Как провести обследование ребенка логопедом в школе

Обновлено: 30.06.2024

В условиях логопедического пункта общеобразовательной школы учитель-логопед обязан провести первичное обследование речи учащихся в очень короткие сроки. Дополнительные трудности имеются в том, что дети приходят к логопеду в строго определённое время, свободное от уроков. Необходимо так же соблюдать режимные моменты и учитывать то, что дети порой приезжают в школу издалека.

Все эти причины побудили нас к проведению некоторых видов обследования учащихся 2-4 классов не индивидуально, а в группе, соблюдая индивидуальный подход к каждому ребёнку. Целесообразными для группового обследования помимо традиционных диктантов, по нашему мнению, являются разделы, не требующие ведения специального протокола: узнавание букв; фонематическое восприятие; понимание значений слов; грамматический строй.

Проводимое обследование строится на общедидактических принципах доступности, целесообразности, наглядности, постепенного усложнения и т.д. Во многих заданиях исключается активная речь ребёнка, что особенно важно для учащихся с нарушенным звукопроизношением. Во время обследования дети или рисуют, или работают с занимательными буквенными заданиями, часто им предлагаются конфликтные задания. Всё это способствует проявлению положительных эмоций, повышению интереса к выполнению трудной для этой категории детей работы. Учащимся 2-4 классов можно предложить задания, исключающие наглядную опору. Демонстрационный материал может быть предложен как для всей группы, так и индивидуально. Задания предлагаются в течение нескольких уроков.

Вот некоторые примеры предлагаемого детям материала для одновременной работы с несколькими учениками.

Творческая письменная работа

Детям предлагается написать о том, как они провели каникулы. Объём заданий в зависимости от возраста ограничивается 5-7 предложениями. Это ограничение позволяет оценить умение планировать и равномерно распределять информацию.
Этот вид работы позволяет увидеть многие проблемы учеников: недостаточный словарный запас, ошибки в оформлении границ предложений на письме, грамматические недочёты, замены и смешения букв и пр.

Обследование узнавания букв

(детям предлагается как печатный, так и письменный варианты букв):

Обследование фонематического восприятия

В этом разделе необходимо избегать заданий, предполагающих артикулирование, поэтому широко используются рисование и картинки.

Обследование понимания значений слов. умения актуализировать слова в определённом контексте

Обследование грамматического строя речи

Бабушка, шерстяной, вязать, носки.
По, идти, широкий, мальчики, дорога.

Вся работа проводится учениками в индивидуальных тетрадях, которые легко проверить и проанализировать выявленные отклонения. Полученные результаты помогают определить, кого из детей необходимо зачислить на коррекционные занятия на школьном логопедическом пункте, кому из детей требуется дальнейшее углублённое обследование. Родители этих учащихся получают подробную консультацию и соответствующие направления к специалистам. Результаты этой диагностики заносятся в речевые карты учащихся, посещающих логопедические занятия.

Я работаю логопедом в своём частном логопедическом кабинете более 10 лет.

Как обычно проходит первая встреча с ребёнком.

Ребёнок со взрослым заходит в кабинет, мы здороваемся. Ребёнка приглашаю сесть рядом со мной, а родитель на кресло садится в стороне от нас. Родитель (или бабушка, дедушка) на первой встрече всегда присутствуют. По мере обследования ребёнка могу уточнить какие- то моменты, объясняю родителям наши действия, на что обратить внимание в дальнейшем.

Знакомимся, представляюсь: "Меня зовут Валентина Владимировна (для детей 3 лет могу сказать "тётя Валя"). Я логопед, учу детей правильно говрить А как тебя зовут? Сколько тебе лет? Чем ты нравится заниматься дома, какая любимая игрушка?"

На что обращаю внимание:

гиперсалливация (повышенное слюноотделение, скапливание слюней во рту, в уголках губ во время разговора).

Предлагаю поиграть

На стол кладу несколько картинок или маленьких игрушек. Обычно 5 - 6. Прошу назвать. Могу спросить: "Кто из них самых большой?" или "Что здесь съедобное?" или "Назови только насекомых / транспорт / всех живых"

Далее оставляю столько картинок/ игрушек, сколько лет ребёнку. Это возрастная норма. Если 3 года - 3 картинки, 5 лет - 5 картинок. И прошу посчитать их. Сказать, сколько их всего. Некоторые дети не умеют обобщать. То есть считают верно "один, два, три, четыре, пять", а сколько всего не говорят. Начинают считать заново, или смотрят вопросительно, типа, что вы хотите от меня?, или называют любое другое число, но не 5.

Потом предлагаю запомнить все предметы. Когда ребёнок закроет глаза, убираю 1 предмет. Ребёнок вспоминает, какой картинки или игрушки не хватает. Прошу по образцу ответить: "Вы взяли. Или не хватает . "

На что обращаю внимание:

  • объём зрительной памяти
  • устойчивое или неустойчивое внимание
  • бегут ли ноги под столом (наличие или отсутствие гиперактивности). Обычно к этому моменту у гиперактивных детей начинают мотаться ноги, ребёнок смотрит по сторонам, отвлекается.
  • состояние звукопроизношения
  • полная или деформированная слоговая структура слова
  • правильное употребление окончаний (Вы взяли куклУ.)

Далее предлагаю составить небольшой рассказ по серии картинок . Несколько картинок, из которых получится одна сказка. Предварительно надо их расставить в правильной последовательности.

Помогаю, рассказываю, о чём должна получится история и с чего всё начиналось.

Здесь слушаю, насколько ребёнку удается составить небольшой рассказ, какие он использует предложения, слова, насколько верно согласует все слова в предложении.

К этому моменту мне уже видны и слышны основные проблемы в речи, при их наличии. Ведь к логопеду в кабинет обращаются именно с проблемами в развитии речи. Просто для оценки уровня развития речи ребёнка обращаются единицы. За 10 лет может 3 - 4 таких запроса было.

Конечно, изучаю артикуляционную моторику, насколько подвижен язык, есть ли нарушенный тонус мышц губ, языка. Тонус может быть нормальным, пониженным, повышенным, неравномерным. Закрыты ли губы при выполнении действий руками или всегда полуоткрыты.

Логопедическое обследование — это комплексная диагностика состояния речевой деятельности. Включает сбор и анализ анамнеза, осмотр анатомического строения артикуляционного аппарата, оценку фонетическо-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Цель настоящего мероприятия — выявление имеющихся недостатков в речевой системе, определение их причин, характера, глубины и степени, а также установление компенсаторных механизмов организма и построение маршрута индивидуальной коррекционной помощи.

Задачи логопедического обследования

Диагностика проводится логопедом и носит комплексный характер. При этом принимаются во внимание возрастные, психологические и интеллектуальные особенности ребенка-логопата. Основными задачами данной процедуры являются:

  • диагностика степени сформированности различных сторон речи;
  • пристальное изучение недостатков конкретных компонентов речевой системы, анализ особенностей недоразвития;
  • развитие потенциальных компенсаторных возможностей и прогнозирование динамики логопедической работы;
  • констатация общего уровня речевого развития, логопедического заключения для определения адаптивной программы и форм обучающего процесса.

В процессе обследования выявляются и невербальные характеристики, показатели сенсорного развития. Определяется умение ребенка различать цвета, форму предметов, способность к анализу, синтезу и классификации, состояние ориентировки в пространстве.

Технология логопедического обследования

В технологическую последовательность входит 6 этапов (Грибова О. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.):

  • ориентировочный,
  • деференцировочный,
  • диагностический,
  • аналитический,
  • прогностический,
  • информирование родителей.

Принципы логопедического обследования

В основе любой деятельности исследовательского характера лежат общие принципы и методы. Принципы — это исходные теоретические положения, которыми исследователь руководствуется в ходе деятельности. Принципы логопедического обследования учитывают тот факт, что первичная несформированность одного из речевых компонентов влечет за собой вторичные негативные изменения речевой системы в целом. Поэтому обследование должно быть комплексным, целостным и динамическим, но одновременно должно иметь собственное специфическое содержание, направленное на аналитику речевого дефекта.

Логопедическое обследование начинается с анализа медицинской и психолого-педагогической документации, имеющейся на диагностируемого ребенка, со сбора анамнестических сведений от педагогов и родителей, а затем проводится исследование состояния общей и ручной моторики, речевого аппарата , фонетической стороны речи (звукопроизношения и просодики), фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи, связной речи, чтения и письма. Результаты диагностики заносятся в речевую карту — карта обследования речи.

Этапы логопедического обследования

  1. Ориентировочный (сбор анамнестических сведений; уточнение запроса родителей; выявление предварительных индивидуально-типологических особенностей ребенка.
  2. Диагностический (изучение имеющихся у ребенка речевых и неречевых средств коммуникации; характер нарушений языковых средств).
  3. Аналитический (интерпретация полученных в ходе диагностики данных; оформление документации).
  4. Прогностический (прогнозирование потенциала ребенка; выяснение направлений логопедической работы; разработка индивидуального маршрута).

Экспресс-диагностика в работе логопеда

Экспресс-диагностика осуществляется при первичном осмотре ребенка логопедом детской поликлиники или специализированного детского цента. Данная методика не предполагает длительного наблюдения за ребенком и углубленного анализа анамнестических сведений. В результате такой диагностики выявляются речевые недостатки и определяется предварительное заключение, которое впоследствии подтверждается и уточняется при оформлении ребенка с нарушением речи на логопункт или в компенсирующее детской учреждение.

Применение иллюстративных дидактических материалов предоставляет широкие возможности применения различных анализаторных систем в ходе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи.

Предлагаемое пособие для экпресс-диагностики поможет провести диагностику с дошкольниками и за короткий временной промежуток определить имеет ли ребенок дефект речи.

Для выяснения способности ребенка к самостоятельным развернутым высказываниям предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок.

По завершении обследования родитель также получает рекомендации специалиста. При необходимости выписывает справку логопеда — такой документ часто нужен для поступления в школу или для комиссии по комплектованию в логопедические детские сады.

Для более полного логопедического обследования предлагается иллюстрированный альбом Волковской Т.Н. В данном альбоме даны подробные методические рекомендации по обследованию импрессивной (понимание речи) и экспрессивной (самостоятельной) речи детей с речевыми аномалиями. Пособие способствует эффективному логопедическому обследованию фонематической, лексической и грамматической стороны речи, связной речи. Предложены варианты речевых карт и формулировки логопедических заключений. Название: Иллюстративная методика логопедического обследования.

Важно: инструкции по выполнению заданий логопед проговаривает доброжелательно, в умеренном темпе, задавая интонационную тональность в ходе диагностической процедуры.

Скрининговая диагностика логопеда также широко применяется для изучения речевой функции детей дошкольного возраста.

Логопедическое обследование первоклассников

Всех детей поступивших в 1 класс обследует школьный логопед. Это не тестирование! Перед поступлением в школу ребёнок проходит медицинское обследование для составления полной картины состояния здоровья и своевременного выявления тех или иных нарушений. Логопедическое обследование также необходимо для своевременного выявления нарушений в развитии речи.

Родители часто интересуются: зачем обследоваться у школьного логопеда, если ребёнок занимается с логопедом в детском саду? В детском саду логопед занимается коррекцией устной речи (в основном коррекцией звукопроизношения). А если звук был поставлен, но в речи ребенок его не использует? Тогда звук необходимо автоматизировать. Школьный логопед корректирует и устную, и письменную речь. При логопедическом обследовании выявляются предпосылки к дислексии (нарушению чтения) и дисграфии (нарушению письма). Родителям сразу же даются практические рекомендации по устранению нарушений. В случае необходимости ребёнок зачисляется на логопедические занятия.

При обследовании ребёнка логопед проверяет не одно только звукопроизношение, а ВСЕ стороны речи :

  • пространственно – временные представления;
  • звукопроизношение;
  • фонематические процессы (умение слышать и различать звуки; определять место звуков в слове);
  • слоговую структуру слов;
  • лексический (словарный) запас;
  • грамматический строй речи (умение правильно изменять слова, формировать новые слова по определённому образцу и т.п. навыки);
  • связную речь (составление рассказа по картинке или серии картинок);
  • уровень сформированности навыка чтения (ребёнок не обязан к первому классу уметь читать, но в случае, если навык чтения формируется с трудом, логопед выявляет причину трудностей и даёт практические рекомендации по их устранению).

Примерные виды заданий логопедического обследования

  • Обследование умения ориентирования в пространстве.

Рассмотри рисунки. Скажи, кто (или что) находится впереди, сзади, посередине, справа и лева?

  • Проверка правильности звукопроизношения

Для выявления отклонений в речевом развитии подбираются картинки на наиболее сложные по артикуляции звуки: с, сь, з, зь, ц, щ, ж, ч, щ, р, рь, л, ль, й. Каждый из этих звуков должен быть в начале, середине, конце слов, что позволяет выявить затруднения ребенка при произношении.

  • Обследование фонематической стороны речи.

1.Назовите слово, в котором есть звук р (л, ч, м, и т.п.).

Какой звук слышишь в начале слова? в конце слова? (определить место звука в слове).

3. Составь слово (на слух): К,О,Т, М,А,К, Д,О,М, М,А,Р,Ш.

4. Ребенку предлагается распределить картинки по группам: в одной группе картинки, названия которых начинаются со звука Ф, в другой – со звука З, в третьей – со звука Ш .

5. Повтори за мной звуки (различение оппозиционных звуков):

та-да-да па-ба-па ва-ва-фа

за-за-са ка-га-ка ша-жа-ша

ра-ра-ла ша-cа-ша ча-тя-ча

  • Обследование слоговой структуры слова.

Повтори за логопедом сложные слова, словосочетания:

Сковорода, футболист, кинотеатр, баскетбол, аквалангист, термометр. Рыбки плавают в аквариуме; милиционер остановил велосипедиста; фотограф фотографирует детей; медведь убежал в лесную чащу; Соня сушила мокрое белье на веревочке;

1. Назвать обобщающие слова (картинки).

Юбка, кофта, брюки, носки, платье – одежда и т.п.

добро - хороший - сладкая -

горе - большой - длинный -

друг - высокий - много –

3. Назвать малознакомые предметы (картинки).

4. Покажи и назови части предмета ( картинки).

  • Обследование грамматического строя речи.

1.Словоизменение (умение употреблять имена существительные в ед. и мн. числах).

Стол – Дерево - Воробей -

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Гриб- лиса - лист - воробей -

одеяло - чашка – яблоко – стул –

Образование прилагательных от существительных

Из чего сделаны предметы?

Кастрюля из металла - Шарик из резины -

Матрешка из дерева – Шапка из меха -

Какое варенье варят из яблок? – Какой сок делают из винограда? –

Из клубники – Из апельсина –

Из слив – Из моркови –

Некоторое представление о состояния связной речи детей логопед уже получил в ходе первичного обследования. Во время вторичного, углубленного обследования логопед предлагает детям одну сюжетную картинку или серии сюжетных картинок, просит внимательно рассмотреть их, разложить в нужной последовательности и составить рассказ.

Читайте также: