Как принципы tqm реализуются в школе

Обновлено: 05.07.2024

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ TQM ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Анализ литературы, посвященной вопросам отечественного и зарубежного высшего образования приводит к выводу, что перспективным направлением совершенствования высшего образования является переход на систему, которая в российской литературе получила название управление качеством образования, а в зарубежной – тотальная (всеобщая) система управления качеством (Total quality management – TQM), или всеобщий менеджмент качества.

Всеобщий менеджмент качества ( TQM ) – это система действий, направленных на достижение удовлетворения и восхищения потребителей (клиентов), рост возможностей работников, более высокие, долговременные доходы и меньшие затраты.

Применение принципов TQM для построения систем управления качеством деятельности университетов в настоящее время широко обсуждается. Модель Всеобщего управления качеством основана на глубоком анализе деятельности организации, в данном случае вуза, как производителя продукции и услуг.

TQM является всеобъемлющей философией деятельности организаций, акцентирующей постоянное стремление к непрерывному совершенствованию. Сущность TQM может быть сведена к трем идеям: определение качества образования, повышение эффективности работы вуза, совершенствование его административной системы.

Методологически важны два основных принципа. Первый и наиболее важный – клиенты, покупатели, пользователи услуг (в данном случае студенты, родители, организации, государство и общество в целом) имеют жизненно важное значение для деятельности любой фирмы, организации, учреждения, вуза. Без клиентов – нет бизнеса, без бизнеса – нет организации. Следовательно, первичная цель любого производителя продукции или услуг, в том числе университета, – сохранить клиентов, удовлетворенных высоким качеством предоставляемого продукта (услуги), расширить их число.

Что делает TQM уникальным – это его требование перестройки структуры методов управления, направленное на создание качества. Методология TQM заставляет управляющих отказаться от близорукого, нисходящего “сверху вниз” управления и придать центральное значение в принятии решений клиентам и служащим.

Согласно второму принципу, чтобы добиться качества, необходимо научиться извлекать, анализировать и применять информацию с самых нижних эшелонов организации, непосредственно с рабочих мест, исходя из убеждения, что сотрудники хотят делать качественную работу и что они делали бы это, если бы управляющие прислушивались к их мнению и создавали надлежащее рабочее пространство, основанное на их идеях.

Управляющие, с точки зрения TQM, должны стать лидерами, которые “не только работают в системе, но также и над совершенствованием системы”. Организация будет иметь непрерывное улучшение продукции только тогда, когда они понимают, что все системы состоят из взаимозависимых частей и работают над тем, чтобы нацелить все эти части на достижение качества. Такой тип руководства необходим, чтобы гарантировать, что качество продукции улучшается “постоянно и всегда” и действительно удовлетворяет потребителей.

TQM не только философия, но и среда, которая способствует росту качества. Она проповедует специальные изменения, которые управляющие должны осуществлять, если они, действительно, хотят улучшить систему. Эти изменения обобщенно можно представить в виде четырех пунктов:

1. Отношения с клиентами. По отношению к организации клиенты могут быть внутренними и внешними. Внутренний клиент - это люди, которые своими знаниями, способностями, талантом и оплаченным трудом создают продукцию требуемого качества, внешний клиент – люди, ради которых создается продукция. Внутренними клиентами могут быть студенты, абитуриенты, их семья, персонал вуза, включая профессиональный преподавательский состав. К внешним клиентам относят работодателей и другие образовательные учреждения. Под понятием косвенные внешние клиенты подразумевают государство и общество в целом, бывших выпускников вузов, инвесторов и спонсоров.

2. Полномочия служащего. TQM начинается на верхнем уровне управления, но должен “проникнуть” на каждое рабочее место. TQM обязательно будет терпеть неудачу без вовлечения в систему самого рядового служащего. Так как работники знают больше относительно их участка работы, чем менеджеры, их вовлечение жизненно важно для улучшения системы. Обязанность управляющих – непрерывно обучать служащих методам TQM, вовлекать их в процесс принятия управленческих решений, прислушиваться к их предложениям по изменению системы и работать над реализацией этих предложений.

Наиболее актуальной проблемой в области образования в современных условиях является повышение его качества.

Учитывая тенденции развития профессионального образования предлагаю обсудить сегодня этот вопрос и по возможности принять решение,

возможно о разработке и внедрении в ОЗПЭК системы менеджмента качества.

Качество образования – это комплексное понятие, которое характеризует эффективность данного вида деятельности с разных сторон – разработка

стратегии, организация учебного процесса, маркетинг и других. О качестве образования судят по качеству выпускников. Качество образования

базируется на трех ключевых составляющих:

Цели и содержание образовательного процесса;

Уровень профессионализма преподавателей и организации преподавательской деятельности;

Состояние материально-технической базы и уровень научно-информационной базы учебного процесса.

Под менеджментом качества в образовании понимается планомерное воздействие на всех этапах на факторы и условия, которые обеспечат

формирование будущих качественных специалистов, полноценно использующих свои знания, навыки и умения.

ВложениеРазмер
doklad.doc 124 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: Пархоменко А.Ю.

Наиболее актуальной проблемой в области образования в современных условиях является повышение его качества. Учитывая современные тенденции развития профессионального образования предлагаю обсудить сегодня этот вопрос и по возможности принять решение, возможно о разработке и внедрении в ОЗПЭК системы менеджмента качества.

Качество образования – это комплексное понятие, которое характеризует эффективность данного вида деятельности с разных сторон – разработка стратегии, организация учебного процесса, маркетинг и других. О качестве образования судят по качеству выпускников. Качество образования базируется на трех ключевых составляющих:

  1. Цели и содержание образовательного процесса;
  2. Уровень профессионализма преподавателей и организации преподавательской деятельности;
  3. Состояние материально-технической базы и уровень научно-информационной базы учебного процесса.

Под менеджментом качества в образовании понимается планомерное воздействие на всех этапах на факторы и условия, которые обеспечат формирование будущих качественных специалистов, полноценно использующих свои знания, навыки и умения.

(Слайд 6). В современных условиях ОУ, оказывающее образовательные услуги сталкивается в своей деятельности со следующими проблемами:

  1. Конъюнктура рынка меняется быстро; рынок неравномерно насыщается специалистами разных профилей;
  2. Спрос на специалистов носит непостоянный характер;
  3. Государство не может регулировать рынок труда и распределение выпускников;
  4. Большая конкуренция на рынке образовательных услуг за счет роста числа негосударственных организаций (вузов, колледжей)
  5. Использование устаревших методик обучения снижает эффективность образовательных процессов.

Система менеджмента качества (СМК) в образовании призвана решать эти и многие другие проблемы. Пересмотрев подход к обеспечению качества образования , образовательные учреждения разрабатывают и внедряют у себя в организации систему менеджмента качества , то есть обеспечивают создание системы менеджмента качества на основе ГОСТ Р ИСО 9001:2001, который является аналогом международного стандарта ISO 9001:

(Слайд 8). В области образования внедрение СМК преследует следующие цели:

Внутри учебного заведения:

  1. В образовательном процессе – повышение успеваемости студентов;
  2. Реорганизация системы управления учебным заведением, введение в учебную программу новых специальностей и специализаций;
  3. Развитие инфраструктуры учебного заведения для создания благоприятных условий обучения;
  4. Введение новых образовательных технологий;
  5. Повышение уровня профессионализма преподавательского персонала;
  6. Оптимизация образовательного процесса – рациональное использование ресурсов с максимальной эффективностью.
  1. Повышение конкурентоспособности среди учебных заведений своего профиля;
  2. Расширение рынка потребителей – абитуриентов, с одной стороны, и организаций - работодателей, нуждающихся в молодых специалистах, с другой стороны;
  3. Повышение престижа вуза;
  4. Постоянная ориентация на конъюнктуру рынка специалистов, информированность.

Система менеджмента качества (СМК) — совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством.

СМК основана на восьми принципах менеджмента качества:

  1. Ориентация на потребителя — организации необходимо делать то, что хочет потребитель сейчас и захочет в будущем, даже если он этого не осознает.
  2. Лидерство руководителя — так как организация действует всегда в рамках ограниченности ресурсов и входных данных в конкурентной среде, то только лидер, обладающий видением, силой духа способен обеспечить достижение ее целей (миссии).
  3. Вовлечение персонала — так как персонал организации (а это мы с вами-коллеги) является ее основным ресурсом и одновременно самой чувствительной заинтересованной стороной, то опора наших лидеров на нас - это залог успеха.
  4. Процессный подход — СМК организации не статичное образование и ее элементами являются процессы — через которые достигаются цели, то есть через процессы обеспечиваются любые изменения.
  5. Системный подход к менеджменту — подразумевает учет всех факторов, воздействующих на внешнюю и внутреннюю среду организации.
  6. Постоянное улучшение — основа современного менеджмента, которая подразумевает постоянную адаптацию к произошедшим и ожидаемым изменениям в среде, а иногда и формирует их.
  7. Принятие решений, основанных на фактах — напоминание о том, что стабильность функционирования организации возможна не только на основе интуиции, но и с использованием данных измерений.
  8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками — вместе с принципом ориентация на потребителя предполагает создание устойчивых цепей поставок на основе взаимовыгодного сотрудничества.

Подробно рассмотрим Этапы построения СМК в ОЗПЭК им. Саввы Морозова. (Слайды 7-14)

  1. Формулирование Миссии, стратегии, политики, целей и задач ОЗПЭК в области качества на основе анализа потребностей рынка образовательных услуг, рынка рабочей силы и других заинтересованных сторон.

На основе анализа маркетинговых исследований требований основных потребителей образовательных услуг ОЗПЭК руководство колледжа должно разработать Миссию, цели, политику и обязательства в области качества.

Миссию, стратегические цели и политику в области качества следует документировать. Необходимо фиксировать в письменной форме все цели и обязательства в области качества. Данный документ является первоочередным в составе документации системы управления качеством. Главный документ — это План мероприятий по разработке и внедрению системы качества в ОЗПЭК. (Приложение 1).

Смотреть Рис. 1. Пирамида документации ОЗПЭК им. С.Морозова. (Слайд 8)

  1. Обучение высшего руководства и части персонала, задействованного в процессе разработки СМК ОЗПЭК им.Саввы Морозова.
  2. Проецирование стратегии и политики в области качества на все уровни управления и структурные подразделения ОЗПЭК им.Саввы Морозова

Рис. 1. Пирамида документации ОЗПЭК им. С.Морозова.

4. Формирование организационной структуры системы менеджмента качества ОЗПЭК им. С.Морозова. Рисунок 2. (Приложение 2). Необходимо сформировать ПОЛОЖЕНИЕ О СОВЕТЕ ПО КАЧЕСТВУ ОЗПЭК.

5. Самооценка ОЗПЭК (обследование рабочих процессов). Определение и описание рабочих процессов, систематизация и корректировка существующей нормативной (локальной) документации. При разработке модели СМК ОЗПЭК можно использовать “Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества образовательных учреждений” и “Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов”.

6. Разработка документации системы менеджмента качества (Руководство по качеству, документированные процедуры, рабочие инструкции)

7. Разработка системы измерения основных показателей и характеристик рабочих процессов. В ОЗПЭК можно внедрить документированную процедуру, регламентирующую осуществление мониторинга качества образовательных услуг. Система мониторинга, измерений и анализа качества образовательной услуги, процессов ГБОУ СПО ОЗПЭК представлена в Таблице 1 (Приложение 3).

А также Механизм изучения регионального рынка труда с целью формирования и обновления банка данных о трудоустройстве выпускников ОЗПЭК (Приложение 4).

8. Разработка системы корректирующих и предупреждающих действий

Кроме того, регулярно проводить внутренний аудит качества учебных занятий, для осуществления которого в разработать бланки аудита (Приложение 5). Внутренний аудит учебных занятий осуществляется на основании графика, составляемого на каждый месяц. Результаты внутреннего аудита учебных занятий за месяц обсуждаются на заседаниях ЦМК, полученные данные анализируются руководством ОЗПЭК и на основании этого разрабатываются и реализуются корректирующие или предупреждающие мероприятия.

Система менеджмента качества в образовании ,

будучи внедренной и действующей, позволит выйти учебному заведению на качественно новый уровень. Четкое распределение обязанностей и ответственности за выполнение работы на своем участке, унификация процессов обучения, их согласованное действие, своевременное выявление и устранение недостатков будут способствовать улучшению подготовки специалистов. Это, безусловно, повысит степень доверия заказчиков, заинтересованных в молодых специалистах. Качественное образование , престиж среди абитуриентов и хорошая репутация для колледжа.

Система менеджмента качества в образовании - гарантия качественных специалистов и престижа ОЗПЭК.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Основы теории всеобщего управления качеством (tqm) Принципы tqmСМК. Школа к.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Основы теории всеобщего управления качеством (tqm) Принципы tqmСМК. Школа к.

Основы теории всеобщего управления качеством (tqm)

Принципы tqm
СМК. Школа качества и управления. Занятие 2
Отдел маркетинга и инноваций

Принципы tqm1. Ориентация организации на потребителя Организация всецело зав.

Принципы tqm
1. Ориентация организации на потребителя
Организация всецело зависит от своих потребителей и поэтому следует понимать потребности потребителей, выполнять его требования и стремиться превзойти его ожидания. Система качества должна быть ориентирована в первую очередь на требования потребителя. Системный подход к ориентации на потребности клиента начинается со сбора и анализа жалоб и претензий потребителей.
В условиях применения TQM информация должна поступать систематически из многих источников и интегрироваться в процесс, позволяющий получить точные и обоснованные выводы относительно потребностей и желаний как конкретного потребителя, так и рынка в целом.

Принципы tqm2.Ведущая роль руководства Руководители организации устанавливаю.

Принципы tqm
2.Ведущая роль руководства
Руководители организации устанавливают единые цели и основные направления деятельности, а также способы реализации целей. Они должны создать в организации такой микроклимат, при котором сотрудники будут максимально вовлечены в процесс достижения поставленных целей.
Для любого направления деятельности обеспечивается такое руководство, при котором гарантируется построение всех процессов таким образом, чтобы получить максимальную производительность и наиболее полно удовлетворить потребности заказчиков (пациентов).

Принципы tqm3. Вовлечение сотрудников Весь персонал — от высшего руководств.

Принципы tqm
3. Вовлечение сотрудников
Весь персонал — от высшего руководства до рабочего — должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Персонал рассматривается как самое большое богатство организации, и создаются все необходимые условия для того, чтобы максимально раскрыть и использовать его творческий потенциал.
Сотрудники, вовлекаемые в процесс реализации целей организации, должны иметь соответствующую квалификацию для выполнения возложенных на них обязанностей.
Также руководство организации должно стремиться к тому, чтобы цели отдельных сотрудников были максимально приближены к целям самой организации. Огромную роль здесь играет материальное и моральное поощрение сотрудников.

Принципы tqm. Вовлечение сотрудников Персонал организации должен владеть ме.

Принципы tqm. Вовлечение сотрудников

Персонал организации должен владеть методами работы в команде. Работы по постоянному улучшению преимущественно организуются и проводятся группами. При этом достигается синергетический эффект, при котором совокупный результат работы команды существенно превосходит сумму результатов отдельных исполнителей.

Принципы tqm4.Процессный подход Для достижения наилучшего результата соотве.

Принципы tqm
4.Процессный подход
Для достижения наилучшего результата соответствующие ресурсы и деятельность, в которую они вовлечены, нужно рассматривать как процесс.

Принципы tqm5. Системный подход к управлению Результативность и эффективност.

Принципы tqm
5. Системный подход к управлению
Результативность и эффективность деятельности организации, в соответствии с принципами TQM, могут быть повышены за счет создания, обеспечения и управления системой взаимосвязанных процессов. Это означает, что организация должна стремиться к объединению процессов создания продукции или услуг с процессами, позволяющими отследить соответствие продукции или услуги потребностям заказчика.
Только при системном подходе к управлению станет возможным полное использование обратной связи с потребителем для выработки стратегических планов и интегрированных в них планов по качеству.

Принципы tqm6. Постоянное улучшение В этой области организация должна не то.

Принципы tqm
6. Постоянное улучшение
В этой области организация должна не только отслеживать возникающие проблемы, но и, после тщательного анализа со стороны руководства, предпринимать необходимые корректирующие и предупреждающие действия для предотвращения таких проблем в дальнейшем.
Цели и задачи основываются на результатах оценки степени удовлетворенности потребителей (полученной в ходе обратной связи) и на показателях деятельности самой организации. Улучшение должно сопровождаться участием руководства в этом процессе, а также обеспечением всеми ресурсами, необходимыми для реализации поставленных целей.

Принципы tqm7. Подход к принятию решений, основанный на фактах Эффективные р.

Принципы tqm
7. Подход к принятию решений, основанный на фактах
Эффективные решения основываются только на достоверных данных. Источниками таких данных могут быть результаты внутренних проверок системы качества, корректирующих и предупреждающих действий, жалоб и пожеланий заказчиков и т. д. Также информация может основываться на анализе идей и предложений, поступающих от сотрудников организации и направленных на повышение производительности, снижение расходов и т. д.

Принципы tqm8. Отношения с поставщиками Так как организация обычно связана с.

Принципы tqm
8. Отношения с поставщиками
Так как организация обычно связана со многими поставщиками, целесообразно налаживать взаимовыгодные отношения только с наиболее крупными и надежными, с целью дальнейшего расширения возможностей деятельности. На данном этапе устанавливаются документированные процедуры, обязательные для соблюдения поставщиком на всех этапах сотрудничества.

Принципы tqm9. Минимизация потерь, связанных с некачественной работой Миними.

Проблемы при внедрении TQM Существует несколько проблем, которые должны быть.

Проблемы при внедрении TQM
Существует несколько проблем, которые должны быть устранены в организации для успешной реализации TQM.
Небрежное отношение к ликвидации этих проблем могут не только воспрепятствовать применению TQM, но и постепенно уничтожить саму организацию.

Проблемы при внедрении TQM Управление только главной линией. Организация, ко.

Проблемы при внедрении TQM
Управление только главной линией.
Организация, которая заботится только о главной линии развития и управляется исключительно цифрами, обречена на провал. Управление — это тяжелая работа; менеджер, который полагается только на цифры, упрощает свою задачу. Менеджеры должны знать процесс, быть вовлечены в него, понимать источники возникновения проблем и давать примеры их решения своим подчиненным.

Проблемы при внедрении TQM Оценка деятельности на основе системы количественн.

Проблемы при внедрении TQM
Оценка деятельности на основе системы количественных показателей.
Оценка, использующая систему количественных показателей, отчеты, рейтинги или ежегодные обзоры достижений, иногда приводят к классификации, вынужденным квотам и другим ранжирам, вызывающим нездоровую конкуренцию, нарушающую командную работу в пределах организации. Вместо использования таких систем, менеджерам следует лично комментировать индивидуальную работу сотрудников, чтобы помочь им улучшить ее.

Проблемы при внедрении TQM Акцент на получении краткосрочных выгод. Если раб.

Проблемы при внедрении TQM
Акцент на получении краткосрочных выгод.
Если работник в прошлом имел опыт получения быстрых прибылей, он будет стараться и дальше работать в этом же ключе. Руководство же должно убедить сотрудников, что организации следует отдать предпочтение длительному и стабильному росту и совершенствованию, а не краткосрочным выгодам.

Проблемы при внедрении TQM Отсутствие стратегии. Если в организации нет ника.

Проблемы при внедрении TQM
Отсутствие стратегии.
Если в организации нет никакой последовательности реализуемых целей, работники организации будут чувствовать неуверенность в возможности своего постоянного профессионального и карьерного роста. Организация должна иметь постоянно реализуемый стратегический план, в котором должно быть уделено место и вопросам повышения качества.

Проблемы при внедрении TQM Текучка кадров. Если в организации наблюдается вы.

Проблемы при внедрении TQM
Текучка кадров.
Если в организации наблюдается высокая текучесть кадров, это указывает на серьезные проблемы. Ликвидация первых четырёх проблем может помочь преодолеть и эту. Руководство должно принять меры, чтобы работники почувствовали себя важной частью не отчужденной организации, а единой команды.

Отличия основных принципов традиционного управления и системы «всеобщее упра.

Преимущества TQM Увеличение степени удовлетворенности клиентов продуктами и у.

Цикл управления в системе TQMЦикл всеобщего управления качеством аналогичен ц.

Цикл управления в системе TQM
Цикл всеобщего управления качеством аналогичен циклу управления качеством продукции

Основные модули TQM представлены на рис.5.2.1. [147].

Основные модули TQM

Политика в области качества. Качество руководства

Ориентация всех целей, задач и действий на потребителя

Ответстисиность все­го персонала за каче­ство

Непрерывное улуч­шение качества всех процессов

Система качества Методы обеспечения качества

Рис. 5.2.1. Модули TQM

Как показывает анализ, концепция TQM базируется на ряде фундамен­тальных принципов, в каждом из которых кроется целый пакет требовании и подходов 1128, 141, 147] (рис.5.2.2.).

1. Ориентация всей деятельности предприятия на потребителя.

Организация всецело зависит от своих потребителей и поэтому долж­на понимать их запросы, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. Соответственно, система качества должна быть ориентирова­на, в первую очередь, на требования потребителя. В условиях применения TQM организация должна систематически получать информацию из многих источников о желаниях и претензиях заказчиков. Эта информация должна интегрироваться в процессы управления и распространяться по всем струк­турным подразделениям организации.

2. Ведущая роль руководства.

3. Вовлечение сотрудников.

Весь персонал - от руководства до рядового исполнителя - должен быт ь повлечен в деятельность по управлению качеством.

Персонал рассмат­ривается как основное богатство организации, и создаются все необходимые условия для того, чтобы максимально раскрыть и использовать его творче­ский потенциал.

Сотрудники, вовлекаемые в процесс реализации целей организации, должны иметь соответствующую квалификацию для выполнения возложен­ных на них обязанностей. Руководство организации должно стремиться к тому, чтобы цели отдельных сотрудников были максимально приближены к целям самой организации.

Персонал организации должен владел, методами работы в команде. Работы по повышению качества преимущественно организуются и прово-

дятся группами. При этом доспігастся синергетический эффект, при котором совокупный результат работы команды существенно превосходит сумму ре­зультатов отдельных исполнителей.

4. Непрерывное совершенствование деятельности в области качества.

Организация должна не только отслеживать возникающие проблемы, но и предпринимать необходимые упреждающие действия. При этом улуч­шение качества должно быть постоянной целью организации. Это предпола­гает соответствующее распределение ресурсов, которое, возможно, не даст быстрых финансовых результатов, но обеспечивает долгосрочный вьпирыш, выражающийся в повышении конкурентоспособности организации.

5. Ориентация на процессы.

Для достижения наилучшего результата все виды деятельности сле­дует рассматривать как процессы. Процессная модель организации состоит из множества бизнес - процессов, участниками которых являются структур­ные подразделения и должностные лица организации.

На основе этого принципа организация должна определить процессы проектирования, производства и доставки потребителю продукции или ус­луг. Задачей администрации является изучение каждого процесса. В итоге управление результатами процесса переходит в управление самим процес­сом. Следующим этапом реализации концепции TQM является оптимизация использования ресурсов в каждом выделенном процессе.

6. Системный подход к управлению.

Результативность и эффективность деятельности организации могут быть повышены за счет управления системой взаимосвязанных процессов на всех стадиях жизненного цикла продукции или услуг.

Это означает, что ор­ганизация должна стремиться к объединению процессов разработки (проек­тирования) и производства продукции или услуг с процессами, позволяющий-

ми отследить соответствие продукции или услуг потребностям заказчика. Только при системном подходе к управлению станет возможным эффектив­ное использование обратной связи с потребителем для выработки стратеги­ческих планов организации и интегрированных в них планов по качеству. 7.1 Іостоянное обучение сотрудников.

Необходимо поощрять образование и самосовершенствование. Адми­нистрация должна создать условия для повышения уровня квалификации персонала, для его переподготовки. Следует использовать современные ме­тоды обучения, в том числе на рабочих местах.

8. Развитие корпоративного сотрудничества.

Необходимо разрушить барьеры между отдельными структурными подразделениями организации. Основной задачей является переориентация сотрудников от частных интересов отдельных групп к общим интересам ор­ганизации в целом. Разви тию интеграции внутри организации способствует использование единых автоматизированных информационных систем и бай­ков данных.

9. Стратегическая ориентация организации.

Вся деятельность руководства организации, ее сотрудников должна быть направлена на решение основной стратегической задачи - повышение качества продукции или услуг. Поэтому руководство организации должно формулировать и решать задачи управления качеством на всех уровнях и во всех сферах деятельности предприятия.

Основополагающие принципы TQM были впервые разработаны в промышленности, однако в настоящее время они находят применение в от­раслях нематериального производства. Как отмечается в работе 1116], «не­смотря на мнения, рассматривающие TQM как последнее из модных увлече­ний, обрушившихся иа высшее образование, представляется, что есть твердая


Рис. 5.2.2. Основные принципы TQM Аналогичной точки зрения придерживаются многие российские спе­циалисты в области управления качеством. Так, В.Л. Качалов, говоря о принципах TQM, указывает, что «их внутренняя философия с самого начала

Очевидно, что хотя высшее образование способно принять многие из принципов TQM, было бы разумным ожидать целого комплекса проблем при внедрении концепции всеобщего управления качеством в вузах, связанных, в первую очередь, с организационной структурой высшего учебного заведе­ния. существенно отличной от структур коммерческих организаций.

В работе [113] перечисляются основные, по мнению автора, препят­ствия к внедрению систем качества в вузах:

Во-первых, для высшей школы характерна двойственность организа­ционной структуры, т.е. практически независимая реализация админнстра- типио-хозяйствсниых и учебно-воспитательных функций.

Во-вторых, мешают процессы самоизоляции сотрудников и подраз­делений. «Эта центробежная тенденция наиболее очевидна среди преподава­тельского состава, где верность дисциплине и/или своей кафедре главенст­

В третьих, особую роль в высшей школе играет фигура ректора.

Очень часто в вузах существует деление ответственности, когда ректор фо­кусирует свое внимание на внешних проблемах, а полномочия по внутрен­ним вопросам управления делегирует своим заместителям. Это усложняет процессы внедрение систем качества.

В [149] указываются следующие проблемы вуза, ставящего целью по­строение системы качества:

- отсутствие квалифицированных менеджеров на среднем уровне управле­ння университетами;

- отсутствие необходимых методических пособии и рекомендаций ио вне­дрению принципов менеджмента качества в образовательных учреждени­ях;

- утеря связи с предприятиями промышленности и как результат ведение образовательной деятельности в отрыве от потребностей сегодняшнего ДНЯ.

Нам представляется необходимым отметить еще несколько преград, стоящих на пупі внедрения TQM в вузах.

Другая проблема - это отсутствие в вузах специализированных под­разделений, отвечающих за проблемы качества образования. Если в структу­ре промышленных предприятий традиционно существуют службы качества, занимающиеся контролем качества продукции и координацией работ в об­ласти качества, то в образовательных учреждениях указанные функции рас­пылены - вопросами качества в силу своих возможностей занимаются служ­бы проректора по учебной работе, деканата, кафедры и др.

И, наконец, еще одно препятствие внедрению TQM, может быть, са­мое существенное. В настоящее время качество образования весьма незначи­тельно влияет на финансовые показатели работы вуза. Другими словами, от­сутствует экономический механизм, стимулирующий вузы серьезно зани-

маться проблемами качества. Следует, правда, ожидать, что введение систе­мы государственных заказов на подготовка' специалистов изменит эту си­туацию.

Попытаемся адаптировать рассмотренные выше общие принципы TQM к специфике высшей школы с учетом работ [2, 65. 114].

1. Ориентации деятельности всех структурных подразделений пуза на потребителей. При этом должны рассматриваться все внешние катего­рии потребителей - студенты, корпорации, общество и государство. Не­обходимо предоставлять всем категориям потребителей информацию, позволяющую оценивать качество образования. Структура плана приема в вузы, номенклатура специальностей и направлений, содержание обра­зования должны формироваться с учетом требований потребителей.

2. Вовлеченность всего персонала вуза в обеспечение качества всех ви­дов деятельности. Вуз не может эффективно развиваться только благо­даря усилиям ректората и группы активных сотрудников. TQM - массо­вое движение, поэтому каждый сотрудник вуза должен быть вовлечен в совершенствование образовательного процесса и удовлетворение зребо- ваний потребителей. Все факультеты, кафедры, другие подразделения ву-

за, отдельные сотрудники, наряду с выполнением стандартных функций, должны заниматься работами в области качества.

Важнейшим аспектом успешного внедрения TQM в вузах является во­влечение ректора в этот процесс. Практика промышленных корпорации показывает, что успехов в области управления качеством добиваются те организации, где это движение возглавляется высшим должностным ли­цом корпорации. Есть несколько объективных причин, которые должны побуждать ректора вуза возглавить работы по внедрению TQM: обострение конкуренции на рынке образовательных услуг обуславливает необходимость повышать качество образования;

возможность обучить персонал вуза новым прогрессивным технологиям управления;

возможность использовать новые механизмы и технологии в системе

Образовательные услуги являются результатом комплекса процессов, реализуемых в высшем учебном заведении. Эти процессы охватывают все составляющие деятельности вуза: довузовскую работу' с абитуриен­тами, набор студентов и слушателей, учебицй процесс, научно- исследовательскую деятельность, методическую работу; формы воспита­тельной работы, взаимодействие с потребителями к др. Поэтому управ­ление качеством в вузе представляет собой управление системой процес-

6. Высшее учебное заведение необходимо рассматривать как многоцеле­вую, динамическую интегративную систему, включающую комплекс подсистем, каждая из которых реализует самостоятельные цели, причем между целями отдельных подсистем существуют известные противоре­чия. Задачей руководства вуза является ориентация этой многоуровневой системы па решение задач управления качеством и обеспечение ее эф­фективного функционирования.

8. Внедрение TQM в вузах может быть эффективным лишь в том случае, если эта концепция будет согласованно использоваться иа всех внут- р и вузовских уровнях: на уровне отдельных кафедр; па уровне факуль­тетов и институтов вуза; на уровне общевузовских структурных подраз­делений общевузовското характера. При этом необходимо обеспечить атмосферу сотрудничества между отдельными кафедрами, управлениями, отделами, лабораториями.

9. Создание эффективной системы управления пузом па основе качества должно стать стратегической задачей руководства вуза, ибо только та­кой подход способен обеспечить конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг. На решение этой задачи должны быть направле­ны пес существующие инструменты менеджмента в сфере образования: прогнозирование и планирование деятельное™ пуза; целеполагание; рас-

становка кадров и распределение обязанностей между ними; организация системы информации; контроль и анализ всех внутривузовских процес­сов; своевременная корректировка процессов с целью ликвидации или предупреждения недостатков.

Внедрение концепции TQM в вузе - достаточно, длительный и много­этапный процесс. Безусловно, профиль учебного заведения, особенности его организационной структуры, традиции накладывают свой отпечаток на схе­мы и механизмы внедрения. Однако, как показывает опыт многих предпри­ятий промышленности, основными общими стадиями реализации концепции TQM являются следующие [130]:

- принятие решения ректоратом вуза о проведении работ по внедрению TQM- подхода в управлении образовательным учреждением;

- разработка стратегии всеобщего управления качеством а вузе (определе­ние политики, целей и задач, показателей качества);

- создание Совета по качеству, возглавляемого ректором вуза и назначение ответственных за качество в учебном заведении и в каждом отдельном подразделении;

распространение информации среди сотрудников коллектива пуза о вне­дрении концепции TQM и тех преимуществах, которые будут получены после проведения всего комплекса работ;

- организация обучения сотрудников методам и инструмент ам качества;

- разработка систем нормативно-правового обеспечения, контроля и отчет­ности;

- разработка руководства по качеству, методических рекомендаций по всем

внутри вузовским процессам, рабочих инструкций для сотрудников учеб­ного заведения;

- реорганизация структуры управления пузом с целью обеспечения дея­тельности в области качества;

- выбор приоритетных направлений (гем, проектов) для улучшения качест­ва образования;

- формирование рабочих групп (команд) для улучшения отдельных внут- ривузопских процессов;

Читайте также: