Как принимается решение об оптимальном наборе благ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Потребительское множество, в рамках которого мы опи­сывали предпочтения потребителя, — это всего лишь поле для анализа поведения потребителя. Но реальный выбор всегда осуществляется в рамках определенных ограничений. Поэтому следующим шагом в исследовании поведения потребителя будет анализ по­требительских возможностей,то есть подмножества наборов благ, которые он может купить.

Доступность для потребителя такого подмножества благ определяется уровнемрасполагаемого им в единицу времени (день, неделю, месяц, год) дохода,который устанавливает бюджетные ограничения для осуществления потребителем расходов на покупку благ.

Бюджетное поле — это подмножество доступных потребителю альтернативных наборов, которое формируется под влиянием дохода потребителя и при ценах входящих в набор благ.

Анализ бюджетного поля опирается на две исходные посылки: 1) потребитель полностью расходует весь свой доход и 2) его расходы не могут

превышать величины располагаемого им дохода. Исходя из этого, мы можем дать аналитическое выражение бюджетного поля как

I = Px * X + Py * Y + … + Pn * N (3)

Для того чтобы облегчить анализ, а главное, иметь возможность применить для этого графические модели, сузим потребительский ассортимент до двух благ,например XиY.

Для потребительских наборов, состоящих из двух благ — XиY, верхняя граница бюджетного поля будет очерчена линией АС (рис. 4), для которой выполняется равенство:

I = Px * X + Py * Y

Это означает, что потребитель полностью расходует и имеющийся у него доход на покупку благ, а лежащие на данной линии наборы благ А, В,С являются для него предельно достижимыми.

Из этого вытекает, что область, лежащая под этой линией, отражает наборы благ (набор D), доступных для данного потребителя, - он их может купить. Напротив, все на­боры, лежащие в области выше линии АС (набор Е), являются недоступными для потребителя, и их купить он не может.

Бюджетная линия — это линия, определяющая границы потребительского выбора и показывающая все наборы благ, которые может купить потребитель, истратив весь свой доход.

Рис. 4. Бюджетное поле и бюджетная линия

Потребитель может выбрать любой из наборов, лежащих на бюджетной линии; в том числе и такой, который состоит всего из одного блага, израсхо­довав весь свой бюджет на покупку этого блага.

Размеры бюджетного поля задаются уровнем дохода потребителя и ценами благ. Сле­довательно, изменение этих размеров будет происходить под влиянием изменений в формирующих их параметрах.

Влияние дохода проявляется в том, что при его изменении происходит смещение бюджетной линии параллельно исходному ее положению, а эффект такого изменения заключается в изменении площади бюджетного поля пропорционально изменению величины дохода потребителя, что видно из рисун­ка 5.

Рис. 5. Эффект изменения дохода

Влияние ценпроявляется в том, что при изменении цен благ может произойти изменение наклона бюджетной линии, что отражается в виде ее поворота относительно исходных точек на осях координат (рис. 6).

Нетрудно заметить, что положение бюджетной линии сказывается на уровне благосостояния потребителя.

Рис. 6. Изменение наклона бюджетной линии при изменении цены: а) блага X; б) блага Y; в) благ X и Y.

На практике бюджетные ограничения потребителей часто формируются под влиянием внешних (по отношению к до­ходу и ценам благ) факторов, к которым следует отнести: налоги и субсидии, меры по нормированию потребления, способы стимулирования сбыта.

Влияние налога может проявиться как в сдвиге бюджетной линии, так и в ее повороте. Налогообложение доходов потребителей (подоходный налог) приводит к сокращению располагаемого ими дохода и выражается в сдвиге бюд­жетной линии вовнутрь. При налогообложении потребления (налог с продаж) произойдет поворот бюджетной линии, так как введение налога приведет к росту цен благв неодинаковой мере и относительные цены благ изменятся. Но в обоих случаях бюджетное поле сократится.

Влияние субсидии будет аналогичным влиянию налога с той лишь разницей, что изменения в бюджетном поле потребителя будут происходить в противоположном направлении.

Влияние мер по нормированию потребления в любых его формах оборачи­вается сокращением бюджетного поля, а бюджетная линия становится ломаной.

Когда нормирование потребления осуществляется посредством ограничения абсолютного объема потребления, то это означает, что выходящие за рамки установленной нормы, потребительские наборы оказы­ваются недоступными потребителю и часть бюджетного множества отсекается. Напротив, некоторое количество блага может предоставляться потребителю бесплатно (по нулевой цене), но потребление его сверх этого ли­мита осуществляется потребителем по текущей рыночной цене. В этом случае бюджетная линия также становится ломаной.

Наконец, возможны и комбинированные способы регулирования потребле­ния.

Влияние способов стимулирования сбыта выражается в расширении бюджетного поля, а бюджетные линии при этом обычно принимают вид ломаных линий, форма которых зависит от применяемого способа стимулирования.

Ломаная бюджетная линия возникает в том случае, когда цена блага изме­няется в зависимости от объема его покупки, что является довольно распростра­ненной практикой, особенно в оптовой торговле.

Другой распространенный способ привлечения клиентов — премиро­вание натурой.

Равновесие потребителя: принятие решения об оптимальном выборе.

Анализ потребительских предпочтений и бюджетных ог­раничений позволяет дать характеристику условий, при которых потребитель осуществляет свой выбор. Зная их, мы можем перейти к сути стоящей перед нами проблемы — вопросу о механизме принятия потребителем решения.

Задача потребительского выбора— определение потребителем тако­го набора благ, который при существующих предпочтениях и бюджетных ограничениях потребителя обеспечил бы ему максимальную полезность. Предпочтения потребителя выражены в кривых безразличия, ранжирующих потребительские наборы в порядке их предпочтительности. Бюджетные ог­раничения потребителя задаются бюджетной линией, отражающей границу доступных для него наборов благ. Следовательно, поиск решения заключается в совмещении кривой безразличия и бюджетной линии. Выбор лучшего из доступных наборов будет означать такое распределение потребителем своего дохода, при котором покупаемый набор благ обеспечивает ему достижение наиболее высокой кривой безразличия. Приводимые на рисунке 7 кривые безразличия дают представление о предпочтениях потребителя, а бюджетная линия – о границах бюджетного поля.




Рис. 7. Равновесие потребителя при внутреннем решении

Мы придем к выводу, что обеспечивающий наиболее высокую полезность набор будет находиться на кривой безразличия, которая пересекает бюджетную ли­нию лишь в одной точке. Такое условие выполняется только в случае касания кривой безразличия и бюджетной линии — в нашем случае в точке E.

Оптимальный выбор — это такое распределение дохода потребителя, при котором достигается структура потребления, обеспечивающая ему полу­чение максимальной полезности: MRSxy = Px / Py

Равновесие потребителя — решение потребителя о структуре потребления, которая обеспечивает ему максимальную полезность и лишает его внутренних стимулов для изменения принятого решения.

Равновесие потребителяназывается внутренним, поскольку точка оптимального выбора располагается внутри двухмерного множества благ (рис. 7).

Внутреннее равновесие потребителя— это оптималь­ный выбор, связанный с потреблением в определенном соотношении входящих в бюджетное поле благ.

Угловое равновесие потребителя— это оптимальный выбор, в соответствии с которым потребитель отказывается от покупки одного из двух благ (рис. 8). В данном случае предельная полезность пива в сравнении с предельной полезностью чая для потребителя равна нулю. Тем не менее, необходимо учитывать особенности благ.

Угловое равновесие чаще всего является отражением специфики предпочтений потребителя в отношении благ и особенностей их свойств. Между тем угловое решение (отказ от потребления одного из благ) может быть следствием уровня дохода потребителя или соотношения цен благ.

Читайте также: