Как принципы демократии должны воплощаться в школьной жизни

Обновлено: 07.07.2024

. Ежедневно, ежеминутно каждый неравнодушный педагог, чувствуя ответственность за этих маленьких людей, стремится не только дать знания, но и воспитать из маленького человечка, Человека с большой буквы, с пытливым умом и чутким сердцем. Главная цель современной школы - воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе. Одна из основных задач демократического образования состоит в том, чтобы помочь ребёнку обрести себя как личность, быть полноценным участником экономической,социальной, политической и духовной жизни общества, формирование у учащихся позитивного правосознания.

ВложениеРазмер
formirovanie_demokraticheskogo_uklada_shkolnoy_zhizni.docx 41.19 КБ

Предварительный просмотр:

  • Чтобы они, сознавая свой интеллект, свои возможности, могли понять другого человека, даже и не с таким высоким интеллектом, и не с такими способностями.
  • Чтобы у них не было высокомерия по отношению друг к другу.
  • Чтобы у ребят, не было чувства ущербности, униженности перед теми, кто здоров и не имеет физических отклонений, кто не боится выйти на школьную сцену,
  • Чтобы у них не было злобы на ребят, которые в чём – то успешнее. Это, в сто раз важнее!

ГБОУ школа №454 Колпинского района г. Санкт - Петербурга учитель начальных классов Сигеева И. П.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


статья "Влияние уклада школьной жизни на личность младшего школьника"

Уклад школьной жизни.

ВЛИЯНИЕ УКЛАДА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ НА ЛИЧНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ВЛИЯНИЕ УКЛАДА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ НА ЛИЧНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.


выступление на МО классных руководителей "Уклад школьной жизни"

выступление содержит информацию о типах школьного уклада.


В связи с поисками различных подходов к проблеме содержания воспитания, хотела бы обратить ваше внимание на один из важнейших аспектов в школьном образовании, который затрагивает многие процессы школь.

Школа ( с лат. "скале") есть скалистая лестница, по ступеням которой проходит духовное и нравственное восхождение ребёнка, его становление как человека. Ежедневно, ежеминутно каждый неравнодушны.


В опыте подробно описываюся этапы работы по формированию культурного участника дорожного движения и организация работы отряда ЮИД в г. Нарьян-Маре.


А.Н. Тубельский "Уклад школьной жизни – это особый дух, особая атмосфера, которые в не меньшей степени определяют воспитательные и образовательные эффекты".

В демократия Это политическая система, которой на Западе придают наибольшее значение, и которая кажется предпочтительной как для нашего поколения, так и для будущих поколений. На протяжении ХХ века большинство стран мира находились под властью монархического, тоталитарного или диктаторского типа, а некоторые страны продолжают им подчиняться.

Именно из-за постоянного воздействия на мир демократических перерывов правительства стремятся распространять демократическую культуру, таким образом, чтобы быть уверенным в его непрерывности во времени. В этих случаях очень часто государство стремится распространить демократию как национальную ценность, так что с первых лет все люди получают образование в рамках этого типа.

Смотрите также: Примеры демократии

В школа Кажется, это та область, где раннее проявление демократии очень важно. В фактах школьная демократия должна заключаться в способности самих детей выбирать определенные вещи, таким образом чувствуя себя частью своего процесса обучения и обучения. Предполагается, что в тот момент, когда они осознают свое право выбора, они получают свою долю ответственности за решение, принятое большинством.

Однако очень часто осуществление демократии в школе быть действительно сложным. Бывает, что большинство учебных заведений руководствуются презумпцией нежелания молодых людей учиться, поэтому видят в этом единственный механизм, побуждающий их к хорошей успеваемости. власть, строгость и праведность. Поэтому нередко учителя, наиболее отождествляемые с этими позициями, полагают, что все примеры школьной демократии бесполезны, поскольку они передают детям власть, которую нельзя давать им, пока они не готовы ее использовать.

Они считают, что единственная роль детей в школе заключается в том, чтобы плохо или хорошо усваивать знания, которым их учат, возможно, недооценивая обучение гражданственности, что также должно быть важно. Также часто учителя, даже не придерживаясь этих идеологических позиций в преподавании, не приводят примеров демократии в школе, потому что они никогда не были знакомы с ними и их важностью.

Когда дело доходит до демократии в школах, определение демократии не ограничивается возможностью выбора между различными вариантами тех, на кого это решение повлияет. В фактах любой край демократии можно увидеть в школе, который включает в себя всевозможные случаи, когда одна мысль отвергается, и каждому разрешается выражать свою точку зрения, независимо от того, будет она услышана или нет.

На основе вышеизложенного в следующий список будут включены примеры демонстрации демократии в школах:

Он может служить вам: Примеры демократии в повседневной жизни

Все мы хотим, чтобы дети росли свободными и уверенными в себе, занимали активную гражданскую позицию, умели не только доносить до других свою мысль, но и внимательно их слушать. Уважение к чужой точке зрения, способность понимать себя и окружающих — эти навыки и качества можно прокачивать в том числе и в школе.

В подобном классе ученики осознают свои права и берут на себя ответственность за свое поведение. Они чувствуют себя отдельными личностями, но также и членами дружного сообщества.

Каковы характеристики класса, в котором придерживаются демократических принципов?

  • Отношения в нем отличает высокий уровень доверия друг к другу;
  • Здесь приветствуют разделение власти между учителями и учениками;
  • В нем ценят каждый голос и уважают свободу воли;
  • В нем уважают каждую идею, слышат голос каждого ребенка;
  • В нем слышат и приветствуют различающиеся точки зрения, в том числе и по сложным вопросам;
  • В таком классе диалог считается главным способом принятия решений;
  • Основная цель обучения в таком классе — развитие личных качеств и критического мышления.

Вот три важных пункта, которые помогут вам внедрить демократические принципы в учебное пространство.

1. Обстановка

Если вы учитель, то первое, на что стоит обратить внимание, — это обустройство класса. Вместе с учениками подумайте: как должно выглядеть ваше общее пространство? Помогите им реализовать их собственные идеи — или те, что они выработали сообща.

Вместе подумайте об основных убеждениях и ценностях, которые должна отображать обстановка классной комнаты. Обсудите, как расставить мебель в ней, чтобы детям было проще и удобнее сотрудничать и устанавливать близкие контакты.

Столы, расставленные традиционным способом — рядами, — ограничивают возможности взаимодействия. А вот если разместить их небольшими группами, дети будут гораздо эффективнее обмениваться информацией и идеями.


Обсудите с учащимися, как можно украсить класс. Возможно, они захотят разместить на стенах или столах какие-то артефакты, которые будут отражать их убеждения и ценности. Или кому-то будет важно разместить на столе табличку или открытку с надписью на родном языке.

Решения, напоминаем, нужно обсуждать и принимать всем вместе!

Подумайте о том, как обстановка в классе может отображать иерархию власти в учебной среде.

Например, учитель сидит на мягком стуле, а ученики — на жестких стульях. Детские парты обращены к месту преподавателя. А в некоторых школах учителю отведена кафедра, и тогда он постоянно смотрит на класс свысока… Поговорите о том, как эти особенности организации пространства могут мешать созданию демократической обстановки и что с этим лучше сделать.

Вместо того чтобы узурпировать власть, мы, учителя, можем поделиться ею с нашими учениками, децентрализовать ее.

Если расставить стулья по кругу, учащиеся получат возможность напрямую разговаривать друг с другом. И учителю не придется постоянно держать себя в тонусе.

Мы, учителя, можем отказаться от авторитарной роли и стать для учащихся кем-то вроде фасилитатора. И будем создавать поддерживающую среду, в которой учащиеся смогут развивать свои коммуникативные и социальные навыки.

2. Устав

Вместо того чтобы создавать список жестких правил или фиксировать собственные ожидания от класса, составьте вместе с учениками устав класса.

Основное внимание при этом уделите не только обязанностям учащихся, но и их правам (какая демократия без прав ученика и человека?).

В уставе стоит описать, как вы планируете совместить и сбалансировать потребности отдельного ученика с потребностями группы.

Познакомьте учащихся с различными правовыми нормами, которые защищают права ребенка (и в первую очередь с Конвенцией ООН по правам ребенка). Попросите учащихся выбрать те пункты из этих документов, которые, по их мнению, особенно важно соблюдать в классе.

Основываясь на этих правах, решите: какие обязанности ученики должны взять на себя, чтобы эти права можно было соблюдать?

Важно отметить, что права, которые выберут ученики, нельзя отнимать в качестве наказания. При этом нужно избегать моментов, при которых будут ущемлены права других. Так, если ученик прикрывается пунктом о свободе слова, позволяя себе дискриминационные высказывания в адрес других, это нужно пресечь.

Мирная обстановка в классе зависит от каждого ученика. Если мы хотим, чтобы дети умели распознавать свои и чужие эмоции и продуктивно справлялись с конфликтами, нам нужно рассказывать им о стратегиях, позволяющих сохранять мир.

Как оборудовать эту часть класса? Можно разместить рядом коробку с бумагой и фломастерами, разложить книжки с приятными иллюстрациями и другие предметы, которые помогут детям чувствовать там себя уютно. И предлагайте им отправляться туда, если они расстроились или чем-то разочарованы.

Мир не приходит к нам раз и навсегда: он то царит в наших отношениях с другими, то разрушается от неосторожного слова или движения. И потому для сохранения дружественной обстановки в классе надо регулярно говорить и размышлять о нем — всем вместе или по отдельности.


Устав и стратегии эффективного общения помогут ученикам чувствовать себя в безопасности — особенно это важно, если разговор зашел о каких-то новостях и событиях, которые могут заставить детей волноваться и спорить.

Соглашения, принятые в классе, делают беседу более предсказуемой и помогают развивать коммуникативные навыки.

4. Растить активных граждан

Это отличный способ практиковать свободу через образование. Хотим мы этого или нет, но наши решения влияют на убеждения, ценности и ожидания учащихся.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Классный час на тему: Демократия в школе: миф или реальность

Цель: формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Задачи:

создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие через конкретные дела;

создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;

развивать креативность, стимулирование социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей;

воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы);

создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);

Скажите, мне, пожалуйста, в какой стране мы с вами живем?

А как еще называется наша страна?

(Российская Федерация)

Какая форма управления в нашем государстве: монархическая или демократическая?

(Демократическая)

Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о демократии. Но не просто о демократии, а о демократии в школе. Давайте попробуем разобраться, что такое школьная демократия.

Как вы вообще понимаете слово демократия?

(когда выбранные от народа представители участвуют в управлении государством, когда соблюдаются равноправие, права и свобода человека).

Одним из важнейших прав человека является право на участие в управлении делами государства. Не случайно у школьников, педагогов и родителей есть право на участие в управлении школой. Сегодня в каждой школе есть масса вопросов, которые имеют разные варианты решения, нужно стремиться решать большинство этих вопросов с учетом мнения ученического самоуправления.

Самоуправление – это демократический способ организации коллектива

Ребята, для решения каких вопросов нужны органы ученического самоуправления?

Организация досуга

Решать проблемы школьной жизни

Решать вопросы учебной деятельности

Помогать администрации школы

Сейчас я вам предлагаю рассмотреть основные модели организации ученического самоуправления.

Сейчас в группах вам предстоит выработать свою модель ученического самоуправления. Вы можете использовать как целиком готовую модель, представленную сейчас, так и синтезировать свою.

(ученики выбирают модель, по которой они будут управлять школьным государством, выбирают президента или министров)

Делимся на группы – министерства по 4 человека, в каждой из которых вы выбираете своего министра, который будет отчитываться о работе вашего министерства.

Давайте теперь рассмотрим один из принципов школьной демократии – принцип выборности. Каждый имеет право выбирать и быть выбранным. На эту работу вам отводится 5 минут.

А теперь каждое министерство готовит отчет о своей проделанной работе. У вас имеются в каждой группе листы, в которых уже прописана некоторая работа, которую вы делаете. Вы можете добавить еще и что то свое. На подготовку вам дается 10 минут.

Главные министры школы возглавляют министерства:

-образования;

-здравоохранения;

- внутренних дел.

(министры отчитываются, а президент, если его выберут, утверждает их работу или нет).

Ребята, мы с вами проиграли модель самоуправления в школе. Как вы думаете можно ли применить эту модель в вашей школе?

Возможна ли демократия в вашей школе?

Хотели бы вы принимать участие в школьном самоуправлении?

(Можно, если останется время рассмотреть слайд 5 из презентации. )

Итак, ребята, в сегодняшней беседе мы только немного затронули вопрос о демократии в школе. Но даже эта небольшая беседа помогла ответить нам на проблемный вопрос: Демократия: миф или реальность?

Спасибо всем за урок! И я хотела бы вам пожелать, чтобы в вашей жизни всегда была свобода выбора! Удачи и всего доброго!

Читайте также: