Из опыта работы внеурочная деятельность в начальной школе по фгос

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Из опыта работы учителя начальных классов по внеурочной деятельности

(обобщение опыта работы)

учитель начальных классов:

Развитие младших школьников во внеурочной деятельности в условиях ФГОС

В школу приходят дети с разным уровнем развития. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. В детском саду закладывается фундамент для развития детей. Наша задача изучить и выявить способности и задатки детей и строить дальнейшую работу с опорой на те знания, умения, которые уже приобретены дошкольниками в детском саду, активно использовать их для дальнейшего всестороннего развития учащихся в начальной школе.

В урочное и внеурочное время мы закладываем основы творческой деятельности, развиваем креативные способности детей (высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях, поощрение и стимулирование возникновения у ребёнка творческих способностей).

Раньше, до введения нового ФГОС, школа очень мало внимания уделяла социальной жизни школьников. Но сейчас всё изменилось – именно во внеурочной деятельности ребёнок может познать свои возможности и раскрыть таланты. Учителям начальных классов не надо ничего выдумывать – программа ФГОС уже составлена, остаётся только внедрить её в жизнь. Родители и ученики начальных классов могут вносить свои идеи и предложения по поводу проведения дополнительных занятий и таким образом влиять на внеурочный процесс. Однако, стоит заметить, что школа не имеет права заставлять детей ходить на эти занятия, она может лишь попробовать заинтересовать школьников. Внеурочная деятельность в начальной школе очень подходит родителям тех учеников, которые не имеют возможности водить своих детей в секции и кружки по каким-либо причинам. Однако, и те дети, которые посещают секции вне школы, могут совмещать школьную внеурочную деятельность и дополнительные занятия вне стен школы. Часы внеурочной деятельности в начальной школе сильно отличаются от традиционного урока. Такие занятия проходят в форме кружков, экскурсий, секций, КВН, соревнований, конференций, олимпиад и пр. Главная цель таких занятий – воспитание социально активной и разносторонне развитой личности, вобравшей в себя духовно-нравственные ценности и культурные традиции России. Внеурочная деятельность, является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Внеурочная деятельность входит в учебный процесс, но не является уроками. Был проведён опрос, который показал, что 80% родителей учащихся начальной школы положительно относятся к внеурочной деятельности детей в школе. Ведь это развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед школой и учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Огромное значение для ребёнка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих ребят – это основной мотив посещения школы, так как есть возможность проявить инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость.

Уже прошло два года, как я работаю по новым стандартам. ФГОС предполагает деятельностный подход к обучению: главное не знания, а умение их добывать и применять . Внеурочная деятельность младших школьников способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности, в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.

Я хотела рассказать о том, как развиваю детей во внеурочной деятельности, тем более, что внеурочная деятельность тесно связана с урочной деятельностью, обеспечивает преемственность и взаимосвязь программ внеурочной деятельности и реализуемых УМК.

Раскроем некоторые формы внеурочной работы нашей школы по направлениям:

Всех нас беспокоит состояние здоровья наших детей. Поэтому целью программы спортивно-оздоровительного направления является :

- c охранение и укрепление здоровья детей, приобщение к здоровому образу жизни ,

Мы разучивали различные игры на внимание, на формирование осанки, разучивали физминутки. Проводились беседы о ЗОЖ.

Учитывая интересы детей, они были вовлечены в спортивные кружки и секции. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

2.Художественно-эстетическое:

Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Завершающим этапом работы в этом направлении является изготовление и использование масок по технике оригами персонажей сказок, выставка творческих работ учащихся.

Дети знакомятся с базовыми формами оригами (треугольник, книжка, воздушный змей) и у них получаются замечательные поделки.

Работа в этом направлении также формирует УУД (основные виды деятельности):

П: различает простые базовые формы, умеет сложить модель;

Л: проявляет интерес к процессу, конечному результату;

Р: учится творческому нестандартному подходу к реализации задания;

К: умеет работать в группе, прислушивается к мнению остальных;

3.Общеинтеллектуальное направление

Это направление предполагает организацию разного рода мероприятий, направленных на умственное и интеллектуальное развитие школьников. Это могут быть различные конкурсы, викторины, олимпиады по различным дисциплинам и т.п. Проводиться они могут как внутри школ, так и между школами.

4. Социальное направление

Это направление предполагает формирование у школьников навыков социального взаимодействия. Главное здесь – моделирование тех или иных ситуаций межличностного взаимодействия. Также это могут быть и модели взаимоотношений в области права, муниципального и другого управления, экономики, политики и т.п. Здесь тоже могут быть использованы различные формы внеурочной деятельности. Представляется, что наиболее эффективной из них будет социально-психологический тренинг, поскольку в его рамках можно смоделировать практически любую ситуации и проработать эффективные решения проблемы

5. Научно-познавательное направление:

Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. Сказки расширяют познания детей. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести – семи лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу.

На наших занятиях мы читали сказки. Анализировали содержание.

6 . Духовно-нравственное и общекультурное направление реализуется через беседы, ролевые игры, которые проводят классные руководители.

Мероприятия в нашей школе. Самое первое мероприятие проводится

День Знаний оставить незабываемые впечатления о первом уроке, тем самым проявить желание детей учиться в школе; привить любви к знанию, к школе, к процессу познания мира через учебные занятия.

Кл. час. Роль книги в жизни человека. Цели : обучение выразительному чтению, развитие памяти, формирование читательских интересов; развитие у учащихся потребности к систематическому чтению; расширение кругозора, нравственное воспитание детей средствами литературы.

5. Игровая программа по экологии для младших школьников, 2-3 класс воспитание любви к окружающему миру и потребности в сохранении экологического равновесия в природе;

• мотивация у ребят интереса к лесу и его обитателям, знакомство с правилами поведения в лесу и сбора грибов;

6. День матери развитие творческих и актёрских способностей детей; воспитание любви и чувства благодарности к маме.

7. Мероприятие подготовленное к Новому году

В заключение хотелось бы сказать, школа – не только место, где учатся дети. Здесь дети должны жить яркой, творческой, полноценной жизнью. Ведь у каждого ребенка есть способности и таланты. Деятельность учащихся, ее содержание, общение, отношение детей и взрослых – естественная среда, в которой формируется нравственный и духовный облик растущего человека. Для этого мы должны создать такие условия, при которых жизнь детей должна быть наполнена разнообразными делами, организована так, чтобы каждый ребенок нашел свое дело по душе, пережил радость творческой удачи.

Ведь самая главная задача школы не только дать образование, но и воспитать достойного человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье обощаю опыт работы по проведению занятий по внеурочной деятельности.

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).

Платонова Нина Николаевна, ГБОУ СОШ им. И. Ф. Самаркина с. Новая Кармала,

Составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся является внеурочная деятельность. Сегодня внеурочная деятельность – это деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Таким образом, используемая нами форма организации работы взаимовыгодна всем её участникам:

Для меня, как учителя, – это возможность общаться с ребятами дополнительно, индивидуально, как классного руководителя, – ненавязчиво работать над сплочением классного коллектива.

Ребята получают дополнительное развитие тех психических свойств личности, которые были выявлены в ходе диагностики. Кроме того, дети получают дополнительно в игровой, занимательной форме новые знания (расширяют кругозор), совершенствуют социальные навыки, развивают навыки общения, навыки здорового образа жизни, спортивно-игровые навыки.

У родителей есть возможность спокойно трудиться, зная, что их дети заняты полезным делом, находятся под присмотром педагогов, обеспечены здоровым горячим питанием, и режим их дня предусматривает в обязательном порядке пребывание на свежем воздухе.

Образовательное пространство отдельно взятого классного коллектива и школы в целом связано с окружающей социальной средой и поддерживается следующими связями: школьная библиотека, школьный музей, 2 сельские библиотеки и 2 сельских Дома культуры.

Как и во всяком деле, есть и определённые трудности:

Цена результативной организации внеурочной деятельности обучающихся, это колоссальная нагрузка на учителя. Для проведения занятий требуется большая подготовка.

Для организации занятий, требуется и больше материальных затрат. В отличие от урочной деятельности, внеурочная деятельность, более материально затратная.

В моем классе большая часть детей проживают в других населённых пунктах и пользуются услугами специальных (школьных) перевозок, а значит и режим их дня строится с учётом графика подвоза на школьных автобусах.

Внедрение программ внеурочной деятельности значительно обогатило систему воспитательной работы школы. Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Мы ставим перед собой новые цели и задачи. Ищем пути их решения по совершенствованию образовательного процесса, улучшению условий воспитания и обучения, расширению использования информационных технологий и всего того, что сделало бы пребывание в школе обогащающим и комфортным для всех участников образовательного процесса.


Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Правильно организованная система представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Содержимое разработки

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС:

организация, проблемы, пути решения ( из опыта работы)

есть воздействие на сердце тех,

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Правильно организованная система представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося.

Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности и передо мной встал очень серьёзный вопрос – реализация внеурочной деятельности учащихся.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Государство и общество ставят перед педагогами задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.

В нашей школе создаются всевозможные условия для внеурочной деятельности обучающихся. Вся система её работы по данному направлению призвана предоставить возможность:

- свободного выбора детьми объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;

- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.

- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.

Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;

оптимизация учебной нагрузки обучающихся;

улучшение условий для развития ребенка;

учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Для решения данных задач я, как учитель, должна:

-усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;

- организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся;

- выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

- развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

- создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

- -расширить рамки общения с социумом;

- воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.

В основу стандартов положен общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина.

В нашей школе с введением ФГОС проводится анкетирование родителей учащихся по выбору направлений внеурочной деятельности, для изучения запросов и образовательных потребностей, где они указывают интересы своих детей, и какой деятельностью хотел бы заниматься их ребёнок.
От родителей в немалой степени зависит, будет ли создана атмосфера доверия, доброжелательности в коллективе, насколько комфортно будет чувствовать себя ребенок в классе.

Поэтому очень важно, чтобы между учителем и родителями установилось тесное сотрудничество, которое послужило бы основой для создания дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, для развития эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей.

Работа школы позволяет использовать такое эффективное воспитательное средство, как режим, с помощью которого упорядочена жизнь и деятельность учащихся, как в урочное, так и во внеурочное время. При этом учитываются познавательные потребности детей, а также возрастные особенности младших школьников: приём пищи, прогулки на свежем воздухе.

Учитывая пожелания родителей, внеурочная деятельность в нашей школе ведётся по направлениям: слайд

духовно- нравственное, общекультурное, общеинтелектуальное, социальное, спортивно- оздоровительное. Работая по каждому направлению, мы стараемся использовать различные виды и формы деятельности, позволяющие реализовать требования федерального образовательного стандарта.

- Духовно- нравственное направление осуществляется посредством различных бесед, классных часов, праздничных мероприятий, экскурсий, встреч. Слайд

Детям очень нравится деятельность, которая осуществляется в рамках данного направления. При реализации мероприятий происходит активное сотрудничество с родительской общественностью.

- Спортивно – оздоровительное направление осуществляется в школе посредством спортивно-массовых и физкультурно - оздоровительных общешкольных и классных мероприятий, соревнований, дней здоровья, организаций активных оздоровительных перемен, прогулок на свежем воздухе тематических бесед, спортивных игр. слайд

- Общекультурная деятельность слайд направлена на развитие творчества, способностей, на привитие культуры, эстетики.

Учащиеся участвуют в различных конкурсах, концертах, праздниках.

- общеинтелектуальное, социальное, направление слайд

прививает любовь к природе, окружающему миру. В классах проходят викторины о природе, конкурсы рисунков слайд, поделок слайд

экскурсии в природу. слайд

При организации внеурочной деятельности обучающихся использованы собственные ресурсы - учителя начальных классов, учителя-предметники – музыки, технологии, физической культуры. Педагоги стремятся создать такую инфраструктуру полезной занятости учащихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей.

Я прекрасно понимаю, что каждый ребенок идет по индивидуальному маршруту. Решить поставленные задачи можно только действуя совместно –учитель, семья, психолог, библиотекарь.

Для реализации модели внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в нашей школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену. Кабинеты классов располагаются на втором этаже, имеется столовая, в которой организовано питание, спортивный зал со спортивным инвентарем, музыкальной техникой, библиотекой, спортивной площадкой, кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к локальной сети Интернет, проектором, экраном. Один кабинет начальных классов также оснащен компьютерами, мультимедийным проектором, интерактивной доской.

Вовлеченность обучающихся во внеурочную деятельность можно увидеть по внеурочной занятости учащихся. Учителю крайне необходимо понимать, зачем проводятся данные занятия, и какой результат он должен получить на выходе:

во-первых, разрабатывать образовательные программы внеучебной деятельности с четким и внятным представлением о результате;

во-вторых, подбирать такие формы внеучебной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;

в-третьих, диагностировать результативность и эффективность внеучебной деятельности.

В ходе ведения внеурочной деятельности, исходя из опыта своей работы, выявлены также следующие проблемы:

Несоответствие выбора объединений в рамках различных направлений внеурочной деятельности родителей и детей.

Не все родители приветствуют занятия внеурочной деятельностью;

Недостаточная материально – техническая база при реализации тех или иных направлений..

Ограниченность выхода в социум, вследствии слаборазвитой инфраструктуры поселка.

Дефицит учебно - методических пособий.

А также возможны предложения и пути решения проблем:

Проведение разъяснительных работ с родителями по поводу занятости обучающихся внеурочной деятельностью;

- Обеспечить научно-методическое сопровождение организации внеурочной деятельности

проведение отчетных концертов, выставок, презентаций, показательных выступлений работы кружков, секций за год;

Таким образом, внеурочная деятельность, обеспечивая поддержку


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

Организация внеурочной деятельности в классе в условиях реализации ФГОС НОО (из опыта работы).

Пегушина Юлия Владимировна,

учитель начальных классов

В настоящее время внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Она является важной, неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся младшего школьного возраста.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности:

В нашем классе в начале учебного года на первом организационном собрании проводится мониторинг родителей с целью выявления, в каких учреждения дополнительного образования занимаются их дети и по каким направлениям в школе они хотели бы посещать внеурочные занятия.

По итогам этого опроса формируются группы детей, которые будут посещать те или занятия дополнительного образования, составляется расписание занятий внеурочной деятельности. Внимание уделяется тому, чтобы каждый ребёнок имел возможность получать дополнительное образование в школе или на базе учреждений дополнительного образования. При составлении расписания учитывается занятость детей в других учреждения дополнительного образования (музыкальная школа, школа искусств, спортивные школы, секции и т.д.).

Внеурочная деятельность в нашем классе включает в себя:
1. Спортивно-оздоровительное направление.

Библиотечные занятия проводят сотрудники детской экологической библиотеки еженедельно на базе своего учреждения. В течение месяца проходит 4 разных по содержанию и форме занятия.

Читайте также: