Как происходило объединение франции 6 класс кратко таблица
Обновлено: 06.07.2024
Столетняя война привела к усилению власти короля и национальной государственности во Франции и в Англии. Вместе с тем централизация государственного управления к концу войны ни в Англии, ни во Франции еще не завершилась. Задачей королевской власти было подчинение крупных феодалов своей власти и создание единого аппарата управления.
На территории будущей Испании в это время существовал ряд отдельных государств, таких как Кастилия, Арагон, Наварра. Часть территории Пиренейского полуострого еще принадлежала арабам.
Франция
После окончания Столетней войны французские короли стремились завершить объединение страны и усилить свою власть на территории всей Франции. Это вызвало сопротивление крупных феодалов, которые стремились остаться правителями на своих территориях. Во главе непокорных королю феодалов оказался герцог Бургундии Карл Смелый.
События
1439 г. – король Карл VII создает регулярную армию. Это стало важным фактором усиления власти короля и победы Франции в Столетней войне. Для ее содержания был введен специальный налог. Помимо рыцарей, в армию теперь набирались также крестьяне и горожане. Все они приносили присягу не сеньору, но государству и королю.
1461 г. – королем Франции становится Людовик XI.
1477 г. – битва при Нанси, в которой погибает Карл Смелый. Людовик XI присоединяет земли Карла Смелого к своему домену.
1481 г. – к королевскому домену присоединен Прованс.
Конец XV в. – объединение Франции было завершено.
Участники
Людовик XI – король Франции.
Карл Смелый – герцог Бургундии, возглавил коалицию знати (Лига общественного блага), которая выступила против политики централизации государства, которую проводил Людовик XI.
Война причинила огромный вред хозяйству Франции. Но постепенно жизнь восстановилась. Вновь были распаханы земли, заброшенные во время войны; в урожайные годы Франция теперь вывозила хлеб в соседние страны. Но знать снова подняла голову и не желала усиления власти короля. В правление короля Людовика XI (1461–1483) (рис. 2) крупные феодалы объединились в тайный союз. Душой союза был герцог Бургундии Карл Смелый (рис. 1). Карл хотел добиться независимости Бургундии. Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым продолжалась 12 лет. В открытой войне король потерпел поражение и был вынужден заключить унизительный для себя мир. Тогда Людовик XI натравил на Карла Смелого недовольных им соседей. В войне с ними войско герцога Бургундского было разгромлено, он сам убит. Король затем поодиночке расправился с остальными противниками. Попадавших в его руки Людовик XI держал по многу лет в железных клетках, где пленники не могли даже выпрямиться в полный рост. Большая часть герцогства Бургундского досталась королю. К Франции была присоединена и южная область Прованс с городом Марселем. Лишь герцогство Бретань вошло в состав королевских владений при преемниках Людовика XI. К концу XV века объединение Франции завершилось.
Рис. 1. Карл Смелый
Рис. 2. Людовик XI
Объединение страны происходило одновременно с усилением королевской власти. Еще в последние годы Столетней войны король заменил отряды своих вассалов постоянным войском из рыцарей и наемников. Для их содержания был введен ежегодный налог с населения. Большинство герцогов и графов сохранили свои владения, но лишились прежней независимости. Теперь король по своей воле решал все государственные дела, объявлял войну и заключал мир. Людовик XI шутил, что всех советников он возит в седле своего коня. Он управлял государством с помощью чиновников; не доверяя вельможам, король приблизил к себе богатых, практичных горожан. Располагая деньгами и постоянным войском, он не нуждался больше в Генеральных штатах: Людовик XI созывал их всего один раз. К концу XV века во Франции еще более окрепло централизованное государство: страна подчинилась единой центральной власти – власти короля с аппаратом его чиновников.
Крестьянам и горожанам приходилось платить теперь большие королевские налоги. Но пришло и облегчение: в стране установился единый порядок. Король покровительствовал росту городов и расширению торговли. Из Италии пригласили мастеров, опытных в изготовлении шелковых тканей. Их поселили в городе Лионе, который с тех пор стал центром производства шелка в стране. Появился большой торговый флот. При поддержке королевской власти купцы добились выгодных условий торговли за границей. В централизованном государстве быстрее развивалась культура, складывался единый народ. Прежде жители юга Франции не считали себя французами. Они плохо понимали язык, на котором говорили жители Северной Франции. С объединением страны к концу XV века на основе парижского диалекта стал складываться единый французский язык. Превращение Франции в централизованное государство способствовало развитию в ней хозяйства и культуры, складыванию общего языка, образованию единого народа.
Через два года после Столетней войны в Англии началась междоусобная война, продолжавшаяся 30 лет. Феодалы разделились на две враждующие группы: каждая поддерживала одну из ветвей династии Плантагенетов – Ланкастеров или Йорков, боровшихся за престол. Так как в гербе Ланкастеров была изображена алая роза, а в гербе Йорков – белая, войну назвали Войной Алой и Белой розы (1455–1485). Война закончилась после того, как почти все знатные дворяне истребили друг друга. В борьбу за престол вступил дальний родственник Ланкастеров Генрих Тюдор (рис. 3). Победив в последнем сражении, Генрих женился на дочери короля из династии Йорков и соединил в своем гербе алую и белую розы. С него в Англии началось правление династии Тюдоров.
Рис. 3. Генрих VII Тюдор
Новый король Генрих VII (1485–1509) приказал вельможам распустить военные отряды. С помощью пушек он разрушил замки непокорной знати, некоторых сеньоров казнил, а их владения забрал в королевскую казну. Расчетливый и бережливый, король заботился о пополнении казны: брал большие штрафы с господ, а с населения – деньги на военные нужды, даже не ведя войну. При Генрихе VII продолжал собираться парламент. После гибели большинства крупных феодалов король ввел в палату лордов людей, которые пользовались его доверием. Рыцари и горожане, заседавшие в палате общин, беспрекословно утверждали законы, предложенные королем, разрешали ему сбор новых налогов. Власть короля приближалась к абсолютной.
2) некоторые мелкие и средние феодалы (которые получали за службу королю земли или деньги).
Вопрос 2. Кто из королей Франции, о которых вы узнали из текста, сыграл наиболее важную роль в борьбе за объединение Франции? Аргументируйте свой ответ.
Ответ. Наиболее важную роль сыграл Филипп II Август. Он присоединил самые большие земли причём не просто к Франции, а к владениям именно короля. Только опираясь на ресурсы этих земель короли после него смогли достичь таких успехов.
Вопрос 3. Из-за чего и как произошёл конфликт Филиппа IV с папой Бонифацием VIII? Чьей победой он закончился?
Ответ. Главной причиной был Вопрос, должно ли духовенство платить налоги своему королю. Чтобы подтвердить свою позицию, папа возобновил претензии первосвященников не только на духовную, но и на светскую власть в католическом мире. В то же время король обвинял папу в тяжких преступлениях, включая ересь. Короля в этом поддержали Генеральные штаты, которые включали представителей духовенства. Конфликт закончился победой французского короля, из-за чего начало Авиньонское пленение пап.
Вопрос 4. С какой целью король созывал собрание представителей сословий — Генеральные штаты? Как решались дела в этом собрании?
Ответ. Генеральные штаты созывали для того, чтобы утвердить новые налоги. Штаты заседали по сословиям. Считалось, что решение принято сословием, если за него голосовало большинство представителей этого сословия. Решение считалось принятым всеми Генеральными штатами, если за него голосовало большинство сословий (то есть два или три).
Ответ. Это та монархия, которая опирается на специальный орган, состоящий из представителей сословий.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Домашнее задание: Параграф 21, доделать таблицу (Людовик XI).
Кто был заинтересован в объединении Франции: Города (помощь в освобожд.от сеньоров); Крестьяне (войны – ущерб хозяйству); Мелкие и ср.феодалы ( поднять свой престиж и доходы); Средние слои – опора объединения; Церковь – главный советчик короля.
Появление сословно-представительной монархии 1302 г. Генеральные штаты - собрание представителей сословий. появление сословной монархии (моно – один, архос – власть) – форма правления, при которой власть правителя ограничена сословным органом.
Генеральные штаты I палата – духовенство II палата – дворянство III палата – бюргерство
Первые успехи объединения Сначала короли подчиняли вассалов в собственных землях, а затем начали подчинять себе независимых правителей обширных областей
Филипп II Август (1165–1223) Завоевал Нормандию, Анжу, Мен, Пуатье. Территория королевского домена увеличилась в 5 раз. Создал королевский совет. Назначал чиновников в разные области
В начале XIV века во Франции возникла сословная монархия - централизованное государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий
Повторим. Что такое сословие? Какие сословия мы знаем? Откуда церковь брала богатства? В каком году произошло разделение христианской церкви? На какие части на разделилась? Кто был их главами? Кто такие еретики? Чем они были недовольны? Как церковь боролась с еретиками? Что такое инквизиция? Какие вы знаете рыцарствующие ордены?
-КАКОЕ ГОСУДАРСТВО ИЗОБРАЖЕНО НА КАРТЕ? -КАКИЕ ОТЛИЧИЯ ?
План урока: 1.Причины объединения. 2. Первые успехи объединения. 3. Генеральные штаты. 4. Итоги.
Причина объединения Франции:
Причина объединения Франции:
Причина объединения Франции:
Причина объединения Франции:
Причина объединения Франции:
Первые успехи объединения Имя правителя Время правления Действия по объединению и централизации. Филипп II Август 1180-1223 Присоединил Нормандию, графство Тулузское .
Филипп II Август
Первые успехи объединения Имя правителя Время правления Действия по объединению и централизации. Филипп II Август 1180-1223 Присоединил Нормандию, графство Тулузское . Людовик IX Святой 1226-1270 Запрещены междоусобные войны, королевская монета – общеобязательна для всей территории, королевский суд – главный в стране.
Первые успехи объединения Имя правителя Время правления Действия по объединению и централизации. Филипп II Август 1180-1223 Присоединил Нормандию, графство Тулузское . Людовик IX Святой 1226-1270 Запрещены междоусобные войны, королевская монета – общеобязательна для всей территории, королевский суд – главный в стране. Филипп IV Красивый 1285-1314 Присоединил графства Шампань и Наварру, Авиньонское пленение пап
Филипп IV Красивый
Сословная монархия - централизованное государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий. Централизованное государство – это государство с сильной королевской властью, едиными органами власти, законами…
Предварительный просмотр:
Тема. Как происходило объединение Франции.
Цели: познакомить с причинами и предпосылками объединения Франции;
Объяснить причины и особенности учреждения Генеральных штатов;
Дать целостное представление о централизации государств Европы.
Планируемые результаты: предметные: научится овладевать целостными представлениями о централизации государств Европы; формирования сословно-представительной монархии во Франции, обеспечить усвоение ключевых понятий темы: централизованное государство, Генеральные Штаты, сословная монархия;
мтапредметные УУД : самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям; формулировать свою точку зрения; анализировать, сравнивать, классифицировать, выделять существенные и несущественные признаки.
личностные УУД : формировать устойчивую мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социальный опыт предшествующих поколений.
Тип урока : открытие новых знаний.
3.Мотивационно-целевой этап. Работа с картой в учебнике на стр154:
-Какое государство мы будем сегодня изучать?
-Какие события происходили в этом государстве в 12 веке.
- Какая династия правила во Франции с конца 10 века?
4. Постановка цели и задач урока.
Сообщает тему урока. Мотивация учебной деятельности. Предлагает определить круг вопросов для изучения на уроке.
5. Актуализация опорных знаний.
- Как вы понимаете, что такое централизованное государство?
- Предположите, какие вопросы нас могут заинтересовать?(Ученики формулируют цели урока)
- Кто был заинтересован в объединении страны
- Первые успехи объединения
- Генеральные штаты.
Формулирование проблемных вопросов урока.
Действительно ли объединение Франции было неизбежным событием?
I. Кто был заинтересован в объединении страны
1.Какие сословия средневекового общества вы знаете?
2. Как относились разные сословия к процессу объединения страны?
Для этого нам необходимо поработать в группах:
1 группа работает с текстом п.1 параграфа 16 мнение горожан.
2 группа работает с текстом п.1 параграф 16 мнение крестьян.
3 группа работает с текстом п.1 параграф 16 мнение мелких и средних феодалов.
Читайте также:
- Положение о профессиональной переподготовке и повышении квалификации педагогических работников доу
- План наблюдения и анализа урока обучения грамоте чтения
- Кому что нужно о генри краткое содержание
- Закроют ли школы на дистанционное обучение в октябре 2021
- Как ведется учет и отчетность в системе образования кратко