрет на межрасовые браки, а нарушение запрета каралось тюремным заключением. Интересно, что в штате Алабама этот запрет был снят лишь в 2000 году. Почитать о перипетиях борьбы американцев за право любить друг друга независимо от цвета кожи вы можете самостоятельно [B. Cabell, 1999].

Этот пример мы привели исключительно для иллюстрации того, как понятие общественной нормы может измениться всего лишь за каких-то 50 лет. То, что когда-то было уголовно наказуемым преступлением, сегодня является само собой разумеющимся правом всех и каждого, которое обсуждать и ставить под сомнение даже не приходит в голову. А если придет, тогда сомнения подобного рода могут быть трактованы как нарушение закона и дискриминация по расовому признаку.

Неизменным остается другое: нарушение устоявшихся норм ведет к санкциям со стороны общества, начиная с морального осуждения и заканчивая тюремным заключением. Другими словами, не суть важно, что подразумевается под нормой. Важно то, что за нарушение можно оказаться за решеткой. До 1967 года в США за решетку отправляли за межрасовый брак, а сейчас – за отказ регистрировать однополые браки [ВВС, 2015]. Что сделали бы в США с судьей, которому пришло бы в голову отказаться регистрировать межрасовый брак, мы даже не беремся предположить.

Тем не менее следует различить положительную и отрицательную девиацию:

  • К отрицательной девиации относятся любые преступления и правонарушения, алкоголизм, наркомания, проституция, харассмент, неэтичное поведение, проявления психических отклонений в виде суицидальных наклонностей, нанесения самоповреждений и других.
  • К положительной девиации относятся самопожертвование, героизм, альтруизм, трудоголизм, обостренное чувство жалости, выдающиеся таланты и способности, одаренность и т.п.

Форматы поведения, отнесенные к положительной девиации, безусловно, являются отклонением от нормы, потому что далеко не все люди обладают какими-то явными талантами, и мало, кто способен рисковать жизнью для спасения другого человека.

Различение положительной и отрицательной девиации имеет больше познавательный, чем прикладной аспект. Предметом научного и практического исследования в абсолютном большинстве случаев является именно отрицательная девиация как представляющая наибольшую потенциальную опасность. Исходя из всего вышеизложенного, мы можем выделить основные признаки девиантного поведения в контексте негативной девиации.

Признаки негативного девиантного поведения:

И, наконец, стоит очертить возрастные границы явления. Начиная с какого возраста поведение, не соответствующее общественным нормам, можно считать девиантным? Ясно, что младенец не может вести себя в соответствии с принятыми в социуме нормами. И в принципе не может осознавать себя, свое поведение и все происходящее вокруг.

Рассматривая девиантное поведение детей, эксперты обычно сходятся во мнении, что данный термин следует относить к детям, начиная со старшего дошкольного возраста, потому что раньше они в силу объективных причин не могут в полной мере осознавать последствия своих даже самых простых повседневных действий. До 5 лет девиации в поведении детей можно считать нормой [Ю. Жохова, 2017].

Поэтому, говоря о девиациях, мы будем иметь в виду детей от 5 лет и старше, подростков и взрослых людей. Как вы уже поняли, девиантное поведение в обществе может иметь самые разные причины и самые разные проявления. Поговорим об этом подробнее.

Причины и формы девиантного поведения

В самом общем виде девиантное поведение можно поделить на две большие группы в зависимости от причин, его вызывающих. Это, во-первых, отклонения психопатического характера, вызванные явной или скрытой психопатологией. Во-вторых, это шаблон поведения, сформировавшийся под влиянием социальной среды.

Другими словами, причины девиантного поведения могут быть как медицинскими, так и социальными. Медицинские факторы являются темой отдельного исследования ввиду многообразия психических расстройств, влияющих на поведенческие характеристики человека. А вот социальные причины стоит рассмотреть более внимательно.

Разумеется, воздействие социальной среды сможет быть усилено личными психологическими особенностями человека, нюансами его характера и темперамента, когнитивных способностей и нервной системы в целом. Итак, что же влияет на формирование девиантной модели поведения?

Факторы, повышающие риск девиантного поведения:

В целом, влияние социальной среды на формирование отклонений в поведении людей стоит рассматривать на двух уровнях:

  • Влияние макросреды – состояние общества, уровень экономического и культурного развития, социально-политическая обстановка и прочее.
  • Влияние микросреды – семья, друзья, знакомые, ближайшее окружение, одноклассники и однокурсники, коллеги по работе.

В целом, стоит уделить внимание разным классификациям причин девиантного поведения.

Причины девиантного поведения (по Грехневу):

Выше мы уже сказали о том, что классификаций причин девиантного поведения достаточно много, поэтому мы рассмотрим только самые интересные [В. Кулганов, И. Кузьмичева, 2009].

Причины девиантного поведения (Кулганов-Кузьмичева):

  • Психическая неуравновешенность и повышенная нервная возбудимость.
  • Материальные и психологические проблемы в семье.
  • Несправедливое отношение взрослых.
  • Чувство зависти.
  • Эмоциональные перегрузки.
  • Пропаганда насилия и бездуховности в кино и на телевидении.
  • Реклама табака и алкоголя.
  • Слабая воспитательная работа внутри школы.
  • Девиантное поведение педагога.

Отметим, что педагоги тоже люди, и они тоже могут страдать различными расстройствами поведения. Так, мы вряд ли будем считать нормальным поведение человека, который на улице кричит на прохожих, однако постоянно кричащий в школе на детей педагог никого не удивляет. То, что оценки учащихся часто зависят от материальной помощи родителей учебному заведению, уже ни для кого не секрет. А шутка про то, что сегодня гимназией становится любая школа, где трудовик и учитель физкультуры бросили пить, для многих уже и не шутка.

Конечно, такие примеры не слишком хороши для детей. Не обязательно, что все ученики такой школы станут девиантами, однако наименее устойчивые в психологическом плане школьники вполне могут пострадать. Как говорится, главная опасность для неустойчивой детской психики – это неустойчивая психика взрослых.

Причины девиантного поведения (по Шарыповой):

  • Социально-педагогическая запущенность, когда дети усваивают сложившийся под воздействием неблагоприятных факторов негативный стереотип поведения.
  • Длительный психологический дискомфорт, вызванный неблагополучием в семье, отношениях с одноклассниками и учителями, плохой успеваемостью.
  • Проблемы медицинского характера, отклонения в состоянии физического и психического здоровья.
  • Отсутствие условий для самовыражения, конструктивного досуга, позитивных и значимых личностных целей и планов.
  • Безнадзорность и отрицательное влияние окружающей среды.

Такое разнообразие факторов, влияющих на появление отклонений в поведении, вызывает к жизни и многообразие проявлений этих отклонений. Ученые выделяют 4 основных вида отклонений в поведении от общепринятых норм [В. Грехнев, 2012].

Формы девиантного поведения (по Грехневу):

  • Асоциальные – связанные с нарушением этических норм и правил поведения, принятых в социуме и отношениях между людьми (обман, сплетни, интриги и прочие проявления неэтичного поведения).
  • Антидисциплинарные – связанные с нарушением установленных правил (прогулы, опоздания, нарушение внутреннего распорядка компании).
  • Делинквентные – связанные с противоправными действиями (воровство, грабежи, мошенничество, физическое насилие).
  • Аутодеструктивные или аутоагрессивные – связанные с разрушительным действием, направленным на самого человека (наркотики, алкоголь, суицид, самоповреждение).

Существуют и другие классификации форм девиантного поведения. Среди зарубежных классификаций наибольшим авторитетом пользуется типология форм, которую разработал американский социолог Роберт Кинг Мертон (1910-2003).

Формы девиаций (по Мертону):

  • Инновация – согласие с целями общества и отрицание принятых в социуме способов их достижения. Положительная девиация проявляется в виде научных открытий и технологических инноваций, отрицательная девиация может проявляться в виде создания преступных схем заработка денег.
  • Ритуализм – отрицание целей общества и преувеличение значения способов их достижения. Примером может служить засилье бюрократии в государственных структурах и слишком детализованные корпоративные правила в частных фирмах.
  • Ретретизм – бегство от действительности, отказ от социально одобренных целей и способов их достижения. Яркие представители этой девиации – алкоголики, наркоманы, бомжи.
  • Бунт – отрицание существующих целей общества и способов их достижения с требованием замены на новые цели и новые способы их достижения. Этот вид девиации проявляется в виде массовых протестов, революций, государственных переворотов.

Таким образом, девиантное поведение может не соответствовать или даже противоречить господствующим в обществе предрассудкам и представлениям о девиации как о чем-то всегда отрицательном. Впрочем, ранее мы уже говорили о том, что девиации бывают положительные и отрицательные, просто отрицательные вызывают более глубокий практический интерес ввиду потенциальной опасности.

В этом контексте становится особо актуальной профилактика девиантного поведения обучающихся в общеобразовательной школе детей и подростков. Мы помним, что истоки этой проблемы идут из детства, и школьный возраст является, пожалуй, последней серьезной возможностью внести коррективы в развитие ребенка.

Профилактика девиантного поведения

Факторы эффективной профилактики девиантного поведения:

Меры профилактики девиантного поведения (по Шарыповой):

  • Оказание помощи семьям, имеющим доход ниже прожиточного минимума и не способным самостоятельно обеспечить детей всем необходимым для учебы и разностороннего развития. Информирование таких семей относительно законодательства в этой сфере и возможностей получения помощи на государственном и муниципальном уровне.
  • Помощь в создании жизненной перспективы для подростков с физическими и психическими отклонениями, и расширение возможностей оказания такой помощи со стороны специализированных учреждений, центров медицинской и психологической адаптации, вовлечение в процесс родителей ребенка.
  • Просветительская работа с родителями, ненадлежащим образом выполняющими свои родительские обязанности, применение при необходимости мер принудительного характера. Например, лечение от алкоголизма.
  • Совершенствование деятельности образовательных учреждений и восстановление роли школы в деле воспитания детей, взаимодействия с семьей, повышение квалификационного и культурного уровня педагогов с тем, чтобы они могли успешно реализовывать воспитательные задачи.
  • Создание условий для трудоустройства несовершеннолетних, как не желающих или не способных продолжать учебу, так и стремящихся к ранней финансовой самостоятельности.
  • Доступность занятий спортом, творчеством, участия в культурных мероприятиях, интересных детям и подросткам с учетом их возраста и современной жизни.
  • Развитие службы социальной защиты и помощи семьям на местах.

Для успеха профилактики девиаций важна системность и соблюдение определенных принципов работы с такими детьми [О. Раздобарова, 2011].

Основные принципы профилактики девиаций:

И, как мы уже писали выше, нужно выбрать адекватные меры и стратегии профилактики. На сегодняшний день существует несколько прикладных рекомендаций относительно наиболее часто встречающихся типов девиаций.

Профилактика девиаций у подростков возбудимого и злопамятного типа

Основной мерой воздействия на подростков возбудимого и злопамятного типа является беседа. В общении рекомендуется обращать их внимание на позитивные качества, которыми отличается данный тип личности. Это, в первую очередь, стремление к бережливости, аккуратности, хорошему здоровью [О. Раздобарова, 2011].

Следует пояснять, как эти качества могут способствовать их успеху и процветанию, как с их помощью получить уважение окружающих и хорошую работу в перспективе. Беседа в таком ключе может оказаться весьма эффективной, потому что эти ценности приоритетны для людей возбудимого типа.

Профилактика девиаций у подростков с неустойчивой психикой

Беседуя с подростками, обладающими недостаточно устойчивой нервной системой, нужно помнить, что им свойственно терять самообладание в конфликтных ситуациях, что со временем приводит к проблемам с законом. Таких тинейджеров следует ориентировать на избегание конфликтных ситуаций ввиду того, что держать себя в руках таким ребятам объективно трудно, а отвечать за правонарушения все равно придется [О. Раздобарова, 2011].

Если педагогическими методами не удается обуздать девиантное поведение, право педагога инициировать консультацию психотерапевта, который при необходимости назначит комплекс лечебно-профилактических мероприятий. Возможно, ребенку объективно требуется медикаментозное печение, однако важно помнить, что такое заключение может делать только врач.

Профилактика девиаций у неустойчивых в поведении подростков

Тут первое и главное – это контроль за их учебой и прочей деятельностью. Беседы с такими ребятами малоэффективны, их почти невозможно в чем-либо переубедить, и остается лишь принуждать к соблюдению принятых в приличном обществе норм поведения [О. Раздобарова, 2011].

Работа с подростками, отличающимися жаждой любой деятельности

Следует учитывать, что чрезмерный эгоцентризм и жажда признания – частые черты характера таких деятельных подростков. Поэтому следует разъяснять, что жажду признания можно удовлетворить, занимаясь творчеством: пением, рисованием, танцами. Грубое давление в таких беседах мало помогает, а вот слегка преувеличить тяжесть наказания за плохое поведение вполне можно. Такие деятельные личности отнюдь не отличаются избыточной отвагой, так что страх наказания может оказаться весьма действенным.

Читайте также: