Что изучает социобиология в философии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Социобиологии дисциплина изучает основы биологической подозреваемых социального поведения , перечисленных в животном царстве .

В качестве синтеза он опирается на обширную коллекцию знаний об эволюции видов . От естественного отбора до совместной эволюции генной культуры , прохождения через эусоциальность , эффекта Вестермарка , взаимного альтруизма , согласованности , среди прочего, социобиология бросает вызов как наукам о жизни, так и точным наукам , гуманитарным и социальным .

Социобиология, родившаяся в Соединенных Штатах в 1940-х годах, была разработана в нескольких формах сначала Джоном Полом Скоттом, затем Стюартом Альтманном, прежде чем Эдвард Осборн Уилсон использовал этот термин для обозначения научного проекта, разработанного в его книге, опубликованной в 1975 году: Социобиология: новый синтез . Эта книга и дисциплина в целом вызвали чрезвычайно ожесточенные войны идей и стали частью врожденных и приобретенных дебатов .

Резюме

Происхождение концепции

В Соединенных Штатах две конференции, организованные сразу после войны, собирают вместе представителей этологии , сравнительной психологии и экологии, чтобы попытаться сделать известными, поделиться и объединить свои соответствующие методологии исследования. Поведение животных, в частности наблюдение за поведением в естественной обстановке.

В частности, благодаря организационным усилиям Джона Пола Скотта (in) и орнитолога Николаса Э. Коллиаса в 1956 году в Экологическом обществе Америки было создано Отделение поведения животных и социобиологии, которое объединяет 300 членов. В 1958 году в Американском зоологическом обществе было создано Отделение поведения животных , и в 1964 году эти две группы объединились в Общество поведения животных . Это общество сохраняет изначальный дух социобиологии, сформулированный Джоном П. Скоттом: утверждается множественность методов изучения поведения животных, включая естественные исследования . [1]

Что такое социобиология?

Теоретическая рамка

Поведенческая экология

Социобиология появляется как область, включенная в поведенческую экологию , две дисциплины, различающиеся по объекту изучения, согласно Фрэнку Сезилли: в то время как социобиология сосредоточена на анализе взаимодействий внутри групп или сообществ животных, поведенческая экология имеет дело со всеми формами поведения. Со своей стороны, Тьерри Эке считает социобиологию и поведенческую экологию синонимами.

С эволюционной точки зрения поведенческая экология находится на стыке экологии и поведенческих наук . Его контуры широки и имеют тенденцию к расширению, потому что лежащий в основе процесс мышления с точки зрения затрат, выгод и адаптации применим ко всем организациям и ко всем вопросам. Естественные интерфейсы существуют ниже по течению, с нейронауками и физиологией, с одной стороны, и выше по течению, с экологией сообщества и экологией экосистемы, с другой. Сферы популяционной биологии (экология и генетика) или устойчивых взаимоотношений охватываются этим определением эволюционной поведенческой экологии, как и часть биологии сохранения и вторжения. Следовательно, принимаются во внимание механизмы возникновения и сохранения биоразнообразия . Показаны поведенческая экология и устойчивые взаимодействия и их экологические последствия, а также модель исследования социальных насекомых.

Рождение социобиологии Вильсона

Определение

Эдвард О. Уилсон как разработчик указывает, что социобиология - это «расширение теории эволюции и популяционной биологии, применяемое к социальным организациям . "

Стадо плавающих бегемотов

Критика социобиологии

Генетический детерминизм

Один из постулатов социобиологии делает поведение чертой, похожей на физический характер (например, цвет волос), которая может быть выбрана в процессе эволюции и передана по наследству . В соответствии с социобиологической теорией агрессивное, сексистское, расистское, доминирующее или подчиненное поведение является эволюционной адаптацией; они предпочли бы передачу определенных наборов генов; мы должны видеть в них результат естественного отбора .

Социобиологию критиковали за отрицание или минимизацию в объяснении человеческого поведения роли социально-исторических факторов и за преувеличение роли биологических факторов, в частности генетических.

Сексизм

Расизм

Прием социобиологии по странам

В США

Со своей стороны, социобиолог Вильсон считал, что эти критические замечания связаны с контекстом того времени: «В 1975 году война во Вьетнаме закончилась. В то же время новые левые в академии стали почти доминирующими и очень агрессивными во многих отношениях, особенно в 1960-е гг. В этом движении участвовало меньшинство студентов и учителей. Тем не менее, они были настолько громкими и демонстративными, что имели тенденцию доминировать в учебном климате в академии. Это была очень неудачная тенденция. Главные антагонисты - Стивен Джей Гулд и Ричард Левонтин, например, и несколько других организаторов движения против социобиологии - стремились пресечь его в зародыше. Итак, они кричали очень долго "

Во Франции

Сдвиг во времени и в представлении, различные свойства интеллектуального ландшафта времени значительно изменяют характер реакций. к работе Эдварда О. Уилсона.

В Германии

Перспективы социобиологии

Теоретический беспорядок в социобиологии, наблюдаемый Уилсоном и Уилсоном в 2007 году, включает расхождение между различными исследовательскими рамками.

Лженаука?

Жан-Марк Бернардини отмечает: «Некоторые считали, что социобиология предала научный дарвинизм и уподобила его идеологическому эпифеномену или научному оправданию либерального капитализма. "

Антропологические перспективы

Леви Страусс

Ален Тестар

Ален Тестар противопоставляет понятие культуры, для которого исследователь принимает филогенетический подход и диахронический подход, и понятие общества, для которого социобиологическая модель не может быть перенесена и к которому следует подходить в соответствии с антропологическим и синхронным эволюционным подходом .

Точка зрения генетика

Точка зрения философа науки

Критика сущности социобиологии

Точка зрения социолога

Популярные формы социобиологии

В средствах массовой информации и в сети

Преемственность эволюционной психологии

Эволюционная психология поступила в кильватере социобиологии несколько дискредитировал. В заключении своей статьи 2015 года эволюционный психолог Дэвид Слоан Уилсон (in) гарантирует, что хмурые споры о ценности или отказе от спекуляций относительно процесса отбора, родственный и групповой отбор, устарели.

«В этой статье, - пишет сержант Уилсон, - я представил Ричарда Докинза и Э. О. Уилсона как двух из многих экспертов, которые десятилетиями изучали родственный и групповой отбор. Я также сказал, что существует наибольшее количество областей консенсуса. И что Докинз и Уилсон совершают ошибку, не понимая, что ссора из-за выбора отцовства и группового отбора закончилась. "

Примечания и ссылки

Примечания

использованная литература

« Как может альтруизм, который по определению снижает личную приспособленность, развиваться в результате естественного отбора? Объяснение Уилсона «В процессе естественного отбора любое устройство, которое может вставлять более высокую долю определенных генов в последующие поколения, будет характеризовать вид [. ] По мере того, как более сложное социальное поведение организма добавляется к методам использования генов. для самовоспроизведения альтруизм становится все более распространенным и в конечном итоге проявляется в преувеличенных формах. Это подводит нас к центральной теоретической проблеме социобиологии. "

« В 1970-х годах, как я подчеркивал в своих ранних обобщениях, альтруизм был центральной проблемой социобиологии как у животных, так и у людей. "

« Книга вызвала поразительный диапазон откликов: много аплодисментов; некоторые горькие политические разоблачения и несколько демонстраций; хаос поп-социобиологии в СМИ; технические обзоры; ответы критикам; и со временем еще много книг. "

« Современная социобиология находится в теоретическом беспорядке, с разнообразием структур, которые плохо связаны друг с другом. "

« Форма биологического детерминизма, которая утверждает, что человеческая социальная организация ограничена генами, отобранными в ходе эволюции. В частности, он рассматривает мужское доминирование, иерархическое общество, предпринимательскую экономическую активность, территориальность и агрессию как последствия человеческих генов. "

" Всю изобретательность, которая была проявлена ​​в попытке показать, что все люди по сути одинаковы, можно было бы лучше использовать, пытаясь объяснить, почему мы должны быть по сути одинаковыми, чтобы иметь такие вещи, как права человека. Почему мы все должны быть одинаковыми, чтобы иметь права? Почему люди, которые принципиально разные, тем не менее, не могут иметь одинаковые права? Пока не будет дан ответ на этот вопрос, я с подозрением отношусь к продолжающимся утверждениям о существовании и важности человеческой природы. "

« Социобиология - это область научных исследований, основанная на предположении, что социальное поведение возникло в результате эволюции, и попытках объяснить и изучить социальное поведение в этом контексте. Социобиология изучает социальное поведение, такое как модели спаривания, территориальные драки, стая охота и ульи социальных насекомых. В нем утверждается, что точно так же, как давление отбора привело к тому, что животные развили полезные способы взаимодействия с природной средой, оно привело к генетической эволюции выгодного социального поведения. "

от лат. soci (etas) — общество + биология) — междисциплинарное научное направление, изучающее биологические основы социального (общественного) поведения человека и животных, используя данные этологии, генетики, экологии, этнографии и др. Исследуя типы поведения, социобиология стремится установить их инварианты у человека и животных и другие аспекты биологического и общественного.

в широком смысле — исследование биологических основ всякого социального поведения (как в живой природе, так и в человеческом обществе). В более специальном смысле — исследование генетически-популяционных механизмов формирования эгоистических и альтруистических форм поведения в живой природе на основе различных типов естественного отбора. (См. биология, генетика, природа, общество).
В.Г. Борзенков

направление в философии, основателем которого является Э. О. Уилсон [1], ставящее своей задачей реализовать преемственную связь между биологией и социологией. В той или иной форме социальное редуцируется к биологическому. Сходная идея является лейтмотивом этологической К. Лоренца [2] и зоологической А. Портмана антропологии [3]. Ни в одном из трех упомянутых случаев программа С. не была реализована сколько-нибудь успешно.

направление научных .исследований биологических основ поведения всех живых существ, включая человека, одна из разновидностей совр. социал-биологизма, преувеличивающего или абсолютизирующего значение биологических факторов в жизнедеятельности человека. Концепция С. была впервые сформулирована в книге амер. биолога Э. О. Уилсона “Социобиология: новый синтез” (1975). Сторонники данного направления .настаивают на более широком привлечении биологии к познанию поведения животных (“общая С.”) и человека, его происхождения, сущности и существования (“С. человека”). С этой целью они пытаются согласовать данные генетики, экологии, этологии и эволюционной теории и затем осуществить интеграцию этих наук с социо-гуманитарным знанием, зачастую ставя его в прямую зависимость от “биологических основ”. Концепция С. тесно примыкает к т. наз. “социальной этологии”, а ее исследовательская программа основывается на редукционистских (Редукция) установках, что особенно характерно для “С. человека”. В С. научные факты соседствуют с беспочвенными гипотезами, интересные эмпирические исследования — с абсолютизируемыми натурфилософскими обобщениями, а убежденность в эвристических возможностях биологического знания — с биологизаторскими тенденциями.

Наука (или претензия на науку), пытающаяся объяснить социальные явления биологическими факторами. Это своего рода социальный дарвинизм, пересмотренный с учетом достижений генетики и этологии.
С тем, что иногда подобные объяснения возможны и даже необходимы, в особенности там, где речь идет о животных сообществах, никто не спорит. В результате естественного отбора в организме сохраняются наиболее эффективно действующие гены, способные передаваться из поколения в поколение. Странно было бы, если бы они не оказывали никакого влияния на общественное поведение, как индивидуальное, так и групповое. Но это лишь часть биологии, конечно имеющая вполне законное право на существование, но дающая ответы скорее на вопрос о видах, а не на вопрос об обществе. Мы готовы допустить, что эгоизм и альтруизм суть генетически детерминированные поведенческие модели. Но генетика не в силах объяснить, почему в том или ином обществе эти модели действуют совершенно по‑разному. Тем более она не в состоянии обосновать наш выбор той или иной модели. Вот почему социобиология не может заменить собой ни социологию, ни этику.
Социобиологические идеи легли в основу ряда крайне правых теорий. Если обществом управляют законы естественного отбора, в результате которого самые слабые гибнут, освобождая место самым сильным и лучше всего приспособленным, рассуждают авторы этих теорий, то бессмысленно жаловаться на социальную несправедливость. Неравенство есть одно из преимуществ естественного отбора, и это преимущество следует всячески оберегать. Опровергнуть эту аргументацию, подвергая сомнению биологический детерминизм в трактовке человека, нельзя – это значило бы сделать слишком щедрый подарок крайне правому направлению мысли. Это можно сделать, только отказавшись признать справедливость этого детерминизма в приложении к политике и морали. Никакого открытия в признании того факта, что все мы суть животные, нет, вернее, это открытие давно утратило свою новизну. Но из него отнюдь не следует, что мы не должны становиться людьми и стараться ими оставаться.

междисциплинарное научное направление второй половины 20 в., сложившееся, в основном, в США в 70-е. Основной целью С. является введение в общественные науки методов биологических наук, которые позволили бы с точностью и определенностью получать и прогнозировать результаты социального поведения людей, используя данные генетики, этологии, эволюционной теории, этнографии, социальной психологии и других наук о человеке. Первоначально в С. изучалось поведение животных и их сообществ, затем С. распространила область своих исследований и на анализ различных форм общественного поведения. Основоположником С. считается американский зоолог Э. Уилсон, который в своих работах "Социобиология: новый синтез" (1975), "Биофилия" (1984) сформулировал основные положения С. на основе данных естественных и гуманитарных наук. Он предпринял попытку анализа некоторых форм социального поведения человека по аналогии с поведением животных. При этом он утверждал, что человеческое поведение обусловлено естественным отбором и предопределено генетически; а основная задача С. состоит в определении генов, влияющих на поведение индивидов. По мнению Уилсона, основной проблемой С. является вопрос о существовании генетической предрасположенности вхождения индивида в тот или иной класс или социальную группу и выполнения им своих социальных ролей. Помимо Уилсона проблемами С. занимаются многие ученые, например, Д. Бэрэш, Ч. Ламсден, Дж. Смит, У. Хамилтон и др. При исследовании общественного поведения выделяются такие его формы, как альтруистическое, эгоистическое, агрессивное, половое и др. С. опирается на три основные концепции: 1) - концепцию "эволюционно стабильной стратегии" (Смит), основным тезисом которой является положение о том, что преобладающие в популяции линии поведения не могут быть заменены другими, если им следует большая часть особей. Поведение члена популяции, отклоняющееся от общепринятых норм и не имеющее полезных для популяции свойств в популяции не закрепляется; 2) - концепцию "совокупной приспособленности" (Хамилтон), суть которой в том, что в каждое последующее поколение вносят вклад не только родительские особи, но и ближайшие родственники, которые способствуют сохранению генотипа популяции; 3) - концепцию альтруистического поведения, состоящего в способности особи жертвовать собой в интересах другой особи или вида. При этом отмечается, что альтруистическое поведение может играть важную роль в эволюции, если ему следует значительная часть популяции, тогда польза от него перевешивает вред, причиняемый особи-альтруисту (эта концепция не является в С. общепринятой). В целом для социобиологических исследований характерна, с одной стороны, антропоморфизация исследуемых явлений, заключающаяся в использовании социологических категорий для объяснения и анализа биологических явлений, а, с другой стороны, биологизация изучаемых объектов, состоящая в объяснении социальных явлений биологическими методами и понятиями, с генетических позиций, распространение на социальное поведение человека закономерностей существования биологических сообществ.
Е.А. Кечина

Шпенглер характеризует здесь, как мы видим, и социализм. В самом деле, социалистический и гностический идеалы, по сути, имеют много общего. Нигилизм является и симптомом и физиологического декаданса. Нет высшего типа человека, того редкого явления в прошлом, творческая мощь которого и неисчерпаемая плодотворность поддерживали в человечестве веру в человека; низший же тип (“стадо”, “масса”, “общество”) разучился скромности и раздувает свои потребности до размеров космических и метафизических ценностей.[34] Это общее и обнаруживается в социобиологии. Человек редуцируется к его телу (см. выше высказывание Дж. Пристли о теле), и в этой редукции – безысходная человеческая трагедия.

Понятие социобиологии, ввел, как известно, Эдвард Уилсон в 70-х гг. 20 в. Однако социобиологические идеи витали в воздухе новоевропейской цивилизации, особенно в период надлома, и раньше. Их отличает более или менее сильно выраженный пессимистический настрой. Именно этот пессимизм и позволяет видеть в социобиологии продолжение гностической традиции.

Мы укажем в связи с этим на два примера:

Социобиология синтезирует социальный дарвинизм, генетический детерминизм и этологизм и в качестве естественнонаучных предпосылок опирается на теорию естественного отбора Ч. Дарвина, экспериментальные исследования Н. Тинбергена, исследования агрессивности К. Лоренца и ряд других естественнонаучных концепций.[38] Существенно в данном случае, что не философия выступает в качестве методологии для естествознания, а, напротив, естествознание на определенном уровне своего развития выступает в качестве методологии для философии.




Шпенглер характеризует здесь, как мы видим, и социализм. В самом деле, социалистический и гностический идеалы, по сути, имеют много общего. Нигилизм является и симптомом и физиологического декаданса. Нет высшего типа человека, того редкого явления в прошлом, творческая мощь которого и неисчерпаемая плодотворность поддерживали в человечестве веру в человека; низший же тип (“стадо”, “масса”, “общество”) разучился скромности и раздувает свои потребности до размеров космических и метафизических ценностей.[34] Это общее и обнаруживается в социобиологии. Человек редуцируется к его телу (см. выше высказывание Дж. Пристли о теле), и в этой редукции – безысходная человеческая трагедия.

Понятие социобиологии, ввел, как известно, Эдвард Уилсон в 70-х гг. 20 в. Однако социобиологические идеи витали в воздухе новоевропейской цивилизации, особенно в период надлома, и раньше. Их отличает более или менее сильно выраженный пессимистический настрой. Именно этот пессимизм и позволяет видеть в социобиологии продолжение гностической традиции.

Мы укажем в связи с этим на два примера:

Социобиология синтезирует социальный дарвинизм, генетический детерминизм и этологизм и в качестве естественнонаучных предпосылок опирается на теорию естественного отбора Ч. Дарвина, экспериментальные исследования Н. Тинбергена, исследования агрессивности К. Лоренца и ряд других естественнонаучных концепций.[38] Существенно в данном случае, что не философия выступает в качестве методологии для естествознания, а, напротив, естествознание на определенном уровне своего развития выступает в качестве методологии для философии.

Во второй половине нынешнего столетия широкое распространение получила так называемая социобиология. Она заявила о себе почти полным игнорированием социальных факторов функционирования и развития общества. Игнорируется прежде всего роль социальных связей и отношений в поведении и деятельности людей. Каждый индивид рассматривается как бы сам по себе. Движущие силы его поведения усматриваются в его биологических потребностях и инстинктах. При этом ссылаются на достижения биологической науки, прежде всего генетики и биотехнологии, дающих современные представления о биологических явлениях, глубинных механизмах наследственности.

Современная социобиология основывается на многих положениях социал-дарвинизма, распространяющего биологические закономерности и данные о поведении животных на поведение людей и в конечном счете сводящего социальные процессы к биологическим. Сводя общественные явления к их биологическому основанию, как к их изначальной причине, биосоциология не позволяет понять суть экономических, социальных, политических и духовных явлений, относящихся, например, к области социально-классовых и национальных отношений, деятельности государственных институтов, морали, искусства, религии и т. д.

В дальнейшем Фрейд расширил область исследования психобиологических инстинктов. Наряду с инстинктами к жизни и самосохранению, половыми инстинктами он выделяет инстинкты к разрушению, агрессии и смерти. Борьба этих инстинктов проявляется, по Фрейду, в поведении человека и его деятельности – производственной и политической, творчески-созидательной и деструктивно-разрушительной. В конечном счете борьба инстинктов жизни и смерти. Эроса и Танатоса, определяет, по Фрейду, ход развития человека, общества и его культуры.

Представители так называемого психокультурного фрейдизма, в разное время работавшие в Германии и США К. Хорни (1885—1952) и Э. Фромм (1900—1980), признавая определенную роль подсознательного, в том числе сексуальных инстинктов в поведении людей, обосновывают роль в этом социальных факторов, в том числе социальных связей и отношений между людьми, материальной и духовной культуры. По их мнению, социокультурные условия жизни людей в немалой степени обусловливают мотивы и содержание их деятельности и поведения.

Своеобразное развитие получило учение Фрейда в таком направлении социальной философии, как фрейдо-марксизм. Оно представляет собой эклектическое, т. е. лишенное внутреннего единства, соединение учения Фрейда и Маркса. Наиболее видными представителями фрейдо-марксизма являются немецкий психолог В. Райх(1897—1957) и американский философ и социолог Г. Маркузе (1898—1979). Они, как и другие фрейдо-марксисты, объявляют борьбу бессознательных инстинктов и влечений (к жизни и смерти, наслаждению и разрушению) основным фактором, определяющим поведение человека, межличностные отношения и развитие общества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

1. Современная наука

1. Современная софистика

1. Современная софистика Язык маскировки и возмущения. Границы рационального порядка существования проявляются в невозможности того, чтобы это существование могло быть понято и оправдано в своей действительности из самого себя. Для того чтобы удержаться в своей

СОВРЕМЕННАЯ ЗЕМЛЯ

СОВРЕМЕННАЯ ЗЕМЛЯ Изменение эрыВо все эпохи человек думал, что он находится на "повороте истории". И до некоторой степени, находясь на восходящей спирали, он не ошибался. Но бывают моменты, когда это впечатление преобразования становится более сильным и в особенности

Современная эпоха

Современная эпоха Если прошлое ещё скрыто и как бы ждёт пробуждения своих высших возможностей, то настоящее означает претензию уловить то, чему настало время. Мысли Ницше о прошлом, как и его замыслы будущего, берут начало в его сознании этого настоящего. Он задаётся

3. Современная констелляция

3. Современная констелляция В настоящее время рассматриваемая проблема приняла своеобразную форму. Исторический процесс показал нам, как постепенно снижалась и приближалась к исторической реальности та утопия, которая сначала была полностью трансцендентна по

c) Современная мануфактура

c) Современная мануфактура На нескольких примерах я поясню приведенные выше положения. В сущности читатель уже знает многочисленные иллюстрации из главы о рабочем дне. Металлообрабатывающие мануфактуры в Бирмингеме и окрестностях на работах, по большей части очень

Дарвинизм и социобиология — эпистемологический спор

Дарвинизм и социобиология — эпистемологический спор Дебаты по поводу нашей концепции человека связаны со спорами об эпистемологическом статусе науки. Представляет ли дарвинизм доказанную научную истину или он всего лишь одна из возможных гипотез? Эти споры оказались

Современная дилемма

Современная дилемма Если в попытках имморталистов дать личности адекватное потустороннее тело, или средство выражения, содержатся внутренне присущие им серьезные трудности, на столь же серьезные трудности наталкивается и стремление дать комплексу личность — тело в

Современная мистика

Современная мистика Наше время зачаровано мистикой. Особенно волна мистических увлечений захлестнула Россию. В современной мистике много от представлений первобытных народов. Все нынешние суеверия имеют древнюю основу. По мнению Элиаде, «экстаз временно и для

Современная эпоха

1. Современная бесцельность

1. Современная бесцельность Зачем нам еще одна книга, указывающая, как жить? Разве религиозные источники не говорят человеку с непревзойденной ясностью, что ему следует делать, а чего – нет?Все верно. Но современный молодой человек находится в трудном положении. Тысячи

Социобиология (Sociobiologie)

Социобиология (Sociobiologie) Наука (или претензия на науку), пытающаяся объяснить социальные явления биологическими факторами. Это своего рода социальный дарвинизм, пересмотренный с учетом достижений генетики и этологии.С тем, что иногда подобные объяснения возможны и даже

Читайте также: