Как принятие христианства на руси отразилось на содержании древнерусской литературы кратко

Обновлено: 04.07.2024

Эти и иные вопросы хороши тем, что предполагают ответы на основе науки, то есть доказанности явлений. Но в самом деле: юбилей юбилеем, а что мы имеем – в научном отношении?

Научные результаты: точная хронология крещения Руси остается недостаточно проясненной. Записей, близких по времени к этому событию X века, не сохранилось; более поздние письменные источники, особенно летопись XI – XII веков, пересказали и смешали разные легенды о крещении, притом не всегда внятно изложенные. По предположениям наших современных историков, которые продолжают спорить друг с другом, сначала принял христианство киевский князь Владимир Святославич – в марте 988 года (или в январе 988 года, или в январе-феврале 989 года), а киевляне крестились в мае 988 года (или летом 989 года, или даже в августе 990 года). Твердых свидетельств в памятниках пока не обнаруживается.

Об идейном значении принятия христианства можно говорить с большей определенностью: тут источники многочисленны и красноречивы. Правда, трудно обнаружить что-либо принципиально новое: тексты-то давным-давно известны, новых нет. Пока приходится накапливать оттенки, открывающиеся при внимательном анализе памятников – и при традиционных, и при не совсем привычных подходах. Традиционным и очень плодотворным в науке является, например, стремление охарактеризовать не только узкоцерковное, а относительно более мирское, светское, а именно конкретное идейно-политическое значение крещения Руси (работы историков же – Б. Грекова, С. Бахрушина, И. Будовница, А. Кузьмина, О. Рапова, И. Фроянова, А. Поппэ и др.).

Литературовед может сделать шаг в уже не совсем обычном направлении и попытаться обрисовать более общие, то есть философские ,идеи и представления о государстве, стране, народе, обществе как целом, которые были принесены христианством на Русь или сформировались у писателей благодаря крещению в некий комплекс, отличный от языческого.

Например, объяснение большого нападения половцев на Русь в 1068 году: «Земли же согрешивши которей любо, казнить богъ смертью, ли гладомъ, ли наведеньемъ поганыхъ, ли ведромъ, ли гусеницею, ли инеми казньми…

772342.jpg

Сегодня, в День Крещения Руси, мы вспоминаем о том, что это событие стало в полной мере рождением нашего народа, каким он явил себя в мировой истории. Пожалуй, можно сказать, что это был поворотный момент к созданию новой, не существовавшей дотоле цивилизации, новой культуры. И одним из ее проявлений стал феномен древнерусской литературы, когда в недрах новопросвещенного Христовой Истиной народа Руси родились уникальные самобытные произведения, которыми восхищаются, научаются и сейчас. Как это произошло?

Чудесное рождение древнерусской литературы

Сейчас, когда в России идет мучительный процесс возвращения детей Руси к истокам, когда мы ищем опору для строительства будущего, когда стараемся вернуть уважение к России других народов, нужно и должно тщательно изучить наше прошлое. Нужно самим научиться уважать себя. Но уважение не возникает по случаю, его надо заслужить. И, оглядываясь в прошлое, в историю Руси, можно смело и не стесняясь сказать: нам есть что хранить, есть что терять, есть чем и кем гордиться.

В поисках Тридевятого Царства

Огромная роль в том, что процесс развития русской письменности был так стремителен, принадлежит нашей устной поэтической традиции. На протяжении веков именно фольклор служил делу сохранения истории и зарождающейся культуры. В нем, как в зеркале, отражались и серьезные государственные события, и семейные торжества, и поминальные тризны. Русские песни, сказки, предания и легенды донесли до времени возникновения письменности все реальности жизни наших предков. И, конечно, именно фольклор стал для русских писателей той основой, той удобренной почвой, на которой выросли гениальные сказки Пушкина, повести и рассказы Гоголя, Салтыкова-Шедрина, Аксакова….

Старины и былины

32532545.jpg

Второе крыло древнерусской литературы

Если представить нашу новорожденную литературу в образе прекрасной птицы, одним крылом которой был фольклор, то другим ее крылом станет литература, заимствованная с православного Востока. Переводная литература принесла древнерусскому читателю новое знание, которое заключалось в открытии мировой истории. И история эта открывалась с позитивной, радостной стороны. Ведь не секрет, что язычество обожествляет природу не потому, что любит, а потому, что ее боится. Именно страх перед засухой, наводнениями, ветрами и другими проявлениями природной силы заставляли первобытные языческие племена упрашивать, ублажать, приносить кровавые жертвы тем силам, которые управляют различными катаклизмами.

Христианская же литература впервые открыла перед русскими людьми красоту мира, сотворенного Богом, не для вражды с человеком, а для радостного сожительства и сотворчества.

Реальность и вымысел

Интересно, что все русские писатели и переводчики того времени воспринимали свой труд как служение Истине, а значит, в их творчестве не могло быть и не было вымысла. Вымысел, даже литературный, – это, в конечном счете, ложь, а она враждебна истине. Исходя из этого, среди жанров древнерусской литературы не было жанров абсолютно фантастических.

Нам, современным людям многие сюжеты тогдашних книг кажутся сказкой, а для писателей и читателей X века та же птица Феникс была совершенно реальным существом.

Изначальная самобытность

Еще не сформировавшаяся русская письменная культура сразу отличалась оригинальностью и самобытностью. Новизна и значение ее в том, что основной интерес писателей вызывает не столько общая история, сколько своя, русская. Почти в каждом дошедшем до нас литературном памятнике, так или иначе, подчеркивается мысль о том, что Русь равноправна со всеми странами. И не важно, что государство молодо, – оно просвещено истинной верой, что ставит его в ряд с великими мировыми империями.

Например, в восточнохристианских хрониках был строго определенный принцип построения: время двигалось перечислением царствований от одного императора до другого. Наши летописи с самого начала строились по годам, были более насыщенны информационно. В них органично уживались фольклор, собственно исторические события и авторские размышления.

Летописная история

Основную задачу авторы летописей определяли для себя так: Русь равноправна среди других государств, у нее богатая история и достойные прославления герои. Причем в этот период развития литературы писатели еще не делят Русь на княжества, их интерес направлен на историю Руси в целом. Страна в летописях выглядит прекрасной и благополучной, а благополучие стало результатом благотворного влияния христианства. В поздних летописях описание Руси как единого целого отходит на второй план, а внимание авторов более всего направлено на события, происходящие в тех или иных княжествах.

3254231.jpg

Составляя летописные сборники, русские писатели сталкивались с проблемой нехватки исторического материала. Письменность собственно русская еще только зарождалась, а византийские хроники сообщали о Руси очень скупые и не всегда правдивые сведения. Тогда и были призваны на помощь жанры фольклора – предания, легенды, песни, былины, а также дружинная поэзия. Именно дружинный воинский фольклор помог, в частности, воссоздать образ великого князя Святослава, разгромившего хазар.

Вообще исторические воспоминания носили в нашем народе героический характер, они как бы подтверждали право народа называться великим. А великое прошлое должно воспитывать и великое будущее, поэтому летописи не просто фиксируют историю, но и поучают новые поколения граждан страны действовать так же, как действовали их легендарные предки.

Кроме эпоса, в летописях отражены и другие, не героические, но не менее значимые события – мудрое или, наоборот, губительное для страны управление княжествами, строительство городов, храмов, распространение книжности, – все это и многое другое фиксируется в сборниках.

Хроника летописца Нестора

325421341.jpg

Заканчивая разговор об этой летописи, стоит особо подчеркнуть, что она, возможно, впервые в литературе, смогла так живо и интересно представить русскую историю в контексте общемировых событий. Она стала образцом для подражания, источником, питающим будущие историко-литературные труды.

Слово о Законе и Благодати

Мудрость и смирение Владимира Мономаха

Письмо было написано около 1096 года. Его краткая предыстория такова. В боях за город Муром воинами Олега был убит сын Мономаха – Изъяслав. Старший сын Владимира Мстислав потребовал от Олега вернуть захваченный Муром. В написанной Олегу грамоте он предлагает мир своему врагу. Олег отказывается примириться, вступает в битву, но терпит поражение и бежит за пределы Руси. Мстислав опять предлагает Олегу мир и ходатайство за него перед своим отцом, великим князем Владимиром. Олег обещает послушаться, но колеблется, и тогда Мономах пишет письмо своему врагу.

Какова была политическая и военная ситуация, сложившаяся в то время на Руси? Значение и власть киевского князя были несравнимо больше власти любого удельного князя. Если бы Владимир вместе со своим старшим сыном двинул войска против князя Олега, тот навсегда расстался бы и с захваченными землями, и со своей собственной вотчиной. Возможно даже, ему пришлось бы бесславно погибнуть, как некогда братоубийце Святополку Окаянному. Преступление Олега усугублялось еще и тем, что убитый Изъяслав приходился ему крестным сыном, то есть Гориславич стал сыноубийцей. И симпатии народа, конечно, были не на его стороне.

В мировой истории и литературе нет ничего подобного этому письму. Оно стало примером христианского смирения для многих лучших представителей нашего народа. На него ссылались русские писатели разных веков, а тема этической ответственности человека (перед Богом, совестью, перед потомками…) стала центральной темой русской литературы.

Итак, мы лишь поверхностно коснулись нескольких, наиболее знаковых памятников древнерусской литературы. Но даже это неглубокое исследование позволяет нам понять, что русская литература уникальна с самого своего рождения, изначально призвана на все времена нести свет Христовой Истины, помогать верным сохранять души в чистоте и святости.

Протоиерей Виталий КАЗАЧЕНКО,
клирик кашинского Николаевского Клобукова
женского монастыря

В основе материала –
публикация сайта Тверской епархии

¹ Лихачев Д.С. Величие древней литературы.- в книге: Памятники литературы древней Руси: Начало Русской литературы, XI – начала XII века. М., 1978.

² Лихачев Д.С. Избранное: Великое наследие: Заметки о русском. С-П., Логос, 1998, с.17.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Влияние крещения Руси на русскую литературу

(выступление на конференции, посвященной Дню православной книги)

Обращаясь к святыням русского народа, к истокам его культуры, мы обращаемся к событию Крещения Руси . Культура рождается из культа . История архитектуры Руси начинается с храмостроительства, история живописи – с храмовых фресок, мозаик и иконописи, история письменности – с составления славянской азбуки святыми братьями Кириллом и Мефодием, история книжного искусства – с Остромирова Евангелия.

Если спросить современного человека, что он знает о князе Владимире, то, скорее всего, услышим, что, во-первых, Владимир ввел на Руси христианство из прагматических соображений — чтобы создать мощное государство, скрепленное единой для всех подданных верой. Во-вторых, он, подыскивая оптимальную религию, разослал посольства к мусульманам, иудеям, западным и восточным христианам. Но ислам ему не приглянулся запретом на спиртное, иудаизм показался недостаточно "державным", а западное христианство — скучным. В-третьих, крестил он Русь с чудовищной жестокостью, огнем и мечом, уничтожая непокорных.

Чем же было в те времена славянское язычество? Это ведь не только обряды, фольклор и резные идолы (ПЕРУН, ВЕЛЕС,СТРИБОГ) но еще и определенное мирвоззрение. И князь Владимир был выразителем этого мировоззрения. Вот несколько примеров.

Владимир, тогда еще новгородский князь, идет с дружиной на Киев, где княжил его старший брат Ярополк, захватывает киевский престол и становится первым в русской истории князем-братоубийцей. Возжелав руки Рогнеды, княжны Полоцкой, получил отказ. С налета взял Полоцк, на глазах Рогнеды убил ее родителей — и взял в жены.

Согласно летописи (здесь и далее речь идет прежде всего о знаменитой "Повести временных лет"), у него было пять законных жен и много наложниц . И дело не в точных цифрах, приводимых в летописи, а в том, что для языческого сознания все это было нормой . Князь — любимец богов, и потому все, что он делает, угодно богам. И разврат, и братоубийство, и зверская жестокость, и даже человеческие жертвоприношения. Сам Владимир уже после своего обращения говорил о себе: "Я был аки лютый зверь".

Официальной датой крещения Руси считается 988 год, когда пришедшие из Царьграда и Корсуня священники массово крестили киевлян в водах Днепра. Нет однозначного мнения, о дате и месте крещения самого Владимира. Но никто не подвергает сомнению тот факт, что князь стал глубоко верующим х ристианин ом. И это проявилось в делах. Летописец отмечает разительную перемену в жизни князя Владимира. Он продолжал оставаться победоносным полководцем и мудрым строителем государства, но в отношении к людям стал примером доброты, милосердия и сострадания. Одно время он не решался даже утверждать приговоры о справедливом наказании преступников. О перемене в жизни князя Владимира говорят такие его слова: "Боюсь греха!"

А его милостыни бедным были огромны. "Устроил он и такое: сказав, что "немощные и больные не могут добраться до двора моего", приказал снарядить телеги, наложив на них хлеб, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: "Где больной, нищий или кто не может ходить?". И раздавали тем все необходимое". Такое свидетельство сохранила летопись о милосердии просветителя Руси.

Было ли насилие, которым сопровождалось массовое крещение? Летопись говорит, что в 988 году в Киеве Владимир, призывая народ креститься, заявил: "Если кто не придет завтра на реку, да не будет мне друг". Это насилие? Для современного человека - несомненно. Но тысячу лет назад массовое мышление было совсем иным. Человек не воспринимал себя как уникальную, независимую личность. Он видел себя прежде всего частью своей семьи, своего рода, своего племени. И князь мыслился как тот, через которого проявляется воля небес. Поэтому религиозный выбор князя большинством воспринимался как нечто правильное, необходимое всей Руси. При таком подходе говорить о насилии трудно. В целом княжеская власть на Руси не применяла силу в христианизации своих подданных. И в течение трехсот лет православные храмы порой соседствовали с языческими капищами.

Народ нарек князя Владимиром Красное Солнышко, Историки называют его Великим, церковь - святым равноапостольным, потому что сила его стремления к Богу повернула весь ход русской истории, и по прошествии более тысячи лет мы ощущаем на себе влияние его выбора.

Принятие христианства от Византии приобщило Киевскую Русь к самому центру мировой цивилизации того времени, предоставило древнерусскому народу обильный источник знаний и просвещения.

Людей необходимо было знакомить с новыми христианскими представлениями о мире и человеке, с новым толкованием истории, природы. Христианское учение излагалось в книгах. Поэтому с принятием христианства на Русь пришли книги из христианских стран-Византии, Греции, но в основном из Болгарии. Древнеболгарский (старославянский) и древнерусский языки были похожи, и Русь могла пользоваться славянским алфавитом, созданным братьями Кириллом и Мефодием. Эти просветители дали славянам Священное писание и богослужебную литературу в таком совершенном переводе, что это было почти равносильно передаче им подлинника.

Вера и язык стали скрепами, которые сделали разрозненные племена народом. До принятия христианства человек осознавал себя древлянином, тиверцем, кривичем. Став христианином, православным, он ощутил себя русским.

И чем православнее писатель, тем глубже он постигает жизнь. Например, Достоевский к концу своей жизни осмыслил православие так, что в его понимании встал на один уровень со святыми. В русской литературе есть такая высота, с которой ее авторам и героям видно дальше всех, эта вершина - полнота истины Христовой. Воспользуется герой этой высотой или нет, зависит от него

Какое бы мы ни взяли произведение русской литературы, всегда в нем ставятся важные вопросы. И мы, преподаватели, должны это осознавать.

Русская литература, благодаря крещению Руси, дает читателю православный, а значит, духовный взгляд на мир, обогащает его жизненным опытом, заставляет задуматься над своей жизнью.

Начало Православной Руси. 11.Принятие христианства и древнерусская литература

Письменность также получает распространение на Руси до принятия христианства. Мы обладаем свидетельствами о ее суще­ствовании с начала X в., но, возможно, она была известна и ранее. Причем начало письменности отнюдь не было связано только с про­никновением на Русь христианства, так как основное примене­ние она получила в это время в дипломатических документах (договорах, грамотах), юридических текстах (например, завеща­ниях), а возможно, и в частной переписке.

Итак, фольклор, достигший высокой ступени развития, и пись­менность существовали до принятия христианства и до возникно­вения литературы. Но литература началась не с записи памятни­ков фольклора. Напротив, хотя фольклор, исторический эпос в особенности, постоянно оказывал влияние на некоторые литера­турные жанры, в целом литература и фольклор оказываются в древней Руси вплоть до XVII в. противостоящими друг другу художественными системами. Памятники устной словесности не за­писывали. Не записывали, вероятно, не потому, что был дорог материал для письма (пергамент) и что было еще мало грамотных людей — переписчиков и читателей. Не записывали прежде всего потому, что не испытывали в этом необходимости. Фольклорные тексты помнили наизусть. Некоторые сказки, бытовые и, вероятно, мифологические легенды, поговорки, тексты песен и т. д. знали, вероятно, все. Более редкие и сложные исторические предания или мифы знали профессионалы-сказители, и именно это знание придавало им особую ценность в глазах общества. Записывать все эти тексты казалось просто ненужным, как ненужными казались записи фольклорных текстов и много веков спустя, когда появилась бумага и составление книг для домашнего чтения стало обычным делом. Фольклор стал записываться лишь в XVII веке.

Как же появилась литература?

Когда христианство было провозглашено на Руси государст­венной религией, когда стали строиться церкви, а в них совер­шаться богослужение, когда возникла необходимость в кратчайшие сроки познакомить обращенную в христианство паству со Священ­ным Писанием и его толкованиями, с Житиями святых и пропове­дями, с христианской интерпретацией мироздания и историей хри­стианской церкви, именно тогда и потребовалось перенести на Русь уже существовавшую в других стра­нах культовую, христианскую литературу[Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков. Л. 1973. С. 47]. Это и явилось первым этапом создания древнерусской литературы.

Что же представляла собой литература-посредница в жанровом отношении? В нее входили богослужебные книги: книги Священ­ного Писания, специально приспособленные для чтения в церкви (Евангелие, Апостол, Псалтырь), различные служебники. Распространенным жанром были Жития святых. В сборниках, датируемых временем не позднее рубежа XIV и XV вв., мы найдем более пятидесяти переводных житий — Алексия Человека Божия, Антония Великого, Евфимия Великого, Иоанна Кущника, Н­ифонта Констанцского, Пахомия Великого, Жития мучеников и мучениц — Анастасии, Варвары, Дмитрия Солунского, Ирины, Христофора и др.

Немало исторической и географической информации содержали Жития святых. Прежде всего потому, что среди переводных житий были жизнеописания церковных деятелей и отцов Церкви — Иоанна Златоуста, Афанасия Александрийского, основателей монашестваАнтония Великого, Феодосия Великого и др., герои житий или в крупнейших городах Средиземноморья — Риме, Александрии, Ефесе, Константинополе или, напротив, в малоизвестных малооазийских или африканских городках и селениях.

Интересен также и Киево-Печерский патерик, представляющий собою сборник рассказов разного времени о монахах Печерского монастыря. К нему присоединена исключительно интересная переписка епископа Симона и некоего церковного карьериста Поликарпа, стремившегося за взятку (деньги давала княгиня дочь Всеволода Большое Гнездо) получить высокий церковный пост.

В заключение сделаем некоторые выводы об общих направлениях развития литературы в XI–XII вв.

Во-первых, литература в Древней Руси возникла как следствие принятия Православия.

Во-третьих, в течение XI–XII вв. древнерусские книжники овладевают всеми основными жанрами литературы. Создаются свои оригинальные жития святых-мучеников и жития подвижников (упоминавшееся ранее Житие святых мучеников Бориса и Глеба, Житие Феодосия Печерского, рассказы о подвижниках Киево-Печерского монастыря, вошедших впоследствии в Киево-Печерский патерик и др.)

Такова кратко история взаимоотношений древнерусской литературы и Русской Православной Церкви с принятием христианства на Руси в первые века русской истории.

Александр Медельцов
историк, член Союза писателей Беларуси

Читайте также: