Методы анализа литературного произведения в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Басня - небольшое произведение в стихах или прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием. С помощью образов животных, неодушевленных предметов в басне осуждаются, высмеиваются недостатки, пороки людей. Основная мысль в басне - мораль. Она обычно находится в начале или в конце басни.

Сказка - вид устного народного творчества в прозе или в стихах о вымышленных событиях. По содержанию сказки бываю волшебные, бытовые, сатирические, о животных.

Рассказ - небольшое художественное произведение, в котором изображается характер героя, одно или несколько событий из его жизни.

Статья - небольшое по объему сочинение, в котором излагаются научные сведения, факты, события.

Стихотворение - небольшое поэтическое произведение в стихотворной форме.

Песня - стихотворение, предназначенное для пения.

  • СРАВНЕНИЕ - средство выразительности, когда одни предметы и явления сопоставляются с другими.
  • ЭПИТЕТ - художественное определение, дающее яркое, образное представление о сущности предмета или явления.
  • МЕТАФОРА - основное средство выразительности, когда одно явление полностью уподоблено другому, чем-то сходному с ним, при этом создается яркая, поэтическая картина.
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - вид метафоры, в которой явления природы уподобляются живым существам, часто людям.
  • АЛЛЕГОРИЯ - вид метафоры, где все изображения жизни: сюжет, действующие лица, язык - имеет не прямое , а иносказательное значение (используется в сказках, баснях, где действуют обычно животные).
  • АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение в стихах одних и тех же согласных звуков, напоминающих изображаемое явление.
  • ЮМОР - добродушный смех.
  • ИРОНИЯ - тонкая, скрытая насмешка, когда слова употребляются в обратном, противоположном смысле.
  • ГИПЕРБОЛА - чрезмерное увеличение свойств изображенного предмета или явления.
  • КОНТРАСТ - противопоставление.
  • ЖАНР - устойчивая разновидность художественного произведения.
  • ТЕМА ТЕКСТА - ответ на вопрос о чем пишет автор.
  • ИДЕЯ ТЕКСТА - главная мысль произведения.
  • СТИЛЬ - художественный, научно-публицистический , деловой.
  • ВИДЫ ТЕКСТА - повествование, описание, рассуждение.
  • КОМПОЗИЦИЯ - построение текста
  • ЗАВЯЗКА - событие, с которого начинается действие в художественном произведении.
  • КУЛЬМИНАЦИЯ - высшее напряжение действия в художественном произведении.
  • РАЗВЯЗКА - исход событий в литературном произведении, решение конфликта.
  • РИФМА - созвучие концов стихотворных строк.
  • ФОЛЬКЛОР - устное народное творчество (былины, народные песни, сказки, частушки, пословицы, поговорки, загадки)
  1. Автор и его проблемы, темы.
  2. Жанр произведения.
  3. Тема данного произведения.
  4. Идейная направленность.
  5. Главные герои, их роль в идейном содержании, поступки и их мотивы.
  6. Второстепенные персонажи, их связь между собой и главным персонажем.
  7. Сюжет, его элементы, их роль в раскрытии идеи.
  8. Композиция, ее компоненты, роль в раскрытии идеи.
  9. Язык писателя.
  10. Эстетическая и нравственная ценность произведения с точки зрения воспитания читателем.
  1. Определи жанровую разновидность произведения.
  2. Установи тему произведения.
  3. Определи вид текста: описание, повествование, рассуждение.
  4. Восстанови сюжет: развязку, кульминацию, рассуждение.
  5. Раскрой композиционные особенности текста.
  6. Составь описание художественных образов: портрет, поступки, речь, отношение.
  7. Проведи анализ авторского стиля (гипербола, контраст, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение)
  8. Сформулируй выводы (раскрой идею произведения).

ПЛАН РАССКАЗА О ГЕРОЕ

1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась). Мне очень запомнился(ась). Мне показался интересным. Я восхищаюсь. Мне очень не понравился(ась). )

2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).

3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?

4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.

5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.

6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.

7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?

8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?

9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?

ПЛАН РАБОТЫ НАД ЛИРИЧЕСКИМ СТИХОТВОРЕНИЕМ

1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?

2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?

3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?

4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?

5. Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.

6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?

7. Какие слова употребляются в переносном выражении?

8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?

9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?

ПЛАН АНАЛИЗА СКАЗКИ

1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.

2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?

3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?

4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?

5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.

6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?

8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?

ПЛАН АНАЛИЗА БАСНИ

1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.

2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.

3. Обрати внимание на то, как написана басня - прозой или стихами. Найди рифмы.

4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?

5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?

6. Перечисли основные черты характера главных героев басни.

7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.

8. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что - поучительным?

9. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.

10. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?


The article discusses the difference between the school and literary analysis, focuses on how to use them in elementary school. Attention is drawn to tales role in the formation of literary analysis skills, study its main stages.

Keywords: elementary school, literary analysis, literature, fairy tales.

Учитель, получивший литературоведческую подготовку в высшем учебном заведении, придя работать в школу, сталкивается с серьезными вопросами: как трансформировать полученные им литературоведческие знания и умения анализировать текст художественного произведения, чтобы передать свой опыт ученикам, в каком объеме, на каком уровне следует знакомить учеников с тем или иным понятием? Поэтому проблема соотношения школьного и филологического анализа литературного произведения является актуальной для будущих учителей.

В основе анализа литературного произведения в начальной школе лежит литературоведческий (филологический) анализ. Учителю необходимо владеть лингвистическим и литературоведческим видами текстового анализа, чтобы выявлять идею произведения, понимать намерения автора, оценить мастерство писателя с эстетической точки зрения. Но младший школьник не может выполнять все необходимые лингвистические и литературоведческие операции и это необходимо учитывать педагогу. Цель обучения детей — не только выявление истины, но и воспитание любви к чтению, сохранение эмоционального сопереживания ребенка. У юного читателя не возникает потребности анализировать текст, ему кажется, что смысл произведения уже усвоен, а потому необходимости перечитывать нет. Данную потребность необходимо развивать.

Школьный и литературоведческий анализ текста отличаются друг от друга и по объему, и по целям, и по способам изучения художественного текста.

Целью литературоведческого анализа является следующее: выявить историческую проблематику произведения, его художественное своеобразие. Целью жешкольного анализа становится корректировка первичного восприятия ребенком произведения, которое чаще всего является неточным и неполным, для того, чтобы дети могли определить собственную, достаточно точную читательскую интерпретацию литературного текста. Важно понять, какой уровень содержания литературы посилен и необходим ученику, найти способы усвоения данного содержания. Задачей школьного анализа является не полноценное научное исследование, а освоение произведения с читательской точки зрения.Учитель должен организовать на уроке не только учебную деятельность, но и общение класса с литературным текстом.

Известно, что младший школьник максимально эмоционален. Урок литературы не должен останавливаться на сухом разборе, поэтому школьный анализ можно отличить по большей субъективности и художественности. Учитель, начиная урок, должен обладать своей формулировкой, при этом учитывая, что она может быть уточнена и даже изменена учениками в ходе коллективной работы.

Благодаря образности мышления ребенка младшего школьного возраста наиболее удобным для литературоведческого анализа является жанр сказки. Именно сказки составляют основу школьной литературной программы.

П. И. Янченко алгоритм анализа содержания сказки представляет следующим образом: 1. Определение сказочной темы (любовь, животные, семья и др.). 2. Анализ образов и героев (главных и вспомогательных). Герои подразделяются на злых и добрых, на тех, кто мешает герою и тех, кто помогает. 3. Анализ проблем, возникающих в ходе литературного повествования (внешних и внутренних). 4. Способы решения обозначенных проблем.

Таким образом, рассмотрев этапы, мы можем сказать, что, изучая сказку поэтапно, ребенок более подробно узнает ее, запоминает и подвергает личностному анализу.

В. А. Сухомлинский считал сказки основой обучения и воспитания в начальной школе. Он считал, что если ученик при чтении сказки не переживает борьбу сторон добра и зла, то в детской душе что-то надломлено, есть какая-то рана, которую необходимо вылечить [1].

При анализе сказок стоит учитывать основные законы их построения: 1. Одушевление явлений природы и предметов. 2. Очеловечивание явлений, предметов, представление в действительные или фантастические образы. 3. Синтез ряда обыкновенных предметов, явлений, существ в образы, наделенные чудесными, необычными свойствами. 4. Чудесные обращения и превращения. 5. Гиперболизация.

С помощью этих законов в сказочное действие, в эмоциональную сферу сюжета включаются почти все явления существующего мира, все объекты воображения, как реально действующие силы.

Форма анализа сказки может быть самой разнообразной. Обратим внимание на смысловые акценты, значимые с подачи и родителей, и учителя, способствующие положительному влиянию на личностное становление ребенка. Они могут реализовываться в виде вопросов, адресованных детям, в виде беседы о сказке. Рассмотрим примеры вопросов и заданий: 1. Дать характеристику персонажам. 2. Постараться объяснить, почему произошло сюжетное событие. 3. Установить различие между словами и поступками персонажей. Дать нравственную оценку этому расхождению. 4. Вопросы, помогающие установить причинно-следственные связи между явлениями. 5. Беседа о том, что поучительного можно извлечь из сказки.

Существует ряд общих рекомендаций к работе над сказкой:

1. Подготавливаясь к чтению сказки необходимо организовать наглядно-практическую деятельность учеников или провести необходимую беседу, для того, чтобы дети смогли правильно воспринять героев и их поступки.

2. Чтение сказки должно сопровождаться показом иллюстраций, диафильма, рисунков, аппликаций и тому подобным.

3. Поскольку сказка предназначена в большей степени именно для устного воспроизведения, необходимо, чтобы учитель использовал чтение-рассказывание. При данной подаче текста заметна интонация, близкая к разговорной речи, рассказ сопровождается мимикой и жестами. Возможно использование аудиозаписей.

4. При проведении анализа сказки не нужно делать акцент на том, что некоторые ее элементы — вымысел, иначе исчезнет очарование сказки. Для наилучшего усвоения смысла произведения, его полного анализа, сказку рекомендуется прочитать по ролям.

5. Пересказ сказки. Он должен представлять собой рассказывание сказки, приближенно к тексту, с использованием выражение и слов, свойственных именно ей. Короткую сказку стоит воспроизводить полностью, длинную — по частям.

Литературный анализ системы образов сказки в начальной школе, как правило, ограничивается анализом героев, однако со временем предстоит обращение и к образам-деталям, и к сказочному миру в целом.

Работа в этом направлении включает в себя несколько этапов: анализ содержания сказки; выделение главных сказочных героев, определение черт характера; обозначение типов персонажей по роли, которой они обладают в сказке; создание словесного портрета; обобщение изученного материала о героях, составление их характеристики; поиск важных связей между сюжетными картинами сказки.

Работа по изучению сюжета состоит из нескольких этапов: осознание главных мотивов сюжета, обозначение причинно-следственных связей; определение функций персонажей, характерных ряда сказок; соотнесение всех элементов сюжета с характерами поступками и действиями героев.

В процессе изучения, важно показать ученикам, как строится сказка, из чего состоит, дать общее представление о героях, о сюжетной линии и роли в них сказочных персонажей, о богатстве художественно-изобразительных средств и образности русской речи, что будет способствовать развитию фантазии и творчества учащихся. За интересным фантастическим сюжетом, за разнообразием героев необходимо помочь ученику увидеть главное, — тонкость и гибкость смысла, чистоту и яркость красок, поэзию народного слова.

Русские волшебные сказки дают обширный материал для развития познавательной активности, творческих способностей, для самораскрытия личности. Такие сказки вызывают особый детский интерес. Именно на основе таких художественных произведений наиболее продуктивно происходит освоение литературоведческого анализа в начальных классах, необходимо лишь знать методы работы с детьми в данном направлении.

1. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям/В. А. Сухомлинский — Мн.: Народная асвета, 1981.

2. Жесткова Е. А. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки / Е. А. Жесткова, А. С. Клычева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. — № 1–1 — С. 126–130.

3. Жесткова Е. А. Творческие проблемы работы с художественным произведением на уроках литературного чтения в начальной школе // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения: сб. материалов Всерос. науч. конф. Арзамас, 17 апреля 2015 г.: / отв. ред. Е. А. Жесткова; Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. — С. 306–311.

4. Жесткова Е. А. Сказки В. А. Жуковского: к вопросу об интерпретации сказочных сюжетов // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 1. С. 154–157.

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, литературоведческий анализ, начальная школа, чтение сказки, герой, литературное произведение, литературный текст, младший школьник, ребенок, школьный анализ.


Басня - небольшое произведение в стихах или прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием. С помощью образов животных, неодушевленных предметов в басне осуждаются, высмеиваются недостатки, пороки людей. Основная мысль в басне - мораль. Она обычно находится в начале или в конце басни.

Сказка - вид устного народного творчества в прозе или в стихах о вымышленных событиях. По содержанию сказки бываю волшебные, бытовые, сатирические, о животных.

Рассказ - небольшое художественное произведение, в котором изображается характер героя, одно или несколько событий из его жизни.

Статья - небольшое по объему сочинение, в котором излагаются научные сведения, факты, события.

Повесть - литературное произведение описательно-повествовательного жанра.

Лирический жанр

Стихотворение - небольшое поэтическое произведение в стихотворной форме.

Песня - стихотворение, предназначенное для пения.

Былина - русская песня, поэма о богатырях и народных героях.

ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (изобразительные средства, помогающие образно выразить содержание произведения)

СРАВНЕНИЕ - средство выразительности, когда одни предметы и явления сопоставляются с другими.

ЭПИТЕТ - художественное определение, дающее яркое, образное представление о сущности предмета или явления.

МЕТАФОРА - основное средство выразительности, когда одно явление полностью уподоблено другому, чем-то сходному с ним, при этом создается яркая, поэтическая картина.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - вид метафоры, в которой явления природы уподобляются живым существам, часто людям.

АЛЛЕГОРИЯ - вид метафоры, где все изображения жизни: сюжет, действующие лица, язык - имеет не прямое , а иносказательное значение (используется в сказках, баснях, где действуют обычно животные).

АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение в стихах одних и тех же согласных звуков, напоминающих изображаемое явление.

ЮМОР - добродушный смех.

ИРОНИЯ - тонкая, скрытая насмешка, когда слова употребляются в обратном, противоположном смысле.

ГИПЕРБОЛА - чрезмерное увеличение свойств изображенного предмета или явления.

КОНТРАСТ - противопоставление.

ЖАНР - устойчивая разновидность художественного произведения.

ТЕМА ТЕКСТА - ответ на вопрос о чем пишет автор.

ИДЕЯ ТЕКСТА - главная мысль произведения.

СТИЛЬ - художественный, научно-публицистический , деловой.

ВИДЫ ТЕКСТА - повествование, описание, рассуждение.

КОМПОЗИЦИЯ - построение текста

ЗАВЯЗКА - событие, с которого начинается действие в художественном произведении.

КУЛЬМИНАЦИЯ - высшее напряжение действия в художественном произведении.

РАЗВЯЗКА - исход событий в литературном произведении, решение конфликта.

РИФМА - созвучие концов стихотворных строк.

ФОЛЬКЛОР - устное народное творчество (былины, народные песни, сказки, частушки, пословицы, поговорки, загадки)

СХЕМА АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Автор и его проблемы, темы.

Тема данного произведения.

Главные герои, их роль в идейном содержании, поступки и их мотивы.

Второстепенные персонажи, их связь между собой и главным персонажем.

Сюжет, его элементы, их роль в раскрытии идеи.

Композиция, ее компоненты, роль в раскрытии идеи.

Эстетическая и нравственная ценность произведения с точки зрения воспитания читателем.

ПЛАН АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Определи жанровую разновидность произведения.

Установи тему произведения.

Определи вид текста: описание, повествование, рассуждение.

Восстанови сюжет: развязку, кульминацию, рассуждение.

Раскрой композиционные особенности текста.

Составь описание художественных образов: портрет, поступки, речь, отношение.

Проведи анализ авторского стиля (гипербола, контраст, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение)

Сформулируй выводы (раскрой идею произведения).


ПЛАН РАССКАЗА О ГЕРОЕ

1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась). Мне очень запомнился(ась). Мне показался интересным. Я восхищаюсь. Мне очень не понравился(ась). )

2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).

3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?

4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.

5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.

6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.

7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?

8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?

9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?

ПЛАН РАБОТЫ НАД ЛИРИЧЕСКИМ СТИХОТВОРЕНИЕМ

1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?

2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?

3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?

4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?

5. Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.

6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?

7. Какие слова употребляются в переносном выражении?

8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?

9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?

ПЛАН АНАЛИЗА СКАЗКИ

1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.

2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?

3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?

4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?

5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.

6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?

8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?

ПЛАН АНАЛИЗА БАСНИ

1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.

2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.

3. Обрати внимание на то, как написана басня - прозой или стихами. Найди рифмы.

4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?

5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?

6. Перечисли основные черты характера главных героев басни.

7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.

8. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что - поучительным?

9. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.

10. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?


С чего начинается история? (завязка)

Как продолжается история? (развитие действия)

Какой самый острый момент? (кульминация)

Как разрешается конфликт? (развязка)

Как заканчивается история? (заключение)

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА

Законченность, завершённость, полнота (ничего нельзя убрать, сократить).

Единство темы, монолитность (воспоминание о родине, случай на рыбалке, встреча Нового года и т.д.).

Главная мысль, вытекающая из сюжета (т.е. идея текста, то, что хотел сказать автор своим текстом).

Заголовок (в заголовке очень часто выражены либо тема повествования, либо идея. Заголовок - это "вход" в текст, как в некое здание).

Связность изложения (по смыслу и грамматически).

Иногда членение текста на микротемы (абзацы).

У текста есть автор (тексты различаются авторской стилистикой, почерком, манерой).

Читайте также: