Как проблема личности изучается в гуманистической психологии кратко

Обновлено: 05.07.2024

В гуманистической психологии личность понимается как саморазвивающаяся система, способная к выходу за пределы себя, к творческому созиданию самой себя. Живой, реальный человек не сводится к совокупности психических и физиологических функций, а существует как уникальное Я, как интегральное единство телесного, душевного и духовного. Главные проблемы гуманистической психологии личности: проблемы самосознания личности, ее самоактуализации, саморазвития, проблема смысла жизни.

К.Роджерс. К.Роджерс (1902-1987), американский психолог, психотерапевт, один из основателей феноменологической психологии. Он утверждал, что все поведение человека регулируется тенденцией к самоактуализации. Она представляет собой важнейший мотив жизни человека, побуждающий его сохранять и развивать себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные от природы. Важным понятием теории К.Роджерса является понятие субъективного мира. опыта человека, который образует основу его действий и поступков. Каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем. как мы их субъективно воспринимаем. Внимание к внутреннему миру человека, его переживаниям означает феноменологический подход к личности. Если мы хотим объяснить, почему человек думает, чувствует и ведет себя определенным образом, нам нужно постичь его внутренний мир. Поэтому важным аспектом психологического исследования является изучение субъективных переживаний человека.

К.Роджерс установил пять основных личностных характеристик полноценно функционирующего человека:

1. Открытость к переживанию, то есть способность слушать себя, осознавать свои мысли и чувства, не подавляя их. Часто человек действует в соответствии с ними, но даже если не действует в соответствии с ними, так как определенные действия могут быть неприемлемыми, он способен их осознавать.

2. Экзистенциальный образ жизни. Это тенденции жить полно и насыщенно в каждый момент существования. Согласно К.Роджерсу, то. чем человек является, проистекает из данного момента, независимо от прежних ожиданий. Люди. живущие полноценной жизнью, гибки. адаптивны, терпимы и непосредственны.

Ученые, причисляющие себя к гуманистическому течению (также рассматриваемому как "третья сила" или "движение за осуществление возможностей человека"), заявляют, что человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию. С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Сторонники гуманистической психологии также утверждают, что люди – в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В общем, гуманистические персонологи рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями. (21)

Некоторые теоретики в значительной степени склонялись к подобным взглядам, например, Фромм, Олпорт, Келли и Роджерс, однако именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления. (21)

Ученые, причисляющие себя к гуманистическому течению (также рассматриваемому как "третья сила" или "движение за осуществление возможностей человека"), заявляют, что человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию. С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Сторонники гуманистической психологии также утверждают, что люди – в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В общем, гуманистические персонологи рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями. (21)




Некоторые теоретики в значительной степени склонялись к подобным взглядам, например, Фромм, Олпорт, Келли и Роджерс, однако именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления. (21)

Она формируется в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой, является интегральным механизмом саморегуляции поведения человека и может быть положительной, отрицательной и амбивалентной (противоречивой).

В связи с этим ученый предложил классификацию потребностей и взаимосвязей между ними, построив своеобразную иерархию, в которой высшие запросы не выступают на первый план, пока не удовлетворены низшие потребности. Итак, по А. Маслоу, все потребности образуют иерархическую структуру, которая, как доминанта, определяет поведение человека.

Основные положения гуманистической психологии о личности можно сформулировать следующим образом:

Особенности гуманистического подхода к пониманию личности

Гуманистический подход – это система мировоззрения, основанная на утверждении о том, что человеческая личность является высшей ценностью социума и этим обуславливается необходимость выбора пути построения системы образования и воспитания.

Гуманистические направления учения основываются на приоритетном положении личности и признании ее главной ценностью, наделенной правами на свободное и полноценное развитие и раскрытие своих природных задатков. При этом человек рассматривается, как целостная личность, его интеллектуальные знания, рефлексы, способности, потребности и стремления представляют собой единую систему, элементы которой взаимодействуют друг с другом и могут эффективно развиваться только в единстве.

Гуманистический подход к пониманию личности получил развитие в результате выявления недостатков и непродуктивности иных направлений. Фундаментальную основу подхода составляет единство гуманитарных и естественных направлений научного знания, а также опора на философские учения. Гуманистический подход предполагает обращение приоритетного внимания на проблемы человеческого бытия, поиск смысла жизни, определение ценностных ориентаций, развитие творческих направлений деятельности, ответственности, развитие новых подходов к пониманию и развитию человеческой личности, развитие новых научных направлений о человеке. Приоритетное место занимает рассмотрение способностей и возможностей человека выбирать и направлять собственное развитие, управлять им и контролировать этот процесс.

Гуманистическое направление исследования личности пришло на смену психоанализу и было нацелено на разработку инновационной концепции личности, ориентированной на построение более эффективной жизненной теории, полезной и продуктивной.

Готовые работы на аналогичную тему

Приоритетным направлением исследования гуманистической теории стала творческая личность, необходимость ее становления, совершенствования и развития. Такая личность должна обладать навыками саморазвития, самоактуализации, самоанализа, самосовершенствования.

Гуманистические теории понимания личности базируются на следующих принципах:

  1. Принцип приоритетности значения сознательного опыта деятельности.
  2. Принцип целостного характера человеческой природы.
  3. Принцип упора на развитие свободной воли, инстинктивности и творческой силы личности.
  4. Принцип исследования разнообразных направлений, факторов и условий жизнедеятельности человека.

Гуманистическое направление исследования определяет ценности и философские предпосылки, которые лежат в основе его подхода к человеческой личности.

Гуманистический подход ориентируется на исследование смыслового строения человеческой личности, ее высших ценностей, свободы, любви к прекрасному, нравственных свойств развития, межличностного общения.

Гуманистический подход к пониманию личности базируется на трех основных теориях:

  • Теория самоактуализации А. Маслоу.
  • Теория личностных черт Олпорта.
  • Теория личности Роджерса.

Теория самоактуализации А. Маслоу

Данная теория основывается на постановке проблемы мотивации личности. А. Маслоу утверждал, что основным свойством развития личности, ее природы является социальность, которая лежит в основе всех процессов и направлений развития.

Согласно теоретической концепции Маслоу, общественный уклад, его негативные факторы, традиции и обычаи, условия воспитания и образования определяют поведение личности и ее развитие. Асоциальное поведение является не результатом природного развития, а обуславливается именно социальными свойствами.

Процесс мотивации личности является движущей силой прогресса ее развития. Она осуществляет преобразовательные мероприятия в личностном балансе, что в итоге приводит к ее росту, совершенствованию процессов развития, самоактуализации личности т.е. желания и стремления стать тем, кем он может стать. Именно самоактуализация личности и процессы, связанные с ней занимают центральное место в его теории. При этом, развитие этого процесса может происходить только при особых условиях, к которым относится удовлетворение основных потребностей физиологического характера, в любви, уважении, безопасности. Маслоу была составлена пирамида человеческих потребностей, определяющих самоактуализацию личности, которая представляет собой врожденную потребность личности.

Рисунок 1. Пирамида А. Маслоу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Теория личностных черт Олпорта

Данная теория базируется на утверждении о том, что личность человека обладает разнообразными предрасположенностями, определяющими его реакции на те или иные процессы и жизненные ситуации и, при этом, каждая личность наделена исключительными свойствами, которые отличают ее от других людей.

Человеческая личность рассматривается в качестве сложной, но при этом открытой системы, подверженной воздействию сторонних факторов, которые обуславливают формирование множественных Я-личности.

Потребностно-мотивационная область личности занимает важное значение в ее развитии. Она состоит из двух уровней:

  1. Уровень мотивов нужды.
  2. Уровень мотивов развития.

Мотивы развития составляют приоритетное положение, составляя ядро личности –Я, путем их преобразования в человеческие ценности. Именно мотивы составляют фундамент для последующего формирования целей своей жизнедеятельности и развития новых возможностей.

Рисунок 2. Теория личностных черт Олпорта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Теория личности Роджерса

Данная теория основывается на том, что индивид существует в мире, который постоянно преобразуется, занимая в нем центральное место. Его индивидуальное пространство называется феноменальным миром. Он состоит из чувств, осознание которых получило название символизации объекта. Как правило, все образы личностного мира не осознаются человеком, оставаясь невнятными и составляя базу формирования нового опыта, смысловое назначение которого понятно только самой личности.

Поведение и поступки человека в обществе понимаются с позиции субъективного личностного восприятия и познания окружающего мира. Человек обладает свободой выбора пути своего развития и своей судьбы. При этом, природными качествами личности является добродушие и стремление к непрерывному развитию и совершенствованию.

Рисунок 3. Теория личности Роджерса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Гуманистические теории личности

Гуманистическими считаются теории личности, изначально признающие человека существом духовным, положительным, стремящимся к саморазвитию и самоактуализации. Весь негатив, свойственный людям, гуманистические теории склонны объяснять неблагоприятным воздействием внешних факторов. Таким образом, согласно теории гуманизма, изначально человек не может быть носителем отрицательных черт и характеристик.

Предыстория появления гуманистических теорий личности

Гуманистические теории личности стали логическим этапом развития психологии и прочих наук, в центре внимания которых был человек. Достаточно долго в психологии господствующее положении занимали теории, согласно которым сущность и поведение человека предопределяется, в основном, биологическими факторами.

На этом постулате строились гипотезы, аналогии с животным миром млекопитающих, проводились эксперименты и прочие исследования. С этих позиций удалось исследовать многие аспекты личности человека, но далеко не все. Обрела актуальность задача найти методы объяснения тем аспектам личности, которые не поддаются экспериментальному исследованию и объяснению с точки зрения физиологии.

Альфред Адлер

Соответственно, каждого человека можно рассматривать как уникальную личность со своим набором характеристик, взглядов, мотивов, ценностей. Адлер считал, что основы будущего стиля жизни человека закладываются в раннем детстве и зависят от множества факторов, вплоть до того, каким по счету в семье появился на свет ребенок и какие детские воспоминания кажутся ему самыми яркими во взрослом возрасте. От этого же зависят возможные комплексы человека и компенсаторные механизмы, которые начинают работать в сознательном возрасте.

Эрих Фромм

Большой вклад в отход от биологизации человеческой сущности в науке сделал немецкий психолог, социолог и философ Эрих Фромм. Он выделил пять социальных потребностей, свойственных человеку и предопределяющих его развитие в большей степени, чем физиологические факторы или условия жизни.

Социальные потребности человека по Фромму:

  1. Связь с другими людьми.
  2. Трансцендирование.
  3. Укорененность.
  4. Система ориентации.
  5. Возможность быть собой.

Виктор Эмиль Франкл

Однако настоящий прорыв в восприятии человека как высокодуховной личности, способной оставаться таковой, невзирая на все преграды, совершил австрийский психолог и невролог Виктор Эмиль Франкл. Его судьба уникальна тем, что он получил ужасающую возможность проверить жизнеспособность своих научных взглядов в условиях нацисткого концлагеря, куда попал в годы Второй Мировой войны.

Еще до войны Франкл начал работать над собственной теорией смысла жизни и пришел к выводу, что человек способен к самоактуализации даже в тяжелых жизненных обстоятельствах и при ограниченных возможностях материального мира. Франкл объяснил это тем, что человек способен быть трансцендентен самому себе, т.е. находить смысл жизни за пределами себя. Кроме того, человек, при желании, может отстраниться от ситуации и увидеть себя в ней как бы со стороны.

Взгляды Адлера, Фромма, Франкла и их последователей подготовили основу для гуманистических теорий личности, которые начали активно развиваться во второй половине 20 столетия. Кстати, Виктор Франкл, продолживший заниматься наукой после войны, создал авторскую методику психотерапии – логотерапию, основанную на поиске смысла жизни как основы психического здоровья.

Гуманистические теории личности: основные направления

Едва зародившись, гуманистические теории личности разделились на два основных направления: клиническое и мотивационное. Клиническое направление сосредоточено на оказании психотерапевтической помощи людям, которые в ней нуждаются. Мотивационное направление имеет своей целью разработку системы мотивации для разных людей и ситуаций, что широко востребовано в бизнесе.

Карл Рэнсом Роджерс

Разумеется, идеал, существующий в мыслях человека, может не совпадать и часто не совпадает с навязанными обществом стереотипами, однако стремление стать лучше в своем понимании выражено у каждой личности. На этом построена вся клиент-центрированная психотерапия Роджерса. Он считает, что у любого человека есть потенциал к развитию и преодолению препятствий, а задача психолога или психотерапевта – помочь раскрыть этот потенциал.

Абрахам Маслоу

Изначально американский психолог Абрахам Маслоу изучал бихевиоризм, однако быстро пришел к выводу, что исключительно бихевиористский подход приемлем только в условиях научной лаборатории и мало соответствует реалиям жизни. Кроме того, Маслоу был едва ли не первым, кто поставил под сомнение применимость данных, полученных в ходе работы психотерапевтов с нуждающимися в психологической помощи людьми, к обычным людям, которые в такой помощи не нуждаются.

Все эти соображения привели Маслоу к необходимости создать некую универсальную теорию, применимую абсолютно ко всем людям. Так родилась схема иерархии потребностей человека, более известная как пирамида Маслоу. Интересно, что сам Маслоу никогда не использовал пирамиду для оформления и презентации своих идей. Маслоу разработал не только систему потребностей, но и способы мотивации на основе актуальных потребностей человека.

Иерархия потребностей в пирамиде Маслоу:

  1. Физиологические (еда, питье, сон, секс и т.д.)
  2. Безопасность (защита, комфортная среда обитания).
  3. Любовь и чувство принадлежности (например, к семье).
  4. Уважение (самоуважение, уважение окружающих, одобрение).
  5. Познание (стремление к новым знаниям, образованию, информации).
  6. Эстетические (стремление к искусству и красоте).
  7. Самоактуализация (раскрытие внутреннего потенциала).

Иногда можно встретить так называемую усеченную пирамиду Маслоу, где всего пять ступеней, а не семь. В этом случае последние три ступени объединяются в одну и рассматриваются как метапотребность в искусстве, творчестве, красоте, самоактуализации, самореализации.

На основе иерархии потребностей Маслоу выделил два типа мотивации: дефицитарную мотивацию и мотивацию роста. По его мнению, пока не удовлетворены базовые физиологические потребности человека и его потребность в защите, им движет дефицитарная мотивация, т.е. поведение и действия осознанно направлены на то чтобы компенсировать дефицит базовых потребностей. Четвертый и последующий уровни в иерархии потребностей наступают после удовлетворения первых трех, достигаются за счет мотивации роста и даны не всем.

Разумеется, такая конструкция не является жесткой и вовсе не значит, что, например, по достижении определенного уровня комфорта человека перестает интересовать материальная сторона жизни и интересует только духовная. Речь о том, что степень актуальности каждой из потребностей, в зависимости от ситуации, может отличаться, а внутренняя потребность подниматься в системе иерархии к высшим ступеням есть у любого человека.

Мешать этому могут неблагоприятные внешние обстоятельства, сомнения в собственных возможностях, избыточная потребность в безопасности, заставляющая застрять на низших ступенях и не предпринимать действий, ведущих к риску потери. Такая модель полностью соответствует основополагающему принципу гуманистических теорий, согласно которому, человек изначально является существом духовным и стремящимся к самоактуализации.

Насколько актуальны сами гуманистические теории личности? Насколько они подтверждены жизнь? Давайте подумаем вместе.

Актуальность гуманистических теорий

Классикой жанра считается древнегреческий философ Диоген, живший в бочке и отказавшийся от идеи создания семьи, полагая, что это ограничит его свободу. Опровержения жесткой иерархии ценностей можно найти даже в истории самих гуманистических теорий личности. Психолог и невролог Виктор Эмиль Франкл, совершивший прорыв в понимании человека как высокодуховного существа, продолжал писать научные труды даже в условиях фашистского концлагеря, когда потребности в пище и безопасности не только не были удовлетворены, но не было даже шанса как-то вырваться из этого повседневного кошмара.

Жизнь преподносит и строго противоположные примеры, когда обеспечившие себя на 10 тысяч жизней вперед высшие чиновники продолжают брать взятки, причем отнюдь не с целью вложить их в свое духовное развитие или подарить миру уникальный научный эксперимент. Тем не менее стоит признать, что, применительно к среднестатистическому гражданину, гуманистические теории личности часто подтверждают свою актуальность.

Так, дефицитарная мотивация, действительно, многих заставляет работать на трех работах и забыть об отдыхе и книгах. Однако как только человек перестает нуждаться, ему требуется не просто жилье, а дом с красивым интерьером и экстерьером, не просто отдых, а поездка в экзотическую страну, где можно увидеть много нового и получить незабываемые впечатления. Часто появляются новые хобби, желание заняться благотворительностью, получить второе высшее образование, притом, что это требует затрат и времени, и денег.

Клиническое направление Карла Рэнсома Роджерса тоже, в целом, выдерживает испытание действительностью. Так или иначе, но большинство психотерапевтических методик сводится к тому, что человеку можно помочь только тогда, когда он сам желает себе помочь.

Таким образом, стоит взять из истории в современность оптимизм гуманистических теорий личности, по умолчанию полагающих, что человек социален и всегда стремится стать лучшей версией себя. Просто потому, что таких людей достаточно много для того, чтобы подтвердить теорию на практике.

Мы желаем, чтобы вас окружали исключительно высокодуховные и мотивированные на удачу люди, которые будут способствовать вашему разностороннему развитию!

Читайте также: