Как протекали жизнь и деятельность гайдна во время службы в капелле князей эстерхази кратко

Обновлено: 18.05.2024

Франц Йозеф Гайдн (нем. Franz Joseph Haydn, 31 марта 1732 — 31 мая 1809) — австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии. Сын каретного мастера.

Биография

Йозеф Гайдн родился в имении графов Гаррахов — нижнеавстрийской деревне Рорау, недалеко от границы с Венгрией, в семье каретного мастера Маттиаса Гайдна (1699—1763). Родители, серьёзно увлекавшиеся вокалом и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 году отправили его к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 году его заметил Георг фон Рейттер, директор капеллы венского собора с хором Гайдн часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах, принимал участие в придворных торжествах. Одним из таких событий было отпевание Антонио Вивальди.

В период с 1754 по 1756 год Гайдн работал при венском дворе на правах свободного художника. В 1759 году он получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина, где под его началом оказался небольшой оркестр — для него композитор сочинил свои первые симфонии. Однако вскоре фон Морцин начал испытывать финансовые трудности и прекратил деятельность своего музыкального проекта.

В 1760 году Гайдн женился на Марии-Анне Келлер. Детей у них не было, о чём композитор весьма сожалел. Жена холодно относилась к его профессиональной деятельности, использовала его партитуры на папильотки и подставки для паштета. Брак был несчастливый, однако законы того времени не позволяли им разойтись.

Служба при дворе князей Эстерхази

После расформирования в 1761 году музыкального проекта потерпевшего финансовый крах графа фон Морцина, Йозефу Гайдну была предложена аналогичная работа у князя Павла Антона Эстерхази — главы крайне богатой венгерской семьи Эстерхази. Поначалу Гайдн занимал должность вице-капельмейстера, однако он сразу же был допущен к руководству большинством музыкальных учреждений Эстерхази, наравне со старым капельмейстером Грегором Вернером, сохранившим абсолютные полномочия только для церковной музыки. В 1766 году в жизни Гайдна произошло судьбоносное событие — после смерти Грегора Вернера он возведён в капельмейстеры при дворе нового князя Эстерхази — Миклоша Иосифа Эстерхази, представителя одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Венгрии и Австрии. В обязанности капельмейстера входило сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер.

Значимый период становления Гайдна как композитора — его служба при дворе князя Эстерхази. Поговорим об этом периоде и разберем одну из самых интересных опер композитора.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.



Сперва давайте узнаем, как Гайдн оказался на службе при дворе.

🙏 В 1757 году наконец-то Гайдн находит себе постоянную работу — капельмейстером при дворе графа Карла Йозефа Морцина. Это важные перемены для Гайдна, так как его голодное детство оставило отпечаток на всю жизнь — он будет торговаться за каждую копейку. Итак, жизнь наладилась, есть стабильный заработок, поэтому Гайдн женится на Марии-Анне Келлер.

👨 Сила харизмы Гайдна было такова, что хотя сам по себе он был человеком неказистым — невысокого роста, с большим носом, женщины оказывали ему внимание, которое он с удовольствием принимал. Надо сказать, что портреты его сильно облагородили. Однако брак с Марией был несчастливым: когда любовная лихорадка закончилась, оказалось, что у них разные жизненные ориентиры. Мария-Анна ни во что не ставила его творчество, но не как Альма Малер со своим огромным самомнением, а просто из-за безразличия к музыке. Так как все браки были церковными, развестись они, будучи простыми людьми, не могли, и поэтому, формально оставаясь мужем и женой, имели любовников.

→ Грегор Вернер. Прелюдия и фуга для струнного оркестра в до миноре
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 6 минут

👑 Павел Эстерхази принадлежал к той эпохе, у которой еще были представления о чести и морали — он не мог просто так выставить старого капельмейстера, не мог его обидеть или оскорбить. Отношения между князьями и слугами могли быть очень трогательным. А Гайдну, которого взяли на работу, уже тогда платили 400 флоринов в год, что было очень неплохо. И Вернер был очень недоволен: для такой же зарплаты ему пришлось работать десятилетия, и незадолго до смерти он написал князю письмо о том, что в оркестре творится бардак — музыканты не репетируют, хор разбрелся, и непонятно, что происходит. Он поступил как мудрый интриган — Гайдна, конечно, не уволили, но доля истины в его словах была. И хотя Гайдн был склонным к шуткам молодым человеком, все же он повзрослел и в 1766 году стал капельмейстером, получив постоянный доступ к оркестру и использовав эту возможность очень мудро.

Когда Павел Антон умирает, его брат Николай становится новым князем Эстерхази. Он тоже увлечен музыкой, в частности, игрой на баритоне. Давайте поговорим про этот редкий инструмент и послушаем трио для баритона, написанное Гайдном.

🎻 Струнных и смычковых инструментов было великое множество. К нашему времени в широком использовании остались далеко не все. Баритон — это один из тех инструментов, которые сегодня считаются экзотикой. Он куда более редок, чем колесная лира или виола да гамба.

Роланд Хадчинсон играет на баритоне
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 2 минуты

📍 Это инструмент, техника игры на котором весьма сложна. У него есть гриф с ладами, но широкая коробка грифа сзади открыта. там есть бурдонные струны, которые настроены на одну высоту, и звук их извлекается большим пальцем левой руки. Техника игры здесь значительно сложнее, чем виолончельная.

👑 Николай был увлечен игрой на баритоне, и Гайдн написал для него трио в расчете на технические возможности князя, которые были весьма неплохие. Почему именно трио? Чтобы у него была компания. Ведь совместное музицирование — если все участники играют хорошо — это очень приятный опыт, который обогащает.

Йозеф Гайдн. Трио для баритона
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 5 минут

В 1761 году молодой, но уже довольно известный в Вене композитор был приглашен богатым венгерским князем Эстерхази руководить капеллой. Недалеко от Вены, в небольшом венгерском городке Эйзенштадте, а в летнее время в загородном дворце в Эстерхазе, провел Гайдн тридцать лет в должности капельмейстера (дирижера).

В обязанности капельмейстера входило руководство оркестром и певцами. Гайдн должен был также по требованию князя сочинять симфонии, оперы, квартеты и другие произведения.

Нередко капризный князь приказывал написать новое сочинение

Талант и необычайное трудолюбие выручали Гайдна и здесь. Одна за другой появлялись оперы, а также симфонии, среди которых “Медведь”, “Детская”, “Школьный учитель”.

Руководя капеллой, композитор мог прослушивать в живом исполнении создаваемые им произведения. Это давало возможность исправлять все то, что недостаточно хорошо звучало, и запоминать – что получалось особенно удачным.

Мастерство Гайдна с годами достигло совершенства. Его музыка неизменно вызывала восхищение многочисленных гостей Эстерхази, непрерывно наводнявших его дворцы. Имя композитора

стало широко известно и за пределами его родины – в Англии, Франции, России. Но поехать куда-либо за пределы княжеского поместья, напечатать свои произведения или просто подарить их Гайдн не имел права без согласия на то князя.

А князь не любил отлучек “своего” капельмейстера. Он привык, чтобы Гайдн вместе с другими слугами ожидал в определенное время его распоряжений в передней. В такие моменты композитор Особенно остро чувствовал свою зависимость. “Капельмейстер Я или капельдинер?” – с горечью восклицал он в письмах к своим друзьям.

Каким недолгим казалось ему время, если все же удавалось вырваться и побывать в Вене, увидеть знакомых, друзей. Сколько радости доставляли ему встречи с любимым Моцартом! Увлекательные беседы сменялись исполнением квартетов, где Гайдн играл на скрипке, а Моцарт на альте.

Но такие встречи были чрезвычайно редки.

По преданию, однажды пребывание в летнем дворце затянулось до поздней осени. Наступили холода, а с ними и болезни.

Болотистая местность, окружавшая Эстерхазу, постоянно вызывала заболевания малярией. Измученные болезнями музыканты страдали и от разлуки со своими семьями. В летнее время видеться с родными им было запрещено.

Князь не хотел ничего замечать. Тогда Гайдн своеобразно напомнил об этом нечуткому хозяину. Он написал симфонию, которая впоследствии получила название “Прощальной”. Во время исполнения симфонии музыканты один за другим покидали оркестр и гасили свечи у своих пюпитров.

В конце концов остались двое скрипачей (в том числе и сам Гайдн), которые, закончив произведение, тоже погасили свечи и ушли со, сцены. Намек был понят, и князь “милостиво” отдал распоряжение собираться в Эйзенштадт.

Зависимое положение слуги не позволяло Гайдну уйти со службы. В то время музыкант имел возможность работать только в придворных капеллах или руководить церковным хором. До Гайдна еще ни один композитор не решался на независимое существование.


Франц Йозеф Гайдн – великий австрийский композитор, основатель классической инструментальной музыки и родоначальник современного оркестра. Гайдна называют отцом симфонии и квартета.

Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в небольшом городке Рорау в семье каретного мастера Матиаса Гайдна. Мать композитора была кухаркой. Любовь к музыке маленькому Йозефу привил отец, который серьёзно увлекался вокалом.

Он остается без средств к существованию. В таком безвыходном положении юноша берётся за разную работу. Ему даже приходится быть слугой у итальянского учителя пения Николая Порпоры.

В качестве оплаты за свой труд Гайдн получает уроки у композитора, из которых много узнаёт о музыке и композиции. Постепенно материальное положение юноши улучшается, а музыкальные труды увенчиваются успехом. Гайдн ищет богатого покровителя, каковым становится имперский князь Пауль Антон Эстерхази.

Женился Гайдн довольно-таки поздно, в 28 лет, на Анне Марии Кллер, и, как оказалось, неудачно. Анна Мария часто выказывала неуважительное отношение к профессии мужа. Детей не было, что тоже играло немаловажную роль, внося дополнительный раздор в семью. Но, несмотря на всё это, Гайдн на протяжении 20 лет был верен своей жене.

Служба при дворе князей Эстерхази

В 1761 году Гайдн становится вторым капельмейстером при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных семей Австрии.

Так появилась знаменитая Прощальная симфония, где в финальной части оркестранты один за другим заканчивают свои партии и удаляются, а на сцене остаются только две солирующие скрипки (эти партии играли Гайдн и Томазини). Князь с удивлением взирал на то, как его капельмейстер и дирижер потушили свечи и направились к выходу, но намек понял, и на следующее утро все было готово к отбытию в столицу.

За довольно-таки длительную карьеру при дворе Эстерхази он сочиняет огромное количество опер, квартетов и симфоний. Музыка его вызывает восхищение многих слушателей, а мастерство достигает совершенства. Он становится известным не только у себя на родине, но и в Англии, Франции, России. В 1781 году Гайдн знакомится с Моцартом, который становится его близким другом.




ФРАНЦ ЙОЗЕФ ГАЙДН

Марта 1832- 31 мая 1809


Франц Йозеф Гайдн – великий австрийский композитор, основатель классической инструментальной музыки и родоначальник современного оркестра. Гайдна называют отцом симфонии и квартета.

Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в небольшом городке Рорау в семье каретного мастера Матиаса Гайдна. Мать композитора была кухаркой. Любовь к музыке маленькому Йозефу привил отец, который серьёзно увлекался вокалом.

Он остается без средств к существованию. В таком безвыходном положении юноша берётся за разную работу. Ему даже приходится быть слугой у итальянского учителя пения Николая Порпоры.

В качестве оплаты за свой труд Гайдн получает уроки у композитора, из которых много узнаёт о музыке и композиции. Постепенно материальное положение юноши улучшается, а музыкальные труды увенчиваются успехом. Гайдн ищет богатого покровителя, каковым становится имперский князь Пауль Антон Эстерхази.

Женился Гайдн довольно-таки поздно, в 28 лет, на Анне Марии Кллер, и, как оказалось, неудачно. Анна Мария часто выказывала неуважительное отношение к профессии мужа. Детей не было, что тоже играло немаловажную роль, внося дополнительный раздор в семью. Но, несмотря на всё это, Гайдн на протяжении 20 лет был верен своей жене.

Служба при дворе князей Эстерхази

В 1761 году Гайдн становится вторым капельмейстером при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных семей Австрии.

Так появилась знаменитая Прощальная симфония, где в финальной части оркестранты один за другим заканчивают свои партии и удаляются, а на сцене остаются только две солирующие скрипки (эти партии играли Гайдн и Томазини). Князь с удивлением взирал на то, как его капельмейстер и дирижер потушили свечи и направились к выходу, но намек понял, и на следующее утро все было готово к отбытию в столицу.

За довольно-таки длительную карьеру при дворе Эстерхази он сочиняет огромное количество опер, квартетов и симфоний. Музыка его вызывает восхищение многих слушателей, а мастерство достигает совершенства. Он становится известным не только у себя на родине, но и в Англии, Франции, России. В 1781 году Гайдн знакомится с Моцартом, который становится его близким другом.

Читайте также: